Введение 3
1. Исторические аспекты развития науки товароведения 4
2. История развития товароведения продовольственных товаров 8
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Товароведение - наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение - знания о товарах.
Как научная дисциплина, со своими законами, терминами, товароведение возникло в конце 19 века. Основоположниками научного товароведения были профессора Я.Я. Никитинский и П.П. Петров; большой вклад в развитие науки внесли учёные советского времени, профессор Ф.В. Церевитинов, Г.С.Инихов, Н.И.Козин.
Но, корнями своими история товароведения уходит в далёкое прошлое. Уже в 1575 году в свет вышла специальная “Торговая книга”, в которой описывались некоторые пищевые продукты, товары непродовольственные и аптекарские в алфавитном порядке. Это было не очень удобно, поэтому впоследствии эти группы товаров разделили. С тех пор и до настоящего времени они развиваются как отдельные дисциплины.
Знание товароведения необходимо технологам общественного питания для оценки качества сырья, выбора оптимальных способов и режимов обработки продуктов, повышения качества готовых блюд.
Целью настоящей реферативной работы является изучение истории развития товароведения в направлении продовольственных товаров.
Таким образом, изучения истории развития товароведения продовольственных товаров показало, что товароведение пищевых продуктов – научная дисциплина, изучающая полезные свойства пищевых продуктов и их природу. Основная задача товароведения состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовляют продукты, особенностей технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями.
Впервые определил предмет и содержание товароведения представили Людовицы, а также дал определение терминов «товар» и «товароведение». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».
В XVIII-XIX вв. товароведение черпает сведения из смежных наук: химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период начинают интенсивно развиваться. Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф. В. Зуева, Ф.В.Церевитинова М.А.Николаева Катона Старшего Варрона Колумеллы.
Подводя итоги исторического пути развития товароведения продовольственных товаров, следует отметить два основных направления: практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
В период становления развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.