КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ ПРОЗЫ В.М. ГАРШИНА: ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы и факторы формирования художественной
картины мира В.М. Гаршина 8
§ 1. Различные точки зрения на природу концепта и сущностную
характеристику его репрезентации 8
1.1. Концепт как метафакт культурного пространства: проблема термина 8
1.2. Вопрос определения структуры и содержания художественного концепта
в современной лингвистике 14
1.3. Репрезентация концепта как лингвистическая проблема 16
1.4. Сущность и специфика семиотической структуры символической
репрезентации 20
§ 2. Многоплановость понятия художественной картины мира 24
Глава II. Специфика символической репрезентации ключевых концептов на
примере военной прозы В.М. Гаршина 28
§ 1. Символы войны и смерти в военных рассказах В.М. Гаршина 28
§ 2. Область вербализации концептов «Смерть» и «Боль» 31
§ 3. Модель символической репрезентации концепта «Смерть» 32
§ 4. Модель символической репрезентации концепта «Боль» 35
Глава III. Особенности лексической репрезентации ключевых концептов
прозы в авторской концептосфере В.М. Гаршина 39
§ 1. Лексическая репрезентация концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь»
1.1. Область вербализации концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь»....39
1.2. Модель лексической репрезентации концепта «Болезнь» 42
1.3. Модель лексической репрезентации концепта «Одиночество» 45
1.4. Модель лексической репрезентации концепта «Горе» 47
§ 2. Лексическая репрезентация концептов «Свобода» и «Борьба» 52
2.1. Область вербализации концептов «Свобода» и «Борьба» 52
2.2. Модель лексической репрезентации концепта «Борьба» 54
2.3. Модель лексической репрезентации концепта «Свобода» 55
§ 3. Методические рекомендации по использованию рассказов В.М. Гаршина
на внеурочных занятиях по русскому языку 57
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Глава I. Теоретические основы и факторы формирования художественной
картины мира В.М. Гаршина 8
§ 1. Различные точки зрения на природу концепта и сущностную
характеристику его репрезентации 8
1.1. Концепт как метафакт культурного пространства: проблема термина 8
1.2. Вопрос определения структуры и содержания художественного концепта
в современной лингвистике 14
1.3. Репрезентация концепта как лингвистическая проблема 16
1.4. Сущность и специфика семиотической структуры символической
репрезентации 20
§ 2. Многоплановость понятия художественной картины мира 24
Глава II. Специфика символической репрезентации ключевых концептов на
примере военной прозы В.М. Гаршина 28
§ 1. Символы войны и смерти в военных рассказах В.М. Гаршина 28
§ 2. Область вербализации концептов «Смерть» и «Боль» 31
§ 3. Модель символической репрезентации концепта «Смерть» 32
§ 4. Модель символической репрезентации концепта «Боль» 35
Глава III. Особенности лексической репрезентации ключевых концептов
прозы в авторской концептосфере В.М. Гаршина 39
§ 1. Лексическая репрезентация концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь»
1.1. Область вербализации концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь»....39
1.2. Модель лексической репрезентации концепта «Болезнь» 42
1.3. Модель лексической репрезентации концепта «Одиночество» 45
1.4. Модель лексической репрезентации концепта «Горе» 47
§ 2. Лексическая репрезентация концептов «Свобода» и «Борьба» 52
2.1. Область вербализации концептов «Свобода» и «Борьба» 52
2.2. Модель лексической репрезентации концепта «Борьба» 54
2.3. Модель лексической репрезентации концепта «Свобода» 55
§ 3. Методические рекомендации по использованию рассказов В.М. Гаршина
на внеурочных занятиях по русскому языку 57
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Своим творчеством В.М. Гаршин доказал, что масштабность духовного содержания в литературных произведениях не зависит от их размеров и формы. Неослабевающий интерес к произведениям писателя свидетельствует о том, что данная область исследования остается довольно актуальной для современной науки. Гаршиноведение является достаточно обширной и достаточно содержательной ветвью в отечественной филологической науке (например, работы В.И. Порудоминского, Г.Ф. Самосюк, А.Н. Латыниной, А.Г. Лошакова, О.С. Лепеховой и др.).
В контексте биографии творчество писателя изучают Г.А. Бялой, Н.З. Беляева, А.Н. Латынина. В своих работах они рассматривают его писательскую манеру и анализируют труды В.М. Гаршина в хронологическом порядке.
В.М. Гаршин принадлежит к числу новаторов в русском реализме XIX в. Жанр философско-психологического рассказа занимал основное место в его творчестве. Этот вид малой прозы предстает в произведениях Гаршина как средоточие волнующих человечество проблем, выявляющих степень самостоятельности выбора человека, поставленного перед нравственным выбором. Особенно ярко данный жанр представлен в антивоенных рассказах писателя, главные герои которых готовы противостоять злу, несмотря на собственную слабость, нести ответственность за свои действия, оставаться людьми даже находясь в «дикой, нечеловеческой свалке» боя.
В основе антивоенных рассказов Гаршина - собственный опыт и жизненные переживания писателя. Поэтому так достоверно, до мельчайших подробностей, описана им жизнь простого солдата. «Окопная правда», далекая от восторженных призывов пропаганды, показывает бессмысленность кровопролития и войн вообще, открывает читателю сложную концептуальную картину военной прозы В.М. Гаршина, которая выражается с помощью символической репрезентации концептов, преобладающих в военной прозе писателя.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом современной лингвистики к той особой роли, которую выполняют символическая и лексическая репрезентации. Текст, как продукт речевой деятельности, репрезентирует фрагмент концептуальной картины мира В.М. Гаршина. Именно поэтому актуально исследование сущности и структуры символической и лексической репрезентаций ключевых концептов, отражающих индивидуальность и особенность концептуальной картины мира писателя.
Вербальное же воплощение концептов «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе» в идиостиле В.М. Гаршина позволяет выявить особенности его мировоззрения и художественного мышления, отражает особенности картины мира и системы ценностей писателя.
Объект исследования - концептуальные доминанты в прозе В.М. Гаршина.
Предмет исследования - символическая репрезентация концептов «Смерть», «Боль» и лексическая репрезентация концептов «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе» в прозе В.М. Гаршина.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать содержание концептов «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе», репрезентируемых в прозе В.М. Гаршина. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1) описать основные типы концептов как метафактов культурного пространства;
2) проанализировать сущность и специфику семиотической
структуры символической и лексической репрезентаций;
3) рассмотреть содержание и структуру концептов, доминирующих
в выбранных рассказах В.М. Гаршина;
4) охарактеризовать словесно-образные средства, при помощи которых анализируются концептуальные смыслы в авторском дискурсе В.М. Гаршина.
Материал исследования: в ходе работы нами было проанализировано 5 рассказов В.М. Гаршина, которые по замыслу автора должны были составить книгу «Люди и война», призванную выразить протест автора против войны, сказки «Attalea pnnceps», «Сказка о розе и жабе», а также рассказы «Медведи», «Сигнал», «Красный цветок», «Художники», «Ночь», «Встреча». Для определения смыслов, составляющих содержание концептуальных доминант, использовались труды русских мыслителей, лингвистов, а также толковые словари, словари символов и словарь синонимов.
Методы исследования, использованные в ходе работы:
1) описательный метод, который применялся в ходе отбора,
интерпретации и группировки языковых единиц,
2) приём семантизации лексем, символически репрезентирующих
отдельные концепты в авторском дискурсе,
3) приём когнитивного моделирования значения языковой единицы в художественном тексте.
Структура: ВКР состоит из Введения, трех Глав, Заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Теоретические основы и факторы формирования художественной картины мира В.М. Гаршина» кратко анализируются работы по проблеме изучения концепта и описания структуры и типологии концептов, рассматриваются содержания понятий «концепт», «художественный концепт», «репрезентация», «символическая репрезентация», «художественная картина мира» и их взаимосвязь, исследуются аспекты функционирования концепта в художественном тексте. Во второй главе «Специфика символической репрезентации ключевых концептов на примере военной прозы В.М. Гаршина» производится исследование истоков формирования концептов «Смерть» и «Боль», их внутренней формы, области вербализации, осуществляется анализ структуры данных концептов, восстанавливается модель их символической репрезентации.
В третьей главе «Особенности репрезентации ключевых концептов прозы в авторской концептосфере В.М. Гаршина» выявляются особенности лексической репрезентации концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь», «Свобода» и «Борьба», выделяется область их вербализации; даются методические рекомендации по использованию концептуальных доминант прозы В.М. Гаршина на внеурочных занятиях по русскому языку.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что материалы проведенного исследования могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русской литературы, русского языка, истории, а также в вузовской практике при изучении курсов «Филологический анализ текста» и «История русской литературы», при разработке спецкурсов, а также других филологических дисциплин.
В контексте биографии творчество писателя изучают Г.А. Бялой, Н.З. Беляева, А.Н. Латынина. В своих работах они рассматривают его писательскую манеру и анализируют труды В.М. Гаршина в хронологическом порядке.
В.М. Гаршин принадлежит к числу новаторов в русском реализме XIX в. Жанр философско-психологического рассказа занимал основное место в его творчестве. Этот вид малой прозы предстает в произведениях Гаршина как средоточие волнующих человечество проблем, выявляющих степень самостоятельности выбора человека, поставленного перед нравственным выбором. Особенно ярко данный жанр представлен в антивоенных рассказах писателя, главные герои которых готовы противостоять злу, несмотря на собственную слабость, нести ответственность за свои действия, оставаться людьми даже находясь в «дикой, нечеловеческой свалке» боя.
В основе антивоенных рассказов Гаршина - собственный опыт и жизненные переживания писателя. Поэтому так достоверно, до мельчайших подробностей, описана им жизнь простого солдата. «Окопная правда», далекая от восторженных призывов пропаганды, показывает бессмысленность кровопролития и войн вообще, открывает читателю сложную концептуальную картину военной прозы В.М. Гаршина, которая выражается с помощью символической репрезентации концептов, преобладающих в военной прозе писателя.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом современной лингвистики к той особой роли, которую выполняют символическая и лексическая репрезентации. Текст, как продукт речевой деятельности, репрезентирует фрагмент концептуальной картины мира В.М. Гаршина. Именно поэтому актуально исследование сущности и структуры символической и лексической репрезентаций ключевых концептов, отражающих индивидуальность и особенность концептуальной картины мира писателя.
Вербальное же воплощение концептов «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе» в идиостиле В.М. Гаршина позволяет выявить особенности его мировоззрения и художественного мышления, отражает особенности картины мира и системы ценностей писателя.
Объект исследования - концептуальные доминанты в прозе В.М. Гаршина.
Предмет исследования - символическая репрезентация концептов «Смерть», «Боль» и лексическая репрезентация концептов «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе» в прозе В.М. Гаршина.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать содержание концептов «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Свобода» и «Горе», репрезентируемых в прозе В.М. Гаршина. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1) описать основные типы концептов как метафактов культурного пространства;
2) проанализировать сущность и специфику семиотической
структуры символической и лексической репрезентаций;
3) рассмотреть содержание и структуру концептов, доминирующих
в выбранных рассказах В.М. Гаршина;
4) охарактеризовать словесно-образные средства, при помощи которых анализируются концептуальные смыслы в авторском дискурсе В.М. Гаршина.
Материал исследования: в ходе работы нами было проанализировано 5 рассказов В.М. Гаршина, которые по замыслу автора должны были составить книгу «Люди и война», призванную выразить протест автора против войны, сказки «Attalea pnnceps», «Сказка о розе и жабе», а также рассказы «Медведи», «Сигнал», «Красный цветок», «Художники», «Ночь», «Встреча». Для определения смыслов, составляющих содержание концептуальных доминант, использовались труды русских мыслителей, лингвистов, а также толковые словари, словари символов и словарь синонимов.
Методы исследования, использованные в ходе работы:
1) описательный метод, который применялся в ходе отбора,
интерпретации и группировки языковых единиц,
2) приём семантизации лексем, символически репрезентирующих
отдельные концепты в авторском дискурсе,
3) приём когнитивного моделирования значения языковой единицы в художественном тексте.
Структура: ВКР состоит из Введения, трех Глав, Заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Теоретические основы и факторы формирования художественной картины мира В.М. Гаршина» кратко анализируются работы по проблеме изучения концепта и описания структуры и типологии концептов, рассматриваются содержания понятий «концепт», «художественный концепт», «репрезентация», «символическая репрезентация», «художественная картина мира» и их взаимосвязь, исследуются аспекты функционирования концепта в художественном тексте. Во второй главе «Специфика символической репрезентации ключевых концептов на примере военной прозы В.М. Гаршина» производится исследование истоков формирования концептов «Смерть» и «Боль», их внутренней формы, области вербализации, осуществляется анализ структуры данных концептов, восстанавливается модель их символической репрезентации.
В третьей главе «Особенности репрезентации ключевых концептов прозы в авторской концептосфере В.М. Гаршина» выявляются особенности лексической репрезентации концептов «Одиночество», «Горе», «Болезнь», «Свобода» и «Борьба», выделяется область их вербализации; даются методические рекомендации по использованию концептуальных доминант прозы В.М. Гаршина на внеурочных занятиях по русскому языку.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что материалы проведенного исследования могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русской литературы, русского языка, истории, а также в вузовской практике при изучении курсов «Филологический анализ текста» и «История русской литературы», при разработке спецкурсов, а также других филологических дисциплин.
Проведенное нами исследование показало, что концепт является одним из важнейших понятий лингвистики, ведь характерной чертой современной науки о языке считается стремление к анализу фундаментальных сущностей, лежащих в основе мировосприятия носителей языка и их понятийной системы. Содержание концепта обычно зависит от личного опыта человека, однако имеет и инвариантное основание, а это, в свою очередь, позволяет моделировать его структуру. Структура концепта может включать в себя и понятийный компонент, который содержит в себе ассоциации, образные и оценочные характеристики, позволяет разграничивать концепт и понятия, которые не содержат образные компоненты.
Анализ языковых средств показал, что к доминантным концептам художественных произведений В.М. Гаршина относятся концепты «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Воля» и «Горе». На их ключевую роль в рассматриваемых произведениях указывают группы ключевых слов и других важных для содержания произведений элементов текста.
Такими немаловажными для антивоенной прозы В.М. Гаршина сущностями являются концептуальные единицы, которые предстают как сложные феномены человеческого бытия, аккумулирующие широкий набор представлений о каком-либо предмете или явлении. К числу глобальных концептуальных единиц, вбирающих в себя целый спектр коннотаций, относятся концепты «Смерть» и «Боль». Их основная ядерная составляющая — понятия бытия и небытия, физических и душевных мук и их отсутствия. Антивоенные рассказы являются той сферой деятельности,
которая больше всего сфокусирована на понятиях смерти и боли.
Концептосферу рассказов В.М. Гаршина составляют концепты, относящиеся к пространственно-временной, эмотивной и морально-нравственной сферам: «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Воля» и «Горе». Важнейшими средствами актуализации содержания данных концептов являются:
1) ряды слов с семантикой, характеризующей концепт;
2) оппозиционные пары слов, которые позволяют увеличить
эмоциональное воздействие на читателя, так как пропасть между компонентами той или иной антонимичной пары становится наглядной и очевидной;
3) ситуации выбора, когда персонаж ставится перед нелегким выбором «убить или быть убитым», идти ли на войну или использовать возможность остаться, противостоять сложившимся обстоятельствам или опустить руки, смириться с трагическими и/или неразрешимыми условиями жизни.
В ходе исследования понятий смерти и боли в прозаических текстах писателя было предпринято обращение к ним как фундаментальным единицам человеческого опыта, воспроизводимых посредством колористической символической репрезентации.
Мы рассмотрели и охарактеризовали модели символической репрезентации концептов «Смерть» и «Боль», вследствие чего удалось выяснить, что смерть и боль предстают в двух основных ипостасях и получает насыщенную эксплицитную и имплицитную лексическую объективацию.
Мы проанализировали сущность и специфику семиотической структуры символической репрезентации, чаще всего выражаемой в рассказах Гаршина с помощью цветовой символики. Языковые средства репрезентации концепта создают общее представление о его содержательном наполнении в человеческом сознании, ведь концепты обычно не находят полного выражения в речи.
Все военные рассказы В.М. Гаршина заканчиваются печально: увечьем или смертью, не украшенною ни георгиевскими крестами, ни даже просто каким-нибудь очень большим подвигом. В этом еще нет ничего удивительного. Не всем же подвиги совершать, не всем георгиевские кресты получать. Но и все другие произведения писателя оканчиваются более или менее глубоко скорбно. Однако Гаршин писатель необыкновенно мягкий, беззлобный, преисполненный добрых чувств и только с печальным раздумьем, а отнюдь не с бурным негодованием останавливающийся перед злом.
Видимая безыскусность рассказов «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» только усиливает жуткую картину «кровавой бойни», а под простыми сюжетами скрываются серьезнейшие размышления о войне, ее жестокости и бессмысленности. Перед читателем встают образы русских солдат, вовлеченных в войну не по своей воле, но исполняющих воинский долг честно и бесстрашно.
репрезентации на конкретных примерах из произведений В.М. Гаршина мы пришли к выводу, что для писателя очень важен внутренний мир его героев, окруженных ужасной действительностью войны. Символы, включенные автором в эти произведения, создают атмосферу душевного смятения, придают повествованию экспрессию трагизма.
Абстрактный смысл концептов «Одиночество», «Горе», «Борьба», «Свобода» и «Болезнь» являет собой определенные сложности, обусловленные их умозрительным характером. Это затрудняет их лексикографическое истолкование.
Таким образом, в ходе анализа данных произведений мы пришли к выводу, что концепты в художественных текстах В.М. Гаршина связаны с общечеловеческими ценностями, имеют большое значение для писателя, а их имплицитные и эксплицитные механизмы смыслообразования участвуют в создании когнитивных моделей, лежащих в основе авторского замысла.
Анализ языковых средств показал, что к доминантным концептам художественных произведений В.М. Гаршина относятся концепты «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Воля» и «Горе». На их ключевую роль в рассматриваемых произведениях указывают группы ключевых слов и других важных для содержания произведений элементов текста.
Такими немаловажными для антивоенной прозы В.М. Гаршина сущностями являются концептуальные единицы, которые предстают как сложные феномены человеческого бытия, аккумулирующие широкий набор представлений о каком-либо предмете или явлении. К числу глобальных концептуальных единиц, вбирающих в себя целый спектр коннотаций, относятся концепты «Смерть» и «Боль». Их основная ядерная составляющая — понятия бытия и небытия, физических и душевных мук и их отсутствия. Антивоенные рассказы являются той сферой деятельности,
которая больше всего сфокусирована на понятиях смерти и боли.
Концептосферу рассказов В.М. Гаршина составляют концепты, относящиеся к пространственно-временной, эмотивной и морально-нравственной сферам: «Смерть», «Боль», «Болезнь», «Одиночество», «Борьба», «Воля» и «Горе». Важнейшими средствами актуализации содержания данных концептов являются:
1) ряды слов с семантикой, характеризующей концепт;
2) оппозиционные пары слов, которые позволяют увеличить
эмоциональное воздействие на читателя, так как пропасть между компонентами той или иной антонимичной пары становится наглядной и очевидной;
3) ситуации выбора, когда персонаж ставится перед нелегким выбором «убить или быть убитым», идти ли на войну или использовать возможность остаться, противостоять сложившимся обстоятельствам или опустить руки, смириться с трагическими и/или неразрешимыми условиями жизни.
В ходе исследования понятий смерти и боли в прозаических текстах писателя было предпринято обращение к ним как фундаментальным единицам человеческого опыта, воспроизводимых посредством колористической символической репрезентации.
Мы рассмотрели и охарактеризовали модели символической репрезентации концептов «Смерть» и «Боль», вследствие чего удалось выяснить, что смерть и боль предстают в двух основных ипостасях и получает насыщенную эксплицитную и имплицитную лексическую объективацию.
Мы проанализировали сущность и специфику семиотической структуры символической репрезентации, чаще всего выражаемой в рассказах Гаршина с помощью цветовой символики. Языковые средства репрезентации концепта создают общее представление о его содержательном наполнении в человеческом сознании, ведь концепты обычно не находят полного выражения в речи.
Все военные рассказы В.М. Гаршина заканчиваются печально: увечьем или смертью, не украшенною ни георгиевскими крестами, ни даже просто каким-нибудь очень большим подвигом. В этом еще нет ничего удивительного. Не всем же подвиги совершать, не всем георгиевские кресты получать. Но и все другие произведения писателя оканчиваются более или менее глубоко скорбно. Однако Гаршин писатель необыкновенно мягкий, беззлобный, преисполненный добрых чувств и только с печальным раздумьем, а отнюдь не с бурным негодованием останавливающийся перед злом.
Видимая безыскусность рассказов «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» только усиливает жуткую картину «кровавой бойни», а под простыми сюжетами скрываются серьезнейшие размышления о войне, ее жестокости и бессмысленности. Перед читателем встают образы русских солдат, вовлеченных в войну не по своей воле, но исполняющих воинский долг честно и бесстрашно.
репрезентации на конкретных примерах из произведений В.М. Гаршина мы пришли к выводу, что для писателя очень важен внутренний мир его героев, окруженных ужасной действительностью войны. Символы, включенные автором в эти произведения, создают атмосферу душевного смятения, придают повествованию экспрессию трагизма.
Абстрактный смысл концептов «Одиночество», «Горе», «Борьба», «Свобода» и «Болезнь» являет собой определенные сложности, обусловленные их умозрительным характером. Это затрудняет их лексикографическое истолкование.
Таким образом, в ходе анализа данных произведений мы пришли к выводу, что концепты в художественных текстах В.М. Гаршина связаны с общечеловеческими ценностями, имеют большое значение для писателя, а их имплицитные и эксплицитные механизмы смыслообразования участвуют в создании когнитивных моделей, лежащих в основе авторского замысла.
Подобные работы
- СЕМАНТИКА ЭМОЦИЙ В РАССКАЗАХ И ДНЕВНИКАХ Л. Н. АНДРЕЕВА
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



