База исследования: МБОУ Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина, Брянской области
Есть приложение (анкета).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания гражданина и патриота в общеобразовательном учреждении 5
1.1. Теоретические аспекты воспитания гражданина и патриота 5
1.2. Анализ нормативно-правового регулирования воспитания патриотизма и гражданственности 9
1.3. Направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей в общеобразовательных учреждениях 14
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания гражданина и патриота в МБОУ Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина, г. Трубчевска Брянской области 19
2.1. Основные направления воспитания и обучения МБОУ Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина 19
2.2. Организация и методы исследования 22
2.3. Описание результатов эмпирического исследования 25
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 36
В современных условиях обостряются проблемы национального экстремизма, увеличивается количество молодых граждан с повышенной агрессивностью, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализирует нравственный аспект в гражданском развитии личности и формировании гражданина-патриота. В связи с этим вопросы гражданского-патриотического воспитания молодого поколения являются особенно актуальными.
Степень изученности темы в научной литературе:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения разрабатывалось на основе трудов В.Г. Белинского, Н.К. Крупской, А.В. Лунчарского, А.С. Макаренко, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и т.д. Влияние социально-психологических факторов на сознание личности, общественных групп при формировании патриотизма изучают А.С Безвербный, И.М. Брудный, В.М Шейко. В работах В.В. Гонеевой Л.В. Голиковой, В.А. Коробанова, В.И. Лутовинова, исследуются политическая идентификация молодежи и факторы, влияющие на патриотическую деятельность подрастающего поколения. В трудах последних двух десятилетий ученые, раскрывая природу патриотизма, исходят из его нового понимания в иных исторических условиях.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению воспитания подрастающего поколения, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: воспитание гражданина и патриота.
Предмет исследования: особенности воспитания гражданина и патриота в рамках общеобразовательного учреждения.
Цель работы: изучение воспитания гражданственности и патриотизма в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты воспитания гражданина и патриота;
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование воспитания патриотизма и гражданственности;
3. Рассмотреть направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей в общеобразовательных учреждениях;
4. Изучить основные направления воспитания и обучения МБОУ Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина;
5. Провести социологическое исследование;
6. Проанализировать полученные результаты исследования.
Используемые методы: анализ документов, анкетный опрос.
Структура работы: курсовая работа объемом 38 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Осмысление патриотизма и гражданственности выступает в качестве систематизации представлений о том, как обучение и воспитание влияют на присвоение личностью духовно-нравственных ценностей. В этой связи по результатам теоретического анализа литературы можно сказать, что понятия патриота и гражданина неразрывно связаны между собой. Являясь гражданином какой-либо страны, подросток в процессе обучения и воспитания приобретает ценностные ориентации, направленные на формирование гражданственности и патриотизма.
Основной целью нормативно-правового регулирования данного аспекта является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил, уважения прав, свобод и законных интересов каждого человека независимо от национальности, расы, языка, убеждений, отношения к религии и других обстоятельств.
Также стоить отметить, что процесс воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения в рамках общеобразовательного учреждения детерминирован постоянным взаимодействием с обществом, которое стимулирует активность и содействует совершенствованию личности подростка. Это включение обеспечивается коллективными формами внеурочной деятельности и учебных занятий в рамках социально-значимой среды, которая формирует субъект-субъектное взаимодействие педагога и школьника. Включение подростка во внеурочную деятельность учитывает его интересы и потребности, которые помогают успешно усваивать духовно-нравственные ценности патриотизма и гражданственности в процессе участия в различных мероприятиях в рамках данной тематики.
С целью изучения особенностей формирования патриотизма и гражданственности у граждан в подростковом возрасте было проведено социологическое исследование в МБОУ Трубачевской средней общеобразовательной школы № 2 им. А.С. Пушкина, в котором приняли участие граждане в подростковом возрасте от 15 до 18 лет в количестве 60 человек. По результатам теоретического анализа можно сказать, что в МБОУ Трубчевской средней общеобразовательной школы №2 им. А.С. Пушкина воспитание патриотизма и гражданственности у обучающихся имеет огромное значение в рамках учебного процесса. Сотрудниками общеобразовательного учреждения реализуется цикл дисциплин по привитию школьникам духовно-нравственных норм, а также осуществляется внеурочная деятельность, посредством различных военно-патриотических мероприятий.
По результатам анкетного опроса, у обучающихся чувство патриотизма и гражданственности сформировано в неполной мере. Это проявляется в пассивной позиции при посещении патриотических мероприятий и в рамках будущего участия в выборах, но при этом молодое поколение гордится своей страной и считает себя патриотами. Также можно сказать, что на данную позицию влияет школьное воспитание, посредством привлечения школьников к различным дисциплинам и мероприятиям по данной тематике. Это позволяет воспитывать и развивать учащихся граждан как патриотов и граждан Российской Федерации.
Таким образом цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Балашов, Л.Е. Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 612с.
2. Басалаева, О.Г. Социология : учебно-методическое пособие / О.Г. Басалаева ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Социально-гуманитарный институт, Кафедра философии и др. - Кемерово : КемГУКИ, 2015. - 114 с.
3. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие / Н.С. Гилева ; Министерство спорта, туризма и моло-дежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный универ-ситет физической культуры и спорта. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Омск : Издатель-ство СибГУФК, 2012. - 128 с.
4. Дедюлина, М.А. Социальная этика : учебное пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко. - Таганрог : Технологический институт ЮФУ, 2009. - 84 с.
5. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Дашков и К, 2013. – 39 с.
6. Краснов, Ю.К. Социология права : учебник для магистров / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. - Москва : Прометей, 2017. - 656 с.
7. Крюков, В.В. Философия : учебник / В.В. Крюков. - 3-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : НГТУ, 2014. - 212 с.
8. Матюхин, А.В. Обществознание : учебное пособие / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, К.А. Рейтер. - 5-е изд., стер. - Москва : Синергия, 2019. - 243 с.
9. Миронов, В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - Москва : Проспект, 2017. - 239 с.
10. Мусс, Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г.Н. Мусс. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 183 с.
11. Нестерова Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 17-19.
12. Об образовании в Российской Федерации Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
13. О днях воинской славы и памятных датах России : федер. закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 13.03.1995) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
14. О патриотическом воспитании в Брянской области : закон Брянской области от 06.04.2015 № 26-З (ред. от 03.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.03.2015) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
15. Обществознание в вопросах и ответах : учебное пособие / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин и др. ; ред. А.Б. Безбородов, В.В. Минаев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет». - Москва : Проспект, 2015. - 334 с.
16. Павленок, П.Д. Социология : учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 734 с.
17. Правовое воспитание школьников : учебное пособие / сост. З.В. Бочкарева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Феде-ральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный универси-тет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 236 с.
18. Сырых, В.М. Социология права : учебник / В.М. Сырых. - 4-е, доп. и перераб. - Москва : Юстицинформ, 2012. - 472 с.
19. Цечоев, В.К. Обществознание : учебник / В.К. Цечоев, А.Р. Шван-дерова. - 2-е изд., дополн. и перераб. - Москва : Прометей, 2017. - 614 с.
20. Шмырёва, Н.А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты : учебное пособие / Н.А. Шмырёва, О.С. Кононенко, З.В. Крецан. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 124 с.