ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 7
1.1. Ментальные репрезентации 7
1.2. Ментальные репрезентации психических состояний 11
1.3. Субъектно-личностные характеристики и их роль в учебной
деятельности 21
1.4. Соотношение субъектно-личностных характеристик и ментальных
репрезентаций психических состояний 32
2. Эмпирическое исследование влияния субъектно-личностных
характеристик на ментальные репрезентации психических состояний
студентов 37
2.1. Характеристика выборки, организация и методики исследования... 37
2.2. Оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических
состояний 45
2.3. Взаимосвязи с субъектно-личностными характеристиками и
ментальными репрезентациями психических состояний 56
2.4. Влияние субъектно-личностных характеристик на ментальные
репрезентации психических состояний студентов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для современных психологических исследований характерно обращение к рефлексивным аспектам различных психических явлений, к их репрезентациям. К изучению репрезентаций прибегают тогда, когда в силу ограниченности или отсутствия методических возможностей недоступен оригинал - то, что репрезентируется (Алексеева Е.М.,2015). В данной области науки многие важные вопросы остаются открытыми, несмотря на то, что репрезентации изучаются в целом ряде направлений: когнитивной психологии, психолингвистике, психофизиологии, социальной психологии, философии, социологии.
Особенность ментальных репрезентаций заключается в том, что они могут рассматриваться и как процесс (отображения, представления), и как результат, единица (описание опыта в рамках картины мира). Первый подход выделяет процессуальную, динамическую сторону ментальной репрезентации, ее когнитивные функции (Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В.,1998). При этом под ментальными репрезентациями могут подразумеваться внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя (Втюрина Т.А.,2013). Такая парадигма ментальной репрезентации позволяет рассмотреть организацию и содержание представлений человека, как вербальных, так и образных (Изард К.Э.,2000, Кубрякова, Е.С., 2007). Ментальные репрезентации со временем приобретают выраженную структуру: можно выделить их ассоциативные, оценочные, понятийные и образные составляющие.
Стремление исследовать концепт «ментальная репрезентация» затрагивает проблему определения содержания субъективной реальности личности в психологии. Теоретико-методологическое рассмотрение проблемы предполагает обобщение результатов исследований, посвященных вопросу обозначения особенностей разделения и пересечения концептов «ментальная репрезентация». Необходимость 3
понимания характеристик «ментальной репрезентации» связана с уточнением возможности исследования содержательной и структурной основы личностной репрезентации.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории практики обусловили выбор темы нашего исследования «Субъектно-личностные характеристики ментальных репрезентаций».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат:
Проблема исследования: недостаток научно-обоснованных данных о влиянии субъектно-личностных свойств на содержание ментальных репрезентаций психических состояний побудило обратиться к данной проблеме исследования.
Цель - изучить влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний человека: радости, печали, гнева, заинтересованности.
Объект исследования - ментальные репрезентаций психических состояний.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектно-личностных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной психологической литературы дать развернутое обоснование последующего эмпирического исследования;
- эмпирически описать отдельные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний;
- изучить субъектно-личностные характеристики студентов и их роль в учебной деятельности;
- исследовать взаимоотношение субъектно-личностных
характеристик и ментальных репрезентаций психических состояний студентов в ходе учебной деятельности.
Гипотеза исследования - существует специфика влияния субъектно-личностных характеристик на ментальные репрезентации психических состояний студентов в учебной деятельности: наиболее значимое влияние на репрезентации состояний оказывают свойства темперамента и черты характера студентов.
Теоретическая значимость исследования: Изучение ментальных репрезентаций имеет особую значимость, так как психическое состояние - индивидуальный субъективный феномен человеческой психики и выделение универсальных закономерностей в их репрезентации может также выявить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем.
Практическая значимость исследования: Исследование
ментальных репрезентаций психических состояний даст возможность установить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем. Изучение этих механизмов позволит более глубоко понять психическую жизнь человека, его внутренний мир. Кроме того, знание об индивидуальных проявлениях ментальных репрезентаций позволит выработать общие механизмы саморегуляции психических состояний.
Методологической основой исследования являются следующие общепсихологические подходы:системный подход (В.Н.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), субъектно-деятельностный подход
(С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), принцип детерминизма, а также психологические концепции исследования ментальных репрезентаций (М. Айзенк). Проведен теоретический анализ проблемы ментальных репрезентаций психических состояний; применялись методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (корреляционный анализ (методом Пирсона), сравнительный
анализ средних значений (Т критерий Стьюдента) и дисперсионный анализ (ANOVA)).
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, тестирования, интерпретации результатов исследований. Таких как:
1. «Личностный опросник Г. Айзенка». «EysenckPersonalityInventory» или «EPI» [34, 133-141 с.]
2. «Методика многофакторного исследования личности Кеттела.» [34, 240-260 с.]
3. «Пятифакторная модель черт личности «Bigl;ive»»l 1.Коста и Р.МакКрея» [5, 52-57с.]
4. «Методика семантического дифференциала В.Ф. Петренко» [25,42¬48с.]
5. «Методика ОФДСИ (Опросник формально-динамических свойств индивидуальности) В.М.Русалова»[40,15-18 с.]
6. «Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова» [14, 45-57 с.]
7. «Методика определения направленности личности человека В. Смекала и М. Кучера» [34, 410-425с.]
Анализ теоретического материала показал, что на сегодняшний день вопрос исследования психических состояний, их структуры, состава является актуальным, однако данная проблема по-прежнему остается малоизученной в психологии и это несмотря на то, что данная категория состояний наиболее часто проявляется в жизнедеятельности человека: учебной, творческой, научно-исследовательской и других видах деятельности. Изучение ментальных репрезентаций психических состояний является перспективным направлением в современной психологии, так как помогает исследовать и понять сущность отражаемых психических явлений с субъектной позиции
Парадигма ментальных репрезентаций позволяет обсудить организацию и содержание вербальных и образных представлений человека (А.В. Брушлинский, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Т.А. Ребеко, М.А. Холодная и др.) [3; 4; 9; 11].
Исходя из сложившихся определений понятия «репрезентация» можно сделать вывод о том, что это формирующаяся в течении всей жизни человека некоторая внутренняя структура, которая формируются в процессе накопления субъективного опыта, делая восприятие более экономным и отображает субъективную картину мира, а также себя самого и социума. Являясь актуальным умственным образом какого-либо события, семантико - перцептивные универсалии напрямую зависят от личного опыта, условий жизни, деятельности и конечно же субъектно-личностных характеристик индивида. Они оказываются в разных ситуациях различными, то есть, являются зависимыми от особенностей ситуации.
В отечественной психологии ментальная репрезентация изучается, прежде всего, как результат отображения, система сложившихся представлений, субъективное описание имеющегося опыта. Взгляд на ментальные репрезентации в таком ракурсе близок позициям психосемантического подхода, в рамках которого личность рассматривается как носитель сложной картины мира, которая включает представления о внешних объектах и психических явлениях [1; 8; 12].
Методика семантического дифференциала позволяет реализовать «субъектную» парадигму анализа данных, при которой исследование личности возможно без привлечения групповых данных. Такой подход позволяет рассматривать субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений и идентификаций. И структура личности описывается человеком на его собственном языке, в системе собственных конструктов.
В этом контексте, изучение ментальной репрезентации психических состояний предполагает исследование их в ситуации психической активности, примером которой могут выступать учебная и творческая деятельность студентов. Было обнаружено, что наибольшая продуктивность умственной деятельности достигается в случае переживания студентами психических состояний высокой интенсивности (заинтересованность, вдохновение и др.). Из теоретического анализа, обнаружено было, что психическое состояние рассматривается нами, как состояние субъекта, характеризующееся высокой активностью и устойчивостью когнитивных процессов в течение определенного отрезка времени, направленное на решение задач основной деятельности, познание объектов внешнего и внутреннего мира (Прохоров, Юсупов, Чернов, 2011). Психические состояния актуальны при взаимодействии субъекта и объекта познания, результатом которого является когнитивное преобразование объекта и углубление познания. Со стороны системного подхода психическое состояние рассматривается как функциональная система, соединяющая свойства и процессы необходимые для эффективного выполнения деятельности.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно утверждать, что поставленные изначально гипотезы подтвердились. Известно, что изучаемые нами психические состояния относят к состояниям высокого уровня активности из-за высокой интенсивности и выраженности их протекания и являются энергозатратными. Но в результате анализа полученных данных было выявлено, что положительные состояния репрезентируются как более интенсивные, чем отрицательные состояния исследуемого уровня активности. Положительные состояния эмоционально выражены, более контролируемы волевыми усилиями, при их протекании повышается речевая активность, воображение. При этом чувствительность к внешним воздействиям, мыслительная деятельность близки по выраженности к значениям состояний отрицательной модальности. При этом поведенческие проявления отрицательных и положительных состояний схожи по некоторым позициям, так, например, можно отметить последовательность, адекватность и управляемость поведения,высокий самоконтроль. Но при протекании отрицательных состояний в поведении отмечается импульсивность, неуверенность и напряженность, фрустрация.
Ментальные репрезентации отражают определенную систему смысловых субъективных оценок, отношений и предсказаний. Как было сказано ранее, отношение человека к окружающему миру, к себе, ко времени зависит от его эмоционального состояния и особенностей личности. При психических расстройствах, в том числе при депрессиях, происходят изменения в познавательной сфере, что, естественно, отражается и на проявлениях эмоций и их осознании. Это просматривается в полученных нами данных по ментальным репрезентациям психических состояний гнева, печали, радости и заинтересованности. Значимые корреляции с субъектно-личностными характеристиками имели обратные взаимосвязи. Многие репрезентации ассоциировались с противоположным по смыслу значением, исключительно при показателях тревожности, фрустрации, агрессии, раздражительности и других составляющих депрессивного состояния. В нашей работе мы также выявили ведущие элементы структуры рассматриваемых ментальных репрезентаций состояний, а также ведущие свойства личности, влияющие на ментальную репрезентацию состояний студентов. Ими оказались направленности на задачу, и внешнюю деятельность, рефлексия пошлого и настоящего, социальная пластичность предметная эргичнось, высокий самоконтроль, общительность, экспрессивность, социальный темп и эмоциональность студентов. Кроме того, ментальные репрезентации состояний высокой интенсивности зависят от темпа деятельности и коммуникации студентов.
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №
1. 111 — 131 с.
2. Алексеева Е.М. Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157. - кн. 4. - с. 147-156.
3. Андреева Е.А. Ментальная репрезентация: динамика и структура /Е.А.Андреева, В.И.Белопольский, И.В.Блинникова и др / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. - М.: ИП РАН, 1998. - 319 с.
4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. М., 1999. - 350 с.
5. Барановская М.С. Пятифакторная модель личности П. Коста и Р. МакКрея и ее взаимосвязь с факторными теориями Г. Айзенка и Р. Кеттелла / М.С. Барановская // Психологический журнал. - 2005. - №4(8). - с. 52-57.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдитейна. - Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «Модэк», 1995. 349 с.
8. Брушлинский А.В. Ментальная репрезентация как системная модель когнитивной психологии / А.В. Брушлинский // Ментальная репрезентация: динамика и структура (коллективная монография) / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. - М.: ИП РАН, 1998. - С. 5-22.
9. Втюрина Т.А. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-1. С. 145-152.
10. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М. : Смысл, 1997. 424 с.
11. Изард К.Э. Психология эмоций. /Перев. с англ. — СПб. : Издательство «Питер» 2000. - 460 с.
12. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001. - 104 с.
13. Карпов А.В. Общая психология [текст] / А.В. Карпов// Учебник. М.: «Гардарики» - 2004- 232с. 32 стр.
14. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов
личности [текст] / А.В. Карпов, И.М. Скитяева // М.: «Институт
психологии РАН» - 2005- с. 416, 358-384 стр.
15. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. К проблеме ментальных репрезентаций / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков // Вопросы когнитивной лингвистики. - М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный ун-тет им. Г. Р. Державина, 2007. - № 4. - С.8-16.
16. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / под общей ред. Е.С. Кубряковой. - М.:Филологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. -245 с.
17. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью [Электронный ресурс] / Л.В. Куликов. - Режим доступа: http: //consult.pu.ru/content/view/101/55/.
18. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов и др. // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». - Вып. 3. - Ч.1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.
19. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика [текст]/В.В. Краевский, А.В. Хуторской// М.:«Академия» - 2007. - 352 с. 286 стр.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения том 2 [текст] / А.Н. Леонтьев // Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского М.: «Педагогика» - 1983. - 320 с., 150 стр.
20. Макарова Е.А. Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства [Электронный ресурс]. URL: http ://so sh3 .oprb.ru/data/partner/6/mes sage/RR9 fl 4_3049.pdf
21. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. М., 1998. 320 с.
22. Немов Р. С. Психология [текст] / Р.С. Немов // Кн. 1. Общие основы психологии., 4-е изд., М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС» - 2003- 688с. 382-404 стр.
23. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян; под ред. В.С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
24. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е дополненное издание. - СПб.: Питер, 2005 - 480 с.
25. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - М.: МГУ, 1983. - 177 с.
26. Платонов К.К. Структура и развитие личности [текст] / К.К. Платонов Отв. ред. А.Д. Глоточкин // М.: «Наука» - 1986- 256 с. - 186-212 стр.
27. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний:
феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 23-37.
doi: 10.17759/exppsy.2016090203
28. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния человека // Мир психологии. 1998. С. 35-40.
29. Прохоров, А.О. Образ психического состояния / А.О.Прохоров // Психологический журнал. -2013. - Т.34. №5. - С.108-122.
30. Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: характеристика образа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 215-224.
31. Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. Т. 153, кн. 5. С. 51-61.
32. Прохоров А.О. Феноменологические и экспериментальные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 66-73.
33. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Репрезентации эмоций детьми от трех до шести лет // Научный поиск : сб. науч. работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Ярославль :Яросл. гос. ун-т, 2002. Вып. 3. С. 51-63
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты / Д.Я. Райгородский // Самара:«Бахрах-М» - 2001 - 672 с. - 133-141, 240¬260 стр.
35. Реан А.А. Психология изучения личности [текст] / А.А. Реан // Учеб. Пособие. СПб.: «Михайлова В. А.» - 1999 - 288 с. - 93 стр.
36. Ребеко, Т.А. Ментальные репрезентации как формат хранения информации / Т.А. Ребеко // Ментальная репрезентация: динамика и структура (коллективная монография) / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. - М.: ИП РАН, 1998. - С. 25-54.
37. Ришар Ж-Ф. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений / Ж-Ф. Ришар. - М.: ИП РАН. - 1998. - 232 с.
38. Рогов Е.И. Психология человека [текст] / Е.И. Рогов // М.; «Центр Туманит ВЛАДОС» - 1999 -320 с. - 236-259 стр.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн // СПб.: «Питер» - 2000г. - 720с. - 532-642 стр.
40. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента (ОСТ). - Москва.: ИП АН СССР, 1990. - 50 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко // - 3-е изд., перераб. и доп Ростов-на-Дону: «Феникс» - 2000. - 672 с. - стр.476
42. Сергиенко Е.А. Континуально-генетический прин- цип становления субъекта // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева,
B. В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 50-67.
43. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Инс титут психологии РАН, 2009. 415 стр
44. Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: ПерСЭ, 2000. Гл. 9. С. 270-310.
45. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. Т. III / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939. - 1424 с.
46. Холодная М.А. Интеллект. / Когнитивная психология. Учеб. для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с. -
C. 241- 314.
47. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная // 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:Питер, 2002. - 384 с.
48. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное [текст] / А.В. Хуторской// М.: «Высшая школа» - 2007¬639 с. - 483-490 стр.
49. Цымбалюк А.Э. Содержание ментальной репрезентации жизненных ситуаций в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4, т. II (Психолого-педагогические науки). С. 245-248.
50. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 808 с.
51. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальнуюпсихосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности / А.Г. Шмелев. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 158 с.
52. Юсупов М.Г. О соотношении психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 3. - С. 211-216.
53. John O.P., Naumann L.P., Soto
C.J.Paradigmshifttotheintegrativebigfivetraittaxonomy //
Handbookofpersonality: Theoryandresearch.
54. Prokhorov A.O. 2014 Mental state representation: spatiotemporal characteristics. American Journal of Applied Sciences, 11 (5): 866-871.
http://www.thescipub.com/ajas.toc.
55. Prokhorov AO, Chernov AV, Yusupov MG. 2015. Mental Representation of Characteristics of a Mental State Image. The Social Sciences, 10: 551
56. Prokhorov AO, Chernov AV, Yusupov MG. 2016. Features of Semantic Spaces of Students’ Mental State Image in Dynamics of Time. IEJME - mathematicseducation, VOL. 11, NO. 4, 489-498. http://iejme.com/makale/461/
57. Winn W., Snyder D. Cognitive perspectives in psychology // Handbook of research for educational communications and technology / ed. D. Jonassen. Washington DC, 1996. P. 112-142.