Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Работа №58214

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1. Теоретические основания основных понятий исследования: «патриотизм», «патриотическое воспитание» 13
1.2. Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности 26
1.3. Принципы формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности 32
Выводы по I главе 35
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий
формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности 38
2.2. Организация, методика и результаты экспериментальной работы по формированию патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности 47
Выводы по II главе 70
Заключение 73
Библиографический список литературы 77
Приложения


Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать девальвацию многих ценностей: семьи, традиций, природы, образования, в том числе снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа, за которой следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, индивидуализма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании.
Исследования «Левада - центра» говорят, что если в октябре 2000 года 77% респондентов называли себя патриотами России, то к октябрю 2013 года их число снизилось на 8% до 69%. И наоборот, число тех, кто к патриотам себя не относит, выросло с 16% до 19%. Изменился и градус активности патриотизма, ведь одно дело быть готовым что-то сделать для своей страны (в 2000 году людей этого типа было примерно 35%, а сейчас 21%), а другое — просто говорить об этом.
А ведь еще на рубеже XIX-XX вв. видный педагог России П.И. Ковалевский с гневом обращал свое внимание на нравственную сторону этого явления: «Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц» [65,с.13].
Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием, свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне, что находит последующее отражение в конкретных законодательных актах: Законе Российской Федерации «Об образовании», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и являющейся ее логическим продолжением Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 гг.». Программные документы и мероприятия содействуют ценностному самоопределению молодежи, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции.
Еще одним социальным явлением современности, вызывающим тревогу, является рост ксенофобских настроений, причинами которых стали изменения границ, миграционные процессы, не продуманность миграционной политики, коррупция правоохранительных органов, безработица.
Граждане нашей страны готовы что-то сделать ради Родины, только если это будем им во благо.
Согласно опросам социологического центра — ВЦИОМа —, которые были проведены в 2013 году, для многих патриотизм является просто чувством, и лишь 19% связывают это чувство с готовностью что-то делать для блага страны. Изменения патриотических настроений россиян говорят о том, что они в своих отношениях с Родиной стали более прагматичными и готовыми к взаимности только в том случае, если государство начнёт выполнять свои социальные обязательства [44, с. 14].
Такая тенденция провоцирует преступные акты национализма, оскорбляющие историческую память народа. Возрождению социальных движений антигуманной направленности также способствует фальсификация исторических данных, при помощи которой их лидеры манипулируют сознанием молодежи.
Противостоять деструктивному влиянию на молодежь, призвана государственная политика в области воспитания, которая приобретает все более целостный, системный характер. Она направлена на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, на предотвращение искажений системы ценностей и укрепление международного престижа России.
Поэтому в современных российских школах одной из важнейших составных частей воспитательного процесса является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика.
К сожалению, в школах, которые расположены в сельской местности, проблема патриотического воспитания до сих пор остается актуальной.
Это связано с тем, что, во - первых, у сельских детей, наблюдается нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества, проведение досуга ориентировано на развлекательные мероприятия, наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей.
Во - вторых, в работе сельских клубов, домов культур, школ, уделяется недостаточное внимание разработке эффективных форм и методов патриотического воспитания.
В - третьих, деятельность государства по формированию гражданина - патриота, зачастую оказывается неэффективной и нуждается в совершенствовании в соответствии с современными реалиями.
В настоящее время в сельской местности, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного поколения, истинных патриотов своей Родины, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Необходимость объединения в работе по патриотическому воспитанию детей в сельской местности всех социально-культурных и образовательных структур диктуется самим временем.
Состояние разработанности проблемы исследования.Проблема
патриотического воспитания не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро
меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани этой
5
проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого оставили бесценное наследие по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.Еще в период с 60-х по 80-е годы был проведен ряд опытно-экспериментальных работ по проблеме патриотического и интернационального воспитания (А.А. Анциферова [5], М.И. Богомолова [8]). Проведен анализ имеющихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х - середины 90-х годов (Н.И. Васильев [15], А.С. Гаязов [22], А.Ф. Никитин [61], И.Л. Судакова [69], И.М. Тагильцева [72], М.П. Чумакова [83], М.А. Якобсон [86] и др.).
Несмотря на широкое освещение данного вопроса в педагогической, историко - философской литературе, в современных социально - политических условиях, проблема патриотического воспитания будущего поколения продолжает оставаться актуальной и относится к числу недостаточно изученных проблем, нуждающихся в научном обосновании.
Анализ проблемы воспитания у детей младшего школьного возраста в сельской местности чувства патриотизма позволяет выявить противоречие: между изменившимися требованиями современного общества к патриотическому воспитанию детей и не разработанностью педагогических условий и механизмов реализации этого процесса в образовательных учреждениях, находящихся в сельской местности.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: в чем заключается сущность и каковы педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности?
Исходя из актуальности вопроса и наличия данных противоречий, мы определили тему нашего исследования как: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в сельской местности».
Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Объектом исследования выступает процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности будет успешным, если:
- провести теоретический анализ основных понятий исследования: «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
- сформулировать принципы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности;
- выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
2. Сформулировать принципы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
3. Выявить и обосновать педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
4. Проверить эффективность педагогических условий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности вэкспериментальной работе.
Теоретико - методологическая основа исследования. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, которая уходит корнями вглубь веков. Уже Платон в свое время говорил о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Ю. Крижанич [42], Н. Макиавелли [50], И. Фихте [77].
Особое внимание проблеме патриотизма уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого Н.М. Карамзин [36], Н.К. Крупская [43], А.С. Макаренко [48; 49], В.А. Сухомлинский [70; 71], К.Д. Ушинский [75].
Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны защищать и отстаивать интересы государства, любят свое отечество.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
Свое дальнейшее развитие их идеи нашли в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы таких авторов как: И.А. Агаповой [1], М.П. Бузского [11], В.В. Дьяченко [27], Т.С. Комаровой [40], С.А. Козловой [39], Л.Л. Кондрыкинской [41]и др.
Исследования проблемы патриотического воспитания детей в сельской местности нашли свое отражение в работах А. Нарежнева [60], И.Н. Солодовой [68] и др.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого - педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (анкетирование, опрос, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Нижнечекурская средняя школа» Дрожжановского района РТ. В исследовании приняли участие 22 ребенка младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково - теоретическом (с 2015 по 2016 гг.) проводился анализ теоретико - методологических подходов к проблеме, определялись принципы, разрабатывались педагогические условия формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - экспериментальном (с 2015 по 2017 гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (март - май 2017 г.) осуществлялось завершение опытно - экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, чтовыявлены и проверены педагогические условия, позволяющие осуществить патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в сельской местности; формирование чувств гражданственности и любви к большой и малой Родине, готовности к защите Отечества и службе в российской армии, повышение интереса у детей к военной истории Отечества, воспитание и развитие чувства гордости за свою страну; применение разнообразных форм и методов воспитания, направленных на формирование когнитивной, эмоциональной, поведенческой составляющих патриотизма: беседа,
экскурсия, классные часы, метод примера, проведение праздников и мероприятий и т.д.; реализация программы «Мы маленькие патриоты», которая направлена на формирование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать эффективной работе учителей, педагогов - организаторов, классных руководителей по повышению уровня патриотизма у детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий, в разработке и апробированию программы «Мы маленькие патриоты», которые мы применили в процессе формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности. Апробированные педагогические условия могут стать основой для создания методических разработок, которые могут быть использованы в работе педагогов-организаторов, классных руководителей школ по организации патриотического воспитания детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия формирования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
2. Программа патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого - педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня патриотизма у детей младшего школьного возраста в сельской местности; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2016 года, Международная научно - практическая конференция, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально - педагогические технологии работы с различными категориями детей», Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года.
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
- «Исследование уровня сформированности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности» [с. 175-178].
Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей». - Казань: Издательство «Отечество», 2016.- 220 с.
- «К вопросу о патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста в сельской местности» [с. 51-54].
Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 19.- Казань: Издательство «Отечество», 2016.- 204 с.
- «Изучение патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности» [с. 271].
Сборник тезисов Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун¬т. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - Т. 2: Юридический факультет;
Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого; Институт психологии и образования; Институт международных отношений, истории и востоковедения; Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций; Институт экономики, управления и финансов. - 600 с.
- «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в сельской местности» [с.167-169].
Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник материалов Республиканской конференции по вопросам организации работы с детьми и молодежью по месту жительства / М - во по делам молодежи и спорту РТ, ГБУ «Респ. центр молод.инновац. и проф. программ». - Казань, РЦМИПП, 2016. - 193 С.
- «Формирование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности» [с. 39-44].
Сборник статей III Международной научной студенческой конференции «Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития». - Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. - 110 с.
- «Изучение патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях сельской местности» [с. 237-239].
Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности».- Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2017.- 276 с.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы таких авторов как: И.А. Агаповой [1], М.П. Бузского [11], В.В. Дьяченко [27], Т.С. Комаровой [40], С.А. Козловой [39], Л.Л. Кондрыкинской [41]и др.
Исследования проблемы патриотического воспитания детей в сельской местности нашли свое отражение в работах А. Нарежнева [60], И.Н. Солодовой [61] и др.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий.
Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость (И.Е. Кравцов).
Патриотизм состоит из следующих компонентов:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
Патриотическое воспитание - взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Патриотическое воспитание младшего школьника в сельской местности основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников в сельской местности - это своевременное приобщение
их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов. Потому что именно в младшем школьном возрасте активно развиваются важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые затем останутся всю жизнь, помогут обрести своё место в социуме.
Патриотическое воспитание в сельской местности основывается:
- на сменных органах самоуправления в классе;
- в подведении итогов каждого дела;
- в разнообразных и полезных делах для ребят;
- в добровольном участии в любом деле;
- в равноправном участии семьи в воспитательном процессе школы;
- во взаимодействии ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций села.
Формирование активной гражданской позиции происходит на основе участия в социально значимой деятельности, внедрения в педагогический процесс активных форм и методов воспитания, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.
При решении задач патриотического воспитания, по мнению С. В. Марзоева, работа основывается на организационных и функциональных принципах [52].
К организационным принципам патриотического воспитания относятся: принцип объективности, принцип системности, принцип
плановости и принцип нормативности.
К важнейшим функциональным принципам патриотического воспитания следует отнести следующие: принцип государственной и общественной значимости, принцип комплексности, принцип исторической и социальной приоритетности, принцип направленности и адресного подхода, принцип учета факторов национального, регионального самосознания, принцип глобальности и пространственно-временной структуры, принцип структурности и иерархичности.
Психолого - педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «Нижнечекурская средняя школа» Дрожжановского района РТ, с ноября 2015 года по май 2017 года, в эксперименте приняли участие 22 ребенка младшего школьного возраста.
Констатирующий этап эксперимента показал, что по одному из компонентов патриотизма (когнитивному) доминирует низкий уровень, а по двум остальным компонентам (эмоциональный и поведенческий) преобладает средний уровень.
Наиболее эффективными формами и методами патриотического воспитания являются беседы, классные часы, экскурсии, целевые прогулки, посещение военных учебных заведений, игры-занятия, встречи с ветеранами, изготовление подарков для ветеранов, написание творческих работ (сочинений), конкурсы рисунков, организация труда детей, прочтение художественной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов, праздники.
После соблюдения использованных нами педагогических условий и реализации программы патриотического воспитания «Мы маленькие патриоты», мы выявили, что по когнитивному компоненту преобладающим стал средний уровень и составил 63,6%, низкий уровень уменьшился и составил 9,1%. Высокий уровень повысился до 27,3%.
В результате изучения уровнейэмоционального компонентапосле эксперимента мы выявили, что после эксперимента доминирующим стал средний уровень и составил 59,2%, высокий уровень составляет 31,8%, низкий уровень и уровень ниже среднего составили по 4,5%.
Анализ результатов изучения уровней поведенческого компонента после эксперимента позволил нам прийти к следующим выводам: доминирующим является средний уровень и составляет 68,2%, высокий уровень после эксперимента составляет 22,7%, низкий уровень 9,1%.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, чтовыявленные нами педагогические условия, формы и методы патриотического воспитания, которые легли в основу программы «Мы маленькие патриоты», действительно являются эффективным средством патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в сельской местности, так как результаты показали положительную динамику, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.



1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: учеб.пособие / И. А. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину: учеб пособие / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова и др. - М.: Владос, 2005. - 245 с.
3. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания // / Ю.П. Азаров// Воспитание школьников.- 2008. - №6. - С. 3¬11.
4. Алексеев Ю.А., Зуев, М.Н., Ковалев, В.Е. Государственные символы России. Моя Родина - Россия / Ю.А. Алексеев, М.Н. Зуев, В.Е. Ковалев. - М.: Триада - фарм, 2002. - 68 с.
5. Анциферова А.А., Бондаренко А.К. Воспитание гуманных чувств // А.А. Анциферова, А.К. Бондаренко. -М.: 1983.- С. 143-155.
6. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
7. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних / О.Н. Бессонова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №2. - С. 58 - 66.
8. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание
дошкольников/ М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 110 с.
9. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков: под. Ред. Н.М. Борытко.-М.: Академия, 2007. - 496 с.
10. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: учеб.пособие для студентов педагогических институтов/ Л.А. Бублик.- М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
11. Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества: монография / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: Принтерра,
2008. — 84 с.
12. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования: учеб. / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
13. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 37-42.
14. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи /
А.К. Быков. // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 10-21.
15. Васильев Н.И. Ветераны гордость народная / Н.И. Васильев. -
М.: ДОСААФ, 1987. - 78 с. Режим доступа [http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-teoriya-i-praktika-voenno- patrioticheskogo-vospitaniya-uchaschihsya-v-sovremennoy- rossii#ixzz4WQEhuF68]
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л.С Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
17. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л.С Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 321 с.
18. Вырщиков А.Н, Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. // Воспитание школьников. - 2006. - №3 с. 234.
19. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 272 с.
20. Галанин Ю.Г. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС: учеб.пособие / Ю.Г. Галанин. - Челябинск: ЧГНПУ, 2000.- 19 с.
21. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-63.
22. Гаязов A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодёжи на современном этапе / Дисс. докт. пед. наук. - Бирск, 1996. -299 c. Режим доступа [http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 01/dissertaciya-teoriya-i-praktika-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya- uchaschihsya-v-sovremennoy-rossii#ixzz4WQFEeTpZ]
23. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.
24. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2015 годы». Режим доступа: [http: //www.ro svoencentr-rf.ru/pro g/795-pril.doc]
25. Джунусов М. С. Национализм: Словарь-справочник / М.С. Джунусов. - М.: Славянский диалог, 1998. - 288 с.
26. Добролюбов Н.А. Афоризмы и фразы всех времен народов / Н.А. Добролюбов. Режим доступа [http://www.aphorism.ru/author/a4352.shtml]
27. Дьяченко В.В.Теория и практика патриотического воспитания в современной России: монография / В.В. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2001. - 396 с.
28. Евдокимова Т.Н. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе / Т.Н. Евдокимова. - Режим доступа [http: //www.valuj chik.gvarono .ru/metod/work/evdokimova-tn/uvp.pdf]
29. Егорова Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова.- Харьков: Штрих, 2003. — 421 с.
30. Ельницкий К. В. Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России: этнографические очерки / К.В. Ельницкий. - СПб: Издание Д. Д. Полубояринова, 1895. - 141 с.
31. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 1980. - 235 с.
32. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
33. Зеньковский В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. - 154 с.
34. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание на традициях народной педагогики / Н.А. Ивашкина// Специалист. - 2005. - № 4. - С. 37¬38.
35. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. Под.ред. О.А. Платонова. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - С. 10 -11.
36. Карамзин Н.М. История государства российского: монография / Н.М. Карамзин. - М.: типография Н. Греча, 1829. - 584 с.
37. Кириллина М.Н, Мельчина Л.Б. Патриотическое воспитание / М.Н. Кириллина, Л.Б. Мельчина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 5-9.
38. Коган Л.Н. Социология культуры: учеб.пособие / Л.Н. Коган. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1992. - 120 с.
39. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Изд. «Академия», 2006
40. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей: учеб.пособие / Т.С. Комарова, Т.А. Рытанова, Г.В. Быховец и др. - М.: Зимородок , 1997. - 205 с.
41. Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников / Л.А. Кондрыкинская. - М.: Варгус, 2010. - 298 с.
42. Крижанич Ю. Политика: учеб. Пособие / Ю. Крижанич.- М.: "Новый свет", 1997. - 290 с.
43. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников // О коммунистическом воспитании школьников / под.ред. Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
44. Крылов Д.Н. Национал-патриотическая поляна России / Д.Н. Крылов // Новое время. - 2009. - №10 (106). - С. 12-14. 

верноподданническое или гражданское / О.В. Лебедева // Педагогика. - 2003.
- № 9. - С. 77-83.
46. Лутовинов В.И., Иванова, С.Ю. Современный российский патриотизм. / В.И. Лутовинов, С.Ю. Иванова. - Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2008.
- 320 с.
47. Люблинская А. А. Детская психология: учеб.пособие для студентов пе. Инс - ов/ А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — 385 с.
48. Макаренко A.C. Воспитание гражданина/Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
49. Макаренко А.С. Флаги на башнях / А.С. Макаренко.- М.: Правда, 1981. - 351 с.
50. Макиавелли Н. О Военном Искусстве: учеб.пособие / Н. Макиавелли.- М.: Воениздат., 1939. - 225 с.
51. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З. Воспитание детей в семье в духе патриотизма и дружбы народов / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова,
З.З. Гасанова. — М.: СМУР «Academa», 2008. - 144 с.
52. Марзоев С.В. Теория и практика патриотического воспитания:
Содержание, принципы, технологии: диссертация /Дисс. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2000. - 147 с. Режим доступа
[http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-patrioticheskogo-vospitaniya- soderzhanie-printsipy-tekhnologii]
53. Мартышин В.С. Твоя родословная: учеб.пособие по изучению истории семьи и составление родословной / В.С. Мартышин. - М.: Школьная пресса, 2000. - 224 с.
54. Матушкин С.Е. Особенности воспитания молодежи в современных условиях / С.Е. Матушкин // Педагогический вестник. - 2000. - № 3. - С. 13-21.
55. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно - патриотическом образовании учащихся в современной России: монография /
В.Ю. Микрюков. - М.: АВН, 2005. - 166 с.
56. Миловидов А.С., Сапегин П.Е., Симаков А.Л. и др. Патриотическое сознание: сущность и формирование: монография / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Симаков и др.- Новосибирск: Наука, 1985. - 254 с.
57. Михайлова Н.А. Духовно-нравственное развитие школьников в сельском социуме / Н.А. Михайлова, М.И. Сурбатова, А.А. Щербакова // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 3. - с. 37 - 39
58. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств: сборник науч. тр. /сост. В.И. Натарова и др. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
59. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств: сб. науч. тр / сост. Н.В.Алешина, Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.
60. Нарежнев А.Е. Система патриотического воспитания в сельской
местности: диссертация / А.Е. Нарежнев: LAP LAMBERT
AcademicPublishing, 2013
61. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение: учеб пособие / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. - М.: 1990.- 344 с. Режим доступа [ http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-teoriya-i-praktika- patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennoy-rossii#ixzz4WQGsHrck]
62. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты занятий, разработки занятий: сборник науч. тр. / сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
63. Попов Е.О. Правовые основы военно-патриотического
воспитания молодежи в России / Е.О Попов // Право в Вооруженных силах. -
2009. - №6. - С.50 - 54.
64. Попова Е.В., Кленов Л.А. Культурология: учеб.пособие / Е.В. Попов, Л.А. Кленов. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - 251 с.
65. Российская Федерация. Закон «Обосновных гарантиях прав ребенка вРФ»: федеральный закон: (принят 24 июля 1998 года; вред. От 30 июня 2007 г.). Режим доступа [http://www.fpo.ru/istochniki/garantii_prav.html]
66. Ряхов Д.Г. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания в образовании / Д.Г. Ряхов // Среднее профессиональное образование. - 2007. - №6. - С. 12-14.
67. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий: сборник науч. тр. / сост. Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
68. Солодова И.Н. Особенности патриотического воспитания в сельских учебно-воспитательных комплексах / Дисс. канд. пед. наук. - Белгород, 2004. Режим доступа [http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13- 00-01/dissertaciya-osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-v-selskih-uchebno- vospitatelnyh-kompleksah]
69. Судакова, И.Л. Формирование гражданской позиции
старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / И.Л. Судакова,- М., 1995.- 17 с. Режим доступа [http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-sotsialno-kulturnyy-potentsial- duhovogo-muzykalnogo-tvorchestva-v-sisteme-grazhdansko-patrioticheskogo- vospitaniya-molode#ixzz4WQHkHpVS]
70. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - М.: «Просвещение», 1969. - С. 161-153.
71. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - Кишинев: Лумина, 1979. - 612 с.
72. Тагильцева, И.М. Гражданственность личности: Автореф. дисс. .
канд. философ, наук. / И.М. Тагильцева, - М. 1984. - 19 с
83
Режим доступа: [http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
05/dissertaciya-sotsialno-kulturnyy-potentsial-duhovogo-muzykalnogo- tvorchestva-v-sisteme-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya- molode#ixzz4WQHs6rgf]
73. Тишанинова Н.В., Бахтин В.В., Бунтякова Н.А. Добринка спасает сирот: монография / Н.В. Тишанинова, В.В. Бахтин, Н.А. Бунтякова. - М.: Издательство МГУ, 2009. - 285 с.
74. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании / В.Ю. Троицкий // Русский Вестник . - 2004. - № 16 (644). - С. 14.
75. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К.Д. Ушинский. - М: Педагогика, 1974. - 584 с.
76. Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников (во внеучебное время): учеб.пособие / В.Ф. Фарфоровский. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
77. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации: монография / И.Г. Фихте, А. А. Иваненко. — СПб.: Наука, 2009.— 349 с.
78. Фриш A.C. Производственный коллектив и эффективность труда / А.С.Фриш.- М.:Знание, 1973.- 64 с.
79. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1999. - 512 с.
80. Хаустов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание / В.М. Хаустов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4. - С. 325-331.
81. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения / Н.Г. Чернышевский. - т.5. - М.: ГИХЛ, 1932. - 488 с.
82. Чечет В.В. Воспитание патриотических чувств / В.В. Чечет. - М.: Народная асвета, 1997. - 162 с.
83. Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания
гражданской зрелости старшеклассников: Автореф.насоиск.
учен.степ.канд.пед.наук / М.П. Чумакова. - М., 1980. - 16 с.
Режим доступа: [http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya- effektivnost-podgotovki-buduschego-uchitelya-k-grazhdanskomu-vospitaniyu- starsheklassnikov#ixzz4WQI384fk]
84. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. —
С. 107 - 109.
85. Шеффер О.Р. Приоритетные направления в воспитании и социализации подрастающего поколения / О.Р. Шеффер // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 44 - 51.
86. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей: диссертация / П.М. Якобсон. - М., 1964. — 75 с. Режим доступа: [http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-teoriya-i-praktika- patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennoy-rossii#ixzz4WQIDQ8cm]
87. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольни ков: учеб.пособие для студентов и педагогов / Н.Ю. Ясева. - Могилёв: Издательство МГУ, 2000. - 59 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ