Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса

Работа №58326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
719
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.1. Понятие и основные формы предпринимательской деятельности 6
1.2. Сущность государственного регулирования малого и среднего бизнеса 15
1.3. Методы государственного регулирования и поддержки развития малого и
среднего бизнеса на региональном уровне 21
2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 30
2.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике региона 30
2.2. Состояние и тенденции развития государственной поддержки малого и
среднего бизнеса в регионе 37
2.3. Ключевые проблемы региональной политики поддержки малого и среднего
бизнеса в регионе 47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 57
3.1. Повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в регионе 57
3.2. Возможности использования зарубежного опыта в области развития малого
и среднего бизнеса на региональном уровне 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 


В настоящее время, когда в основе экономики лежат рыночные отношения и глобализация набирает все больший оборот, объединяя весь мир в единое целое, развитие малого и среднего бизнеса является важным элементом развития общества и страны в целом. Региональная поддержка малого и среднего бизнеса дает возможность повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества: образовательный уровень, креативность, новаторское и экономическое мышление в развивающейся среде.
Малый и средний бизнес является феноменом настоящего времени и играет важную роль:
- в условиях постиндустриального общества малый и средний бизнес быстро и динамично развивается;
- внедрение инноваций, высоких технологий и мобильность являются основой для создания успешного бизнеса и конкуренции, без которых немыслимы экономические отношения;
- малый и средний бизнес является социокультурным феноменом, чье развитие проходит через большой исторический период.
Исходя из сказанного, можно установить актуальность проблемы, которая заключается в том, что экономика, политика, да и развитие всего общества в духовном смысле невозможно без развития и без существования малого и среднего бизнеса.
Степень разработанности проблемы: проблему региональной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса изучал Финк Т.А. в своей работе «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития». Т.А. Финк сравнил принципы поддержки малого и среднего бизнеса в России, Евросоюзе, США, Японии, Китая и Сингапура.
Теоретическим и методологическим аспектам региональной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены работы многих отечественных и
зарубежных ученых и специалистов в области экономики, таких как: Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен и Й. Шумпетер.
В качестве методов исследования в работе был использован метод сравнения, анализа и анкетирования.
Целью данной работы является разработка по повышению
эффективности региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные формы предпринимательской деятельности;
- рассмотреть сущность государственного регулирования малого и среднего бизнеса;
- изучить методы государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне;
- определить роль малого и среднего бизнеса в экономике региона;
- изучить состояние и тенденции развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе;
- определить ключевые проблемы региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса в регионе;
- рассмотреть повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе;
- определить возможности использования зарубежного опыта в области развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне.
Объектом исследования в работе является малый и средний бизнес как социально-экономический субъект.
Предмет исследования - региональная политика по поддержке малого и среднего бизнеса на примере республики Татарстан.
Структура работы. Работа состоит из введения, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
разработанности темы и ее актуальность.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики регулирования малого и среднего бизнеса, а также методы государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне.
Во второй главе проведен анализ основных характеристик деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе, анализ программ государственной поддержки и выявление основных проблем развития малого и среднего бизнеса на уровне регионального законодательства в РТ.
В третьей главе рассмотрено повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, а также определены возможности использования зарубежного опыта в области развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы отметить следующее. Особым видом экономической деятельности является малый и средний бизнес, а также предпринимательство. Малый и средний бизнес является основным субъектом, экономических отношений, предпринимательской деятельности, взаимодействуют с потребителем, а также с государством.
Деятельность малого и среднего бизнеса основывается на специализации производства, которая возникла на основе разделения труда. Субъекты малого и среднего бизнеса дают возможность для повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества высококвалифицированных специалистов, показать свой высокий
образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, способность работать с новыми программными пакетами и документами.
Таким образом, важным фактором для решения экономических и социальных задач региональная политика позволит решить вопросы в области создания дополнительных рабочих мест, повышения качества продукции и разнообразия ассортимента товаров, а также представляемых услуг, внедрение в процесс производства инноваций. Вот почему региональная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (предпринимательства) представляет собой важную задачу в экономике России.
Республика Татарстан в этом направлении проводит определенную работу. Это и разработка и внедрение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса (предпринимательства), создание специальных фондов, разработка нормативно-правовых актов, выделение субсидий, грантов, создание фондов поддержки малого и среднего бизнеса.
Так в Республике Татарстан развитие малого и среднего бизнеса находится на особом контроле у местных властей. В последние годы власти республики проявляют заинтересованность в развитии этого сектора экономики, принимают ряд мер на законодательном уровне.
В Республике Татарстан достаточно широкие условия развития малого и среднего бизнеса. В современном мире происходит усиление государственного регулирования и поддержки МСП, также меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с отдельными субъектами частного бизнеса, происходят существенные изменения в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Для регулирования предпринимательской деятельности в республике Татарстан функционируют различные государственные органы, например, создана Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ. Здесь создан экспертный совет, на который возложены такие функции как анализ нормативных документов, а также разработка новых документов, касающихся вопросов представления помещений, оборудования, проведение аукционов, выделение дотаций, установление арендной платы и других мер поддержки, которые представляются предпринимателям на равных условиях.
Кабинет Министров Республики Татарстан создает республиканский банк данных о том, какие площади не задействованы и информирует по этим вопросам малого и среднего бизнеса. Министерство внутренних дел Республики Татарстан защищает частных предпринимателей от различных криминальных структур.
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. Здесь можно получить различную информацию о том, какие существуют льготы, преимущества, источниках финансовой поддержки. Те, кто желают открыть свой бизнес могут обратиться в это Агентство и получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Важным элементом в системе регионального регулирования и развития малого и среднего бизнеса принадлежит Торгово-промышленной палате
Республике Татарстан. Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, которая является некоммерческой негосударственной организацией, и входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации, например, занимается вопросами регулирования отношений между предпринимателями и их партнерами, способствует развитию всех видов предпринимательства, торговоэкономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран.
Кроме этого основной функцией является защита интересов предпринимателей в органах государственной власти и органах местного самоуправления; способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках; формирует позитивный деловой имидж татарстанских производителей товаров и услуг; проводит политику социальной ответственности предпринимателей.
Правительство республики Татарстан ведет работу не только в области поддержки малого и среднего бизнеса, но и еще уделяет немаловажное значение развитию молодежного предпринимательства. Для этого существует сайт: http://бизнес-класс.tv/ и на английском - http://b-class.tv/. На этом сайте есть информационная лента, связанная в основном с молодежным предпринимательством.
Основными проблемами, которые присутствуют на данном этапе развития РТ в малом и среднем бизнесе являются:
1. Тяжелое налоговое бремя;
2. Недостаточно развитая инфраструктура для малого и среднего бизнеса;
3. Административные барьеры, криминал;
4. Дефицит кадров и «утечка мозгов»; 5. Недостаточное финансирование со стороны государства.
Нашими предложенными мерами по совершенствованию поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане являются следующие:
- поэтапное решение всех выявленных в МСП проблем, путем принятия отдельных законодательных актов;
- стимулирование и развитие малого предпринимательства созданием фондов взаимопомощи, выделением грантов, выделением финансовых и налоговых льгот в целях преодоления трудностей и т.д.;
- формирование благоприятного климата и инфраструктуры для МСП;
- участие самих бизнесменов в составлении нормативных документов, касающихся МСП;
- создание спроса со стороны государства на малый и средний бизнес;
- создание более лучших финансовых возможностей: создание специальных структур по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию, безвозвратная финансовая помощь, которая будет предоставляться на некоторые программы (к примеру, научно-технические), займы на льготных условиях;
- учет мнений самих бизнесменов, путем создания различных опросов и проведения конференций.
Необходима целевая комплексная программа, которая предусматривает разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.
В заключении хотелось бы сказать о том, что сегодня большую роль играет региональная политика, которая является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области малого и среднего бизнеса (предпринимательства). Сегодня малый и средний бизнес придает рыночной экономике определенную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно- технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.



1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 145- ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
3. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями). // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
4. Налоговый кодекс РФ. / Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
6. Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред.
29.06.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
8. Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» // Информационно-правовая
система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
9. Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2015-2017 годы // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.01.2017г.
10. Амадаев А.А., Хасбулатов Ш.А., Яндаров Ш.А. Совершенствование управления региональным развитием малого и среднего бизнеса./ М.: Экономика и предпринимательство. 2016, № 1(42-1), с.325.
11. Белокрылова, О.С. Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства как модифицирующего фактора регионального развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016, №7, с.93.
12. Белокрылова, О.С. Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства как модифицирующего фактора регионального развития// Региональная экономика. - 2016, №9, с.27.
13. Виноградова, М.В., Панина, З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. М.: Дашков и К, 2015. - 418 с.
14. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2014. - 386с.
15. Ворожбит, О.Ю., Зубова, Н.В. Структура предпринимательской среды//Вестник ТОГУ. 2016, №11, с.25.
16. Гальчина, О.Н., Пожидаева, Т.А. Теория экономического анализа. М.: Дашков и К, 2014. - 171с.
17. Гимпельсон, В., Зудина, А. «Неформалы» в российской экономике: сколько их и кто они? // Вопросы экономики. 2016, №10, с.28.
18. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии. М.: Юрайт, 2015. -
76с.
19. Горфинкель, В.Я., Купрякова, Е.М. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2014. - 175с.
20. Динамика развития малых предприятий в регионах России. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2016, №12, с.79.
21. Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2/под редакцией
А.А.Шамрая. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2015. - 398 с.
22. Жуковец, М.В.Адаптация существующей системы управления предприятиями малого бизнеса в условиях конкурентного рынка после вступления России в ВТО // Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016, №10, с77.
23. Жураковский, А.С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. 2016, №4, с.52.
24. Забелин Н.И., Мельниченко Н.Ф. Проблемы развития малого бизнеса в современной рыночной экономике/ М.: Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016, № 1, с.53.
25. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений//Проблемы современной экономики. 2016, №8, с.91.
26. Иваний П.В. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США. - М., 2015. - 342 с.
27. Калужский М.Л. Основы предпринимательской деятельности: методологическое пособие к изучению курса. 2-е издание./ М.: 2014. - 328 с.
28. Каплан, Роберт, Купер, Рубин. Функционально-стоимостной анализ. Практическое применение. М.: Дом Вильямс, 2014. - 426 с.
29. Кармышев, Ю.А., Руденко, Н.Ю.Теоретические и методические аспекты управления организационной культурой малой инновационной фирмы//Социально-экономические явления и процессы. 2016, №4, с.82.
30. Лапыгин, Ю.Н., Крылов, В.Е., Чернявский А.П. Экономическое прогнозирование. М.: Эксмо, 2015. - 256 с.
31. Мамедова Н.А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие/
М.: Изд.центр ЕАОИ, 2014. - 352с.
32. Мартынов, А.М.Цели и сущность антикризисного управления персоналом // Экономика образования. 2016, №5, с.56.
33. Масляева, М. Малый бизнес по-итальянски//Деловая пресса. - 2015. - №20 (542), с.39.
34. Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений Экономика и управление, 2013. - 469 с.
35. Обзор бизнес-инкубаторов России. - М.: Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.,
2016. - 126 с.
36. Планирование деятельности на предприятии / под ред. С. Кукушкина,
В. Позднякова. М.: Юрайт, 2015. - 244 с.
37. Придворная, А.Б. Анализ динамики основных показателей деятельности малых предприятий в условиях мирового экономического кризиса и посткризисный период// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016, №7, с.31.
38. Рейнин, Г.З. Соционика. Типология. Малые группы. М.: Образование- Культура, 2015. - 240 с.
39. Савицкая, Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий. М.: ИНФРА-М, 2014. - 468 с.
40. Сидорова, И. Проблемная франшиза // Расчет. 2016, №7, с.86.
41. Сидорова, Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов // Экономический анализ: теория и практика. - 2016, №2, с.90.
42. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО, 2016, №7,
с.29.
43. Современные классики теории предпринимательства: лауреаты
Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса / Под ред. А.Ю. Чепуренко. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015. - 168 с.
44. Суханова, С.Э. Медрес, Е.Е. Пути повышения конкурентоспособности в рыночных условиях//Российское предпринимательство. 2016, №10, с.12.
45. Терентьева, Т. В. Исследование проблем повышения качества управления предпринимательскими структурами /Т.В.Терентьева// Экономика и управление: теория и практика. 2016, №13, с.48.
46. Томилов, В. В., Крупанин, А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2015. - 362с.
47. Трубникова Л.С Инновационное позиционирование субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики./ М.:
С.А.Экономические исследования. 2016, № 4, с.19.
48. Фадеева О.В. Возможности, проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса [текст] / О.В. Фадеева, Н.В. Лукьянович // Экономические науки. - М., 2014, №3, с.65.
49. Филатов В.В.Актуальные вопросы управления деятельностью предпринимательских ассоциаций и стратегических альянсов в условиях нарастающей глобализации// Качество. Инновации. Образование. 2016, №5, с.32.
50. Чепуренко, А.Ю., Образцова О.И., Алимова Т.А. и др. Предпринимательская активность россиян в условиях кризиса // Мир перемен. 2016, №11, с.48.
51. Чепуренко, Ю.А. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России?//Новая Экономическая Ассоциация. 2016, №5, с.43.
52. Чечевицына, Л.Н., Чуев И.Н, Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. 6-е изд., доп. М.: Дашков и К, 2014. - 352 с.
53. Чижевская Е.Л., Федорова О.Б. Проблемы экономики и управление малого и среднего бизнеса/ М.: Изд. Всероссийский научно-исследовательский институт организации и управления экономики, 2013. - 218 с.
54. Чижевская Е.Л., Федорова О.Б. Развитие малого и среднего бизнеса как условие достижения ресурсоэффективности экономики/ М.: Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016, № 9, с.11.
55. Шеремет, А. Д., Сайфуллин, Р. С. Финансы предприятий. М., 2015. - 426 с.
56. Ширабон Н.В. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Экономика и управление. 2016, №2, с.48.
57. Широкова, Г.В. Управление предпринимательской фирмой. СПб.: ВШМ, 2013. - 216с.
58. Яковлев, А.А. Агенты модернизации. М.: ГУ ВШЭ, 2014. - 212 с.
59. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
60. Министерство экономического развития России: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
61. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru
62. Портал малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smb.tatarstan.ru/
63. Сайт Татарстанстат - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //tatstat.gks .ru/
64. Сайт навигатор российского МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.veb.ru/strategy/bsup/navsme


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ