Введение 3
1 Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации
1.1 Исторический путь развития налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
1.2 Социально-экономическое значение налога на
доходы физических лиц
1.3 Мировой опыт налогообложения доходов физических лиц
1.4 Выводы по первой главе
2 Оценка действующей практики налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
2.1 Фискальная составляющая налогообложения
доходов физических лиц в Российской Федерации
2.2 Реализация регулирующей функции в
налогообложении доходов физических лиц в Российской Федерации
2.3 Анализ контрольной деятельности ИФНС России по
Дзержинскому району г.Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 -2018 гг
2.4 Проблемы и перспективы развития
налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
2.5 Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Налоги, взимаемые с физических лиц, играют огромную роль в социально-экономической политике любого государства. Подоходное налогообложение существует в том или ином в виде в большинстве стран мира, начиная с древних времен. По мере развития концепции социального государства и реализации ее постулатов на практике, налогообложение доходов физических лиц приобрело еще одну не менее важную функцию - регулирование уровня социального неравенства в обществе. Социальная роль подоходного налогообложения заключается в воздействии на уровень реальных доходов населения путем предоставления налоговых вычетов, льгот и пониженных ставок по налогу на доходы физических лиц социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения. В развитых государствах социальная роль подоходного налогообложения выходит на передний план при разработке налоговой политики государства. Справедливое подоходное налогообложение является неотъемлемой составляющей социального государства, основной целью которого является обеспечение достойного уровня жизни для всех его граждан, поддержание социальной стабильности и социально-экономической устойчивости страны. В социальном государстве механизм подоходного налогообложения способствует снижению уровня неравенства в обществе путем перераспределения сверхдоходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Устанавливая различные налоговые ставки в зависимости от источника или суммы дохода, вводя определенные налоговые льготы, государство оказывает поддержку малообеспеченным слоям населения, стимулирует рождаемость детей и развитие человеческого капитала.
Актуальность данной темы определена тем, что НДФЛ, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, в полной мере не отвечает современным реалиям. Вследствие чего, назрела необходимость в пересмотре используемой в РФ формы взимания НДФЛ, в поиске баланса составляющих налог элементов, обеспечивающего высокий уровень налоговых поступлений в бюджет страны и в то же время справедливое перераспределение доходов населения согласно приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, а также в обеспечении эффективного налогового контроля.
НДФЛ находится в тесной связи с потреблением, и у него есть возможность либо стимулировать потребление, либо наоборот сокращать его. Поэтому основной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Иными словами, нужны такие ставки налога, которые смогли бы обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Создание оптимальной формы НДФЛ в РФ должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, включая международный опыт, а также соответствовать социально-экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц в РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучена история развития налогообложения доходов граждан в РФ;
- рассмотрено социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц;
- обобщен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц;
- произведен анализ структуры и динамики поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ;
- проанализирована реализация регулирующей функции в налогообложении доходов физических лиц в РФ;
- произведена оценка контрольной деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам налогообложения доходов физических лиц за 2016 - 2018 гг.
Предметом работы являются экономические отношения, которые возникают между государством, в лице налоговых органов с одной стороны и налогоплательщиками физическими лицами с другой, по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ.
Объектом исследования является контрольная деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по вопросам контрольных мероприятий по исчислению и уплаты НДФЛ, а также консолидированный бюджет РФ.
Нормативно-правовой базой работы выступили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, части первая и вторая, «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.», Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г., отчеты об исполнении консолидированных бюджетов РФ и Оренбургской области за 2016 - 2018 гг. и т.д.
Методологической базой исследования послужили труды известных экономистов в области налогообложения, таких как: Коровкин В.В., Лыкова Л.Н., Пансков В.Г., Вылкова Е.С., Черник Д.Г., Семенова Н.Н. и т.д.
НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; облегчения положения наименее защищенных категорий населения.
НДФЛ носит ярко выраженный социальный характер и обладает значительным воздействием на величину реальных доходов граждан.
Сущность налога, как и любой другой экономической категории, проявляется через его функции, которые не могут существовать независимо одна от другой и в своем проявлении представляют собой единое целое. В налогообложении, доходов физических лиц ярко выражены:
- фискальная функция - изъятие посредством налогов части доходов граждан в пользу государства в целях создания материальной основы для
реализации государством своих функций;
- регулирующая функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов граждан; социально ориентированные налоговые льготы; необлагаемые минимумы; налоговые вычеты; освобождения от обложения; пониженные налоговые ставки и т.д.;
- контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за законностью финансовой деятельности граждан, за источниками их доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Реализация данной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики и способствует повышению эффективности реализации прочих функций налогов.
Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор - регулятор доходов населения. Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах.
НДФЛ, являясь одним из бюджетообразующих налогов, принимает непосредственное участие в порядке формирования налоговых доходов государства и тем самым выступает инструментом перераспределения национального дохода. Проводя анализ динамики поступления НДФЛ в бюджеты различных уровней, мы увидели, что они существенно возросли. К основным факторам, которые влияют на положительную динамику поступлений налога в бюджет, эксперты относят: рост доходов населения, увеличение численности занятого в экономике РФ населения, сокращение задолженности по заработной плате и теневой составляющей оплаты труда. Однако, на сегодняшний день поступления по НДФЛ в РФ пока не сопоставимы ни с одним развитым государством.
В рамках регулирующей функции НДФЛ были выявлены следующие проблемы: пропорциональная шкала налогообложения усиливает дифференциацию денежных доходов населения РФ, отсутствие необлагаемого налогом минимума, низкая величина стандартных налоговых вычетов, отсутствие механизма их индексации, отсутствие взаимосвязи между величиной стандартного вычета и размером прожиточного минимума в стране. На сегодняшний день критике подвергаются и социальный вычеты, отмечается их незначительная величина и соответственно применение лишь мало обеспеченными слоями населения. Что же касается имущественных вычетов, то замечено, что они напротив ориентированы на высокообеспеченных граждан. Кроме того, современное законодательство в области налогообложения доходов физических лиц не стимулирует институт семьи и брака.
На сегодняшний день необходима переориентация налоговой политики по НДФЛ на решение стратегических задач. Представляется целесообразным:
- довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно-признанным нормам;
- ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;
- увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень дохода, свыше которого вычеты не предоставляются;
- внедрять семейное налогообложение;
- имущественный налоговый вычет на приобретение жилья, строительство предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины.
1 Едронова, В.Н. Исторические аспекты развития методологии подоходного налогообложения за рубежом и в России / В.Н. Едронова, А.В. Телегус // Финансы и кредит. -
2015. - № 28 (652). - С. 54 - 66 // https://elibrary.ru/item.asp? id=23907925&.
2 Пучкова, Е.М. Исторические аспекты возникновения и
развития подоходного налогообложения / Е.М. Пучкова // Научный вестник НГГТИ . - 2016. - №1. - С. 4 - 8. //
https://elibrary.ru/item.asp?id=26000585.
3 Коровкин, В.В. Основы теории налогообложения: учебное пособие / В.В. Коровкин. - М.: Экономистъ, 2006. - 576с.
4 Драненко, Л.П. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ / Л.П. Драненко, Д.А. Питиляк, А.Е. Лысковец // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 4 // https://cyberleninka.ru/article/v/nalog- na-dohody-fizicheskih-lits-razvitie-i-rol-v-nalogovoy-sisteme-rf.
5 Содномова, С.К. Теория и история налогообложения:
учебное пособие / С.К. Содномова. - Москва; Берлин: Директ- Медиа, 2019. - 180 с.: URL: http://biblioclub.ru/index.php?
page=book&id=500240.
6 Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочноправовая система Гарант: http://base.garant.ru
7 Тюрина, Ю. Г.Налогообложение доходов физических лиц и уровень жизни населения / Ю. Г. Тюрина, Г. И. Немирова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 237 с.
8 Че, А. Ю. Потенциал налога на доходы физических лиц в России / А. Ю. Че. - М.: Российская академия наук. Институт экономики, 2008. - 152 с. Официальный сайт Российской государственной библиотеки: www.rsl.ru
9 Колодин, Д. М.Проблемы перехода на зачисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика / Д. М. Колодин, С. Ю. Попков// Налоговая политика и практика. -
2008. - № 8 (68). - С. 12 - 18.
10 Агапова, А. А. Налогообложение доходов физических лиц / А. А. Агапова // Финансовый бизнес. - 2007. - № 9 - 10. - С. 36 - 40.
11 Шварц, П. Г. Механизмы реализации государственной
политики налогообложения доходов физических лиц в России / П. Г. Шварц. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2002. - 174 с. //
Официальный сайт Российской государственной библиотеки: www.rsl.ru
12 Улыбина, Л. В. Экономическое содержание подоходного налогообложения / Л.В. Улыбина // Вестник российского университета кооперации. - 2014. - №1 (15). - С. 31 - 34 // https://elibrary.ru/item.asp?id=21608705
13 Диденко, О.В. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, место и роль в налоговой системе Российской Федерации, пути совершенствования / О.В. Диденко // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.4 (20). - С. 95 - 103. // https://elibrary.ru/item.asp?id=35288030
14 Szarowska I. Personal Income Taxation in a Context of a Tax Structure. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 12, pp. 662-669
15 Tran-Nam B., Vu L., Andrew B. Personal Income Tax
Reform in Australia: A Specific Proposal.
EconomicAnalysisandPolicy, 2007, vol. 37, iss. 2, pp. 163-186
16 Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран:
учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва:
Издательство Юрайт, 2016. - 309 с. //
https://biblio-online.ru/bcode/386126
17 Официальный сайт министерства финансов
Германии //
https://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.htm l
18 Карибян, Э.П. Опыт применения социально
ориентированного налогообложения доходов физических лиц в Германии / Э.П. Карибян // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - №6. - С. 137 - 149 //
https://cyberleninka.ru/article/v/opyt-primeneniya-sotsialno- orientirovannogo-nalogooblozheniya-dohodov-fizicheskih-lits-v- germanii
19 Налоги в Германии для предприятий и физических лиц в 2019 году // https://zagranportal.ru/germaniya/biznes/nalogi-v- germanii.html
20 Официальный сайт Правительства и Казначейства Великобритании // https://www.gov.uk/government/organisations/ hm-treasury
21 Динамика валового внутреннего продукта РФ //
Официальный сайт службы Государственной статистики РФ // http://www.gks.ru/
22 Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ
за 2016 г. - Официальный сайт Казначейства РФ //
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj- byudzhet/
23 Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ
за 2017 г. - Официальный сайт Казначейства РФ // http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-
byudzhet/
24 Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2018 г. - Официальный сайт Казначейства РФ // http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj- byudzhet/
25 Российская экономика в 2018 году. Тенденции и
перспективы. (Вып. 40) / [В. Мау и др.; под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева
С.Г.]; Ин-т экон. политики имени Е.Т. Гайдара. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 656 с. //
https://www.iep.ru/files/text/trends/2018/2018.pdf
26 Гурвич, Е.Т. А. Л. Суслина, Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход / Е.Т. Гурвич, А. Л. Суслина // Финансовый журнал. - 2015. - №4. - С. 22 - 33 // https://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2015/4/statii/03. pdf
27 Официальная статистика: население РФ, заработная плата, уровень жизни // Официальный сайт службы Государственной статистики РФ // http ://www .gks.ru
28 Корень, А.В. Исследование рисков снижения
поступлений налога на доходы физических лиц // А.В. Корень,
А.П. Манакова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - №5. - С. 434 - 442 // https://elibrary.ru/item.asp? id=35331069&
29 Отчет об исполнении консолидированного бюджета
Оренбургской области за 2016 г. - Официальный сайт
Министерства финансов Оренбургской области //
http://minfin.orb.ru/
30 Отчет об исполнении консолидированного бюджета
Оренбургской области за 2017 г. - Официальный сайт
Министерства финансов Оренбургской области //
http://minfin.orb.ru/
31 Отчет об исполнении консолидированного бюджета
Оренбургской области за 2018 г. - Официальный сайт
Министерства финансов Оренбургской области //
http://minfin.orb.ru/
32 Корень, А.В. Налог на доходы физических лиц как
инструмент обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона / А.В. Корень, А.Н. Пономаренко // Территория новых возможностей. Вестник ВГУСЭ. - 2015. - №2(29). - С. 31 -
38 // https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dohody-fizicheskih- lits-kak-instrument-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-i-
ustoychivogo-razvitiya-regiona
33 Черник, Д.Г. К вопросу о прогрессивном или пропорциональном налогообложении доходов физических лиц / Д.Г. Черник // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 3. - С. 114
- 120 // https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-
progressivnom-ili-proportsionalnom-nalogooblozhenii-dohodov- fizicheskih-lits
34 Савина, Т.Н. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы / Т.Н. Савина, И.М. Концова // Финансы и кредит. - 2017. - №23. - С. 412 - 428
35 Синельников-Мурылев, С. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации / С. Синельников - Мурылев, С. Баткибеков, П. Кадочников, Д. Некипелов //https://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/216.html
36 Бикбаева, И.В. Анализ социальной роли налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // И.В. Бикбаева// Экономика: вчера, сегодня, завтра - 2018. - Том 8. - №1А. - С. 175 - 184
37 Семина, Л.Б. Имущественные налоговые вычеты и их социально-экономическое значение / Л.Б. Семина // Налоговая политика и практика. - 2008 г. - № 10. - С. 36 - 44.
38 Ерченкова, Е.М. Налоговые вычеты по НДФЛ как
элемент срытой регрессии / Е.М. Ерченкова // Вестник науки и образования. - 2017. - №5 (29). - Том 2. - С. 53 - 55 //
https://elibrary.ru/item.asp?id=29185405
39 Мельникова, Н.П. Социальные налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент реализации справедливого налогообложения / Н.П. Мельникова, А.В. Тихонова // Налоги. - 2019. № 2. - С. 11 - 16
40 Клейменова, Л.В. Налоговые вычеты по НДФЛ как главный инструмент налоговой политики государства / Л.В. Клейменова, Е.А. Соловьева, А.Н. Иванова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2018. - № 2 (32).
- С. 29 - 34 // https://elibrary. ru/item .asp?id=35689150
41 Вылкова, Е.С. Необлагаемый минимум в системе налогообложения / Е.С. Вылкова // Управленец. - 2016. - №3(61).
- С. 47 - 51. // https://elibrary.ru/item.asp?id=26539822&
42 Мельникова, Н.П. Стандартные налоговые вычеты по
НДФЛ: проблемы применения и направления
совершенствования / Н.П. Мельникова, Тихонова А.В.// Налоги и налогообложение. 2018. - № 6. - С. 31 -
39 //http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26822
43 Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по форме 1-НМ за 2016 - 2018 г. по ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга
44 Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по форме 1-НОМ за 2016 - 2018 гг. по ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга по данным отчета 1-НОМ
45 Отчет о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ за 2016 - 2018 г. по ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга
46 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по форме 2-НК за 2016 - 2018 г. по ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга
47 Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/0e99de4 f8c78632cdecab194b60961e9196e0f73/
48 Федосеева, Ю.А. Перспективы применения необлагаемого налогом минимума в государственном регулировании заработной платы в Российской Федерации / Ю.А. Федосеева, Симонова, М.В. // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - №12 (134) - С. 68 - 72.
49 Пансков, В.Г. Прогрессивная или пропорциональная
шкала налогообложения: что справедливее и эффективнее? /
В.Г. Пансков // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 2. - С. 105 - 112 // https://cyberleninka.ru/article/n/progressivnaya-ili-
proportsionalnaya-shkala-nalogooblozheniya-chto-spravedlivee-i- effektivnee
50 Балынин, И.В. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости / И.В. Балынин // Финансы и кредит. - 2016. - № 31. - С. 15 - 31 // https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie- progressivnogo-nalogooblozheniya-dohodov-fizicheskih-lits-v- rossiyskoy-federatsii-v-kontekste-obespecheniya-sotsialnoy
51 Семенова, Н.Н. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в России в контексте формирования социально ориентированной налоговой политики // Н.Н.
Семенова // Финансы и кредит. - 2018. - №1 (769). - Т. 24. - С. 129 - 142
52 Черник, Д.Г. К вопросу о прогрессивном или пропорциональном налогообложении доходов физических лиц / Д.Г. Черник // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 3. - С. 114 - 120 // https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-progressivnom- ili-proportsionalnom-nalogooblozhenii-dohodov-fizicheskih-lits
53 Греков, И.Е. О несостоятельности доводов
сторонников плоской шкалы налога на доходы физических лиц / И.Е. Греков, О.В. Сенина // Финансы и кредит. - 2016. - № 30. - С. 18 - 28. // https://cyberleninka.ru/article/v/o-
nesostoyatelnosti-dovodov-storonnikov-ploskoy-shkaly-naloga-na- dohody-fizicheskih-lits
54 Тарасова Н.А., Фаерман Е.Ю., Васильева И.А., Фонтана
К.А. Моделирование финансирования социальной сферы РФ и анализ социальной политики. Часть 3. Анализ параметров социальной политики / Препринт № WP/2017/323. - М.: ЦЭМИ РАН, 2017. - 91 с. //
http://www.cemi.rssi.ru/publication/preprint/Preprint-323.pdf
55 Вылкова, Е.С. Совершенствование налогообложения
доходов и имущества физических лиц в России на основе справедливо-действенного подхода / Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 3(63). - С. 38 - 42 //
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie- nalogooblozheniya-dohodov-i-imuschestva-fizicheskih-lits-v-rossii- na-osnove-spravedlivo-deystvennogo-podhoda
56 Алиев, Б.Х.Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в контексте реализации принципа справедливости налогообложения / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаев // Фундаментальные исследования. - 2018. - №6. - С. 46 - 50 // https://elibrary.ru/item.asp?id=35311807
57 Пансков, В.Г. Налоги в системе методов финансового
регулирования экономики / В.Г. Пансков // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 1. - С. 114 - 120 //
https://elibrary.ru/item.asp?id=23152049
58 Самойленко, М.Г. Налог на доходы физических лиц:
необлагаемый минимум // М.Г. Самойленко, О.С. Гасанов // Науковедение. - 2016. - №3. - Том 3. -
https://cyberleninka.ru/article/v/nalog-na-dohody-fizicheskih-lits- neoblagaemyy-minimum
59 Серякова. С.П. К вопросу о совершенствовании стандартных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц // С.П. Серякова // Власть и управление
на Востоке России. - 2013. - № 1(62). //
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sovershenstvovaniya- standartnyh-nalogovyh-vychetov-pri-ischislenii-naloga-na-dohody- fizicheskih-lits
60 Громов, В.В. К вопросу о социальной роли НДФЛ в современной России / В.В. Громов // Налоги и налогообложение. - 2018. - №7 (187). - С. 34 -37 61 Громов, В.В. Социальный налоговый вычет по расходам на обучение: текущая ситуация и перспективы развития социальной роли НДФЛ в современной России / В.В. Громов // Налоги и налогообложение. - 2018. - №8 (188). - С. 40 - 43