Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение к смерти в архаических религиях

Работа №58491

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

философия

Объем работы67
Год сдачи2011
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Первые захоронения, начало осознания смерти и смертности
1.1 Эпоха Мустье
1.2 Эпоха Ориньяка
2 Возникновение представления о душе и загробном мире, как
борьба с осознанием конечности бытия
2.1 Душа или «то, что не умирает»
2.2 Загробный мир
2.3 Метемпсихоз
3 Контакты с «загробным миром» или «туда и обратно»
3.1 «Почтальоны», «охранники» и не только
3.2 Гости из загробного мира, званные и незваные
4 Смерть ужасающая и поиск бессмертия
Заключение
Список литературы


Смерть, являясь, наверное, единственной определенностью в жизни человека любой эпохи, воспринимается нами как нечто статическое, неизменное, фатальное. Отношение современного человека к смерти всегда негативно, если не считать некоторых исключительных случаев, к которым можно отнести суицид, когда смерть воспринимается, как большее благо, нежели события, с которыми человек предполагает столкнуться при продолжении жизни. Еще одним примером можно счесть эвтаназию, проблема которой не так давно широко обсуждалась в СМИ, являющуюся, в общем-то, тем же суицидом, но имеющую причины, которые с точки зрения современного общества можно счесть более уважительными, нежели причины, подвигающие человека к суициду. Что ж, мы пока еще страдание физическое считаем более объективным оправданием, чем страдание моральное, становящееся причиной суицида наиболее часто и совсем не учитываемое во втором случае, разве что, как следствие физических страданий. Это естественно, ведь страдание физическое более для нас очевидно, моральное же мы не всегда в состоянии оценить, к тому же сама психика человека более податлива, нежели физика, следовательно, трагедию, затрагивающую сферу духовную мы воспринимаем с большим оптимизмом, как то, что может быть исправлено с большей вероятностью. К сожалению, наша медицина пока не нашла эффективных способов восстановления ампутированных конечностей или борьбы с раком на поздних стадиях, потому часто смерть является действительно единственным возможным освобождением от страдания. Однако, как суицид, так и эвтаназия, какими бы не было к ним отношение, в нашем обществе являются деяниями не только не одобряемыми, но и официально запрещенными. Конституция Российской Федерации констатирует «право на жизнь» и совершенно умалчивает о «праве на смерть», как и другие нормативные акты нашего государства, и, следуя такой гуманистической парадигме, врачи бесконечно продляют страдания смертельно больных или проводят реанимацию новорожденных, рожденных с такими отклонениями, что ничего, кроме страдания их впереди не ждет. И все же нельзя не согласиться с тем, что общество к введению «права на смерть» пока и не готово. И здесь причиной, скорее, следует счесть возможные и весьма вероятные злоупотребления, связанные как с несовершенством закона, так и с уровнем морали. Тем не менее, не зависимо от запретов и допущений, люди продолжают умирать от вполне естественных причин. Очевидно, что не под силу этого отменить ни официальным законодательным актам, ни таким «борцам со смертью» как печально известный деятель с весьма жизнеутверждающей фамилией Г. Гробовой. Что ж, позитивно мыслящие наши современники считают, что все это еще впереди, а мы пока остановимся на мысли, что в соответствии со взглядами современного общества, умирать плохо и каждый разумный человек пытается максимально отсрочить это событие. Но ведь как общество не существовало в постоянном неизменном виде, так не постоянны были и его взгляды.
Оценивая прошлое, наблюдатель чаще всего смотрит на него лишь с собственной позиции, выражающей убеждения того исторического периода, в котором он находится. Таким образом, чаще всего общество более ранних исторических периодов предстает перед нами полным жестокости. Если современный человек обратится, например, к «темному» средневековью, где жертвы лихорадки «сгорают» в собственных постелях (по крайней мере, те, которым посчастливилось оные иметь) не дождавшись помощи от лекарей, которые наравне с отваром ивовой коры, оказывающим хоть какую-то действенную помощь, применяют средства, положительное влияние которых можно обозначить как «весьма сомнительное»: порошки драгоценных камней, ртуть (впрочем, этот металл применялся чаще для лечения заболевания более «щекотливого» происхождения), и другие средства, часто уж совсем магического характера, сопровождая их кровопусканиями (что поделать, использование пенициллина начнется лишь в 1928-м) - он испытает ужас, представив себя на их месте. Не менее впечатляющими предстают и образы казней. Впрочем, от этой меры общество не отказалось и по сей день, в России, конечно, введен, а позднее продлен мораторий, но полностью данное наказание не отменено. Тем не менее, смерть осужденных попытались сделать максимально легкой. Но это сейчас, в период же, который мы взяли для примера, способы уничтожения себе подобного, нарушившего нормы права, либо просто неугодного правителю, были куда разнообразнее, да и целью было не просто уничтожение приговоренного... Что ж, сложно винить предков, тем более что мы не далеко от них ушли, разве что эшафот на центральной площади нам заменил кинематограф, а вот тема не претерпела больших изменений. Человек, скорее всего, никогда не устанет наблюдать за чужой смертью. Раньше палачи соревновались в искусстве сделать ее красочным зрелищем, теперь эстафету приняли режиссеры, сценаристы и операторы, реальные же казни «ушли в подполье» спецучреждений.
Да, отношение к смерти менялось в различные эпохи, однако, сама смерть оставалась и остается неизменной константой нашего мира, можно быть уверенным, что все, когда-либо рожденное рано или поздно умрет, однако, осознание факта смертности - уникальная черта, присущая лишь человеку (впрочем, возможно со временем мы убедимся, что заявление это столь же неоднозначно, как и присвоенный им себе когда-то титул «царя природы»). Обладание таким осознанием неизменно порождает и отношение к данному факту. Это отношение оказывает огромное влияние жизнь конкретного человека и общества в целом. Рассматривая его, мы можем многое узнать об обществе, эти представления создавшем, о его ценностях, волнующих его проблемах и желаниях его представителей. Смерть всегда являлась и является «краеугольным камнем», на котором держится, по сути, вся культура, поскольку понимание смерти дает ответ на вопрос о смысле жизни человека. Поэтому ничто в такой степени не раскрывает мировоззрение того или иного исторического сообщества его отношение к этому событию, отношение же это мы можем оценить по похоронным обрядам, а в более позднее время и литературным, художественным и другим произведениям.
«Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть о том, что мысли о смерти застали врасплох...» пишет М. М. Зощенко в своей работе «Перед восходом солнца» Ф. Бэкон выражает наблюдение за отношением человека к смерти в следующих строках: «Люди боятся смерти, как дети потемок, - как у детей этот врожденный страх усиливается сказками, точно так же и страх смерти».
Тема данной работы привлекательна не только тем, что позволяет заглянуть во времена весьма от нас отдаленные, но и возможностью приблизиться к тому моменту в истории человечества, когда незнание смерти, присущее животным, сменилось ее осознанием, отличающим, как упоминалось выше, человека. Осознанием, которое породило в последствии целые миры, более или менее детально описывающие посмертное существование, затрагивающие сам процесс смерти и оказывающие огромное влияние на жизнь и мораль общества, сами являющиеся отражением этой морали и желаний. Что же такое эти миры? Результат познания человеком в процессе его развития окружающего Космоса, бога и сущности себя самого? Или же величайшая иллюзия, порожденная страхом и желанием защитится от безнадежности осознания конечности бытия?


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы мы рассмотрели достаточно важную тему, которая позволяет нам, как познакомиться ближе с людьми, жившими тысячелетия назад, так и ответить на собственные вопросы, которые волнуют нас так же, как волновали людей ушедших эпох.
Тема настолько обширна, что для ее рассмотрения на должном уровне не стоит и думать уложиться в объемы курсовой работы, по этой причине, было затронуто лишь небольшое количество вопросов, имеющих к ней отношение, да и те рассмотрены весьма поверхностно. Данная работа получилась не совсем исследованием, возможно, это и правильно, так как о такой теме сложно писать академическим языком, смерть и еще, пожалуй, любовь, два основных «двигателя», вскрывающих в человеке его творческий потенциал, возвышающие его, как ни каким другим чувствам не под силу.
В настоящее время смерть изучается не только медиками и биологами, ей занимаются и этнографы, так как, погребальные обряды, связанные со смертью мифы и фольклор являются важным пластом, необходимым для понимания культуры и традиций, не чужда эта проблема и археологам, постоянно работающим с останками и пытающимся на основании материальных свидетельств реконструировать быт и занятия древних людей, исследователи литературного наследия так же постоянно встречаются с ней, много внимания смерти уделяют и философы. Но тема эта актуальна не только для специалистов, эта тема волнует каждого, рано или поздно что- либо сподвигает человека задуматься над вопросом смерти. Это сильнейшая тема всех времен и у всех народов, порой эта Госпожа полностью захватывает сознание людей, порой, напротив (как происходит в современном обществе) скрывается, правда, здесь точнее было бы сказать, что это люди скрываются от нее.
Мы познакомились с основными взглядами на смерть, однако, все они основаны на неколебимой вере в загробное существование, в то, что жизнь не заканчивается со смертью физического носителя души - тела. Есть еще и другой полюс представлений человека о смерти, для которого «жизнь есть способ существования белковых тел», «прекращающийся с распадом белка», однако, эта точка зрения не была рассмотрена в данной работе по вполне понятным причинам.
Впрочем, не зависимо от взглядов и убеждений, смерть, это единственная определенность, не зависимо от цвета кожи, принадлежности к эпохе, культуре, положения и развития, она приходит к каждому, не пропуская никого, а потому можно быть уверенным лишь в одном: у каждого из нас рано или поздно будет шанс проверить наличие или отсутствие посмертного существования на собственном опыте.



Яблоков И. Н. История религии, издание второе исправленное и дополненное. М.: 2004г.
2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: 2007г.
3. Рязанцев С. Танатология: наука о смерти. М.: 2004г.
4. Тибетская Книга Мертвых. М.: 2006г.
5. Басаргина Е. Тайны загробной жизни. М.: 2007г.
6. Барсов Е. Р. Причитания северного края. 1872г.
7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: 1869г.
8. Авдеева Е. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб: 1842г.
9. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб: 1870г.
10. Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев-Посад: 1913г.
11. Крачковский Ю. Ф. Быт западнорусского славянина // чтения в императорском обществе истории древностей при Московском Университете, 1873г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ