ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕЮ СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования представлений о
справедливости наказании в современном обществе 6
1.1. Проблема справедливости и её восприятия личностью в современной психологии 6
1.2 Специфика восприятия справедливости наказания
(ретрибутивная справедливость) 15
1.3 Психологические аспекты религиозности её влияние на
социальные представления личности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния религиозности личности на восприятие справедливости наказания 30
2.1 Описание методики и выборки исследования 30
2.2 Общие особенности восприятия справедливости наказания
студентами 36
2.3 Специфика восприятия справедливости наказания студентами с
разным типом и уровнем религиозности 39
2.4 Корреляционный анализ статистических данных с
использованием Т-критерия Стьюдента 48
Заключение 60
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования представлений о
справедливости наказании в современном обществе 6
1.1. Проблема справедливости и её восприятия личностью в современной психологии 6
1.2 Специфика восприятия справедливости наказания
(ретрибутивная справедливость) 15
1.3 Психологические аспекты религиозности её влияние на
социальные представления личности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния религиозности личности на восприятие справедливости наказания 30
2.1 Описание методики и выборки исследования 30
2.2 Общие особенности восприятия справедливости наказания
студентами 36
2.3 Специфика восприятия справедливости наказания студентами с
разным типом и уровнем религиозности 39
2.4 Корреляционный анализ статистических данных с
использованием Т-критерия Стьюдента 48
Заключение 60
Список литературы
Актуальность темы. Идея справедливости в современное время играет немаловажную роль в регуляции межличностных отношений в обществе, в формировании и развитии нравственных ценностей и социальных установок. Эти идею касаются проблем распределения жизненных благ, обязанностей каждого человека, восстановление прав, оценка причиненного ущерба.
Никакое государство и общество, нормативные права и акты не станут легитимными, если не будут соответствовать представлениям о справедливости, о справедливых основах жизни в сознании большинства людей. Смысл справедливости как исторического и культурно -этического феномена включает в себе требование соответствия между практической ролью личности в жизни общества и его социальным положением в активной образовательной или профессиональной деятельности.
Психологический подход к понятию справедливости отражают главное предположение: люди оценивают справедливость только в процессе
взаимодействия. В этом процессе каждый человек или группа людей руководствуются на ряде норм и правил, законов и приказов, принятых в обществе, в государстве в целом. Современные психологи (Б.С. Алишев,
О.А. Гулевич), основываясь на философском толковании феномена справедливости, четко разделяют нормы, которые регулируют процесс взаимодействия и его результат. Эти нормативные правила и законы справедливости имеют четыре основных компонента: информационный, процедурный, межличностный и дистрибутивный.
Формирование и развитие восприятия справедливости наказания зависит от способности каждого человека повиноваться «правильным» законам, нормам и правилам жизни, которые ежедневно реализуются в его поведении. Эта способность проявляется в адекватной оценке (самооценке)
личности поведения при взаимодействии с людьми разного социального положения, возраста, национальности. Одновременно с этим, справедливость наказания показывает неразрывную связь справедливости и нравственных законов, подчинение которым служит личным осознанным убеждением личности.
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, идея справедливости является главной ценностью общества - без неё невозможно поддерживать социальный порядок, регулировать взаимоотношения в окружающем пространстве, управлять обществом. С другой стороны, сложно определить, какое место занимает религиозность в жизни современного общества, как это качество личности влияет на восприятие справедливости наказания при совершении какого-либо проступка.
Степень научной изученности. В области изучения подходов к проблеме справедливости известны научные труды М. Лернер, М. Шмитта, И. Липкус, К. Дальберт. Основателем идеи справедливого мира является М. Лернер, который установил зависимость уровня достатка человека, социального статуса и уверенности в том, что мир справедлив. Исследования отечественных авторов - О.А. Гулевич, С.К. Нартовой-Бочавер, В.М. Розина, Л.М. Сосниной позволили иначе взглянуть на идеи и проблемы справедливости. В работах Т.П. Авдуловой, Л.А. Мотылевой отражены проблемы представлений молодежи о справедливости, о личной вере в справедливый мир, которые составляют основу их моральной идентичности.
В последние годы в отечественной психологии увеличилось число работ, отражающих связь между быстрым распространением религиозности в обществе и восприятием справедливости наказания. Освещению проблем религиозности личности, взаимосвязи религиозности и духовности посвятили свои работы О.В. Сучкова, И.В. Дубов, О.Н. Петюкова, Д.М. Чумакова. Религиозность личности и её влияние на восприятие справедливости получила отражение в работах В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.В. Козлова.
восприятие личностью справедливости наказания.
Объект исследования - особенности восприятия справедливости наказания личностью.
Предмет исследования - влияние религиозности личности на восприятие ею справедливости наказания в ситуациях разного типа
Гипотеза исследования: предположение строится на том, что
религиозность личности влияет на социальное познание и восприятие социальных взаимодействий:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего более удовлетворены жизнью, чем нерелигиозный студенты;
б) религиозность личности влияет на восприятие справедливости наказания в ситуациях социальных взаимодействий.
Задачи исследования:
1. Определить проблему справедливости и её восприятия личностью в современной психологии.
2. Охарактеризовать психологические аспекты религиозности и её влияния на социальные представления личности.
3. Выявить влияние уровня религиозности на восприятие справедливости наказания.
4 Определить влияние религиозности личности на ее удовлетворенность жизнью
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: опросные и тестовые методы:
Методики исследования:
1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
4
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
База исследования: в исследовании принимали студенты разных ВУЗов в количестве 80 человек, из них 25 студентов 1 курса, 25 студентов 2 курса, 30 студентов 3 курса.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации новых подходов к освещению проблем справедливости, включая ретрибутивную справедливость, в современном обществе, к характеристике религиозности как феномена общества.
Практическая значимость исследования.
Экспериментальные результаты исследования можно использовать при работе в студенческой среде, при подготовке семинара или дискуссии по проблеме исследования.
Никакое государство и общество, нормативные права и акты не станут легитимными, если не будут соответствовать представлениям о справедливости, о справедливых основах жизни в сознании большинства людей. Смысл справедливости как исторического и культурно -этического феномена включает в себе требование соответствия между практической ролью личности в жизни общества и его социальным положением в активной образовательной или профессиональной деятельности.
Психологический подход к понятию справедливости отражают главное предположение: люди оценивают справедливость только в процессе
взаимодействия. В этом процессе каждый человек или группа людей руководствуются на ряде норм и правил, законов и приказов, принятых в обществе, в государстве в целом. Современные психологи (Б.С. Алишев,
О.А. Гулевич), основываясь на философском толковании феномена справедливости, четко разделяют нормы, которые регулируют процесс взаимодействия и его результат. Эти нормативные правила и законы справедливости имеют четыре основных компонента: информационный, процедурный, межличностный и дистрибутивный.
Формирование и развитие восприятия справедливости наказания зависит от способности каждого человека повиноваться «правильным» законам, нормам и правилам жизни, которые ежедневно реализуются в его поведении. Эта способность проявляется в адекватной оценке (самооценке)
личности поведения при взаимодействии с людьми разного социального положения, возраста, национальности. Одновременно с этим, справедливость наказания показывает неразрывную связь справедливости и нравственных законов, подчинение которым служит личным осознанным убеждением личности.
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, идея справедливости является главной ценностью общества - без неё невозможно поддерживать социальный порядок, регулировать взаимоотношения в окружающем пространстве, управлять обществом. С другой стороны, сложно определить, какое место занимает религиозность в жизни современного общества, как это качество личности влияет на восприятие справедливости наказания при совершении какого-либо проступка.
Степень научной изученности. В области изучения подходов к проблеме справедливости известны научные труды М. Лернер, М. Шмитта, И. Липкус, К. Дальберт. Основателем идеи справедливого мира является М. Лернер, который установил зависимость уровня достатка человека, социального статуса и уверенности в том, что мир справедлив. Исследования отечественных авторов - О.А. Гулевич, С.К. Нартовой-Бочавер, В.М. Розина, Л.М. Сосниной позволили иначе взглянуть на идеи и проблемы справедливости. В работах Т.П. Авдуловой, Л.А. Мотылевой отражены проблемы представлений молодежи о справедливости, о личной вере в справедливый мир, которые составляют основу их моральной идентичности.
В последние годы в отечественной психологии увеличилось число работ, отражающих связь между быстрым распространением религиозности в обществе и восприятием справедливости наказания. Освещению проблем религиозности личности, взаимосвязи религиозности и духовности посвятили свои работы О.В. Сучкова, И.В. Дубов, О.Н. Петюкова, Д.М. Чумакова. Религиозность личности и её влияние на восприятие справедливости получила отражение в работах В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.В. Козлова.
восприятие личностью справедливости наказания.
Объект исследования - особенности восприятия справедливости наказания личностью.
Предмет исследования - влияние религиозности личности на восприятие ею справедливости наказания в ситуациях разного типа
Гипотеза исследования: предположение строится на том, что
религиозность личности влияет на социальное познание и восприятие социальных взаимодействий:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего более удовлетворены жизнью, чем нерелигиозный студенты;
б) религиозность личности влияет на восприятие справедливости наказания в ситуациях социальных взаимодействий.
Задачи исследования:
1. Определить проблему справедливости и её восприятия личностью в современной психологии.
2. Охарактеризовать психологические аспекты религиозности и её влияния на социальные представления личности.
3. Выявить влияние уровня религиозности на восприятие справедливости наказания.
4 Определить влияние религиозности личности на ее удовлетворенность жизнью
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: опросные и тестовые методы:
Методики исследования:
1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
4
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
База исследования: в исследовании принимали студенты разных ВУЗов в количестве 80 человек, из них 25 студентов 1 курса, 25 студентов 2 курса, 30 студентов 3 курса.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации новых подходов к освещению проблем справедливости, включая ретрибутивную справедливость, в современном обществе, к характеристике религиозности как феномена общества.
Практическая значимость исследования.
Экспериментальные результаты исследования можно использовать при работе в студенческой среде, при подготовке семинара или дискуссии по проблеме исследования.
Религия в жизни человека занимает значительное место. Любые религиозные воззрения человека - это система его ценностей и способов понимания мира. Поэтому подавляющее большинство верующих не разбираются в сложных политических и социальных проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают какой-либо вариант, который отвечает их психологическому настрою. Религиозные воззрения у человека формируются средой и теми факторами, влиянию которых он был наиболее подвержен.
В первой главе мы рассмотрели теоретические положения по выбранной нами теме.
Нами была рассмотрена проблема справедливости и её восприятие личностью в современной психологии. Нами было выявлено, что справедливость как социально-психологическая установка человека (общества) формируется и развивается на инстинктивном уровне с учетом культурных особенностей времени и национального менталитета. Кроме этого, оценка справедливости происходящих событий в личной и общественной жизни служит главным регулятором взаимодействия людей в любой сфере деятельности, включая образовательный процесс. Стремление достичь поставленных целей приводит к тому, что каждый человек сам соблюдает нормы и правила, законы и установки, принятые в обществе. Однако лучше всего удается отследить, как ведут себя окружающие их люди. Эти действия и сформированные ожидания оказывают влияние на коммуникативный процесс, на процесс активного взаимодействия, на проявление различных когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций. Процесс воздействия оценки справедливости на межличностные отношения складывается из обычной схемы: «когниции - эмоции -
намерения - поведение». Вера в справедливость создает опору жизни, ощущение надежности и стабильности.
При решении второй задачи была рассмотрена специфика восприятия справедливости наказания (ретрибутивную справедливость). Оценка справедливости наказания начинается с размышления, которое касается конкретной личности или группы лиц, обстоятельств, в которых был совершен проступок, и серьезности его последствий. На начальном этапе результаты проступка оцениваются с учетом его серьезности и той меры, в которой конкретный человек несет ответственность за его совершение. Справедливость наказания в большинстве случаев определяется факторами контекстуального характера: причинами действий и намерениями человека, совершившего правонарушение.
Измерение справедливости наказания строится на уровне сформированности нравственных ценностей и личного отношения к справедливости или несправедливости окружающего мира. А.А. Бодалев, А.Н. Славская, исследуя психологию межличностного взаимодействия подчеркивают главную мысль: восприятие справедливости наказания зависит от двух социальных факторов: возраста людей и социального статуса (положения в обществе).
При решении третьей задачи дана характеристика психологических аспектов религиозности и её влияния на социальные представления личности.При исследовании специфики религиозной личности в психологии ведущее место занимает проблема социальной установки. Если процесс адаптации личности в социуме объясняется тем, как она усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его в реальных жизненных ситуациях, то формирование социальных установок личности с религиозной направленностью отвечает на вопрос: как усвоенные
религиозные идеи преломляются в жизни.
В практической главе была решена задача: выявить влияние уровня
религиозности на восприятие справедливости наказания.
59
В качестве диагностического инструментария, было выбрано три методики и информационная анкета: 1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
Информационная анкета включала стандартные вопросы, позволяющие
определить не только пол, национальность, отношение к религии - степень религиозности. Анкетирование способствовало не только сбору социальных данных о студентах разных вузов, но и определению степени религиозности среди молодого поколения. 42 студента имеют высокие баллы по Шкале религиозности: они составляют в выборе студентов 8-10 баллов. Данный выбор свидетельствует о сознательном выборе социально-значимого фактора - религиозность. У 38 студентов степень религиозности ярко не выражена, поэтому они не дали ответов на данные вопросы (№ 6-7).
У студентов с фактором религиозности преобладают варианты ответов: на первом месте у них стоит принцип необходимости вынести словесное порицание. Это объясняется тем, что они готовы простить людей, которые совершили проступок, главное, что человек признался в содеянном и раскаялся. Этот вариант ответа наблюдался по отношению к родственникам, друзьям, близким знакомым.
На основании проведенного исследования наше предположение подтвердилось: религиозность личности имеет закономерные взаимосвязи с социальным взаимодействием в обществе:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего удовлетворены жизнью и счастливы;
б) религиозность личность влияет на понятие справедливости личности и социальные установки.
В первой главе мы рассмотрели теоретические положения по выбранной нами теме.
Нами была рассмотрена проблема справедливости и её восприятие личностью в современной психологии. Нами было выявлено, что справедливость как социально-психологическая установка человека (общества) формируется и развивается на инстинктивном уровне с учетом культурных особенностей времени и национального менталитета. Кроме этого, оценка справедливости происходящих событий в личной и общественной жизни служит главным регулятором взаимодействия людей в любой сфере деятельности, включая образовательный процесс. Стремление достичь поставленных целей приводит к тому, что каждый человек сам соблюдает нормы и правила, законы и установки, принятые в обществе. Однако лучше всего удается отследить, как ведут себя окружающие их люди. Эти действия и сформированные ожидания оказывают влияние на коммуникативный процесс, на процесс активного взаимодействия, на проявление различных когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций. Процесс воздействия оценки справедливости на межличностные отношения складывается из обычной схемы: «когниции - эмоции -
намерения - поведение». Вера в справедливость создает опору жизни, ощущение надежности и стабильности.
При решении второй задачи была рассмотрена специфика восприятия справедливости наказания (ретрибутивную справедливость). Оценка справедливости наказания начинается с размышления, которое касается конкретной личности или группы лиц, обстоятельств, в которых был совершен проступок, и серьезности его последствий. На начальном этапе результаты проступка оцениваются с учетом его серьезности и той меры, в которой конкретный человек несет ответственность за его совершение. Справедливость наказания в большинстве случаев определяется факторами контекстуального характера: причинами действий и намерениями человека, совершившего правонарушение.
Измерение справедливости наказания строится на уровне сформированности нравственных ценностей и личного отношения к справедливости или несправедливости окружающего мира. А.А. Бодалев, А.Н. Славская, исследуя психологию межличностного взаимодействия подчеркивают главную мысль: восприятие справедливости наказания зависит от двух социальных факторов: возраста людей и социального статуса (положения в обществе).
При решении третьей задачи дана характеристика психологических аспектов религиозности и её влияния на социальные представления личности.При исследовании специфики религиозной личности в психологии ведущее место занимает проблема социальной установки. Если процесс адаптации личности в социуме объясняется тем, как она усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его в реальных жизненных ситуациях, то формирование социальных установок личности с религиозной направленностью отвечает на вопрос: как усвоенные
религиозные идеи преломляются в жизни.
В практической главе была решена задача: выявить влияние уровня
религиозности на восприятие справедливости наказания.
59
В качестве диагностического инструментария, было выбрано три методики и информационная анкета: 1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
Информационная анкета включала стандартные вопросы, позволяющие
определить не только пол, национальность, отношение к религии - степень религиозности. Анкетирование способствовало не только сбору социальных данных о студентах разных вузов, но и определению степени религиозности среди молодого поколения. 42 студента имеют высокие баллы по Шкале религиозности: они составляют в выборе студентов 8-10 баллов. Данный выбор свидетельствует о сознательном выборе социально-значимого фактора - религиозность. У 38 студентов степень религиозности ярко не выражена, поэтому они не дали ответов на данные вопросы (№ 6-7).
У студентов с фактором религиозности преобладают варианты ответов: на первом месте у них стоит принцип необходимости вынести словесное порицание. Это объясняется тем, что они готовы простить людей, которые совершили проступок, главное, что человек признался в содеянном и раскаялся. Этот вариант ответа наблюдался по отношению к родственникам, друзьям, близким знакомым.
На основании проведенного исследования наше предположение подтвердилось: религиозность личности имеет закономерные взаимосвязи с социальным взаимодействием в обществе:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего удовлетворены жизнью и счастливы;
б) религиозность личность влияет на понятие справедливости личности и социальные установки.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Эсхатологические мотивы в сочинениях Ивана IV
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВО ВЗГЛЯДАХ И В УЧЕНИИ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - Процессуальные, тактические и психологические аспекты усмотрения следователя
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ РЯЗАНЕЦ:
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В 20-Х - 30-Х ГГ. XVI В.
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Христианская и мусульманская цивилизации: сотрудничество и противостояние (VII-XIII вв.)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - ИДЕЯ ЗАГРОБНОГО ВОЗДАЯНИЯ В РИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ BIB. ДО Н.Э.-IB. Н.Э.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ, ТАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСМОТРЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Диссидентское движение: взаимодействие творческой интеллигенции и власти в СССР в 1970-е гг.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



