Учет, контроль и анализ товарооборота в торговле По материалам ООО «АОР»
|
Введение 3
1. Теоретические основы учета, контроля и анализа розничного
товарооборота 7
1.1. Экономическая сущность показателя «розничный товарооборот»,
его виды и формы 7
1.2. Организация бухгалтерского учета розничного товарооборота 13
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в розничном
торговом предприятии 19
2. Организация бухгалтерского учета розничного товарооборота
на предприятии ООО «АОР» 25
2.1. Учет и контроль розничного товарооборота от продажи товаров и услуг на предприятии ООО «АОР» 25
2.2 Синтетический и аналитический учет розничного товарооборота на
предприятии ООО «АОР» 35
2.3 Система контроля розничного товарооборота 40
Г лава 3 Анализ розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР» 47
3.1 Анализ динамики розничного товарооборота на предприятии
ООО «АОР» 47
3.2 Экономико-математическое моделирование розничного
товарооборота предприятия ООО «АОР» 58
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета, контроля и анализа
розничного товарооборота на предприятии 64
Заключение 73
Список использованной литературы 79
Приложения
1. Теоретические основы учета, контроля и анализа розничного
товарооборота 7
1.1. Экономическая сущность показателя «розничный товарооборот»,
его виды и формы 7
1.2. Организация бухгалтерского учета розничного товарооборота 13
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в розничном
торговом предприятии 19
2. Организация бухгалтерского учета розничного товарооборота
на предприятии ООО «АОР» 25
2.1. Учет и контроль розничного товарооборота от продажи товаров и услуг на предприятии ООО «АОР» 25
2.2 Синтетический и аналитический учет розничного товарооборота на
предприятии ООО «АОР» 35
2.3 Система контроля розничного товарооборота 40
Г лава 3 Анализ розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР» 47
3.1 Анализ динамики розничного товарооборота на предприятии
ООО «АОР» 47
3.2 Экономико-математическое моделирование розничного
товарооборота предприятия ООО «АОР» 58
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета, контроля и анализа
розничного товарооборота на предприятии 64
Заключение 73
Список использованной литературы 79
Приложения
В условиях рыночных отношений бухгалтерский учет продаж выходит на качественно новый уровень. Это вызвано тем, что организации самостоятельно планируют рынок сбыта продукции, товаров и их ассортимент. Эффективное управление процессом продаж, наряду с управлением процесса производства, играет важную роль в достижении цели увеличения прибыли и повышения рентабельности работы организации. Для целей эффективного управления процессом продаж необходимо достаточное и упорядоченное информационное обеспечение, которое позволит определенным группам пользователей принимать обоснованные решения.
Торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Одним из основных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли является товарооборот. Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а также систем торговли обусловливает особенности бухгалтерского учета. Кроме того, на особенности учета могут влиять и вид собственности, и форма реализации. Товарооборот и прибыль от продаж являются основными показателями торговых предприятий и непосредственно связаны между собой при учете товарных операций.
Рыночные отношения связаны, в первую очередь с движением товаров от производителей до их конечных потребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубления общественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитого рынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественное производство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движении товаров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексом товарных операций. Учет при этом обеспечивает сохранность товаров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективности
производства и реализации товара.
Основные задачи учета товаров и их продажи состоят в том, чтобы обеспечить контроль за состоянием товарных запасов при получении и их сохранностью на складах при продаже. Так как продажи продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
Значение анализа процесса продаж в розничной торговле велико, так как это звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли. Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Следовательно, актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что на любом этапе развития предприятия требуется адекватная экономической ситуации система учетной информации, позволяющая принимать решения и с максимальной эффективностью использовать ограниченные ресурсы организации, увеличивать прибыль.
Целью данной работы является исследование учета и анализа продаж товаров в розничной торговле, а также поиск путей совершенствования учета продаж. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- расскрыть экономическую сущность показателя «розничный товарооборот», его виды и формы;
- изучить организацию бухгалтерского учета розничного товарооборота предприятия;
- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учёта в розничном торговом предприятии
- изучить учет и контроль розничного товарооборота от продажи товаров и услуг на предприятии ООО «АОР»;
- синтетический и аналитический учет розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР»;
- раскрыть систему контроля розничного товарооборота;
- проанализировать розничный товарооборот на предприятии ООО «АОР»;
- экономико-математическое моделирование розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР»;
- дать рекомендации по совершенствованию учета, контроля и анализа розничного товарооборота на предприятии.
Объект исследования - учет, контроль и анализ товарооборота в ООО «АОР». Предмет исследования - совершенствование учета,контроля и анализа товарооборота.
Род деятельности ООО «АОР»: розничная торговля. Организационноправовая форма: ООО. Полное наименование компании: Общество с
ограниченной ответственности «АОР».
Почтовый адрес: 420021, РФ, Республика Татарстан, ул. Татарстан, д.52.
Теоретической основой работы послужили общенаучные приемы анализа и синтеза, системный подход, наблюдение, детализация и сравнение. Методологические основы учета и анализа продаж товаров в розничной торговле достаточно широко представлены сегодня в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Основными источниками информации для выполнения дипломной работы являются: НК РФ, ГК РФ, нормативно-правовые акты, а также учебники, учебные пособия, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах известных авторов, таких как Савицкой Г.В., Абрютиной М.С., Грачева А.В., Гиляровской Л.Т., Любушина Н.П., Вахрушиной, М.А., Пласковой Н,С., Донцовой В., Пастуховой Н.Б и бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Оптовик».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Одним из основных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли является товарооборот. Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а также систем торговли обусловливает особенности бухгалтерского учета. Кроме того, на особенности учета могут влиять и вид собственности, и форма реализации. Товарооборот и прибыль от продаж являются основными показателями торговых предприятий и непосредственно связаны между собой при учете товарных операций.
Рыночные отношения связаны, в первую очередь с движением товаров от производителей до их конечных потребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубления общественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитого рынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественное производство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движении товаров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексом товарных операций. Учет при этом обеспечивает сохранность товаров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективности
производства и реализации товара.
Основные задачи учета товаров и их продажи состоят в том, чтобы обеспечить контроль за состоянием товарных запасов при получении и их сохранностью на складах при продаже. Так как продажи продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
Значение анализа процесса продаж в розничной торговле велико, так как это звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли. Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Следовательно, актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что на любом этапе развития предприятия требуется адекватная экономической ситуации система учетной информации, позволяющая принимать решения и с максимальной эффективностью использовать ограниченные ресурсы организации, увеличивать прибыль.
Целью данной работы является исследование учета и анализа продаж товаров в розничной торговле, а также поиск путей совершенствования учета продаж. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
- расскрыть экономическую сущность показателя «розничный товарооборот», его виды и формы;
- изучить организацию бухгалтерского учета розничного товарооборота предприятия;
- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учёта в розничном торговом предприятии
- изучить учет и контроль розничного товарооборота от продажи товаров и услуг на предприятии ООО «АОР»;
- синтетический и аналитический учет розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР»;
- раскрыть систему контроля розничного товарооборота;
- проанализировать розничный товарооборот на предприятии ООО «АОР»;
- экономико-математическое моделирование розничного товарооборота на предприятии ООО «АОР»;
- дать рекомендации по совершенствованию учета, контроля и анализа розничного товарооборота на предприятии.
Объект исследования - учет, контроль и анализ товарооборота в ООО «АОР». Предмет исследования - совершенствование учета,контроля и анализа товарооборота.
Род деятельности ООО «АОР»: розничная торговля. Организационноправовая форма: ООО. Полное наименование компании: Общество с
ограниченной ответственности «АОР».
Почтовый адрес: 420021, РФ, Республика Татарстан, ул. Татарстан, д.52.
Теоретической основой работы послужили общенаучные приемы анализа и синтеза, системный подход, наблюдение, детализация и сравнение. Методологические основы учета и анализа продаж товаров в розничной торговле достаточно широко представлены сегодня в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Основными источниками информации для выполнения дипломной работы являются: НК РФ, ГК РФ, нормативно-правовые акты, а также учебники, учебные пособия, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах известных авторов, таких как Савицкой Г.В., Абрютиной М.С., Грачева А.В., Гиляровской Л.Т., Любушина Н.П., Вахрушиной, М.А., Пласковой Н,С., Донцовой В., Пастуховой Н.Б и бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Оптовик».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды. Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности.
Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
- контроль за сохранностью товаров;
- своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Ведение бухгалтерского учета в розничном торговом предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания.
Предприятие ООО «АОР», предоставившее базу практики, является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «АОР» - это торговорозничная сеть магазинов в Республике Татарстан.
Согласно приказа «Об учетной политике предприятия» бухгалтерский учет в ООО «АОР» вести с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «Предприятие 1С» на участках на всех участках предприятия. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Рабочий план счетов разработан на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета.
ООО «АОР» ведет ОСНО. Общая (традиционная) система
налогообложения - вид налогообложения, при котором организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, страх. взносы).
Документальное оформление продажи товаров народного потребления ООО «АОР» начинает с оформления договоров купли-продажи товаров народного потребления. Далее, поставка товаров народного потребления оформляется первичными документами. Первичными документами по учету обществом продажи товаров народного потребления являются: товарные накладные ТОРГ-12 и товарно-транспортные накладные; счета-фактуры.
ООО «АОР», занимающееся приобретением товаров народного потребления для их дальнейшей перепродажи, принимает их к учету по продажным ценам. Для учета товаров народного потребления ООО «АОР» использует счет 41 «Товары», это активный счет, по дебету которого отражается поступление актива - товара, по кредиту - его списание, выбытие. К счету 41 «Товары» открыты субсчета: 41.1 «Товары на складах»; 41.2 «Товары в розничной торговле»; 41.3 «Тара под товаром».
В результате проведенного анализа определены основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации ООО «АОР». Предприятие ликвидное, работает с прибылью, развивается. Наряду с положительными тенденциями в деятельности предприятия просматриваются и недоработки: плановые показатели товарооборота не выполняются,
производительность труда за 2014 год снизилась, но в 2015 году положительный тенденции восстановились. Все это показывает, что необходимо пересмотреть экономическую работу в ООО «АОР» и, используя финансовые возможности, проведенный анализ, определить приоритеты в дальнейшей деятельности.
В работе были рассмотрены недостатки в деятельности ООО «АОР», устранение которых, будет способствовать более рациональному использованию ресурсов торгового предприятия, улучшению его финансового состояния и результатов деятельности.
Уменьшение товарооборота в 2014 году, выполнение план товарооборота только в 2015 году, неритмичность в продажах, готовит нам об отсутствии изучения спроса покупателей на товары, что приводит к несбалансированности товарооборота. И в будущем это так же может отрицательно сказаться на эффективности торговой деятельности.
В связи с этим ООО «АОР» необходимо:
- проводить изучение спроса покупателей на конкретные виды товаров;
- определять товары, пользующиеся наибольшим спросом по видам товаров и в ассортиментном разрезе в пределах одного вида и модели;
- анализировать рынок поставщиков, оценивая их по категориям «цена- качество», торговая марка, дополнительные услуги, способы оплаты и др. характеристики, влияющие на затраты и спрос продукции;
- проводить оперативный анализ выполнения товарооборота и определять причины изменений, с целью их своевременного устранения.
Так же можно говорить об избыточных остатках товаров на конец периода, чтобы этого избежать организации необходимо:
- планировать более рациональную структуру товарооборота;
- исключить из ассортимента, неходовые товары, а также товары, не пользующиеся спросом;
- осуществлять организацию рекламных мероприятий - сообщения о новинках, информирование об изменении цены;
- стимулировать покупательскую активность, используя для этого скидки, проведение лотерей.
Немаловажное значение имеет организация торговли обслуживания покупателей: обеспечение удобства пребывания в магазине, рекламно
художественное оформление интерьера, одежда работников торгового зала и их доброжелательное отношение.
Несмотря на то, что учетные процессы в ООО «АОР» автоматизированы, бухгалтерский учет осуществляется с использованием программы 1С: Бухгалтерия 7.7, предприятию необходимо перейти на использование более усовершенствованной конфигурации программы 1С: Бухгалтерия 8.2
«Управление торговлей». 1С: Бухгалтерия 8.2 «Управление торговлей» - это современный инструмент для повышения эффективности бизнеса торгового предприятия программа, основанный на системе штрихового кодирования. «1С: Управление торговлей» позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечивая тем самым эффективное управление современным торговым предприятием. В программе 1С: Бухгалтерия 8.2 «Управление торговлей» реализованы в большем объеме основные требования, предъявляемые
к бухгалтерскому учету, что позволяет сократить затраты труда и времени учетных работников и повысить достоверность и качество бухгалтерского учета (отчетности).
Экономическая эффективность рекомендации по внедрению автоматизации в учетный процесс ООО «АОР» программного продукта «1С: Бухгалтерия 8.2» по трудовым затратам в среднем составит 135,6 часов в год.
Привлечение покупателей посредством проведения рекламной акции увеличит число покупателей в день после проведения рекламной кампании составит в среднем 250 человек, следовательно, увеличится величина однодневного товарооборота на 81,8 тыс. руб. в день или 5439 тыс. руб. в год.
Для прогнозирования выручки от продаж товаров ООО «АОР» наиболее приемлемыми являются математические методы. Для построения прогноза была использована методика планирования объема продаж на краткосрочную перспективу на основе динамики временного ряда.
По данной методике объем продаж зависит от трех факторов: временного тренда динамики ряда, который характеризует общую тенденцию развития; сезонной компоненты, при сезонности продаж; остаточной вариации, оценивающей случайную составляющую.
На основе имеющихся данных был построен временной ряд фактической реализации продуктов питания, алкогольной и табачной продукции за три анализируемых периода.
Прогнозные значения объемов продаж продуктов питания, алкогольной и табачной продукции ООО «АОР» на 2016 год будут следующими:
- в первом квартале 184 008,28 ед. (10 кг);
- во втором квартале 185 841,64 ед.;
- в третьем квартале 270 022,18 ед.;
- в четвертом квартале 239 500,03 ед.
Всего в течение 2016 года прогнозируется реализовать продукты питания, алкогольной и табачной продукции в размере 8 793 720 усл.ед.
Таким образом, на основе различных методов организация определяет
77
возможные объемы продаж. Однако необходимо помнить, что помимо объема реализации выручка также зависит от цены услуг и их структуры. Прогноз цен делается аналитиками на основе экономической ситуации в стране и динамики цен. А соотношение реализации отдельных видов товаров разрабатывается маркетологами с учетом тенденций спроса на товары.
Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
- контроль за сохранностью товаров;
- своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Ведение бухгалтерского учета в розничном торговом предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания.
Предприятие ООО «АОР», предоставившее базу практики, является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «АОР» - это торговорозничная сеть магазинов в Республике Татарстан.
Согласно приказа «Об учетной политике предприятия» бухгалтерский учет в ООО «АОР» вести с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «Предприятие 1С» на участках на всех участках предприятия. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Рабочий план счетов разработан на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета.
ООО «АОР» ведет ОСНО. Общая (традиционная) система
налогообложения - вид налогообложения, при котором организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, страх. взносы).
Документальное оформление продажи товаров народного потребления ООО «АОР» начинает с оформления договоров купли-продажи товаров народного потребления. Далее, поставка товаров народного потребления оформляется первичными документами. Первичными документами по учету обществом продажи товаров народного потребления являются: товарные накладные ТОРГ-12 и товарно-транспортные накладные; счета-фактуры.
ООО «АОР», занимающееся приобретением товаров народного потребления для их дальнейшей перепродажи, принимает их к учету по продажным ценам. Для учета товаров народного потребления ООО «АОР» использует счет 41 «Товары», это активный счет, по дебету которого отражается поступление актива - товара, по кредиту - его списание, выбытие. К счету 41 «Товары» открыты субсчета: 41.1 «Товары на складах»; 41.2 «Товары в розничной торговле»; 41.3 «Тара под товаром».
В результате проведенного анализа определены основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации ООО «АОР». Предприятие ликвидное, работает с прибылью, развивается. Наряду с положительными тенденциями в деятельности предприятия просматриваются и недоработки: плановые показатели товарооборота не выполняются,
производительность труда за 2014 год снизилась, но в 2015 году положительный тенденции восстановились. Все это показывает, что необходимо пересмотреть экономическую работу в ООО «АОР» и, используя финансовые возможности, проведенный анализ, определить приоритеты в дальнейшей деятельности.
В работе были рассмотрены недостатки в деятельности ООО «АОР», устранение которых, будет способствовать более рациональному использованию ресурсов торгового предприятия, улучшению его финансового состояния и результатов деятельности.
Уменьшение товарооборота в 2014 году, выполнение план товарооборота только в 2015 году, неритмичность в продажах, готовит нам об отсутствии изучения спроса покупателей на товары, что приводит к несбалансированности товарооборота. И в будущем это так же может отрицательно сказаться на эффективности торговой деятельности.
В связи с этим ООО «АОР» необходимо:
- проводить изучение спроса покупателей на конкретные виды товаров;
- определять товары, пользующиеся наибольшим спросом по видам товаров и в ассортиментном разрезе в пределах одного вида и модели;
- анализировать рынок поставщиков, оценивая их по категориям «цена- качество», торговая марка, дополнительные услуги, способы оплаты и др. характеристики, влияющие на затраты и спрос продукции;
- проводить оперативный анализ выполнения товарооборота и определять причины изменений, с целью их своевременного устранения.
Так же можно говорить об избыточных остатках товаров на конец периода, чтобы этого избежать организации необходимо:
- планировать более рациональную структуру товарооборота;
- исключить из ассортимента, неходовые товары, а также товары, не пользующиеся спросом;
- осуществлять организацию рекламных мероприятий - сообщения о новинках, информирование об изменении цены;
- стимулировать покупательскую активность, используя для этого скидки, проведение лотерей.
Немаловажное значение имеет организация торговли обслуживания покупателей: обеспечение удобства пребывания в магазине, рекламно
художественное оформление интерьера, одежда работников торгового зала и их доброжелательное отношение.
Несмотря на то, что учетные процессы в ООО «АОР» автоматизированы, бухгалтерский учет осуществляется с использованием программы 1С: Бухгалтерия 7.7, предприятию необходимо перейти на использование более усовершенствованной конфигурации программы 1С: Бухгалтерия 8.2
«Управление торговлей». 1С: Бухгалтерия 8.2 «Управление торговлей» - это современный инструмент для повышения эффективности бизнеса торгового предприятия программа, основанный на системе штрихового кодирования. «1С: Управление торговлей» позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечивая тем самым эффективное управление современным торговым предприятием. В программе 1С: Бухгалтерия 8.2 «Управление торговлей» реализованы в большем объеме основные требования, предъявляемые
к бухгалтерскому учету, что позволяет сократить затраты труда и времени учетных работников и повысить достоверность и качество бухгалтерского учета (отчетности).
Экономическая эффективность рекомендации по внедрению автоматизации в учетный процесс ООО «АОР» программного продукта «1С: Бухгалтерия 8.2» по трудовым затратам в среднем составит 135,6 часов в год.
Привлечение покупателей посредством проведения рекламной акции увеличит число покупателей в день после проведения рекламной кампании составит в среднем 250 человек, следовательно, увеличится величина однодневного товарооборота на 81,8 тыс. руб. в день или 5439 тыс. руб. в год.
Для прогнозирования выручки от продаж товаров ООО «АОР» наиболее приемлемыми являются математические методы. Для построения прогноза была использована методика планирования объема продаж на краткосрочную перспективу на основе динамики временного ряда.
По данной методике объем продаж зависит от трех факторов: временного тренда динамики ряда, который характеризует общую тенденцию развития; сезонной компоненты, при сезонности продаж; остаточной вариации, оценивающей случайную составляющую.
На основе имеющихся данных был построен временной ряд фактической реализации продуктов питания, алкогольной и табачной продукции за три анализируемых периода.
Прогнозные значения объемов продаж продуктов питания, алкогольной и табачной продукции ООО «АОР» на 2016 год будут следующими:
- в первом квартале 184 008,28 ед. (10 кг);
- во втором квартале 185 841,64 ед.;
- в третьем квартале 270 022,18 ед.;
- в четвертом квартале 239 500,03 ед.
Всего в течение 2016 года прогнозируется реализовать продукты питания, алкогольной и табачной продукции в размере 8 793 720 усл.ед.
Таким образом, на основе различных методов организация определяет
77
возможные объемы продаж. Однако необходимо помнить, что помимо объема реализации выручка также зависит от цены услуг и их структуры. Прогноз цен делается аналитиками на основе экономической ситуации в стране и динамики цен. А соотношение реализации отдельных видов товаров разрабатывается маркетологами с учетом тенденций спроса на товары.



