Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №58122

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Исторические аспекты становления профильного обучения в
зарубежной и отечественной школе 6
1.2. Принципы профильного обучения биологии 11
1.3. Сущность педагогического мониторинга и диагностики в
современной системе биологического образования 13
1.4. Формы и методы педагогического мониторинга учебных достижений
учащихся по биологии 16
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 34
2.1. Основные методы экспериментального исследования, использованные
в работе, их характеристика и анализ 34
2.2. Результаты экспериментального исследования 39
Выводы по II главе 47
ГЛАВА III. Статистический анализ экспериментальных данных 48
Выводы по III главе 56
Заключение 57
Библиография 60
Приложения 61


Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования [4]. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедрилась в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области [8].
Результаты обучения зависят не только от познавательной и умственной деятельности учащихся, а также от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» и самих учителей [8]. Именно поэтому необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учащихся, повысить заинтересованность учеников к предмету [9].
Актуальность данной темы определила проблему исследования: совершенствование процесса контроля за качеством обучения на основе диагностики учебных достижений учащихся по биологии.
Цель исследования: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся профильного класса по биологии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учащиеся 10А класса МБОУ
«Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Предмет исследования: мониторинг учебных достижений учащихся профильного класса на уроках биологии.
Гипотеза исследования: качество знаний и уровень учебной
мотивации учащихся профильного класса повысятся, если в их основу будет заложен педагогический подход.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга;
- определить уровень осведомленности педагогического состава о мониторинге учебных достижений учащихся;
- определить уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся;
- провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование; метод диагностирования;
- статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2015-2016 гг.) - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам мониторинга учебных достижений учащихся, педагогического мониторинга, кроме того была изучена история возникновения и развития педагогического мониторинга, проанализированы современные подходы к определению понятия «мониторинг учебных достижений».
Второй этап (2016-2017гг.) - опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, проведённым в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ.
Третий этап (2017г.) - заключительно-обобщающий. На данном этапе проанализированы, систематизированы и обобщены полученные результаты, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что в
нем:
- обоснованы теоретические предпосылки педагогического подхода к организации процесса обучения;
- определены дидактические условия реализации педагогического подхода в обучении школьников:
- индивидуальный мониторинг успешности обучения учащихся;
- оказание индивидуализированной педагогической помощи в освоении основных образовательных программ.
Практическая значимость исследования в том, что регулярное применение различных методов мониторинга знаний по биологии позволяет в значительной мере повысить качество и уровень знаний.
Апробация результатов исследования проводилась в учебновоспитательном процессе в МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Кайбицкого района РТ посредством проведения уроков.
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечивалась опорой на основные положения и научные выводы, достижения психологии, педагогики, методики преподавания биологии; соответствия методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, аргументированностью выводов.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогический мониторинг учебных достижений представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: диагностики, контроля, оценки, коррекции и прогнозирования. Эффективность организации процесса мониторинга учебных достижений учащихся в ходе исследования обеспечивалась следующим комплексом педагогических условий:
- учет педагогических принципов целенаправленности и непрерывности отслеживания диагностируемых показателей, целостного и системного подходов к изучению качества образования, координации действий субъектов мониторинга, предметности получаемой информации и ее доступности всем участникам педагогического процесса;
- построение процедуры мониторинга на основе совокупности его
функций (информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе- мотивационная, контрольно-корректирующая, прогностическая);
- оптимальное использование комплекса критериев и показателей
мониторинга в совокупности с основными компонентами системы управления качеством - качеством функционирования учебного процесса, качеством условий его протекания и качеством образовательных результатов;
- использование при проведении мониторинга диагностического комплекса, отражающего содержание и современные технологии образовательного процесса.
В ходе данного исследования нами была проведена опытно
экспериментальная проверка этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализированы полученные результаты.
Полученные результаты по итогам проведённых контрольных работ, тестов на изучение учебной мотивации показали, что благодаря регулярному
проведению различных внеклассных мероприятий и систематическому контролю можно корректировать и повышать уровень знаний учащихся.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательной школы имеет высокую педагогическую значимость.



1. Авдахова Т.П., Лукьянова В.С., Остапенко А.Л. Муниципальная модель
профильного обучения в сельской школе: Грантовый проект
Просвещение-Юг. Краснодар, 2005. 24 с.
2. Алексеева Р.М. Организационно-педагогические условия управления качеством образования на муниципальном уровне: Дис. к. п. н / ИОО МОН РФ. М., 2004. 168 с.
3. Алижанова Х.А. Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. СибАК, Новосибирск, 2012. 32 с.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. - Педагогика. М., 1984. 296 с.
5. Анастасова Л.П., Анисимова В.С., Короткова Л.С. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии. - «Высшая школа». М., 1986. 70 с.
6. Артемова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения. Школьные технологии. М., 2003. 56 с.
7. Баранников А.В. Профильное обучение как условие повышения качества образования. Профильная школа. М., 2006. 62 с.
8. Баранов С. П. Принципы обучения. М, 1981. 354 с.
9. Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. / К.Е. Безух. //Биология в школе №2. 2001. С. 12-14.
10. Белкин А. С. Основы педагогических технологий: (Краткий толковый словарь). / А. С. Белкин. Екатеринбург, 1995. 22 с.
11. Беспалько В.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО. М., 1995. 17 с.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Педагогика. М., 1989. 193 с.
13. Бобылев Л. Д. Мониторинговые исследования учащихся в природе. / Л .Д. Бобылев. // Биология в школе. 2006. С. 48-55.
14. Болотова Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Автореф. дис. к.п.н / Мос. пед. гос. ун.-т. М., 1999. 18 с.
15. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студентов вузов /Н.М. Борытко.- ИЦ «Академия». М., 2006. 288с.
16. Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. М., 2004. 13 с.
17. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управления, методического сопровождения: Пять за знания. М., 2006. 251 с.
18. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. 1999. 25 с
19. Гаджиева Л.А. Мониторинг качества образования учащихся в условиях профильного обучения: Автореф. дис. к.п.н.. Пермь, 2003. 22 с.
20. Герасимов И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1975. С. 13-25.
21. Гинзбург М. Р. Изучение учебной мотивации. - Прогресс. М., 2010. 278 с.
22. Горб В. Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии./ В.Г. Горд - Изд-во Урал, ун-та. Екатеринбург, 2003. 387 с.
23. Горбатов Д.С. "Тестирование учебных достижений: критериальноориентированный подход". / Д. С. Горбатов // Педагогика №4. 1995. 14 с.
24. Гривенко Н.В. Формирование представлений об автоматизации получения и обработки экспериментальных данных при профильном обучении информатике: Автореф. дис. к.п.н: Ин-т информатизации образования РАО. М., 1999. 17 с.
25. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. Товарищество типографии А. И.Мамонтова. М.,1900. - 589 с.
26. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. / В.В. Гузеев. // Школьные технологии. 2004. 32 с.
27. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 2007. 477 с.
28. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. Реноме. СПб., 2012. С. 173-179.
29. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. разработка и применение тестов успешности обучения. М., 1996. 23 с.
30. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы:
Народное образование. М., 2004. 86 с.
31. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. С. 26-29.
32. Израэль Ю.А.Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменений состояния окружающей природной среды. Основы мониторинга / Метеорология и гидрология. 1974. С. 7-8.
33. Калинова Г.С., Кучменко B.C. Мониторинг достижений учащихся. Результаты эксперимента. Биология в школе. 2004. С. 23-31.
34. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. СПб., 2004. 403 с.
35. Кожевникова М.Э. Методика формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в контексте профильного обучения: Автореф. дис. к.п.н..Тольятти, 2003. 20 с.
36. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования, Просвещение. М., 1991. 160 с.
37. Комиссаров Б.Д. Модернизация школьной биологии в ФРГ/У Биология в школе. 1974. С. 34 - 38.
38. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
(распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, №1756-р):
Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 236-282.
39. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002, №2783) Дидакт, 2002.
40. Кузнецов, А.А. Новый Базисный учебный план и типовые профили Сост. А.А.Кузнецов, Дрофа. М., 2006. 43 с.
41. Кузнецов, А.А., Профильное обучение: ответы на вопросы (для общеобразовательных учреждений) / А.А. Кузнецов [и др.] // Русский журнал. М., 2004. С. 5-13.
42. Кучменко В.С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В.С. Кучменко, Дрофа. М., 2000. 96 с.
43. Кучменко В.С. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 кл. / Сост. В.С. Кучменко, Дрофа. М., 1998. - 160 с.;
44. Левченко А.Л.. Методика профильного обучения биологии в старших классах общеобразовательной школы: диссертация... канд. пед. наук : 13.00.02 СПб., 2007 199 с. РГБ ОД, 61:07-13/1819
45. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении. Биология в школе. 2004. С. 12-17.
46. Максимова В.Н. Структура и принципы отбора содержания профильных образовательных программ. Профилирование школ: разработка учебных планов: Материалы Международного семинара. Образование. СПб., 1996. С. 91-93.
47. Марина A.B., Соломин В.П., Станкевич П.В. Современные проблемы школьного биологического образования: Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии. НИИ Химии СПбГУ. СПб., 2000. 132с.
48. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов 7-ое издание, стереотип. Издательский центр «Академия». М., 2003. 456 с.
49. Мягкова А.Н., Орлов В.Н. Дифференциация обучения биологии в школе. Биология в школе. 1990. С. 22-25.
50. Осколовская И.М. Дидактические основания отбора содержания образования в условиях дифференциации: (Классы с углублённым изучением предметов, профильные, коррекционные средние школы). Ступени педагогического творчества. М., 2001. 172-178 с.
51. Панов К. С., Криволапова Н.Р., Бобкова Л.М. Подготовка педагога профильной школы. Народное образование. М., 2004. 345 с.
52. Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения
доступности образования: российское видение: Рекомендации по
результатам научного исследования под ред. Г.А. Бордовского. Изд-во РГПУ. СПб., 2006. 83 с.
53. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-
справочник. / В. М. Полонский - М., 1995. 256 с.
54. Рягин С.Н. Проектирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности: Автореф. дис. к.п.н: Омский гос. пед. университет. Омск, 2001. 21 с.
55. Саранов А.М. Проектирование профильного обучения в учреждениях дополнительного образования: теория и практика. Волгоградское научное изд-во. Волгоград., 2004. 204 с.
56. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Качества знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. Педагогика. М., 1978. - 208 с.;
57. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. Дрофа. М., 1999. 128 с.
58. Чернышев А.А. Структура и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе. М., 2002. 20 с.
59. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. В кн.: Дидактика средней школы под ред. М.Н. Скаткина. Просвещение. М., 1982. 24 с.
60. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. / Шишов С. Е., Кальней В.А. М., 1998. 354с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ