Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1 Принципы организации предметно-пространственной среды высших
учебных заведений 7
1.2 Средства визуальной коммуникации как инструмент формирования
эстетического сознания студентов вузов 27
Выводы по I главе 34
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1 Современный стиль в дизайне предметно-пространственной среды вуза 36
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и
востоковедения КФУ 42
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 54
Казань стремительно развивается, расширяется и обновляется. Во многом стратегию развития города сейчас определяют крупные мероприятия и динамика изменений в основных структурах города. Казань - центр молодежного спорта, культуры, наук. Проведение крупнейших международных спортивных соревнований, конкурсов позволило создать имидж исторического, туристического города на международной арене.
Количество туристов, которые выбирают Казань для своих путешествий, в 2015 году выросло на 20 процентов. Так, в прошлом году столицу Татарстана посетили 2,1 миллиона туристов.
Это говорит о том, что Казань становится центром притяжения туристов со всего мира, и важным становится изучение иностранных языков.
С 1 ноября 2013 года в Казанском федеральном университете ведет свою работу Институт международных отношений, истории и востоковедения, в котором обучается около 3 тысяч студентов, из них более 240 граждан из других государств.
Формирование эффективного имиджа высшего учебного заведения и его поддержание влияет на усиление позиций на локальном рынке образовательных услуг, в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и в стране, что в значительной мере сказывается на имидже российского образования. Большинство российских государственных вузов, имея определённую репутацию, построению имиджа редко уделяют внимание, а ведь это подвижная система, которую необходимо развивать и поддерживать, адаптировать к изменяющимся условиям.
Институт международных отношений, истории и востоковедения является важным участником реализации Программы повышения конкурентоспособности КФУ, ведет крупные международные проекты, а это 3
значит, что имидж Института должны создавать не только превосходные преподаватели и профессоры, талантливые студенты, но и предметно-пространственная среда.
Именно поэтому мы, в рамках выпускной квалификационной работы, поставили перед собой цель - разработать дизайн-проект Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Объектом исследования является предметно-пространственная среда Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Предмет исследования - интерьер коридоров нескольких этажей с прилегающими лифтовыми площадками, а также аудитории Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Цель исследования — создание дизайн-проекта Центра изучения иностранного языка Института международных отношений и
востоковедения КФУ.
Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:
1) Анализ научной литературы по проблеме изучения;
2) Просмотр и изучение аналогов;
3) Изучение строительных норм и правил (СНиП) для высших учебных заведений;
4) Выявление особенностей объемно-планировочной структуры учебных заведений, обусловленных их функциональным назначением;
5) Выполнение дизайн-проекта интерьера с учетом современных облицовочных материалов и технологий.
Для успешного выполнения поставленных задач, проект должен отвечать ряду требований, предъявляемых к объекту такого типа - это комфортность, целесообразность и соответствие своему назначению. Эти критерии определяют размерность плана, характер конструкций, освещенность и отделку его внутренних помещений.
Актуальность выбранной нами темы обуславливается необходимостью создания функционального, комфортного, современного интерьера Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ для комфортной деятельности в нем студентов и сотрудников.
Новизна исследования состоит в создании нового художественного решения коридорных и аудиторных зон института, которые объединяют как функциональные, так и эстетические требования, необходимые для успешной реализации интерьера помещений в вузе. Дизайн интерьера должен быть уникальным, соответствующим классическому стилю университета, но в то же время индивидуальным, стать имиджевым.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); практические (иллюстрирование).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Так же к работе прилагается графический дизайн - проект интерьера Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Задачи и методы исследования раскрывают теоретическую и практическую значимость работы.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться в практике организации функциональной и предметно-пространственной среды коридоров и аудиторий учебных заведений с лингвистической направленностью. Практическая значимость состоит в том, что результаты разработанного интерьера могут быть реализованы в Центре изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств, и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. С позиции средового подхода предметно-пространственная среда фактически включает в число своих компонентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности и обитания использующего среду человека.
Предметно-пространственная среда вуза является структурным элементом динамичного, постоянно расширяющегося образовательного пространства. Она формируется с учетом особенностей учебно - воспитательного учреждения, назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются решающими факторами в организации пространства учебного заведения. Предметно¬
пространственный компонент образовательной среды содержит потенциал для формирования эффективного имиджа вуза, в частности его визуальной составляющей - интерьер и экстерьер зданий, офисов, аудиторий, вспомогательных помещений вуза, фирменная символика вуза как элемент фирменного стиля организации и т.д.
Кроме того, формирующее воздействие на эффективный имидж учреждения предметно-пространственная среда может оказывать косвенным путем, т.е. не напрямую, а, в первую очередь, воздействуя на личность выпускника, как продукт вуза. Грамотно организованная предметно¬пространственная среда вуза позволяет создать положительную установку на достижение в личностном и профессиональном планах, стимулирует личностное саморазвитие, самосовершенствование в общекультурной социализации, позволяет усвоить социально значимую информацию и сформировать опыта деятельности и общения в различных сферах социокультурного бытия и т.д.
Работа над проектом показала большие возможности для воплощения интересных творческих замыслов в дизайне интерьера. Работая с литературой, изучая аналоги, используя информационные технологии для выбора нужной информации, мы попытались полно и объемно с глубоко - функциональным назначением наполнить пространство интерьера Центра изучения иностранных языков Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Были учтены все необходимые компоненты специфичного оборудования для наполнения пространства, колорит, функциональные зоны, освещение.
Главное внимание было уделено стилю, колориту интерьера, функциональным зонам и наполнению пространства. Были учтены все эргономические требования при размещении проходной зоны отдыха. Основные задачи, по выполнению дизайн-проекта, были выполнены с учетом всех требований по технике безопасности, условий эксплуатации, соответствия стилю. Разрабатывая проект, мы выяснили, специфика дизайна учебных помещений значительно различается от проектирования частных интерьеров. Дизайнер встречается с условиями, когда необходимо правильно разработать проект и принять в расчет все особенности интерьера, где единовременно и регулярно сможет присутствовать большое число людей. В подобном месте всем без исключения должно быть комфортного, уютно, и надежно. Во-первых, было рассчитано пространство с учетом направленности деятельности и в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, а также с учетом норм эргономичности и требований безопасности. Однако кроме данных неотъемлемых норм, для любого типа помещения имеется целый ряд условий, позволяющих избрать максимально действенные вариации зонирования, отвечающие условиям заказчика и предназначению интерьера. Во-вторых, стиль, в котором был разработан интерьер, характеризируется универсальностью, т.е. является актуальным и современным. Собственно, по этой причине при подборе стиля оценивается широкий спектр характеристик - таких, как предназначение помещения, строительные особенности, кто будет находиться в этом помещении, какое время и с какой целью, а также целый ряд других существенных условий.
1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства и дизайна. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 448 с.
2. Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987. - 232 с., ил.
3. Архаров И.М., Наумов С.Ф. Проектирование зданий техникумов и вузов. - М.: Стройиздат, 1973. - 90 с.
4. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. / Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1993. - 438 с.
5. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. - М.: Гардарики, 2007. - 287 с.
6. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Арт-Родник, 2006. - 258 с.
7. Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. - М.: 2004. - 236 с.
8. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства: учеб. пособие для студ. вузов / Г.В. Варакина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 183 с.
9. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / А.Л. Гельфонд. - М.: Архитектура-С, 2007. - 280 с.
10. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1973. - 566 с.
11. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. - М.: Дизайн.
Информация. Картография, Астрель, АСТ, 2002. - 680 с.
12. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов
предметной среды. / Учеб. пос. - М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.
13. Гуревич П.С. Эстетика: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 303 с.
14. Джереми Мелвин. Архитектура. Путеводитель по стилям. / Пер. с англ. М.Ч. Копецкой-Линчевской / Кладезь-Букс, 2008. - 158 с.
15. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн - проектирования. Мастера и теоретики. / Илл. слов. - справ. под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура - С, 2004. - 288 с.
16. Ермолаев А.П. Основы пластической культуры архитектора- дизайнера: учеб.пособие для студ. вузов / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова. - М.: Архитектура-С, 2005. - 464 с.
17. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Б.Г.
Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов. - М.: Архитектура-С, 2004 - 504 с.
18. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с нем. Л. Монаховой. Д. Аронов, - Изд.: Д. Аронов, 2010. - 96 с.
19. Кандилис Ж. Стать архитектором. - М.: Стройиздат, 1979. - 272 с.
20. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Арт-Родник, 2006. — 256с.
21. Макарова В. Дизайн помещений: стили интерьера на примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 250 с.
22. Минервин Г.В. Основные задачи и принципы художественного
проектирования. Дизайн архитектурной среды. Уч. пос. - М.:
Архитектура - С, 2004. - 96 с.
23. Огюст Шуази. Мировая архитектура. История. Стили. Направления. / Пер. Курдюков Н. С., Денисова Е. Г. Терешина М. / - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.
24. Пособие к СНиП 2.08.02-89 “Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации”.
25. Покатаев В.П. Дизайнер-конструктор. Конструирование оборудования интерьера: учеб. пособие для студ. вузов / В.П. Покатаев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384 с.
26. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2008. - 219 с.
27. Рунге В.Ф., Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне архитектурной среды. - М.: Архитектура-С, 2005. - 327 с.
28. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. История мировой культуры: учебное пособие.: Юнити-Дана, 2012. - 957 с.
29. Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие.: Юнити-Дана, 2012. - 415с.
30. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. - М.: Гардарики, 2006. - 395 с.
31. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн: функциональные и
художественные основы проектирования: учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 352 с.
32. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд. - Ростов н/Д: 2007. - 507 с.
33. Устин В. Б. Учебник дизайна: композиция, методика, практика. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 260 с.
34. Устин В.Б. Художественное проектирование интерьера: учебник / В.Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 288 с.: ил.
35. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории / В.Т. Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2006. - 295 с.
36. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Уч. пос. - М.: Архитектура - С, 2004. - 160 с.
37. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. Л.: Ленинградская галерея, 1994. — 432 с.: ил.
38. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.: АОЗТ Икар, 1996. - 512 с.