Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (Психофизиология профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Эмпирическая база исследования: мужчины в возрасте 21-39 лет, сотрудники нескольких отделений полиции Управления МВД России по городу Новосибирску (18 человек).
Много приложений.
Введение 3
1. Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания 5
1.1. Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы 5
1.2. Профилактика синдрома эмоционального выгорания 13
2.Исследование эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности 17
2.1Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования симптомов эмоционального выгорания сотрудников 19
3. Рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания
сотрудников 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Незнание приемов эмоционально-психологической разрядки, неумение справляться с длительным воздействием стрессогенных ситуаций негативно сказываются на успешности и качестве выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Для поддержания работоспособности им требуется прилагать дополнительные усилия, что становится причиной эмоционального и психологического истощения. Все это приводит к повышению текучести кадров, снижению удовлетворенности трудом, деформациям личностных и характерологических качеств.
Проблема эмоционального выгорания как одной из форм профессиональной деформации личности, рассматривалась в работах таких ученых, как Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Аболин, Д.С. Жилкин, Л.В. Заварзина, О.Д. Привалов и ряда других.
Несмотря на внимание к рассматриваемой теме со стороны специалистов, анализ проблемы позволяет говорить о наличии противоречия междупотребностью современного общества в профессионалах, готовых к работе в психологически сложных ситуациях и недостаточным вниманием к вопросам диагностики и профилактики эмоционального выгорания, что определяет актуальность темы курсовой работы.
Цель работы: изучить методы профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – симптомы и профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Цель определила исследовательские задачи курсовой работы:
охарактеризовать симптомы эмоционального «выгорания»;
рассмотреть методы профилактики эмоционального выгорания;
подобрать методики и организовать исследования симптомов эмоционального выгорания;
провести анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания сотрудников;
разработать рекомендации по предупреждению симптомов эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование синдрома эмоционального выгорания у представителей отдельных профессий связано с экстремальными условиями труда и большой психологической нагрузкой.
При написании курсовой работы использованы такие методы исследования, как теоретический анализ и синтез, обобщение, позволившие выделить существенные признаки синдрома эмоционального выгорания и условия его профилактики; метод сравнения, логический метод, метод наблюдения, анкетирования и тестов.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
В современном быстро изменяющемся и усложняющемся мире эмоциональное выгорание становится обычным явлением нашей повседневной жизни. Физическое, моральное и умственное истощение достигает такой точки, что порой достаточно затруднительно адекватно воспринимать окружающих, вести с людьми конструктивные диалоги, продуктивно заниматься своей профессиональной деятельностью. Многие люди замечают у себя признаки этой проблемы, пытаются разобраться в этом синдроме, найти пути улучшения качества жизни. Для этого необходимо ориентироваться в особенностях данного феномена, понимать причины, приводящие к моральному и умственному истощению, вовремя обнаружить симптомы и предпринять нужные меры, хотя лучше лечение – это профилактика.
В курсовой работе проведена оценка различных подходов к определению эмоционального выгорания, его симптомам и факторам формирования. На основании анализ литературы можно выделить три основных аспекта: сильная мотивация, неблагоприятная рабочая обстановка и использование человеком неадекватных копинговых стратегий.
Развитию выгорания предшествует фаза повышенной активности, полной поглощенности работой. Следом за этой фазой наступает первый признак — эмоциональное истощение. Второй признак – дегуманизация, личностная отстраненность. признак – негативное восприятие себя в профессиональном плане, падение самооценки, ощущение потери собственной эффективности.
Синдром эмоционального выгорания может проявляться как на психологическом, так и на соматическом уровне. Могут отмечаться такие симптомы, как усталость, утомление, истощение; колебание веса; неполноценный сон, бессонница; общее плохое самочувствие; головокружения, дрожь; гипертония; воспалительные и язвенные заболевания кожи; заболевания сердечно-сосудистой системы; пессимизм, черствость, цинизм; недостаток эмоций; усталость, безразличие; чувство безнадежности ситуации; раздражительность; тревожность, невозможность сосредоточиться; депрессия; утрата надежд, идеалов, перспектив в профессии.
В целом, синдром эмоционального выгорания – это целый комплекс нарушений в физической, психической и социальной сферах жизнедеятельности человека.
В работе было проведено исследование степени выраженности симптомов эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов. В целях диагностики выраженности симптомов эмоционального выгорания были использованы две методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко иопросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. MaslachBurnoutInventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания.
Результаты обследования по методике МBI в целом совпадают с результатами, полученными по методике В.В. Бойко и дополняют их. У респондентов прослеживается формирование отдельных симптомов эмоционального выгорания, в основном проявляющимися как форма защитного реагирования на стрессогенные факторы, связанные со сложными условиями профессиональной деятельности. Сотрудники стараются эмоционально отстраняться от выполняемых обязанностей, что негативно сказывается на уровне профессионализма и межличностных отношениях в коллективе.
Если человек стремится избежать развития синдрома эмоционального выгорания, важно научиться периодически оценивать свою жизнь, насколько реальность совпадает с желаниями индивида, что можно сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Только забота о качестве своей жизни позволит оставаться эффективным актором личной и профессиональной жизни, сохранить психологическое здоровье.
1. Бородаенко, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности /Е.А. Бородаенко //Научный поиск. - 2012. - № 2. С. 8-12.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2015. – 212 с.
3. Волков, А.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности/А.А. Волков, И.Н. Назаров // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. С. 23-26.
4. Воронцова, М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы: Учебно-методическое пособие /М.В. Воронцова, Т.В. Бюндюгова. – Таганрог: Издательство А.Н. Ступин, 2013. -298с.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии/ Р.М. Грановская. – СПб: Свет, 2003. – 600с.
6. Дорофеева, Е.А. Синдром эмоционального выгорания как вид профессиональной деформации личности / Е.А. Дорофеева// Международный академический вестник. -2018.- № 27. С. 30-32.
7. Желдоченко, Л.Д. Психологическое сопровождение как превенция деформации профессиональных представлений на этапе оптации / Желдоченко Л.Д. Семенко Е.Р. // Профессиональные представления. 2017. - № 1 (9).- С. 38-43.
8. Жижин, Н.С. Профессиональная деформация личности: факторы и последствия / Н.С. Жижин // В сборнике: Экономическая психология: проблемы и возможности Материалы панельной дискуссии. – М., 2017. С. 76-83.
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2008. – 463с.
10. Иванова, Е.А. Особенности психологической устойчивости в связи с профессиональным выгоранием / Е.А. Иванова // Современные проблемы психологии и образования с различными категориями детей и молодёжи. Материалы научно-практической конференции. – М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2016. С.352-361.
11. Иванова, И.В. Профилактика эмоционального выгорания педагога /В.И. Иванова //Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. -2013. - № 2. С. 26-30.
12. Карнаухова, А.О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации // Молодой ученый. - 2017.- № 1 (135). С. 393-399.
13. Константинов, В. В. Профессиональная деформация личности : учеб. пособие для академического бакалавриата. - М. :ИздательствоЮрайт, 2017. -385с.
14. Малыгина, А.А. Профессиональные деструкции и психологические защиты личности в профессиях особого риска // В сборнике: Экстремальная психология: теория и практика Сборник научных статей. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Москва, 2017. С. 187-192.
15. Мансури, О.В. Психологические особенности деятельности спасателей / О.В. Мансури// Заметки ученого. - 2018. - № 3 (28). С. 80-89.
16. Мельникова, Л.А. Профессиональные деструкции педагогов в современной науке и образовательной практике / Л.А. Мельникова, Н.Н. Зеленова// Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-1 (7). С. 257-261.
17. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Гардарики, 2008. – 300с.
18. Никифорова, О.А. Изучение профессионально-важных качеств педагога/О.А. Никифорова // Актуальные вопросы психологии. - 2015. - №8. – С. 57–62.
19. Пальчевская, Е.С. О профилактике эмоционального выгорания/ Е.С. Пальчевская, М.В. Куимова //Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). С. 1266-1267.
20. Полищук, Е.А. Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов / Е.А. Полищук, Н.Н. Крылова //Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). С. 20-25.
21. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций /О.Б. Поялкова // Национальный психологический журнал.-2014.- № 1(13). С. 55–62.
22. Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Парадоксы в понимании профессиональных деформаций личности // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 6 (96). С. 170-177.
23. Пусикова, М.В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре/ М.В. Пусикова // Молодой учёный. 2015. №11. – С.1768-1771.
24. Рогов Е. И. Концептуальный подход к систематизации профессиональных деформаций / Е.И. Рогов // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 48–54.
25. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями /Ю.В. Саенко. - СПб, «Речь», 2011. – 220с.
26. Филатов Д.О. Понимание профессиональных деформаций в современной психологии (к постановке проблемы) / Д.О. Филатов, О.В. Филатова // В сборнике: Психология учебной и профессиональной деятельности. – Владимир: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2018. - С. 79-83.
27. Яшкова, А.Н. Проектирование комнаты психологической разгрузки как среды эмоционального здоровья личности / А.Н. Яшкова// Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. -2017. - № 1. С. 111-116.