Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Работа №58562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 8
1.1. Вопросы психолого-педагогического изучения фонематического
восприятия 8
1.2. Характеристика фонематического восприятия у детей с ОНР в условиях
билингвальной среды 15
1.3. Значение игровых приемов в логопедической работе по развитию
фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 22
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Организация исследования особенностей фонематического восприятия у
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с
ОНР 34
Выводы по главе 2 42
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1. Содержание работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования
игровых приемов 44
3.2. Сравнительный анализ результатов исследования 53
Выводы по 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В последние десятилетия возрастает число детей с общим недоразвитием речи, которое прежде всего появляется в поведении, специфике коммуникативных умений и навыков взаимодействия. Речевые нарушения - это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (нарушение звукопроизношения, недоразвитие лексико - грамматического строя и связной речи, нарушение голоса, темпа и ритма речи).
Развитие фонематического восприятия - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Значимость исследований по развитию фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с общим недоразвитием речи имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь.
Изучением общего недоразвития речи занимались Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов.
Игра - это арена детских успехов и достижений. Доступность и выразительность народных игр с точки зрения логопедии активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению об окружающем мире, развитие психических процессов. Неотъемлемой часть образовательного процесса учителя-логопеда в ДОУ, является использование народных игр в своей работе, для речевого и коррекционного развития детей.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР), проживающие в Республике Татарстан, находятся в ситуации языкового билингвизма, что создает ряд особенностей речевого развития детей данного региона. Изучение языкового билингвизма является предметом исследования многих ученых, причем он изучается с разных точек зрения. В качестве наиболее развитых можно выделить:
- специфику функционирования языков в билингвальных ситуациях (труды В.М. Алпатова, В.Н. Белоусова, В.А. Виноградова, М.Н. Губогло, М. Джусупова, А.Д. Дуличенко, М.И. Исаева, Т.П. Млечко, A.A. Нозимова, А.О. Орусбаева,- Ю.Е. Прохорова, А.Ю. Русакова, Б.А. Серебренникова, Э.Д. Сулейменовой, В.М. Шаклеина и др.);
- теорию языковых контактов, особенности русско-инонационального коллективного билингвизма (исследования В.И. Абаева, В.А. Аврорина, Т.А. Бертагаева, У Вайнрайха, Е.М. Верещагина, JI.C. Выготского, Ю.Д. Дешериева, Г.А. Дырхеевой, Б.М. Есаджанян, A.A. Залевской, Н.К. Хан, Э.В. Хилхановой, Г. Шухардта, Л.В. Щербы и др.);
- теорию типов речевой культуры носителя языка (работы A.B. Осиной, О.Б. Сиротининой, И.А. Стернина); особенности индивидуального (художественного) билингвизма (диссертации М.Б. Амалбековой, УМ. Бахтикиреевой, E.H. Кремер, P.O. Туксаитовой, А.Б. Тумановой, И.С. Хугаева и др.). В ходе исследования мы опирались на выводы, полученные в области смежных наук (работы Т.Д. Гачева, A.A. Громыко, A.A. Кодара, A.B. Кореневой, В.А. Никонова, А.О. Наумова, А. Трушина и др.).
Многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением звуков обоих языков. У многих детей с ОНР отмечается несформированность правильного звукопроизношения, сопровождающаяся отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. При этом замены, смешения, перестановки звуков уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком-билингвом звуков. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать и на письме буквы. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками из двуязычных семей надо уделять развитию фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения, применяя игровые приемы и техники.
Цель исследования - определить эффективность использования игровых приемов с детьми-билингвами с ОНР в развитии фонематического восприятия.
Объект исследования - фонематическое восприятие дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования - особенности использования игровых приемов в логопедической работе с детьми с ОНР 3 уровня по развитию фонематического восприятия.
Гипотеза исследования:
У детей, воспитывающихся в условиях языкового билингвизма, наблюдается несформированность фонематического восприятия. При наличии систематической целенаправленной работы по развитию фонематического восприятия с использованием игровых приемов наблюдается повышение качества фонематического развития у детей билингвов старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы потребовалось решение следующих задач:
1) проанализировать современные аспекты по вопросам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи и детей, находящихся в условиях билингвизма;
2) определить эффективность игровых приемов в логопедической работе с детьми с нарушением речи;
3) выявить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР;
4) разработать и апробировать программу по формированию фонематического восприятия у дошкольников-билингвов с ОНР с использованием игровых приемов;
5) провести сопоставительный анализ результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: работы таких ученых в области развития фонематического восприятия детей с нарушениями речи Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева, М.Б. Амалбековой, У.М. Бахтикиреевой, E.H. Кремер, P.O. Туксаитовой, А.Б. Тумановой, И.С. Хугаева и других.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, изучение документации, экспериментальное исследование, метод математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования. Разработана программа логопедической работы по развитию фонематического восприятия с помощью игровых приемов у детей с ОНР 3 уровня. Результаты работы могут быть использованы в коррекционной работе логопедов и воспитателей детских садов по развитию фонематического восприятия детей с нарушениями речи Республики Татарстан и других многонациональных субъектов РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению проблемы использования игровых приемов в работе с детьми с общим недоразвитием речи по развитию фонематического восприятия.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы позволил установить, что под фонематическим восприятием понимается специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно содержит в себе два компонента - фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня, как правило, нарушено, что препятствует коррекции нарушений речи. Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня эффективно, если на логопедических занятиях применять комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование правильного произношения, фонематического представления, фонематического анализа и синтеза.
С учетом выявленных теоретических предпосылок изучения проблемы использования игровых приемов в работе с детьми с общим недоразвитием речи по развитию фонематического восприятия было проведено экспериментальное исследование, позволяющие выявить практические аспекты их применения.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволяет говорить о том, что, независимо от индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности фонематического восприятия, общая стратегия формирования фонематического восприятия является единой для детей как с билингвальным, так и с монолингвальным речевым развитием. Вместе с тем у дошкольников с двуязычием выявлена значительная зависимость от факторов, усложняющих опознание фонем. Вследствие отсутствия должного уровня сформированности аналитико-синтетической базы у этих детей нарушен механизм восприятия и опознания фонем.
У детей с билингвизмом отмечены ошибки при:
- выделении определенного звука из ряда сходных по акустическим и артикуляционным признакам;
- определении количества, последовательности, места звуков в слове;
- нарушении звукопроизношения и слоговой структуры слов: искажения контура слов, пропуски звуков, слогов.
На формирующем этапе исследования работа в контрольной группе работа велась в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием логопеда с использованием традиционных приемов, методов и средств. В экспериментальной группе помимо всего перечисленного логопедом был сделан акцент на применении игровых приемов.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развития фонематического восприятия в обеих группах. Разнообразие игровых приемов с опорой на народные игры, применяемых в области формирования фонематического восприятия детей дошкольного возраста экспериментальной группы, позволили воздействовать на большинство компонентов фонематической системы русского языка с целью их совершенствования и развития. При этом значимым моментом являются такие параметры формирования фонематического восприятия как опознание гласных звуков и фонематический анализ, возможно, что первое позволит различить игровые приемы, ориентированных на развитие данных параметров фонематического восприятия дошкольников с ОНР III уровня, как у билингвов, так и у монолингвов.
Это свидетельствует о полном подтверждении гипотезы исследования. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, а гипотеза получила полное подтверждение в ходе исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что при его проведении разработана программа логопедической работы по развитию фонематического восприятия с помощью игровых приемов у детей с ОНР 3 уровня. Результаты работы могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей детских садов.



1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 112 с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Лань, 2007. - 186 с.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М., 1975. - 468 с.
5. Белянин В.П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: МПСИ, 2003.
- 232 с.
6. Богоявленский Д.Н. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 1961. - 444 с.
7. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л.С. Волкова // Логопедия. - М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. - С. 513 - 524.
8. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР / Л.С. Волкова // Дефектология. - 2010.
- №2. - С.18-25
9. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 322 с.
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 158 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 686 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблема развития психики / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 688 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Дефектология / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 682 с.
14. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011. - 132 с.
15. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000. - 248 с.
16. Гузельбаева Г.Я. Практики использования государственных языков жителями Татарстана в ситуации официального двуязычия / Г.Я. Гузельтаева // Филология и культура. - 2013. - №4(34). - С. 44-50.
17. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 112 с.
18. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности / Дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1984. - С.135-151.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 422 с.
20. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 432 с.
21. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под. Ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. -192 с.
22. Ильина С. Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника / С. Ильина // Наука и Школа. - 2007. - №8. - С. 12-17.
23. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 118 с.
24. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
25. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - СП., 2006. - 206 с.
26. Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - 149 с.
27. Крупская Н.К. В поисках новых путей / Н.К. Крупская // Сборник статей. - М.: Работник просвещения, 1924. - С. 194-196.
28. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. - М.: Академия, 2007. - 462 с.
29. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 76-80.
30. Лагутина А.В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2014. - №6(15). - С. 27-31.
31. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004. - 422 с.
32. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 2003. - 488 с.
33. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие.- М.: Педагогика, 2003. - 622 с.
34. Методические рекомендации для учителей-логопедов. Система работы с учащимися при двуязычии. - Новокуйбышевск: МОУДПО(ПК)С «Центр повышения квалификации», 2006. - 56 с.
35. Никитина А.Ю. Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза / А.Ю. Никитина // Практическая психология и логопедия. - 2010. - № 3. - С.23-29.
36. Онищенко А. Основы рациональной деятельности / А. Онищенко. - Днепропетровск, 1996. - 208 с.
37. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с.
38. Палиева, Т.В. Развитие билингвального образования дошкольников в Беларуси во второй половине ХХ века // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - №8. - С. 48-52
39. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
40. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: сб. программ/ сост. Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
41. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2013. - № 1. - С. 39-43.
42. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 409 с.
43. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2014. - № 6. - С. 48-53.
44. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. - М., 1988. - С. 37-45.
45. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 5:. - 480 с.
46. Стражинская, Н.С. О дифференциации дошкольниками близкородственных языков/ мат-лы межвузовской конференции «Проблемы детской речи» - СПб., 1998. - 92 с.
а. Ткачёва, Л.Ф. Психологические особенности изучения русского языка украинскими детьми в условиях билингвизма // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С.38-44.
47. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А. Тумакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.
48. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М.: Наука, 2005. - 432 с.
49. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико¬фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 2003. - 72 с.
50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Наука, 2006. - 506 с.
51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
52. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие: В 2 т.т. Т.11 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: АСТ, 2010. - 402 с.
53. Чернов, Д.Н. Социальнокультурные условия становления речеязыковой компетенции у детей мигрантов младшего школьного возраста // Логопед.№8. - 2011. - С.12-27
54. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей / Г.В. Чиркина, И.Т. Власенко. - М.: Наука, 2000. - 444 с.
55. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
56. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948. - 234 с.
57. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника / Д.Б. Эльконин // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949. - 402 с.
58. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Педагогика, 2009. - 222 с.
59. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. Издание 2е изд. - М.: Педагогика, 2010. - 321 с.
60. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». - Режим доступа: http://tel.tatar.ru/
61. Валеев А.А. Билингвальное обучение в Республике Татарстан -
Режим доступа: http://www.rusameeduforum.com/content/ru/?
task=art&article=1000959&iid=15
62. Филимонова М.С. Билингвизм как тенденция языкового развития современного общества / М.С. Филимонова, Д.А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №1. - Режим доступа: www.science - education.ru/101 - 555


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ