ГЛОССАРИЙ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «квест-технология», особенности ее использования 7
1.2.Значение квест-технологии в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ 20
2.1. Диагностика уровня сформированности
количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Система занятий с использованием комплекса развивающих мероприятий на основе квест-технологий в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного
возраста
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
и динамика процесса формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА..
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Постижение количественных отношений - это очень сложный процесс, определённо вызывающий у многих детей большие трудности. Потому что дети не понимают, зачем нужно считать, измерять не приблизительно, а точно. Не придавая значения совершаемым действиям, дети дошкольного возраста выполняют их автоматически, что и приводит к усвоению знаний формально. Формирование понятия числа- это одна из главных проблем при освоении количественных отношений у детей - дошкольников.
Применяемые методы в современной системе обучения дошкольников реализуют меньшую часть возможностей, заложенных в математике. Разрешить данную проблему, по мнению профессора педагогических наук Подласого И.П., «... можно способом введения новейших, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике» [30, с.34]. Одной из этих форм является обучение детей при помощи верно подобранного обучающего материала, дидактических игр, а также специально созданных условий обучения. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение доставляло не только опосредованный практический результат, но и обширный развивающий аспект.
В последние годы широкое распространение в педагогической практике приобрели квест-игры, которые содействуют развитию активной позиции ребенка в его игровой деятельности для решения игровых задач поискового типа.
Сама идея квеста безупречно подходит для дошкольного учреждения, т.к. тщательно разработанные квест-занятия актуальны в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в детском саду, в ходе которой: интегрируется содержание всевозможных образовательных областей; дошкольники работают в условиях разнообразной образовательной среды. Квест-технология владеет громадным потенциалом развития, потому что она направлена на формирование индивидуальности ребенка, его инициативности, самостоятельности, а также поисковой активности. Это, главным образом, деятельность ребенка, в которой он как самостоятельно, так и совместно со взрослым получает новый, необходимый практический опыт.
С позиции обоснования актуальности темы исследования становятся очевидными противоречие: детские сады, и подготовительные классы пытаются расширить знания детей в области количественных представлений с одной стороны, а с другой стороны знакомство с содержанием этих понятий и организацией педагогических условий не всегда систематичны и зачастую не соответствуют требованиям. Большое разнообразие инновационных методик с одной стороны, и эпизодическое их применение в образовательном процессе, с другой стороны. Наличие современных методик с одной стороны и не полная комплектация методической литературы для их применения в образовательном процессе ДОУ, с другой стороны.
С учетом потребности в разрешении вышеперечисленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы возможности квест-технологий в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования количественных представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: квест-технология как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучение квест-технологии и внедрение её в процесс формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Формирование количественных представлений в образовательной деятельности старшего дошкольника, возможно будет более эффективным, при соблюдении следующих условий:
- Систематическое использование квест-технологий на занятиях.
- Использование квест-технологий по системе от простого к сложному.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить понятие «квест-технология», особенности ее использования;
2) рассмотреть значение квест-технологии в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников;
4) внедрить систему занятий по использованию квест- технологии в процессе формирования количественных представлений у старших дошкольников;
5) проанализировать результаты работы по использованию квест-технологии в процессе формирования количественных представлений у старших дошкольников.
Методологическая основа исследования:
- Идея возрастных восприятий счета рассмотрены в трудах (Ф.Н. Блехер, Д.Л. Волковского, В.А. Лай, К.Ф. Лебединцевой и в настоящее время Г. Доман).
- Теория обучения счету рассмотрена в трудах (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой)
- Вопросы формирования у детей дошкольного возраста количественных представлений нашли отражение в работах таких выдающихся педагогов (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори).
- Основатель квест-технологии в образовании, профессор университета Сан-Диего Берни Додж, предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему.
-В работах отечественных ученых нет единого взгляда на сущность квеста. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, лингвистической и методологической литературы по проблеме исследования, обобщение и обработка экспериментальной работы; практические: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 158 «Василёк» в старшей группе «Ладушки», находящийся по адресу город Тюмень, ул. Н. Семёнова, 21, корпус 2.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, литература, приложения.
Целью данного исследования являлось изучение и внедрение квест-технологии, как средства формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
При решении первой задачи нами было изучено понятие «квест-технология», особенности ее использования.
«Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть этой игры в том, что есть определённая цель, дойти до которой нужно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и к следующей задаче. А задачи могут быть различными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, так и на площадке (на свежем воздухе), то есть практически в любой обстановке» [25, с.20].
При решении второй задачи мы рассмотрели значение квест - технологии в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Квест- игры по формированию количественных представлений у старших дошкольников - одно из занимательных средств, направленных на закрепление понятий количества и счета, цифр, что и является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
При решении третьей задачи мы провели диагностику уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников. На констатирующем этапе нами было выявлено, что большинство детей имели средний уровень развития дошкольников. Дети умели считать до 10, знали почти все цифры, не всегда умели соотносить количество предметов с числом и соответствующей цифрой, затруднялись отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше, с трудом сравнивали две группы предметов.
При решении четвертой задачи мы изучили систему занятий по использованию квест-технологий в процессе формирования количественных представлений у старших дошкольников. На формирующем этапе нами была внедрена система занятий по использованию квест-технологии в процесс формирования количественных представлений у старших дошкольников.
При решении пятой задачи мы проанализировали результаты работы по использованию квест-технологии в процессе формирования количественных представлений у старших дошкольников. На контрольном этапе эксперимента по выявлению уровня сформированности количественных представлений, мы увидели высокий уровень развития детей. Большинство детей стали бегло считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, запомнили все цифры, могут соотносить количество предметов с числом и соответствующей цифрой, отсчитывают количество на одну единицу больше или меньше, сравнивают две группы предметов. Данные показатели говорят об эффективности проведенной работы.
Цели и задачи работы достигнуты.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
2. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004. - 205 с.
3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2015. - 288 с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
5. Березина Р.Л. Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников: Учебное
пособие для студентов учебных заведений [Текст] / / Под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. - М.: Просвещение, 2015. - 303 с.
6. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду: Методическое письмо / Ф.Н. Блехер. - М.: Эксмо, 2014. - 100 с.
7. Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — Москва.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2013. - 512 с.
9. Данилова В.В. Количественные представления [Текст] / В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
10. Доман Г. Как обучить ребенка математике / Г. Доман. - М.: Аквариум, 2015. - 135 с.
11. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - Москва: ВЛАДОС, 2010-. - 247 с.
12. Ерофеева Т.И. Математика до школы: Пособие для воспитателей детского сада: в 2 кн. [Текст] / Ерофеева Т.И. - М.: Школ. Пресса, 2016. - Кн. 1. - 164 с.
13. Ермолаева Л.И. Методика диагностики математических представлений дошкольников [Текст] / Л.И. Ермолаева. - М.: Академия, 2016. - 250 с.
14. Каравка А.А. Урок - квест как педагогическая информационная технология [Текст] / А.А. Каравка. - М.: Мир науки, 2015. - № 3. - С. 20
15. Касицына М.А. Дошкольная математика: Учебно - практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / М.А. Касицына, В. Д. Смирнова. - М.: Гном - Пресс, 2013. - 196 с.
16. Кокорева О.И. Диагностика эмоционального состояния дошкольников в подвижной игре [Текст] / О.И. Кокорева // Инструктор по физкультуре. - 2009. - № 1. - С. 70 - 78
17. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера,
2013. - 132 с.
18. Корнеева Г.А., Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / учебно - методическое пособие. - М.: Просвещение,
2014. - 247 с.
19. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников: Учебное
пособие для студентов [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2015. - 303 с.
20. Лечкина Т.О. Квест как инновационная форма воспитания [Текст] / Т.О. Лечкина. - М.: Наука и образование, 2016. - № 4. - С. 45 - 47
21. Метлина Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2014. - 280 с.
22. Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей: Учебник для студентов [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 352 с.
23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Просвещение, 2014. - 134 с.
24. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб.: «Детство - пресс», 2013. - 354 с.
25. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. С. 78 - 90
26. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 16 с.
27. Новикова В.П. Математика для малышей [Текст] /
В.П. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 77 - 79
28. Новикова В.П. Математика в детском саду [Текст] /
В.П. Новикова. - М.: Мозаика - синтез, 2015. - 264 с.
29. Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. [Текст] - М.: Просвещение, 2013. - 347 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100
ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. [Текст]- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2016. - 146 с.
32. Столяр А.А. Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
33. Сербина Е.В. Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина. - М.: Просвещение, 2013. - 280 с.
34. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных
математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2014. - 364 с.
35. Усова А.П. Обучение математике в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
36. Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е.В. Шаталова. - М.: Белгород, 2013. - 157 с.
37. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова. - 2-е издание, стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
38. Васильченко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии [Электронный ресурс] //
https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (16 мар. 2020)
39. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99" [Электронный ресурс] // http://ito.bitpro.ru/1999 (15 апр. 2020)
40. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева
Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный
ресурс] // http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (26 апр. 2020)