ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 2
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения в основной
школе 7
1.1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России» как методологическая основа разработки и реализации ФГОС 7
1.2. Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников в
основной школе 32
Глава 2. Приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств в процессе обучения истории в основной школе 47
2.1. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории в
основной школе 47
2.2. Из опыта реализации авторского исследовательского проекта «Наша
повесть о Великой войне» 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения в основной
школе 7
1.1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России» как методологическая основа разработки и реализации ФГОС 7
1.2. Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников в
основной школе 32
Глава 2. Приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств в процессе обучения истории в основной школе 47
2.1. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории в
основной школе 47
2.2. Из опыта реализации авторского исследовательского проекта «Наша
повесть о Великой войне» 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложение
Научными основами новой концепции образования являются классические и совершенно инновационные педагогические и психологические подходы: гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной,
индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный. Три из них дают ответ на вопрос - в чём заключается цель образования. Школьное образование в нынешний период ставит приоритетом получение детьми новых знаний, и в то же время, мало направлено на профессиональное и духовное самоопределение школьников. Важно учитывать, что овладение навыками, знаниями и умениями должно быть не целью образования, а помогать осуществлять её основные развивающие цели. Это помогает формировать правильное и разумное мировоззрение, даёт необходимые знания для построения жизненных и профессиональных планов. Положения, приведённые выше, устанавливают главной прерогативой образование человека, что является признаком гуманистического подхода. Преобладающей целью в образовательном процессе является воспитание личности не только компетентной, но и способной выполнять важную и востребованную деятельность, обладающей коммуникабельностью и потенциалом в самореализации .
В современный период основной упор делается не только на процесс самого обучения, помимо того, большое внимание уделяется воспитанию подростков. Формирование личности, которая будет любить свою родину и ответственно относиться к своим обязанностям как гражданина, является неотъемлемой и необходимой в нынешнее время частью образования. Данная задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках истории.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является учебно¬воспитательный процесс в современной школе. Предметом - принципы, формы и методы формирования духовно-нравственных качеств в учащихся.
Главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие
индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к повышению ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования .
В соответствии с духовно-нравственным воспитанием, опираясь на личностно-ориентированное образование, успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей. Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно концепции духовно-нравственного воспитания, максимальный вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой согласно возрастному и деятельностному подходам, вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода.
В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит концепция духовно-нравственного
воспитания и, в частности, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт .
Целью данной выпускной квалификационной работы является - выявить приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств учащихся на уроках истории и во внеурочное время в основной школе.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание в процессе обучения эффективено если:
- выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- сформированы условия, необходимы для реализации дифференциации обучения, с выявлением индивидуальных способностей учеников
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы выделены следующие задачи:
- охарактеризовать теоретический подход по проблеме исследования;
- показать современные методы и приемы в реализации духовно-нравственного воспитания в школе на уроках истории;
- выявить значение проектной исследовательской деятельности, как средства духовно-нравственного воспитания
Для исследования данной темы использовались теоретические и эмпирические методы, а именно: сравнительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы научная и научно-методическая литература по педагогике и личностно-ориентированному подходу в обучении истории в школе, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Основным использованным источником стала концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выработанная ведущими педагогами страны А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковой и В.А. Тишкова, где отражены основные понятия и методологическая база осуществления концепции, а так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, на котором основывается образование в Российской Федерации.
В книге Николина В.В. «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях», описывается, как в современной школе осуществляется духовно-нравственное воспитание, автор выделяет основные особенности его реализации .
В монографии Алексеева Н.А. «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт взаимосвязи с личностно-ориентированным обучением в школе .
В научной работе «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации» Л.В. Загрековой, В.В. Николиной и В.А. Фортунатовой раскрывается суть того, каким должен быть будущий учитель. Облик учителя, по мнению автора, является одним из определяющих факторов, ведь именно он осуществляет духовно-нравственное воспитание детей и является для них примером и авторитетом .
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения на практике примера авторского проекта в составлении урока по истории, в соответствии с личностно-ориентированным подходом.
Данная работа прошла научную апробацию, были написаны две научно- исследовтельские статьи: «Тыловая повседневность советского города 1941¬1945 гг. (на материалах Набережных Челнов)», а так же «Личностно-ориентированный подход: из опыта работы» .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы, а так же приложения.
индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный. Три из них дают ответ на вопрос - в чём заключается цель образования. Школьное образование в нынешний период ставит приоритетом получение детьми новых знаний, и в то же время, мало направлено на профессиональное и духовное самоопределение школьников. Важно учитывать, что овладение навыками, знаниями и умениями должно быть не целью образования, а помогать осуществлять её основные развивающие цели. Это помогает формировать правильное и разумное мировоззрение, даёт необходимые знания для построения жизненных и профессиональных планов. Положения, приведённые выше, устанавливают главной прерогативой образование человека, что является признаком гуманистического подхода. Преобладающей целью в образовательном процессе является воспитание личности не только компетентной, но и способной выполнять важную и востребованную деятельность, обладающей коммуникабельностью и потенциалом в самореализации .
В современный период основной упор делается не только на процесс самого обучения, помимо того, большое внимание уделяется воспитанию подростков. Формирование личности, которая будет любить свою родину и ответственно относиться к своим обязанностям как гражданина, является неотъемлемой и необходимой в нынешнее время частью образования. Данная задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках истории.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является учебно¬воспитательный процесс в современной школе. Предметом - принципы, формы и методы формирования духовно-нравственных качеств в учащихся.
Главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие
индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к повышению ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования .
В соответствии с духовно-нравственным воспитанием, опираясь на личностно-ориентированное образование, успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей. Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно концепции духовно-нравственного воспитания, максимальный вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой согласно возрастному и деятельностному подходам, вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода.
В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит концепция духовно-нравственного
воспитания и, в частности, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт .
Целью данной выпускной квалификационной работы является - выявить приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств учащихся на уроках истории и во внеурочное время в основной школе.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание в процессе обучения эффективено если:
- выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- сформированы условия, необходимы для реализации дифференциации обучения, с выявлением индивидуальных способностей учеников
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы выделены следующие задачи:
- охарактеризовать теоретический подход по проблеме исследования;
- показать современные методы и приемы в реализации духовно-нравственного воспитания в школе на уроках истории;
- выявить значение проектной исследовательской деятельности, как средства духовно-нравственного воспитания
Для исследования данной темы использовались теоретические и эмпирические методы, а именно: сравнительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы научная и научно-методическая литература по педагогике и личностно-ориентированному подходу в обучении истории в школе, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Основным использованным источником стала концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выработанная ведущими педагогами страны А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковой и В.А. Тишкова, где отражены основные понятия и методологическая база осуществления концепции, а так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, на котором основывается образование в Российской Федерации.
В книге Николина В.В. «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях», описывается, как в современной школе осуществляется духовно-нравственное воспитание, автор выделяет основные особенности его реализации .
В монографии Алексеева Н.А. «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт взаимосвязи с личностно-ориентированным обучением в школе .
В научной работе «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации» Л.В. Загрековой, В.В. Николиной и В.А. Фортунатовой раскрывается суть того, каким должен быть будущий учитель. Облик учителя, по мнению автора, является одним из определяющих факторов, ведь именно он осуществляет духовно-нравственное воспитание детей и является для них примером и авторитетом .
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения на практике примера авторского проекта в составлении урока по истории, в соответствии с личностно-ориентированным подходом.
Данная работа прошла научную апробацию, были написаны две научно- исследовтельские статьи: «Тыловая повседневность советского города 1941¬1945 гг. (на материалах Набережных Челнов)», а так же «Личностно-ориентированный подход: из опыта работы» .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы, а так же приложения.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению постепенного процесса актуализации духовно-нравственного воспитания в школе на уроках истории и теоретическому обоснованию необходимости его использования в общеобразовательном учреждении. Общие результаты проведенной работы по исследованию совершенствования теоретической и практической базы духовно-нравственного воспитания в российском образовании привели к следующим выводам.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России как методологическая основа разработки и реализации ФГОС играет важную роль в системе образования. Перед образованием ставится задача всестороннего развития гражданина, оно должно стремится развивать его профессиональные, личностные качества, раскрывая таланты и возможности самореализации человека в различных сферах деятельности.
Ведущими педагогами Российской Федерации был признан тот факт, что духовно-нравственное образование является большим достижением отечественной методики преподавания предметов в школе, кроме того, оно имеет важное значение для успешного развития нашего общества и образования. В связи с этим, существует необходимость возрождать нравственное образование в школе, составляя его в соответствии с современными требованиями российского общества и историко-культурными традициями, складывавшихся многие столетия, и несущих в себе огромный багаж знаний и духовных ориентиров.
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях современной школы и проблема его осуществления остаётся малоисследованной, отсутствует существенная практика по его реализации. Сама система духовно-нравственного воспитания имеет пробелы в свой функциональной составляющей, для их устранения были изданы такие нормативные документы, как концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. В современной системе образования существуют большие противоречия в возрастании роли воспитания с одной стороны, и игнорированием воспитательной части обучения с другой. Подобные казусы возникают из за поверхностного знания педагогов, либо же невозможности полноценного осуществления духовно-нравственного воспитания из за стеснения экономических возможностей образовательного учреждения.
Потребность в переработке и усовершенствования практики духовно-нравственного образования школьников на этом фоне становится более острой, прослеживается поиск новых подходов в сфере воспитательной деятельности.
В нашей выпускной квалификационной работе обозначены главные составляющие образования, направленного на духовное и нравственное обогащение, начиная от цели и принципов воспитания, характеристик различных технологий и их применений на практике, а так же общие и специальные формы и методы воспитания, сравнивается специфика и отличия от других видов обучения истории.
Важное место в работе отводится анализу процесса внедрения духовно-нравственного воспитание в структуру современного образования, как учебную, так и во внеклассную деятельность, созданию социальной среды, которая будет способствовать воспитанию помимо школы, а так же применение данных технологий непосредственно в преподавании истории в школе. Указаны различные пути совершенствования подобного образования, путём модернизации уже существующих социально-педагогических условий.
Становление духовно развитой личности невозможно без воспитания любви к Родине, а так же знания культуры, истории и нравственного наследия своего народа.
Практика применения проектной деятельности на уроках истории открывает большие перспективы для развития образования и улучшения его качества. Она позволяет распланировать изучение конкретного материала на продолжительный период, применять различные формы. Всё это раскрывает метод учебного проекта, как действенное средство обучения, а так же развития личностных качеств школьника, потенциала самореализации. Можно сказать, что востребованность данного метода позволяет утверждать, что пректная деятельность всецело укладывается в концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Тем не менее, сохраняются определённые недостатки проективной методики:
• Разная степень нагрузки на определённых этапах деятельности;
• Высокий уровень эмоциональной нагрузки как на учеников, так и на учителя.
Вместе с минусами, стоит отметить и положительные стороны метода, коих гораздо больше. Проектная работа требует от учителя различных навыков, к примеру таких, как терпение, наличие научно-исследовательского опыта, а так же организаторского таланта, необходимого для сотрудничества с детьми. Итоговая результативность, по мнению автора, полностью оправдывает затраченные усилия, так как полученные учениками навыки помогут им творчески реализоваться, расширить свой кругозор и углубить знания в области истории.
В итоге исследования, проведённого автором, были выведены рекомендации к возможному преобразованию системы обучения в школе:
- увеличение значения практической части уроков;
- большее присутствие проектной методики при изучении истории;
-изменение приоритетов в образовании, увеличение направленности на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учеников с введением новых методов преподавания истории в школе
В работе показаны различные способы совершенствования духовно-нравственного воспитания путём интегрирования в уже существующие социально-педагогических условий. Конкретизация задач нравственного воспитания, увеличение законодательной базы в сфере образования позволит вникнуть в её суть, улучшить понимание материала не только учениками, но и учителями. Существует необходимость в развитии внешкольной воспитательной деятельности, её содействии с системой дополнительного образования, а так же изыскании более активных и легко воспринимаемых методов воспитания подрастающего поколения. Увеличения масштаба научных исследований, улучшение их качественной составляющей будет свидетельствовать о успехе новых форм воспитания и позволит судить о эффективности подобного подхода к обучению истории. Для обозрения ближайших перспектив развития духовно-нравственного воспитания необходимо продолжать разрабатывать единое воспитательное пространство в рамках нашей страны, не смотря на все возникающие сложности. Осуществление подобных преобразований в методике преподавания истории требует совместных усилий и сотрудничества от различных субъектов воспитания, начиная от образовательных и культурных учреждений, заканчивая родителями и самими учениками.
Подводя итоги, нужно отметить, что в системе духовно-нравственного образования существуют определённые сложности и проблемы в реализации, необходим системный подход в их решении, заключающийся в совместной деятельности министерства образования Российской Федерации и ведущих педагогов страны.
Перспективы нашего исследования мы видим в продолжении системного изучения духовно-нравственного воспитания в системе российского образования для дальнейшего его совершенствования и улучшения стандартов образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России как методологическая основа разработки и реализации ФГОС играет важную роль в системе образования. Перед образованием ставится задача всестороннего развития гражданина, оно должно стремится развивать его профессиональные, личностные качества, раскрывая таланты и возможности самореализации человека в различных сферах деятельности.
Ведущими педагогами Российской Федерации был признан тот факт, что духовно-нравственное образование является большим достижением отечественной методики преподавания предметов в школе, кроме того, оно имеет важное значение для успешного развития нашего общества и образования. В связи с этим, существует необходимость возрождать нравственное образование в школе, составляя его в соответствии с современными требованиями российского общества и историко-культурными традициями, складывавшихся многие столетия, и несущих в себе огромный багаж знаний и духовных ориентиров.
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях современной школы и проблема его осуществления остаётся малоисследованной, отсутствует существенная практика по его реализации. Сама система духовно-нравственного воспитания имеет пробелы в свой функциональной составляющей, для их устранения были изданы такие нормативные документы, как концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. В современной системе образования существуют большие противоречия в возрастании роли воспитания с одной стороны, и игнорированием воспитательной части обучения с другой. Подобные казусы возникают из за поверхностного знания педагогов, либо же невозможности полноценного осуществления духовно-нравственного воспитания из за стеснения экономических возможностей образовательного учреждения.
Потребность в переработке и усовершенствования практики духовно-нравственного образования школьников на этом фоне становится более острой, прослеживается поиск новых подходов в сфере воспитательной деятельности.
В нашей выпускной квалификационной работе обозначены главные составляющие образования, направленного на духовное и нравственное обогащение, начиная от цели и принципов воспитания, характеристик различных технологий и их применений на практике, а так же общие и специальные формы и методы воспитания, сравнивается специфика и отличия от других видов обучения истории.
Важное место в работе отводится анализу процесса внедрения духовно-нравственного воспитание в структуру современного образования, как учебную, так и во внеклассную деятельность, созданию социальной среды, которая будет способствовать воспитанию помимо школы, а так же применение данных технологий непосредственно в преподавании истории в школе. Указаны различные пути совершенствования подобного образования, путём модернизации уже существующих социально-педагогических условий.
Становление духовно развитой личности невозможно без воспитания любви к Родине, а так же знания культуры, истории и нравственного наследия своего народа.
Практика применения проектной деятельности на уроках истории открывает большие перспективы для развития образования и улучшения его качества. Она позволяет распланировать изучение конкретного материала на продолжительный период, применять различные формы. Всё это раскрывает метод учебного проекта, как действенное средство обучения, а так же развития личностных качеств школьника, потенциала самореализации. Можно сказать, что востребованность данного метода позволяет утверждать, что пректная деятельность всецело укладывается в концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Тем не менее, сохраняются определённые недостатки проективной методики:
• Разная степень нагрузки на определённых этапах деятельности;
• Высокий уровень эмоциональной нагрузки как на учеников, так и на учителя.
Вместе с минусами, стоит отметить и положительные стороны метода, коих гораздо больше. Проектная работа требует от учителя различных навыков, к примеру таких, как терпение, наличие научно-исследовательского опыта, а так же организаторского таланта, необходимого для сотрудничества с детьми. Итоговая результативность, по мнению автора, полностью оправдывает затраченные усилия, так как полученные учениками навыки помогут им творчески реализоваться, расширить свой кругозор и углубить знания в области истории.
В итоге исследования, проведённого автором, были выведены рекомендации к возможному преобразованию системы обучения в школе:
- увеличение значения практической части уроков;
- большее присутствие проектной методики при изучении истории;
-изменение приоритетов в образовании, увеличение направленности на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учеников с введением новых методов преподавания истории в школе
В работе показаны различные способы совершенствования духовно-нравственного воспитания путём интегрирования в уже существующие социально-педагогических условий. Конкретизация задач нравственного воспитания, увеличение законодательной базы в сфере образования позволит вникнуть в её суть, улучшить понимание материала не только учениками, но и учителями. Существует необходимость в развитии внешкольной воспитательной деятельности, её содействии с системой дополнительного образования, а так же изыскании более активных и легко воспринимаемых методов воспитания подрастающего поколения. Увеличения масштаба научных исследований, улучшение их качественной составляющей будет свидетельствовать о успехе новых форм воспитания и позволит судить о эффективности подобного подхода к обучению истории. Для обозрения ближайших перспектив развития духовно-нравственного воспитания необходимо продолжать разрабатывать единое воспитательное пространство в рамках нашей страны, не смотря на все возникающие сложности. Осуществление подобных преобразований в методике преподавания истории требует совместных усилий и сотрудничества от различных субъектов воспитания, начиная от образовательных и культурных учреждений, заканчивая родителями и самими учениками.
Подводя итоги, нужно отметить, что в системе духовно-нравственного образования существуют определённые сложности и проблемы в реализации, необходим системный подход в их решении, заключающийся в совместной деятельности министерства образования Российской Федерации и ведущих педагогов страны.
Перспективы нашего исследования мы видим в продолжении системного изучения духовно-нравственного воспитания в системе российского образования для дальнейшего его совершенствования и улучшения стандартов образования.



