Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 8
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности работы над этимологией слов на уроках
русского языка в начальной школе 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 33
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса
младших школьников 33
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение
Отличительной чертой современной школы является гуманизация образовательного процесса, которая предполагает обращение к личности ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и полноценной личности. Повышение эффективности обучения в начальной школе, формирование познавательного интереса младших школьников в процессе изучения русского языка представляет актуальную проблему, которая волнует и ученых-исследователей, и методистов и учителей- практиков.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся (ФГОС НОО, 2018, 5).
Говоря о специфике обучения, К.Д. Ушинский писал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения (Ушинский, 1974).
Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала. Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность (Лихачев, 1996).
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных приемов, способствующих развитию познавательного интереса у младшего школьника. Одним из таких приемов является работа над этимологией слов на уроках русского языка.
Этимология - это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т. е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес, как к истории языка, так и к самому языку.
Этимология - раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слова и историческими изменениями в структуре слова и его значениях.
Вопрос изучения этимологии слов на уроках русского языка в начальной школе интересовал К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В.
Пронину, Е.И. Никитину, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина, О.Н. Лёвушкина.
Работа над этимологией слова представляет собой этимологический анализ. По мнению З.А. Потихи, этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи этого приема выясняется происхождение слова, его структура, значение (Потиха, 1970, 124).
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.
К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов содержат недостаточное количество заданий, направленных на работу с этимологией слов, поэтому проблема развития познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов так актуальна в современной методике преподавания русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка будет осуществляться более эффективно, если:
1) младшим школьникам для наблюдения предлагается занимательный языковой материал;
2) используются задания поискового и творческого характера.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой темы с целью выяснения степени её разработанности в педагогической литературе;
2. Теоретически обосновать возможность и необходимость проведения работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальных классах;
3. Организовать диагностику уровня сформированности познавательного интереса младших школьников;
4. Организовать проектирование обучающего эксперимента по развитию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся (анкетирование, педагогическое наблюдение), статистическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: Исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников, особенности работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе, условия развития познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
Во второй главе рассматриваются показатели и уровни оценки развития познавательного интереса младших школьников, проектирование экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 54 источника.
В приложение помещены методики для выявления уровня развития познавательного интереса по мотивационному и эмоционально-волевому критериям, протоколы наблюдений, планы-конспекты уроков по русскому языку.
Одной из самых важных областей общего понятия «интерес» является познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. В школе познавательная деятельность является основной и направлена на изучение различных научных областей. Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности, а также напрямую связан с реализацией требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - научить учиться.
Проанализировав современные труды по проблеме исследования, мы, вслед за Г. И. Щукиной, рассмотрели и охарактеризовали такие компоненты структуры познавательного интереса, как эмоциональный, интеллектуальный (познавательный), регулятивный (волевой) и творческий.
Знакомство младших школьников с этимологией помогает воспитать и развить интерес учащихся к урокам русского языка, любовь к слову, родному языку. Задания, связанные с наблюдением над этимологией, развивает творческое воображение, приобщают к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учат работать со словарями разных видов. Элементы этимологического анализа слов, проводимого на уроках русского языка в начальной школе, существенно помогают улучшить орфографическую грамотность учащихся, поскольку делают графический облик слова более прозрачным. Сами по себе сведения о происхождении слова вызывают любопытство у младших школьников, что формирует устойчивость познавательного интереса - одно из условий положительного отношения детей к обучению в школе и основу полноценного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
В первой главе мы описали проблему развития познавательного интереса и пути ее решения. Нами были изучены и выделены стадии, виды, компоненты и педагогические условия развития познавательного интереса. Подробно были рассмотрены особенности работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе: содержание этимологического анализа, формы и приемы проведения такой работы.
Во второй главе на констатирующем этапе педагогического эксперимента на основе критериев, выделенных в соответствии с рассмотренными компонентами познавательного интереса, мы выявили уровень развития познавательного интереса младших школьников из экспериментального класса. В качестве диагностического инструментария были использованы упражнения на наблюдение над этимологией слов, анкетирование; было организовано педагогическое наблюдение. Диагностика выявила, что 20% учащихся (4 человека) продемонстрировали высокий уровень развития познавательного интереса, 45% (9 человек) - средний уровень и 35% (7 человек) - низкий уровень.
Для того чтобы повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка, нами был разработан и проведен обучающий эксперимент, который включал разработку уроков русского языка, на которых с помощью различных этимологических упражнений планировалось повышать познавательный интерес младших школьников. На протяжении обучающего эксперимента мы апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка: использование занимательного языкового материала (лингвистические тексты, исторические справки) и заданий поискового и творческого характера (поиск ответов на проблемные вопросы, работа со словарем, анализ и сравнение потенциально родственных слов, сочинения «Слова- родственники»; «История моей фамилии»). Кроме этого, были задействованы различные формы организации работы над этимологией слов: игры («Аукцион “трудных” слов», «Верно ли?»), этимологические кроссворды.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие познавательного интереса учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Прочное усвоение знаний по русскому языку у учащихся происходит при условии опоры на активную мыслительную деятельность с использованием занимательного языкового материала.
Цель, заявленная в начале исследования, достигнута, задачи решены. Педагогические условия, выдвинутые нами в гипотезе, показали свою действенность в процессе проведения нами уроков, конспекты которых представлены в приложении. В ходе проведения уроков нами наблюдалась положительная динамика: учащиеся проявляли большую заинтересованность уроками русского языка, предлагали любопытные ответы на заданные вопросы, выдвигали предположения относительно происхождения того или иного слова, включались в работу по использованию этимологического словаря.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2008. - 354 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2010. - 232 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. - 304 с.
4. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика / Ф.И. Буслаев. - М., 1959. - 623 с.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1999. - 251 с.
6. Введенская Л.А. Этимология: уч. пос. / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. - СПб.: Питер, 2014. - 221 с.
7. Волина В.В. Весёлая грамматика. / В.В. Волина. - М.: Олма-Пресс, 2011, - 285с.
8. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове / М. Гафитулин // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С. 32-33.
9. Глинкина Л.А., Чередниченко, А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов / Л.А. Глинкина, А.П. Чередниченко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 208 с.
10. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка / Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк. - Тула, 1995.
11. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2008. - 219 с.
12. Дунаева В.П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка / В.П. Дунаева // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 28-32.
13. Из истории русских слов: Словарь-пособие. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
15. Колесов В.В. История русского языка в рассказах / В.В. Колесов. - М.: Изд-во «АКАЛИС», 1994. - 169 с.
16. Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку: дис. ... канд. пед. наук /
А. Н. Кохичко. - М., 1996.
17. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии / А.Н. Кохичко // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С.55-60.
18. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии / А.Н. Кохичко. - Мурманск, 1995.
19. Крысин Л.П. Слова-чужестранцы в русском обличье / Л.П. Крысин // Русская речь. - 2012. - № 4. - С. 52-57.
20. Ладыженская Т.А. Методика развития речи / Т.А. Ладыженская. - М., Просвещение, 1986. - 128 с.
21. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис. канд. пед. наук / О.Н. Лёвушкина. - Ульяновск, 2000.
22. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М., 2004.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - М.: Мастера психологии, 2009. - 320 с.
24. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - 3-е изд. -М.: ООО «Издание Астрель», 2003. - 238 с.
25. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1965. - 194 с.
26. Люстрова З.Н., Скворцов, Л.И. Мир родной речи (Беседы о русском языке и культуре речи) / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов. - М.: «Знание», 1972. - 160 с.
27. Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / А.Н. Матвеева. - М., 1982.
28. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. - М.: Педагогическое общество России. - 2004, - 57 с.
29. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С. 5-6.
31. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Г.Е. Окулова. - М., 1992.
32. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. /
В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
33. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Питюков. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. - 219 с.
34. Плотникова С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие / С.В. Плотникова. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 216 с.
35. Подшибякина Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 - 6 классов к урокам русского языка: дис... канд. пед. наук / Н.А. Подшибякина. - Волгоград, 1985.
36. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. - М.: Просвещение, 1964.
37. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Караулов Ю.Н. - М.: Дрофа, 1997.
38. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - С. 39-47
39. Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук / А.И. Сорокина. - Л., 1945. - 128 с.
40. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций) / В. П. Сергеева. - М.: Граф-Пресс, 2002. - 281 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. выс., пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
42. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2010. - 159 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1985. - 358 с.
44. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 542 с.
45. Успенский Л.В. Слово о словах: (Очерки о языке) / Л.В. Успенский. - 2-е изд. - Л.: Детгиз, 1956.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2 / К.Д. Ушинский. - М., 1974.
47. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 251 с.
48. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. Собрание сочинений. Т.6. / К.Д. Ушинский. - Л.: Изд-во АПН, 1949.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
50. Шанский Н.М. В мире слов / Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1985.
51. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
52. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957. - 188 с.
53. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
54. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 384 с.