Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности передачи иронии с немецкого языка на русский в комедиях Т. Швайгера

Работа №58273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы передачи иронии с немецкого языка
на русский в комедиях 8
1.1 Сущность иронии и способы ее выражения 8
1.2 Проблема перевода иронии с немецкого языка на русский
в кинокомедиях 15
2 Анализ передачи иронии с немецкого языка на русский в
комедиях Т. Швайгера 22
2.1 Классификация способов выражения иронии в комедиях Т. Швайгера 22
2.2 Особенности передачи иронии с немецкого языка на
русский в комедиях Т. Швайгера 41
Список использованных источников 46
Приложение А 48
Приложение Б

Тема данной выпускной квалификационной работы относится к области исследования переводоведения.
В настоящее время киноискусство пользуется необычайной популярностью. Одним из аспектов успешного кинофильма, который позволяет полностью погрузиться в атмосферу просматриваемого произведения является перевод. Существует много различных жанров кинофильмов, самым востребованным и популярным киножанром в России является комедия. Правильно переведенные иронические выражения создают основу и впечатления дальнейшего просмотра кинокомедии. Как правило, в основе кинодиалога комедийного жанра лежит «тонкая скрытая насмешка» или ирония, отражающая аспекты человеческой деятельности. Тем самым возникает не только интерес наблюдать за жизнью главных героев, их поведением, но и необходимость на подсознательном уровне анализировать передачу иронии с исходного языка на переводящий. Поэтому стоит выяснить, каким способом можно передать иронию в немецкоязычной кинокомедии так, чтобы не потерять смысл комического и отобразить его в русскоязычной версии.
Актуальность данного исследования определяется тем, что способы передачи иронии еще не до конца изучены в области переводоведения, но с ростом популярности зарубежных кинокомедий возникает и спрос на их качественный перевод, именно поэтому в настоящее время изучению данной проблемы уделяется самое пристальное внимание. Проблема исследования в рамках выпускной квалификационной работы заключается в необходимости определения способов передачи иронии с немецкого языка на русский в комедиях.
Целью исследования являются выявление особенностей передачи иронии с немецкого языка на русский в комедиях Т. Швайгера.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1 изучить сущность иронии;
2 определить теоретические основы передачи иронии и способы ее выражения в аудиовизуальном тексте;
3 выявить особенности передачи иронии с немецкого языка на русский в кинокомедиях Т. Швайгера: «Соблазнитель» (2011) и «Мёд в голове» (2014).
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1 описательный;
2 метод сравнительного анализа;
3 метод статистической обработки результатов исследования.
Объектом данной работы является ирония в немецкоязычных комедиях Т. Швайгера и ее передача на русский язык.
Предмет - особенности передачи иронии с немецкого языка на русский в комедиях Т. Швайгера.
Работа прошла апробацию в виде статей: «К вопросу о художественном переводе кинофильмов» (декабрь 2018 г., Оренбург) в сборнике «Филологические чтения ОГУ», «Особенности перевода иронии на примере немецкоязычной кинокомедии (февраль 2020 г., Москва)» в международно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее», а также «О проблеме перевода иронии с немецкого языка на русский (на материале кинокомедии Тиля Швайгера)» во II Республиканской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы речевой культуры будущего специалиста (май 2020 г., Донецк)».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из поставленных нами задач, в ходе выполнения выпускной квалификационной мы определили, что понятие «ирония» - явление сложное и многогранное, поэтому мы рассмотрели несколько его обозначений и решили, что в контексте данной выпускной квалификационной работы будем придерживаться определения лингвиста, данного И. Р. Гальпериным. В соответствии с определением понятия «ирония» была изучена сущность иронии, подразумевающим под собой стилистический прием, обладающий двумя типами лексических значений, основанных на противоречивости.
Кроме того, мы выявили главные проблемы перевода иронии: незнание и непонимание культурных особенностей, ценностей и норм, а также юмора, являющимся результатом игры слов. В связи с выявленными сложностями передачи иронии мы определили трудности, которые возникают у переводчиков.
Для решения этих сложностей, на основе проведенного качественного анализа передачи иронии из кинокомедий Т. Швайгера «Соблазнитель» (2011) и «Мёд в голове» (2014) были определены часто встречающиеся способы перевода иронии - это переводческие трансформации по классификациям В. Н. Комиссарова и Л. С. Бархударова. Самым редким приемом стал абдуктивный поиск. Такой результат практической работы показал нам, что переводчики соблюдают пять правил перевода иронии, рекомендованных Т. А. Казаковой.
На основе анализа мы также выяснили, какие переводческие трансформации считаются наиболее распространенными при передаче иронических выражений, а именно: грамматические (замена, опущение (классификация Л. С. Бархударова) и синтаксическое уподобление) и лексические (модуляция и лексические добавления).
Одной из основных задач выпускной квалификационной работы было выявление особенностей передачи иронии с немецкого языка на русский в кинокомедиях Т. Швайгера. Для того, чтобы решить поставленную задачу, мы не только проанализировали переводческие решения, но и классифицировали иронические высказывания по языковым средствам выражения на основе языковой структуры (классификация М. Е. Лазаревой). Это помогло нам выяснить особенности передачи иронии с немецкого языка на русский, которые подробно описаны в параграфе 2.2.
Таким образом, поставленные задачи выполнены в полном объеме.
В ходе качественного анализа была проделана работа по определению часто встречающихся ошибок, допущенных переводчиками во время перевода иронии. Самой распространенной ошибкой, ведущей к потери комического, стал дословный перевод. Именно поэтому мы разработали несколько рекомендаций, описанных в параграфе 2.2, которые помогут переводчикам избежать подобных ошибок.
Данная работа может быть использована как пособие рекомендательного характера для начинающих переводчиков, желающих осуществлять перевод аудиовизуальных текстов комедийного жанра.



1 Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. - М.: Академия, 2003. - 107 с.
2 Афанаскина, Н. Ю. Киноперевод как объект исследования лингвистики, социологии, межкультурной коммуникации и теории перевода / Н.Ю. Афанаскина // Вестн. Моск. гос. обл. унта. - Москва, 2017. - Вып.4. - 134 с.
3 Бархударов, Л. С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода / Л.С. Бархударов. - М.: 1975. - 240 с.
4 Борев, Ю. Б. О комическом / Ю.Б. Борев. - М.: Искусство, 1970. - 360 с.
5 Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского
языка / И.Р. Гальперин. - М.: Изд-во литературы на
иностранных языках. - 1958. - 459 с.
6 Горшкова, В. Е. Перевод в кино / В.Е. Горшкова. - Иркутск : ИГЛУ, 2006. — 278 с.
7 Емельянова, Я. Б. Лингвокультурное переключение и
основы его функционирования в переводе [Электронный ресурс]. // Вестн. ТГПУ, 2013. - Режим доступа :
http://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnoepereklyuchenie-i- osnovy-ego-funktsionirovaniya-v-perevode. - 20.04.2020.
8 Змитракович, С. В., Уланович, О. И. Вербальные средства создания комического в англоязычном кинодиалоге [Электронный ресурс]. // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 нояб. 2016 г. / редколл. О. И. Уланович [отв. ред.] и др. - Минск : Изд.
центр БГУ, 2016. - Режим доступа :
http://elib.bsu.by/handle/123456789/166336. - 20.04.2020.
9 Казакова, Т. А. Практические основы перевода: English - Russian : учеб. пособие / Т.А. Казакова. - Спб.: Союз, 2006. - 320 с.
10 Клименко, Т. Н. Типология иронических контекстов / Т. Н. Клименко // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - С. 65-70.
11 Козуляев, А. В. Аудиовизуальный полисемантический
перевод как особая форма переводческой деятельности и особенности обучения данному виду перевода [Электронный ресурс]. // Царскосельские чтения № XVII. - 2013. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnyy-
polisemanticheskiy-perevod-kak-osobaya-forma-perevodcheskoy- deyatelnosti-i-osobennosti-obucheniya-dannomu-vidu/viewer. -
21.04.2020.
12 Комиссаров, В. Н. Теория перевода / В.Н. Комиссаров. - М.: Высш. школа, 1990. - 253 с.
13 Королькова, С. А., Новожилова, А. А. Особенности перевода иронии в кино // Журнал Теория языка и межкультурная коммуникация. - Курск, 2019. - С. 68-78.
14 Королькова, C. А. Рефлексия и обучение переводу / С.А. Королькова // Homo Loquens (Вопросы лингвистики и транслятологии): сб. ст. - Волгоград : Волгоградский гос. ун-т,
2016. - С. 184-195.
15 Лазарева, М. Е. Языковые средства выражения иронии на материале норвежских публицистических текстов: дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / М. Е. Лазарева. - Москва, 2005. - 198 с.
16 Лингвистическая теория и образовательная практика : сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; отв. ред. О.И. Уланович. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2014 — С. 173-179.
17 Матасов, Р. А. Перевод кино/видео материалов: лингвокультурологические и дидактические аспекты: дис. ... канд. филол. наук / Р. А. Матасов - Москва, 2009. — 211 с.
18 Мороховский, А. Н. Стилистика английского языка : учеб. пособие для вузов / А.Н. Мороховский [и др.]. - Киев : Издательское объединение «Вища школа», 1984. - 241 с.
19 Пивоев, В. М. Ирония как феномен культуры / В. М. Пивоев. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2000. - 110 с.
20 Пивоев, В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры / В. М. Пивоев. - Петрозаводск, 1997. - 564 с.
21 Сафонова, Е. В. Формы, средства и приемы создания комического в литературе / Е.В. Сафонова // Молодой ученый. - № 5 (52). - 2013. - С. 474-478.
22 Солодилова, И. А. Оценочность иронических
[Электронный ресурс]. // Вестн. ОГУ. - № 11 (172) / ноябрь 2014. - Режим доступа : http://vestnik.osu.ru/2014_11/24.pdf . -25.05.2020.
23 Чуич, Н. Н. Парадоксы интерпретации «иронического текста / Н.Н. Чуич // Понимание и интерпретация текста. - Тверь, 1994. - 123 с.
24 Эко, У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / У. Эко. - СПб.: Symposium, 2006. — 568 c.
25 Hartung, M. Ironie in der Alltagssprache. Eine gesprachsanalytische Untersuchung / M. Hartung. - Radolfzell : Verlag fur Gesprachsforschung, 2002. - 195 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ