Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа общества
агональной демократии 6
1.1. Постмарксисткая модель современного общества 6
1.2. Агональная демократия как постмарксистская концепции 15
Глава 2. Политический конфликт в современном обществе 30
2.1. Природа и типы политических конфликтов 30
2.2. Перспективы регулирования политических конфликтов в обществе
агональной демократии 37
Заключение 44
Список литературы
В настоящее время происходят важные процессы в политической мысли современности: классическое восприятие общества наукой постепенно меняется под влиянием философии постструктурализма. Данная работа является попыткой привести пример этого процесса, путем рассмотрения концепций постмарксистов, а также их критического анализа.
Актуальность темы исследования. В настоящее время общественные науки совершают некоторую переоценку теорий, ранее воспринимавшихся как данность - классовой структуры общества, детерминированности развития общества определенными законами и т.д. Трудно переоценить значимость подобного процесса: критический анализ положений, ранее воспринимаемых как аксиомы, потенциально способен выявить новые факторы, влияющие на общественную жизнь, обнаружение которых с позиций классических теорий было невозможным.
Постмарксизм - одно из основных направлений современной политической теории общества, влияющее на академические дискуссии в западной и российской науке. Представители постмарксизма, анализ чьих теорий и послужил основой данной работе, создали целостную систему для анализа общества, как меняющейся и открытой системы смыслов. Нетрудно понять, что подобное восприятие общества, неизбежно приводит к переоценке существующих общественных явлений, в частности такой политической системы, как демократия. Изучение постмарксисткой критики современной демократии потенциально способно привести к определению конфликтогенных зон современного общества, которые трудно, если не невозможно, обнаружить с позиций классической политической теории. С другой стороны, критическое рассмотрение постмарксистских концепций потенциально способно обнаружить их внутренние противоречия и, таким образом, стимулировать дискуссию по их поводу, а значит и усовершенствовать их практическую применимость.
Объект исследования - концепция общества агональной демократии в представлении постмарксистской научной школы.
Предмет исследования - политический конфликт в концепции общества агональной демократии.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на множество сторонников постмарксизма на западе, а также полемику сторонников постмарксизма как с представителями школы классического марксизма, так и с рядом сторонников либерализма в философии, в российской академической литературе постмарксизму уделяется недостаточное внимание: почти нет русскоязычных публикаций на данную тему, а многие работы постмарксистов не издавались на русском языке, к примеру, значимый труд Шанталь Муфф и Эрнеста Лаклау «Hegemony and Socialistic strategy» так и не был переведен.
Исследование политических воззрений постмарксистов в российской традиции, таким образом, нельзя назвать исчерпывающим.
Цель курсовой работы - Целью исследования является конфликтологический анализ роли политического конфликта в модели общества агональной демократии и рассмотрение специфики регулирования и разрешения политических конфликтов общества агональной демократии.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие идей постмарксистов, проанализировав работы авторов, чьи концепции послужили теоретической основой для постмарксистских воззрений, проанализировать постмарксистские концепции современного общества
2. Рассмотреть агональную модель демократии, созданную в рамках постмарксистской теории, с позиций конфликтологии..
3. Рассмотреть модели протекания двух основных типов политического конфликта (межгруппового и классового) в обществе агональной демократии.
4. Выявить особенности регулирования и разрешения политических конфликтов общества агональной демократии. Проанализировать концепцию агональной демократии с позиций классического марксизма и концепции общества зрелища Ги Дебора, с целью выявления протеворечивых моментов постмарксистской теории.
Методологическая база исследования. Данная работа представляет собой результаты исследования, проведенного с помощью таких общенаучных методов, как анализ, синтез, структурный анализ. Использовались также традиционные методы историко-политологического исследования — метод сравнительного анализа, метод конкретно-исторического анализа, метод реконструкции историко-философского контекста.
Научная новизна работы состоит в том, что это первая попытка исследования работ постмарксистов с позиций конфликтологии.
Структура работы. Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы (4 параграфов), заключение и список литературы.
Целью данной работы было рассмотрение специфики протекания и регулирования политического конфликта в концепции общества агональной демократии.
Одной из основных задач этой работы был анализ концепции общества агональной демократии, представленного в работах Ш. Муфф, Э. Лаклау и Жака Рансьера. Общей чертой этих работ можно назвать негативное восприятие либеральной демократии, в частности института представительства, характерного для агрегативной модели.
Говоря в опостмарксистской концепции в целом, следует выделить в работах представленных авторов некоторые, важные для характеристики общества агональной демократии черты. Работы Эрнеста Лаклау, помимо несомненной важности для политической философии в целом, примечательны анализом общественных движений, в частности политических протестов, с позиций анти-эссенциализма. Иными словами, Лаклау отходит от классического понимания заинтересованных групп и концентрирует внимание на требовании, как символе, объединяющем людей. По его мнению, необходимо направить усилия на понимание механизма объединения людей через язык требований, поскольку любое популистское движения является слишком хаотичным, чтобы понять его, используя классические методы анализа. Подобная смена перспективы может дать конфликтологии лучшее понимание механизмов политической деятельности масс, не регулируемой общественными институтами.
Вторым аспектом проанализированных работ, имеющим значение для конфликтологии в целом, можно назвать концепцию агональной демократии Шанталь Муфф, поскольку данная модель в своей основе имеет конфликт. По мнению Муфф, конфликт - неотъемлемая часть политической жизни, по самой природе политики он не может быть разрешен на латентной стадии своего развития, таким образом, целью агональной модели демократии является создание института политического взаимодействия, задающего определенные рамки политического конфликта и способы его направления в конструктивное русло. Упомянутые выше характеристики делают модель агонистической демократии одной из наиболее совпадающих с современными конфликтологическими представлениями. Помимо механизмов регулирования конфликта «сверху», которые представлены и в существующих моделях, Муфф создает проект институтов, позволяющие сторонам контролировать течение конфликта, уменьшая его деструктивные для общества последствия.
Воззрения постмарксистов на общество позволяют определить конфликтогенные зоны, необнаружимые с помощью классических концепций. Также, конфликт в работах постмарксистов признается за неотъемлемую черту общественной жизни, а меры по стабилизации его протекания и минимизации деструктивных последствий занимают важное место в их теории. Таким образом, несмотря на недостаточную разработанность практических методов в работах постмарксистов, можно сделать вывод, что использование их теории в конфликтологических исследованиях может принести новые и полезные данные.
Говоря о механизмах регулирования межгрупповых политических конфликтов, предлагаемых в концепции общества агональной демократии, необходимо упомянуть о логике диссенсуса, потенциально способной предотвращать межгрупповые политические конфликты, путем снижения агрессивности и конфликтогенного потенциала сторон, через создание института дискуссий, основанном на принципиальной инаковости сторон несводимости их ценностей к общему идеалу. Таким образом, минимизируется роль ценностного измерения конфликта, которое, зачастую, оказывается причиной наиболее деструктивных способов взаимодействия.
Соответственно, можно утверждать, что в работах постмарксистов можно найти определенное количество идей, способных лечь в основании новых способов регулирования и, главное, предотвращения, политических конфликтов.
Однако, если рассматривать политический конфликт в более широком смысле, а именно как конфликт классовый, где сторонами являются две общности (эксплуатирующих и эксплуатируемых), необходимо отметить, что, как при анализе агональной демократии с позиций классического марксизма, так и с точки зрения более радикальной концепции Ги Дебора, предложенный постмарксистами проект выявляет в себе некоторые противоречия, которые могут быть трактованы, как отказ от классовой борьбы и поддержка существующей гегемонии. Вопрос, об общественной полезности такого предложения, однако, не может быть рассмотрен в рамках столь ограниченной по объему работы, ввиду своей глобальности.
Подводя итог, можно утверждать, что концепция общества агональной демократии имеет определенный конфликторазрешающий потенциал: с одной стороны создавая специфическую форму политической дискуссии и, таким образом, регулируя протекание межгруппового политического конфликта; с другой стороны, устанавливая схему взаимодействия политических групп и гегемона, концепция общества агональной демократии предполагает снижение конфликтологической напряженности общества. Однако, упомянутые выше противоречия, необходимо рассмотреть более подробно, поскольку они потенциально способны привести к деструктивным последствиям.
Х^Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике / Пер. с фр. Б Скуратов,. К. Голубович. М.: Издательство "Логос". 2005. - 240 с.
2) Барт Р, Мифологии / Ролан Барт; [пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.
Зенкина]. - [3-е изд.]. - Москва : Академический проект, 2014. - 351 с.
3) Беньямин В., Учение о подобии : медиаэстетические произведения / Вальтер Беньямин; [пер. с нем.: И. Болдырева и др.] Рос. гос. гуманитар. ун-т. - Москва : Издательский центр РГГУ, 2012. - 287 с.
4) Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл.
Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с
5) Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. I. М., 1994. 397с.
6) Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 280 с.
7")ГлуховаА., Рахманин В. , Политическая конфликтология. Воронеж: ВГУ, 2002. — 295 с.
8) Грамши, А., Тюремные тетради, в 3-х частях. Т. 3. Политиздат, 1991.
9) Дарендорф Р. Тропы из утопии / Р Дарендорф. Пер. с нем. Б. М. Скуратова,
В. Л. Близнекова. — М.: Праксис, 2002. — 536 с.
10) Дебор Г. Э., Общество спектакля / Ги Дебор; Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович [Послесл. А. Кефал]. - М : Логос (Радек), 2000. - 183 с.
11) Ж.-П.Вернан, Происхождение древнегреческой мысли М., 1988
12) Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М.,1996. Т.2.
13) Маркс К., ЭнгельсФ. , собрание сочинений. 2-е изд. Т.2, Государственное издательство политической литературы, 1955
14) Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. Перевод с англ. О. А. Назаровой — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
15) Лакло, Э, О популизме [Интернет-журнал «Гефтер»]. - http://gefter.ru/archive/12049- дата обращения 12.05.2016
16) Магун А.В. Единство и Одиночество: Курс политической философии Нового времени. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. - 544 с.
17) Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии//Соч. 2-е изд. Т.4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1955
18) Матвеев И.А. Политическая теория Э. Лакло. М., 2014. стр. 16.
19) Муфф, Ш., К агонистической модели демократии// Логос 2(42) 2004. С. 180-197.
20) Муфф, Ш., Карл Шмитт и парадокс либеральной демократии// Логос 6(45) 2004.С. 140-153.
21) Муфф, Ш., Радикальная демократия и агонистическая политика [Интернет-журнал «Гефтер»] -http://gefter.ru/archive/10569- дата обращения 12.05.2016
22) РансьерЖ., На краю политического Пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. - 191с.
23) Рансьер, Ж., Несогласие: Политика и философия / Пер. с франц. и прим.
В. Е. Лапицкого. — СПб.: Machina, 2013. — 142 с.
24) Современная западная философия, Энциклопедический словарь/ Под ред. О. Хеффе., В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева. Инт. Философии. - М.: Культурная революция, 2009. - 392с.
25) Шмитт, Карл, Духовно-историческое состояние современного парламентаризма//Социологическое обозрение Том 8. № 2. 2009 с. 6-16.
26) Шмитт, Карл. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.
С. 37-67.
27) Шумпетер, Йозеф, Капитализм, социализм и демократия М.: Эскмо -
2007. - 523с.
28) Butler J., Laclau E., Zizek S. Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues On The Left. - L.:Verso, 2000.
29) Laclau E., Mouffe C., Hegemony and socialistic strategy. Verso, London, 2001.
30) Zizek S. Postmodernism or Class? Yes, Please/ Contemporary Marxist theory : a reader / edited by Andrew Pendakis, Jeff Diamanti, Nicholas Brown, Josh Robinson, and Imre Szeman. Bloomsbury Academic. London. 2014