Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие критического мышления…………………………………………….5
2. Современные тенденции в иноязычном школьном образовании…………...9
3. Развитие критического мышления школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
...
Цель исследования – выявить особенности реализации технологии критического мышления в процессе иноязычного школьного образования.
Исходя из поставленной цели, автором были сформулированы следующие задачи:
1) дать понятие критического мышления;
2) рассмотреть современные тенденции в иноязычном школьном образовании;
3) проанализировать развитие критического мышления школьников на уроках иностранного языка.
В настоящее время в системе образования происходит изменение приоритетных направлений развития личности учащихся. Перед учебным процессом ставится задача формирования интеллектуально развитой личности, способной отвечать всем требованиям современного общества. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностью в профессиональных кадрах. Появляется новое понятие «критическое мышление», которое становится ведущим в реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения.
Существует большое разнообразие подходов к понятию «критическое мышление». C одной стороны, оно ассоциируется с негативностью суждений, так как предполагает спор, критику; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения иностранному языку личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи. В процессе развития критического мышления формируются коммуникативные, когнитивные умения учащихся. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку позволяет формировать у учащихся нравственно-ценностные мотивы поведения, развивать креативность, воспитывать инициативность.
Важнейшая задача в развитии критического мышления учащихся - обучение умению правильно выражать свои мысли. Возникает необходимость решения задачи в уме, которая затем проявляется в действии. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Учащиеся должны уметь проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Коллективная монография под редакцией академика РАО Миролюбова А.А.- М.: Титул, 2010. 113 с.
2. Воронина А. В. Обучение иноязычному общению старших школьников в команде с применением технологии проектной деятельности: на материале французского языка как второго иностранного: дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.02: Моск. пед. гос. ун-т.- М., 2010. 33 с.
3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2004. 210 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Педагогика. – 2002. – 234 с.
5. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Автореферат дисс. ... к.пед.н. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2010. 27 с.
6. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1.
7. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.
8. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.
9. Сергеева Н.Н., Угрюмова С.В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка// Педагогическое образование в России. 2012. №3. Стр.114-119.