Оценка налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации
1.1 Исторический путь развития налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
1.2 Социально-экономическое значение налога на
доходы физических лиц
1.3 Мировой опыт налогообложения доходов физических лиц
1.4 Выводы по первой главе
2 Оценка действующей практики налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
2.1 Фискальная составляющая налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
2.2 Реализация регулирующей функции в
налогообложении доходов физических лиц в Российской Федерации
2.3 Анализ контрольной деятельности ИФНС России по
Дзержинскому району г.Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 -2018 гг
2.4 Проблемы и перспективы развития
налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
2.5 Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1 Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации
1.1 Исторический путь развития налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
1.2 Социально-экономическое значение налога на
доходы физических лиц
1.3 Мировой опыт налогообложения доходов физических лиц
1.4 Выводы по первой главе
2 Оценка действующей практики налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
2.1 Фискальная составляющая налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
2.2 Реализация регулирующей функции в
налогообложении доходов физических лиц в Российской Федерации
2.3 Анализ контрольной деятельности ИФНС России по
Дзержинскому району г.Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 -2018 гг
2.4 Проблемы и перспективы развития
налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
2.5 Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Налоги, взимаемые с физических лиц, играют огромную роль в социально-экономической политике любого государства. Подоходное налогообложение существует в том или ином в виде в большинстве стран мира, начиная с древних времен. По мере развития концепции социального государства и реализации ее постулатов на практике, налогообложение доходов физических лиц приобрело еще одну не менее важную функцию - регулирование уровня социального неравенства в обществе. Социальная роль подоходного налогообложения заключается в воздействии на уровень реальных доходов населения путем предоставления налоговых вычетов, льгот и пониженных ставок по налогу на доходы физических лиц социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения. В развитых государствах социальная роль подоходного налогообложения выходит на передний план при разработке налоговой политики государства. Справедливое подоходное налогообложение является неотъемлемой составляющей социального государства, основной целью которого является обеспечение достойного уровня жизни для всех его граждан, поддержание социальной стабильности и социально-экономической устойчивости страны. В социальном государстве механизм подоходного налогообложения способствует снижению уровня неравенства в обществе путем перераспределения сверхдоходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Устанавливая различные налоговые ставки в зависимости от источника или суммы дохода, вводя определенные налоговые льготы, государство оказывает поддержку малообеспеченным слоям населения, стимулирует рождаемость детей и развитие человеческого капитала.
Актуальность данной темы определена тем, что НДФЛ, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, в полной мере не отвечает современным реалиям. Вследствие чего, назрела необходимость в пересмотре используемой в РФ формы взимания НДФЛ, в поиске баланса составляющих налог элементов, обеспечивающего высокий уровень налоговых поступлений в бюджет страны и в то же время справедливое перераспределение доходов населения согласно приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, а также в обеспечении эффективного налогового контроля.
НДФЛ находится в тесной связи с потреблением, и у него есть возможность либо стимулировать потребление, либо наоборот сокращать его. Поэтому основной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Иными словами, нужны такие ставки налога, которые смогли бы обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Создание оптимальной формы НДФЛ в РФ должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, включая международный опыт, а также соответствовать социально-экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц в РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучена история развития налогообложения доходов граждан в РФ;
- рассмотрено социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц;
- обобщен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц;
- произведен анализ структуры и динамики поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ;
- проанализирована реализация регулирующей функции в налогообложении доходов физических лиц в РФ;
- произведена оценка контрольной деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 - 2018 гг.
Предметом работы являются экономические отношения, которые возникают между государством, в лице налоговых органов с одной стороны и налогоплательщиками физическими лицами с другой, по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ.
Объектом исследования является контрольная деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам контрольных мероприятий по исчислению и уплаты НДФЛ, а также консолидированный бюджет РФ.
Нормативно-правовой базой работы выступили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, части первая и вторая, «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.», Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г., отчеты об исполнении консолидированных бюджетов РФ и Оренбургской области за 2016 - 2018 гг. и т.д.
Методологической базой исследования послужили труды известных экономистов в области налогообложения, таких как: Коровкин В.В., Лыкова Л.Н., Пансков В.Г., Вылкова Е.С., Черник Д.Г., Семенова Н.Н. и т.д.
Актуальность данной темы определена тем, что НДФЛ, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, в полной мере не отвечает современным реалиям. Вследствие чего, назрела необходимость в пересмотре используемой в РФ формы взимания НДФЛ, в поиске баланса составляющих налог элементов, обеспечивающего высокий уровень налоговых поступлений в бюджет страны и в то же время справедливое перераспределение доходов населения согласно приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, а также в обеспечении эффективного налогового контроля.
НДФЛ находится в тесной связи с потреблением, и у него есть возможность либо стимулировать потребление, либо наоборот сокращать его. Поэтому основной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Иными словами, нужны такие ставки налога, которые смогли бы обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Создание оптимальной формы НДФЛ в РФ должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, включая международный опыт, а также соответствовать социально-экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц в РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучена история развития налогообложения доходов граждан в РФ;
- рассмотрено социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц;
- обобщен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц;
- произведен анализ структуры и динамики поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ;
- проанализирована реализация регулирующей функции в налогообложении доходов физических лиц в РФ;
- произведена оценка контрольной деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 - 2018 гг.
Предметом работы являются экономические отношения, которые возникают между государством, в лице налоговых органов с одной стороны и налогоплательщиками физическими лицами с другой, по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ.
Объектом исследования является контрольная деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам контрольных мероприятий по исчислению и уплаты НДФЛ, а также консолидированный бюджет РФ.
Нормативно-правовой базой работы выступили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, части первая и вторая, «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.», Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г., отчеты об исполнении консолидированных бюджетов РФ и Оренбургской области за 2016 - 2018 гг. и т.д.
Методологической базой исследования послужили труды известных экономистов в области налогообложения, таких как: Коровкин В.В., Лыкова Л.Н., Пансков В.Г., Вылкова Е.С., Черник Д.Г., Семенова Н.Н. и т.д.
НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; облегчения положения наименее защищенных категорий населения.
НДФЛ носит ярко выраженный социальный характер и обладает значительным воздействием на величину реальных доходов граждан.
Сущность налога, как и любой другой экономической категории, проявляется через его функции, которые не могут существовать независимо одна от другой и в своем проявлении представляют собой единое целое. В налогообложении, доходов физических лиц ярко выражены:
- фискальная функция - изъятие посредством налогов части доходов граждан в пользу государства в целях создания материальной основы для
реализации государством своих функций;
- регулирующая функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов граждан; социально ориентированные налоговые льготы; необлагаемые минимумы; налоговые вычеты; освобождения от обложения; пониженные налоговые ставки и т.д.;
- контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за законностью финансовой деятельности граждан, за источниками их доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Реализация данной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики и способствует повышению эффективности реализации прочих функций налогов.
Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор - регулятор доходов населения. Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах.
НДФЛ, являясь одним из бюджетообразующих налогов, принимает непосредственное участие в порядке формирования налоговых доходов государства и тем самым выступает инструментом перераспределения национального дохода. Проводя анализ динамики поступления НДФЛ в бюджеты различных уровней, мы увидели, что они существенно возросли. К основным факторам, которые влияют на положительную динамику поступлений налога в бюджет, эксперты относят: рост доходов населения, увеличение численности занятого в экономике РФ населения, сокращение задолженности по заработной плате и теневой составляющей оплаты труда. Однако, на сегодняшний день поступления по НДФЛ в РФ пока не сопоставимы ни с одним развитым государством.
В рамках регулирующей функции НДФЛ были выявлены следующие проблемы: пропорциональная шкала налогообложения усиливает дифференциацию денежных доходов населения РФ, отсутствие необлагаемого налогом минимума, низкая величина стандартных налоговых вычетов, отсутствие механизма их индексации, отсутствие взаимосвязи между величиной стандартного вычета и размером прожиточного минимума в стране. На сегодняшний день критике подвергаются и социальный вычеты, отмечается их незначительная величина и соответственно применение лишь мало обеспеченными слоями населения. Что же касается имущественных вычетов, то замечено, что они напротив ориентированы на высокообеспеченных граждан. Кроме того, современное законодательство в области налогообложения доходов физических лиц не стимулирует институт семьи и брака.
На сегодняшний день необходима переориентация налоговой политики по НДФЛ на решение стратегических задач. Представляется целесообразным:
- довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно-признанным нормам;
- ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;
- увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень дохода, свыше которого вычеты не предоставляются;
- внедрять семейное налогообложение;
- имущественный налоговый вычет на приобретение жилья, строительство предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины.
НДФЛ носит ярко выраженный социальный характер и обладает значительным воздействием на величину реальных доходов граждан.
Сущность налога, как и любой другой экономической категории, проявляется через его функции, которые не могут существовать независимо одна от другой и в своем проявлении представляют собой единое целое. В налогообложении, доходов физических лиц ярко выражены:
- фискальная функция - изъятие посредством налогов части доходов граждан в пользу государства в целях создания материальной основы для
реализации государством своих функций;
- регулирующая функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов граждан; социально ориентированные налоговые льготы; необлагаемые минимумы; налоговые вычеты; освобождения от обложения; пониженные налоговые ставки и т.д.;
- контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за законностью финансовой деятельности граждан, за источниками их доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Реализация данной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики и способствует повышению эффективности реализации прочих функций налогов.
Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор - регулятор доходов населения. Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах.
НДФЛ, являясь одним из бюджетообразующих налогов, принимает непосредственное участие в порядке формирования налоговых доходов государства и тем самым выступает инструментом перераспределения национального дохода. Проводя анализ динамики поступления НДФЛ в бюджеты различных уровней, мы увидели, что они существенно возросли. К основным факторам, которые влияют на положительную динамику поступлений налога в бюджет, эксперты относят: рост доходов населения, увеличение численности занятого в экономике РФ населения, сокращение задолженности по заработной плате и теневой составляющей оплаты труда. Однако, на сегодняшний день поступления по НДФЛ в РФ пока не сопоставимы ни с одним развитым государством.
В рамках регулирующей функции НДФЛ были выявлены следующие проблемы: пропорциональная шкала налогообложения усиливает дифференциацию денежных доходов населения РФ, отсутствие необлагаемого налогом минимума, низкая величина стандартных налоговых вычетов, отсутствие механизма их индексации, отсутствие взаимосвязи между величиной стандартного вычета и размером прожиточного минимума в стране. На сегодняшний день критике подвергаются и социальный вычеты, отмечается их незначительная величина и соответственно применение лишь мало обеспеченными слоями населения. Что же касается имущественных вычетов, то замечено, что они напротив ориентированы на высокообеспеченных граждан. Кроме того, современное законодательство в области налогообложения доходов физических лиц не стимулирует институт семьи и брака.
На сегодняшний день необходима переориентация налоговой политики по НДФЛ на решение стратегических задач. Представляется целесообразным:
- довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно-признанным нормам;
- ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;
- увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень дохода, свыше которого вычеты не предоставляются;
- внедрять семейное налогообложение;
- имущественный налоговый вычет на приобретение жилья, строительство предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эффективного механизма налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И В ТАДЖИКИСТАНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



