Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕЮ СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ

Работа №58198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования представлений о
справедливости наказании в современном обществе 6
1.1. Проблема справедливости и её восприятия личностью в современной психологии 6
1.2 Специфика восприятия справедливости наказания
(ретрибутивная справедливость) 15
1.3 Психологические аспекты религиозности её влияние на
социальные представления личности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния религиозности личности на восприятие справедливости наказания 30
2.1 Описание методики и выборки исследования 30
2.2 Общие особенности восприятия справедливости наказания
студентами 36
2.3 Специфика восприятия справедливости наказания студентами с
разным типом и уровнем религиозности 39
2.4 Корреляционный анализ статистических данных с
использованием Т-критерия Стьюдента 48
Заключение 60
Список литературы

Актуальность темы. Идея справедливости в современное время играет немаловажную роль в регуляции межличностных отношений в обществе, в формировании и развитии нравственных ценностей и социальных установок. Эти идею касаются проблем распределения жизненных благ, обязанностей каждого человека, восстановление прав, оценка причиненного ущерба.
Никакое государство и общество, нормативные права и акты не станут легитимными, если не будут соответствовать представлениям о справедливости, о справедливых основах жизни в сознании большинства людей. Смысл справедливости как исторического и культурно -этического феномена включает в себе требование соответствия между практической ролью личности в жизни общества и его социальным положением в активной образовательной или профессиональной деятельности.
Психологический подход к понятию справедливости отражают главное предположение: люди оценивают справедливость только в процессе
взаимодействия. В этом процессе каждый человек или группа людей руководствуются на ряде норм и правил, законов и приказов, принятых в обществе, в государстве в целом. Современные психологи (Б.С. Алишев,
О.А. Гулевич), основываясь на философском толковании феномена справедливости, четко разделяют нормы, которые регулируют процесс взаимодействия и его результат. Эти нормативные правила и законы справедливости имеют четыре основных компонента: информационный, процедурный, межличностный и дистрибутивный.
Формирование и развитие восприятия справедливости наказания зависит от способности каждого человека повиноваться «правильным» законам, нормам и правилам жизни, которые ежедневно реализуются в его поведении. Эта способность проявляется в адекватной оценке (самооценке)
личности поведения при взаимодействии с людьми разного социального положения, возраста, национальности. Одновременно с этим, справедливость наказания показывает неразрывную связь справедливости и нравственных законов, подчинение которым служит личным осознанным убеждением личности.
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, идея справедливости является главной ценностью общества - без неё невозможно поддерживать социальный порядок, регулировать взаимоотношения в окружающем пространстве, управлять обществом. С другой стороны, сложно определить, какое место занимает религиозность в жизни современного общества, как это качество личности влияет на восприятие справедливости наказания при совершении какого-либо проступка.
Степень научной изученности. В области изучения подходов к проблеме справедливости известны научные труды М. Лернер, М. Шмитта, И. Липкус, К. Дальберт. Основателем идеи справедливого мира является М. Лернер, который установил зависимость уровня достатка человека, социального статуса и уверенности в том, что мир справедлив. Исследования отечественных авторов - О.А. Гулевич, С.К. Нартовой-Бочавер, В.М. Розина, Л.М. Сосниной позволили иначе взглянуть на идеи и проблемы справедливости. В работах Т.П. Авдуловой, Л.А. Мотылевой отражены проблемы представлений молодежи о справедливости, о личной вере в справедливый мир, которые составляют основу их моральной идентичности.
В последние годы в отечественной психологии увеличилось число работ, отражающих связь между быстрым распространением религиозности в обществе и восприятием справедливости наказания. Освещению проблем религиозности личности, взаимосвязи религиозности и духовности посвятили свои работы О.В. Сучкова, И.В. Дубов, О.Н. Петюкова, Д.М. Чумакова. Религиозность личности и её влияние на восприятие справедливости получила отражение в работах В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.В. Козлова.
восприятие личностью справедливости наказания.
Объект исследования - особенности восприятия справедливости наказания личностью.
Предмет исследования - влияние религиозности личности на восприятие ею справедливости наказания в ситуациях разного типа
Гипотеза исследования: предположение строится на том, что
религиозность личности влияет на социальное познание и восприятие социальных взаимодействий:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего более удовлетворены жизнью, чем нерелигиозный студенты;
б) религиозность личности влияет на восприятие справедливости наказания в ситуациях социальных взаимодействий.
Задачи исследования:
1. Определить проблему справедливости и её восприятия личностью в современной психологии.
2. Охарактеризовать психологические аспекты религиозности и её влияния на социальные представления личности.
3. Выявить влияние уровня религиозности на восприятие справедливости наказания.
4 Определить влияние религиозности личности на ее удовлетворенность жизнью
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: опросные и тестовые методы:
Методики исследования:
1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
4
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
База исследования: в исследовании принимали студенты разных ВУЗов в количестве 80 человек, из них 25 студентов 1 курса, 25 студентов 2 курса, 30 студентов 3 курса.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации новых подходов к освещению проблем справедливости, включая ретрибутивную справедливость, в современном обществе, к характеристике религиозности как феномена общества.
Практическая значимость исследования.
Экспериментальные результаты исследования можно использовать при работе в студенческой среде, при подготовке семинара или дискуссии по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Религия в жизни человека занимает значительное место. Любые религиозные воззрения человека - это система его ценностей и способов понимания мира. Поэтому подавляющее большинство верующих не разбираются в сложных политических и социальных проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают какой-либо вариант, который отвечает их психологическому настрою. Религиозные воззрения у человека формируются средой и теми факторами, влиянию которых он был наиболее подвержен.
В первой главе мы рассмотрели теоретические положения по выбранной нами теме.
Нами была рассмотрена проблема справедливости и её восприятие личностью в современной психологии. Нами было выявлено, что справедливость как социально-психологическая установка человека (общества) формируется и развивается на инстинктивном уровне с учетом культурных особенностей времени и национального менталитета. Кроме этого, оценка справедливости происходящих событий в личной и общественной жизни служит главным регулятором взаимодействия людей в любой сфере деятельности, включая образовательный процесс. Стремление достичь поставленных целей приводит к тому, что каждый человек сам соблюдает нормы и правила, законы и установки, принятые в обществе. Однако лучше всего удается отследить, как ведут себя окружающие их люди. Эти действия и сформированные ожидания оказывают влияние на коммуникативный процесс, на процесс активного взаимодействия, на проявление различных когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций. Процесс воздействия оценки справедливости на межличностные отношения складывается из обычной схемы: «когниции - эмоции -
намерения - поведение». Вера в справедливость создает опору жизни, ощущение надежности и стабильности.
При решении второй задачи была рассмотрена специфика восприятия справедливости наказания (ретрибутивную справедливость). Оценка справедливости наказания начинается с размышления, которое касается конкретной личности или группы лиц, обстоятельств, в которых был совершен проступок, и серьезности его последствий. На начальном этапе результаты проступка оцениваются с учетом его серьезности и той меры, в которой конкретный человек несет ответственность за его совершение. Справедливость наказания в большинстве случаев определяется факторами контекстуального характера: причинами действий и намерениями человека, совершившего правонарушение.
Измерение справедливости наказания строится на уровне сформированности нравственных ценностей и личного отношения к справедливости или несправедливости окружающего мира. А.А. Бодалев, А.Н. Славская, исследуя психологию межличностного взаимодействия подчеркивают главную мысль: восприятие справедливости наказания зависит от двух социальных факторов: возраста людей и социального статуса (положения в обществе).
При решении третьей задачи дана характеристика психологических аспектов религиозности и её влияния на социальные представления личности.При исследовании специфики религиозной личности в психологии ведущее место занимает проблема социальной установки. Если процесс адаптации личности в социуме объясняется тем, как она усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его в реальных жизненных ситуациях, то формирование социальных установок личности с религиозной направленностью отвечает на вопрос: как усвоенные
религиозные идеи преломляются в жизни.
В практической главе была решена задача: выявить влияние уровня
религиозности на восприятие справедливости наказания.
59
В качестве диагностического инструментария, было выбрано три методики и информационная анкета: 1. Анкета (информационная).
2. Методика «Анализ ситуаций. Справедливость решения».
3. Сокращенный тест К. Льюнга, названный им "Социальные аксиомы".
4. Методика «Шкала удовлетворенности жизнью Диенера».
Информационная анкета включала стандартные вопросы, позволяющие
определить не только пол, национальность, отношение к религии - степень религиозности. Анкетирование способствовало не только сбору социальных данных о студентах разных вузов, но и определению степени религиозности среди молодого поколения. 42 студента имеют высокие баллы по Шкале религиозности: они составляют в выборе студентов 8-10 баллов. Данный выбор свидетельствует о сознательном выборе социально-значимого фактора - религиозность. У 38 студентов степень религиозности ярко не выражена, поэтому они не дали ответов на данные вопросы (№ 6-7).
У студентов с фактором религиозности преобладают варианты ответов: на первом месте у них стоит принцип необходимости вынести словесное порицание. Это объясняется тем, что они готовы простить людей, которые совершили проступок, главное, что человек признался в содеянном и раскаялся. Этот вариант ответа наблюдался по отношению к родственникам, друзьям, близким знакомым.
На основании проведенного исследования наше предположение подтвердилось: религиозность личности имеет закономерные взаимосвязи с социальным взаимодействием в обществе:
а) юноши и девушки, имеющие высокие показатели по шкале «религиозность» чаще всего удовлетворены жизнью и счастливы;
б) религиозность личность влияет на понятие справедливости личности и социальные установки.



1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская// Психологический журнал. - 2004. - №4. - С.39-55.
2. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №5. - С.38-47.
3. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия / В.С. Агеев // Психологический журнал. - 2009. - №2. - С.63-70.
4. Авдулова Т.П. Моральное развитие в отрочестве: Сборник научных статей. Феменология современного детства / под ред. Т.Д. Марцинковской. Часть 2. - М.: ФИРО, 2013 - 370с..
5. Авдулова Т.П. Социальные представления юношей, склонных к риску / Т.П. Авдулова, Л.А. Мотылева // Экспериментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 105-116.
6. Алишев Б.С. Интерпретация человеком реальности и ее ценностные основания / Б.С. Алишев// Психология в Казанском университете. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.М.Попова. - Казань: КГУ, 2004. - С.83-96.
7. Алишев Б.С. Ментальные основания социальных представлений личности // Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: ИПП ПО РАО, 2005. - С.5-21.
8. Алишев Б.С. К проблеме формирования ценностных представлений личности / Б.С. Алишев// Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. А.В.Капцов,
Л.В.Карпушина, О.А.Чаденкова. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. - С.104-113.
9. Алишев Б.С. Представления о свободе у современных студентов / Б.С. Алишев// Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С.99-108.
10. Алишев Б.С., Аникеенко О.А. Студенты о справедливости в сфере распределения // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С.99-108.
11. Алишев Б.С., Аникеенок О.А., Крючкова А.И. Особенности восприятия справедливости наказания в разных культурах // Вопросы психологии. - №1- 2010. - с.44-56.
12. Андреева Г.М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании/ Г.М. Андреева. - М., 2011. - 360с.
13. Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - С.182-198.
14. Астанина Н.Б., Голубеева С.А. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости у взрослых людей // Клиническая и специальная психология. - 2014. - № 2.
15. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. - Автореф. дисс... канд. психол. наук. - Казань, 2007. - 180с.
16. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов учения. Дисс. канд. психол. наук. - Краснодар, 2009. - 168с.
17. Белохвостова О.И. Динамика стилей учебной деятельности студентов при преодолении психологических барьеров. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб, 2013. - 190с.
18. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. - М., 2013. - 180с.
19. Буденная О.М., Свистунова Е.В. Субъективное восприятие справедливости мира подростками с девиантным поведением и их родителями. - М.: МГПУ, 2013. - 120с.
20. Велиев С.А. Принципы назначения наказания: Принцип
справедливости и его реализация при назначении наказания. - СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2014. - 388с.
21. Галюк А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: Дис... канд. социол. наук. - Екатеринбург,
2004. - 145с.
22. Голынчик Е.О., Гулевич О.А. Обыденные представления о справедливости // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С.80-92.
23. Голынчик Е.О., Гулевич О.А. Условия выбора норм дистрибутивной справедливости // Психологический журнал. - 2004. - Т.25, №3. - С.53-60.
24. Гофман И. Представление себя и других в повседневной жизни / Пер. с англ. - М. «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2010. - 304с.
25. Грановская Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. - СПб.: Изд- во «Речь», 2014. - 576 с.
26. Грехнев В.С. Психологический фактор в системе правосознания. - М., 2012. - 233с.
27. Гулевич О.А. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии. - 2003. - С.
28. Гулевич О.А. Влияние восприятия справедливости действий человека на представление о нем и причинах его поведения. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2010. - 46с.
29. Гулевич О.А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. - 260с.
30. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам. - лектронный
ресурс. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Dubov_2014
63
31. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2011. - № 6. - С. 39-47.
32. Зубкова В.И. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания // Вестник института: ВИПЭ ФСИН. - 2015. - С. 10-16.
33. Инсарова Н.Г. Факторы личности и среды при формировании экстремальных установок у молодежи // Н.Г. Инсарова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2014. № 1. С.77-84.
34. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 236.
35. Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции / М.И. Козлов. - Архангельск: КИРА, 2010. - 201с.
36. Мальцев Г.В. Справедливость возмездия и воздаяния: ретрибутивный подход. - М., 2011. - 207с.
37. Методы изучения социальных и ценностных представлений студентов. Методические рекомендации / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2006. - 48с.
38. Нартова-Бочавер С.К. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования / С.К. Нартова-Бочавер, Н.Б. Астанина // Психологический журнал. - 2014. - № 1.- C. 16-32.
39. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. - 2014. - № 2.
40. Петюкова О.Н. Влияние религиозного фактора на формирование правосознания современного российского общества в контексте международного права / О.Н. Петюкова // Право и управление ХХ1век. - 2008. - № 2(7). - С. 91-97.
41. Представления современных студентов о жизненных ценностях и своем профессиональном будущем. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2006. - 152с.
42. Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: ИСПО РАО, 2005. - 96 с.
43. Психологические механизмы формирования оценочных суждений.
- Саратов, 2009. - 189с.
44. Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Изд- во Социально-политическая МЫСЛЬ, 2012. - 244 с.
45. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 2011. - 180с.
46. Резников Е.Н. Психология межличностного познания // Социальная психология. - М., 2012. - С. 146-164.
47. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 2005. - 290с.
48. Розин В.М. Проблема и три значения справедливости Электронный философский журнал Уох//Голос: http://vox-jomal.org. Выпуск 14. - 2013.
49. Славская А.Н. К вопросу об интерпретации личности // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии.- М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010.- С.25-29.
50. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии.- М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010.
51. Соснина Л.М. Тенденция исследования справедливости в зарубежной социальной психологии // Психологический журнал. - 2006. Т.27. - № 5. - С. 40-49.
52. Социологический словарь / отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев.
- М., 2014. - С. 494-496.
53. Степанова З.Н. Социально-философский феномен категории справедливости / З.Н. Степанова, В.А. Федотов // Вестник Чувашского
университета. - 2012. - № 1. - С. 110-116.
65
54. Сучкова О.В. Методика изучения социально-психологического свойства личности «Религиозность» // Вестник Тверского государственного университета. - 2008. - № 13 (73). - С. 136 - 146.
55. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности. - СПб., 2009. - 180с.
56. Третьяк О.А. Исследование восприятия справедливости в межфирменных взаимоотношениях/ О.А. Третьяк, Н.И. Попов, Л.К. Шир // Вестник СПбГУ. - 2012. - № 2. - С. 64-78.
57. Чумакова Д.М. Взаимосвязь религиозной личности и социального взаимодействия в семье / под. Ред. Р.В. Овчаровой. - Курган, 2014. - 165с.
58. Dalbert C. The world is more just for me than generally: About the personal belief in a just world scale’s validity // Social Justice Research. - 2009. V.
12. P. 79-98.
59. Lerner M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. N.Y.: Plenum. 1990.
60. Maes J. Immanent justice and ultimate justice: Two ways of believing in justice // Responses to victimizations and belief in a just world / Eds.: L. Montada,M. Lerner. N. Y.: Plenum, 1998. P. 9-40.
61. Mikula G. On the experience of injustice // European Review of Social Psychology / Eds.: W. Stroebe& M. Hewstone. Chichester: Wiley, 1993. V. 4. P. 223-244.
62. Schmitt M., Gollwitzer M., Maes J., Arbach D. Justice sensitivity: Assessment and location in the personality space // European Journal of Psychological Assessment. - 2005. V. 21. P. 202-211.
63. Strelan P., Sutton R.M. When just-world beliefs promote and when they inhibit forgiveness // Personality and Individual Differences. 2011. V. 50. P. 163168.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ