ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 7
1.1. Ментальные репрезентации 7
1.2. Ментальные репрезентации психических состояний 11
1.3. Субъектно-личностные характеристики и их роль в учебной
деятельности 21
1.4. Соотношение субъектно-личностных характеристик и ментальных
репрезентаций психических состояний 32
2. Эмпирическое исследование влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 37
2.1. Характеристика выборки, организация и методики исследования... 37
2.2. Оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических
состояний 45
2.3. Взаимосвязи с субъектно-личностными характеристиками и
ментальными репрезентациями психических состояний 56
2.4. Влияние субъектно-личностных характеристик на ментальные
репрезентации психических состояний студентов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теоретические аспекты исследования влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 7
1.1. Ментальные репрезентации 7
1.2. Ментальные репрезентации психических состояний 11
1.3. Субъектно-личностные характеристики и их роль в учебной
деятельности 21
1.4. Соотношение субъектно-личностных характеристик и ментальных
репрезентаций психических состояний 32
2. Эмпирическое исследование влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 37
2.1. Характеристика выборки, организация и методики исследования... 37
2.2. Оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических
состояний 45
2.3. Взаимосвязи с субъектно-личностными характеристиками и
ментальными репрезентациями психических состояний 56
2.4. Влияние субъектно-личностных характеристик на ментальные
репрезентации психических состояний студентов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для современных психологических исследований характерно обращение к рефлексивным аспектам различных психических явлений, к их репрезентациям. К изучению репрезентаций прибегают тогда, когда в силу ограниченности или отсутствия методических возможностей недоступен оригинал - то, что репрезентируется (Алексеева Е.М.,2015). В данной области науки многие важные вопросы остаются открытыми, несмотря на то, что репрезентации изучаются в целом ряде направлений: когнитивной психологии, психолингвистике, психофизиологии, социальной психологии, философии, социологии.
Особенность ментальных репрезентаций заключается в том, что они могут рассматриваться и как процесс (отображения, представления), и как результат, единица (описание опыта в рамках картины мира). Первый подход выделяет процессуальную, динамическую сторону ментальной репрезентации, ее когнитивные функции (Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В.,1998). При этом под ментальными репрезентациями могут подразумеваться внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя (Втюрина Т.А.,2013). Такая парадигма ментальной репрезентации позволяет рассмотреть организацию и содержание представлений человека, как вербальных, так и образных (Изард К.Э.,2000, Кубрякова, Е.С., 2007). Ментальные репрезентации со временем приобретают выраженную структуру: можно выделить их ассоциативные, оценочные, понятийные и образные составляющие.
Стремление исследовать концепт «ментальная репрезентация» затрагивает проблему определения содержания субъективной реальности личности в психологии. Теоретико-методологическое рассмотрение проблемы предполагает обобщение результатов исследований, посвященных вопросу обозначения особенностей разделения и пересечения концептов «ментальная репрезентация». Необходимость 3
понимания характеристик «ментальной репрезентации» связана с уточнением возможности исследования содержательной и структурной основы личностной репрезентации.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории практики обусловили выбор темы нашего исследования «Субъектно-личностные характеристики ментальных репрезентаций».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат:
Проблема исследования: недостаток научно-обоснованных данных о влиянии субъектно-личностных свойств на содержание ментальных репрезентаций психических состояний побудило обратиться к данной проблеме исследования.
Цель - изучить влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний человека: радости, печали, гнева, заинтересованности.
Объект исследования - ментальные репрезентаций психических состояний.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектно-личностных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной психологической литературы дать развернутое обоснование последующего эмпирического исследования;
- эмпирически описать отдельные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний;
- изучить субъектно-личностные характеристики студентов и их роль в учебной деятельности;
- исследовать взаимоотношение субъектно-личностных
характеристик и ментальных репрезентаций психических состояний студентов в ходе учебной деятельности.
Гипотеза исследования - существует специфика влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний студентов в учебной деятельности: наиболее значимое влияние на репрезентации состояний оказывают свойства темперамента и черты характера студентов.
Теоретическая значимость исследования: Изучение ментальных репрезентаций имеет особую значимость, так как психическое состояние - индивидуальный субъективный феномен человеческой психики и выделение универсальных закономерностей в их репрезентации может также выявить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем.
Практическая значимость исследования: Исследование
ментальных репрезентаций психических состояний даст возможность установить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем. Изучение этих механизмов позволит более глубоко понять психическую жизнь человека, его внутренний мир. Кроме того, знание об индивидуальных проявлениях ментальных репрезентаций позволит выработать общие механизмы саморегуляции психических состояний.
Методологической основой исследования являются следующие общепсихологические подходы:системный подход (В.Н.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), субъектно-деятельностный подход
(С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), принцип детерминизма, а также психологические концепции исследования ментальных репрезентаций (М. Айзенк). Проведен теоретический анализ проблемы ментальных репрезентаций психических состояний; применялись методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (корреляционный анализ (методом Пирсона), сравнительный
анализ средних значений (Т критерий Стьюдента) и дисперсионный анализ (ANOVA)).
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, тестирования, интерпретации результатов исследований. Таких как:
1. «Личностный опросник Г. Айзенка». «EysenckPersonalityInventory» или «EPI» [34, 133-141 с.]
2. «Методика многофакторного исследования личности Кеттела.» [34, 240-260 с.]
3. «Пятифакторная модель черт личности «Bigl;ive»»l 1.Коста и Р.МакКрея» [5, 52-57с.]
4. «Методика семантического дифференциала В.Ф. Петренко» [25,42¬48с.]
5. «Методика ОФДСИ (Опросник формально-динамических свойств индивидуальности) В.М.Русалова»[40,15-18 с.]
6. «Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова» [14, 45-57 с.]
7. «Методика определения направленности личности человека В. Смекала и М. Кучера» [34, 410-425с.]
Особенность ментальных репрезентаций заключается в том, что они могут рассматриваться и как процесс (отображения, представления), и как результат, единица (описание опыта в рамках картины мира). Первый подход выделяет процессуальную, динамическую сторону ментальной репрезентации, ее когнитивные функции (Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В.,1998). При этом под ментальными репрезентациями могут подразумеваться внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя (Втюрина Т.А.,2013). Такая парадигма ментальной репрезентации позволяет рассмотреть организацию и содержание представлений человека, как вербальных, так и образных (Изард К.Э.,2000, Кубрякова, Е.С., 2007). Ментальные репрезентации со временем приобретают выраженную структуру: можно выделить их ассоциативные, оценочные, понятийные и образные составляющие.
Стремление исследовать концепт «ментальная репрезентация» затрагивает проблему определения содержания субъективной реальности личности в психологии. Теоретико-методологическое рассмотрение проблемы предполагает обобщение результатов исследований, посвященных вопросу обозначения особенностей разделения и пересечения концептов «ментальная репрезентация». Необходимость 3
понимания характеристик «ментальной репрезентации» связана с уточнением возможности исследования содержательной и структурной основы личностной репрезентации.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории практики обусловили выбор темы нашего исследования «Субъектно-личностные характеристики ментальных репрезентаций».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат:
Проблема исследования: недостаток научно-обоснованных данных о влиянии субъектно-личностных свойств на содержание ментальных репрезентаций психических состояний побудило обратиться к данной проблеме исследования.
Цель - изучить влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний человека: радости, печали, гнева, заинтересованности.
Объект исследования - ментальные репрезентаций психических состояний.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектно-личностных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной психологической литературы дать развернутое обоснование последующего эмпирического исследования;
- эмпирически описать отдельные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний;
- изучить субъектно-личностные характеристики студентов и их роль в учебной деятельности;
- исследовать взаимоотношение субъектно-личностных
характеристик и ментальных репрезентаций психических состояний студентов в ходе учебной деятельности.
Гипотеза исследования - существует специфика влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний студентов в учебной деятельности: наиболее значимое влияние на репрезентации состояний оказывают свойства темперамента и черты характера студентов.
Теоретическая значимость исследования: Изучение ментальных репрезентаций имеет особую значимость, так как психическое состояние - индивидуальный субъективный феномен человеческой психики и выделение универсальных закономерностей в их репрезентации может также выявить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем.
Практическая значимость исследования: Исследование
ментальных репрезентаций психических состояний даст возможность установить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем. Изучение этих механизмов позволит более глубоко понять психическую жизнь человека, его внутренний мир. Кроме того, знание об индивидуальных проявлениях ментальных репрезентаций позволит выработать общие механизмы саморегуляции психических состояний.
Методологической основой исследования являются следующие общепсихологические подходы:системный подход (В.Н.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), субъектно-деятельностный подход
(С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), принцип детерминизма, а также психологические концепции исследования ментальных репрезентаций (М. Айзенк). Проведен теоретический анализ проблемы ментальных репрезентаций психических состояний; применялись методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (корреляционный анализ (методом Пирсона), сравнительный
анализ средних значений (Т критерий Стьюдента) и дисперсионный анализ (ANOVA)).
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, тестирования, интерпретации результатов исследований. Таких как:
1. «Личностный опросник Г. Айзенка». «EysenckPersonalityInventory» или «EPI» [34, 133-141 с.]
2. «Методика многофакторного исследования личности Кеттела.» [34, 240-260 с.]
3. «Пятифакторная модель черт личности «Bigl;ive»»l 1.Коста и Р.МакКрея» [5, 52-57с.]
4. «Методика семантического дифференциала В.Ф. Петренко» [25,42¬48с.]
5. «Методика ОФДСИ (Опросник формально-динамических свойств индивидуальности) В.М.Русалова»[40,15-18 с.]
6. «Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова» [14, 45-57 с.]
7. «Методика определения направленности личности человека В. Смекала и М. Кучера» [34, 410-425с.]
Анализ теоретического материала показал, что на сегодняшний день вопрос исследования психических состояний, их структуры, состава является актуальным, однако данная проблема по-прежнему остается малоизученной в психологии и это несмотря на то, что данная категория состояний наиболее часто проявляется в жизнедеятельности человека: учебной, творческой, научно-исследовательской и других видах деятельности. Изучение ментальных репрезентаций психических состояний является перспективным направлением в современной психологии, так как помогает исследовать и понять сущность отражаемых психических явлений с субъектной позиции
Парадигма ментальных репрезентаций позволяет обсудить организацию и содержание вербальных и образных представлений человека (А.В. Брушлинский, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Т.А. Ребеко, М.А. Холодная и др.) [3; 4; 9; 11].
Исходя из сложившихся определений понятия «репрезентация» можно сделать вывод о том, что это формирующаяся в течении всей жизни человека некоторая внутренняя структура, которая формируются в процессе накопления субъективного опыта, делая восприятие более экономным и отображает субъективную картину мира, а также себя самого и социума. Являясь актуальным умственным образом какого-либо события, семантико - перцептивные универсалии напрямую зависят от личного опыта, условий жизни, деятельности и конечно же субъектно-личностных характеристик индивида. Они оказываются в разных ситуациях различными, то есть, являются зависимыми от особенностей ситуации.
В отечественной психологии ментальная репрезентация изучается, прежде всего, как результат отображения, система сложившихся представлений, субъективное описание имеющегося опыта. Взгляд на ментальные репрезентации в таком ракурсе близок позициям психосемантического подхода, в рамках которого личность рассматривается как носитель сложной картины мира, которая включает представления о внешних объектах и психических явлениях [1; 8; 12].
Методика семантического дифференциала позволяет реализовать «субъектную» парадигму анализа данных, при которой исследование личности возможно без привлечения групповых данных. Такой подход позволяет рассматривать субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений и идентификаций. И структура личности описывается человеком на его собственном языке, в системе собственных конструктов.
В этом контексте, изучение ментальной репрезентации психических состояний предполагает исследование их в ситуации психической активности, примером которой могут выступать учебная и творческая деятельность студентов. Было обнаружено, что наибольшая продуктивность умственной деятельности достигается в случае переживания студентами психических состояний высокой интенсивности (заинтересованность, вдохновение и др.). Из теоретического анализа, обнаружено было, что психическое состояние рассматривается нами, как состояние субъекта, характеризующееся высокой активностью и устойчивостью когнитивных процессов в течение определенного отрезка времени, направленное на решение задач основной деятельности, познание объектов внешнего и внутреннего мира (Прохоров, Юсупов, Чернов, 2011). Психические состояния актуальны при взаимодействии субъекта и объекта познания, результатом которого является когнитивное преобразование объекта и углубление познания. Со стороны системного подхода психическое состояние рассматривается как функциональная система, соединяющая свойства и процессы необходимые для эффективного выполнения деятельности.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно утверждать, что поставленные изначально гипотезы подтвердились. Известно, что изучаемые нами психические состояния относят к состояниям высокого уровня активности из-за высокой интенсивности и выраженности их протекания и являются энергозатратными. Но в результате анализа полученных данных было выявлено, что положительные состояния репрезентируются как более интенсивные, чем отрицательные состояния исследуемого уровня активности. Положительные состояния эмоционально выражены, более контролируемы волевыми усилиями, при их протекании повышается речевая активность, воображение. При этом чувствительность к внешним воздействиям, мыслительная деятельность близки по выраженности к значениям состояний отрицательной модальности. При этом поведенческие проявления отрицательных и положительных состояний схожи по некоторым позициям, так, например, можно отметить последовательность, адекватность и управляемость поведения,высокий самоконтроль. Но при протекании отрицательных состояний в поведении отмечается импульсивность, неуверенность и напряженность, фрустрация.
Ментальные репрезентации отражают определенную систему смысловых субъективных оценок, отношений и предсказаний. Как было сказано ранее, отношение человека к окружающему миру, к себе, ко времени зависит от его эмоционального состояния и особенностей личности. При психических расстройствах, в том числе при депрессиях, происходят изменения в познавательной сфере, что, естественно, отражается и на проявлениях эмоций и их осознании. Это просматривается в полученных нами данных по ментальным репрезентациям психических состояний гнева, печали, радости и заинтересованности. Значимые корреляции с субъектно-личностными характеристиками имели обратные взаимосвязи. Многие репрезентации ассоциировались с противоположным по смыслу значением, исключительно при показателях тревожности, фрустрации, агрессии, раздражительности и других составляющих депрессивного состояния. В нашей работе мы также выявили ведущие элементы структуры рассматриваемых ментальных репрезентаций состояний, а также ведущие свойства личности, влияющие на ментальную репрезентацию состояний студентов. Ими оказались направленности на задачу, и внешнюю деятельность, рефлексия пошлого и настоящего, социальная пластичность предметная эргичнось, высокий самоконтроль, общительность, экспрессивность, социальный темп и эмоциональность студентов. Кроме того, ментальные репрезентации состояний высокой интенсивности зависят от темпа деятельности и коммуникации студентов.
Парадигма ментальных репрезентаций позволяет обсудить организацию и содержание вербальных и образных представлений человека (А.В. Брушлинский, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Т.А. Ребеко, М.А. Холодная и др.) [3; 4; 9; 11].
Исходя из сложившихся определений понятия «репрезентация» можно сделать вывод о том, что это формирующаяся в течении всей жизни человека некоторая внутренняя структура, которая формируются в процессе накопления субъективного опыта, делая восприятие более экономным и отображает субъективную картину мира, а также себя самого и социума. Являясь актуальным умственным образом какого-либо события, семантико - перцептивные универсалии напрямую зависят от личного опыта, условий жизни, деятельности и конечно же субъектно-личностных характеристик индивида. Они оказываются в разных ситуациях различными, то есть, являются зависимыми от особенностей ситуации.
В отечественной психологии ментальная репрезентация изучается, прежде всего, как результат отображения, система сложившихся представлений, субъективное описание имеющегося опыта. Взгляд на ментальные репрезентации в таком ракурсе близок позициям психосемантического подхода, в рамках которого личность рассматривается как носитель сложной картины мира, которая включает представления о внешних объектах и психических явлениях [1; 8; 12].
Методика семантического дифференциала позволяет реализовать «субъектную» парадигму анализа данных, при которой исследование личности возможно без привлечения групповых данных. Такой подход позволяет рассматривать субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений и идентификаций. И структура личности описывается человеком на его собственном языке, в системе собственных конструктов.
В этом контексте, изучение ментальной репрезентации психических состояний предполагает исследование их в ситуации психической активности, примером которой могут выступать учебная и творческая деятельность студентов. Было обнаружено, что наибольшая продуктивность умственной деятельности достигается в случае переживания студентами психических состояний высокой интенсивности (заинтересованность, вдохновение и др.). Из теоретического анализа, обнаружено было, что психическое состояние рассматривается нами, как состояние субъекта, характеризующееся высокой активностью и устойчивостью когнитивных процессов в течение определенного отрезка времени, направленное на решение задач основной деятельности, познание объектов внешнего и внутреннего мира (Прохоров, Юсупов, Чернов, 2011). Психические состояния актуальны при взаимодействии субъекта и объекта познания, результатом которого является когнитивное преобразование объекта и углубление познания. Со стороны системного подхода психическое состояние рассматривается как функциональная система, соединяющая свойства и процессы необходимые для эффективного выполнения деятельности.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно утверждать, что поставленные изначально гипотезы подтвердились. Известно, что изучаемые нами психические состояния относят к состояниям высокого уровня активности из-за высокой интенсивности и выраженности их протекания и являются энергозатратными. Но в результате анализа полученных данных было выявлено, что положительные состояния репрезентируются как более интенсивные, чем отрицательные состояния исследуемого уровня активности. Положительные состояния эмоционально выражены, более контролируемы волевыми усилиями, при их протекании повышается речевая активность, воображение. При этом чувствительность к внешним воздействиям, мыслительная деятельность близки по выраженности к значениям состояний отрицательной модальности. При этом поведенческие проявления отрицательных и положительных состояний схожи по некоторым позициям, так, например, можно отметить последовательность, адекватность и управляемость поведения,высокий самоконтроль. Но при протекании отрицательных состояний в поведении отмечается импульсивность, неуверенность и напряженность, фрустрация.
Ментальные репрезентации отражают определенную систему смысловых субъективных оценок, отношений и предсказаний. Как было сказано ранее, отношение человека к окружающему миру, к себе, ко времени зависит от его эмоционального состояния и особенностей личности. При психических расстройствах, в том числе при депрессиях, происходят изменения в познавательной сфере, что, естественно, отражается и на проявлениях эмоций и их осознании. Это просматривается в полученных нами данных по ментальным репрезентациям психических состояний гнева, печали, радости и заинтересованности. Значимые корреляции с субъектно-личностными характеристиками имели обратные взаимосвязи. Многие репрезентации ассоциировались с противоположным по смыслу значением, исключительно при показателях тревожности, фрустрации, агрессии, раздражительности и других составляющих депрессивного состояния. В нашей работе мы также выявили ведущие элементы структуры рассматриваемых ментальных репрезентаций состояний, а также ведущие свойства личности, влияющие на ментальную репрезентацию состояний студентов. Ими оказались направленности на задачу, и внешнюю деятельность, рефлексия пошлого и настоящего, социальная пластичность предметная эргичнось, высокий самоконтроль, общительность, экспрессивность, социальный темп и эмоциональность студентов. Кроме того, ментальные репрезентации состояний высокой интенсивности зависят от темпа деятельности и коммуникации студентов.
Подобные работы
- Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ
НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ГНЕВА, РАДОСТИ И ГРУСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Образ отца у женщин, воспитанных в условиях отцовской депривации,
как предиктор созависимых отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021



