Введение 3
1. Теоретические основы формирования финансовой стратегии предприятия 6
1.1 Сущность финансовой стратегии предприятия 6
1.2 Модель финансовой стратегии предприятия и принципы ее
разработки 12
1.3 Финансовое состояние предприятия и его влияние на формирование финансовой стратегии организации 21
2 Диагностика финансового состояния ООО «АСТ-НЧ» как основа разработки финансовой стратегии его деятельности 30
2.1 Анализ технико-экономических показателей ООО «АСТ-НЧ»... 30
2.2 Анализ имущественного состояния предприятия 36
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности 40
2.4 Анализ финансовой устойчивости 44
2.5 Анализ деловой активности 47
3 Разработка финансовой стратегии предприятия ООО «АСТ-НЧ» 54
3.1 Построение матрицы финансовой стратегии организации 54
3.2 Разработка инвестиционного проекта и оценка его
эффективности 59
Заключение 68
Список использованных источников
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.
Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Тема дипломной работы актуальна на современном этапе, поскольку финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг, инвестиционную политику и др. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном случае предприятие может обанкротиться [32, с.111].
Использование финансовой стратегии является залогом обеспечения устойчивого развития компаний в современных условиях, что обусловливает необходимость самого серьезного анализа проблем и выработки практических рекомендаций в этой области деятельности.
Финансовая стратегия компании представляет собой сложную
многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.
Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке [14, с.68].
Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.
Разработка финансовой стратегии предприятия зависит от целей и задач, поставленных собственником предприятия, поэтому финансовый план (бюджет) предприятия может быть или бюджетом «проедания», или бюджетом развития. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие предприятия, инвестирование в обновление его основных фондов, переориентация экономики предприятия в сторону уменьшения энергозатрат и увеличения расходов на оплату труда, и даже переориентация производства.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование
теоретических и практических аспектов формирования финансовой стратегии предприятия, а также разработка мероприятий по реализации основных направлений финансовой стратегии организации в современных условиях.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «АСТ-НЧ». Предметом исследования является финансовая стратегия
исследуемого предприятия.
В ходе исследования в работе осуществляется комплексная оценка финансового положения, цель которой состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового положения показывает, по каким конкретным направлениям нужно вести работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового положения предприятия в конкретный период его деятельности.
Для достижения поставленной цели дипломной работы решаются следующие задачи:
1. раскрыть сущность финансовой стратегии предприятия;
2. изучить модели финансовой стратегии предприятия и принципы их разработки;
3. изучить взаимосвязь оценки финансового состояния организации и его финансовой стратегии;
4. проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности ООО «АСТ-НЧ»;
5. выполнить анализ финансового состояния ООО «АСТ-НЧ»;
6. сформировать финансовую стратегию ООО «АСТ-НЧ»;
7. разработать мероприятия по реализации основных направлений финансовой стратегии ООО «АСТ-НЧ».
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, труды таких авторов, как Донцова Л.В., Бланк И.А., Абрютина М.С., а также статьи специализированных периодических изданий по проблемам стратегического планирования и разработки финансовой стратегии.
При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «АСТ-НЧ». В дипломной работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки.
На современном этапе функционирования предприятий страны все более востребованным становится стратегическое видение путей их развития, обеспечивающих устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. В связи с этим, в практике управленческой деятельности все более широкое использование получает методология стратегического менеджмента.
Предметом исследования являлась финансовая стратегия ООО «АСТ-
НЧ».
Объектом дипломной работы являлось ООО «АСТ-НЧ».
В процессе написания дипломной работы были рассмотрены и решены следующие задачи:
- рассмотрена финансовая стратегия как главная составляющая системы финансового планирования на предприятии;
- рассмотрены трудности и специфика разработки стратегии;
- изучено финансовое состояние предприятия и его влияние на формирование стратегии;
- рассмотрен процесс разработки стратегии во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятия;
- проведен анализ технико-экономических показателей ООО «АСТ-НЧ»;
- проведен анализ финансового состояния ООО «АСТ-НЧ»;
- проведена оценка финансовой стратегии ООО «АСТ-НЧ»;
- разработаны мероприятия по формированию финансовой стратегии и тактики организации;
- разработаны конкретные мероприятия инвестиционной стратегии и проведена оценка их эффективности.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.
Важно понять саму концепцию подхода к созданию стратегии: это видение будущего и направление для достижения поставленной цели - взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании.
Финансовая стратегия предприятия разрабатывается в зависимости от своего финансового состояния.
Финансовое состояние фирмы является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнёра по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика.
В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для суждения, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п., что в свою очередь влияет на формирование стратегии.
Анализ финансового состояния предприятия начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования.
Предприятие ООО «АСТ-НЧ» в 2016 году увеличило вложение средств в осуществление своей деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что валюта баланса увеличилась на 333 246 руб. (на 2,84%) и составила 12 122 277 руб. Увеличение валюты баланса говорит о росте производственных возможностей предприятия и заслуживает положительной оценки.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Бухгалтерский баланс предприятия ООО «АСТ-НЧ» в 2014 - 2016 годы не является абсолютно ликвидным.
Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей. Данные показатели ООО «АСТ-НЧ» в 2014 - 2016 годы соответствуют нормативному значению, что
свидетельствует о платежеспособности предприятия.
Залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. Сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением.
Как показал анализ, предприятие ООО «АСТ-НЧ» в 2014 - 2016 годы имело нормальную финансовую устойчивость.
Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости.
Анализ показателей рентабельности отражает эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности окупаемость затрат и т.д.
На предприятии ООО «АСТ-НЧ» в 2016 году наблюдается снижение показателей деловой активности и снижение показателей рентабельности, вследствие падения выручки от реализации продукции. Данные негативные
70
тенденции напрямую связаны с падением продаж ОАО «КамАЗ». Ассортиментная политика ООО «АСТ-НЧ» полностью подчинена нуждам ОАО «КамАЗ» и находится в степени крайней зависимости от него, эти обстоятельства крайне необходимо учитывать при разработке финансовой стратегии организации.
Процесс разработки финансовой стратегии представляет собой формирование совокупности целенаправленных управленческих решений, обеспечивающих подготовку, оценку и реализацию программы стратегического финансового развития предприятия.
Для достижения стратегических финансовых целей необходимо выбрать главную финансовую стратегию предприятия, а стратегические решения будут осуществляться путем формирования функциональных видов финансовой политики.
Г лавная финансовая стратегия подразделяется на:
1. Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Основной целью является удовлетворение потребностей в формировании необходимых активов, обеспечивающих развитие его хозяйственной деятельности в стратегической перспективе.
2. Инвестиционная стратегия предприятия. Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование.
3. Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Центральное место здесь отводится повышению эффективности управления финансовыми рисками. Главной целью стратегического управления финансовыми рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращения возможного снижения его рыночной стоимости.
4. Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью.
В составе основных направлений повышения качества стратегического
управления финансовой деятельностью важное место принадлежит формированию, поддержанию и развитию организационной культуры
финансовых менеджеров.
Проведенный анализ финансовой стратегии ООО «АСТ-НЧ» по матрице финансовой стратегии, выявил, что фирма находится в первом квадранте матрице, а значит имеет все возможности для начала реализации инвестиционного проекта (РХД >> 0). С другой стороны, данное предприятие с финансовой точки зрения (с точки зрения финансовой деятельности) находится на стадии отказа от заемных средств, когда нарастают финансовые издержки, связанные с оплатой текущей задолженности, растут выплаты налога на прибыль и дивидендов (запас финансовой прочности у фирмы достаточен). То есть и с финансовой стороны деятельности такая фирма подошла к необходимости осуществления инвестиционного проекта. Однако у предприятия еще сохраняется возможность наращивания запаса финансовой прочности за счет мобилизации эффекта финансового рычага. Это дает возможность поддерживать темпы роста производства. При этом фирма переходит в квадрант 4. Но все-таки наиболее приемлемый сценарий, связанный с реализацией инвестиционного проекта, — переход в квадрант 2 или 7 (в зависимости от темпов роста оборота). При более высоких темпах роста — переход в квадрант 2. При более низких темпах фирма будет перемещаться в квадрант 7.
Таким образом, на данном этапе функционирования предприятия наиболее актуальным направлением разработки финансовой стратегии является совершенствование инвестиционной политики и реализация инвестиционных проектов.
Сущность проекта состоит в том, что предлагается организовать производство автокомпонентов из пластмасс по технологии впрыска при низком давлении, которые будут применяться в автомобильной промышленности (грузовики, легковые автомобили - нижние части кузова, бампера, спойлеры, воздушные дефлекторы, боковины, емкости для давления и
др.).
Важной особенностью проекта является то, что выбранное оборудование
позволит выпускать различные изделия при одном и том же составе оборудования, меняться будут только формы для литья.
На первом этапе планируется выпускать следующую номенклатуру автокомпонентов:
- комплект деталей нижнего пояса КамАЗ 65207;
- комплект деталей нижнего пояса КамАЗ 65117;
- облицовка бампера для серийной кабины с двигателем ЕВРО- 4,5;
- бампер передний, бампер задний Лада Г ранта;
- бампер передний, бампер задний Лада Веста;
- комплект деталей обтекателя кабины а/м КамАЗ;
- спойлер кабины а/м Г азель Next.
Основные потребительские свойства изделий, предлагаемых к освоению и выводу на рынок:
- относительно легкие;
- отличная устойчивость к ударам (при весьма высокой жесткости);
- устойчивость к воздействию кислот и других химических реагентов;
- прекрасно подаются резке;
- просты для применения клеев и окрашивания;
- высокие диэлектрические свойства.
Автокомпоненты из пластмасс обладают следующими конкурентными преимуществами:
- с точке зрения экономической целесообразности автокомпонентов из пластмасс оптимально подходят на партии от 500 до 12 000 шт./год. (полная стоимость изделий из телена с учетом затрат на ТПП получаются на 20-30% дешевле аналогичных стеклопластиковых изделий, и 30-40% дешевле по сравнению с Байфлексом, хотя по потребительским свойствам ничем не уступает)
- имеет преимущества перед металлическими для сборных соединений современной конфигурации и обтекаемой формы, подверженных ударам,
изгибам, высокой температуре.
- применяется при изготовлении крупногабаритных изделий.
Данные неоспоримые конкурентные преимущества дают основания предполагать, что конкурентные изделия будут вытесняться из применения во многих отраслях и заменяться на изделия из пластмасс, что подтверждается протоколами, заключенными с потенциальными потребителями.
Основные причины роста емкости рынка автокомпонентов в России:
1. Рост автомобильного парка России и связанный с ним рост потребности в автомобильных компонентах в качестве запасных частей. К 2007 году прогнозируется увеличение автопарка России в 2 раза.
2. Рост объемов выпуска новых моделей автомобилей в России и связанный с ним рост потребности в автомобильных компонентах в качестве комплектующих для сборки новых автомобилей.
Общей тенденцией данного рынка является постепенный отказ автозаводов от принципа собственного производства большинства компонентов и передача заказов не только на изготовление, но и на разработку компонентов специализированным предприятиям. Таким образом, в России рынок автокомпонентов постепенно растет. Но, по мнению многих специалистов, серьезных подвижек в области развития индустрии автокомпонентов до сих пор нет. Проблема компонентов называется одной из ключевых.
В связи с ростом объемов производства автомобилей в России следует ожидать увеличения литьевых пластмассовых изделий для автомобильной промышленности. Объем вторичного рынка автокомпонентов сейчас составляет до 9 млн. в год, он стремится к росту до 5% в год.
Поскольку намечается тенденция к увеличению доли иностранных автомобилей в России, то для производителей автокомпонентов в России появляется еще один рынок - рынок запчастей для иностранных автомобилей, который на сегодняшний день слабо освоен российскими компаниями.
Таким образом, автокомпоненты сейчас - одно из самых перспективных направлений, где больше всего инноваций.
Для организации производства автокомпонентов необходимо закупить оборудование на сумму 14877 тыс.руб. Также необходимо подготовить соответствующую документацию и провести обучение персонала, эти расходы составят 323 тыс.руб. Таким образом, потребность в финансировании постоянных активов составит 15200 тыс.руб. В состав инвестиционных затрат включается также изменение оборотного капитала, которая на нулевом этапе планирования составит 3958 тыс. руб.
Кредит будет взят на инвестиционные цели в размере 19158 тыс. руб., из них на финансирование постоянных активов - 15200 тыс. руб., на финансирование - чистого оборотного капитала - 3958 тыс. руб., номинальная годовая банковская ставка процента - 18 %; предполагается начать погашение основной суммы кредита и процентов по нему с 1 интервала планирования; длительность погашения долга составит 2 года, при погашении будет использоваться гибкий график.
Расчет дисконтированных показателей эффективности проекта, выполненный с использованием программного продукта Альт-Инвест, показал высокую эффективность проекта, так основные показатели оценки эффективности инвестиций в расчете на 6 полугодий при норме дисконта 18% составят :
Срок окупаемости полной суммы инвестиций -2,1 года.
Чистый дисконтированный доход проекта - 18773 тыс. руб.
Внутренняя норма доходности - 52 %
Приведенные в бизнес-плане расчеты и факторы деятельности дают основание полагать, что фирма освоит новый вид технологии в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат кредитных средств.
Инвестиционный проект «Организация производства автокомпонентов из пластмасс методом впрыска при низком давлении» можно считать успешно реализуемым. Основными преимуществами проекта являются короткий срок окупаемости и высокая коммерческая эффективность. Реализация проекта позволит организовать производство высококачественных автокомпонентов, которые займут достойное место на рынке и будут конкурентоспособными, прежде всего, по качеству. Организация производства автокомпонентов позволит открыть дополнительные рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Таким образом, разработанная финансовая стратегия обеспечит возможность предприятия в условиях роста сложности и масштабности ее бизнеса, а также обострения конкурентной борьбы, своевременно и адекватно реагируя на изменения рыночной ситуации максимально эффективно использовать свои ресурсы для оперативного и полного удовлетворения спроса потребителей.
1 Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Аакер Д. - СПб.: «Питер», 2013. - 240 с.
2 Балабанов А. Финансы./ Балабанов А., Балабанов И - СПб.: «Питер»,
2013. - 468 с.
3 Балабанов И.Т. Основы финансового анализа: Учебное пособие / Балабанов И.Т. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 480 с.
4 Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. / Басовский Л.Е. - М.: «ИНФА-М», 2013. - 386 с.
5 Бланк И.А. - Финансовая стратегия предприятия. / Бланк И.А. - Киев: «Ника-Центр», 2015. - 432 с.
6 Баканов М. И. Теория экономического анализа. / Баканов, М. И. Шеремет А. Д. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 177 с.
7 Басовский Л.Е., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : Учебное пособие. / Басовский, Л.Е., Басовская Е.Н.- М. : Инфра- М, 2014. - 366 с.
8 Виханский О.С. Стратегическое управление. / Виханский О.С. - М.: «Гардарики», 2013. - 312 с.
9 Володин А.А. Управление финансами: Учебник. / Володин А.А. и др.- М.: «ИНФА-М», 2014. - 280 с.
10 Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент. / Глушаков В.Е - Минск, «Экоперспектива», 2013. - 432 с.
11 Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. / Зайцев Л.Г., Соколова М.И. - М.: «Юристъ», 2013. - 512 с.
12 Зуб А.Т. Системный стратегический менеджмент: Методология и практика. / Зуб А.Т., Локтионов М.В.- М.: «Генезис», 2013. - 288 с.
13 Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. / Ковалева А.М. - М.: «Финансы и статистика», 2014. - 345 с.
14 Колчина Н.В. Финансы предприятий. / Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. и др. - М.: «ЮНИТИ», 2013.- 240 с.
15 Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник. / Круглов М.И. - М.: «Русская деловая литература», 2013. - 298 с.
16 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / Ковалев В.В. — М.: Финансы и статистика, 2013. - 346 с.
17 Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций / Кейлер. В.А. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: МГАЗ и У, 2015. - 284 с.
18 Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. Учебное пособие / Лихачева О.Н. — М.: Проспект, 2013. - 180 с.
19 Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Г ерасименко. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н / Д : Феникс, 2014. - 560 с.
20 Панов А.И. Стратегический менеджмент. / Панов А.И. - М.: «ЮНИТИ - ДАНА», 2013. - 320 с.
21 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник Финансы, / Поляк Г.Б. ЮНИТИ, 2013. - 362 с.
22 Савруков Н.Т. Экономическая стратегия фирмы. / Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова, Е.А. - СПб.: «Политехника», 2014. - 180 с.
23 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник - 5-е изд. перераб. и доп. / Стоянова Е.С. - М.: Изд-во «Перспектива», 2013. - 656 с.
24 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Издание второе, переработанное и дополненное. / Савицкая, Г.В. - Минск. Москва : ИП «Экоперспектива», 2013. - 490 с.
25 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Учебное пособие для вузов / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., стер. - Мн : Новое издание, 2015. - 652 с.
26 Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : «Краткий курс» для вузов. / Савицкая Г.В.- 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 304 с.
27 Савицкая Г.В. Экономический анализ : Учебник для вузов / Г.В. Савицкая. - 12-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2015. - 679 с.
28 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Стоянова Е.С. - 5-е изд. Перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2013. - 656 с.
29 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник / Поляк Г.Б. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. - 412 с.
30 Тренев В.В. Стратегическое управление. / Тренев В.В. - М.: «ПРИОР», 2013. - 348 с.
31 Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / Теплова Т.В. - ГУ ВШЭ, 2013. - 480 с.
32 Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. / Хоминич И.П. - М.: Росс. экон. акад., 2015. - 480с.
33 Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под.ред. Е.И.
Шохина/— М: ФБК-ПРЕСС, 2013. - 402 с.
34 Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014 г. - 284 с.
35 Годовой баланс ООО «АСТ-НЧ» за период 2014-2016 г.
36 Отчет о финансовых результатах ООО «АСТ-НЧ» за период 20142016 г.