ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ НАД ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
GUN CONTROL ISSUE IN THE UNITED STATES OF AMERICA AT MODERN STAGE
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США, КАСАЮЩЕГОСЯ КОНТРОЛЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ. СПЕЦИФИКА МЕСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 6
1.1. Эволюция оружейного контроля в США. Историко-законодательный аспект. 7
1.2. Специфика современного законодательства штатов,
касающегося контроля за оборотом оружия. 12
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ОБ ОРУЖЕЙНОМ КОНТРОЛЕ И ОСНОВНЫЕ
ДИСКУССИИ НА ЭТУ ТЕМУ. 15
2.1. Статистические данные, касающиеся проблемы
оружейного контроля в США. 17
2.2. Основные стороны дискуссии о проблеме
оружейного контроля 20
2.3. Дискуссии о влиянии оружейного контроля на общество
США в научных и экспертных кругах. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 33
Тема контроля оборота оружия в США охватывает гораздо больше аспектов общественно-правовой жизни данного государства, чем может показаться на первый взгляд. Не только данный феномен отражает уникальность американского законодательства в сфере владения и использования оружия гражданскими лицами; в данную проблему входит и проблема взаимоотношений федеральных властей с местными, и вопросы общественного правопорядка, и специфичность американской политической системы. На протяжении всей истории существования Соединенных Штатов Америки вопросы права (или ограничения этого права) на владение оружием всегда вызывали активные дискуссии как среди элиты, так и среди американского общества. Что уж говорить, основополагающая норма, фактически гарантирующая простому американцу владеть огнестрельным оружием, прописана не где-нибудь, а в самой Конституции США. Данная норма была зафиксирована в американском законодательстве отцами-основателями этого государства на заре его существования.
Владение оружием это не только право, но еще и традиция и символ американской независимости; символ, существование которого имеет под собой очень прочное историческое основание. Для многих граждан США это такой же неотъемлемый атрибут американского государства, как федеративная система устройства или система сдержек и противовесов. Атрибут, бороться за который считает своим долгом весомая часть гражданского общества страны. Как говорится, Господь Бог создал людей, а полковник Сэмюэл Кольт уравнял их в правах. Недаром одним из вариантов сказать по-английски “пистолет” является слово equalizer.
Как и многие другие нормы американской государственности, на протяжении более чем двухсотлетней истории толкование права на владение и использование оружия претерпевало процесс эволюции, меняясь в соответствии с условиями и потребностями конкретных исторических периодов. Хотя процесс этот происходил медленнее, чем, скажем, изменение природы американского федерализма, однако это связано как раз с продолжительным периодом в истории США, когда право на владение оружием рассматривалось как незыблемое. Первый федеральный закон, хоть как-то регулирующий данный вопрос, появился спустя полтора столетия после того, как был ратифицирован Билль о правах. Да и возможность появления государственного регулирования оборота оружия возникла в контексте определенных экономических и политических изменений. Стоит ли говорить, что по сей день не утихают споры о допустимости вмешательства федеральных властей в данный процесс.
Тем актуальнее становится исследование этого феномена, особенно на современном этапе, когда к непосредственно правовому регулированию примешиваются многие другие аспекты общественно-политического процесса внутри США. Регулярно в Соединенных Штатах происходят трагические происшествия, которые каждый раз сталкивают друг с другом сторонников и противников государственного вмешательства в вопрос регулирования оборота оружия внутри страны. Первые заявляют, что федеральный контроль приведет к общественному спокойствию и улучшению эффективности системы правопорядка; вторые утверждают, что вмешательство центральных властей повлечет за собой только ухудшение положения дел, что только свободное владение оружием может дать гарантии индивидуальной независимости. При всём при этом, существует наличие разного рода осложняющих факторов, вроде заинтересованных игроков внутреннего рынка оружия или организаций, твёрдо отстаивающих свои убеждения посредством политического лоббирования. К тому же, позиции оппонентов носят непримиримый, иногда даже ожесточенный характер, а изменение статуса кво почти всегда происходит в духе “игры с нулевой суммой”.
Целью данной работы является выяснение причин и специфики проблемы контроля за оборотом оружия в США на современном этапе. Эта цель достигается путём решения ряда конкретных задач исследования, в частности:
- изучение эволюции американского законодательства, а также понимания элитой США права на владение оружием
- изучение специфики современного законодательства штата, с целью лучшего понимания общей проблемы оружейного контроля
- выявление основных сторон дискуссий на заданную тему, а также их позиций по отношению к данному вопросу
Методологической основой данной работы послужили методы: логический, историко-правовой метод, методы системного анализа.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1813 по 2013 год. В первой главе проводится анализ эволюции проблемы оружейного контроля с 1813 по 2008 год. Во второй главе анализируется современный этап проблемы, который охватывает период с 2008 по 2016 год.
Научная новизна работы заключается в том, что во-первых, в Российской Федерации работ охватывающих данную проблему практически нет, а во-вторых, проблема оружейного контроля в США является одной из наиболее острых и динамично развивающихся, данные процессы, по мнению автора данного исследования, требуют анализа и систематизации для углубленного понимания специфики оружейного законодательства в США.
При написании работы в основном использовалась литература зарубежных авторов. Наиболее важные труды по данной теме использующиеся в данном исследовании были написаны Дэвидом Хэменуэем, Солом Корнеллом и Джоном Лоттом. В особенности хочется отметить работы Д. Хэменуэя. Его книга Private Guns, Public Health содержит весьма ценную для данного исследования информацию касательно дискуссии на тему оружейного контроля в США в 2000-е годы. Также упоминания заслуживает книга Дж. Лотта More Guns, Less Crime, т.к. взгляды и воззрения данного автора отличаются от представлений других авторов о сути дискуссий на тему оружейного контроля. Данный труд позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения, что, безусловно, полезно для любого исследования.
Источниковой базой послужили отчеты разного рода государственных учреждений США (Congressional Research Service , National Institute of Justice , National Research Council и Federal Bureau of Investigations ). Отчеты CRS, NIJ иКЯС содержат важную информацию об эволюции оружейного законодательства в США, предоставляют информацию развитии дискуссии на заданную тему в данном государстве в период с 1813 по 1968 г.; данные источники использовались при написании первой главы данного исследования. Отчеты FBI содержат важную статистическую информацию прямо относящуюся к объекту данного исследования, а именно предоставляют информацию о распространенности оружия на гражданском рынке в США и в домохозяйствах, а также содержат важные статистические данные касательно массовых убийств, происходящих в США в период с 2000 по 2013 год. Хотя эти источники предоставляют обширную информацию, они не могут в полной мере раскрыть тему исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Первая глава посвящена изучению эволюции оружейного законодательства Соединенных Штатов, а также исследованию специфики местного законодательства, касающегося вопроса контроля оборота оружия.
15 декабря 1791 года в силу вступил Билль о правах, в том числе содержащий Вторую поправку к Конституции США, которая стала базовой правовой нормой, регулирующей право американских граждан на владение и использование оружия. На протяжении большей части девятнадцатого века трактовка этой поправки сводилась к видению этого права либо как индивидуального (то есть поощрающего личную свободу граждан на владение оружием), либо как коллективного (то есть налагающего определенные ограничения и ответственность). Спор между сторонниками разных трактовок в конечном итоге сформировал природу современных дискуссий по поводу допустимости контроля за оборотом оружия со стороны правительства.
В двадцатом веке характер оружейного законодательства принял несколько иную форму. В 1934 году принимается первый федеральный закон, регулирующий оборот некоторых видов оружия. Он, в частности, установил определенные тенденции, характерные для последующих легислатурных актов подобного рода.
В 1968 году выходит еще один федеральный закон, который положил начало современной дискуссии о правомочии центральных властей регулировать оборот оружия. В конечном итоге эволюция федерального законодательства вылилась в ряд знаковых событий, которые привнесли свой вклад в развитие диалога между оппозиционными сторонами данного вопроса.
Также в данной главе рассматривается специфика местного законодательства по отношению к регулированию оборота оружия, аспекты которой породили ряд важных феноменов, критически важных для понимания определенных пунктов позиции сторон спора между сторонниками и противниками регулирования оборота оружия (в числе которых, например, доступность приобретения оружия рядовым гражданином США и высокая степень свободы перемещения оружия через границы штатов).
Во второй главе рассматривается современный этап проблемы. Приводится статистика, которой часто оперируют стороны спора о контроле над оборотом оружия, обозначаются сами стороны этого спора и приводятся их позиции по отношению к данному вопросу.
В заключении подводятся итоги данного исследования и излагаются краткие выводы.
Проблема контроля за оборотом оружия в Соединенных Штатах Америки носит поистине комплексный, всеохватывающий характер. Данный феномен американской жизни как нельзя лучше отражает ту неоднородность, которая так свойственна обществу этого государства. В контексте этой проблемы переплетаются вопросы американского федерализма, партийной борьбы, законодательных диспутов, идеологии и вызовов общественной безопасности. Право, которое было закреплено в Конституции США с целью обеспечения граждан возможностью отстаивать свои убеждения против тирании и при необходимости защищать демократические ценности с оружием в руках, претерпело эволюционные изменения, породило многочисленные диспуты и сформировало известные всему миру стереотипы об американской любви к оружию. С самого начала существования Соединенных Штатов оружейный вопрос не давал покоя американскому обществу, политическим и интеллектуальным элитам. Данному феномену столько же лет, сколько существует американское государство. Меньше четверти века прошло после установления американской государственности, а дискуссии на тему дозволенности гражданского населения на владение оружием уже будорадили общественность. Уже в 1813 году появляется спор между сторонниками и противниками оружейного контроля, право на владение оружием приобретает первую юридическую трактовку, как индивидуальное право гражданина. Право, вмешиваться в которое государству и не нарушать демократические принципы невозможно. Тридцать лет спустя спор об оружейном контроле эволюционирует, право на ношение оружия приобретает вторую трактовку, как коллективное право, пользование которым влияет на общество и налагает ответственность на каждого индивида. Этот спор между индивидуальным и коллективным (а в более конкретном смысле между местной и федеральной властью) имел такую силу, что был разрешен только спустя целых двести лет после появления.
Двадцатый век поставил перед Соединенными Штатами новые вызовы, требующие адаптации социальной и политической жизни страны к установившимся реалиям. Технологический прогресс и социальные изменения требовали от американского государства решительных мер по поддержанию ситуации внутри страны в рамках цивилизованного развития. В 1934 году принимается первый федеральный закон, регулирующий оборот оружия, закон, принятый в свете трагических событий, унесших многие жизни граждан страны. Этот закон установил новую тенденцию: отныне вмешательство центральной власти в данный вопрос будет происходить под влиянием общественных потрясений, требующих решительных действий, так как реальность американского бытия будет ставить все новые и новые вызовы на пути к всеобщему процветанию. В 1968 году, в ответ на трагичную гибель таких выдающихся людей, как Дж. Кеннеди, Малкольм Х, М. Л. Кинг принимается второй по исторической значимости федеральный закон, ставящий своей целью обуздать ту тревожную силу, которую дает американскому обществу свободное владение огнестрельным оружием. С этого момента также начинается та дискуссия, которая сформировала нынешний статус-кво между сторонниками и противниками оружейного контроля.
В 1974 году на американской политической арене появляется новый игрок - Национальная Стрелковая Ассоциация. И если и можно разделить противостояние сторонников и противников оружейного контроля на “до” и “после”, то именно это событие как нельзя лучше подходит для этого. Называемая многими одной из мощнейших лоббистских организаций, формирующих американскую законодательную политику, НСА имеет поистине огромное влияние на политическую жизнь в Соединенных Штатах Америки. Покушения на популярнейших американских политиков, кровавые массовые убийства - отныне ни одна попытка федерального правительства вмешаться в дела оружейного контроля не может не считаться с влиянием Национальной Стрелковой Ассоциации. Деятельность данной организации не только повлияла на законодательный процесс страны, она нанесла ущерб самому феномену контроля за оборотом оружия как таковому: пролоббировав отмену многих важнейших функций национальной регистрационной системы, деятельность НСА фактически привела к тому, что ни один ученый, ни один исследователь не может использовать важнейшие эмпирические данные для того, чтобы прояснить природу важнейших проблем современности, которые бросают вызовы американскому гражданскому обществу. А ведь эти вызовы носят острый, зачастую даже драматический характер.
С 2008 года проблема массовых убийств с использованием огнестрельного оружия, совершенных в большинстве случаев психически нездоровыми людьми, не перестает усугубляться, совершаются акты насилия по-настоящему ужасающего характера. Трагедия в начальной школе Сэнди-Хук, во время которой погибло 20 детей шестилетнего возраста потрясла американское общество настолько, что пожалуй впервые в истории данного государства процент людей, поддерживающих федеральное вмешательство в сферу контроля за оборотом оружия превысил половину населения. Дискуссия между сторонниками и противниками оружейного контроля возобновилась с новой силой, многие ученые и эксперты в данной области заговорили об открывшемся для американского общества “окне возможностей”. Президент Соединенных Штатов Б. Обама предпринял немало усилий, чтобы эта возможность изменить статус-кво не была упущена. В 2013 году Демократической партией было инициировано рассмотрение законопроекта, во многом повторяющего ранее принятый запрет на распространение штурмового оружия (Assault Weapons Ban 1994) и отмененного администрацией Дж. Буша под влиянием Национальной Стрелковой Ассоциации. Однако как и в 2004 году, НСА приложила максимум усилий, чтобы данный запрет не прошел через Конгресс.
Несмотря на неудачу, администрация Б. Обамы не оставила попыток пересмотреть существующее законодательство в сфере оборота оружия. Так, 6 января 2016 года президентом США был издан указ, согласно которому все предприятия, занимающиеся торговлей оружием должны получить федеральную лицензию, расширяется деятельность Национальной системы проверок покупателей оружия, улучшает возможности по диагностированию психических заболеваний у людей и предотвращению получения этими людьми оружия, а также направляет средства на увеличение числа государственных служащих, работающих по вопросу контроля и разработку технологий в сфере “умного” оружия (например такого, которое возможно использовать только одному конкретному человеку).
Данный указ, несомненно, является значительным продвижением в сфере государственного регулирования оборота оружия. Однако президенство Б. Обамы заканчивается в ноябре 2016 года и будущее данной инициативы будет зависеть от желания следующего президента сохранить указ в силе. Собственно, два основных кандидата из трех открыто поддержали усиление контроля государства за оборотом оружия: Х. Клинтон и Б. Сандерс, будучи однопартийцами Б. Обамы, имеют одинаковые с ним позиции по данному вопросу. Д. Трамп, являющийся членом Республиканской партии, если займет президентское кресло, без сомнений отменит президентский указ от 6 января если не в первый же день, то очень быстро. Таким образом, будущее оружейного контроля в США прямо зависит от того, кто станет следующим главой государства.
Итак, подводя итог данному исследованию, хотелось бы заострить внимание на следующих выводах:
- Эволюция государственного законодательства, касающегося контроля оборота оружия, происходила под влиянием двух разных трактовок права, гарантируемого Второй поправкой Конституции США. Первая трактовка подразумевала более свободное владение оружия гражданами, вторая же скорее отражала стремление ограничить это право. Решения Верховного суда 2008 и 2010 годов фактически поддержали первую трактовку.
- Федеральное законодательство стало регулировать сферу контроля за оборотом оружия тогда, когда право на владение и использование оружия стало в той или иной степени угрожать общественной безопасности. Начиная с 1934 и по настоящее время, все федеральные законы были направлены на предотвращение насилия с использованием огнестрельного оружия.
- В подавляющем большинстве штатов приобрести оружие очень легко. Многие штаты имеют договоренности с другими штатами, согласно которым облегчается транзит оружия. Всё это создает опасения со стороны сторонников более жесткого регулирования оборота оружия и привносит свою долю в дискуссии на данную тему.
- Национальная стрелковая ассоциация играет огромную роль в вопросах, так или иначе связанных с оружейным законодательством. Влияние и ресурсы этой организации достаточно велики, чтобы она могла оказывать серьезное давление на сторонников более строгого оружейного контроля.
- В США не ведется сколь-нибудь надежной статистики, показывающей корелляцию распространения оружия с ростом/падением уровня преступности. Это вносит известную долю неопределенности, так как невозможно точно сказать, как влияет контроль за оборотом оружия на общественный порядок.
- С решением Верховного суда по делу МакДональд против Чикаго, распространяющего Вторую поправку на легислативную деятельность штатов (и фактически исключающего запрет на владение оружием), многие противники оружейного контроля потеряли идеологическую базу для оправдания своей политики.
Проблема контроля оборота оружия, скорее всего, еще долго будет оставаться одним из самых острых вопросов в обществе США в ближайшем будущем. Деятельность НСА (лоббирование против законопроекта Б.Обамы 2013 года, отказ идти на компромисс в установлении единой регистрационной системы и т.д.) скорее всего еще долгое время будет находить поддержку среди противников оружейного контроля, а за неимением адекватной статистики научные круги не смогут в ближайшее время доказать влияние распространения оружия на уровень преступности.
1. United States Bill of Rights
http://www.archives.gov/exhibits/charters/bin_of_rights_transcript.html
2. William J. Krouse, Gun Control Legislation. November 14, 2014. Congressional Research Service Report.
3. National Research Council, Firearms and Violence: A Critical Review, 2005
4. A Study of Active Shooter Incidents in the United States Between 2000 and 2013. U.S. Department of Justice, Federal Bureau of Investigation
5. Philip J. Cook, Jens Ludwig, 1994. Guns in America: National Survey on Private Ownership and Use of Firearms
6. The Summit on Reducing Gun Violence in America: Informing Policy with Evidence and Analysis. John Hopkins Bloomberg School of Public Health, 2013
7. Gun Violence. A public Health Crisis. The Forum of Harvard School of Public Health.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. David Hemenway. Private Guns, Public Health. // The University of Michigan Press 2004,
2. Бубон К.В. США: любовь к оружию или любовь к свободе? // Адвокат. - М.: Законодательство и экономика, 2009, № 5. - С. 114-118
3. Saul Cornell. A Well-Regulated Militia. The Founding Fathers and the Origins of Gun Control in America. // Oxford university Press 2006, с. 34
4. Eugene Volokh, 2006. State Constitutional Rights to Keep and Bear Arms. // Texas Review of Law and Policy Vol. 11
5. John R. Lott, 2003. More Guns, Less Crime. // The University of Chicago Press
6. James B. Jacobs, Warren E. Burger, 2002. Can Gun Control Work? // Oxford University Press
7. E.G. Krug, K.E. Powell, L.L. Dahlberg, 1998. Firearm-related deaths in the United States and 35 other high- and upper-middle-income countries. // International Journal of Epidemiology, 214-221
8. M. Shermer, 2013. The Sandy Hook Effect. Skeptic Magazine 18.1
9. D. Hillshafer, 2013. The Mass Murder Problem. Skeptic Magazine 18.1
10. Mark Follman, 2015. How the Media Inspires Mass Shooters. Mother Jones
11. Mark Follman, 2015. Inside the Race to Stop the Next Mass Shooter. Mother Jones
12. Mark Follman, Becca Andrews, 2015. How Columbine Spawned Dozens of Copycats. Mother Jones
13. The Washington Post
http://web.archive.org/web/20050327025427/http://discuss.washingtonpost.com/wp- srv/zforum/04/cox091704.htm
http://www.washingtonpost.com/world/national-security/senate-confirms-atf- director/2013/07/31/dc9b0644-fa09-11e2-8752-b41d7ed1f685_story.html
14. The Huffington Post
http://www.huffingtonpost.com/2013/01/22/nra-lobbying-2012_n_2528495.html
15. Sunlight Foundation
http://sunlightfoundation.com/blog/2012/12/18/nra-and-congress/
16. Business Insider
http://www.businessinsider.com/gun-industry-funds-nra-2013-1
17. USA Today
http://www.usatoday.com/story/opinion/2013/01/07/gabby-giffords-mark-kelly-tucson-shooting- gun-control/1816383/