ВВЕДЕНИЕ
1. ЭПИГРАФ КАК КОМПОНЕНТ ТЕКСТА 7
1.1. Понятие об эпиграфе. Структура и семантика эпиграфа 7
1.2. Функции эпиграфа 14
2. ЭПИГРАФЫ В СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПУШКИНСКОГО ТЕКСТА 19
2.1. Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» 19
2.2. Эпиграфы в романе в стихах «Евгений Онегин» 31
2.3. Роль и текстовые связи эпиграфа в стихотворении «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...» 36
3. ПУТИ АНАЛИЗА ЭПИГРАФОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЕ 40
3.1. Анализ эпиграфов при изучении пушкинской прозы в школе
3.2. Анализ эпиграфов при изучении поэтических произведений А.С. Пушкина в
школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной лингвистической литературе большое внимание уделяется различным структурно-смысловым составляющим текста, в частности такому важному компоненту, как эпиграф. В произведениях А.С. Пушкина эпиграфы играют важную роль. Подбирая эпиграфы к своим произведениям, писатель широко пользуется «отзвуком созданного до него художественного материала» [49, с. 52], причем эпиграф оказывается «смысловым ключом к восприятию разных героев» [49, с. 52]. Художественные функции пушкинских эпиграфов разнообразны: предуведомление, философское обобщение, эмоциональный настрой, создание художественного образа мира.
История научного изучения пушкинских эпиграфов берет начало в 1920 - 1930-х гг. Первым опытом системного анализа эпиграфов была статья С.Д. Кржижановского «Искусство эпиграфа», где рассматриваются эпиграфы к пушкинским романам и повестям и вводится понятие эпиграфологии как особого раздела литературоведения [20, с. 415]. В.В. Виноградов в работе «Стиль Пушкина» [8, с. 382 - 383, 465 - 471] исследует эпиграфы в связи с проблемой цитирования. В 1930-е гг. некоторые эпиграфы «Евгения Онегина» интерпретирует Н.А. Бродский в своем комментарии к роману. В 1950-е гг. проблемам пушкинской эпиграфологии уделяют внимание Б.В. Томашевский [43] и В.Б. Шкловский [48, с. 66 - 76]. В 1960-е годы внимание некоторым пушкинским эпиграфам уделяется в работах Н.Л. Степанова [42], Б.П. Городецкого [10], в комментарии В.В. Набокова к роману «Евгений Онегин» [31] и других исследованиях. В 1970-е - 80-е годы проблемой изучения эпиграфов А.С. Пушкина занимались Ю.М. Лотман [27], М.П. Алексеев [1], С.Г. Бочаров [4, с. 184 - 185] и другие; значительное внимание уделяется анализу эпиграфов в комментарии М.И. Гиллельсона и И.Б. Мушиной к «Капитанской дочке» [9]. В 1990-е годы новые интерпретации некоторых пушкинских эпиграфов были предложены в работах В.С. Непомнящего [32, с. 135 - 165], В.А. Сайтанова [41, с. 177 - 180] и других ученых. В настоящее время проблемами пушкинских эпиграфов занимаются И.В. Кощиенко [16; 17; 18], Г.Г. Красухин [19] и другие исследователи.
Таким образом, существует значительное число исследований, связанных с проблемой использования эпиграфов в творчестве А.С. Пушкина. Однако в силу большого смыслового и функционального богатства и разнообразия пушкинских эпиграфов эта проблема не может считаться исчерпанной.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработкой проблем взаимодействия эпиграфа с текстом, содержащим эпиграф. Это взаимодействие является важным аспектом изучения эпиграфа, который функционирует как интертекстовый компонент, то есть представитель «чужого текста» в новом тексте.
Предметом исследования являются семантика, структура и функции эпиграфов в произведениях А.С. Пушкина.
Объектом исследования послужили прозаические и поэтические произведения А.С. Пушкина, преимущественно романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Эти произведения наиболее значимы с точки зрения анализа эпиграфов.
Цель работы - раскрыть роль эпиграфа в семантико-стилистической системе пушкинского текста, показать пути анализа эпиграфов при изучении произведений А.С. Пушкина в школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие эпиграфа, структуру и семантику эпиграфов;
2) изучить проблемы эпиграфа как структурно-смыслового компонента текста;
3) выявить функции эпиграфа в художественных произведениях;
4) проанализировать роль и текстовые связи эпиграфа в избранных произведениях А.С. Пушкина;
5) показать пути анализа эпиграфа при изучении творчества А.С. Пушкина в школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение эпиграфа как текстового компонента тесно связано с теорией интертекста, широко разрабатываемой в современной науке. Интертекстуальность как протекающее в разных формах взаимодействие между текстами исследуется в работах И.В. Арнольд [2], Н.С. Валгиной [6, с. 141 - 155], А.И. Горшкова [11], Н.А. Кузьминой [23], В.П. Москвина [30] и других филологов. Как отмечает Н.А. Кузьмина, «возросший интерес к проблематике интертекста отражает общий подход к литературе как духовной деятельности, открытой, самоорганизующейся системе, состоящей из индивидуальных и неповторимых художественных произведений. И хотя изучение поэтической традиции, равно как и истории отдельных текстов, широко представлено в работах по поэтическому языку, нельзя не согласиться, что интертекстуальный подход придал этим проблемам глобальность и широту <...>. А глобальность и широта неотделимы от “философии языка”» [23, с. 17 - 18].
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ функционального назначения эпиграфов в тексте способствует усовершенствованию интерпретации произведений, содержащих эпиграфы. Это имеет важное значение для школьного преподавания языка и литературы. Изучение структурно-смысловых компонентов текста начинается уже в младших классах и продолжается в средней и старшей школе. Однако практика показывает, что не всем из них уделяется достаточное внимание. Учителя-словесники, авторы учебно-методических пособий не всегда полно освещают этот вопрос. Так, каждый раздел учебника по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта для 9 класса открывается эпиграфами - цитатами из высказываний лингвистов [40, с. 5, 36], однако в ходе изложения материала эпиграфам уделяется мало внимания. Недостаточное внимание к эпиграфу в читательской практике может привести к неполному и даже неверному пониманию текста.
В работе были использованы следующие методы исследования: лингвистическое описание, структурно-семантический анализ, семантико-функциональный анализ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников (49 источников), 3-х приложений. Общий объём выпускной квалификационной работы - 57 листов.
Апробация работы. По результатам исследования сделан доклад на 62 научной студенческой конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) в 2019 году
Эпиграфом является точная или измененная цитата из другого текста, предпосланная всему произведению. Его источниками могут быть афоризмы, устные народные, сакральные и литературные произведения, документы, мемуары, а также творчество самого автора. Основной функцией эпиграфа является прогнозирующая, поскольку еще до знакомства читателя с текстом он сообщает о теме и идее произведения, ожидаемых сюжетных ходах, характеризует действующих лиц, выражает основной пафос.
Пушкинские эпиграфы иногда самодостаточны, так как представляют собой пословицу, поговорку или афоризм, однако чаще они выступают в роли знака - заместителя цитируемого текста. Они связывают произведение с источником цитаты. При этом некоторые главы романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» снабжены двойным и тройным эпиграфом. Подключение произведений к определенной литературной традиции - национальной, европейской, мировой, сакральной осуществляет важные культурные цели. Эпиграф может решать и полемические задачи, что происходит, например, в повести «Станционный смотритель».
Именно во времена А.С. Пушкина возникла традиция помещать эпиграф не только перед всем произведением, но и перед каждой его частью. Удачный выбор эпиграфа свидетельствовал о начитанности и образованности автора. Были у А.С. Пушкина и эпиграфы, сочиненные им самим, что позволяло мистифицировать читателя и достигать определенных авторских целей. Поскольку эпиграфы несут большой объем информации, приоткрывают подтекст, внутренний смысл произведения, они являются важным источником для изучения писательских философских и эстетических взглядов.
Прибегая к эпиграфам, Пушкин размыкал границы своего текста и расширял его смысл до мирового масштаба. Писатель часто использовал авторскую правку, однако такое вольное обращение с источниками позволяло выразить более точно основной смысл части или произведения в целом. Таким образом реализовывалась диалогическая функция эпиграфа: введение иной, неавторской точки зрения, а также создание образа автора.
В поэтических текстах писателя эпиграф иногда играл формоопределяющую роль, но в большинстве случаев выполнял информативную функцию. Семантика его основывалась чаще на отношениях согласования, реже - рассогласования, полемики, когда смысл эпиграфа противоречит семантике текста.
Так, например, два эпиграфа ко второй главе романа «Евгений Онегин» содержат внутренний контраст, вступают по отношению друг к другу в полемические отношения. Двойной эпиграф несет содержательную информацию, то есть задает тему, которую подхватывает и развивает последующий текст. А вот эпиграф к «Капитанской дочке» выполняет формоопределяющую функцию, так как содержит ключевые слова, влияющие на формирование стилистической и эмоциональной тональности последующего текста. В произведении Пушкина представлены слова того же семантического и ассоциативного поля, что и в эпиграфе.
У Пушкина мы также можем выделить характерологические, или характерообразующие, эпиграфы, которые выявляют личность персонажа. Это эстетическая функция эпиграфов. Их смысл усложняется за счет соотношения с источником и последующим текстом. Они разворачивают горизонт читательских ожиданий.
Учащиеся, оценивающие значение и значимость эпиграфа, проходят три этапа его осмысления: сначала это восприятие, предварительно ориентирующее читателя, затем соотнесение эпиграфа с текстом и, наконец, выход на новый уровень понимания, закрепляющий выявленные смыслы и расширяющий границы интерпретации (семантического поля).
Школьники должны понимать, что после разбора названия произведения необходим разговор о значении эпиграфа, ведь он реализует смысловой потенциал текста, которому предшествует. Так, без пословицы «Береги честь смолоду» невозможно ни понять тему и идею «Капитанской дочки», ни объяснить поступки и характеры отдельных персонажей: Петра Гринева, Емельяна Пугачева, Маши Мироновой, Швабрина и многих других, поскольку большинство эпизодов романа связаны с понятиями чести и бесчестия, подлости, лжи, предательства. Каждая глава, снабженная иногда двойным, тройным эпиграфом, тоже не может быть интерпретирована с содержательной, концептуальной точки зрения без пояснения эпиграфов. Например, фрагмент из пьесы Я.Б. Княжнина, служащий эпиграфом к первой главе, отсылает нас к решению отца Гринева, который хочет, чтобы сын стал не столичным гвардейцем, а настоящим воином.
В романе «Капитанская дочка» использована целая система эпиграфов, отражающих авторскую точку зрения. Каждый из таких структурных элементов становится свернутым содержанием глав, подчеркивающим их основные мысли. Большая их часть - фольклорные тексты: пословицы, поговорки, отрывки из народных песен. Недаром эпиграфы отражают особый взгляд на события. Эпиграфы становятся ключом к пониманию текста и авторской позиции. Цитаты из произведений XVIII века позволяют отразить дворянскую и крестьянскую систему ценностей и встроить текст романа в мировую литературу. Антитеза «дворяне - народ» становится определяющей в повествовательном плане пушкинского произведения.
Разнообразны функции эпиграфов в романе «Евгений Онегин». Среди них наиболее часто встречается прогнозирующая - так, главе пятой предпослан эпиграф из баллады В.А. Жуковского «Светлана», который указывает на пророческий характер снов героинь. Предсказывая дуэль Онегина и Ленского, эпизод сна находит зеркальное преломление в эпиграфе к главе шестой, который в свою очередь прогнозирует гибель юного поэта. Информирующие читателя эпиграфы к главам второй, четвертой и седьмой позволяют раскрыть содержательный план произведения. Предваряющая функция эпиграфа третьей главы дает представление о характере дальнейших событий. В восьмой главе, вступая в диалог с читателем, автор объясняет отношение к героям, знакомит нас со своими творческими принципами.
Будучи формой присутствия автора в тексте, эпиграфы выражают авторское отношение к событиям и героям, задают тон повествованию. Композиционная роль эпиграфов - предваряющая, дающая намек на дальнейшее развитие действия. Создание широкого культурного фона, формирование метатекста - важнейшая функция пушкинских эпиграфов. Они дают нам также представление о круге чтения автора и его мировоззрении.
Итак, при изучении пушкинского творчества в школе необходимо учитывать, что эпиграфы на равных правах с другими элементами текста участвуют в формировании его идейного и художественного смысла, подготавливают читателя к правильному восприятию и пониманию пушкинских произведений.
1. Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература [Текст] / М.П. Алексеев. - Ленинград: Наука, 1987. - 616 с.
2. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: URSS, 2010. - 443 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
4. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С.Г. Бочаров. - М.: Наука, 1974. - 207 с.
5. Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей [Текст] / Н.Л. Бродский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1950. - 408 с.
6. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2004. - 280 с.
7. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
8. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1941. - 620 с.
9. Гиллельсон, М.И. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя [Текст] / М.И. Гиллельсон, И.Б. Мушина. - Л.: Просвещение, 1977. - 192 с.
10. Городецкий, Б.П. Лирика Пушкина. [Текст] / Б.П. Городецкий. - М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 468 с.
11. Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика [Текст] / А.И. Горшков. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 367 с.
12. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля [Текст] / Г.А. Гуковский. - М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.
13. Дегожская, А.С. «Капитанская дочка» в школьном изучении [Текст] / А.С. Дегожская. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
14. Домашнев, А.И. Интерпретация художественного текста [Текст] / А.И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
15. Коровина, В.Я. Пушкин в школе [Текст] / В.Я. Коровина. - М.: РОСТ, 1998. - 365 с.
16. Кощиенко, И.В. Полифункциональность эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина: Автореферат дис. ... канд. филол. наук [Текст] / И.В. Кощиенко. - СПб, 2004. - 23 с.
17. Кощиенко, И.В. «Мы в фортеции живем...»: военный человек у А.С. Пушкина (на примере эпиграфов романа «Капитанская дочка») [Текст] / И.В. Кощиенко // Вестник Псковского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 61 - 67.
18. Кощиенко, И.В. К толкованию эпиграфов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» [Текст] / И.В. Кощиенко // Вестник Псковского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 85 - 98.
19. Красухин, Г.Г. Путеводитель по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 128 с.
20. Кржижановский, С.Д. Искусство эпиграфа [Текст] // С.Д. Кржижановский. Собрание сочинений в пяти томах. Том IV. - СПб.: Симпозиум, 2006. - С. 387 - 415.
21. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Текст] / Ю. Кристева // Французская семиотика. - М.: Прогресс,
2000. - С. 427 - 457.
22. Кузьмина, Н.А. Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста [Текст] / Н.А. Кузьмина // Вестник Омского университета. - 1997. - Выпуск 2. - С. 60 - 63.
23. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка [Текст] / Н.А. Кузьмина. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 272 с.
24. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
25. Литература. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013. - 383 с.
26. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.
27. Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий [Текст] / Ю.М Лотман. - СПб.: Азбука- Аттикус, 2016. - 512 с.
28. Лотман, Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» [Текст] // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2015. - С. 127 - 147.
29. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 704 с.
30. Москвин, В.П. Интертекстуальность. Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили [Текст] / В.П. Москвин. - М.: Либроком, 2013. - 168 с.
31. Набоков, В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». [Текст] / В.В. Набоков. - М.: Интелвак, 1999. - 928 с.
32. Непомнящий, В.С. Из наблюдений над текстом «Евгения Онегина» [Текст] / В.С. Непомнящий // Московский пушкинист: Ежегод. сб. Вып. II. - М.: Наследие, 1996. - С. 135 - 165.
33. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак,
2001. - 1600 с.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2015. - 896 с.
35. Петрова, Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе [Текст] / Т.С. Петрова. - М.: Московский Лицей, 2002. - 152 с.
36. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том I [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 511 с.
37. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том II [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 503 с.
38. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Том III [Текст] / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1955. - 621 с.
39. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Художественная проза [Текст] / А.С. Пушкин. - Л.: Наука, 1978. - 575 с.
40. Русский язык. 9 класс [Текст] / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. - М.: Дрофа, 2016. - 270 с.
41. Сайтанов, В.А. Неточные переводы [Текст] - В.А. Сайтанов // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 24. - СПб.: Наука, 1991. - С. 177 - 180.
42. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина [Текст] / Н.Л. Степанов. - М.: Художественная литература, 1973. - 368 с.
43. Томашевский, Б.В. Пушкин и Франция [Текст] / Б.В. Томашевский. - Л.: Сов. писатель, 1960. - 499 с.
44. Фефилова, Г.Э. Литература. 9 класс: I полугодие: планы- конспекты уроков[Текст] / Г. Э. Фефилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 216 с.
45. Халабаджах, И.М. Литература. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков [Текст] / И.М. Халабаджах. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 146 с.
46. Храмченков, А.Г. Эпиграф как особый вид цитации [Текст] / А.Г. Храмченков // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - С. 203 - 214.
47. Цуканова, Е.М. Семантическая связь эпиграфа с текстом: Дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е.М. Цуканова. - Орел, 2003. - 160 с.
48. Шкловский, В.Б. Заметки о прозе русских классиков [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Сов. писатель, 1953. - 324 с.
49. Шкловский, В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. В 2 т. Том 2 [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Художественная литература, 1966. - 464 с.