Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №58507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения в основной
школе 7
1.1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России» как методологическая основа разработки и реализации ФГОС 7
1.2. Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников в
основной школе 32
Глава 2. Приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств в процессе обучения истории в основной школе 47
2.1. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории в
основной школе 47
2.2. Из опыта реализации авторского исследовательского проекта «Наша
повесть о Великой войне» 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложение


Научными основами новой концепции образования являются классические и совершенно инновационные педагогические и психологические подходы: гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной,
индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный. Три из них дают ответ на вопрос - в чём заключается цель образования. Школьное образование в нынешний период ставит приоритетом получение детьми новых знаний, и в то же время, мало направлено на профессиональное и духовное самоопределение школьников. Важно учитывать, что овладение навыками, знаниями и умениями должно быть не целью образования, а помогать осуществлять её основные развивающие цели. Это помогает формировать правильное и разумное мировоззрение, даёт необходимые знания для построения жизненных и профессиональных планов. Положения, приведённые выше, устанавливают главной прерогативой образование человека, что является признаком гуманистического подхода. Преобладающей целью в образовательном процессе является воспитание личности не только компетентной, но и способной выполнять важную и востребованную деятельность, обладающей коммуникабельностью и потенциалом в самореализации .
В современный период основной упор делается не только на процесс самого обучения, помимо того, большое внимание уделяется воспитанию подростков. Формирование личности, которая будет любить свою родину и ответственно относиться к своим обязанностям как гражданина, является неотъемлемой и необходимой в нынешнее время частью образования. Данная задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках истории.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является учебно¬воспитательный процесс в современной школе. Предметом - принципы, формы и методы формирования духовно-нравственных качеств в учащихся.
Главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие
индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к повышению ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования .
В соответствии с духовно-нравственным воспитанием, опираясь на личностно-ориентированное образование, успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей. Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно концепции духовно-нравственного воспитания, максимальный вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой согласно возрастному и деятельностному подходам, вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода.
В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит концепция духовно-нравственного
воспитания и, в частности, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт .
Целью данной выпускной квалификационной работы является - выявить приёмы и методы формирования духовно-нравственных качеств учащихся на уроках истории и во внеурочное время в основной школе.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание в процессе обучения эффективено если:
- выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- сформированы условия, необходимы для реализации дифференциации обучения, с выявлением индивидуальных способностей учеников
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы выделены следующие задачи:
- охарактеризовать теоретический подход по проблеме исследования;
- показать современные методы и приемы в реализации духовно-нравственного воспитания в школе на уроках истории;
- выявить значение проектной исследовательской деятельности, как средства духовно-нравственного воспитания
Для исследования данной темы использовались теоретические и эмпирические методы, а именно: сравнительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы научная и научно-методическая литература по педагогике и личностно-ориентированному подходу в обучении истории в школе, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Основным использованным источником стала концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выработанная ведущими педагогами страны А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковой и В.А. Тишкова, где отражены основные понятия и методологическая база осуществления концепции, а так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, на котором основывается образование в Российской Федерации.
В книге Николина В.В. «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях», описывается, как в современной школе осуществляется духовно-нравственное воспитание, автор выделяет основные особенности его реализации .
В монографии Алексеева Н.А. «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт взаимосвязи с личностно-ориентированным обучением в школе .
В научной работе «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации» Л.В. Загрековой, В.В. Николиной и В.А. Фортунатовой раскрывается суть того, каким должен быть будущий учитель. Облик учителя, по мнению автора, является одним из определяющих факторов, ведь именно он осуществляет духовно-нравственное воспитание детей и является для них примером и авторитетом .
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения на практике примера авторского проекта в составлении урока по истории, в соответствии с личностно-ориентированным подходом.
Данная работа прошла научную апробацию, были написаны две научно- исследовтельские статьи: «Тыловая повседневность советского города 1941¬1945 гг. (на материалах Набережных Челнов)», а так же «Личностно-ориентированный подход: из опыта работы» .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы, а так же приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению постепенного процесса актуализации духовно-нравственного воспитания в школе на уроках истории и теоретическому обоснованию необходимости его использования в общеобразовательном учреждении. Общие результаты проведенной работы по исследованию совершенствования теоретической и практической базы духовно-нравственного воспитания в российском образовании привели к следующим выводам.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России как методологическая основа разработки и реализации ФГОС играет важную роль в системе образования. Перед образованием ставится задача всестороннего развития гражданина, оно должно стремится развивать его профессиональные, личностные качества, раскрывая таланты и возможности самореализации человека в различных сферах деятельности.
Ведущими педагогами Российской Федерации был признан тот факт, что духовно-нравственное образование является большим достижением отечественной методики преподавания предметов в школе, кроме того, оно имеет важное значение для успешного развития нашего общества и образования. В связи с этим, существует необходимость возрождать нравственное образование в школе, составляя его в соответствии с современными требованиями российского общества и историко-культурными традициями, складывавшихся многие столетия, и несущих в себе огромный багаж знаний и духовных ориентиров.
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях современной школы и проблема его осуществления остаётся малоисследованной, отсутствует существенная практика по его реализации. Сама система духовно-нравственного воспитания имеет пробелы в свой функциональной составляющей, для их устранения были изданы такие нормативные документы, как концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. В современной системе образования существуют большие противоречия в возрастании роли воспитания с одной стороны, и игнорированием воспитательной части обучения с другой. Подобные казусы возникают из за поверхностного знания педагогов, либо же невозможности полноценного осуществления духовно-нравственного воспитания из за стеснения экономических возможностей образовательного учреждения.
Потребность в переработке и усовершенствования практики духовно-нравственного образования школьников на этом фоне становится более острой, прослеживается поиск новых подходов в сфере воспитательной деятельности.
В нашей выпускной квалификационной работе обозначены главные составляющие образования, направленного на духовное и нравственное обогащение, начиная от цели и принципов воспитания, характеристик различных технологий и их применений на практике, а так же общие и специальные формы и методы воспитания, сравнивается специфика и отличия от других видов обучения истории.
Важное место в работе отводится анализу процесса внедрения духовно-нравственного воспитание в структуру современного образования, как учебную, так и во внеклассную деятельность, созданию социальной среды, которая будет способствовать воспитанию помимо школы, а так же применение данных технологий непосредственно в преподавании истории в школе. Указаны различные пути совершенствования подобного образования, путём модернизации уже существующих социально-педагогических условий.
Становление духовно развитой личности невозможно без воспитания любви к Родине, а так же знания культуры, истории и нравственного наследия своего народа.
Практика применения проектной деятельности на уроках истории открывает большие перспективы для развития образования и улучшения его качества. Она позволяет распланировать изучение конкретного материала на продолжительный период, применять различные формы. Всё это раскрывает метод учебного проекта, как действенное средство обучения, а так же развития личностных качеств школьника, потенциала самореализации. Можно сказать, что востребованность данного метода позволяет утверждать, что пректная деятельность всецело укладывается в концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Тем не менее, сохраняются определённые недостатки проективной методики:
• Разная степень нагрузки на определённых этапах деятельности;
• Высокий уровень эмоциональной нагрузки как на учеников, так и на учителя.
Вместе с минусами, стоит отметить и положительные стороны метода, коих гораздо больше. Проектная работа требует от учителя различных навыков, к примеру таких, как терпение, наличие научно-исследовательского опыта, а так же организаторского таланта, необходимого для сотрудничества с детьми. Итоговая результативность, по мнению автора, полностью оправдывает затраченные усилия, так как полученные учениками навыки помогут им творчески реализоваться, расширить свой кругозор и углубить знания в области истории.
В итоге исследования, проведённого автором, были выведены рекомендации к возможному преобразованию системы обучения в школе:
- увеличение значения практической части уроков;
- большее присутствие проектной методики при изучении истории;
-изменение приоритетов в образовании, увеличение направленности на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учеников с введением новых методов преподавания истории в школе
В работе показаны различные способы совершенствования духовно-нравственного воспитания путём интегрирования в уже существующие социально-педагогических условий. Конкретизация задач нравственного воспитания, увеличение законодательной базы в сфере образования позволит вникнуть в её суть, улучшить понимание материала не только учениками, но и учителями. Существует необходимость в развитии внешкольной воспитательной деятельности, её содействии с системой дополнительного образования, а так же изыскании более активных и легко воспринимаемых методов воспитания подрастающего поколения. Увеличения масштаба научных исследований, улучшение их качественной составляющей будет свидетельствовать о успехе новых форм воспитания и позволит судить о эффективности подобного подхода к обучению истории. Для обозрения ближайших перспектив развития духовно-нравственного воспитания необходимо продолжать разрабатывать единое воспитательное пространство в рамках нашей страны, не смотря на все возникающие сложности. Осуществление подобных преобразований в методике преподавания истории требует совместных усилий и сотрудничества от различных субъектов воспитания, начиная от образовательных и культурных учреждений, заканчивая родителями и самими учениками.
Подводя итоги, нужно отметить, что в системе духовно-нравственного образования существуют определённые сложности и проблемы в реализации, необходим системный подход в их решении, заключающийся в совместной деятельности министерства образования Российской Федерации и ведущих педагогов страны.
Перспективы нашего исследования мы видим в продолжении системного изучения духовно-нравственного воспитания в системе российского образования для дальнейшего его совершенствования и улучшения стандартов образования.



1.1 Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
1.2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
1.3 Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
1.4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Литература
2.1 Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
2.2 Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
2.3 Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
2.4 Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики [Текст] / Е. Г. Ванслова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.
2.5 Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.
2.6 Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
2.7 Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
2.8 Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
2.9 Гвоздарева, Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике : из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.- (Преподавателю курса ОПК).
2.10 Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
2.11 Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
2.12 Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
2.13 Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших
школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 92.
2.14 Духовно - нравственное воспитание : Тема номера [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 9.
2.15 Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.
2.16 Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно - нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
2.17 Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе : возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. -
2008. - № 1. - С. 213 - 219.
2.18 Каменщикова, Л. М. Духовно - нравственные ценности русской семьи [Текст] / Каменщикова Л. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 3. - С. 56 - 58.
2.19 Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
2.20 Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 104 - 107.
2.21 Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
2.22 Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
2.23 Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
2.24 Логинова, Н. В. Реализация программы духовно - нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
2.25 Маслов, С. И. Дидактические основания духовно - нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
2.26 Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
2.27 Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно - нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28.
2.28 Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
2.29 Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.
2.30 Советова, Е. Концепция программы духовно - нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
2.31 Соловцова, И. А. Духовное воспитание : система понятий [Текст] / И.
А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 - 17.
2.32Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
2.33 Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании : приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.
2.34 Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.
2.35 Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.
2.36. Шакиров Б.Р. Личностно-ориентированный подход к обучению истории: из опыта работы // Вопросы современной науки. - 2017. - №3. - С. 146¬150.
2.37 Шакиров Б.Р. Тыловая повседневность советского города 1941-1945 гг. (на материалах Набережных Челнов) // Родной край: история и современность. - Набережные Челны: 2014. - С. 142-146.
2.38 Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.
2.39 Янушкявичене, О. Методические приемы духовно - нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. -
2009. - № 1. - С. 221 - 226.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ