Структура социальной идентичности и особенности её влияния на уровень толерантности младших школьников
|
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования влияния структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников
1.1. Истоки становления социальной идентичности в
научной литературе и ее структура 9
1.2. Анализ понятия «толерантность» в научной
литературе и различные подходы к понимаю толерантности 17
1.3 Младший школьный возраст как сензитивный период для развития социальной идентичности и толерантности 22
Глава II. Эмпирическое исследование влияния социальной идентичности на уровень толерантности детей младшего школьного возраста 29
2.1. Описание методов, методик и процедуры диагностики уровня развития социальной идентичности и толерантности младших школьников...29
2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики структуры социальной идентичности и уровня развития толерантности младших школьников
Заключение
Список литературы 55
Приложения
Глава I. Теоретические основы исследования влияния структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников
1.1. Истоки становления социальной идентичности в
научной литературе и ее структура 9
1.2. Анализ понятия «толерантность» в научной
литературе и различные подходы к понимаю толерантности 17
1.3 Младший школьный возраст как сензитивный период для развития социальной идентичности и толерантности 22
Глава II. Эмпирическое исследование влияния социальной идентичности на уровень толерантности детей младшего школьного возраста 29
2.1. Описание методов, методик и процедуры диагностики уровня развития социальной идентичности и толерантности младших школьников...29
2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики структуры социальной идентичности и уровня развития толерантности младших школьников
Заключение
Список литературы 55
Приложения
Актуальность проблемы. Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня чрезвычайно актуальная тема. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества.
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом [52, c. 244].
Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей [19, c. 35]. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей социальной идентичности и толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению через социальную идентичность.
Проблему идентичности освещали М. Лацарус, Г. Штейнталь, М. Мид, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Э. Фромм и многие другие исследователи. Актуальность нашего исследования также обусловлена тем, что, несмотря на огромный интерес в рамках социально-психологического подхода к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей (Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Г. Тэджфел, Дж. Марсиа, Ю. В. Арутюнян, Ю. П. Платонов, О. И. Дреев, Л. М. Дробижева, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова-Кцоева, А. А. Сусоколов, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. А. Ядов, А. А. Выскочил, А. Н. Татарко, Ю. В. Ставропольский, Е. М. Калмыкова и др.), структура социальной идентичности, на наш взгляд, неоднозначно представлена и исследована. Можно отметить небольшое количество современных, кросс-культурных исследований (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Н. М. Лебедева, Л. Г. Почебут, Т. Г. Стефаненко, И. С. Кон, Г. У. Солдатова - Кцоева, Ф. М. Малхозова, К. В. Ким и др.), предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, выполняющими функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Социально-психологический аспект толерантности, факторы, динамику и условия ее формирования рассматривали Дж. Берри, С. П. Безносое, А. А. Выскочил, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Ф. М. Малзохова, М. Плизент, Л. Г. Почебут, Г. Л. Бардиер, В. Н. Куницына, Г. У. Солдатова - Кцоева, Т. Г. Стефаненко, Г. Тэджфел, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и другие исследователи.
Актуальность настоящего исследования социальной идентичности и толерантности обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во- вторых, в психологии содержание понятия «социальной идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
Объект исследования: толерантность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: уровень структуры социальной идентичности как детерминанта уровня толерантности младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности влияние структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выявить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности;
2. Проанализировать проблему социальной идентичности и толерантности младших школьников в научной литературе
3. Изучить различные подходы проблемы;
4. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности у младших школьников;
5. Выявить уровень развития толерантности у младших школьников;
6. Установить влияние социальной идентичности на уровень толерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют различия в степени влияния типа гендерной идентичности младших на уровень толерантности.
Значимость нашего исследования состоит в том, что толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или не успешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации, его социальная идентичность. Следовательно, от успешного развития толерантной личности зависит счастливое будущее не только самого индивида, но и общества в целом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили историю формирования данной проблематики психоаналитическое направление (3. Фрейд, Э. Эриксон., Дж. Марсиа, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Л. Краппман, Ю. Хабермдс), бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Д.
Абрамс, М. Хогг), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдегер,Т. Парсонс ,Г Салливан), конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген, Т. Г. Стефаненко) и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые использована методика для выявления выраженности структурных компонентов социальной идентичности. Такой подход позволил нам сравнить структуры социальной идентичности учащихся начальной школы и показать, что социальная идентичность связана с уровнем толерантности учащихся. В данной работе уточнено понятие «социальная идентичность», на которое мы опирались в работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы для обобщения и систематизации уже имеющихся данных по рассматриваемой проблеме. Результаты исследования углубляют представления об социальной идентичности и толерантности, их социально-психологических особенностях. Получены новые эмпирические данные, подтверждающие наличие связи между видами социальной идентичности и толерантности, выявлена связь структуры социальной идентичности с толерантностью школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирические данные обогащают представления о содержании понятия «социальная идентичность» и ее связи с толерантностью.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и межличностных отношений, эксперимент. анкетирование, математические методы, корреляционный анализ.
Методологический инструментарий:
- «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе.» Селезнева А.В., Евгеньева Т.В.
- методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова);
- коэффициент корреляции Пирсона в Excel.
База исследования: МОУ «СОШ» с. Эльбрус.
Выборочная совокупность: 35 детей начальной школы, 15 учеников в 4 «А» классе и 20 детей в 4 «Б» классе в возрасте от 9 до 10 лет.
Достоверность полученных результатов исследования подтверждается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям, задачам, логике; сочетанием количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом [52, c. 244].
Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей [19, c. 35]. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей социальной идентичности и толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению через социальную идентичность.
Проблему идентичности освещали М. Лацарус, Г. Штейнталь, М. Мид, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Э. Фромм и многие другие исследователи. Актуальность нашего исследования также обусловлена тем, что, несмотря на огромный интерес в рамках социально-психологического подхода к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей (Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Г. Тэджфел, Дж. Марсиа, Ю. В. Арутюнян, Ю. П. Платонов, О. И. Дреев, Л. М. Дробижева, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова-Кцоева, А. А. Сусоколов, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. А. Ядов, А. А. Выскочил, А. Н. Татарко, Ю. В. Ставропольский, Е. М. Калмыкова и др.), структура социальной идентичности, на наш взгляд, неоднозначно представлена и исследована. Можно отметить небольшое количество современных, кросс-культурных исследований (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Дж. Берри, М. Плизент, Д. Тейлор, Н. М. Лебедева, Л. Г. Почебут, Т. Г. Стефаненко, И. С. Кон, Г. У. Солдатова - Кцоева, Ф. М. Малхозова, К. В. Ким и др.), предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, выполняющими функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Социально-психологический аспект толерантности, факторы, динамику и условия ее формирования рассматривали Дж. Берри, С. П. Безносое, А. А. Выскочил, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Ф. М. Малзохова, М. Плизент, Л. Г. Почебут, Г. Л. Бардиер, В. Н. Куницына, Г. У. Солдатова - Кцоева, Т. Г. Стефаненко, Г. Тэджфел, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и другие исследователи.
Актуальность настоящего исследования социальной идентичности и толерантности обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во- вторых, в психологии содержание понятия «социальной идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
Объект исследования: толерантность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: уровень структуры социальной идентичности как детерминанта уровня толерантности младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности влияние структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выявить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности;
2. Проанализировать проблему социальной идентичности и толерантности младших школьников в научной литературе
3. Изучить различные подходы проблемы;
4. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности у младших школьников;
5. Выявить уровень развития толерантности у младших школьников;
6. Установить влияние социальной идентичности на уровень толерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют различия в степени влияния типа гендерной идентичности младших на уровень толерантности.
Значимость нашего исследования состоит в том, что толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или не успешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации, его социальная идентичность. Следовательно, от успешного развития толерантной личности зависит счастливое будущее не только самого индивида, но и общества в целом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили историю формирования данной проблематики психоаналитическое направление (3. Фрейд, Э. Эриксон., Дж. Марсиа, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Л. Краппман, Ю. Хабермдс), бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Д.
Абрамс, М. Хогг), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдегер,Т. Парсонс ,Г Салливан), конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген, Т. Г. Стефаненко) и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые использована методика для выявления выраженности структурных компонентов социальной идентичности. Такой подход позволил нам сравнить структуры социальной идентичности учащихся начальной школы и показать, что социальная идентичность связана с уровнем толерантности учащихся. В данной работе уточнено понятие «социальная идентичность», на которое мы опирались в работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы для обобщения и систематизации уже имеющихся данных по рассматриваемой проблеме. Результаты исследования углубляют представления об социальной идентичности и толерантности, их социально-психологических особенностях. Получены новые эмпирические данные, подтверждающие наличие связи между видами социальной идентичности и толерантности, выявлена связь структуры социальной идентичности с толерантностью школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирические данные обогащают представления о содержании понятия «социальная идентичность» и ее связи с толерантностью.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и межличностных отношений, эксперимент. анкетирование, математические методы, корреляционный анализ.
Методологический инструментарий:
- «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе.» Селезнева А.В., Евгеньева Т.В.
- методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова);
- коэффициент корреляции Пирсона в Excel.
База исследования: МОУ «СОШ» с. Эльбрус.
Выборочная совокупность: 35 детей начальной школы, 15 учеников в 4 «А» классе и 20 детей в 4 «Б» классе в возрасте от 9 до 10 лет.
Достоверность полученных результатов исследования подтверждается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям, задачам, логике; сочетанием количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения
Проведенное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня чрезвычайно актуальна. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества. За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во-вторых, в психологии содержание понятия «социальная идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано, как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
В связи с большой актуальностью и малой изученностью проблемы нами была поставлена цель - выявить особенности влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень развития толерантности учащихся младшего школьного возраста. Была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют гендерные различия в степени этого влияния. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Определить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
2. Выявить основные подходы к исследованию проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
3. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности и толерантности учащихся младшего школьного возраста.
4. Доказать влияние уровня развития компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
Теоретические задачи решены в первой части исследования, в которой изучены и обобщены теоретические основы проблемы влияния социальной идентичности на толерантность младших школьников. Подчеркивается, что несмотря на огромный интерес к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей, структура социальной идентичности, недостаточно исследована. В современных кросс-культурных исследованиях, предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, отмечается, что данные феномены выполняют функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Теоретико-методологической базой основных подходов к исследованию проблемы влияния социальной идентичности на уровень толерантности являются концепции социальных представлений (Ж.К. Абрик, П.Вержес, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московичи, и др.), теории социального мышления (К.А. Альбуханова, и др.), теории социальной идентичности (Е.П. Белинская, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Т.Г.Стефаненко, Д.Тейлор, Дж. Тернер, О.А. Тихомандрицкая, Г. Тэжфел, и др.), концепции психологической детерминации социального поведения и социальных представлений личности (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Р.М.Шамионов, и др.).
Для решения практических задач было проведено эмпирическое исследование проблемы. На этапе организации исследования были использованы такие методы, как метод поперечных срезов и сравнительный метод. Сбор эмпирических данных проводился с помощью методов анкетирования и тестирования. Опросная методика - опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова) была использована для диагностики уровня развития толерантности детей младшего школьного возраста. Были получены следующие результаты: в 4 «А» классе процент высокотолерантных детей составляет 13%, в 4 «Б» - 20%, показатель среднего уровня толерантности- 60%, и 74%, с низким уровнем толерантности соответственно 13% - 20%.
Для диагностики степени выраженности компонентов социальной идентичности использована методика «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе» Селезневой А.В., Евгеньевой Т.В. Она показала, что средний уровень гражданственности имеют больше половины респондентов, что составила 60 % опрошенных. Высокий уровень у 35%-40 % учащихся. Безразличный и антигражданственный тип идентичности не выявлен в 4 А классе, но в 4 Б установлен безразличный тип гражданского самосознания. В 4 «А» классе 73 % респондентов показали средний уровень толерантности по шкале национального самосознания и 20 % высокий уровень. Был выявлен один интолерантный ученик. В 4 «Б» классе средний уровень национального самосознания выявлен у 55%, высокий уровень у 35 % респондентов. Интолерантный тип идентичности выявлен у 10 % респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
Далее, чтобы доказать выдвинутую гипотезу о влиянии компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников, проведено корреляционное исследование с помощью программы Excel. Получены положительные значения коэффициентов корреляции гражданской и этнической идентичности с уровнем толерантности учащихся начальной школы: в 4 «А» - 0,803829837и 0,555911, в 4 «Б» - 0,696487965 и 0,654941, в группе девочек - 0,717219971 и 0,729598927, в группе мальчиков - 0,685364811 и 0,449244606.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Более половины респондентов, что составило 60 % опрошенных, имеют средний уровень развития гражданской идентичности, высокий уровень установлен у 35% учащихся 4 «Б» класса, 40 % у учащихся 4 «А» класса. Антигражданственный тип идентичности не выявлен. Безразличный тип гражданского самосознания обнаружен у одного школьника. Примерно такое же соотношение учащихся по шкале этнической идентичности: 73% учащихся 4 «А» класса и 55% 4 «Б» класса имеют средний уровень развития этого качества, соответственно 20 % и 35 % обладают высоким уровнем национального самосознания, интолерантный тип идентичности выявлен соответственно у 10 % и 7% респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
2. Уровень развития толерантности у большинства младших школьников также является средним: 4 «А» - 74 %, 4 «Б» - 60%. Соотношение высокого и низкого уровня толерантности в 4 «А» 13% - 13%, в 4 «Б» 20% - 20%.
3. Уровень развития компонентов социальной идентичности, а именно гражданской и этнической идентичности учащихся влияет на уровень их толерантности. По результатам корреляционного исследования большее влияние оказывает на толерантность национальная идентичность, но соотношение степени влияния этих видов идентичностей различная в обоих классах.
4. Коэффициенты корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности девочек и мальчиков имеют положительное значение и это говорит о влиянии соответствующих компонентов социальной идентичности на уровень толерантности. Поскольку значения коэффициентов корреляции близки к единице, связь между исследуемыми переменными достаточно тесная. Значения коэффициентов корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности мальчиков меньше, чем таковые у девочек, поэтому связь между исследуемыми переменными слабее.
Выводы эмпирического исследования доказывают гипотезу о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности влияет на уровень толерантности младших школьников и степень этого влияния зависит от пола ребенка. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены и цель достигнута.
Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня чрезвычайно актуальна. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества. За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: сбесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают агрессивность, недоброжелательность, озлобленность. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность социальной идентичности повышается или понижается. Во-вторых, в психологии содержание понятия «социальная идентичность» раскрывается через ее структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом не исследовано, как баланс или дисбаланс установочной структуры социальной идентичности влияет на степень выраженности толерантности младших школьников.
В связи с большой актуальностью и малой изученностью проблемы нами была поставлена цель - выявить особенности влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень развития толерантности учащихся младшего школьного возраста. Была выдвинута гипотеза о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности будет влиять на уровень толерантности младших школьников и существуют гендерные различия в степени этого влияния. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Определить уровень изученности проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
2. Выявить основные подходы к исследованию проблемы влияния компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
3. Установить уровень развития компонентов структуры социальной идентичности и толерантности учащихся младшего школьного возраста.
4. Доказать влияние уровня развития компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности учащихся младшего школьного возраста.
Теоретические задачи решены в первой части исследования, в которой изучены и обобщены теоретические основы проблемы влияния социальной идентичности на толерантность младших школьников. Подчеркивается, что несмотря на огромный интерес к изучению содержания, рассмотрению функций и видов, определению структурных компонентов социальной идентичности как зарубежных, так и отечественных исследователей, структура социальной идентичности, недостаточно исследована. В современных кросс-культурных исследованиях, предметом которых является связь этнической идентичности и толерантности, отмечается, что данные феномены выполняют функцию социальной регуляции межэтнических отношений. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что нормальная (позитивная) этническая идентичность способствует этнической толерантности.
Теоретико-методологической базой основных подходов к исследованию проблемы влияния социальной идентичности на уровень толерантности являются концепции социальных представлений (Ж.К. Абрик, П.Вержес, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московичи, и др.), теории социального мышления (К.А. Альбуханова, и др.), теории социальной идентичности (Е.П. Белинская, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Т.Г.Стефаненко, Д.Тейлор, Дж. Тернер, О.А. Тихомандрицкая, Г. Тэжфел, и др.), концепции психологической детерминации социального поведения и социальных представлений личности (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Р.М.Шамионов, и др.).
Для решения практических задач было проведено эмпирическое исследование проблемы. На этапе организации исследования были использованы такие методы, как метод поперечных срезов и сравнительный метод. Сбор эмпирических данных проводился с помощью методов анкетирования и тестирования. Опросная методика - опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев и Л. А. Шайгерова) была использована для диагностики уровня развития толерантности детей младшего школьного возраста. Были получены следующие результаты: в 4 «А» классе процент высокотолерантных детей составляет 13%, в 4 «Б» - 20%, показатель среднего уровня толерантности- 60%, и 74%, с низким уровнем толерантности соответственно 13% - 20%.
Для диагностики степени выраженности компонентов социальной идентичности использована методика «Тест на выявление уровня сформированности национального и гражданского самосознания школьников в краткосрочной перспективе» Селезневой А.В., Евгеньевой Т.В. Она показала, что средний уровень гражданственности имеют больше половины респондентов, что составила 60 % опрошенных. Высокий уровень у 35%-40 % учащихся. Безразличный и антигражданственный тип идентичности не выявлен в 4 А классе, но в 4 Б установлен безразличный тип гражданского самосознания. В 4 «А» классе 73 % респондентов показали средний уровень толерантности по шкале национального самосознания и 20 % высокий уровень. Был выявлен один интолерантный ученик. В 4 «Б» классе средний уровень национального самосознания выявлен у 55%, высокий уровень у 35 % респондентов. Интолерантный тип идентичности выявлен у 10 % респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
Далее, чтобы доказать выдвинутую гипотезу о влиянии компонентов структуры социальной идентичности на уровень толерантности младших школьников, проведено корреляционное исследование с помощью программы Excel. Получены положительные значения коэффициентов корреляции гражданской и этнической идентичности с уровнем толерантности учащихся начальной школы: в 4 «А» - 0,803829837и 0,555911, в 4 «Б» - 0,696487965 и 0,654941, в группе девочек - 0,717219971 и 0,729598927, в группе мальчиков - 0,685364811 и 0,449244606.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Более половины респондентов, что составило 60 % опрошенных, имеют средний уровень развития гражданской идентичности, высокий уровень установлен у 35% учащихся 4 «Б» класса, 40 % у учащихся 4 «А» класса. Антигражданственный тип идентичности не выявлен. Безразличный тип гражданского самосознания обнаружен у одного школьника. Примерно такое же соотношение учащихся по шкале этнической идентичности: 73% учащихся 4 «А» класса и 55% 4 «Б» класса имеют средний уровень развития этого качества, соответственно 20 % и 35 % обладают высоким уровнем национального самосознания, интолерантный тип идентичности выявлен соответственно у 10 % и 7% респондентов. Безразличный тип национального самосознания не выявлен.
2. Уровень развития толерантности у большинства младших школьников также является средним: 4 «А» - 74 %, 4 «Б» - 60%. Соотношение высокого и низкого уровня толерантности в 4 «А» 13% - 13%, в 4 «Б» 20% - 20%.
3. Уровень развития компонентов социальной идентичности, а именно гражданской и этнической идентичности учащихся влияет на уровень их толерантности. По результатам корреляционного исследования большее влияние оказывает на толерантность национальная идентичность, но соотношение степени влияния этих видов идентичностей различная в обоих классах.
4. Коэффициенты корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности девочек и мальчиков имеют положительное значение и это говорит о влиянии соответствующих компонентов социальной идентичности на уровень толерантности. Поскольку значения коэффициентов корреляции близки к единице, связь между исследуемыми переменными достаточно тесная. Значения коэффициентов корреляции национального и гражданского самосознания с уровнем толерантности мальчиков меньше, чем таковые у девочек, поэтому связь между исследуемыми переменными слабее.
Выводы эмпирического исследования доказывают гипотезу о том, что уровень развития компонентов социальной идентичности влияет на уровень толерантности младших школьников и степень этого влияния зависит от пола ребенка. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи решены и цель достигнута.



