Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СЕМЬИ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО РЕБЕНКА (АНАЛИЗ ДАННЫХ ЛОНГИТЮДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Работа №58535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Соотношение речи взрослого и ребенка и его изучение в лингвистической традиции 7
1.1. История накопления фактов онтолингвистики 7
1.2. Понятие социально-экономического статуса и его влияние на усвоение
языка ребенком 11
1.3. СЭС и инпут 18
Выводы 19
Глава 2. Анализ речевой продукции детей и взрослых с низким СЭС 21
2.1. Материал 21
2.2. Коммуникативные стратегии 25
2.3. КС и частеречные характеристики спонтанной речи 29
2.4. Повторы и пересечения реплик 33
2.5. Разнообразие лексикона 35
2.6. Средняя длина высказывания 38
Выводы 40
Заключение 42
Список использованной литературы


Лингвистика детской речи, или онтолингвистика, понимаемая как становление языковой способности, формирование речевой компетенции ребенка, дальнейшее ее развитие и изменение в зависимости от возраста - одна из самых молодых дисциплин. Начало свое она берет еще в первой половине XX века в России. Одной из первых и самых известных работ стала книга А.Н.Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» . В этом и последующих своих исследований, считающихся даже на сегодняшний момент полными и систематичными, автор наблюдал за становлением грамматики языка своего сына.
Дальнейшее изучение детской речи большое распространение получило на Западе. В зарубежных университетах эта дисциплина преподается, имеется множество учебных пособий. Однако многие западные лингвисты функционального направления, такие, например, как Майкл Томаселло, опираются на фундаментальные работы русских ученых А.Р.Лурии, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского.
В последней четверти ХХ столетия в Америке и Западной Европе появилось множество работ, посвященных влиянию социального статуса родителей на усвоение языка ребенком (см. обзор литературы в книге «Бедность и усвоение языка». Эта тема на русском материале исследована пока недостаточно, поэтому большое значение приобретает изучение связи между социально-экономическим статусом русскоговорящей семьи и усвоением детьми родного русского языка.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении речи, обращенной к ребенку, происходящему из семьи с низким уровнем дохода и образования родителей. Вследствие неослабевающего интереса российских и западных исследователей к проблемам усвоения языка факторам, влияющим на формирование речи ребенка, тема социального статуса и его воздействия на особенности развития будет актуальна до тех пор, пока мы не сможем собрать достаточного объема материала речи таких детей. Сбор данных в неблагополучных семьях низкого социального статуса имеет свою специфику. Такой материал трудно получить, так как родители не склонны допускать исследователей в свою бытовую среду. Между тем, по мнению Л.С.Выготского, негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом.
Родители играют значимую роль в усвоении языка ребенком, Он не в состоянии усвоить язык в необходимом объеме, если его языковое окружение не дает необходимой речевой практики. В семьях, где взрослые имеют хорошие языковые навыки и больше возможностей для взаимодействия с детьми, дети имеют показатель уровня речевой компетенции выше, а значит они способны к социализации больше, чем их сверстники.
Объектом исследования стала спонтанная речь, обращенная к ребенку в возрасте до 4-х лет, матерей из русскоговорящих семей с низким социальным статусом, а также речь самих детей, их братьев и сестер.
Предмет исследования — зависимость усвоения ребенком родного языка от социального и экономического благополучия семьи и проистекающих от них особенностей речи, обращенной к ребенку. Основной целью настоящей работы является: поиск диагностических факторов недостаточного взаимодействия родителей с детьми и анализ тех семейных особенностей, которые могут смягчить негативные последствия низкого социально-экономического статуса семьи.
Задачи исследования:
• Сбор, расшифровка, кодирование материала в системе CHILDES ;
• Анализ особенностей речевого взаимодействия матери и ребенка;
• Выявление используемых взрослыми коммуникативных стратегий в речи;
• Выявление факторов, компенсирующих влияние низкого социально-экономического статуса семьи на раннее речевое развитие ребенка.
Материалом исследования послужили видеозаписи спонтанной речи детей и взрослых из многодетной семьи, собранные и расшифрованные нами и закодированные в системе CHILDES (Children Language Database Exchange System). Это международная система обмена данными по детской речи, применяемая для анализа спонтанной речи детей и взрослых и для исследования усвоения второго языка.
В качестве дополнения к основному материалу, для сравнения полученных результатов использовались расшифрованные аудиозаписи речевого взаимодействия матери и ребенка из семьи со средним социально-экономическим статусом, но с высоким образовательным статусом. Записи спонтанной речи дополнены тщательно ведущимися дневниковыми записями родителей с филологическим образованием.
Гипотеза исследования состоит в том, что родители, недостаточно осведомленные о нормах и особенностях развития детей, избирают наименее благоприятные для удовлетворения коммуникативных потребностей тактики общения с ребенком, или коммуникативные стратегии.
Работа апробировалась на международных конференциях Онтолингвистика-2015 (ИЛИ РАН), Онтолингвистика-2016 (РГПУ им. А.И. Герцена), проходивших в Санкт-Петербурге, а также на конференции NERA-
2016. Social Justice, Equality and Solidarity in Education в Хельсинки, Финляндия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ нового материала спонтанной речи детей и их матерей из семьи с низким социально-экономическим статусом не подтвердил гипотезу, выдвигавшуюся в начале исследования. Родители из бедных семей, хотя и не имеют достаточного образования или необходимых социальных связей, но, благодаря большому опыту общения с собственными детьми, избирают благоприятные речевые тактики, благодаря которым ребенок нормально усваивает родной язык.
Многодетность - это один из факторов, смягчающих воздействие низкого уровня доходов и малообразованности родителей. Благодаря избыточности речи, направленной как на ребенка, так и на взаимодействие с его братьями и сестрами, формирование системы языка по всем исследованным нами показателям (мера разнообразия словарного запаса, уровень адаптируемости, средняя длина высказывания), проходит нормально, как у ребенка в семье со средним социально-экономическим статусом.
Еще один важный экстралингвистический фактор, по нашему мнению, - внутрисемейные и внешние социальные связи. Дети в одной из исследуемых семей посещают различные, в том числе и логопедические, занятия в благотворительном центре. Это еще один источник лексически богатого и грамматически правильного инпута.
Таким образом, несмотря на низкий экономический, образовательный и социо-культурный статус родителей, их неблагоприятное воздействие компенсируется многодетностью семьи или помощью социальных благотворительных центров, где каждый ребенок получает достаточный инпут для нормального речевого развития. Возможно, анализ новых данных выявит и другие благоприятствующие факторы.
В силу растущего интереса исследователей к влиянию социального фактора на развитие речи ребенка, данное направление работы может считаться очень перспективным. Проведя множество анализов, подобных проделанным в этой работе, можно сделать выводы относительно речевого развития детей и влияния социальных особенностей на характеристики речи взрослых целого слоя общества.



1. Бедность и развитие ребенка / Александров Д. А., Иванюшина В. А., Маслинский К. А. М., 2015. 392 c.
2. Буянов М. М. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. 207 с.
3. Воейкова М. Д. Грамматические функции диминутивов (ранние этапы) // Проблемы онтолингвистики. СПб., 2007. с. 35-38
4. Воейкова М. Д. Русская речь в системе CHILDES. СПб., 1995. 320 c.
5. Воейкова М. Д., Становление имени. М., 2015. 352 c.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
7. Гаврилова Т. О. Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты (на материале русского языка): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 103 с.
8. Гальперин В. В., Гальперин В. М. 50 лекций по микроэкономике. М.,
2004. (сайт) http://50.economicus.ru/
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 472 с.
10. Гвоздев А. Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Хрестоматия. Ч.3, СПб., 1999. 46 с.
11. Гвоздев А. Н. От первых слов до 1 класса: Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981. 254 с.
12. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев, 1990. 103 с.
13. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.;Л., 1948. 60 с.
14. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Ч.1. М., 1949. 268 с.
15. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Ч.2. М., 1949. 192 с.
16. Елисеева М. Б .Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000. с. 15-33.
17. Елисеева М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста // Логопед в детском саду. №1. М., 2006. 7 с.
18. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста, СПб., 2008. 173. с.
19.Звуковой корпус как материал для анализа русской речи / Богданова- Бегларян Н. В., Бродт. И. С., Куканова В.В. СПб. 2013. Ч.1. 531 с.
20. Исенина Е. И.Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Иваново, 2002. с. 20
24.
21. Казаковская В. В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый- ребенок». СПб., 2006. 456 с.
22. Казаковская В. В. Как измерить «избыточность» инпута? // Проблемы онтолингвистики. СПб., 2012. С. 307-312.
23. Казаковская В. В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый - ребенок». М.,
2011. 464 с.
24. Кларк Е. В. Универсальные категории: о семантике слов- классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // Психолингвистика / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984. с. 221-241.
25. Корнев А. Н. Нарушения письма и чтения у детей. СПб., 1997. 286 с.
26. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. СПб., 2003. 287 с.
27. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации// Вопросы языкознания. М.,1994. №2. с. 82-89.
28. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 С.
29. Мосина Н. М. История исследования детского языка в России и за рубежом // Интеграция образования. 2003. №4 с. 160-166.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999. 526 с.
31. Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Текст. Интертекст. М., 2001. с. 543-553.
32. Протасова Е. Ю. Роль диминутивов в детском дискурсе // Проблемы детской речи. СПб., 1999. с. 153-157.
33. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996. 318 с.
34. Римашевская Н. М. Социальные последствия трансформаций в России//Социологические исследования.1997. №6. с. 55-65.
35. Рыбников Н. А. Язык ребенка. М.;Л., 1926.
36. Сикорский И. А. О развитии речи у детей // Сб. науч.-лит. ст. по вопр. общ. психологии и воспитания. Киев; Харьков, 1899. Т. 5. с. 37—48.
37. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
38. Терихов С. А .О социальном аспекте речевого взаимодействия в коммуникативном контексте // Материалы Международной научной конференции «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве». Пятигорск, 2004.
39. Фергюсон Ч. Автономная детская речь в шести языках // Новое в лингвистике. Вып.7. М., 1975. с. 422-440.
40. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972. 122 с.
41. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009. 592 с.
42. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М., 2000. 240 с.
43. Чуковский К. И. От двух до пяти. Живой как жизнь. М., 1968. 814 с.
44. Язык, общество и школа / Баранова В. В., Гаврилова Т. О., Панова Е. А. И др. М., 2012. 448 С.
45. Comparing Child Well-Being in OECD Countries: Concepts and Methods / Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. Florence, 2006. 117 p.
46. Daland R. Variation in the input: a case study of manner class frequencies // Journal of child language, 2013. №40. 1-32 p.
47. Neurobiological Pathways Linking Socioeconomic Position and Health / Gianaros P. J, Manuck S. P. // Psychosom Med, 2010.№72(5). p. 450-461.
48. Hoffman L., Marquis J. G., Poston D. J. Assessing family outcomes: Psychometric evaluation of the Family Quality of Life Scale // Journal of Marriage and Family. 2006. №87. р. 777-785.
49. Kloth S., Janssen P., F.Kraaimaat F. and Brutten G.J. Communicative styles of mothers // Journal of child language, 1998. №25. p. 149-168.
50. MacPhee D. Knowledge of Infant Development Inventory: Manual. N.-Y. 2002.
51. MacWhinney B., Snow C. The Child Language Data Exchange System: an Update // Journal of Child Language, 1990. № 17. p. 457-472.
52. Meaningful differences in the everyday experience of young American children / B. Hart, T. Risley, Baltimore, 1995. 256 p.
53.OECD (2010). PISA 2009 Results: Overcoming Social Background - Equity in Learning Opportunities and Outcomes (Volume II). 224 p. https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/48852584.pdf
54. Protassova E. Ju., Voeikova M. D. Diminutives in Russian at the early stages of acquisition // Acquisition of Diminutives. Amsterdam; Philadelphia, 2007. P. 43—73.
55. Purcell-Gates V., McIntyre E . , Freppon P.A. Learning Written Storybook Language in School: A Comparison of Low-SES Children in Skills-Based and Whole Language Classrooms // American Educational Research Journal, 1995. Vol. 32, No. 3. p. 505-533.
56. Ravid D., Schiff R. Morphological abilities in Hebrew-speaking gradeschoolers from two socio-economic backgrounds: An analogy task. First Language, 2006. №26 p. 381-402.
57. Report of the APA Task Force on Socioeconomic Status / Saegert S. C., Adler N. E., Bullock H. E. etc. Washington, 2006. 46 p.
58. Rowe M. L. Child-directed speech: relation to socioeconomic status, knowledge of child development and child vocabulary skill // Journal of child language, 2008. №35. p. 185-205.
59.Song L., Spiernd E. T. Tamis-Lemonda C. S. Reciprocal influences between maternal language and children's language and cognitive development in low- income families // Journal of child language. 2013. №41. р. 305-326.
60. Tailor N., Donowan W., Miles S, Leawitt L. Maternal control strategies, maternal language usage and children’ s language usage at two years // Journal of child language, 2009. №36. p 381-404.
61. Voeikova M. D. Classical Studies on the Acquisition of Russian as a First Language (1900-1950): An Overview // Journal of Baltic studies. 2012. №2. p. 161-175.
62. Zhang M . Links Between School Abseneeism and Child Poverty. Pastoral Care in Education, 2003, Volume 21, Issue 1. p. 10-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ