МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Исторические аспекты становления профильного обучения в
зарубежной и отечественной школе 6
1.2. Принципы профильного обучения биологии 11
1.3. Сущность педагогического мониторинга и диагностики в
современной системе биологического образования 13
1.4. Формы и методы педагогического мониторинга учебных достижений
учащихся по биологии 16
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 34
2.1. Основные методы экспериментального исследования, использованные
в работе, их характеристика и анализ 34
2.2. Результаты экспериментального исследования 39
Выводы по II главе 47
ГЛАВА III. Статистический анализ экспериментальных данных 48
Выводы по III главе 56
Заключение 57
Библиография 60
Приложения 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Исторические аспекты становления профильного обучения в
зарубежной и отечественной школе 6
1.2. Принципы профильного обучения биологии 11
1.3. Сущность педагогического мониторинга и диагностики в
современной системе биологического образования 13
1.4. Формы и методы педагогического мониторинга учебных достижений
учащихся по биологии 16
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 34
2.1. Основные методы экспериментального исследования, использованные
в работе, их характеристика и анализ 34
2.2. Результаты экспериментального исследования 39
Выводы по II главе 47
ГЛАВА III. Статистический анализ экспериментальных данных 48
Выводы по III главе 56
Заключение 57
Библиография 60
Приложения 61
Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования [4]. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедрилась в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области [8].
Результаты обучения зависят не только от познавательной и умственной деятельности учащихся, а также от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» и самих учителей [8]. Именно поэтому необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учащихся, повысить заинтересованность учеников к предмету [9].
Актуальность данной темы определила проблему исследования: совершенствование процесса контроля за качеством обучения на основе диагностики учебных достижений учащихся по биологии.
Цель исследования: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся профильного класса по биологии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учащиеся 10А класса МБОУ
«Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Предмет исследования: мониторинг учебных достижений учащихся профильного класса на уроках биологии.
Гипотеза исследования: качество знаний и уровень учебной
мотивации учащихся профильного класса повысятся, если в их основу будет заложен педагогический подход.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга;
- определить уровень осведомленности педагогического состава о мониторинге учебных достижений учащихся;
- определить уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся;
- провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование; метод диагностирования;
- статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 гг.) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам мониторинга учебных достижений учащихся, педагогического мониторинга, кроме того была изучена история возникновения и развития педагогического мониторинга, проанализированы современные подходы к определению понятия «мониторинг учебных достижений».
Второй этап (2016-2017гг.) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, проведённым в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Третий этап (2017г.) - заключительно-обобщающий. На данном этапе проанализированы, систематизированы и обобщены полученные результаты, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что в
нем:
- обоснованы теоретические предпосылки педагогического подхода к организации процесса обучения;
- определены дидактические условия реализации педагогического подхода в обучении школьников:
- индивидуальный мониторинг успешности обучения учащихся;
- оказание индивидуализированной педагогической помощи в освоении основных образовательных программ.
Практическая значимость исследования в том, что регулярное применение различных методов мониторинга знаний по биологии позволяет в значительной мере повысить качество и уровень знаний.
Апробация результатов исследования проводилась в учебновоспитательном процессе в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ посредством проведения уроков.
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечивалась опорой на основные положения и научные выводы, достижения психологии, педагогики, методики преподавания биологии; соответствия методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, аргументированностью выводов.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедрилась в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области [8].
Результаты обучения зависят не только от познавательной и умственной деятельности учащихся, а также от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» и самих учителей [8]. Именно поэтому необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учащихся, повысить заинтересованность учеников к предмету [9].
Актуальность данной темы определила проблему исследования: совершенствование процесса контроля за качеством обучения на основе диагностики учебных достижений учащихся по биологии.
Цель исследования: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся профильного класса по биологии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учащиеся 10А класса МБОУ
«Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Предмет исследования: мониторинг учебных достижений учащихся профильного класса на уроках биологии.
Гипотеза исследования: качество знаний и уровень учебной
мотивации учащихся профильного класса повысятся, если в их основу будет заложен педагогический подход.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга;
- определить уровень осведомленности педагогического состава о мониторинге учебных достижений учащихся;
- определить уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся;
- провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование; метод диагностирования;
- статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 гг.) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам мониторинга учебных достижений учащихся, педагогического мониторинга, кроме того была изучена история возникновения и развития педагогического мониторинга, проанализированы современные подходы к определению понятия «мониторинг учебных достижений».
Второй этап (2016-2017гг.) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, проведённым в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Третий этап (2017г.) - заключительно-обобщающий. На данном этапе проанализированы, систематизированы и обобщены полученные результаты, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что в
нем:
- обоснованы теоретические предпосылки педагогического подхода к организации процесса обучения;
- определены дидактические условия реализации педагогического подхода в обучении школьников:
- индивидуальный мониторинг успешности обучения учащихся;
- оказание индивидуализированной педагогической помощи в освоении основных образовательных программ.
Практическая значимость исследования в том, что регулярное применение различных методов мониторинга знаний по биологии позволяет в значительной мере повысить качество и уровень знаний.
Апробация результатов исследования проводилась в учебновоспитательном процессе в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ посредством проведения уроков.
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечивалась опорой на основные положения и научные выводы, достижения психологии, педагогики, методики преподавания биологии; соответствия методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, аргументированностью выводов.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.
Педагогический мониторинг учебных достижений представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: диагностики, контроля, оценки, коррекции и прогнозирования. Эффективность организации процесса мониторинга учебных достижений учащихся в ходе исследования обеспечивалась следующим комплексом педагогических условий:
- учет педагогических принципов целенаправленности и непрерывности отслеживания диагностируемых показателей, целостного и системного подходов к изучению качества образования, координации действий субъектов мониторинга, предметности получаемой информации и ее доступности всем участникам педагогического процесса;
- построение процедуры мониторинга на основе совокупности его
функций (информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе- мотивационная, контрольно-корректирующая, прогностическая);
- оптимальное использование комплекса критериев и показателей
мониторинга в совокупности с основными компонентами системы управления качеством - качеством функционирования учебного процесса, качеством условий его протекания и качеством образовательных результатов;
- использование при проведении мониторинга диагностического комплекса, отражающего содержание и современные технологии образовательного процесса.
В ходе данного исследования нами была проведена опытно
экспериментальная проверка этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализированы полученные результаты.
Полученные результаты по итогам проведённых контрольных работ, тестов на изучение учебной мотивации показали, что благодаря регулярному
проведению различных внеклассных мероприятий и систематическому контролю можно корректировать и повышать уровень знаний учащихся.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательной школы имеет высокую педагогическую значимость.
- учет педагогических принципов целенаправленности и непрерывности отслеживания диагностируемых показателей, целостного и системного подходов к изучению качества образования, координации действий субъектов мониторинга, предметности получаемой информации и ее доступности всем участникам педагогического процесса;
- построение процедуры мониторинга на основе совокупности его
функций (информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе- мотивационная, контрольно-корректирующая, прогностическая);
- оптимальное использование комплекса критериев и показателей
мониторинга в совокупности с основными компонентами системы управления качеством - качеством функционирования учебного процесса, качеством условий его протекания и качеством образовательных результатов;
- использование при проведении мониторинга диагностического комплекса, отражающего содержание и современные технологии образовательного процесса.
В ходе данного исследования нами была проведена опытно
экспериментальная проверка этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализированы полученные результаты.
Полученные результаты по итогам проведённых контрольных работ, тестов на изучение учебной мотивации показали, что благодаря регулярному
проведению различных внеклассных мероприятий и систематическому контролю можно корректировать и повышать уровень знаний учащихся.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательной школы имеет высокую педагогическую значимость.
Подобные работы
- Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Методы организации исследовательской деятельности студентов на примере мониторинга атмосферы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



