ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. РЕФЛЕКСИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Содержание термина «рефлексия» 6
1.2. Рефлексия в сфере литературоведения 12
1.3. Понятие социально-психологического романа романа 16
Раздел 2. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА 20
Раздел 3. ПРОЯВЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РОМАНЕ 24
3.1. Нравственная проблематика в судьбе Родиона Раскольникова 24
3.2. Духовная сила Сони Мармеладовой 33
3.3. Сравнение рефлексии героев разных литературных
произведений. Раскольников и Разумихин. Раскольников и Базаров 40
3.4. Взаиморефлексивность художественного текста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучая художественную литературу разных эпох, читатели внимательно наблюдают за персонажами, их историей и духовным ростом, за их внутренними переживаниями и конфликтами, за их мыслями и попытками понять самих себя. Иногда между самими персонажами и читателями появляется соединяющее звено, создающее новое смысловое пространство, которое рождается посредством работы читателя с произведением, в его познавательно-рефлексивной деятельности. Нужно сказать, что анализ и интерпретация рефлексии литературных персонажей помогает людям развить читательскую способность видеть и осваивать другие смыслы в текстах. Данное исследование проводится с целью переосмысления дидактических категорий, выражаемых действиями и поступками персонажей литературных произведений.
Для анализа рефлексии персонажей был выбраны романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.С. Тургенева «Отцы и дети», поскольку герои романа являются показательными с точки зрения исследуемого вопроса и квалифицируется литературоведами как рефлексирующие герои.
Актуальность работы обусловлена необходимостью анализировать и интерпретировать рефлексию литературных персонажей для развития читательской способности осваивать смыслы в текстах.
Степень научной разработанности проблемы.
Источник понятия рефлексии деятельности лежит в области философского научного знания. В.А. Матаева в своем учебном пособии «Методологические и методические основы рефлексии» описала логику развития от философского метода к дидактическому. Имеется также ряд упоминаний данного понятия в поле зрения науки психологии. Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, А.В. Карпов (его работа «Психология рефлексии, 2002 г.), И.Н. Семёнов и др. психологи-
исследователи упоминали данное явление в своих научных исканиях. Следует упомянуть также работу Олега Кривцуна «Феномен рефлексии в художественном творчестве», куда входит и литературное творчество [13, C. 240].
Однако следует заметить, что исследования рефлексии среди персонажей и сюжетных событий художественных произведений имеют единичный характер и воспринимаются как часть интерпретации художественного текста, но не как самостоятельная отрасль исследований в психолого-педагогическом и литературоведческом направлениях.
Цель исследования: Рассмотреть рефлексию персонажей социально-психологического романа как жанрообразующий параметр (на примере материала романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Задачи исследования:
- рассмотреть содержание термина «рефлексия»;
- определить жанрообразующие признаки романа;
- выявить жанровые признаки социально-психологического романа;
- проанализировать рефлексию героев романа «Преступление и наказание»;
- сравнить рефлексию героев социально-психологических романов «Преступление и наказание» и «Отцы и дети»;
- проследить выражение рефлексии в тексте романа.
Объектом исследования являются романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Предметом исследования является рефлексия художественного текста.
Основные методы исследования: метод герменевтики, при помощи которого происходил анализ толкования скрытых смыслов, авторских коннотаций, сюжетных линий, связей между персонажами; метод структурного анализа, благодаря которому мы упорядочили концепцию изучения понятия рефлексии;
лингвостилистический метод, позволяющий определить, как рефлексия героев выражается в тексте.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научно-исследовательского представления о понятии и структуре процесса рефлексии в сфере литературоведческих исследований.
Усиление роли рефлексии в интерпретации художественных текстов, развитие смыслового анализа литературных произведений, установление более тесных связей между автором и читателем является практической значимостью данного исследования.
Цель написания данной выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы рассмотреть рефлексию персонажей социально-психологического романа как жанрообразующий параметр (на примере материала романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Изучение рефлексии в художественных произведениях остаётся актуальным направлением литературоведческих исследований и почти не имеет отражения в педагогических, психологических и литературоведческих работах.
Дополнительным материалом для исследования послужили научные статьи психологов и литературоведов, изучение античной философии для полного раскрытия темы, а также критические взгляды на героев романа «Преступление и наказание» писателей и учёных. При написании дипломной работы возникли трудности с анализом, а также сравнением персонажей и нахождением источников рефлексии, причину её возникновения в тексте. Решением послужило подробное изучение текстов произведений с опорой на критические статьи и иные справочные материалы.
Для достижения поставленных задач потребовалось углубиться в теорию рефлексии через призму философии, психологии и литературоведения, раскрыть происхождение термина и указать степень научной разработанности проблемы, исследователей, которые занимались выявлением рефлексии в художественных произведениях и рефлексии в целом.
В первом разделе работы было расширено научно-исследовательское представление о понятии и структуре процесса рефлексии в сфере литературоведческих исследований. В частности, изучение происхождения рассматриваемого понятия привело к перенесению процесса рефлексии из плоскости философского знания в плоскость литературоведения. Дальнейшее изучение рефлексивности художественного текста позволит расширить возможности интерпретации произведений литературного творчества и укрепить связи литературоведения с другими науками, изучающими функционирование данного процесса.
Далее был произведён сопоставительный анализ двух литературных героев из разных произведений, написанных в одну эпоху, для раскрытия мировоззрения и схожих черт в образе мышления и поведения персонажей.
Выявлена суть и причины рефлексии главного героя социально-психологического произведения «Преступление и наказание». Мы приходим к выводу, что в романе показаны два явления рефлексии: одна разрушает главного героя, а другая приводит его к лучшему исходу жизни. Мы видим, как главный герой анализирует себя и приходит к правильному выводу.
Рефлексия помогает Родиону Раскольникову одновременно следовать своей теории и, по итогу, избавиться от неё ради раскаяния. С помощью рефлексии читатель способен проследить за разрушением внутреннего мира человека и понять его детальнее. Значительная рефлексия происходит только с одним основным героем, когда остальные герои примерно знают, что делать в своём тяжёлом положении.
Сверхзадача литературного социально-психологического произведения состоит в том, чтобы заставить читателя задуматься над освещённым кругом проблем, то есть заставить рефлексировать. В этом заключается взаиморефлексивность художественного текста: передать взгляды и воззрения автора читателю средствами литературного дискурса (персонажей, описаний, ремарок, сюжетных событий и внутренних монологов)
Работа над выбранной темой помогла определить ценность рефлексии при анализе человеком собственного бытия и её связь с обществом; её связь с литературой несомненна, учитывая дидактичность литературного творчества, и выявление смыслов, заложенных автором, в процессе литературоведческой интерпретации приводит к более глубокому пониманию рассматриваемых в тексте проблем, которые относятся не только к литературоведческому, но также и к философскому знанию.
1. «Преступление и наказание» - социально-психологический роман [Электронный ресурс] // Информационный портал "ЯКласс". - 2020. - Режим доступа: https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=2124 (дата обращения: 25.03.2020)
2. Бабенко, И.И. Художественная рефлексия как фактор становления творческой языковой личности / И.И. Бабенко // Вестник Тоского государственного педагогического университета. - СПБ.: Питер, 2015. - 111 с.
3. Богин, Г.И. Филологическая герменевтика: учеб.
Пособие / Г.И. Богин. - М.: Калининград Изд-во КГУ, 1982. - 86 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М.: Воронеж, 1996. - 513 с.
5. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1977. - 924 с.
6. Давыдова, Г.И. Социорефлексика развития личности подростков / Г.И. Давыдова. - М.: Ярославль, 2005. - 203 с.
7. Душевное состояние Раскольникова после
преступления в романе «Преступление и наказание» (психологическое состояние после убийства) [Электронный ресурс] // Информационный портал «Мир Достоевского». -
2015. - Режим доступа:
https://www.alldostoevsky.ru/2014/12/dushevnoe-sostojanie- Raskolnikova-posle-prestuplenija.html (дата обращения:
30.04.2020)
8. Жанрообразующие признаки исторического романа
[Электронный ресурс] // Информационный портал «Молодой учёный». - 2008. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/307/69077/ (дата обращения: 07. 06. 2020)
9. Издательство «Лицей». Образ Базарова.
Характеристика главного героя [Электронный ресурс] // Информационный портал. - 2013. - Режим доступа:
https : //licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_ do_20_veka_ sochinenii/
45_russkaya_klassika_xix_veka_ia_ goncharov_is_turgenev/stages/ 2807 (дата обращения: 10.04.2020)
10. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева // Институт психологии РАН - М.: Москва. Ярославль, 2001. - 203 с.
11. Колмогорова, Л.С. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию / Е.К. Гуляева, Л.С. Колмогорова // Пособие для психологов, педагогов. - М.: Ярославль, 1999. - 455 с.
12. Коровина, В.И. История русской литературы XIX века / В.И. Коровина. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,
2005. - 200 с.
13. Кривцун, О.А. Художник на сцене воображаемого /
О.А. Кривцун // Феномен рефлексии в художественном творчестве. - М.: Екатеринбург, 2005. - 240 с.
14. Лурий, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурий. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
15. Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера [Электронный ресурс] // Информационный портал
«Мир Достоевского». - 2015. - Режим доступа:
https://www.alldostoevsky.ru/2014/09/prestuplenie-i-nakazanie- sonja-marmeladova.html (дата обращения: 27.04.2020)
16. Образ Раскольникова в романе «Преступление и
наказание» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Образовалка». - 2008. - Режим
доступа: https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i- nakazanie/obraz-raskolnikova-v-romane.html (дата обращения:
28.04.2020)
17. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Инфоурок». - 2015. - Режим доступа: https://infourok.ru/obraz-rodiona-raskolnikova-v- romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-3998177.html (дата обращения: 27.04.2020)
18. Образ Сони в романе «Преступление и наказание»
[Электронный ресурс] // Информационный портал «Образовака». - 2008. - Режим доступа:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/obraz- soni-v-romane.html (дата обращения: 27.04.2020)
19. Петров, С.М. История русской литературы XIX века /
С.М. Петров. - М.: Просвещение, 1978. - 505 с.
20. Преступление и наказание [Электронный ресурс] //
Информационный портал «ilibrary». - 1996. - Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/69/index.html (дата обращения:
02.02.2020)
21. Психологический роман [Электронный ресурс] //
Информационный портал
«Академик». - 2000. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1109543/Психологический_ роман (дата обращения: 23.03.2020)
22. Психологический роман [Электронный ресурс] //
Информационный портал «Эксмо». - 2010. - Режим доступа: https : //eksmo.ru/slovar/psikhologicheskiy-roman/ (дата
обращения: 24.03.2020)
23. Путь Раскольникова в романе «Преступление и
наказание» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Классическая литература». - 2004. -
Режим доступа: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoev skij_f_m/put_raskolnikova_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie/66-
1- 0-2759 (дата обращения: 28.05.2020)
24. Развитие жанров в XIX веке (роман, повесть, поэма, лирические жанры, драма и т.д.) [Электронный ресурс] // Информационный портал «Мировая литература». - 2016. - Режим доступа: http://zarlitra.in.ua/39.html (дата обращения:
23.03.2020)
25. Ромашенкова, Е.С. Теоретические основы исследования лингвориторической рефлексии литературной личности / Е.С. Ромашенкова. - М.: АСТ, 2009. - 133 с.
26. Рубинштейн (начало) [Электронный ресурс] // Информационный портал «В17». - 2007. - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/82318/ (дата обращения: 23.03.2020)
27. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. // О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - СПб.: Питер, 2014. - 328с.
28. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2017. - 288 с.
29. Семёнов, И.Н. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / (Сборник памяти Н.Г. Алексеева) И.Н. Семёнов // Основные научные труды Н.Г. Алексеева. - М.: АСТ, 2004. - 400 с.
30. Скатова, Н.Н. История русской литературы XIX века /
Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1985. - 608 с.
31. Словари. Рефлексия: словарная статья. [Электронный
ресурс] // Большой психологический словарь. - 2010. - Режим доступа: https : //psychologica l.slovaronline.com/1583-
REFLEKSIYA (дата обращения: 09.03.2020)
32. Социально-психологический роман [Электронный
ресурс] // Информационный портал «Надо знать». - 2005. - Режим доступа: http://nado.znate.ru/Социально-
психологический_роман (дата обращения: 23.03.2020)
33. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - М.: АСТ, 1995. - 40 с.
34. Тюпа, В.И. Художественность литературного произведения / В.И. Тюпа. - М.: Лабиринт, РГГУ, 1985. - 90 с.
35. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: АСТ, 1996. - 112 с.
36. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание.
Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. - 800 с.