Введение 3
Глава 1. Методологические подходы к освещению проблемы детской агрессии 7
1.1. Тема детской агрессии в универсальных и специализированных СМИ 7
1.2. Правовые и этические аспекты освещения темы детской агрессии 21
Глава 2. Методы работы журналиста с темой детской агрессии 28
2.1 Методы работы журналиста с темой детской агрессии:
конструктивная практика 28
2.2 Некорректное освещение случаев детской агрессии в СМИ 38
Заключение 51
Список литературы
Одной из острейших социальных тем, которая периодически отражается в разных средствах массовой информации, является подростковая агрессия. И действительно, мало кого может оставить равнодушным жестокость школьниц, затравивших свою сверстницу, агрессия ученика, избившего своего учителя, или трагедия со стрельбой в московской школе. Все перечисленные случаи широко обсуждались в СМИ в течение последних нескольких лет. Следует отметить, что тема детской агрессии находит свое отражение как в общественно-политических, так и в специализированных средствах массовой информации. Педагоги, психологи, социологи, журналисты и простые граждане пытаются понять, почему дети, особенно подростки, в том числе и из внешне вполне благополучных семей, ведут себя порой как звери. Социальные педагоги и психологи ищут способы предупреждения агрессивного поведения, но, к сожалению, рост количества трагедий, связанных с жестокостью и агрессией подростков, с каждым годом только увеличивается. Интересно, что официальная статистика детской преступности, представленная МВД в 2014 г., свидетельствует об уменьшении почти в трое преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с аналогичными данными, отражающими ситуацию в 1990-е гг. Скорее всего, это свидетельствует о безнаказанности большинства агрессивных подростков, которые часто с удовольствием и без последствий для себя выкладывают видеоролики со сценами физического и морального насилия в социальные сети.
В Государственной думе Российской Федерации в настоящее время идет обсуждение инициатив, связанных с обеспечением безопасности в школах: предлагается ужесточить методы воздействия на учеников, введя должности школьных приставов (это предложение высказали представители КПРФ); представители ЛДПР предложили установить в классах видеокамеры для постоянного контроля за поведением учащихся и учителей. Однако социальные психологи и педагоги утверждают, что необходима продуманная комплексная система мер, направленных в первую очередь на предупреждение случаев агрессивного поведения, а репрессивные действия могут лишь повысить уровень агрессии - как в школе, так и в обществе в целом.
Среди причин агрессивного поведения современных подростков специалисты называют и влияние СМИ, особенно сети Интернет. Очевидно, что отражая данную тему, журналисты всегда рискуют неправильно расставить акценты, исказить информацию, привлечь нездоровый интерес у детей из группы социального риска и даже спровоцировать новую волну негативных действий.
В данном исследовании мы попытались разобраться в причинах подростковой агрессивности, рассмотреть конкретные случаи ее проявления и проанализировать особенности отражения данной темы в СМИ, выделив возможные риски, чтобы обосновать необходимость корректного подхода к данной проблеме со стороны журналистов.
Актуальность работы связана с ростом уровня агрессии в детской и подростковой среде в современном обществе и увеличением влияния средств массовой информации на это явление, в том числе посредством неосторожного и некорректного освещения данной проблемы журналистами.
Гипотеза исследования: СМИ могут оказывать существенное влияние на агрессивность подростков, в том числе негативное.
Цель работы: показать закономерности появления ошибок журналиста при освещении данной проблемы, обосновать необходимость корректного отражения проблемы агрессивного поведения в СМИ.
Задачи:
1) изучить методологические подходы к проблеме агрессивного поведения детей и подростков в современном обществе;
2) на основе анализа теоретических источников, нормативно-правовых актов, журналистской практики сравнить особенности освещения
проблемы агрессивного поведения подростков в общественно-политических и специализированных (социально-психологических и педагогических) СМИ;
3) выявить типичные ошибки при освещении данной проблемы. Объектом исследования послужили материалы общественно политических и специализированных изданий и порталов.
Предмет исследования - особенности освещения детской агрессии в СМИ.
Методы исследования: контент-анализ, сравнительный анализ, глубинное интервью со специалистом в области подростковой агрессии для определения этических и социально-психологических ориентиров для корректного освещения данной темы журналистами, а также с уполномоченным по правам ребенка и журналистом с целью выявления возможных рисков в работе над темой подростковой агрессии в журналистике.
Теоретико-методологические основы и источники исследования:
Исследование основано на подходах и методах психологии, педагогики и теории журналистики. Ключевыми психологическими трудами стали работы Л. Берковица и Д. Олвейса. Приняты во внимание труды специалистов в области психологии массовой коммуникации (Н.В. Брушлинская, Ж. Годфруа, Е.Л. Доценко, В.Ф. Олешко, Е.Е. Понина и др.), работы, специально рассматривающие эффекты транслирования элементов агрессии в СМИ и влияние массмедиа на агрессивное поведение подростков (М.А. Бережная, И.В. Ерофеева Д. Журов, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшинаи др.) . Методологическое значение для данной
работы имели также психологические и педагогические исследования социально-эмоционального и личностного развития ребенка (А.Г. Асмолов, А. Бондура, Л. Берковиц, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Е. М. Метус, А. Маслоу, А. Рубинштейн, К. Роджерс, Д. Уотсон, С. Холл, Э. Эриксон и др.), педагогические труды, посвященные проблеме агрессивного поведения подростков В. Дольто, Д. Фельдштейном, С. Дубининым и др.
Хронологические рамки исследования: 2011-2016 гг. Эмпирическую базу работы составили публикации общественно-политических СМИ - «Российская газета», «Комсомольская правда», а также сетевые порталы Newru.com, Dailynewslight и др., и специализированные СМИ, посвященные проблемам психологии, педагогики и образования. Характер выборки - сплошной.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Методологические подходы к освещению проблемы детской агрессии
Перед тем, как перейти к анализу особенностей и возможных рисков освещения проблем детской агрессии в СМИ, попробуем понять, что такое агрессия и агрессивность, опираясь на теоретические источники и комментарии практикующих педагогов-психологов.
В данной работе рассмотрены этические, правовые и профессиональные аспекты освещения проблемы детской агрессии в общественно-политических и специализированных средствах массовой информации. В первой части работы проанализирована сущность ключевых для работы понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и др. в соотношении с особенностями подросткового этапа развития. Сделан вывод о том, что среди причин агрессивного поведения современных подростков особое место занимают СМИ. Анализ комплекса психологических исследований показал, что ввиду отсутствия масштабных лонгитюдных исследований по теме агрессивности детей и подростков, а также взаимосвязи агрессивности с влиянием СМИ, работы подобного рода являются ценным материалом как для журналистской теории, так и руководством для практикующих специалистов. Обнаружен разрыв между интересом ученых, прежде всего - психологов, к теме детской агрессивности и интенсивностью освещения данной темы в СМИ. Установлено, что в среднем общественно-политические СМИ обращаются к данной теме не более 3-5 раз в год, ориентируясь только на резонансные информационные поводы из криминальных сводок. В то же время не все случаи попадают на страницы печати, а публикации, комплексно анализирующие проблему, характерны только для специализированных СМИ, посвященных психологии и образованию.
С помощью анализа изменений в правовом поле, регламентирующем деятельность СМИ в отношении несовершеннолетних, были выявлены и описаны возможные риски при публикации материалов о детской агрессии, среди которых: неверная оценка событий, наличие ложной и непроверенной информации, наличие информации, которая может привлечь интерес у детей из группы социального риска и даже спровоцировать новую волну негативных действий. Была прослежена динамика активности законодателей в Российской Федерации в отношении информационной безопасности детей и подростков. После принятия одноименного федерального закона стали появляться региональные нормативные акты, которые также уделяют немало внимания роли СМИ с точки зрения их возможного влияния на поведение, в том числе проявления агрессивного поведения.
В работе сформулированы основные причины усиливающегося интереса к теме детской агрессии:
1) группа социальных причин, вызывающих эскалацию детской агрессивности;
2) повышенное внимание аудитории и профессионального сообщества журналистов к теме;
3) популярность видеороликов, демонстрирующих агрессивное поведение, в Интернете.
В эмпирической части были проанализированы публикации общественно-политических и специализированных СМИ о случаях проявления подростковой агрессии, а также рассмотрены особенности отражения данной темы в СМИ с описанием основных проблем и обоснованием необходимость корректного подхода к данной тематике со стороны журналистов.
Среди возможных рисков при освещении темы детской агрессии мы выделили следующие.
К этическим аспектам можно отнести некорректные оценки и характеристики, используемые автором, не подкрепленные экспертной оценкой; наличие иронии и насмешки, в том числе и в форме различных иллюстраций к материалам, а также прямое и данное в скрытой форме побуждение к агрессивным действиям.
К правовым аспектам можно отнести: раскрытие личных данных, обнародование фото и видеоматериалов с участием несовершеннолетних; неверная (а также непроверенная) информация, информация, порочащая честь и достоинство участников событий.
В результате проанализированных публикаций делан вывод о том, что наиболее успешным с точки зрения освещения темы можно назвать текст, в котором фактическая информация представлена со ссылкой на правоохранительные органы, поскольку данный источник информации будет являться в данной ситуации максимально объективным и надежным.
Также для читателей наиболее информационно полным и полезным можно назвать текст, содержащий в себе комментарии экспертов в области детской психологии. Предположения или факты о мотивации несовершеннолетних преступников являются одной из основ текстов, посвящённых детской преступности. Если говорить об эффективности журналисткой работы в данной сфере, то стоит отметить такой формат текста, как рекомендации родителям, позволяющие предотвратить преступления в среде несовершеннолетних.
Было зафиксировано, что практически все авторы текстов стремятся описать «горячие подробности» происшедшего преступления. В материалах наблюдается излишнее обилие деталей. Стоит отметить, что журналистам, освещающим данную тему на региональных ресурсах, следует быть не менее аккуратными в освещении данной тематики, чем автором крупных изданий. Это обосновывается тем, что данную прессу используют как источник информации знакомые жертвы, которые тоже могут испытать психологический дискомфорт от прочитанного.
1. Golbik E. The influence of critical pnenomena on the educational process of children and young people. Part III. "General social factors shaping the educational processes of the transformation period" // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. - № 1. - С. 153-155.
2. Mayer E.V. The influence of modern television on the formation of aggressive behavior // Инновационные тенденции развития российской науки Материалы IV Международной (заочной) научно-практической конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск Ю.В. Платонова. 2011. С. 405-406;
3. Vinogradova S., Melnik G. Media phsychology: a new branch of The theory in mass communication - the problem оf protiction from adverse media impacts // Istanbul Universitesi Ileti§im Fakultesi Dergisi, 2013. I, 44.P.177- 187;
4. Ануфриева А. Что такое буллинг? // Psychologies. 20.04.2015. URL: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/buning-bolezn-vlasti/
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
6. Братцева О., Колезев Д. «Зачастую практика применения закона искажает его смысл» // Знак [интернет-газета], 05.04.2016. URL: https://www.znak.com/2016-04-
05/alina_kabaeva_otvetila_na_otkrytoe_pismo_zhurnalista_znak_com
7. Буров Анатолий. Томского школьника осудили за убийство беременной подруги // Российская газета, 28.05.2015. URL: http://www.rg.ru/2015/05/28/reg-sibfo/shkolnik-anons.html
8. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестн. Краснояр. государственного пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2015. - № 3 (33). - С. 143.
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - С. 109.
10. Бютнер К. 1) Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1967. - 141 с.; 2) Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1991. Цит. по: Агрессия подростков с умственной отсталостью: психологический контекст: учебное пособие / сост. Л.В. Шипова. - Саратов, 2015. - 202 с. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1355.pdf.
11. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Теленасилие: исследовательские подходы к современной медийной практике // Интегрированные коммуникации: актуальные проблемы и инновационные технологии. - Челябинск, 2010. - С. 21-27;
12. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Глава 11. Психологическое воздействие сцен насилия и жестокости на телевизионную аудиторию // Психология массовых коммуникаций. - М.: Юрайт, 2015. - 502 с.; Журов Д. Теленасилие. Манипуляции на российских телеканалах. URL:http.://www.psyfactor.ru
13. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. - № Вып.4. - С.194-204;
14. Гребенщикова Л.Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение //
Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. - № 19. - С. 61-67.
15. Дейнека О.С., Забарин А.В. Психолого-политические основания группового деструктивного поведения // // Современные проблемы науки и образования. 2014. - №6. - С.15.
16. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб.: Петербург - XXI век, 1997. -
278 с.
17. Дубинин С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. - №5. - С.98-116.
18.Зелинский С.А. Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ (Современные политтехнологии манипулирования). URL: http://psyfactor.org/lib/zln1.htm.
19. Иванов В., Сердюк В. Журналистская этика. - Киев: Высшая школа,
2007. - C. 36.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: (Серия «Мастера психологии»).
21. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
22. Концепция информационной безопасности детей. URL: http://government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBx
D. pdf
23. Латынова Т.Ю. Насилие в средствах массовой информации и агрессивное поведение // Познание. Общество. Развитие / ред.-сост.
Д.В. Ушаков. --- М., 1996. - С. 162.
24. Мельник Г. С. Исследование интернет-зависимости в медиапсихологии // Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья: Материалы междунар. научн.-практ. конф. / ред. колл.: И. В. Ерофеева, А. Е. Горковенко, С. В. Петухов, И. А. Романов, С. И. Чугунов. - Чита, - 2011. - С. 188-198;
25. Мельник Г.С. Влияние СМИ на социальные эпидемии: конструктивные и деструктивные последствия // Ученые записки. Т.23: Современные социальные коммуникации в системе цивилизации и культуры (Modern social communication in the system of civilization and culture): материалы междунар. научн.-практ. конф. 18-19 ноября 2013 г. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2014. - С.135-142.
26. Новикова Анастасия. «Школьного стрелка» арестовали // Комсомольская правда, 04.02.2014. URL: http://www.kp.ru/onlme/news/1649682/#_blank
27. Позднякова М.Е. Особенности девиантного поведения подростков // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической и научно-методической конференции «Конфликты в социальной сфере» (15-16 марта 2013 г., г. Казань). Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. С. 224.
28. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4. С. 194— 204.
29. Сафронова О.В. О проблеме распространения жестокости, агрессии и насилия в современных средствах массовой информации // Система ценностей современного общества. 2015. №39. URL: http://cyberlemnka.ra/artide/n/o-probleme-rasprostranemya-zhestokosti- agressii-i-nasiliya-v-sovremennyh-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 03.05.2016).
30. Скудаева Анна. Ударил ради забавы // Российская газета, 25.12.2014. URL: http://rg.ru/2014/12/25/reg-cfo/zabavy.html
31. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. - № 2. - С.
85.
32. Таусинова О. К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. — 2016. - №4. - С. 708-712.
33. Томина Н. А. Агрессивное поведение детей 4-5 лет: оценка воспитателями дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Н. А. Томина // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: [УрФУ], 2015. - С. 1125-1126.
34. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. - М., 1982. С. 30.
35. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm
Зб.Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных
подростков: результаты лонгитюдного исследования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. - №3. - С. 2-3.
37.Чурсинова О.В. Влияние телевидения на содержание представлений подростков об агрессивном поведении // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. - № 10. - С. 165-175;
38.Чурсинова О.В. Влияние телевидения на структуру представлений подростков об агрессивном поведении // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Серия: Психологические науки. 2010. - № 3. - С. 92-97;
39.Этические принципы подготовки журналистских материалов о детях // ЮНИСЕФ Узбекистан. URL: http://www.umcef.uz/ru/media-center/press- kit/manuals/421