Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи воли и произвольности движений у младших школьников 8
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников 8
1.2 Проблема исследования развития воли у младших школьников в
психолого-педагогической литературе 16
1.3 Характеристика произвольности движений и поведения у младших
школьников 27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи воли и произвольности движений у младших школьников 35
2.1 Организация и методики исследования 35
2.2 Изучение воли у младших школьников 39
2.3 Изучение произвольности движений у младших школьников 45
2.4 Изучение взаимосвязи воли и произвольности движений у младших
школьников 49
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом.
Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. «Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству» [2, с. 225].
В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: «Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние» [10, с. 101]
Как пишет в своем исследовании Е.П. Ильин, сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то как свобода, то как выражение желания человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой в обыденном понимании воли нашел отражение и в научном ее понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое - с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека [14, с. 246].
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.
Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (Б.Г. Ананьев, А.В. Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д.Левитов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Ю.А. Самарин, Б.М.Теплов, А.Ц. Пуни и др.).
Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Я. Арет, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, В.А. Крутецкий, И.В. Страхов, В.С. Филатов, Ш.Н. Чхартишвили и др.
Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.
И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
Однако, проведенный анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что проблема взаимосвязи воли и произвольности движений у младших школьников изучена не достаточно.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью общества в развитии воли и произвольности движений у младших школьников и недостаточной теоретической и практической изученностью проблемы взаимосвязи воли и произвольности движений у младших школьников.
Проблема исследования - каковы особенности взаимосвязи воли и произвольности движений у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь воли и произвольности движений у младших школьников.
Объект исследования - воля у младших школьников.
Предмет исследования - взаимосвязь воли и произвольности движений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности развития младших школьников.
2. Раскрыть проблему исследования развития воли у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
3. Дать характеристику произвольности движений и поведения у младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи воли и
произвольности движений у младших школьников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что существует взаимосвязь воли и произвольности движений у младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования
составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «воля», «произвольность движений» (А.Я. Арет, Н.Ф. Добрынин,
А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, В.А. Крутецкий, И.В. Страхов, В.С. Филатов, Ш.Н. Чхартишвили и др.).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов школы №2, с. Верхнеяркеево, в количестве 40 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики экспериментального исследования.
На втором (экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, выявлялась взаимосвязь воли и произвольности движений у младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлена и обоснована взаимосвязь воли и произвольности движений у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования волевых качеств, произвольности познавательных процессов у младших школьников, студентами при подготовке к практическим занятиям, к практике в общеобразовательных учреждениях.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников. Тем не менее, большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта исследования взаимосвязи воли и произвольности движений. Именно это определило выбор темы нашего исследования.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Младший школьный возраст - это возраст 6 (7) - 10-летних детей, обучающихся в I-IV классах современной отечественной начальной школы.
Произвольность и осознанность всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений, которое возникает в результате развития учебной деятельности, не ограничивается рамками учения и распространяется на самые разные сферы жизнедеятельности младшего школьника, в том числе и на сферу отношений с другими людьми.
2. Воля личности - это сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность свойств, характеризующая достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения; это сторона всего сознания человека, она соотносится со всем сознанием, а не с каким-либо частным психическим процессом. Воля - это основная целенаправленность человека, определяемая его жизненным идеалом, в соответствии с которым он организует всю свою деятельность.
3. Изучение научной литературы, посвященной проблеме волевых качеств, свидетельствует о том, что эти качества рассматриваются разными авторами в разных контекстах и в разных терминах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определению сущности этих понятий и к их исследованию. Первый из них рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй - в контексте проблемы мотивации.
4. В младшем школьном возрасте дети овладевают способностью
овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем,
что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает высокой
степени развития. К этому времени заканчивается важный этап роста и
структурной дифференцировки нервных клеток. Стремительно возрастают
возможности формирования внутренней речи - основы понятийного,
абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы
57
внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.
5. В ходе экспериментального исследования мы использовали такие методики, как «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), «Исследование уровня мобилизации воли», тест-опросник «Оценка силы воли» Н.Н. Обозова, «Сложно-координационная проба», «Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак - ребро - ладонь», «Речевой вариант пробы Хеда».
Мы выявили, что в исследуемой группе доминирующими являются умение сдерживать эмоции и желания, дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, доминирующими волевыми привычками являются культурно-гигиенические, умение регулярно выполнять деятельность, трудиться.
Доминирующим уровнем мобилизации воли у младших школьников является средний уровень и составляет 45% испытуемых, эти учащиеся мобилизуют силу воли под влиянием учителей, в случае необходимости.
Результаты исследования силы воли у младших школьников показали, что доминирующим уровнем развития силы воли является средний уровень и составляет 50% испытуемых, эти дети в различных ситуациях действуют и поступают по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда - настойчивость и упорство. В группе доминирует средний уровень бимануальной координации и составляет 52,5%, высокий уровень бимануальной координации диагностирован у 25% испытуемых, низкий уровень бимануальной координации выявлен у 22,5% испытуемых.
Доминирующим уровнем оптико-кинестетической организации
движений у младших школьников является средний уровень и составляет
42,5% испытуемых, высокий уровень оптико-кинестетической организации
движений диагностирован у 27,5% испытуемых, низкий уровень выявлен у
30% испытуемых. Доминирующим уровнем оптико-пространственного
практиса является средний уровень и составляет 47,5% испытуемых, высокий уровень оптико-пространственного праксиса выявлен у 32,5% испытуемых, низкий уровень оптико-пространственного праксиса диагностирован у 20% испытуемых.
6. Мы выявили, что существуют достоверные связи между показателями удержания и достижения цели, умения сдерживать эмоции и желания, дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, организованности, инициативности, поддержания чистоты тела, регулярного труда, напряженной деятельности, мобилизации воли, силы воли и бимануальной координацией, оптико-пространственного праксиса, оптико-кинестетической организации движений. Полученные результаты, дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась: существует взаимосвязь между волей и произвольными движениями у детей младшего школьного возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академическй Проект, 2012. - 702 с.
2. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012. - 495с.
3. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России: Ноосфера, 2009. - 270 с.
4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Альма Матер, 2012. - 208 с.
5. Вопросы педагогики и психологии воли / Под ред. В.И. Селиванова. - М.: Просвещение, 2009. - 214 с.
6. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс,
2012. -1008 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2014. - 1135 с.
8. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения /
А.И. Высоцкий. - Челябинск: ЧГУ, 2009. - 167 с.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 511 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо,
2012. - 334 с.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 264 с.
12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
13.Зимин П.П. Воля и ее воспитание у детей / П.П. Зимин. - Ташкент: Узбекистан, 2009. - 178 с.
14. Иванников В.А. К сущности волевого поведения: Хрестоматия по психологии / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 2011. - 267 с.
15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 243 с.
16. Ильин Е.П. Психология воли /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 280 с.
17. Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л.
Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика,
профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Сфера, 2014. - 378 с.
18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2010. - 511 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с.
20. Мельникова Л.В. О значении развития воли у ребенка / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль; Тверь; Красногорск, 2011. - Т. 3. - С. 352-357
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
22.Осьмакова М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru: [сайт уральских родителей]. - [Б. м.], 2009. - URL: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4971 (19.04.10)
23. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2011. - 688 с.
24. Психология: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2011. - 584 с.
25. Рогов Е.И. Психология человека / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2011. - 319 с.
26. Рогов Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2009. - 239 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 711 с.
28. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер / Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
29. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.
30. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание / В.И. Селиванов. - М.: Знание,
2012. - 196 с.
31. Смирнова Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у
детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева // Детская психология: [сайт].
- М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (19.04.10)