ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы исследования социокультурной востребованности замещающих семей в России
1.1 История появления и распространения замещающих семей в
социокультуре
1.2 Анализ нормативно-правовых актов прошлого и настоящего, содержащих информацию о замещающих семьях
2 Прикладные основы исследования социокультурной востребованности замещающих семей в России
2.1 Востребованность замещающих семей и оценка качества их жизнедеятельности (по данным социологического исследования)
2.2 Обоснование и выработка рекомендаций для повышения эффективности жизнедеятельности замещающих семей в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Программа социологического исследования на тему: «Востребованность замещающих семей и оценка качества их жизнедеятельности в российской социокультуре (на примере ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Бланк интервью для опроса экспертов на тему: «Востребованность замещающих семей и оценка качества их жизнедеятельности в российской социокультуре (на примере ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»)
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Анкета для представителей замещающих семей на тему: «Востребованность замещающих семей и оценка качества их жизнедеятельности в российской социокультуре (на примере ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»)
Актуальность исследования. На сегодняшний день вследствие нарастания социальной, экономической и политической нестабильности, гражданских конфликтов институт семьи претерпевает значительные изменения: снижается уровень жизни большинства российских семей, искажается в сознании людей понятие семьи, семейных ценностей, утрачиваются основополагающие функции семьи, растет число детей, рожденных вне брака, увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни, в семьях все чаще встречаются факты жестокого обращения с детьми, значительно увеличиваются психологические и эмоциональные нагрузки у взрослого населения, что, как правило, отражается и на взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми. Данные факторы приводят к такому явлению, как нарушение развивающей среды в биологической семье и отказу от воспитания собственного ребенка. В этой связи общество и государство начинает активно развивать и укреплять систему альтернативных форм воспитания и развития детей, оставшихся по различным причинам без родительской заботы, с помощью создания замещающих семей.
Проблема исследования. Семья как социальный институт и малая социально - психологическая группа в истории социокультуры постоянно меняется. Ряд кризисных трансформаций брачно - семейных отношений приводят к одиночеству ребенка (смерть родителей, отказ родителей от ребенка, лишение родителей родительских прав). Ребенок нередко может стать сиротой при внебрачной рождаемости. В то же время история постоянно утверждает, что родительство является основной социокультурной технологией социализации детей. Следовательно, для детей - сирот, безнадзорных и беспризорных детей нужна семья, необходимы отношения с родителями. В качестве ответа на данную потребность детей и общества, социокультура выработала в сфере брачно - семейных отношений понятие «замещающая семья». Замещающая семья - это тот необходимый по своей сущности ответ социокультуры для тех детей и для социально значимых потребностей общества, которые не имеют своей родительской семьи. Следовательно, научно - исследовательской проблемой является исследование социокультурных детерминантов появления замещающих семей. Замещающая семья - это один из ответов социокультуры на восстановление единой классической социальной модели: «человек - семья - общество».
Степень изученности проблемы. Поставленная в данной работе научная проблема по своей сути является междисциплинарной. Она затрагивает такие направления научного анализа как социальные отношения, региональный социум, социальная политика, система социальной защиты населения, которые являются предметом изучения многих социальных наук. В связи с этим выбор темы исследования, обоснование наиболее актуальных ее современных аспектов, степень изученности предопределили характер привлеченной литературы по праву, социологии, философии, социальной работе.
В первую очередь любая проблема имеет свою историю появления и развития, а историю формирования института замещающей семьи можно найти в исследованиях таких ученых как Е. Ю. Забалова [15], Т. Н. Отделкина [41], Е. В. Шифельбейн [62].
Изучению различных форм семейного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены исследования О. В. Бессчетновой [7], А. Г. Свириденко [49], И. П. Терновой [53], Н. А. Хрустальковой [59] и других.
Проблемы воспитания детей - сирот в семьях опекунов, приемных родителей и усыновителей затронуты в трудах В. В. Барабановой [3], О. В. Заводилкиной [16], Е. И. Морозовой [29], А. Б. Холмогоровой [57].
Место замещающей семьи в современной социокультуре изучают Т. Н. Отделкина [41], О. В. Фетисова [54], Е. И. Холостова [58].
В настоящее время для успешного существования и повышения востребованности замещающих семей необходимо владеть знаниями правовой направленности. О правовой защите замещающих семей говорится в работах А. М. Нечаевой [31], Н. П. Петровой [45], В. А. Цветкова [60] и других ученых.
По мнению современных исследователей, необходима комплексная поддержка семей, которые планируют или уже являются альтернативой кровной семьи.
Вместе с тем важно отметить, что данная проблема требует более глубокого изучения, ведь необходимо выяснить уровень востребованности замещающих семей в современном российском обществе и оценить качество их жизнедеятельности. Следовательно, тема нашего исследования является востребованной и актуальной.
Объект исследования - замещающие семьи.
Предмет исследования - социокультурная востребованность замещающих семей в России.
Цель исследования - изучить социокультурные детерминанты, определившие востребованность замещающих семей и выработать рекомендации для повышения эффективности жизнедеятельности замещающих семей в современной России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать факторы и причины появления и распространения замещающих семей в истории социокультуры.
2. Изучить нормативно-правовые акты, содержащие информацию о замещающих семьях.
3. Провести исследование (опрос экспертов по востребованности замещающих семей и опрос замещающих семей по качеству их жизнедеятельности).
4. Выработать рекомендации для повышения эффективности жизнедеятельности замещающих семей в России.
Методы исследования: 1) общенаучные: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, индукция, дедукция; 2) частно-научные: а) методы сбора информации: экспертный опрос методом интервью специалистов по социальной работе ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск» (Пролетарский район) в отделении социальной помощи семье и детям; анкетирование опекунов, попечителей и родителей, в чьих семьях, живут приемные дети, попадающих под обслуживание ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» (Пролетарский район); б) методы обработки информации: ранжирование, классификация, обобщение, группировка, формирование выводов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования на тему: «Востребованность замещающих семей и оценка качества их жизнедеятельности», которое было проведено автором на базе Комплексного центра социального обслуживания по г. о. Саранск в Пролетарском районе. В исследовании был проведен экспертный опрос методом интервью специалистов по социальной работе ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск» (Пролетарский район) в отделении социальной помощи семье и детям о востребованности замещающих семей (объем генеральной совокупности - 8 человек, выборочная совокупность - 7 человек). Критерии отбора: 1) желание участвовать в опросе; 2) стаж работы не менее 1 года; 3) положительные отзывы руководства. А также было проведено анкетирование опекунов, попечителей и родителей, в чьих семьях, живут приемные дети, попадающих под обслуживание ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» (Пролетарский район) о качестве их жизнедеятельности (О жизнедеятельности замещающих семей никто не может дать информацию лучше, чем представители данных семей. Объем генеральной совокупности - 116 семей, выборочная совокупность (20%) - 24 семьи, из них 8 опекунских семей, 8 попечительских и 8 приемных семей (опрашивается по одному представителю от семьи).
Новизна бакалаврской работы.
1) проанализированы факторы и причины появления и распространения замещающих семей в истории социокультуры;
2) проведено авторское эмпирическое исследование социокультурной востребованности замещающих семей в России (опрос экспертов по востребованности замещающих семей и опрос замещающих семей по качеству их жизнедеятельности;
3) по результатам проведенного исследования, выработаны практические рекомендации для повышения эффективности жизнедеятельности замещающих семей в России.
Практическая значимость. Материалы бакалаврской работы могут быть использованы в деятельности практических социальных работников при работе с замещающими семьями, при составлении проектов и программ оказания помощи данной категории населения при анализе семейно - демографической ситуации в регионах России, а также в процессе разработки прогнозов в сфере семейно - демографической политики. Результаты и практические рекомендации, а также собранные и проанализированные статистические данные можно использовать в учебном процессе при подготовке специалистов по социальной работе.
Апробация исследования. Материалы бакалаврской работы вошли в доклады и выступления на внутривузовской конференции «Огаревские чтения» (Саранск, 2018).
Особо важную роль в современном мире играет качество человеческого потенциала, основу которого составляют дети. Как известно, дети - это самая незащищенная социальная категория, поэтому так необходима детально проработанная система социальной защиты в области детства.
Ребенок, у которого нет одного или обоих родителей, или родители которого не в состоянии обеспечить качество проживания, соответствующее законодательно закрепленным нормам, чаще всего помещается в институциональную форму постоянного проживания: детский дом, интернат или приют. В результате ребенок, не получивший положительного опыта проживания в семье, не может создать здоровую полноценную семью и неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане. Именно семья может воспитать нравственно здоровых и социально полноценных людей. Таким образом, назрела необходимость перехода к семейным формам устройства детей.
Замещающая семья, как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою многовековую историю, можно даже сказать, что она существовала еще до появления семьи в ее традиционном понимании.
В истории России выделяют несколько периодов развития поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Патриархальный период (X-XVII вв.), во время которого общество сторонилось «лишнего» ребенка, которым признавался ребенок, рожденный вне брака, сирота или нищенствующий. О сиротах в основном заботились князья или церковь.
Следующий период - общественно-религиозный (XVII-XIX вв.), начало которого положено Указом Петра I, согласно которому во всех губерниях получила централизованная система попечительской помощи детям-сиротам благодаря активному участию великих педагогов и общественных деятелей.
ХХ век вплоть до 90-х годов является периодом институционализации. В начале XX века активную деятельность по устройству сирот развернул Московский совет по призрению беспризорных. Детей передавали в семьи, которые получали определенную плату на содержание детей; создавали «искусственные семьи» из нескольких детей во главе с заслуживающими доверия женщинами; организовывали небольшие приюты.
В настоящее же время в российском обществе сформировалось определение замещающей семьи, не закрепленное в законодательстве. Понятие «замещающая семья» можно объяснить, как совокупность различных типов семейного устройства ребенка, будь то приемная, патронатная, опекунская семья или семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и, которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении.
Но если раньше замещающая семья создавалась на уровне человеческих инстинктов, то сейчас ее организация приобрела законодательный уровень. Создаются законы, как на федеральном, так и региональном, и локальном уровнях. Для опекаемых и приемных детей предлагаются различные виды выплат и льгот, например, ежемесячное денежное пособие на содержание ребенка в размере 6800 рублей. Для приемных родителей так называемая заработная плата.
С педагогической точки зрения, профессионально-замещающая приемная семья в полной мере способна обеспечить реализацию права ребенка, оставшегося без попечения родителей на семейное воспитание с построением внутренней связи, присущей кровным семьям, «родитель - ребенок».
Результаты проведенного исследования показали нам, что замещающие семьи набирают популярность, их качество жизни вполне удовлетворяет их потребностям, но необходимо и дальше развивать институт замещающей семьи, способствовать повышению их востребованности. Экспертами было отмечено, что для повышения эффективности воспитания в замещающих семьях необходимо привлекать специалистов социальной сферы, психологов, школьных учителей к профилактической работе с подопечными.
Также было выявлено, что основные проблемы данных семей заключаются во взаимоотношениях между членами, их психологической подготовке, например, на вопрос «укажите трудности, с которыми встречается ваша семья при воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?» 20% ответили «социальные проблемы, а именно проблемы в общении», 62,5% - «социальные и социально-педагогические проблемы». Также было замечено, что все семьи, взявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материально обеспеченны, что наводит на мысль о семьях, которые хотят, но не могут взять ребенка на воспитание из-за материальных трудностей. Поэтому, для повышения востребованности замещающих семей, необходимо повышать качество их жизнедеятельности и стимулировать в различных направлениях родителей, желающих взять ребенка на воспитание.
С каждым годом число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижается и, чтобы сохранить данную тенденцию, по результатам проведенного исследования, были предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности жизнедеятельности замещающих семей. Необходимо проводить с данными семьями мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей, ответственного родительства и сплочение данной категории, просветительскую и психологическую работу.
Замещающая семья имеет перспективное направление своего развития, как альтернатива кровной семье или же форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное - оказывать поддержку не только в материальном, но и в психологическом плане, как родителям, так и детям, принимаемым в семью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что замещающая семья востребована в российской социокультуре, так как за невозможностью сохранить для ребенка кровную семью, необходимо приложить все усилия, чтобы устроить его в замещающую.
1 Анкудимова К. Ю. Проблемы приемной семьи / К. Ю. Анкудимова // Научное сообщество студентов XXI столетия. - 2010. - № 7 (34).- С. 29-33.
2 Байер Е. Приемная семья для детей-сирот - приоритетная задача государственной поддержки детства / Е. Байер / Народное образование. - 2009.- № 2. - С. 85-89.
3 Барабанова В. В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать / В. В. Барабанова // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М. : Дом, 1995. - С. 25-26.
4 Баранова З. Я. Призрение детей-сирот в России и за рубежом : история и современность / З. Я. Баранова. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет». - 2013. - 132 с.
5 Белова Л. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье / Л. А. Белова / Высшее образование сегодня. - 2010. - № 3.- С. 88-90.
6 Белова Л. А. Особенности детско-родительских взаимоотношений в замещающей семье / Л. А. Белова // Наука. Образование. Молодежь: матер. VII Междунар. науч.-практич. конф. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2010. - Том I. -
С. 256-259.
7 Бессчетнова О. В. Сиротство в России. От призрения к деинституционализации / О. В. Бессчетнова / Социологические исследования. - № 11. - 2011. - С. 102-110.
8 Быкова О. Н. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление / О. Н. Быкова // Вестник ПСТГУ. - 2007. - № 3. - С. 92-108.
9 Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : российский и зарубежный опыт / Г. И. Гайсина / Уфа : Издательство БГПУ. - 2013. - 149 с.
10 Городской научно-практический центр по защите прав детей «Детство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.umc-detstvo.ru/Page.aspx?PID=527
11 Департамент труда и социальной защиты населения города Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.usynovi-moskva.ru
12 Джумагазиева Г. С. Право несовершеннолетнего на опеку и попечительство / Г. С. Джумагазиева // Свобода. Право. Рынок: матер. междунар. науч.-практич. конф. - Волгоград : Изд-во Волгоградское научное издательство, 2010. - С. 164-173.
13 Доржиева С. В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации / С. В. Доржиева // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 6. - С. 53-57.
14 Евсеева Л. А. Некоторые проблемы приемной семьи как формы
семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Евсеева // Новое слово в науке: перспективы
развития: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 457-459.
15 Забалова Е. Ю. Генезис института приемной семьи / Е. Ю. Забалова // Вестник КемГУ. - 2013. - № 3. - С. 141-144.
16 Заводилкина О. В. Дети в приемной семье : Советы начинающим родителям-воспитателям / О. В. Заводилкина. - М. : Изд-во Академия, 1993. - 29 с.
17 Захарова Ж. А. Технологии работы с замещающими
семьями / Ж. А. Захарова // Технологии социальной работы с
молодежью: матер. III межрег. науч.-практич. конф. - Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - С. 307-309.
18 Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве [Электронный ресурс]: СУ РСФСР от 16.09.1918 г. № 76 - 77. Ст. 818. (утратил силу) // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2902#09251427685021261
19 Колокольникова З. У. Технологии работы с замещающими семьями : учеб. пособие / З. У. Колокольникова. - Красноярск : СФУ, 2013. - 226 с.
20 Косенко Е. В. Краткий обзор практики применения норм об опеке и попечительстве / Е. В. Косенко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 3. - С. 83-85.
21 Куропацкая Е. Г. Опека и попечительство над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, как способ защиты их прав / Е. Г. Куропацкая // Современное право. - 2011. - № 1. -
С. 77-80.
22 Лесина Е. А. Приемная семья для ребенка и ребенок для приемной семьи / Е. А. Лесина // Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 78-84.
23 Максименко А. В. К вопросу об опеке и попечительстве над несовершеннолетним / А. В. Максименко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2011. - № 1. - С. 14-18.
24 Максимов И. Н. Опека и попечительство как вид социальной заботы государства / И. Н. Максимов // Вестник ШГПИ. - 2013. - № 1. - С.124-128.
25 Мальцева И. В. Социальная работа с замещающими семьями: учебно-методическое пособие / И. В. Мальцева. - Тула : ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2017. - 103 с.
26 Манышева М. Проблема психологической готовности россиян к опеке и попечительству / М. Манышева // Психология и экономика. - 2012. - № 2. - С. 70-76.
27 Меркулова Н. А. Психологические проблемы воспитания детей - сирот в приемных семьях / Н. А. Меркулова // Концепт. Научно-методический электронный журнал. - 2015. - № 51. - С. 35-41.
28 Михеева Л. Ю. О совершенствовании института опеки и попечительства / Л. Ю. Михеева // Известия АГУ. - 2010. - № 3. - С. 46-50.
29 Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам / Е. И. Морозова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 56 с.
30 Морозова И. С. Психологические аспекты воспитания детей в замещающих семьях / И. С. Морозова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 1. - С. 135-138.
31 Нечаева А. М. История нормативного регулирования семейного воспитания / А. М. Нечаева // Государство и право. - 2015. - №10. - С. 22-27.
32 Низамиева О. Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи / О. Н. Низамиева // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - № 2. - С. 107-113.
33 О вознаграждении опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 13.05.2010 г. № 40 // Гарант [справ.-правовая система]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/8935688/
34 О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 28.12.2004 г. № 102 : (ред. от 3. 12. 2018) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/802024583
35 О размере и порядке выплаты ежемесячного денежного пособия на содержание ребенка, находящегося в приемной семье в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 28.11.2005 № 79: (ред. от 27. 06. 2016) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/802041748
36 Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 24.04.2008 г. № 48 : (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс :
[справ.-правовая система]. - [М., 2019]. -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
37 Об утверждении требований к содержанию программы подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 // Консультант-Плюс : [справ.- правовая система]. - [М., 2018]. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134551/
38 Опека и попечительство : монография / отв. ред. В. А. Ершов. - М. : ГроссМедиа, 2008. - 108 с.
39 Осипова А. А. Психологические проблемы приемной
семьи / А. А. Осипова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2013. - № 4.- С. 290-297.
40 Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006. - 368 с.
41 Отделкина Т. Н. Формирование института замещающей семьи: история и современность / Т. Н. Отделкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2015. - № 4. - С. 104-112.
42 Паламарчук Е. М. Мотивация принятия ребенка в семью как фактор успешности замещающего родительства / Е. М. Паламарчук // Научно - педагогическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 31-37.
43 Палиева Н. А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью / Н. А. Палиева // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 3. - С. 132-137.
44 Парфенова О. История развития социального презрения детей - сирот в России XVIII-XX века / О. Парфенова // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 216-223.
45 Петрова Н. П. Правовой статус приемной семьи / Н. П. Петрова // Юридический мир. - 2008. - № 9. - С. 46-50.
46 Попова Е. А. Специфика социальной работы с замещающими семьями / Е. А. Попова // Перспективы развития науки в современном мире : сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практич. конф. - Уфа : Изд-во Дендра, 2018. -
С.135-140.
47 Россейкин С. Н. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей /
С. Н. Россейкин // Вестник магистратуры. - 2012. - № 4. - С. 137-140.
48 Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства : Социально-правовые проблемы: учеб. пособие / Е. М. Рыбинский. - М. : Академия, 2014. - 45 с.
49 Свириденко А. Г. Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот / А. Г. Свириденко. - Красноярск : Изд-во Современная педагогика, 2005. - 221 с.
50 Семейный Кодекс Рос. Федерация [Электронный ресурс]: от 29.12.1995 № 223 : (ред. от 29.05.2019) // Консультант-Плюс: [справ.-правовая система]. - [М., 2019]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc
51 Семья Г. В. Воспитание ребенка в замещающей семье / Г. В. Семья // Социальная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 3-24.
52 Татаренко Д. Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях / Д. Д. Татаренко // Вестник МГОУ. - 2012. - № 2. - С. 58-61.
53 Тернова И. П. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальная проблема / И. П. Тернова // Защити меня. - 2013. - № 2. - С. 55-58.
54 Фетисова О. В. Перспективы развития приемной семьи в
России / О. В. Фетисова // Вестник Тверского государственного
университета. - 2013. - № 30 (90). - С. 76-83.
55 Филипишина А. А. Опека, попечительство как форма воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки / А. А. Филипишина // Современная педиатрия. - 2011. - № 6. - С. 187-188.
56 Харсеева В. Л. О некоторых аспектах установления опеки и
попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей / В. Л. Харсеева // Общество: политика, экономика,
право. - 2013. - № 5. - С. 88-92.
57 Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России / А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 23¬30.
58 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие / Е. И. Холостова - М. : «Дашков и Ко», 2011. - 244 с.
59 Хрусталькова Н. А. Формирование педагогической компетентности
родителей профессионально-замещающей семьи: монография /
Н. А. Хрусталькова. - Пенза. : Изд-во ПГУ. - 2008. - 176 с.
60 Цветков В. А. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / В. А. Цветков // Вестник Омского университета. - 2015. - № 13. - С. 69-75.
61 Шерстнева Н. С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних / Н. С. Шерстнева // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 2. - С. 27-29.
62 Шифельбейн Е. В. Историческое развитие замещающей семьи:
отечественные и зарубежные аспекты становления / Е. В. Шифельбейн // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. -
С. 209-213.
63 Шубина А. С. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью как необходимое условие эффективного преодоления социального сиротства / А. С. Шубина // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения: сб. науч. ст. по матер. I Междунар. науч.- практич. конф. - М. : Изд-во МГППУ, 2013. - С. 103-109.
64 Яковлев В. Н. Опека: понятие и правовая природа / В. Н. Яковлев // Вестник Удмуртского университета. - 2010. - № 1. - С. 115-121.
65 Яровицина В. В. Формы устройства в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. В. Яровицина // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. - 2016. - № 2. - С. 17-21.
66 Ярская-Смирнова Г. Р. Опека и попечительство как семейная форма
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования.
- 2015. - № 3. - С. 31-34.
67 Яшкова А. Н. Специфика воспитания детей в замещающих семьях / А. Н. Яшкова // Нравственные ценности и будущее человечества: матер. регион. Рождественских образоват. чтен. - Саранск : Изд-во НИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2018. - С. 139-143.