ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности 6
1.2 Особенности мотивации в профессиональной деятельности. Понятие
удовлетворенности трудом 19
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей, мотивация в свою очередь одна из первых функций управления. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов.
Важное требование по достижению цели в организации следующее: каждый сотрудник должен стремиться творчески, с энтузиазмом и добровольно идти к этой цели. Мотивация является динамическим процессом, который стимулирует и поддерживает на определенном уровне поведенческую активность индивида. Мотивация - это система стимулирующих факторов (потребности, мотивы, цели, намерения и т.д.), способных влиять на поведение людей, совокупность причин психологических факторов, которые стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека [7].
Для того что бы профессиональная деятельность человека была эффективной, нужно что бы человек знал и понимал мотивы в ней. Разрабатывая эффективную систему форм и методов управления, нужно обращать большое внимание на то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности. Какие мотивы лежат в основе его действий. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
В сегодняшнее время имеется большое количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
Цель нашего исследования выявить различия между «успешными» и «неуспешными» работниками в удовлетворенности трудом и мотивации в профессиональной деятельности, а также выявить взаимосвязь между соответствующими показателями у испытуемых.
Объект исследования: работники Елабужского Завода «П-Д Татнефть - Алабуга Стекловолокно» в возрасте от 25 до 50 лет.
Предмет исследования: мотивация и удовлетворенность трудом.
В нашем исследовании были выдвинуты две гипотезы:
1. Существуют различия между «успешными» и «неуспешными» работниками в удовлетворенности трудом и мотивации.
2. Существует взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности.
Задачи:
1) изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности;
2) дать определение понятиям: мотивация и удовлетворенность;
3) провести исследования удовлетворенности трудом и мотивации, применив методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, тест на удовлетворенность работой Р. Кунина);
4) вывить различия между «успешными» и «не успешными» работниками в удовлетворенности трудом и мотивацией;
5) выявить взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические - проведение исследования с помощью методик: «Мотивация профессиональной
деятельности» К. Замфир и «Тест на удовлетворенность работой» Р. Кунина.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться работниками, с целью улучшения своей профессиональной деятельности.
Эмпирическая база исследования: Елабужский завод «П-Д Татнефть Алабуга Стекловолокно».
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены в сборнике «Новая наука: История становления, современное состояние, перспективы развития» конференции, проводимой Международным центром инновационных исследований «Омега Сайнс».
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к компании. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации.
Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой: содержание и характер работы (ее
интенсивность, значимость, результаты); условия работы; оплата труда, материальное вознаграждение; степень престижности работы; руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров); карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.; окружение, психологический климат в коллективе.
На базе Елабужского Завода «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» было проведено исследование среди рабочих социотехнической сферы, направленная на изучение взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Испытуемыми были люди в возрасте от 25 до 50 лет, в количестве 60 человек.
В ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) провести исследования удовлетворенности трудом, используя методику «Тест на удовлетворенность работой» Р. Кунина;
2) исследовать мотивацию, применив методику «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир;
3) выявить различия между «успешными» и «не успешными» работниками в удовлетворенности трудом и мотивации.
4) выявить взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности.
На первом этапе исследования с помощью опроса мы разделили всех испытуемых на «успешных» и «не успешных».
Затем мы провели методику «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир и получили следующие результаты: 47,7 % «успешных» и 33,3 % «не успешных» испытуемых набрали высокие результаты по внутренней мотивации. Средний результат по данной методике показали 50 % «успешных» и 50% «не успешных» испытуемых. Низкий результат «успешных» - 3,3 %, и «не успешных» испытуемых -16,7%.
Высокий результат по внешней положительной мотивации, у «успешных» испытуемых выявлен у 66,7% случаев, у «не успешных» - 40 %. 30% «успешных» испытуемых и 50% «не успешных» получили средний результат. Низкий результат в минимальной степени по внешней положительной мотивации наблюдается у «успешных» 3,3% и у «неуспешных» 10%.
Высокий результат по внешней отрицательной мотивации у «успешных» испытуемых составил 36,7 %, а у «не успешных» испытуемых - 13,3%.
53,3% «успешных» испытуемых и 60% «не успешных» испытуемых набрали средний результат по внешней отрицательной мотивации. «Успешные» испытуемые набрали 10%, а «не успешные» 26,7 % по внешней отрицательной мотивации.
Далее был проведен тест на удовлетворенность работой Р. Кунина и были получены следующие результаты. Условно разделим всех испытуемых в зависимости от баллов на менее удовлетворенных работой (от 1 до 5 баллов) и более удовлетворенных работой (от 6 до 10 баллов).
Из числа «успешных» испытуемых 83,3 % менее удовлетворены выбранной работой, а 16,7 % испытуемых более удовлетворены своей работой.
Для того чтобы выяснить, есть ли статистические различия между «успешными» и «не успешными» работниками по фактору удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности была применена статистическая обработка данных с помощью t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 2.
Для того чтобы выяснить, есть ли статистические различия между «успешными» и «не успешными» работниками по фактору мотивации профессиональной деятельности была применена также статистическая обработка данных с помощью t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.
Для того чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между мотивацией и удовлетворенностью трудом «успешных» и «не успешных» работников, была применена математическая обработка данных. Для этого использовался параметрический критерий корреляции Пирсона. Результаты представлены в таблице.
1. Адаир Д.Н. Эффективная мотивация. - М. ЭКСМО, 2007. - 480 с.
2. Арутюнян С.А., Минева О.К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
3. Аширов, Д. А. Трудовая мотивация: учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 448 с.
4. Баткаева И.А., Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Митрофанова Е.А., Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 524 с
5. Батоврина Е.В., Зайцева Т.В., Черняева Г.В. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. В.П. Пугачева - М.: ИНФРА- М, 2014. - 394 с
6. Боковня А.Е. Мотивация - основа упр. человеческими ресурсами. -М:НИЦ Инфра-М, 2013. - 144с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 520с.
8. Бычин В.Б., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 с.
9. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность // Под ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2002.- 45 с.
10. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 151 с.
11. Врум В. Труд и мотивация. М.: Экспресс, 1964. - 132 с.
12. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. В 6-ти т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 487 с.
13. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
14. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 378 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом. - 4-е изд., испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2003. -720 с.
16. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 336 с.
17. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. - М.: Политиздат, 1983. - 142 с.
18. Занюк С. С. Психология мотивации. - К.: Ника-Центр, 2001. - 176 с.
19. Захаров В. П. Удовлетворенность трудом. / Под ред. А. А. Крылова. М.: Информат, 1982. - 123 с.
20. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности. - Свердловск: «Просвещение», 2003. - 46 с.
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 394 с.
22. Каверин, С. Б. Мотивация труда. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 180 с.
23. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с
24. Карпов А.В. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер Ком, 2001. - С. 512-514.
25. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
26. Латфуллина Г. Р. Организационное поведение. Учебник для вузов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2007. - 129 с.
27. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2000. - 509 с.
28. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.
29. Линдсей Г. Теории личности. - М.: Педагогика,1999. - 195 с.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 198 с.
31. Лукич Р. М. Материальная мотивация персонала: причины, возможности, ограничения. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 128 с.
32. Лунина В. В. Личностное развитие. Профессиональное развитие. Профессиональный рост // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". - Ставрополь: Северо-Кавказский ун-т, 2008. - № 6. - С.37-41.
33. Мазняк И.О. Трудовая мотивация персонала на российских предприятиях. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 134 с.
34. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.:Питер, 2007. - 672 с
35. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер Ком, 2008. - 585 с.
36. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. - 245 с.
37. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
38. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. // Психологический журнал. - М.: Издательство ИП РАН, 1985. - т. 6. - № 5. - С.62-72
39. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
40. Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале исследования труда горожан-дачников). - Новосибирск: Просвет, 2008. - 240 с.
41. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
42. Рофе А.И. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие. - М: Знание, 1998. - 190 с.
43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии - М.: Педагогика, 2004. - 227 с.
44. Сигов В.И. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 13 - Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2015. - 288 с.
45. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. - М.: Журнал «Управление персоналом», 2005. - 128 с.
46. Тарасова Н.А. Удовлетворенность персонала трудом: понятие. - М. : АСТ, 2004. - 396 с.
47. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Проблемы индивидуальных различий. - М.: Прогресс, 2010. - С.9-20.
48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер. - 2003 - 860 с.
49. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 2012. - 320 с.
50. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга - 2012. - URL: http://genskayformula.com/teoriamotivazia-gerzberg.html (дата обращения: 10.04.2016)