Компаративный анализ афганского направления внешней политики России и Ирана (2001-2014)
|
Введение 3
Глава 1. Афганское направление внешней политики Российской Федерации
1.1. Политика и безопасность 7
1.2. Экономика 22
1.3 .Культурно-гуманитарное направление 30
Глава 2. Афганское направление внешней политики Исламской Республики Иран
2.1. Политика и безопасность 40
2.2. Экономика 56
2.3. Культурно-гуманитарное направление 64
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 101
Глава 1. Афганское направление внешней политики Российской Федерации
1.1. Политика и безопасность 7
1.2. Экономика 22
1.3 .Культурно-гуманитарное направление 30
Глава 2. Афганское направление внешней политики Исламской Республики Иран
2.1. Политика и безопасность 40
2.2. Экономика 56
2.3. Культурно-гуманитарное направление 64
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Приложение 101
Афганистан за последние полвека прочно стал ассоциироваться с такими терминами, как гражданская война, наркотики и терроризм. В этой стране свои интересы имеют различные великие державы и региональные страны. Не стали исключением Российская Федерация и Исламская Республика Иран. Если во время присутствия Ограниченного контингента советских войск в этой стране они поддерживали противоборствующие стороны конфликта, то общая угроза в лице движения Талибан привела к определению сходных внешнеполитических целей. Обе страны числились среди самых активных спонсоров противостоящего талибам Северного Альянса. События 11 сентября, вмешательство США и международной коалиции обусловили новый этап развития гражданской войны в Афганистане и сопровождались новыми угрозами и возможностями, как для России, так и для Ирана.
Актуальность исследования обусловлена тем, что Афганистан представляет собой геополитически важную точку, нестабильность в которой деструктивно сказывается на безопасности Евразии в целом. В этой связи, представляется важным изучить афганское направление внешней политики России и Ирана, выявив общие и различные моменты.
Говоря о степени изученности проблемы, следует отметить, что различные аспекты внешней политики указанных стран были исследованы, как отечественными учеными, так и зарубежными исследователями. Среди исследователей российской внешней политики в отношении Афганистана следует отметить работы эксперта РСМД Медковича Н.А. , бывшего посла Казахстана в Афганистане Смагулова А.Д. , Академика РАЕН, Аруновой М,Р. . Кожухова А.В. . Среди исследователей иранской политики в
Афганистане следует в первую очередь выделить труды заведующей сектора Ирана ИВ РАН Мамедовой Н.М.4 , старшего научного сотрудника ИВ РАН Жгл'лггл глгл R Т/Г Когх.'г’ппиг’г'от Л М РПАОРП Л Л Гтппгшгчтго ГЛ Л
зажина В.И. , Богуславского ГА.Я. , Розова гх.гх. , к^толповского vj.rv
преподавателя кафедры международных отношений университета им. Алламы Табатабаи Дэхгани Фирузабади , Шафии Н.
Целью исследования является проведение комплексного компаративного анализа афганского направления внешней политики России и Ирана за указанный период.
На основании поставленной цели сформулированы задачи:
1. Проследить политическую составляющую внешней политики стран с акцентом на вызовы безопасности;
2. Рассмотреть значение экономических отношений, указав основные проекты и достижения указанных стран в Афганистане за рассматриваемый период;
3. Изучить гуманитарные, культурные вопросы с оценкой возможностей потенциала «мягкой силы» стран.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 11 сентября 2001 (террористические акты в США, которые привели к
вмешательству этой страны в события в Афганистане) до конца 2014 года (когда была выведена основная часть войск международной коалиции).
Методологической основой исследования стал анализ правовых документов, сопоставление фактов, взятых из научной литературы и периодической печати. Для комплексного рассмотрения предмета исследования был использован системный подход. Компаративный метод позволил подвести итоги проделанного исследования.
Объектом исследования является внешняя политика России и Ирана Предмет исследования - афганское направление внешней политики России и Ирана.
Во время написания исследовательской работы была использована широкая источниковая база. В первую очередь, были рассмотрены межправительственные соглашений между Россией и Афганистаном с одной стороны , Ираном и Афганистаном - с другой . Во-вторых, произведен анализ публичных выступлений , стенограмм встреч официальных лиц рассматриваемых стран. В третьих, была изучена периодическая печать на русском , персидском и английском языках.
Научная новизна состоит в том, что хотя вопросы российской и иранской внешней политики были достаточно изучены, как отечественными, так и иностранными исследователями, автором впервые был проведен комплексный компаративный афганского направления внешней политики России и Ирана за период нахождения сил США и НАТО в Афганистане, в котором наглядно показаны основные сходства и различия внешнеполитических подходов двух стран. В процессе исследования сопоставлены и проанализированы источники и литература на трех языках: русском, персидском и английском.
Говоря о научно-практической значимости данной работы, следует отметить, что данный материал может быть применен, в том числе на Отделении международных отношений, в особенности ввиду открытия магистерской программы «Иран в современной системе глобальных и региональных отношений». Также работа представляет большой научный и практический интерес, позволяя интерпретировать результаты исследований для анализа дальнейших событий.
Актуальность исследования обусловлена тем, что Афганистан представляет собой геополитически важную точку, нестабильность в которой деструктивно сказывается на безопасности Евразии в целом. В этой связи, представляется важным изучить афганское направление внешней политики России и Ирана, выявив общие и различные моменты.
Говоря о степени изученности проблемы, следует отметить, что различные аспекты внешней политики указанных стран были исследованы, как отечественными учеными, так и зарубежными исследователями. Среди исследователей российской внешней политики в отношении Афганистана следует отметить работы эксперта РСМД Медковича Н.А. , бывшего посла Казахстана в Афганистане Смагулова А.Д. , Академика РАЕН, Аруновой М,Р. . Кожухова А.В. . Среди исследователей иранской политики в
Афганистане следует в первую очередь выделить труды заведующей сектора Ирана ИВ РАН Мамедовой Н.М.4 , старшего научного сотрудника ИВ РАН Жгл'лггл глгл R Т/Г Когх.'г’ппиг’г'от Л М РПАОРП Л Л Гтппгшгчтго ГЛ Л
зажина В.И. , Богуславского ГА.Я. , Розова гх.гх. , к^толповского vj.rv
преподавателя кафедры международных отношений университета им. Алламы Табатабаи Дэхгани Фирузабади , Шафии Н.
Целью исследования является проведение комплексного компаративного анализа афганского направления внешней политики России и Ирана за указанный период.
На основании поставленной цели сформулированы задачи:
1. Проследить политическую составляющую внешней политики стран с акцентом на вызовы безопасности;
2. Рассмотреть значение экономических отношений, указав основные проекты и достижения указанных стран в Афганистане за рассматриваемый период;
3. Изучить гуманитарные, культурные вопросы с оценкой возможностей потенциала «мягкой силы» стран.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 11 сентября 2001 (террористические акты в США, которые привели к
вмешательству этой страны в события в Афганистане) до конца 2014 года (когда была выведена основная часть войск международной коалиции).
Методологической основой исследования стал анализ правовых документов, сопоставление фактов, взятых из научной литературы и периодической печати. Для комплексного рассмотрения предмета исследования был использован системный подход. Компаративный метод позволил подвести итоги проделанного исследования.
Объектом исследования является внешняя политика России и Ирана Предмет исследования - афганское направление внешней политики России и Ирана.
Во время написания исследовательской работы была использована широкая источниковая база. В первую очередь, были рассмотрены межправительственные соглашений между Россией и Афганистаном с одной стороны , Ираном и Афганистаном - с другой . Во-вторых, произведен анализ публичных выступлений , стенограмм встреч официальных лиц рассматриваемых стран. В третьих, была изучена периодическая печать на русском , персидском и английском языках.
Научная новизна состоит в том, что хотя вопросы российской и иранской внешней политики были достаточно изучены, как отечественными, так и иностранными исследователями, автором впервые был проведен комплексный компаративный афганского направления внешней политики России и Ирана за период нахождения сил США и НАТО в Афганистане, в котором наглядно показаны основные сходства и различия внешнеполитических подходов двух стран. В процессе исследования сопоставлены и проанализированы источники и литература на трех языках: русском, персидском и английском.
Говоря о научно-практической значимости данной работы, следует отметить, что данный материал может быть применен, в том числе на Отделении международных отношений, в особенности ввиду открытия магистерской программы «Иран в современной системе глобальных и региональных отношений». Также работа представляет большой научный и практический интерес, позволяя интерпретировать результаты исследований для анализа дальнейших событий.
Подводя итог проделанной работе необходимо провести сравнение внешнеполитических подходов стран по ключевым событиям и направлениям.
События 11 сентября были однозначно осуждены как Россией, так и Ираном. После проведение операции «Несокрушимая свобода» Москва поддержала формирование в Афганистане Международных сил содействия безопасности, и в дальнейшем согласилась участвовать в транзитном снабжении американской группировки, разведывательном
антитеррористическом сотрудничестве, а также в политическом взаимодействии. Иран занял позицию активного нейтралитета, и не сотрудничал с американцами. В то же время, Исламская республика фактически поддержала антитеррористическую операцию в Афганистане, направив дополнительное вооружение и помощь боевикам Северного Альянса, которые первыми вошли в Кабул.
Обе страны способствовали заключению компромисса по формированию Временной администрации Афганистана на конференции в Бонне, используя свое большое влияние на руководство Северного Альянса.
На начальном этапе рассматриваемого периода Россия направила в Афганистан спасателей МЧС, куда также входили врачи и саперы, оказавшие необходимую помощь населению Афганистана и оперативно решившие вопросы о путях доставки гуманитарной помощи. Стоит заметить, что за период 2001-2008 годов российская гуманитарная помощь составила порядка 30 миллионов долларов. В дальнейшем Россия поставляла в Афганистан продовольствие, в частности пшеницу, оказывала помощь при природных бедствиях. Иран не направлял спасателей, но одним из первых стал участвовать в процессах восстановления Афганистана, финансируя строительство школ, библиотек, культурно-религиозных центров. За 2002¬2005 года эта страна выделила 560 миллионов долларов.
Уже в январе 2002 в Иране был создан специализированный орган Штаб по восстановлению Афганистана, координирующий торгово-экономическую политику в отношении этой страны и курирующий сельскохозяйственные, инфраструктурные, промышленные и
образовательные проекты реализуемые Ираном в Афганистане. Сходная структура в России не была создана, а учреждение поста специального представителя президента по Афганистану преследовало более узкую цель межведомственной координации на афганском направлении.
Наркотики, поступающие из Афганистана представляют серьезную угрозу для обеих стран и значительно обостряют криминогенную обстановку. В целях пресечения их незаконного оборота страны обучают афганских полицейских, осуществляют сотрудничество между специальными органами, формируют пояса антинаркотической безопасности вокруг ИРА. В то же время, если с российской стороны есть примеры проведения совместных операций с Вашингтоном и Кабулом в Афганистане, то Тегеран сотрудничает только с афганским руководством. Обе стороны отмечают, как значительный рост выращивания опиатов в Афганистане после ввода американских войск, так и пассивность американской стороны в противодействии данной угрозе.
Россия сотрудничала с западными военными в вопросах транзита грузов в Афганистан. Иран объявил, что будет пропускать только гуманитарные грузы, предназначенные для Афганистана. В дальнейшем, когда после заявления НАТО на саммите 2010 года о полном выводе сил из Афганистана встал вопрос о выводе контингента и оборудования из этой страны, Россия согласилась предоставить аэродром в Ульяновске, для обеспечения данной операции. Разумеется, необходимо напомнить, что всерьез использован он не был. В то же время, хотя были попытки привлечь Тегеран к участию в транзите, они не дошли даже до стадии переговоров.
Россия производила поставки вооружений в Афганистан, содействовала становлению афганской армии на начальном этапе.
Безвозмездно поставляла единичные экземпляры вертолетной техники и значительное количество стрелкового оружия после активизации талибов. На заключительном этапе рассматриваемого периода согласно договоренности с Минобороны США продавала вертолеты афганской армии.
Россия не смогла укрепить свои позиции в афганской экономике. Нельзя назвать ни одного крупного реализованного проекта. Всегда ставился вопрос о финансировании, а дальше оценочных экспертиз по восстановлению или строительству объектов дело не доходило. Вместе с тем, потенциал России по-прежнему остается высоким и может быть реализован при иной конъектуре. Иран за рассматриваемый период смог серьезно нарастить товарооборот с ИРА. Тегеран имеет в своем активе строительство автодорог и железнодорожных магистралей, которые позволили экономически привязать к себе западные области Афганистана. Запуск сборочного производства иранских автомобилей и обеспечение электричеством западных областей Афганистана серьезно укрепили позиции Ирана в этой стране.
Страны параллельно проводили неформальные встречи в рамках «четверок» Россия-Пакистан-Таджикистан-Афганистан и Иран-Пакистан- Таджикистан-Афганистан, совместно вырабатывая подходы к разрешению афганской проблемы.
Иран проводил государственную политику по поддержке персидского языка и иранской культуры в Афганистане. Строил новые школы, библиотеки, типографии, культурно-религиозные и образовательные центры. Активно сотрудничал и финансировал афганские вузы. Направлял огромное количество книг, в том числе учебников для школ и университетов. В Иране обучалось значительное число афганских студентов. Таким образом, Исламская Республика Иран имела значительный потенциал мягкой силы. Вместе с тем, навязывание своей культуры, а временами религии, чрезмерное внимание Тегерана к хазарейцам и таджикам приводило к формированию негативного образа страны в глазах остального населения Афганистана. Порой афганцев, выпускников иранских вузов, считали иранскими агентами.
Русский язык знают в Афганистане, особенно представители технической интеллигенции. Ежегодно выделялась квота на обучение афганских студентов. В стране действуют кафедры преподавания русского языка, была проведена конференция русистов. Вместе с тем, проекты в области культуры во многом держатся на энтузиазме афганцев и не осуществляются на постоянной основе. К примеру, строительство Российского центра науки и культуры в Кабуле было начато в 2012, а открытие не состоялось даже на момент написания данной работы.
Иран взаимодействует с Афганистаном в рамках эконмической организации ЭКО и культурного Союза пресоязычных стран. Россия способствовала получению Кабулом статуса наблюдателя в ОДКБ и ШОС.
Ввод в строй газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия не выгоден ни России, ни Ирану.
Иранскую политику в отношении Афганистана во многом определяет проблема беженцев, которые создают дополнительную социальную нагрузку. С другой стороны, иранское руководство использует их как своеобразный ресурс, переселяя их в западные районы Афганистана для укрепления своего влияния или формируя из добровольцев отряды ополчения для участия в сирийском конфликте.
По вопросу вывода войск из Афганистана после 2014 года Иран занимал непримиримую позицию. Он считал, что иностранное военное участие должно быть полностью свернуто. Выступал резко против заключения соглашения по безопасности между Вашингтоном и Кабулом. Россия также была за скорейший вывод войск, но оговаривала его тем, что афганские силы должны быть готовы принять всю полноту ответственности. В вопросе заключения соглашения Вашингтон- Кабул она делает акцент на том, что США должны прежде отчитаться о проделанной работе на основании мандата ООН. В преддверии вывода войск Иран и Россия активизировали свое сотрудничество.
Исходя из вышесказанного, интересы Российской Федерации в Афганистане больше сконцентрированы на политической доминанте и вопросах обеспечения безопасности, в то время как экономические и культурно-гуманитарные составляющие не определяли ключевые элементы афганского направления внешней политики России. Что касается Ирана, то его внешняя политика в отношении Афганистана отличается сбалансированностью во всех трех сферах. Политические, экономические и культурно-гуманитарные вопросы для него были равнозначны.
События 11 сентября были однозначно осуждены как Россией, так и Ираном. После проведение операции «Несокрушимая свобода» Москва поддержала формирование в Афганистане Международных сил содействия безопасности, и в дальнейшем согласилась участвовать в транзитном снабжении американской группировки, разведывательном
антитеррористическом сотрудничестве, а также в политическом взаимодействии. Иран занял позицию активного нейтралитета, и не сотрудничал с американцами. В то же время, Исламская республика фактически поддержала антитеррористическую операцию в Афганистане, направив дополнительное вооружение и помощь боевикам Северного Альянса, которые первыми вошли в Кабул.
Обе страны способствовали заключению компромисса по формированию Временной администрации Афганистана на конференции в Бонне, используя свое большое влияние на руководство Северного Альянса.
На начальном этапе рассматриваемого периода Россия направила в Афганистан спасателей МЧС, куда также входили врачи и саперы, оказавшие необходимую помощь населению Афганистана и оперативно решившие вопросы о путях доставки гуманитарной помощи. Стоит заметить, что за период 2001-2008 годов российская гуманитарная помощь составила порядка 30 миллионов долларов. В дальнейшем Россия поставляла в Афганистан продовольствие, в частности пшеницу, оказывала помощь при природных бедствиях. Иран не направлял спасателей, но одним из первых стал участвовать в процессах восстановления Афганистана, финансируя строительство школ, библиотек, культурно-религиозных центров. За 2002¬2005 года эта страна выделила 560 миллионов долларов.
Уже в январе 2002 в Иране был создан специализированный орган Штаб по восстановлению Афганистана, координирующий торгово-экономическую политику в отношении этой страны и курирующий сельскохозяйственные, инфраструктурные, промышленные и
образовательные проекты реализуемые Ираном в Афганистане. Сходная структура в России не была создана, а учреждение поста специального представителя президента по Афганистану преследовало более узкую цель межведомственной координации на афганском направлении.
Наркотики, поступающие из Афганистана представляют серьезную угрозу для обеих стран и значительно обостряют криминогенную обстановку. В целях пресечения их незаконного оборота страны обучают афганских полицейских, осуществляют сотрудничество между специальными органами, формируют пояса антинаркотической безопасности вокруг ИРА. В то же время, если с российской стороны есть примеры проведения совместных операций с Вашингтоном и Кабулом в Афганистане, то Тегеран сотрудничает только с афганским руководством. Обе стороны отмечают, как значительный рост выращивания опиатов в Афганистане после ввода американских войск, так и пассивность американской стороны в противодействии данной угрозе.
Россия сотрудничала с западными военными в вопросах транзита грузов в Афганистан. Иран объявил, что будет пропускать только гуманитарные грузы, предназначенные для Афганистана. В дальнейшем, когда после заявления НАТО на саммите 2010 года о полном выводе сил из Афганистана встал вопрос о выводе контингента и оборудования из этой страны, Россия согласилась предоставить аэродром в Ульяновске, для обеспечения данной операции. Разумеется, необходимо напомнить, что всерьез использован он не был. В то же время, хотя были попытки привлечь Тегеран к участию в транзите, они не дошли даже до стадии переговоров.
Россия производила поставки вооружений в Афганистан, содействовала становлению афганской армии на начальном этапе.
Безвозмездно поставляла единичные экземпляры вертолетной техники и значительное количество стрелкового оружия после активизации талибов. На заключительном этапе рассматриваемого периода согласно договоренности с Минобороны США продавала вертолеты афганской армии.
Россия не смогла укрепить свои позиции в афганской экономике. Нельзя назвать ни одного крупного реализованного проекта. Всегда ставился вопрос о финансировании, а дальше оценочных экспертиз по восстановлению или строительству объектов дело не доходило. Вместе с тем, потенциал России по-прежнему остается высоким и может быть реализован при иной конъектуре. Иран за рассматриваемый период смог серьезно нарастить товарооборот с ИРА. Тегеран имеет в своем активе строительство автодорог и железнодорожных магистралей, которые позволили экономически привязать к себе западные области Афганистана. Запуск сборочного производства иранских автомобилей и обеспечение электричеством западных областей Афганистана серьезно укрепили позиции Ирана в этой стране.
Страны параллельно проводили неформальные встречи в рамках «четверок» Россия-Пакистан-Таджикистан-Афганистан и Иран-Пакистан- Таджикистан-Афганистан, совместно вырабатывая подходы к разрешению афганской проблемы.
Иран проводил государственную политику по поддержке персидского языка и иранской культуры в Афганистане. Строил новые школы, библиотеки, типографии, культурно-религиозные и образовательные центры. Активно сотрудничал и финансировал афганские вузы. Направлял огромное количество книг, в том числе учебников для школ и университетов. В Иране обучалось значительное число афганских студентов. Таким образом, Исламская Республика Иран имела значительный потенциал мягкой силы. Вместе с тем, навязывание своей культуры, а временами религии, чрезмерное внимание Тегерана к хазарейцам и таджикам приводило к формированию негативного образа страны в глазах остального населения Афганистана. Порой афганцев, выпускников иранских вузов, считали иранскими агентами.
Русский язык знают в Афганистане, особенно представители технической интеллигенции. Ежегодно выделялась квота на обучение афганских студентов. В стране действуют кафедры преподавания русского языка, была проведена конференция русистов. Вместе с тем, проекты в области культуры во многом держатся на энтузиазме афганцев и не осуществляются на постоянной основе. К примеру, строительство Российского центра науки и культуры в Кабуле было начато в 2012, а открытие не состоялось даже на момент написания данной работы.
Иран взаимодействует с Афганистаном в рамках эконмической организации ЭКО и культурного Союза пресоязычных стран. Россия способствовала получению Кабулом статуса наблюдателя в ОДКБ и ШОС.
Ввод в строй газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия не выгоден ни России, ни Ирану.
Иранскую политику в отношении Афганистана во многом определяет проблема беженцев, которые создают дополнительную социальную нагрузку. С другой стороны, иранское руководство использует их как своеобразный ресурс, переселяя их в западные районы Афганистана для укрепления своего влияния или формируя из добровольцев отряды ополчения для участия в сирийском конфликте.
По вопросу вывода войск из Афганистана после 2014 года Иран занимал непримиримую позицию. Он считал, что иностранное военное участие должно быть полностью свернуто. Выступал резко против заключения соглашения по безопасности между Вашингтоном и Кабулом. Россия также была за скорейший вывод войск, но оговаривала его тем, что афганские силы должны быть готовы принять всю полноту ответственности. В вопросе заключения соглашения Вашингтон- Кабул она делает акцент на том, что США должны прежде отчитаться о проделанной работе на основании мандата ООН. В преддверии вывода войск Иран и Россия активизировали свое сотрудничество.
Исходя из вышесказанного, интересы Российской Федерации в Афганистане больше сконцентрированы на политической доминанте и вопросах обеспечения безопасности, в то время как экономические и культурно-гуманитарные составляющие не определяли ключевые элементы афганского направления внешней политики России. Что касается Ирана, то его внешняя политика в отношении Афганистана отличается сбалансированностью во всех трех сферах. Политические, экономические и культурно-гуманитарные вопросы для него были равнозначны.
Подобные работы
- Сравнительная характеристика политики США на Ближнем Востоке на примере Афганистана, Ирана, и Ирака в конце ХХ - начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Значение Афганской войны 1979-1989 гг. в формировании региональной и мировой политики стран участниц
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



