Введение 3
Глава 1. Афганское направление внешней политики Российской Федерации
1.1. Политика и безопасность 7
1.2. Экономика 22
1.3 .Культурно-гуманитарное направление 30
Глава 2. Афганское направление внешней политики Исламской Республики Иран
2.1. Политика и безопасность 40
2.2. Экономика 56
2.3. Культурно-гуманитарное направление 64
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 101
Афганистан за последние полвека прочно стал ассоциироваться с такими терминами, как гражданская война, наркотики и терроризм. В этой стране свои интересы имеют различные великие державы и региональные страны. Не стали исключением Российская Федерация и Исламская Республика Иран. Если во время присутствия Ограниченного контингента советских войск в этой стране они поддерживали противоборствующие стороны конфликта, то общая угроза в лице движения Талибан привела к определению сходных внешнеполитических целей. Обе страны числились среди самых активных спонсоров противостоящего талибам Северного Альянса. События 11 сентября, вмешательство США и международной коалиции обусловили новый этап развития гражданской войны в Афганистане и сопровождались новыми угрозами и возможностями, как для России, так и для Ирана.
Актуальность исследования обусловлена тем, что Афганистан представляет собой геополитически важную точку, нестабильность в которой деструктивно сказывается на безопасности Евразии в целом. В этой связи, представляется важным изучить афганское направление внешней политики России и Ирана, выявив общие и различные моменты.
Говоря о степени изученности проблемы, следует отметить, что различные аспекты внешней политики указанных стран были исследованы, как отечественными учеными, так и зарубежными исследователями. Среди исследователей российской внешней политики в отношении Афганистана следует отметить работы эксперта РСМД Медковича Н.А. , бывшего посла Казахстана в Афганистане Смагулова А.Д. , Академика РАЕН, Аруновой М,Р. . Кожухова А.В. . Среди исследователей иранской политики в
Афганистане следует в первую очередь выделить труды заведующей сектора Ирана ИВ РАН Мамедовой Н.М.4 , старшего научного сотрудника ИВ РАН Жгл'лггл глгл R Т/Г Когх.'г’ппиг’г'от Л М РПАОРП Л Л Гтппгшгчтго ГЛ Л
зажина В.И. , Богуславского ГА.Я. , Розова гх.гх. , к^толповского vj.rv
преподавателя кафедры международных отношений университета им. Алламы Табатабаи Дэхгани Фирузабади , Шафии Н.
Целью исследования является проведение комплексного компаративного анализа афганского направления внешней политики России и Ирана за указанный период.
На основании поставленной цели сформулированы задачи:
1. Проследить политическую составляющую внешней политики стран с акцентом на вызовы безопасности;
2. Рассмотреть значение экономических отношений, указав основные проекты и достижения указанных стран в Афганистане за рассматриваемый период;
3. Изучить гуманитарные, культурные вопросы с оценкой возможностей потенциала «мягкой силы» стран.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 11 сентября 2001 (террористические акты в США, которые привели к
вмешательству этой страны в события в Афганистане) до конца 2014 года (когда была выведена основная часть войск международной коалиции).
Методологической основой исследования стал анализ правовых документов, сопоставление фактов, взятых из научной литературы и периодической печати. Для комплексного рассмотрения предмета исследования был использован системный подход. Компаративный метод позволил подвести итоги проделанного исследования.
Объектом исследования является внешняя политика России и Ирана Предмет исследования - афганское направление внешней политики России и Ирана.
Во время написания исследовательской работы была использована широкая источниковая база. В первую очередь, были рассмотрены межправительственные соглашений между Россией и Афганистаном с одной стороны , Ираном и Афганистаном - с другой . Во-вторых, произведен анализ публичных выступлений , стенограмм встреч официальных лиц рассматриваемых стран. В третьих, была изучена периодическая печать на русском , персидском и английском языках.
Научная новизна состоит в том, что хотя вопросы российской и иранской внешней политики были достаточно изучены, как отечественными, так и иностранными исследователями, автором впервые был проведен комплексный компаративный афганского направления внешней политики России и Ирана за период нахождения сил США и НАТО в Афганистане, в котором наглядно показаны основные сходства и различия внешнеполитических подходов двух стран. В процессе исследования сопоставлены и проанализированы источники и литература на трех языках: русском, персидском и английском.
Говоря о научно-практической значимости данной работы, следует отметить, что данный материал может быть применен, в том числе на Отделении международных отношений, в особенности ввиду открытия магистерской программы «Иран в современной системе глобальных и региональных отношений». Также работа представляет большой научный и практический интерес, позволяя интерпретировать результаты исследований для анализа дальнейших событий.
Подводя итог проделанной работе необходимо провести сравнение внешнеполитических подходов стран по ключевым событиям и направлениям.
События 11 сентября были однозначно осуждены как Россией, так и Ираном. После проведение операции «Несокрушимая свобода» Москва поддержала формирование в Афганистане Международных сил содействия безопасности, и в дальнейшем согласилась участвовать в транзитном снабжении американской группировки, разведывательном
антитеррористическом сотрудничестве, а также в политическом взаимодействии. Иран занял позицию активного нейтралитета, и не сотрудничал с американцами. В то же время, Исламская республика фактически поддержала антитеррористическую операцию в Афганистане, направив дополнительное вооружение и помощь боевикам Северного Альянса, которые первыми вошли в Кабул.
Обе страны способствовали заключению компромисса по формированию Временной администрации Афганистана на конференции в Бонне, используя свое большое влияние на руководство Северного Альянса.
На начальном этапе рассматриваемого периода Россия направила в Афганистан спасателей МЧС, куда также входили врачи и саперы, оказавшие необходимую помощь населению Афганистана и оперативно решившие вопросы о путях доставки гуманитарной помощи. Стоит заметить, что за период 2001-2008 годов российская гуманитарная помощь составила порядка 30 миллионов долларов. В дальнейшем Россия поставляла в Афганистан продовольствие, в частности пшеницу, оказывала помощь при природных бедствиях. Иран не направлял спасателей, но одним из первых стал участвовать в процессах восстановления Афганистана, финансируя строительство школ, библиотек, культурно-религиозных центров. За 2002¬2005 года эта страна выделила 560 миллионов долларов.
Уже в январе 2002 в Иране был создан специализированный орган Штаб по восстановлению Афганистана, координирующий торгово-экономическую политику в отношении этой страны и курирующий сельскохозяйственные, инфраструктурные, промышленные и
образовательные проекты реализуемые Ираном в Афганистане. Сходная структура в России не была создана, а учреждение поста специального представителя президента по Афганистану преследовало более узкую цель межведомственной координации на афганском направлении.
Наркотики, поступающие из Афганистана представляют серьезную угрозу для обеих стран и значительно обостряют криминогенную обстановку. В целях пресечения их незаконного оборота страны обучают афганских полицейских, осуществляют сотрудничество между специальными органами, формируют пояса антинаркотической безопасности вокруг ИРА. В то же время, если с российской стороны есть примеры проведения совместных операций с Вашингтоном и Кабулом в Афганистане, то Тегеран сотрудничает только с афганским руководством. Обе стороны отмечают, как значительный рост выращивания опиатов в Афганистане после ввода американских войск, так и пассивность американской стороны в противодействии данной угрозе.
Россия сотрудничала с западными военными в вопросах транзита грузов в Афганистан. Иран объявил, что будет пропускать только гуманитарные грузы, предназначенные для Афганистана. В дальнейшем, когда после заявления НАТО на саммите 2010 года о полном выводе сил из Афганистана встал вопрос о выводе контингента и оборудования из этой страны, Россия согласилась предоставить аэродром в Ульяновске, для обеспечения данной операции. Разумеется, необходимо напомнить, что всерьез использован он не был. В то же время, хотя были попытки привлечь Тегеран к участию в транзите, они не дошли даже до стадии переговоров.
Россия производила поставки вооружений в Афганистан, содействовала становлению афганской армии на начальном этапе.
Безвозмездно поставляла единичные экземпляры вертолетной техники и значительное количество стрелкового оружия после активизации талибов. На заключительном этапе рассматриваемого периода согласно договоренности с Минобороны США продавала вертолеты афганской армии.
Россия не смогла укрепить свои позиции в афганской экономике. Нельзя назвать ни одного крупного реализованного проекта. Всегда ставился вопрос о финансировании, а дальше оценочных экспертиз по восстановлению или строительству объектов дело не доходило. Вместе с тем, потенциал России по-прежнему остается высоким и может быть реализован при иной конъектуре. Иран за рассматриваемый период смог серьезно нарастить товарооборот с ИРА. Тегеран имеет в своем активе строительство автодорог и железнодорожных магистралей, которые позволили экономически привязать к себе западные области Афганистана. Запуск сборочного производства иранских автомобилей и обеспечение электричеством западных областей Афганистана серьезно укрепили позиции Ирана в этой стране.
Страны параллельно проводили неформальные встречи в рамках «четверок» Россия-Пакистан-Таджикистан-Афганистан и Иран-Пакистан- Таджикистан-Афганистан, совместно вырабатывая подходы к разрешению афганской проблемы.
Иран проводил государственную политику по поддержке персидского языка и иранской культуры в Афганистане. Строил новые школы, библиотеки, типографии, культурно-религиозные и образовательные центры. Активно сотрудничал и финансировал афганские вузы. Направлял огромное количество книг, в том числе учебников для школ и университетов. В Иране обучалось значительное число афганских студентов. Таким образом, Исламская Республика Иран имела значительный потенциал мягкой силы. Вместе с тем, навязывание своей культуры, а временами религии, чрезмерное внимание Тегерана к хазарейцам и таджикам приводило к формированию негативного образа страны в глазах остального населения Афганистана. Порой афганцев, выпускников иранских вузов, считали иранскими агентами.
Русский язык знают в Афганистане, особенно представители технической интеллигенции. Ежегодно выделялась квота на обучение афганских студентов. В стране действуют кафедры преподавания русского языка, была проведена конференция русистов. Вместе с тем, проекты в области культуры во многом держатся на энтузиазме афганцев и не осуществляются на постоянной основе. К примеру, строительство Российского центра науки и культуры в Кабуле было начато в 2012, а открытие не состоялось даже на момент написания данной работы.
Иран взаимодействует с Афганистаном в рамках эконмической организации ЭКО и культурного Союза пресоязычных стран. Россия способствовала получению Кабулом статуса наблюдателя в ОДКБ и ШОС.
Ввод в строй газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия не выгоден ни России, ни Ирану.
Иранскую политику в отношении Афганистана во многом определяет проблема беженцев, которые создают дополнительную социальную нагрузку. С другой стороны, иранское руководство использует их как своеобразный ресурс, переселяя их в западные районы Афганистана для укрепления своего влияния или формируя из добровольцев отряды ополчения для участия в сирийском конфликте.
По вопросу вывода войск из Афганистана после 2014 года Иран занимал непримиримую позицию. Он считал, что иностранное военное участие должно быть полностью свернуто. Выступал резко против заключения соглашения по безопасности между Вашингтоном и Кабулом. Россия также была за скорейший вывод войск, но оговаривала его тем, что афганские силы должны быть готовы принять всю полноту ответственности. В вопросе заключения соглашения Вашингтон- Кабул она делает акцент на том, что США должны прежде отчитаться о проделанной работе на основании мандата ООН. В преддверии вывода войск Иран и Россия активизировали свое сотрудничество.
Исходя из вышесказанного, интересы Российской Федерации в Афганистане больше сконцентрированы на политической доминанте и вопросах обеспечения безопасности, в то время как экономические и культурно-гуманитарные составляющие не определяли ключевые элементы афганского направления внешней политики России. Что касается Ирана, то его внешняя политика в отношении Афганистана отличается сбалансированностью во всех трех сферах. Политические, экономические и культурно-гуманитарные вопросы для него были равнозначны.
1. Антинаркотическая операция "Канал", проводимая Организацией Договора о коллективной безопасности, признается ООН самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику// Сайт Организации договора о коллективной безопасности; [Electronic resource].-URL:
http://www.dkb.gov.rU/e/azkk.htm; (дата обращения 12.12.2016);
2. В Афганистане обсудят проблемы изучения русского языка//РИА Новости.-2007.-10 декабря; [Electronic resource].-URL: https://ria.ru/society/20071210/91595781.html; (дата обращения
12.12.2016) ;
3. Владимир Путин провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Черкесовым// Сайт Президента России.-2004.-23 сентября; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/31780; (дата обращения 12.12.2016);
4. Встреча президентов России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана// Сайт Президента России.-2011.-11 сентября; [Electronic resource]. -URL: http: //www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/12539; (дата обращения 12.12.2016);
5. Встреча с директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым// Сайт Президента России.-2010.-16 февраля; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6887; (дата обращения
12.12.2016) ;
6. Встреча с Генеральным секретарём НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном// Сайт Президента России.-2009.-16 декабря; [Electronic resource]. -URL: http: //www.kremlin.ru/catalog/persons/219/events/6356; (дата обращения 02.02.2017);
7. Встреча с президентами Афганистана, Пакистана и Таджикистана// Сайт Президента России.-2010.-18 августа; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/8672; (дата обращения
12.12.2016) ;
8. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем и Президентом Пакистана Асифом Али Зардари// Сайт Президента России.-2009.-15 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/4463; (дата обращения 02.05.2017);
9. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2008.-28 августа; [Electronic resource].-URL: http: //www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/1252; (дата обращения
12.12.2016) ;
10. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2010.-11 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/8020; (дата обращения
12.12.2016) ;
11. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2010.-18 августа; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/8668 ; (дата обращения
12.12.2016) ;
12. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2011.-15 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/11580; (дата обращения 02.05.2017);
13. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2012.-7 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/15591; (дата обращения 02.05.2017);
14. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2013.-13 сентября; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/19216; (дата обращения 02.05.2017);
15. Встреча с Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2014.-20 мая; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.rU/catalog/persons/95/events/21055; (дата обращения 02.05.2017);
16. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на Международной конференции по Афганистану, Кабул // МИД РФ.- 2010.- 20 июля; [Electronic resource].-URL:
http: //www.mid.ru/ru/maps/af/- /asset_publisher/gehUa6O4gSTV/content/id/240946; (дата обращения 02.02.2017);
17. Глава ФСКН отправится на встречу антинаркотического квинтета в Иран//РИА Новости.-2015.-22 октября; [Electronic resource].-URL: https://ria.ru/world/20151022/1306360036.html; (дата обращения 02.02.2017);
18. Грошков И.Россия в Афганистане всерьез и надолго. Интервью с директором Второго департамента Азии МИД РФ А.Г.Марьясовым//Независимая газета.- 2007.-5 марта; [Electronic resource]. -URL: http: //www.ng.ru/dipkurer/2007-03-05/22_kabul .html; (дата обращения 02.03.2017);
19. Дмитрий Медведев направил ответное послание Президенту Афганистана Хамиду Карзаю// Сайт Президента России.-2008.-26 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/560; (дата обращения 02.02.2017);
20. Заявления для прессы по итогам встречи с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, Президентом Пакистана Асифом Али Зардари и Президентом Афганистана Хамидом Карзаем// Сайт Президента России.-2009.-30 июля; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/95/events/4980; (дата обращения 02.02.2017);
21. Иран намерен построить трубопровод для экспорта нефти в Афганистан//Нефтерынок.- 2012.- 8 октября. [Electronic resource].-URL: http: //www. nefterynok. info/novo sti/iran-nameren-postroit-truboprovod- dlya-eksporta-nefti-v-afganistan (дата обращения 02.03.2017);
22. Иранские инженеры, похищенные в Афганистане, освобождены// РИА Новости.- 2011.-20 апреля; [Electronic resource].- URL:http://rian.ru/world/20110420/366610219.html; (дата обращения 07.03.2017);
23. Концепция внешней политики Российской Федерации// Сайт Президента России.-2008.-15 июля; [Electronic resource].-URL: http: //www.kreml in.ru/acts/news/785;
24. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013)//МИД РФ; [Electronic resource].-URL:
http: //www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186
25. ЛУКОЙЛ будет поставлять смазочные материалы для афганской армии//Нефть России.- 2013.-26 февраля; [Electronic resource].-URL: http: //www.oilru.com/news/358599/
26. МИД Афганистана: в Кабуле откроется Российский центр науки и культуры// Eurasia daily.- 2017.- 14 февраля; .[Electronic resource].- URL: https: //eadaily.com/ru/news/2017/02/14/mid-afganistana-v-kabule- otkroetsya-rossiyskiy-centr-nauki-i-kultury; (дата обращения 07.03.2017);
27. Михаил Касьянов считает, что российские саперы могут принять участие в разминировании территории Афганистана// РИА «Новости».-
2003. - 12 марта; [Electronic resource].-URL: https://ria.ru/politics/20020312/87460.html (дата обращения 07.03.2017);
28. Назначен спецпредставитель Президента России по Афганистану// Сайт Президента России.-2011.-22 марта; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10713; (дата обращения 07.03.2017);
29. Некрасов В.Афганцы начали вспоминать русский язык. Интервью с Завкафедрой русского языка Кабульского университета// Известия. - 2012.-1 февраля; [Electronic resource].-URL: http://iz.ru/news/513847; (дата обращения 07.03.2017);
30. Нессар О. Азизулла Карзай: «Россия остается великой державой и нашим близким соседом»//Афганистан.ру.-2011.-28 ноября; [Electronic resource].-URL: http://afghanistan.ru/doc/21445.html; (дата обращения 07.03.2017);
31. О внесении целевого взноса в Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) на реализацию в Иране проекта ЮНИСЕФ «Социальная защита и социальные услуги для беспризорных и работающих детей при особом внимании поддержке детей афганских мигрантов» // МИД РФ.-2014.- 19 декабря; [Electronic resource].-URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ir/- /asset_publisher/HUPBmpXjn4Ob/content/id/855143; (дата обращения 07.03.2017);
32. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Афганистана З.Расулом// МИД РФ.- 2010.- 25 ноября; [Electronic resource].-URL:
http: //www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/227762; (дата обращения 07.05.2017);
33. О завершении разминирования территории и комплекса зданий посольства бывшего СССР// МИД РФ.-2003.-1 мая; [Electronic resource]. -URL: http: //www. mid.ru/ru/maps/af/-
/asset_publisher/gehUa6O4gSTV/content/id/522390; (дата обращения 07.05.2017);
34.0 поставках российской гуманитарной помощи в Афганистан// МИД РФ.-2002.-2 июля; [Electronic resource].-URL:
http: //www.mid.ru/ru/maps/af/- /asset_publisher/gehUa6O4gSTV/content/id/552276; (дата обращения 07.05.2017);
35.0 расширенном заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества// МИД РФ.-2004.-19 июня; [Electronic resource].-URL: http://www.mid.ru/ru/maps/af/- /asset_publisher/gehUa6O4gSTV/content/id/467650; (дата обращения 07.05.2017);
36.0 результатах состоявшейся в Кабуле конференции по борьбе с наркоугрозой Президенту доложил председатель Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Виктор Черкесов// Сайт Президента России. -
2004. -20 февраля; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/30394; (дата обращения 02.05.2017);
37. «Положение дел в Афганистане оптимизма не вызывает». Спецпредставитель президента РФ о перспективах афганского урегулирования// Коммерсант.-2013.-25 апреля; [Electronic resource].- URL: https://www.kommersant.ru/doc/2178346; (дата обращения 25.04.2017);
38. Посол России в Кабуле: «Ситуация с безопасностью в Афганистане ухудшается»// Интерфакс.-2014.-6 февраля; [Electronic resource].-URL: http://www.interfax.ru/interview/356358; (дата обращения 25.04.2017);
39. Постановление о создании Штаба по восстановлению Афганистана от 21 января 2002 года (на персидском языке) // Сайт Исследовательского центра Меджлиса (парламента) Исламской Республики Иран [Electronic resource].-URL: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/121583 (дата обращения 02.03.2017);
40. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 219 г. Москва "О порядке наземного транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан"// Российская газета.- 2008.- 2 апреля.
41. Президенты Ирана и Афганистана открыли шоссе Догарун - Герат// Иран.ру.- 2005.- 27 января. [Electronic resource].-URL:
http: //www.iran.ru/news/politics/27175/Prezidenty_Irana_i_Afganistana_otk ryli_shosse_Dogarun_Gerat; (дата обращения 02.03.2017);
42. Пресс-конференция по итогам российско-афганских переговоров// Сайт
Президента России.-2011.-21 января; [Electronic resource].-URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/10114; (дата обращения 02.05.2017);
43. Протокол о проведении консультаций между Министерством
иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Исламской Республики Афганистан на 2011-2015 годы// Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Афганистан. [Electronic resource].-URL:
http://www.afghanistan.mid.ru/docs_003.html; (дата обращения
02.03.2017);
44. Рабочая встреча с директором Федеральной службы по контролю за
оборотом наркотиков Виктором Ивановым// Сайт Президента России. -
2009. -10 июня; [Electronic resource].-URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/4404; (дата обращения 02.03.2017);
45. Резолюция 1386 (2001) Совета безопасности ООН, принятая Советом безопасности на его 4443-м заседании 20 декабря 2001 года; [Electronic
resource]. -URL: https: //documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/57/PDF/N0170857.pdf?OpenElemen t; (дата обращения 02.03.2017);
46. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Президента Исламской Республики Афганистан Х.Карзая// Сайт Президента России.-2011.-20 января; [Electronic resource].-URL: http://www.kremlin.ru/supplement/842; (дата обращения 02.03.2017);
47. Совместное заявление президентов Исламской Республики
Афганистан, Исламской Республики Пакистан, Российской Федерации и Республики Таджикистан// Сайт Президента России.-2011.- 2
сентября; [Electronic resource].-URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/1019; (дата обращения 02.03.2017);
48. Соглашение между правительством Российской Федерации и
правительством Исламской Республики Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве// Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Афганистан. [Electronic resource].-URL: http://www.afghanistan.mid.ru/docs_004.html; (дата обращения
02.03.2017);
49. Соглашение между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 7 октября 2009;
50. Соглашение о международном транспортном сообщении между правительством Исламской Республики Иран, переходным правительством Афганистана и правительством Узбекистана от 18 июня 2003 (на персидском языке);
51. Стенограмма выступления и ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-
конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Афганистана З.Расулом, Москва, 25 ноября 2010 года// МИД РФ.-
2010. - 25 ноября; Electronic resource].-URL:
http: //www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/227754; (дата обращения
22.01.2017);
52. Транзит грузов НАТО через Ульяновск оказался
невостребованным//Lenta.ru.-2013.-15 августа; [Electronic resource].- URL: https://lenta.ru/news/2013/08/15/nato/; (дата обращения 02.02.2017);
53. Хохлов А. Владимир Иваненко: «Никогда прежде на Востоке не было так интересно»// Известия.-2002.- 16 апреля. [Electronic resource].-URL: http://izvestia.ru/news/260871 (дата обращения 18.01.2017);
54. Экспедиции Российского этнографического музея в Афганистан//Музеи России.-2004.-14 апреля; [Electronic resource].-URL: http://www.museum.ru/N17869; (дата обращения 18.01.2017);
55. Gates ends Afghanistan trip as Iran's Ahmadinejad begins his// CNN.-
2010.-March 10; [Electronic resource].-URL:
http://afghanistan.blogs.cnn.com/2010/03/10/gates-hints-at-possible-early- pullout-of-u-s-troops/?hpt=T2; (дата обращения 22.02.2017);
56.Obama's Afghan policy speech at West Point//The Washington Post.-2009.- December 1. [Electronic resource].-URL:
http://voices.washingtonpost.com/44/2009/12/obamas-afghan-policy- speech-at.html (дата обращения 02.03.2017);
57. сР^дд j^ 9 jl^isl дд&^ ^yj д1др Встреча Президента Афганистана с доктором Рухани// Сайт президента ИРИ.-2013.-4 августа; [Electronic resource].-URL: http://president.ir/fa/70165; (дата обращения 02.03.2017);
58. д^ Jl£ Jjlj ^дд^ ^yj дддд дА д2^ j^jj jj ^£j< УэАДля участия в пятом мировом празднике Новруз президент прибыл в Кабул// 2014.-27 марта; [Electronic resource].-URL: http://president.ir/fa/76242; (дата обращения 02.03.2017);
ДЛ^д Лд^д
Л^2- Мохаммад Мехди Р. Господин посол: интервью с Мохамадом Джавадом Зарифом, бывшим послом Ирана в ООН.-Тегеран: Ней, 2014.-384 с.
60. ^2^jj хдЦ jUjj д’-^-l ^IJJ ^lj£l3- jlbl ;Д21 jaljj ^jj£ j A^jJ J2SJ jl^P jj
j/j^jiial j jljjl yjj U^j&^A На встрече доктора Рухани с Карзаем была
достигнута договоренность о начале переговоров по подписанию
Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираном и Афганистаном//
2013. -8 декабря; [Electronic resource].-URL: http://president.ir/fa/73274;
(дата обращения 02.03.2017);
61. ДЛ^ .АА jj £jj^j :^Ц£ jj Лл£15 jjj- j/Wjksl j jljjl JJC^ ^Jjj AjjUjj jEp jj
j/j^jiial j jljjl j/j- хдД
президентов Ирана и Афганистана было подтверждено, что будет
ускорен процесс оформления договора о комплексном сотрудничестве между Ираном и Афганистаном// 2014.-27 марта; [Electronic resource]. - URL: http://president.ir/fa/76300; (дата обращения 02.03.2017);
62. jj&^^jjj <-цМ fAj-jj ОЛ1£ ^Sj2 ^UjjAS ^jl^j ^Д Окончательный
список стран, принимающих участие в церемонии инаугурации
президента// ISNA.-2013.-4 августа; [Electronic resource].-URL: http://www.isna.ir/news/92051307029/-^lj-‘>jJ-<^-^£j2i-^UjjA£-^j1«j-^J jj3^-^jjj-< U
63. ^^л AJ l^jj j/Wiil ^jj-l : j/Wiil <^JA jj-l ^jljj ^jjj^ jbj jj ji£^ (^£j JJ^ Ум2 JAS jl fjj- Президент на встрече с и.о. министра иностранных
дел Афганистана: Безопасность Афганистана обеспечивается только с
помощью его народа// [Electronic resource].-URL: http://president.ir/fa/73001; (дата обращения 25.04.2017);
64. :JJS yjL- jjS. ^/У£Ь j ^-AJ tjtiil j/j/j^A IJ AJJU- JA^- ^ЫАЙ JJ jjjj^i ^jjj 1j wk- j ^jj-l ^^ Aj ^JJA- AJJ/^JI^^ ^1ЛЗ1 fjj! ^jjjjj j ^j^Lljil Президент на четырехсторонней встрече со своим афганским,
таджикским и пакистанским коллегами заявил о необходимости
совместных четырехсторонних действий для сохранения безопасности
и борьбы с терроризмом и экстремизмом// 2014.-27 марта; [Electronic
resource].-URL: http://president.ir/fa/76294; (дата обращения 25.04.2017);
oU У-А-^ jl f* j-S^j-iil АУ-Ш-Ш ^Щ Среди книг,
брошенных в воду, были и книги, напечатанные в Афганистане//
Аfghanpaper.com.- 2009.-26 мая. [Electronic resource].-URL: http://www.afghanpaper.com/nbody.php?id=846; (дата обращения
05.02.2017);
66.oU »АУ jlJijAjjj ^j/ду jj j-iil jljjJ ^j/д Да оД Регистрация афганских учеников в школах для одаренных детей запрещена// Джам-е джам.-
2011. -№3180.-с.17;
67. Др^ jSkSylj JJ1£ УАУ j'-Ar :/-^4 -J J^ J Oa£ jj A^.j— ^j'jj j-s^j-Ail j/lu ^JJJ
oU АЗААУ ^д^ Руководитель Штаба по Афганистану Министерства иностранных дел в интервью информационному агентству ISNA: Соглашение о безопасности между Кабулом и Вашингтоном является серьезной угрозой региону// Khabarfarsi.-2011.-8 июня. [Electronic resource].-URL: http://khabarfarsi.com/n/620747; (дата обращения
25.05.2017);
68. j-S^j-iil AJ ^JIJU ^JJJJA O-£U jljA 4 ^ljj/^> Экспорт 4 тысяч легковых автомобилей в Афганистан//Сайт Министерство промышленности, рудников и торговли ИРИ.-2005.-25 ноября; [Electronic resource].-URL: http://mimt.gov.ir/news/54219--^jlju-^jjjjA-0-lSuj-jljA-^ljj-^ jtWkil.html?t=jb-l; (дата обращения 25.05.2017);
Литература
1. 15 лет уникальной гуманитарной операции МЧС России в
Афганистане// Официальный сайт МЧС РФ.-2016.- 11 ноября
[Electronic resource].-URL:
http: //www.mchs .gov.ru/dop/info/smi/news/item/32966538 (дата
обращения 20.04.2017)
2. Акмалов Ш. О некоторых аспектах внешней политики Ирана в
отношении Афганистана// Carnegie Endowment for International Peace.-
2014. -11 апреля [Electronic resource].-URL:
http://carnegieendowment.org/2014/04/11/ru-pub-55327 (дата обращения 24.02.2017)
3. Арунова М.Р. К иранской «финансовой помощи»
Афганистану//Институт Ближнего Востока.-2010.-31 октября.
[Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=11608; (дата
обращения 04.03.2017);
4. Арунова М.Р. ШОС и афганская проблема.-М: Институт Ближнего Востока, 2012.-197 с.
5. Богданов В. Антинаркотический Квартет нацелился на Афганистан// Российская Газета.-2013.-25 октября; [Electronic resource].-URL: https://rg.ru/2013/10/25/narkotiki- site.html?utm_source=rg.ru&utm_medium=offline&utm_campaign=back_t o_online; (дата обращения 04.03.2017);
6. Богуславский А.Я. Ирано-афганские отношения на современном этапе// Институт Ближнего Востока.-2009.-8 августа. [Electronic resource].- URL: http://www.iimes.ru/?p=9143 (дата обращения 21.04.2017);
7. Вартанян А.М. О некоторых аспектах иранской экономической дипломатии в Афганистане//Институт Ближнего Востока.-2010.-22 декабря. [Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=11864 (дата обращения 20.04.2017);
8. Васильев А.М. Иран как «шиитская сверхдержава» реальные и мнимые вызовы //Азия и Африка сегодня.-2012.-№8.-с. 3-7
9. Верхотуров Д.Н. В Афганистане началась эпоха железных дорог//Афганистан.ру.-2010.-3 марта; [Electronic resource].-URL: http://afghanistan.ru/doc/16754.html ;(дата обращения 20.04.2017);
10. Доклад "русский язык в мире" (Афганистан) // МИД РФ.-2002.-21
августа; [Electronic resource].-URL: http://www.mid.ru/ru/maps/af/-
/asset_publisher/gehUa6O4gSTV/content/id/549490; (дата обращения 20.04.2017);
11. Дружиловский С.Б. Итоги антитеррористической операции в
Афганистане и интересы России// Афганистан.ру.-2009.-28 апреля; [Electronic resource].-URL: http://afghanistan.ru/doc/14608.html; (дата
обращения 25.04.2017);
12. Дубнов А. Визит Хамида Карзая в Москву//Радио Свобода.-2002.-12
марта. [Electronic resource].-URL:
https://www.svoboda.org/a/24226736.html (дата обращения 17.03.2017)
13. Дунаева Е.В. Российско-иранские отношения на современном этапе//Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А.З. Арабаджяна. - М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. —с.91 - 106;
14. Кожухов А.В. Современные российско-афганские отношения: модель с доминирующим элементом// Актуальные проблемы современных международных отношений.-2015.-№5.- с.32-45;
15. Кузьмин М.Н. Последние тенденции в ирано-афганских
отношениях//Институт Ближнего Востока.-2006.-10 марта [Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=4354 (дата обращения
20.02.2017)
16. Мамедова Н.М. Афганское направление иранской политики в период М. Ахмадинежада //Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А.З. Арабаджяна. - М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. —С.123-129;
17. Мамедова Н.М. Изоляция Ирана не состоялась // Независимая газета. - 2002.- 3 июля. [Electronic resource].-URL: http://www.ng.ru/world/2002- 07-03/6_iran.html (дата обращения 05.05.2017);
18. Мамедова Н.М. Иран - векторы внутриполитического развития//
Перспективы.- 2007.- 17 октября [Electronic resource].-URL: http://www.perspektivy.info/book/iran-- vektory_vnutripoliticheskogo_razvitija_2007-10- 17.htm (дата обращения 25.05.2017);
19. Мендкович Н.А. Политика России в Афганистане в 2001-2011 гг.//Перспективы.- 2012.-17 февраля. [Electronic resource].-URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=124767 (дата обращения 25.05.2017);
20. Месамед В.И. Афганистан и Исламская Республика Иран: нынешний
этап отношений//Институт Ближнего Востока.-2014.-7 декабря
[Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=22885 (дата
обращения 20.04.2017)
21. Месамед В.И. Сотрудничество между Ираном и Узбекистаном в
транспортной сфере//Институт Ближнего Востока.-2010.-18 сентября [Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=11358 (дата
обращения 20.04.2017)
22. Мукимджанова Р. Политика Узбекистана на южных рубежах
Центральной Азии// Центральная Азия в системе международных отношений.-М.: ИВ РАН, 2004 .-С.225-237
23. Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии.-М: Центр Карнеги, 2005.- 487 с.
24. После визита в Москву Хамида Карзая остались вопросы//Афганистан.ру.-2002.-1 июля . [Electronic resource].-URL: http://afghanistan.ru/doc/30.html (дата обращения 20.04.2017);
25. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость.- М: «Российская газета», 2009.- 239 с.
26. Пурыжинский Д. Экономическая политика Ирана на
центральноазиатском направлении в период президентства М.Ахмадинежада//Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А.З. Арабаджяна. - М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. —с.157- 163
27. Розов А.А. Региональная стратегия Ирана на афганском
направлении//Афганистан.ру.-2006.-12 января . [Electronic resource].- URL: http://afghanistan.ru/doc/4898.html (дата обращения 20.04.2017);
28. Российско-афганские отношения// МИД РФ; [Electronic resource].-
URL:http://www.mid.ru/ru/maps/af/?currentpage=main-country; (дата
обращения 20.04.2017);
29. Сажин В.И. Двустронние российско-афганские отношения на
современном этапе// Институт Ближнего Востока.-2005.-21 ноября; [Electronic resource].-URL: http://www.iimes.ru/?p=3946; (дата
обращения 20.04.2017);
30. Сажин В.И. Иран и проблемы Афганистана// Институт Ближнего
Востока.-2002.-10 апреля. [Electronic resource].-URL:
http://www.iimes.ru/?p=47 (дата обращения 10.03.2017)
31. Свешникова Ю. В. Иран и США в Афганистане: поделим или померимся силами? // В кн.: Экспертное издание Фонда исторической перспективы «Звенья». Афганский эндшпиль? По материалам Экпертного круглого стола: «Афганистан в системе современных международных отношений», состоявшегося 3 февраля 2011 г. Вып. 2. М. : Фонд исторической перспективы, 2011. С. 126-141.
32. Сикоев Р.Р. Талибы (религиозно-политический портрет).- М.: Институт Востоковедения РАН, 2004.-256 с.
33. Смагулов А.Д. Развитие военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической кампании идо принятия решения о выводе войск международной коалиции. - Душанбе: «Ирфон», 2013.¬116 с.
34. Столповский О.А. Иран и Афганистан: больше, чем соседи// Easttime.-
2009.-5 августа; [Electronic resource].-URL:
http: //www. easttime. ru/analitic/3/13/698. Е^^дата обращения 10.03.2017)
35. Сурначева Е. Российские специалисты вернутся в
Афганистан//Газета.ш.-2011.-22 января; [Electronic resource].-URL:
https://www.gazeta.ru/politics/2011/01/21_a_3500506.shtml; (дата
обращения 10.03.2017)
36. Цилюрик Д. Афганское предвыборное дежавю// Независимая газета. -
2013.-3 октября; [Electronic resource].-URL:
http://www.ng.ru/world/2013-10-03/7_afganistan.html; (дата обращения 10.03.2017);
37. Afghan Refugees in Iran: From Refugee Emergency to Migration Management.-Oslo: Peace Research Institute, 2004.- 8 page.
38. Afghanistan - Iran Relations// GlobalSecurity.org; [Electronic resource].- URL: http: //www.globalsecurity.org/military/world/afghanistan/forrel - iran.htm; (дата обращения 20.02.2017);
39. Bohn S. Russia's Afghanistan Policy: An Irresolute Strategy for an
Uncertain Future//Comparative Strategy.-Volume 33, Issue 3, May 2014, Pages 205-221 [Electronic resource].-
URL:https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0- 84904994826&origin=resultslist&sort=plf- f&src=s&st1=russian+policy+in+afghanistan+&st2=&sid=39BE7118D9110 ADB5722A4E51499EF89.wsnAw8kcdt7IPYLO0V48gA%3a10&sot=b&sdt =b&sl=45&s=TITLE-ABS- KEY%28russian+policy+in+afghanistan+%29&relpos=10&citeCnt=0&sear chTerm=(дата обращения 20.02.2017);
40. Galeotti M. Securitizing narcotics: The politics and prospects of Russian
counterdrug policies//Journal of Drug Policy Analysis.- Volume 2015, 2015; [Electronic resource].-URL:
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0- 84990940852&origin=resultslist&sort=plf- f&src=s&st1=russian+policy+in+afghanistan+&st2=&sid=39BE7118D9110 ADB5722A4E51499EF89.wsnAw8kcdt7IPYLO0V48gA%3a10&sot=b&sdt =b&sl=45&s=TITLE-ABS-
KEY%28russian+policy+in+afghanistan+%29&relpos=7&citeCnt=0&searc НТегш=(дата обращения 20.02.2017);
41. Kugelman M. The Iran Factor in Afghanistan// Foreign Policy.-2014.-July 10; [Electronic resource].-URL:https://foreignpolicy.com/2014/07/10/the- iran-factor-in-afghanistan/; (дата обращения 19.04.2017);
42. Manutscharjan, A. From "Satan" to strategic partner: Russian-Iranian
Relations from 1991 to 2006// Orient.-Volume 47, Issue 3, 2006, Pages 349¬370; [Electronic resource].-URL:
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0- 33846341386&origin=resultslist&sort=plf- f&src=s&st1=iranian+and+russian+policy+in+afghanistan+&st2=&sid=39B E7118D9110ADB5722A4E51499EF89.wsnAw8kcdt7IPYLO0V48gA%3a1 0&sot=b&sdt=b&sl=57&s=TITLE-ABS- KEY%28iranian+and+russian+policy+in+afghanistan+%29&relpos=4&cite Cnt=0&searchTerm= ; (дата обращения 20.04.2017);
43. Massoud W. Why have Afghanistan's Shias been targeted now?// BBC.-
2011.-6 December; [Electronic resource].-URL:
http://www.bbc.com/news/world-asia-16045209; (дата обращения
29.05.2017);
44. Milani M.M. Iran's policy towards Afghanistan//Middle East Journal.- Volume 60, Issue 2, March 2006, Pages 235-256; [Electronic resource].- URL:https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-
33646671529&origin=resultslist&sort=plf- f&src=s&st1=iranian+policy+in+afghanistan+&nlo=&nlr=&nls=&sid=39B E7118D9110ADB5722A4E51499EF89.wsnAw8kcdt7IPYLO0V48gA%3a1 0&sot=b&sdt=b&sl=45&s=TITLE-ABS- KEY%28iranian+policy+in+afghanistan+%29&relpos=36&citeCnt=11 &sea rchTerm= (дата обращения 29.02.2017);
45. Panel of Iran Parliament to Review Foreign Policy// The New York Times.- 2001.- October 6.
46. Press Reports Reveal Abuse Against Afghan Students in Iranian Schools//
Center of human rights in Iran.- 2016.-February 11; [Electronic resource].- URL: https: //www.iranhumanrights .org/2016/02/afghan-student-in-iran/;
(дата обращения 29.02.2017);
47. Riecke H. Partners for Stability. Involving Neighbors in Afghanistan's
Reconstruction - Transatlantic Approaches// Washington: Carnegie
Endowment for international Peace, 2010.- 44 p.
48. Rosenberg M. Breaking With the West, Afghan Leader Supports Russia’s Annexation of Crimea// The New York Times.-2014.-March 23; [Electronic resource]. -URL: https: //www.nytimes.com/2014/03/24/world/asia/breaking- with-the-west-afghan-leader-supports-russias-annexation-of- crimea.html?_r=0 (дата обращения 23.05.2017);
49.Sadjadpour K. Iran// Is a regional strategy viable in Afghanistan?- Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2010.- p.39-44;
50.Varner B. Iran Pours Cash Into Afghanistan, Seeking Leverage Against U.S.// Democratic underground.-2008.- July 16; [Electronic resource].-URL: https://www.democraticunderground.com/discuss/duboard.php?az=view_all &address=389x3634353 (дата обращения 19.05.2017);
51.1404 A^l JJ jlj4 ^7Ы ^J5^^^ зы JJ ^JA ж^д ^^ААлизаде
А.Исследование внешней политики ИР Иран в Стратегии развития Ирана до 2025 года// Журнал Рахборд-е йас.- 2009.-№19.- с.273 - 310 (на персидском языке);