ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экспорта 8
1.1. Понятие и необходимость государственного регулирования экспорта 8
1.2. Формы и методы государственного регулирования экспорта 13
1.3. Роль ВТО в государственном регулировании экспорта 23
Глава 2. Характеристика государственного регулирования экспорта в практике зарубежных стран 32
2.1. Специфика государственного регулирования экспорта европейскими странами 32
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экспорта в Японии 43
2.3 Анализ государственного регулирования экспорта в США 55
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования экспорта в экономике России 65
3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в России 66
3.2 Перспективы государственного регулирования экспорта в России 76
Заключение 92
Список использованной литературы 99
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экспорта 8
1.1. Понятие и необходимость государственного регулирования экспорта 8
1.2. Формы и методы государственного регулирования экспорта 13
1.3. Роль ВТО в государственном регулировании экспорта 23
Глава 2. Характеристика государственного регулирования экспорта в практике зарубежных стран 32
2.1. Специфика государственного регулирования экспорта европейскими странами 32
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экспорта в Японии 43
2.3 Анализ государственного регулирования экспорта в США 55
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования экспорта в экономике России 65
3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в России 66
3.2 Перспективы государственного регулирования экспорта в России 76
Заключение 92
Список использованной литературы 99
Актуальность темы. С начала российских реформ экспорт играет ключевую роль в развитии экономики страны. На его долю приходится 1/3 ВВП, а экспортные пошлины обеспечивают порядка 30% поступлений в доходную часть федерального бюджета. При этом с каждым годом усиливается сырьевая ориентация российского экспортного производства. За 1992-2014 гг. доля нефти, нефтепродуктов и газа в экспортных поставках России выросла с
28,4 до 68,7%, а машин и оборудования, напротив, снизилась с 8,9 до 3,6% . В условиях высокой волатильности мировых цен на сырье это резко усиливает уязвимость национальной экономики от внешних рисков. Поддержка государством экспортоориентированных производств в промышленно развитых странах превратилась в одну из главных сфер национальной экономической политики. В российских реалиях государственная экспортная политика в основном преследует чистофискальные цели. Слабость и неэффективность механизмов государственной поддержки экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в условиях вступления во Всемирную торговую организации могут обернуться сохранением сложившегося «сырьевого» статус-кво российской экономики.
За рубежом на цели содействия экспорту - финансового, организационного, информационно-консультационного, маркетингового и иного - ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта, а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба. Основная цель содействия экспорту - совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.
В России в 90-х годах эта важнейшая государственная функция практически не развивалась и не финансировалась. За последние пять лет наметились позитивные сдвиги в сфере стимулирования экспорта, но здесь по- прежнему недостает динамизма, масштабности, согласованности действий и общенационального охвата. Такое положение можно объяснить исключительно благоприятной конъюнктурой на рынках важнейших экспортируемых Россией сырьевых товаров, что обеспечило мощный приток валюты в страну и объективно дестимулировало проведение активной экспортоориентированной политики. Схожее влияние оказывала ограничительная кредитно-денежная политика Министерства финансов РФ, ориентированная на формирование резервов, а не на стимулирование внутренних инвестиций, в том числе в экспортоориентированные проекты. Серьезным сдерживающим фактором эффективной национальной экспортной политики служит отсутствие специализированной государственной структуры в сфере поддержки экспорта и межведомственной координации этой деятельности.
Стоящие перед страной задачи укрепления конкурентоспособности и ускорения хозяйственного роста требуют активизации государственной политики содействия экспорту, тем более сегодня Россия располагает достаточными финансовыми ресурсами для осуществления стимулирующих мер. Отмеченное будет способствовать диверсификации и совершенствованию структуры национального экспорта и экономики в целом, выходу отечественной продукции на новые, перспективные рынки и, в конечном итоге, росту валютных доходов страны, повышению их устойчивости и предсказуемости. При этом использование накопленного в мире опыта господдержки экспорта, в том числе стран с переходной экономикой, успешно реформирующих национальные системы стимулирования, позволило бы России быстрее преодолеть отставание в рассматриваемой области со всеми вытекающими отсюда преимуществами, что определяет актуальность и практическую значимость избранной темы.
Некоторые аспекты стимулирования экспорта рассматривались в работах российских и зарубежных исследователей. Среди российских ученых занимались проблемами государственного регулирования экспорта такие ученые как: Королев И., Родыпша Н., Спартак А., Рогов В., Смирнова Е., Чеклина Т., Шафиев Р.
Однако в российских публикациях, затрагивающих вопросы поддержки экспорта, рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы, и отсутствует целостная картина ее современного состояния.
Теоретической и методологической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей современных международных экономических отношений и их регулирования, в частности, Данильцева А., Иванова И., Королева И., Ливенцева И., Преснякова В., Сабельникова Л., Спартака А., Фаминского А., Шишкова Ю., а также Кругмана П., Линдерта П., Портера М., Хойна Е., Шмиттхофа К. и др.
Объект исследования - масштабы, направления, формы и механизмы государственной поддержки экспорта за рубежом и в России.
Предмет исследования - эволюция национальных систем содействия экспорту в условиях глобализации, возможности совершенствования и повышения эффективности государственного стимулирования экспорта в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.
Цель дипломного исследования состоит в выявлении современных тенденций регулирования экспорта за рубежом преломлении их в российской экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и необходимость государственного регулирования экспорта,
- охарактеризовать формы и методы государственного регулирования экспорта,
- раскрыть роль ВТО в государственном регулировании экспорта,
- изучить специфику государственного регулирования экспорта европейскими странами,
- определить основные инструменты государственного регулирования экспорта в Японии,
- провести анализ государственного регулирования экспорта в США,
- проанализировать экспортные операции в России и основные направления государственной поддержки экспорта,
- определить тенденции и перспективы государственного регулирования экспорта в России на современном этапе.
Использовались методы исторического, логического, сравнительного, структурного и функционального анализа, позволившие определить тенденции развития национальных систем содействия экспорту, выявить их общие черты и особенности, рекомендовать наиболее эффективные решения для России.
Информационной базой исследования служили статистические материалы и документы международных экономических организаций, прежде всего ВТО, ЮНКТАД, Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, ОЭСР и ЕС; официальные издания в ряде зарубежных стран, например Координационного комитета по содействию торговле США, Японской организации внешней торговли.
28,4 до 68,7%, а машин и оборудования, напротив, снизилась с 8,9 до 3,6% . В условиях высокой волатильности мировых цен на сырье это резко усиливает уязвимость национальной экономики от внешних рисков. Поддержка государством экспортоориентированных производств в промышленно развитых странах превратилась в одну из главных сфер национальной экономической политики. В российских реалиях государственная экспортная политика в основном преследует чистофискальные цели. Слабость и неэффективность механизмов государственной поддержки экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в условиях вступления во Всемирную торговую организации могут обернуться сохранением сложившегося «сырьевого» статус-кво российской экономики.
За рубежом на цели содействия экспорту - финансового, организационного, информационно-консультационного, маркетингового и иного - ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта, а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба. Основная цель содействия экспорту - совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.
В России в 90-х годах эта важнейшая государственная функция практически не развивалась и не финансировалась. За последние пять лет наметились позитивные сдвиги в сфере стимулирования экспорта, но здесь по- прежнему недостает динамизма, масштабности, согласованности действий и общенационального охвата. Такое положение можно объяснить исключительно благоприятной конъюнктурой на рынках важнейших экспортируемых Россией сырьевых товаров, что обеспечило мощный приток валюты в страну и объективно дестимулировало проведение активной экспортоориентированной политики. Схожее влияние оказывала ограничительная кредитно-денежная политика Министерства финансов РФ, ориентированная на формирование резервов, а не на стимулирование внутренних инвестиций, в том числе в экспортоориентированные проекты. Серьезным сдерживающим фактором эффективной национальной экспортной политики служит отсутствие специализированной государственной структуры в сфере поддержки экспорта и межведомственной координации этой деятельности.
Стоящие перед страной задачи укрепления конкурентоспособности и ускорения хозяйственного роста требуют активизации государственной политики содействия экспорту, тем более сегодня Россия располагает достаточными финансовыми ресурсами для осуществления стимулирующих мер. Отмеченное будет способствовать диверсификации и совершенствованию структуры национального экспорта и экономики в целом, выходу отечественной продукции на новые, перспективные рынки и, в конечном итоге, росту валютных доходов страны, повышению их устойчивости и предсказуемости. При этом использование накопленного в мире опыта господдержки экспорта, в том числе стран с переходной экономикой, успешно реформирующих национальные системы стимулирования, позволило бы России быстрее преодолеть отставание в рассматриваемой области со всеми вытекающими отсюда преимуществами, что определяет актуальность и практическую значимость избранной темы.
Некоторые аспекты стимулирования экспорта рассматривались в работах российских и зарубежных исследователей. Среди российских ученых занимались проблемами государственного регулирования экспорта такие ученые как: Королев И., Родыпша Н., Спартак А., Рогов В., Смирнова Е., Чеклина Т., Шафиев Р.
Однако в российских публикациях, затрагивающих вопросы поддержки экспорта, рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы, и отсутствует целостная картина ее современного состояния.
Теоретической и методологической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей современных международных экономических отношений и их регулирования, в частности, Данильцева А., Иванова И., Королева И., Ливенцева И., Преснякова В., Сабельникова Л., Спартака А., Фаминского А., Шишкова Ю., а также Кругмана П., Линдерта П., Портера М., Хойна Е., Шмиттхофа К. и др.
Объект исследования - масштабы, направления, формы и механизмы государственной поддержки экспорта за рубежом и в России.
Предмет исследования - эволюция национальных систем содействия экспорту в условиях глобализации, возможности совершенствования и повышения эффективности государственного стимулирования экспорта в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.
Цель дипломного исследования состоит в выявлении современных тенденций регулирования экспорта за рубежом преломлении их в российской экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и необходимость государственного регулирования экспорта,
- охарактеризовать формы и методы государственного регулирования экспорта,
- раскрыть роль ВТО в государственном регулировании экспорта,
- изучить специфику государственного регулирования экспорта европейскими странами,
- определить основные инструменты государственного регулирования экспорта в Японии,
- провести анализ государственного регулирования экспорта в США,
- проанализировать экспортные операции в России и основные направления государственной поддержки экспорта,
- определить тенденции и перспективы государственного регулирования экспорта в России на современном этапе.
Использовались методы исторического, логического, сравнительного, структурного и функционального анализа, позволившие определить тенденции развития национальных систем содействия экспорту, выявить их общие черты и особенности, рекомендовать наиболее эффективные решения для России.
Информационной базой исследования служили статистические материалы и документы международных экономических организаций, прежде всего ВТО, ЮНКТАД, Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, ОЭСР и ЕС; официальные издания в ряде зарубежных стран, например Координационного комитета по содействию торговле США, Японской организации внешней торговли.
Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками внешнеэкономической деятельности
соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнеторговых сделок.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В России экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Успешная реализация договоров о создании Европейского экономического пространства способствовала реформированию
внешнеторговой политики европейских стран. Таким образом, в европейском регионе формируется целостный социально-экономический организм (экономическое пространство) с единой валютно-финансовой системой, единой (в основном) правовой системой и теснейшей координацией торговой и внешнеэкономической политики государств-членов.
Образование интеграционного объединения и расширение его состава сопровождалось неуклонным ростом доли внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли стран. Тем не менее, торговля внутри ЕС развивалась по-разному у разных стран.
После введения санкций Евросоюза против Российской Федерации, товарооборот России и ЕС в 2015 году, упал по сравнению с 2014 годом на 40%, до 230 млрд долларов.
Особенностью системы регулирования внешней торговли продовольствием в ЕС является то, что его принципы тесно увязаны с единой аграрной политикой, направленной на достижение конкурентоспособности западноевропейской сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке, и то, что меры ограничения импорта тесно связаны с мерами поощрения экспорта продовольствия.
В ЕС действует целая система пошлин и квот на импорт любого товара, при этом все они тесно связаны соглашением с ВТО. Так, для каждого наименования импортируемой продукции, включая сельскохозяйственную, действуют свои тарифы, которые напрямую зависят от страны-поставщика, являющейся членом ВТО.
Регулирование внешней торговли сырьем и продовольствием в ЕС выполняет важнейшую функцию поддержки внутренних производителей, их защиты от конкуренции со стороны. Внешнеторговые барьеры создали значительно лучшие условия для производимой в ЕС сельскохозяйственной продукции, в известной степени изолировав сельское хозяйство от колебаний цен на мировом рынке. Вместе с тем ЕС продолжает активную экспортную экспансию на мировом рынке, сбывая значительные объемы продовольствия посредством внешнеторгового регулирования.
Япония является третьей крупнейшей торговой державой в современной экономике. Внешняя торговля играет в стране, лишенной природных ресурсов, жизненно важную роль. Масштабы экспорта намного превышают уровень, необходимый для аккумулирования валюты для импорта. 98,6% всех продаж в другие страны приходится на готовые промышленные изделия, в том числе 74,1% - на машины и оборудование. По внешнеторговому обороту она за 2015 г. (1006,9 млрд. долл. США) уступает только США, ФРГ и Китаю (соответственно 2439,7, 2209 и 2,115 млрд. долл. США). Изделия, выпущенные зарубежными представительствами японских корпораций, сбываются в основном на местных рынках, однако также поставляются и в Японию.
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.
Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.
В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов - законодательных, административно¬правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.
Соединенные Штаты Америки считаются самым развитым государством на планете с самой крупной и мощной экономикой. Большое число инноваций и свежих идей, как в производственной сфере, так и в сфере высоких технологий и услуг, выходит именно из США. Львиная доля участия американской экономики в глобальных финансовых, деловых и торговых процессах свидетельствует об очень высокой роли США в мировых денежных отношениях.
По состоянию на 2015 год ВВП Соединенных Штатов Америки составляет $16 720 миллиардов и является самым большим на планете,
опережая совокупный показатель стран ЕС практически на один триллион долларов.
Государственный контроль за экспортом, осуществляемый администрацией США, преследует три основные цели:
- защита национальной безопасности
- содействие реализации внешнеполитических интересов
- ограничение вывоза товаров, оказавшихся в дефицитными на внутреннем рынке. (На практике контроль за экспортом по экономическим соображениям не применялся уже много лет - последний раз власти США прибегли к нему по частному поводу в 1973 г.)
Очень важным моментом при планировании импорта в США является вопрос обязательной сертификации, требований по маркировке и прочее. При несоблюдении данных требований таможенная служба имеет право не разрешить допуск товаров на территорию США.
Как и любое экономическое явление, введенные ЕвроСоюзом санкции и запреты оказывают положительное влияние в виде появившихся для российских производителей возможностей расширить свое пребывание на рынке за счет растущих каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции.
Пока санкции не отменят, у России есть шанс двигаться дальше по пути повышения экспорта обрабатывающей промышленности и развития импортозамещения. Однако для активизации этих процессов необходимо комплексное применение мер поддержки экспорта, предусматривающих использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Государство и участники ВЭД должны действовать безотлагательно, чтобы возможности не были упущены.
Целями государственной политики Российской Федерации в области поддержки экспорта являются:
1) диверсификация экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
2) стимулирование несырьевого, высокотехнологического,
инновационного экспорта товаров и услуг, экспорта машинно-технической продукции, а также товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
3) создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке;
4) расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
5) развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, обеспечивающих оказание финансовых, организационных, консультационных, маркетинговых и информационных услуг экспортерам;
6) усиление координации и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
7) увеличение числа российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих на постоянной основе экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, в том числе за счет малых и средних предприятий.
Основными принципами государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) поддержка деятельности в сфере экспорта в соответствии с приоритетами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) реализация мер поддержки экспорта в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
3) развитие и поддержка экспорта, способствующего выполнению приоритетов внешней политики Российской Федерации;
4) применение мер поддержки экспорта для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) системный характер осуществления мер поддержки экспорта;
6) непрерывность осуществления поддержки экспорта;
7) эффективность мер поддержки экспорта;
8) информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.
Для обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта могут применяться финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта.
К финансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) финансирование экспорта в форме кредитования;
2) обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта;
3) страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
4) международные факторинговые операции;
5) субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) иные меры.
К нефинансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) поддержка выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятия за рубежом;
2) поддержка регистрации и/или правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и/или товаров и услуг;
3) поддержка осуществления сертификации товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках;
4) информационно-консультационная поддержка;
5) консультационно-техническая и организационная поддержка торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах);
6) реализация информационных программ в сфере экспортной деятельности;
7) обеспечение защиты интересов и законных прав экспортеров на внешних рынках;
8) создание единого портала поддержки экспорта;
9) иные меры.
соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнеторговых сделок.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В России экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Успешная реализация договоров о создании Европейского экономического пространства способствовала реформированию
внешнеторговой политики европейских стран. Таким образом, в европейском регионе формируется целостный социально-экономический организм (экономическое пространство) с единой валютно-финансовой системой, единой (в основном) правовой системой и теснейшей координацией торговой и внешнеэкономической политики государств-членов.
Образование интеграционного объединения и расширение его состава сопровождалось неуклонным ростом доли внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли стран. Тем не менее, торговля внутри ЕС развивалась по-разному у разных стран.
После введения санкций Евросоюза против Российской Федерации, товарооборот России и ЕС в 2015 году, упал по сравнению с 2014 годом на 40%, до 230 млрд долларов.
Особенностью системы регулирования внешней торговли продовольствием в ЕС является то, что его принципы тесно увязаны с единой аграрной политикой, направленной на достижение конкурентоспособности западноевропейской сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке, и то, что меры ограничения импорта тесно связаны с мерами поощрения экспорта продовольствия.
В ЕС действует целая система пошлин и квот на импорт любого товара, при этом все они тесно связаны соглашением с ВТО. Так, для каждого наименования импортируемой продукции, включая сельскохозяйственную, действуют свои тарифы, которые напрямую зависят от страны-поставщика, являющейся членом ВТО.
Регулирование внешней торговли сырьем и продовольствием в ЕС выполняет важнейшую функцию поддержки внутренних производителей, их защиты от конкуренции со стороны. Внешнеторговые барьеры создали значительно лучшие условия для производимой в ЕС сельскохозяйственной продукции, в известной степени изолировав сельское хозяйство от колебаний цен на мировом рынке. Вместе с тем ЕС продолжает активную экспортную экспансию на мировом рынке, сбывая значительные объемы продовольствия посредством внешнеторгового регулирования.
Япония является третьей крупнейшей торговой державой в современной экономике. Внешняя торговля играет в стране, лишенной природных ресурсов, жизненно важную роль. Масштабы экспорта намного превышают уровень, необходимый для аккумулирования валюты для импорта. 98,6% всех продаж в другие страны приходится на готовые промышленные изделия, в том числе 74,1% - на машины и оборудование. По внешнеторговому обороту она за 2015 г. (1006,9 млрд. долл. США) уступает только США, ФРГ и Китаю (соответственно 2439,7, 2209 и 2,115 млрд. долл. США). Изделия, выпущенные зарубежными представительствами японских корпораций, сбываются в основном на местных рынках, однако также поставляются и в Японию.
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.
Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.
В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов - законодательных, административно¬правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.
Соединенные Штаты Америки считаются самым развитым государством на планете с самой крупной и мощной экономикой. Большое число инноваций и свежих идей, как в производственной сфере, так и в сфере высоких технологий и услуг, выходит именно из США. Львиная доля участия американской экономики в глобальных финансовых, деловых и торговых процессах свидетельствует об очень высокой роли США в мировых денежных отношениях.
По состоянию на 2015 год ВВП Соединенных Штатов Америки составляет $16 720 миллиардов и является самым большим на планете,
опережая совокупный показатель стран ЕС практически на один триллион долларов.
Государственный контроль за экспортом, осуществляемый администрацией США, преследует три основные цели:
- защита национальной безопасности
- содействие реализации внешнеполитических интересов
- ограничение вывоза товаров, оказавшихся в дефицитными на внутреннем рынке. (На практике контроль за экспортом по экономическим соображениям не применялся уже много лет - последний раз власти США прибегли к нему по частному поводу в 1973 г.)
Очень важным моментом при планировании импорта в США является вопрос обязательной сертификации, требований по маркировке и прочее. При несоблюдении данных требований таможенная служба имеет право не разрешить допуск товаров на территорию США.
Как и любое экономическое явление, введенные ЕвроСоюзом санкции и запреты оказывают положительное влияние в виде появившихся для российских производителей возможностей расширить свое пребывание на рынке за счет растущих каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции.
Пока санкции не отменят, у России есть шанс двигаться дальше по пути повышения экспорта обрабатывающей промышленности и развития импортозамещения. Однако для активизации этих процессов необходимо комплексное применение мер поддержки экспорта, предусматривающих использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Государство и участники ВЭД должны действовать безотлагательно, чтобы возможности не были упущены.
Целями государственной политики Российской Федерации в области поддержки экспорта являются:
1) диверсификация экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
2) стимулирование несырьевого, высокотехнологического,
инновационного экспорта товаров и услуг, экспорта машинно-технической продукции, а также товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
3) создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке;
4) расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
5) развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, обеспечивающих оказание финансовых, организационных, консультационных, маркетинговых и информационных услуг экспортерам;
6) усиление координации и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
7) увеличение числа российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих на постоянной основе экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, в том числе за счет малых и средних предприятий.
Основными принципами государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) поддержка деятельности в сфере экспорта в соответствии с приоритетами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) реализация мер поддержки экспорта в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
3) развитие и поддержка экспорта, способствующего выполнению приоритетов внешней политики Российской Федерации;
4) применение мер поддержки экспорта для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) системный характер осуществления мер поддержки экспорта;
6) непрерывность осуществления поддержки экспорта;
7) эффективность мер поддержки экспорта;
8) информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.
Для обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта могут применяться финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта.
К финансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) финансирование экспорта в форме кредитования;
2) обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта;
3) страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
4) международные факторинговые операции;
5) субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) иные меры.
К нефинансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) поддержка выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятия за рубежом;
2) поддержка регистрации и/или правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и/или товаров и услуг;
3) поддержка осуществления сертификации товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках;
4) информационно-консультационная поддержка;
5) консультационно-техническая и организационная поддержка торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах);
6) реализация информационных программ в сфере экспортной деятельности;
7) обеспечение защиты интересов и законных прав экспортеров на внешних рынках;
8) создание единого портала поддержки экспорта;
9) иные меры.
Подобные работы
- Государственное регулирование экспорта в практике зарубежных стран и в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА: ОЦЕНКА И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ эффективности государственной поддержки экспорта и импорта продукции аграрного сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование направлений государственного регулирования нефтегазового комплекса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование развития сельского хозяйства
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017



