Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Документальное и псевдодокументальное в современной русской прозе

Работа №58164

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы31
Год сдачи2015
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
Литература с документальным началом: теоретические аспекты 6
Документальное начало в романе А. Понизовского «Обращение в слух» 13
Псевдодокументальное начало в художественном мире романа Е. Водолазки- на «Соловьев и Ларионов» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Тема нашей курсовой работы - изучение документального и псевдодокументального начала в современной русской прозе.
Произведения, основанные на документальном материале, получили наибольшее распространение в XX веке, когда факт в литературе, наконец, приобрел самостоятельное эстетическое значение. Документальность стала играть роль свидетельства, которое способно рассказать настоящую правду об исторических событиях («Архипелаг ГУЛАГе» А. Солженицына, «Я из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля и В. Колесника, «Колымские рассказы» В. Шарламова). В то же время появляется и литература, нацеленная на создание иллюзии достоверности: в ней псевдодокументальность играет роль художественного приема (книги С. Довлатова).
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в современной русской прозе литература с документальным и псевдодокументальным началом является одним из самых распространенных направлений, которое порой даже оттесняет на второй план собственно художественные произведения. В обществе возрос интерес к литературе «нон-фикшн», и само это название расширило свое первоначальное значение и стало синонимом интеллектуальной, качественной литературы - во многом благодаря одноименной ежегодной книжной ярмарке.
Большинство книжных новинок - это именно проза с документальным началом, литературные журналы часто организуют обсуждение, посвященные данной теме (дискуссии журнала «Знамя» - от 2003 года до 2013 года). Лауреатами престижных литературных премий последних лет становятся авторы с документальными или художественно-документальными произведениями («Обитель» З. Прилепина, «Завод "Свобода"» К. Букши, «Возвращение в Панджурд» А. Волоса).
Вместе с тем нельзя не заметить, что документальное и псевдодокументальное изменили свою роль по сравнению с той, которую они играли в литературе XX века. То направление - документ как историческое свидетельство - продолжает С. Алексиевич, последовательница А. Адамовича. В основном же документальная литература, используя метод Адамовича и Алексиевич - запись на пленку историй реальных людей - теперь выступает не способом анализа общественных и исторических проблем, основанном на непосредственных источниках, а «проводником» в неизведанные стороны человеческой жизни. Этим была обусловлена популярность (яркая, но короткая) таких книг, как «Гастарбайтер» Э. Багирова, «Дневник смертницы» М. Ахмедовой, «Обращение в слух» А. Понизовского.
Тем не менее установка на документальную «правду жизни», в художественной литературе подхваченная, например, писателями «нового реализма», не всегда оказывается эстетически полноценной. В то же время проникающее в литературу псевдодокументальное начало, напротив, расширяет возможности текста и становится подлинно художественным средством, творчески переработанным материалом, как в книгах М. Шишкина, Л. Улицкой, Е. Водолазкина.
Необходимо представить теоретическое обоснование нашего исследования. В основном мы опирались на работу Е. Г. Местергази «Литература нон-фикшн/non-fiction. Экспериментальная энциклопедия. Русская версия», посвященную комплексному исследованию различных видов документальной литературы, для этой же цели мы привлекли и работу Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе». Для изучения взаимодействия документального и художественного в современной русской прозе мы использовали статью И. М. Каспэ «Когда говорят вещи: документ и документность в русской литературе 2000-х» и учебное пособие М. А. Черняк «Современная русская литература». Наконец, для анализа выбранных произведений мы также рассматривали публикации критиков в литературных журналах.
Объектом исследования являются тексты романов «Обращение в слух» А. Понизовского и «Соловьев и Ларионов» Е. Водолазкина, которые кажутся нам двумя характерными представителя интересующих направлений - документального и псевдодокументального. Предмет исследования - документальное и псевдодокументальное начала в данных произведениях на уровне образной структуры произведения, его композиции. При анализе романа Понизовского предметом исследования также является техника «наивного письма» и художественная «рама» документальной части.
Цель работы - изучить разные аспекты проявления документального и псевдодокументального в произведениях и сделать вывод, какие художественные задачи позволяет решить использование авторами данного матери-ала - и насколько оправданным было это использование.
Нами были также поставлены следующие задачи: рассмотреть формы проявления документального и псевдодокументального начала, проанализировать, как они соотносятся с художественным материалом произведений, раскрытию каких проблем способствуют.
Преобладающие методы исследования в работе - анализ и сопоставление

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о роли документального и псевдодокументального начал в современной русской прозе, опираясь на анализ двух выбранных нами книг-представителей.
В романе Понизовского «Обращение в слух» мы наблюдали неудавшуюся, на наш взгляд, попытку автора сочетать документальное и художественное начала. Документальное в произведении представлено в форме «наивного письма» - записанные на диктофон разговоры «простых людей», прошедшие затем литературную обработку. Эта часть обладает всеми характерными признаками «наивного письма»: изображение жизни «людей из народа», отражение специфической народной психологии, показ шокирующей социальной действительности, сохранение особенностей речи говорящих. С этой точки зрения данная составляющая произведения выполнена на высоком уровне, но является уже отработанным методом в литературе такого рода.
Нельзя отрицать, что композиция романа отличается оригинальностью: документальный материал имеет художественное обрамление. Персонажи художественной части прослушивают документальный материал и в дискуссиях осмысляют его, однако эта рефлективная линия ведет в тупик. Автор может предложить читателю только хорошо известные размышления о русском народе и русской душе, выполненные «под Достоевского» и представ-ленные в классической форме литературы XIX века - спор интеллигентов (условных западников и славянофилов). Таким образом, потенциал документального материала, заложенный в названии («обращение в слух» как способ познания мира и личности), оказывается не раскрыт.
Совсем другая картина представлена в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов». В нем мы находим сложную структуру псевдодокументального начала: с одной стороны, псевдодокументальной является фигура генерала Ларионова и его мемуары, с другой стороны - замаскированы под действительность и исследования молодого историка Соловьева и другие научные труды о генерале. Научную документалистику Водолазкин описывает с юмором, в то время как данные в пересказе воспоминания генерала стилистически представлены как художественное произведение.
Этот прием помогает автору подчеркнуть ключевые проблемы романа. Одна из них - проблема соотношения большой истории и личной истории. Ироническое описание научных изысканий призвано подчеркнуть недостаточность фактов и цифр для постижения подлинной сути бытия. Соловьев по-новому начинает чувствовать сущность истории, изучаемых им явлений, когда все это становится частью его собственной биографии. Границы между историческим (прошедшим) и реальным (настоящим) стираются. С помощью взаимодействия документального и художественного начала раскрывается тайная связь прошлого и настоящего.
Образ генерала оказывается «внеисторическим», именно с ним связана еще одна важная проблема романа - соотношение вечности и времени. Для автора генерал Ларионов является не столько псевдоисторическим персонажем, сколько символическим образом человека, всегда на один шаг отдаленного от смерти. Изучение биографии Ларионова помогает Соловьеву приблизиться к экзистенциальным вопросам жизни и смерти - и через историю познать самого себя.
Таким образом, псевдодокументальное начало кажется нам более продуктивным в художественном отношении. Но, к сожалению, не один Понизовский, а многие современные авторы слишком полагаются на силу и привлекательность фактов, не стремясь разглядеть за ними не только правду жизни, но и правду бытия.



Водолазкин Е. Соловьев и Ларионов // Совсем другое время. - М., 2013.
Понизовский А. Обращение в слух // Новый мир. - 2013. - № 1-2. URL: http://magazines.russ.rU/authors/p/ponizovskij/(дата обращения: 20.03.2015).
Вежлян Е. Присвоение истории // Новый мир. - 2013. - № 11. URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2013/11/11v.html (дата обращения:
24.03.2015).
Водолазкин Е. Истина на поводке [Интервью О. Рычковой] // Российская газ. - 2010, 16 июня.
Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л., 1977. URL: http://19v-euro- lit.niv.ru/19v-euro-lit/ginzburg-o-psihologicheskoj-proze/index.htm(дата обращения: 25.03.2015).
Иванова Н. Вызов // Знамя. - 2013. - № 8. URL:
http://magazines.russ.ru/znamia/2013/8/10i.html(дата обращения: 24.03.2015).
Каспэ И. Когда говорят вещи: документ и документность в русской литературе 2000-х. - М., 2010.
Латынина А. Под знаком Достоевского // Новый мир - 2013. - № 6. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2013/6/11l.html(дата обращения: 24.03.2015).
Местергази Е. Литература нон-фикшн/non-fiction. Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. - М., 2007.
Оробий С. Глас вопиющего в Швейцарии // Октябрь. - 2013. - № 10. URL: http://magazines.russ.ru/october/2013/10/12o.html(дата


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ