ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем 8
1.1. Роль словарей в обеспечении предметных и
метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования 8
1.2. Возможности этимологического словаря в формировании
предметных и метапредметных умений младших школьников 14
Глава 2. Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе 23
2.1. Исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 30
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
Глава 1. Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем 8
1.1. Роль словарей в обеспечении предметных и
метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования 8
1.2. Возможности этимологического словаря в формировании
предметных и метапредметных умений младших школьников 14
Глава 2. Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе 23
2.1. Исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 30
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
С 2011 года российская школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, который выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы, в том числе - овладение предметными и метапредметными умениями.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении, который является методологической основой Федерального государственного образовательного стандартам начального общего образования, предполагает формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений. Дидактическим средством решения этой задачи могут стать лингвистические словари. Методическая эффективность использования словарей, как средства формирования предметных и метапредметных умений определяется наличием словарей и разработанностью методики их использования в учебном процессе.
Анализ современной методической литературы позволяет увидеть основные тенденции развития проблемы использования лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе, которые определились еще в конце XIX - начале XX века. Высказанная в начале XX века идея создания собственных словариков для младших школьников получила новый аспект. Современные исследователи (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова и др.) предлагают ознакомить младших школьников с существующими словарями и на основе наблюдений над построением словарных статей создать собственные словарики: толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, словарь старинных слов, различные тематические словари. Следует отметить, что в последние годы эта идея была во многом реализована. Создание в последние десятилетия ряда словарей, ориентированных на начальную школу, повлекло за собой появление ряда публикаций, посвященных вопросам использования словарей в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Идея использования словарей на уроках в начальной школе нашла отражение в публикациях А.А. Бондаренко, М.Р. Львова, Н.М. Неусыповой, Н.П. Пикаловой, Т.В. Хачатуровой, Л.И. Абрамовой, М.Л. Кусовой, С.В. Плотниковой, С.И. Рогалевой, Н.М. Лавровой, В.И. Курносенко и др.
Словари - важнейший источник языковой информации для учащихся. Пользование словарями не ограничено во времени, тогда как к учителю школьник может обращаться, как правило, лишь на уроке. В отличие от учебника в словаре можно найти ответы на все возникшие вопросы. Выдающийся французский писатель, философ, мыслитель Вольтер справедливо писал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».
Особое место среди лингвистических словарей занимают словари этимологические, в которых показан путь развития слова, изменение его значения, его фонетического облика и орфографии. Этимологические словари - богатый источник знаний; они являются хранителем словарного богатства, накопленного народом на протяжении многих столетий.
В настоящее время можно говорить о том, что уже накоплен некоторый опыт применения толковых, орфографических, словарей синонимов и антонимов на уроках русского языка в начальной школе. Однако проблема использования в начальной школе этимологических словарей ожидает своего решения. В то же время в практике школьного преподавания учителя зачастую прибегают к этимологическому анализу слов с различными практическими целями: объяснение семантики устаревшего слова, проверка непроверяемого написания. Для этого используются разнообразные методы и приемы, однако роль этимологических словарей явно недооценивается. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования предметных и метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы, направленной на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
Гипотеза исследования: формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем будет проходить эффективно, если:
- работа будет проводиться поэтапно;
- работа будет организована как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
- дать характеристику предметных и метапредметных умений младших школьников;
- определить роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- изучить возможности этимологического словаря в процессе формирования предметных и метапредметных умений младших школьников;
- проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме использования словарей на уроках русского языка в начальной школе;
- разработать задания и упражнения, направленные на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование учащихся; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; различные виды педагогического эксперимента; сопоставительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую базу исследования составляют:
- положения, изложенные в работах ученых-лексикографов, в работах по учебной лексикографии: В.В. Дубичинский, В.Д. Черняк, В.А. Козырев, и др.;
- концепция формирования предметных и метапредметных умений учащихся (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин, А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.).
- методические положения о формировании умения пользоваться словарями (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова, Т.В. Хачатурова, И.А. Абрамова, М.Л. Кусова, С.В. Плотникова и др.).
Экспериментальной базой исследования является МБОУ Новохуторная СОШ, Красногвардейского района, Белгородской области, 4 класс.
Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий и упражнений, подборе дидактического материала, направленного на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется объект, задачи. Предмет, цели исследования, методология и методы, формируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы со словарями» дается понятие о предметных и метапредметных умений, выявляется роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и определяются возможности этимологического словаря в формировании предметных и метапредметных умений младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе» проводится исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка, описываются этапы содержания экспериментальной работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении, который является методологической основой Федерального государственного образовательного стандартам начального общего образования, предполагает формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений. Дидактическим средством решения этой задачи могут стать лингвистические словари. Методическая эффективность использования словарей, как средства формирования предметных и метапредметных умений определяется наличием словарей и разработанностью методики их использования в учебном процессе.
Анализ современной методической литературы позволяет увидеть основные тенденции развития проблемы использования лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе, которые определились еще в конце XIX - начале XX века. Высказанная в начале XX века идея создания собственных словариков для младших школьников получила новый аспект. Современные исследователи (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова и др.) предлагают ознакомить младших школьников с существующими словарями и на основе наблюдений над построением словарных статей создать собственные словарики: толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, словарь старинных слов, различные тематические словари. Следует отметить, что в последние годы эта идея была во многом реализована. Создание в последние десятилетия ряда словарей, ориентированных на начальную школу, повлекло за собой появление ряда публикаций, посвященных вопросам использования словарей в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Идея использования словарей на уроках в начальной школе нашла отражение в публикациях А.А. Бондаренко, М.Р. Львова, Н.М. Неусыповой, Н.П. Пикаловой, Т.В. Хачатуровой, Л.И. Абрамовой, М.Л. Кусовой, С.В. Плотниковой, С.И. Рогалевой, Н.М. Лавровой, В.И. Курносенко и др.
Словари - важнейший источник языковой информации для учащихся. Пользование словарями не ограничено во времени, тогда как к учителю школьник может обращаться, как правило, лишь на уроке. В отличие от учебника в словаре можно найти ответы на все возникшие вопросы. Выдающийся французский писатель, философ, мыслитель Вольтер справедливо писал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».
Особое место среди лингвистических словарей занимают словари этимологические, в которых показан путь развития слова, изменение его значения, его фонетического облика и орфографии. Этимологические словари - богатый источник знаний; они являются хранителем словарного богатства, накопленного народом на протяжении многих столетий.
В настоящее время можно говорить о том, что уже накоплен некоторый опыт применения толковых, орфографических, словарей синонимов и антонимов на уроках русского языка в начальной школе. Однако проблема использования в начальной школе этимологических словарей ожидает своего решения. В то же время в практике школьного преподавания учителя зачастую прибегают к этимологическому анализу слов с различными практическими целями: объяснение семантики устаревшего слова, проверка непроверяемого написания. Для этого используются разнообразные методы и приемы, однако роль этимологических словарей явно недооценивается. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования предметных и метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы, направленной на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
Гипотеза исследования: формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем будет проходить эффективно, если:
- работа будет проводиться поэтапно;
- работа будет организована как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
- дать характеристику предметных и метапредметных умений младших школьников;
- определить роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- изучить возможности этимологического словаря в процессе формирования предметных и метапредметных умений младших школьников;
- проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме использования словарей на уроках русского языка в начальной школе;
- разработать задания и упражнения, направленные на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование учащихся; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; различные виды педагогического эксперимента; сопоставительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую базу исследования составляют:
- положения, изложенные в работах ученых-лексикографов, в работах по учебной лексикографии: В.В. Дубичинский, В.Д. Черняк, В.А. Козырев, и др.;
- концепция формирования предметных и метапредметных умений учащихся (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин, А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.).
- методические положения о формировании умения пользоваться словарями (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова, Т.В. Хачатурова, И.А. Абрамова, М.Л. Кусова, С.В. Плотникова и др.).
Экспериментальной базой исследования является МБОУ Новохуторная СОШ, Красногвардейского района, Белгородской области, 4 класс.
Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий и упражнений, подборе дидактического материала, направленного на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется объект, задачи. Предмет, цели исследования, методология и методы, формируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы со словарями» дается понятие о предметных и метапредметных умений, выявляется роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и определяются возможности этимологического словаря в формировании предметных и метапредметных умений младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе» проводится исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка, описываются этапы содержания экспериментальной работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).
Словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка, поскольку обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке, способствует более глубокому проникновению в систему языка, расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека. Материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности является важнейшим компонентом процесса развития языковой личности.
Проблема формирования умения пользоваться словарями нашла свое отражение в работах, посвященных обучению русскому языку учащихся как начальной, так и средней школы и в настоящее время достигнуты определенные успехи в разработке проблемы использования словарей на уроках родного языка. Сейчас в школьную программу введено изучение основ лексики и фразеологии, и одним из требований программы является выработка умения пользоваться различными видами словарей.
В связи с тем, то Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуальность приобрела проблема использования для этой цели различных лингвистических словарей.
Лингвистические словари могут найти самое разнообразное применение в процессе языкового образования, и их использование будет способствовать формированию широкого круга как предметных, так и метапредметных умений учащихся. Объектом нашего внимания стали этимологические словари, которые рекомендуется использовать для уточнения значения слов и повышения орфографической грамотности. Данные умения являются важнейшими для начальной школы, что и подтверждает актуальность проблемы использования в начальной школе этимологических словарей.
Анализ структуры и содержания «Этимологического словарика» О.С. Арямовой и Л.Д. Малии Этимологического словаря В. Волиной показал, что материалы этих лингвистических словарей могут успешно использоваться для формирования целого ряда предметных и метапредметных умений учащихся начальной школы. В процессе экспериментальной работы были разработаны задания и упражнения, подобран дидактически материал, направленный на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы убедились, что использование этимологических словарей способствует успешному проведению словарной работы, направленной как на совершенствование орфографического навыка, так и на обогащение словарного запаса учащихся. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, доказала эффективность предложенной нами системы упражнений с использованием этимологических словарей с целью формирования предметных и метапредметных умений.
В дальнейшем мы планируем разработать систему уроков с использованием различного вида словарей - толковых, иностранных слов, фразеологических и других. Использование словарей должно быть систематическим и целенаправленным в процессе изучения родного языка, так как словари - это, действительно, наши помощники и друзья.
Проблема формирования умения пользоваться словарями нашла свое отражение в работах, посвященных обучению русскому языку учащихся как начальной, так и средней школы и в настоящее время достигнуты определенные успехи в разработке проблемы использования словарей на уроках родного языка. Сейчас в школьную программу введено изучение основ лексики и фразеологии, и одним из требований программы является выработка умения пользоваться различными видами словарей.
В связи с тем, то Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуальность приобрела проблема использования для этой цели различных лингвистических словарей.
Лингвистические словари могут найти самое разнообразное применение в процессе языкового образования, и их использование будет способствовать формированию широкого круга как предметных, так и метапредметных умений учащихся. Объектом нашего внимания стали этимологические словари, которые рекомендуется использовать для уточнения значения слов и повышения орфографической грамотности. Данные умения являются важнейшими для начальной школы, что и подтверждает актуальность проблемы использования в начальной школе этимологических словарей.
Анализ структуры и содержания «Этимологического словарика» О.С. Арямовой и Л.Д. Малии Этимологического словаря В. Волиной показал, что материалы этих лингвистических словарей могут успешно использоваться для формирования целого ряда предметных и метапредметных умений учащихся начальной школы. В процессе экспериментальной работы были разработаны задания и упражнения, подобран дидактически материал, направленный на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы убедились, что использование этимологических словарей способствует успешному проведению словарной работы, направленной как на совершенствование орфографического навыка, так и на обогащение словарного запаса учащихся. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, доказала эффективность предложенной нами системы упражнений с использованием этимологических словарей с целью формирования предметных и метапредметных умений.
В дальнейшем мы планируем разработать систему уроков с использованием различного вида словарей - толковых, иностранных слов, фразеологических и других. Использование словарей должно быть систематическим и целенаправленным в процессе изучения родного языка, так как словари - это, действительно, наши помощники и друзья.
Подобные работы
- Формирование умений младших школьников планировать, контролировать и оценивать в совместной учебной деятельности на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС УПРАЖЕНИЙ СО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ СЛОВА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( на материале Универсального словаря)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса к русскому языку у младших
школьников при работе со словами с непроверяемыми написаниями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лингвопознавательной мотивации при изучении пословиц и поговорок на среднем этапе обучения английскому языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020



