Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура социальной идентичности и особенности её влияния на уровень толерантности младших школьников

Работа №58159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы исследования влияния структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников
1.1. Истоки становления социальной идентичности в
научной литературе и ее структура 9
1.2. Анализ понятия «толерантность» в научной
литературе и различные подходы к понимаю толерантности 17
1.3 Младший школьный возраст как сензитивный период для развития социальной идентичности и толерантности 22
Глава II. Эмпирическое исследование влияния социальной идентичности на уровень толерантности детей младшего школьного возраста 29
2.1. Описание методов, методик и процедуры диагностики уровня развития социальной идентичности и толерантности младших школьников...29
2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики структуры социальной идентичности и уровня развития толерантности младших школьников
Заключение
Список литературы 55
Приложения


Актуальность проблемы. Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня чрезвычайно актуальная тема. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества.
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом [52, c. 244].
Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей [19, c. 35]. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей социальной идентичности и толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению через социальную идентичность.
Проблему идентичности освещали М. Лацарус, Г. Штейнталь, М. Мид, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Э. Фромм и многие другие исследователи. Актуальность нашего исследования также обусловлена тем, что, несмотря на огромный интерес в рамках социально-психологического подхода к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей (Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Г. Тэджфел, Дж. Марсиа, Ю. В. Арутюнян, Ю. П. Платонов, О. И. Дреев, Л. М. Дробижева, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова-Кцоева, А. А. Сусоколов, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. А. Ядов, А. А. Выскочил, А. Н. Татарко, Ю. В. Ставропольский, Е. М. Калмыкова и др.), структура социальной идентичности, на наш взгляд, неоднозначно представлена и исследована. Можно отметить небольшое количество современных, кросс-культурных исследований (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Н. М. Лебедева, Л. Г. Почебут, Т. Г. Стефаненко, И. С. Кон, Г. У. Солдатова - Кцоева, Ф. М. Малхозова, К. В. Ким и др.), предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, выполняющими функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Социально-психологический аспект толерантности, факторы, динамику и условия ее формирования рассматривали Дж. Берри, С. П. Безносое, А. А. Выскочил, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Ф. М. Малзохова, М. Плизент, Л. Г. Почебут, Г. Л. Бардиер, В. Н. Куницына, Г. У. Солдатова - Кцоева, Т. Г. Стефаненко, Г. Тэджфел, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и другие исследователи.
Актуальность настоящего исследования социальной идентичности и толерантности обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во- вторых, в психологии содержание понятия «социальной идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
Объект исследования: толерантность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: уровень структуры социальной идентичности как детерминанта уровня толерантности младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности влияние структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выявить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности;
2. Проанализировать проблему социальной идентичности и толерантности младших школьников в научной литературе
3. Изучить различные подходы проблемы;
4. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности у младших школьников;
5. Выявить уровень развития толерантности у младших школьников;
6. Установить влияние социальной идентичности на уровень толерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют различия в степени влияния типа гендерной идентичности младших на уровень толерантности.
Значимость нашего исследования состоит в том, что толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или не успешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации, его социальная идентичность. Следовательно, от успешного развития толерантной личности зависит счастливое будущее не только самого индивида, но и общества в целом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили историю формирования данной проблематики психоаналитическое направление (3. Фрейд, Э. Эриксон., Дж. Марсиа, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Л. Краппман, Ю. Хабермдс), бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Д.
Абрамс, М. Хогг), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдегер,Т. Парсонс ,Г Салливан), конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген, Т. Г. Стефаненко) и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые использована методика для выявления выраженности структурных компонентов социальной идентичности. Такой подход позволил нам сравнить структуры социальной идентичности учащихся начальной школы и показать, что социальная идентичность связана с уровнем толерантности учащихся. В данной работе уточнено понятие «социальная идентичность», на которое мы опирались в работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы для обобщения и систематизации уже имеющихся данных по рассматриваемой проблеме. Результаты исследования углубляют представления об социальной идентичности и толерантности, их социально-психологических особенностях. Получены новые эмпирические данные, подтверждающие наличие связи между видами социальной идентичности и толерантности, выявлена связь структуры социальной идентичности с толерантностью школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирические данные обогащают представления о содержании понятия «социальная идентичность» и ее связи с толерантностью.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и межличностных отношений, эксперимент. анкетирование, математические методы, корреляционный анализ.
Методологический инструментарий:
- «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе.» Селезнева А.В., Евгеньева Т.В.
- методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова);
- коэффициент корреляции Пирсона в Excel.
База исследования: МОУ «СОШ» с. Эльбрус.
Выборочная совокупность: 35 детей начальной школы, 15 учеников в 4 «А» классе и 20 детей в 4 «Б» классе в возрасте от 9 до 10 лет.
Достоверность полученных результатов исследования подтверждается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям, задачам, логике; сочетанием количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня чрезвычайно актуальна. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества. За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во-вторых, в психологии содержание понятия «социальная идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано, как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
В связи с большой актуальностью и малой изученностью проблемы нами была поставлена цель - выявить особенности влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень развития толерантности учащихся младшего школьного возраста. Была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют гендерные различия в степени этого влияния. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Определить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
2. Выявить основные подходы к исследованию проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
3. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности и толерантности учащихся младшего школьного возраста.
4. Доказать влияние уровня развития компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
Теоретические задачи решены в первой части исследования, в которой изучены и обобщены теоретические основы проблемы влияния социальной идентичности на толерантность младших школьников. Подчеркивается, что несмотря на огромный интерес к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей, структура социальной идентичности, недостаточно исследована. В современных кросс-культурных исследованиях, предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, отмечается, что данные феномены выполняют функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Теоретико-методологической базой основных подходов к исследованию проблемы влияния социальной идентичности на уровень толерантности являются концепции социальных представлений (Ж.К. Абрик, П.Вержес, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московичи, и др.), теории социального мышления (К.А. Альбуханова, и др.), теории социальной идентичности (Е.П. Белинская, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Т.Г.Стефаненко, Д.Тейлор, Дж. Тернер, О.А. Тихомандрицкая, Г. Тэжфел, и др.), концепции психологической детерминации социального поведения и социальных представлений личности (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Р.М.Шамионов, и др.).
Для решения практических задач было проведено эмпирическое исследование проблемы. На этапе организации исследования были использованы такие методы, как метод поперечных срезов и сравнительный метод. Сбор эмпирических данных проводился с помощью методов анкетирования и тестирования. Опросная методика - опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова) была использована для диагностики уровня развития толерантности детей младшего школьного возраста. Были получены следующие результаты: в 4 «А» классе процент высокотолерантных детей составляет 13%, в 4 «Б» - 20%, показатель среднего уровня толерантности- 60%, и 74%, с низким уровнем толерантности соответственно 13% - 20%.
Для диагностики степени выраженности компонентов социальной идентичности использована методика «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе» Селезневой А.В., Евгеньевой Т.В. Она показала, что средний уровень гражданственности имеют больше половины респондентов, что составила 60 % опрошенных. Высокий уровень у 35%-40 % учащихся. Безразличный и антигражданственный тип идентичности не выявлен в 4 А классе, но в 4 Б установлен безразличный тип гражданского самосознания. В 4 «А» классе 73 % респондентов показали средний уровень толерантности по шкале национального самосознания и 20 % высокий уровень. Был выявлен один интолерантный ученик. В 4 «Б» классе средний уровень национального самосознания выявлен у 55%, высокий уровень у 35 % респондентов. Интолерантный тип идентичности выявлен у 10 % респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
Далее, чтобы доказать выдвинутую гипотезу о влиянии компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников, проведено корреляционное исследование с помощью программы Excel. Получены положительные значения коэффициентов корреляции гражданской и этнической идентичности с уровнем толерантности учащихся начальной школы: в 4 «А» - 0,803829837и 0,555911, в 4 «Б» - 0,696487965 и 0,654941, в группе девочек - 0,717219971 и 0,729598927, в группе мальчиков - 0,685364811 и 0,449244606.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Более половины респондентов, что составило 60 % опрошенных, имеют средний уровень развития гражданской идентичности, высокий уровень установлен у 35% учащихся 4 «Б» класса, 40 % у учащихся 4 «А» класса. Антигражданственный тип идентичности не выявлен. Безразличный тип гражданского самосознания обнаружен у одного школьника. Примерно такое же соотношение учащихся по шкале этнической идентичности: 73% учащихся 4 «А» класса и 55% 4 «Б» класса имеют средний уровень развития этого качества, соответственно 20 % и 35 % обладают высоким уровнем национального самосознания, интолерантный тип идентичности выявлен соответственно у 10 % и 7% респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
2. Уровень развития толерантности у большинства младших школьников также является средним: 4 «А» - 74 %, 4 «Б» - 60%. Соотношение высокого и низкого уровня толерантности в 4 «А» 13% - 13%, в 4 «Б» 20% - 20%.
3. Уровень развития компонентов социальной идентичности, а именно гражданской и этнической идентичности учащихся влияет на уровень их толерантности. По результатам корреляционного исследования большее влияние оказывает на толерантность национальная идентичность, но соотношение степени влияния этих видов идентичностей различная в обоих классах.
4. Коэффициенты корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности девочек и мальчиков имеют положительное значение и это говорит о влиянии соответствующих компонентов социальной идентичности на уровень толерантности. Поскольку значения коэффициентов корреляции близки к единице, связь между исследуемыми переменными достаточно тесная. Значения коэффициентов корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности мальчиков меньше, чем таковые у девочек, поэтому связь между исследуемыми переменными слабее.
Выводы эмпирического исследования доказывают гипотезу о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности влияет на уровень толерантности младших школьников и степень этого влияния зависит от пола ребенка. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены и цель достигнута.



1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы и смирения // Психология личности: новые исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
2. Абульханова, К.А. Социальное мышление личности / Современная психология: состояние и перспективы исследования. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. Часть 3. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
3. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 2015. №2
4. Анаев М.А., Багова Р.Х., Ногерова М.Т. Место этнической идентичности в структуре идентификаций и ее влияние на индекс толерантности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 1.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева. — М.: Наука, 1994.-219 с.
6. Аниканова, А.А. Психологические факторы изменения социальных установок молодежи в социальных движениях [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Аниканова Анастасия Александровна. - М., 2010. - 193 с
7. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. С. 7— 15.
8. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал, 2001, № 24.
9. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М., 2000.
10. Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У. Век толерантности /
- Москва: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001-2004.
11. Ахундзаде З.Ф. Толерантность как отношение к окружающей действительности. // Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы Х Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х т. Т.2.
- Тула: изд-во Тул. Гос. Пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. С. 43-46.
12. Баженова, С.С. Реформы высшего образования в мире: основные тенденции развития / С.С. Баженова // Проблемы гуманизации вузовского образования. 2000. - Вып. 6, ч. 3. — С. 4 — 5.
13. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.— 167.
14. Большой толковый социологический словарь. COLLINS: Пер с англ. М., 2010. Т.1.
15. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д. В. Колосов. - М., 2003.
16. Верещагина М. В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: дис. ... канд. психол. наук. Владикавказ, 2010.
17. Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2011. - №3, 251 с.
18. Вульфов Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2012 г., № 6, 179 c.
19. Герасимова, М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. - В кн.: Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.
20. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. / Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде:- М., 2004 - 240с.
21. Данилова, С.В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. . канд. пед. наук / С.В. Данилова. Омск, 2007. - 23 с.
22. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 // Век толерантности: Научно-публицистический
вестник. М.: МГУ, 2001.
23. Догучаева Т. А., Ногерова М. Т. Особенности влияния социо-этнокультурных стереотипов на толерантность студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.
24. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. Понятие парадигмы в связи с изменениями в сфере образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 33-41.
25. Золотухин, В.М. Толерантность / В.М. Золотухин. - Кемерово, 2001.
26. Истратова О. Н., Эксапусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375с.
27. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении /Г.С. Кожухарь // Вопр. психол. 2006 №2. - с.3-12
28. Кон К. С. Открытие «Я». М.
29. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В.В. Кочетков. - М., 2002.
30. Крысько В.Г. М.: Этнопсихологический словарь / Москов. психолого-социальный ин-т, 1999., с. 302-303
31. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология / - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 448 с.
32. Куликова Т.И. Формирование этнической толерантности как одна из задач подготовки педагогов- психологов // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 т. / Отв. ред. О.Г. Вронский. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - С.210-214.
33. Куликова Т.И., Ахундзаде З.Ф. Взаимосвязь
этнической идентичности и этнического самосознания личности // Культура, коммуникация, корпоративность: Материалы VI Международной науч.-практ. конф.
преподавателей и студентов по проблемам межкультурной
коммуникации (Йошкар-Ола, 21 февраля 2007 года).В 2-x ч.
Часть II. - Йошкар-Ола: МОСИ,2007. С.6-10
34. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г.
Тренинг этнической толерантности для школьников. М., переизд., 2014, 257 с.
35. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс- культурную психологию / Н.М. Лебедева. - М., 1999.
36. Лекторский А. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. - М., 2003.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /
А.Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 1999. — 304 с.
38. Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. 2011. № 3
39. Мамучиева Л.К., Ногерова М.Т. Влияние этнической идентичности на индекс толерантности студентов // Гуманитарные науки в XXI веке: материалы 18 Международной научно-практической конференции. М.,2014.
40. Мамучиева Л.К., Ногерова М.Т. Исследование структуры этнической идентичности у студентов с различным уровнем толерантности // Уникальные исследования 21 века: прогрессивные процессы мировой научной мысли: международная научно-практическая
конференция. Казань: Общество Науки и Творчества, 2014.
41. Мархинина, В. Межнациональное общество: состояние, динамика, взаимодействие культур / В. Мархинина, И. Удалова. - Новороссийск, 1996.
42. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47
43. Михайлова О.Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности [Текст] / О.Б. Михайлова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - №4(55).
44. Московичи С. Социальная психология - СПб.: Питер, 2013.
45. Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее / В.С. Мухина // Психол. журнал. -1994. -Т. 15. - N 3. - 42-49.
46. Никандров В. В. Психология: учебник.— М.: Волтерс Клувер, 2009.— 1008 с.
47. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга / А.П. Оконешникова. - Пермь, 1999.
48. Оллпорт Г. Толерантная личность // Век
толерантности. 2003. Вып. 6, 263 с.
49. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии, Интернет.
50. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2013, 459 с. 

толерантности у студентов вузов в условиях национального региона. // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2007.
52. Скрябина, О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. / О. Б. Скрябина; Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. — Кострома, 2000. 22 с.
53. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000г. - 416с.
54. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов, - Под ред. Л.М. Дробижевой и др. М.: Мысль, 2010
55. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности /М.: Смысл, 2008
56. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д — Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков) - М.: Изд-во «Генезис», 2000.
57. Солдатова, Г.У., Макарчук, А.В., Хухлаев, О.Е., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д., Щепина, А.И. Как стать великодушным: тренинги толерантности для подростков - Москва: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
58. Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А., Прокофьева, Т.Ю., Кравцова, О.А. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности - Москва: Центр СМИ
МГУ им.М.В. Ломоносова, 2003.
59. Степанов, П. В. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9.
60. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности, Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 2013.
61. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / - М.,2003.
62. Уолцер М. О терпимости / - М.: Идеяпресс, 2000.
63. Хопёрская Л.Л. Сущность толерантности / Культура межнационального общения. — Ростов-н/Д: Изд.СКНЦ, 2003. — 81 с.
64. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие / - М.: Издательство МПСИ, 2008.
65. Шалин, В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) Ростов н/Д, 2000. — 309 с.
66. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2е изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.
67. Якобсон П.М. - Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969, 320с.
68. [Электронный ресурс]. -www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical- psychology/ch6 2.html
69. [Электронный ресурс]:
http://psylist. net/praktikum/00173. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ