Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСВОЕНИЕ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №58481

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОНТОГЕНЕЗ СИНТАКСИСА ДЕТСКОЙ РЕЧИ 5
1.1. Процесс усвоения синтаксиса ребёнком 5
1.1.1. Формальная периодизация усвоения грамматического строя языка 7
1.1.2. Развитие синтаксиса с точки зрения развития психологической предикативности
1.2. Основные стадии усвоения языка в дошкольный период.
1.2.1. Первые слова ребёнка 11
1.2.2. Двухсловные высказывания 12
1.2.3. Роль порядка слов на начальном этапе усвоения синтаксиса 14
1.2.4. Дальнейшее усвоение синтаксиса, усложнение структуры предложения 15
1.2.5. Усложнение структуры простого и сложного предложений 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ СИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 19
2.1. Предпосылки исследования синтаксиса детской речи в начальном школьном возрасте
2.2. Исследование уровня овладения синтаксисом у детей начального школьного возраста
2.2.1. Методика тестирования 22
2.2.2. Результаты тестирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ 39


Проблема усвоения языка является одной из ключевых как в психолингвистике, так и в языкознании в целом. Для лингвистов понимание того, как человек овладевает родным языком, имеет огромную важность, поскольку может объяснить, как устроен данный язык: что является в нём центральным (и, следовательно, усваивается раньше), а что - периферийным, второстепенным. Кроме того, материал исследования данной проблемы полезен и для таких сфер, как дефектология, социолингвистика и клиническая психология.
Необходимо отметить, что изучение лингвистики детской речи (онтолингвистики) активно началось уже в 20-е годы прошлого века. Её теоретическую основу заложили именно отечественные исследователи, такие как К.Д. Ушинский, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Л.С. Выготский, А.Р Лурия, С.Н. Цейтлин и др. Однако до 60-70-х годов в России наблюдался спад интереса к онтолингвистике, в то время как на Западе (где большой вклад в неё внесли, в частности, Р. Браун, Д. Слобин, Е.Кларк) она уже сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины.
Новаторской здесь стала идея генеративной (трансформационной) грамматики Н. Хомского, возникшая в 50-х годах как попытка объяснить усвоение грамматики языка на основе некоторого внутреннего компонента. Настоящее время можно назвать расцветом онтолингвистики: увеличивается база фактического материала, расширяется проблематика научных исследований, а их достижения всё больше внедряются в учебный процесс. Тем не менее подробное описание процесса усвоения родного языка всё ещё имеет место, и с этой точки зрения усвоение грамматики является обширным полем для исследования: необходимо знать не только как усваиваются те или иные единицы языка, но и правила их сочетания в речи.
Данная работа посвящена изучению того, как ребёнок осваивает синтаксис родного (а именно русского) языка, то есть правила построения словосочетаний и предложений. В качестве объекта исследования представлены дети начального школьного возраста (7-11 лет), так как к этому периоду жизни основные синтаксические конструкции считаются усвоенными и, кроме того, возможно проследить закономерность их усвоения и основные тенденции их развития.
Таким образом, в своей работе я ставлю следующие задачи:
1) на основе практических данных выявить тенденции, характерные для синтаксиса детской речи;
2) на уровне словосочетания, предложения и текста выявить трудности освоения синтаксической стороны речи, обнаружить синтаксические отклонения от нормы в синтаксисе детской речи;
3) оценить степень владения и понимания определённых синтаксических форм;
4) оценить силу влияния тенденций детской речи дошкольного возраста, выявленных на основании изученной литературы.
Теоретическая часть моей работы включает следующие методы: изучение и систематизация психолого-лингвистической литературы по проблеме, классификация, обобщение.
Практическая часть представляет собой проверку поставленных гипотез в форме тестирования младших школьников.
Актуальность работы не представляет сомнений. Её научная ценность состоит в накоплении и систематизации материала по данной теме.
Практическая ценность работы заключается в том, что она способствует формированию стратегий по обучению синтаксису, а также предупреждению речевых ошибок младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате работы были достигнуты следующие цели:
1) на основе практических данных были выявить тенденции, характерные для синтаксиса детской речи, как общие для трёх классов
начальной школы, так и для каждой параллели классов.
2) на уровне словосочетания, предложения и текста были выявлены
трудности освоения синтаксической стороны речи, обнаружить
синтаксические отклонения от нормы в синтаксисе детской речи;
3) была оценена степень владения и понимания определённых
синтаксических форм;
4) была проведена оценка влияния тенденций детской речи дошкольного возраста, выявленных на основании изученной литературы. Полученные данные представляют собой некий «статистический срез», описывающий характерные черты синтаксиса письменной речи школьников 2-4 классов. Можно сделать вывод о том, что письменная речь школьников второго класса тяготеет во многом к устной речи детей дошкольного возраста, тогда как в 3-ем и 4-ом классах она становится ближе ко «взрослой» речи.
Тем не менее, существую перспективы развития исследования, поскольку детская речь представляет собой чрезвычайно богатый источник открытий, а детская грамматика - это не дефектная грамматика взрослых, а грамматика, обладающая собственным набором правил.



Bowerman, M. Early syntactic development: A cross-linguistic study with special reference to Finnish. Cambridge: Cambridge University Press. 1973.
Braine, Martin D.S. On learning the grammatical order of words. 1963
Branigan H. Linguistic experience and syntactic representations in young children and adults: Evidence from syntactic priming // Третья международная конференция по когнитивной науке. — М., 2008.
Chomsky, N. Syntactic structures. The Hague: Moulton, 1957.
Clark, Eve V. First language acquisition. 2nd edition. — Cambridge University Press. 2009.
Greenfield, M. Informativeness, presupposition, and semantic choice in singleword utterances. In E. Ochs & B.B. Schiefflin (eds.), Developmental pragmatics. New York: Academic Press. 1979.
Klima, E. S., & Bellugi, U. Syntactic regularities in the speech of children. In J. Lyons & R. J. Wales (Eds.), Psycholinguistics papers. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1966.
Nippold, M. A. Later Language Development: School-Age Children, Adolescents, and Young Adults, 2nd Ed., Austin, TX: PRO-ED, 1998.
Skinner, B. F. Verbal behavior. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1957.
Slobin, D. I. Cognitive prerequisites for the development of grammar. In C. A. Ferguson & D. I. Slobin (Eds.), Studies of child language development. NewYork:Holt,Rinehart&Winston, 1973.
Slobin, D. I. Psycholinguistics (2nd ed.). Glenview, IL: Scott, Foresman, 1979.
Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.
БрунерДж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21 -
50.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.
Ч. I. - М., 1969.
Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. - М., 1981.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004.
Менчинская H.A. Развитие психики ребёнка. Дневник матери. - М., 1957.
Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
Рубинштейн С.Н. «Основы общей психологии» 1946.
Сохин Ф.А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1955.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001.
Феофанов М.П. Развитие синтаксических отношений в письменной речи учащихся. Автореф. дис.докт.пед.наук. М., 1952.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Айрис-пресс, 2006.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Ядэшко В.И. Психологические особенности формирования предложений в речи детей от 3 до 5 лет. Автореф. дис.канд.пед.наук. - М., 1956.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ