Политика РПЦ на постсоветском пространстве
|
Введение 3
1 РПЦ в политической системе современной России 7
1.1 РПЦ как политический институт 7
1.2 Место и роль РПЦ в политической системе РФ 13
1.3 Эволюция взаимоотношений государства и РПЦ в постсоветский
период 20
2 Международная деятельность РПЦ в контексте внешней политики
российского государства на постсоветском пространстве 28
2.1 Основные направления и принципы внешней политики РПЦ 28
2.2 Региональная специфика деятельности РПЦ на постсоветском
пространстве 31
2.3 Политика РПЦ как фактор влияния на позиции России в регионах....42
Заключение 47
Список использованных источников
1 РПЦ в политической системе современной России 7
1.1 РПЦ как политический институт 7
1.2 Место и роль РПЦ в политической системе РФ 13
1.3 Эволюция взаимоотношений государства и РПЦ в постсоветский
период 20
2 Международная деятельность РПЦ в контексте внешней политики
российского государства на постсоветском пространстве 28
2.1 Основные направления и принципы внешней политики РПЦ 28
2.2 Региональная специфика деятельности РПЦ на постсоветском
пространстве 31
2.3 Политика РПЦ как фактор влияния на позиции России в регионах....42
Заключение 47
Список использованных источников
На протяжении практически всей истории России православие играло важную роль в жизни государства. Особую значимость православия и церкви в наше время отмечают на всех уровнях: как в высших органах государственной власти (например, в Законодательном Собрании РФ и Президент ), так и в самом обществе . Соответственно, одновременно с этим возрастает интерес к клерикализму (как организации Церкви иерархически-профессионального типа) и функционированию Русской православной церкви как структуры, проводящей свою собственную политику (о чем свидетельствует возросшая активность церкви в публичной сфере, освещение деятельности в СМИ: взаимоотношение с другими организациями, официальные заявления и др.).
Всё больше внимания Русской православной церкви уделяется и в исследованиях стран Европы и США - например, опубликованный доклад Центра Внешней Политики Лондона, в котором говорится о тесной связи церкви и православия и внешней политики России.
Для Русской православной церкви текущий период является значимым по количеству непростых ситуаций: конфликт на Украине, в котором принимают участие в большей мере представители одной конфессии; кризисная ситуация в стране; критика в адрес самой церкви. В результате складывается положение, при котором церковь востребована государственными органами, востребована обществом и одновременно находится под постоянным вниманием, как первого, так и последнего. Всё это говорит о том, что Русская православная церковь (далее, сокр. РПЦ) нуждается в рассмотрении, но не только в аспекте изучения её политики внутри страны, но и в анализе деятельности за пределами России.
Мы полагаем, что приемлемым вариантом будет рассмотрение именно тех действий, высказываний, заявлений, которые церковь производит по отношению к кому-либо другому, то есть то, что можно обозначить как «политика РПЦ». Мы осознаём, что термин «политика» имеет множество трактовок и ни единой как абсолютно правильной, но на данный момент условимся, что мы будем использовать понятие «политика РПЦ» в качестве некоторого рода целенаправленной деятельности данной организации в отношении определённой стороны. В нашем случае, политика РПЦ направлена на население других государств, на православную часть жителей и на представителей других конфессий в этих государствах; на собственные или конкурентные структуры религиозного типа.
Исследование деятельности РПЦ на постсоветском пространстве; анализ характера политики, изучение степени вовлеченности данного института во внешнюю политику государства и влияние друг на друга - всё это помогает в решении актуального вопроса: «Какова роль Церкви во внешней политике России и какой характер носит собственно сама деятельность РПЦ в близлежащих странах?».
Из этого следует, что сама работа ставит своей целью определение характера внешней политики церкви для тех или иных стран постсоветского пространства, а так же обнаружение эффектов для интересов России от деятельности РПЦ.
Соответственно, объектом данного исследования будет выступать Русская православная церковь как институт. В работе дано обоснование и характеристика РПЦ именно как одного из политических институтов.
Предметом исследования является деятельность РПЦ в странах бывших республик СССР (кроме России); рассматриваются принципы политики церкви за рубежом, основные тенденции, взаимосвязь с государственной политикой по данному направлению.
Работа охватывает период с 1991 года по 2010 год. Ограничение 10-м годом обусловлено обширным материалом после него (протестные настроения, критика, кризис на Украине, т.д.), который, как нам кажется, из-за своего объёма требует отдельного рассмотрения, поэтому не приводится в данной работе. Для лучшего понимания событий сегодняшнего дня особенно полезно обратиться к истории становления интересующей нас структуры, поэтому от столь, быть может, на первый взгляд незначительного периода, зависит многое при анализе настоящего: актуальность самого исследования проявляется именно во взгляде в прошлое для правильного видения РПЦ такой, какой она действует сейчас.
В рамках данного исследования мы проводим следующие мероприятия: осмысление места и роли РПЦ в существующей политической системе; анализ декларируемых данной структурой принципов и тех оснований, на которых сама организация функционирует; изучение деятельности церкви в странах постсоветского пространства; оценка политики РПЦ в рамках выгоды или ущерба интересам государства в рассматриваемых регионах.
Серьёзные исследования конкретно на данную тему встречаются не так часто и либо затрагивают вопрос в контексте чего-либо (например, «Международная деятельность Русской православной церкви в контексте внешней политики Российской Федерации в условиях глобализации», диссертация Церпицкой О.Л., канд. полит. наук : 23.00.04: Санкт-Петербург, 2003), либо лишь вскользь упоминают о деятельности РПЦ или ограничиваются общими выводами (напр., во многом в написании данной работы помогло фундаментальное исследование Митрохина Н. «Русская православная церковь» в котором, однако, внешней политике уделена лишь 11 глава 3-ей части). В рамках межконфессиональных отношений стоит упомянуть диссертацию Степаковой И.В. «Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России», но и в данном случае речь идёт о деятельности внутри самой России. Религиозный фактор упоминается достаточно часто и фигурирует как в докладах на конференциях по данной теме, так и в статьях в различных научных изданиях и журналах; тем не менее, отдельно работа РПЦ в интересующих нас регионах в «чистом виде», насколько нам удалось выяснить, не рассматривалась. Поэтому можно говорить о двоякой ситуации: с одной стороны, легко найти множество статей и некоторое количество работ о внешней политике Церкви, но, с другой стороны, либо они не заслуживают доверия («мнения» в СМИ, популистские статьи), либо касаются других аспектов, либо других «регионов» и временных рамок. Исходя из проделанной нами работы, можно будет говорить об уникальности полученных данных.
Заметим, что результаты данного исследования будут полезны для дальнейшего изучения Русской православной церкви в целом, не только как отдельного политического института, но и в разрезе взаимодействия с государством; а так же помогут в рассмотрении динамики развития взаимоотношений с различными субъектами или условно автономной деятельности, в случае, если данный вопрос привлечёт внимание исследователей в будущем.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
Всё больше внимания Русской православной церкви уделяется и в исследованиях стран Европы и США - например, опубликованный доклад Центра Внешней Политики Лондона, в котором говорится о тесной связи церкви и православия и внешней политики России.
Для Русской православной церкви текущий период является значимым по количеству непростых ситуаций: конфликт на Украине, в котором принимают участие в большей мере представители одной конфессии; кризисная ситуация в стране; критика в адрес самой церкви. В результате складывается положение, при котором церковь востребована государственными органами, востребована обществом и одновременно находится под постоянным вниманием, как первого, так и последнего. Всё это говорит о том, что Русская православная церковь (далее, сокр. РПЦ) нуждается в рассмотрении, но не только в аспекте изучения её политики внутри страны, но и в анализе деятельности за пределами России.
Мы полагаем, что приемлемым вариантом будет рассмотрение именно тех действий, высказываний, заявлений, которые церковь производит по отношению к кому-либо другому, то есть то, что можно обозначить как «политика РПЦ». Мы осознаём, что термин «политика» имеет множество трактовок и ни единой как абсолютно правильной, но на данный момент условимся, что мы будем использовать понятие «политика РПЦ» в качестве некоторого рода целенаправленной деятельности данной организации в отношении определённой стороны. В нашем случае, политика РПЦ направлена на население других государств, на православную часть жителей и на представителей других конфессий в этих государствах; на собственные или конкурентные структуры религиозного типа.
Исследование деятельности РПЦ на постсоветском пространстве; анализ характера политики, изучение степени вовлеченности данного института во внешнюю политику государства и влияние друг на друга - всё это помогает в решении актуального вопроса: «Какова роль Церкви во внешней политике России и какой характер носит собственно сама деятельность РПЦ в близлежащих странах?».
Из этого следует, что сама работа ставит своей целью определение характера внешней политики церкви для тех или иных стран постсоветского пространства, а так же обнаружение эффектов для интересов России от деятельности РПЦ.
Соответственно, объектом данного исследования будет выступать Русская православная церковь как институт. В работе дано обоснование и характеристика РПЦ именно как одного из политических институтов.
Предметом исследования является деятельность РПЦ в странах бывших республик СССР (кроме России); рассматриваются принципы политики церкви за рубежом, основные тенденции, взаимосвязь с государственной политикой по данному направлению.
Работа охватывает период с 1991 года по 2010 год. Ограничение 10-м годом обусловлено обширным материалом после него (протестные настроения, критика, кризис на Украине, т.д.), который, как нам кажется, из-за своего объёма требует отдельного рассмотрения, поэтому не приводится в данной работе. Для лучшего понимания событий сегодняшнего дня особенно полезно обратиться к истории становления интересующей нас структуры, поэтому от столь, быть может, на первый взгляд незначительного периода, зависит многое при анализе настоящего: актуальность самого исследования проявляется именно во взгляде в прошлое для правильного видения РПЦ такой, какой она действует сейчас.
В рамках данного исследования мы проводим следующие мероприятия: осмысление места и роли РПЦ в существующей политической системе; анализ декларируемых данной структурой принципов и тех оснований, на которых сама организация функционирует; изучение деятельности церкви в странах постсоветского пространства; оценка политики РПЦ в рамках выгоды или ущерба интересам государства в рассматриваемых регионах.
Серьёзные исследования конкретно на данную тему встречаются не так часто и либо затрагивают вопрос в контексте чего-либо (например, «Международная деятельность Русской православной церкви в контексте внешней политики Российской Федерации в условиях глобализации», диссертация Церпицкой О.Л., канд. полит. наук : 23.00.04: Санкт-Петербург, 2003), либо лишь вскользь упоминают о деятельности РПЦ или ограничиваются общими выводами (напр., во многом в написании данной работы помогло фундаментальное исследование Митрохина Н. «Русская православная церковь» в котором, однако, внешней политике уделена лишь 11 глава 3-ей части). В рамках межконфессиональных отношений стоит упомянуть диссертацию Степаковой И.В. «Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России», но и в данном случае речь идёт о деятельности внутри самой России. Религиозный фактор упоминается достаточно часто и фигурирует как в докладах на конференциях по данной теме, так и в статьях в различных научных изданиях и журналах; тем не менее, отдельно работа РПЦ в интересующих нас регионах в «чистом виде», насколько нам удалось выяснить, не рассматривалась. Поэтому можно говорить о двоякой ситуации: с одной стороны, легко найти множество статей и некоторое количество работ о внешней политике Церкви, но, с другой стороны, либо они не заслуживают доверия («мнения» в СМИ, популистские статьи), либо касаются других аспектов, либо других «регионов» и временных рамок. Исходя из проделанной нами работы, можно будет говорить об уникальности полученных данных.
Заметим, что результаты данного исследования будут полезны для дальнейшего изучения Русской православной церкви в целом, не только как отдельного политического института, но и в разрезе взаимодействия с государством; а так же помогут в рассмотрении динамики развития взаимоотношений с различными субъектами или условно автономной деятельности, в случае, если данный вопрос привлечёт внимание исследователей в будущем.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
В процессе работы мы постарались рассмотреть Русскую православную церковь как политический институт, провели параллели между принятыми в научной среде признаками политических институтов и свойствами церкви и пришли к закономерному выводу, что Московский Патриархат является политическим институтом, что практически не оспаривается большинством специалистов институциональной теории.
В дополнение к выявленным нами чертам мы показали, какое место РПЦ занимает в существующей политической системе и каким образом церковь получила данную роль, каким путём происходило взаимодействие государства и Московского Патриархата. Соответственно, если рассуждения первой части первой главы могли показаться кому-либо неубедительными, то мы полагаем, что оставшаяся часть наглядно продемонстрировала позицию, что РПЦ представляет собой общественный институт политического плана, занимающий положение партнёра государства, то есть в политической системе России Русская православная церковь является одной из частей, которая имеет функции культурного, посреднического, в общем виде - социального типа. РПЦ официально декларирует свою позицию («Основы социальной концепции РПЦ», см. выше) в отношении и государства, и общества, в которой говорится о том, что основной задачей церкви является несение религиозной функции, забота о духовном; и государство в данном случае - помощник и партнёр, которого следует оберегать, но только до тех пор, пока оно не мешает в деле церкви (т.е. в этих самых религиозных функциях, спасении души и пр.).
Дав полное обоснование нашего видения церкви, её положения, функций, структуры, мы проанализировали внешнюю политику РПЦ в странах бывшего Советского Союза. По результатам анализа литературы, организации РПЦ, сфер ответственности и мероприятий, мы пришли к следующим выводам:
1. Региональная специфика деятельности церкви представлена тремя группами стран: преимущественно мусульманские (Средняя Азия и Азербайджан); преимущественно христианские с православием РПЦ МП как не доминирующей религией (в свою очередь, данная группа разделена на Прибалтику - Армения и Грузия); преимущественно православные со значительным весом приверженцев РПЦ МП (Украина, Беларусь, Молдова). Для первой группы характерна политика сотрудничества с исламом и официальной властью в деле борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а также содействие в «окормлении» оставшегося этнически русского населения. Для второй группы - доверительный диалог между местными православными церквями и государством (Армения, Грузия); самоустранение или конфликт между государством или местными церквями (как было продемонстрировано - минимальное влияние в Латвии и Литве, но конфликтное положение в Эстонии). Для третьей группы - тесное и плодотворное сотрудничество с официальной властью (для всех трёх стран), но одновременно с этим проблемное положение в Украине (как отражение сложной внутренней обстановки на протяжении всего периода).
2. В основном перед РПЦ на протяжении исследуемого периода стояли проблемы инфраструктуры, собственности и управленческие вопросы в постсоветских странах. То есть в первую очередь церкви требовалось определить статус приходов, юридические основания для получения помещений храмов и других учреждений, наладить структуру. Уже в более поздний период, приблизительно в конце 1990-х годов, МП смог сосредоточится на проблемах социальной политики, защиты интересов православных, заботы о прихожанах и другой деятельности.
3. В большинстве случаев, деятельность РПЦ на постсоветском пространстве укрепляет позиции России, однако, на основании полученной и рассмотренной информации, говорить о единой внешней политике государства и церкви невозможно. Будучи промежуточным политическим институтом, церковь сосредоточена в рассмотренных регионах больше на своих собственных проблемах. Во внутренней политике России стоило бы, возможно, говорить о некоем сотрудничестве и «симфонии», однако во внешней работе РПЦ скорее является сопутствующим фактором для официальной государственной позиции по ряду вопросов. Об этом свидетельствует поведение МП в Молдове, Беларуси, Украине, Грузии, Казахстане и других странах. В итоге, по крайне мере для выбранного нами периода, мы полагаем, что РПЦ имела положительный эффект для российской внешней политики, но это скорее была параллельная деятельность, нежели единая.
Считаем, что насколько это было возможно, цели, поставленные в начале, выполнены. Для актуальной на сегодняшний день проблемы религии и института церкви данная работа будет крайне полезна, особенно в контексте расширения или продвижения РПЦ в других странах. В период антиглобализма, подъёма традиционализма и сопротивления неким «враждебным», противоположным принципам и ценностям, архаичная и консервативная структура, коей является РПЦ, может оказать существенную поддержку для обеспечения как стабильности в обществе, так и для формирования новой концепции государства, национальной идеи и национальной идентичности. От степени разработанности проблемы религии и конкретно информации по Московскому Патриархату зависит будущее восприятие и, возможно, способность предсказать и более трезво оценить политическую систему России в целом.
В дополнение к выявленным нами чертам мы показали, какое место РПЦ занимает в существующей политической системе и каким образом церковь получила данную роль, каким путём происходило взаимодействие государства и Московского Патриархата. Соответственно, если рассуждения первой части первой главы могли показаться кому-либо неубедительными, то мы полагаем, что оставшаяся часть наглядно продемонстрировала позицию, что РПЦ представляет собой общественный институт политического плана, занимающий положение партнёра государства, то есть в политической системе России Русская православная церковь является одной из частей, которая имеет функции культурного, посреднического, в общем виде - социального типа. РПЦ официально декларирует свою позицию («Основы социальной концепции РПЦ», см. выше) в отношении и государства, и общества, в которой говорится о том, что основной задачей церкви является несение религиозной функции, забота о духовном; и государство в данном случае - помощник и партнёр, которого следует оберегать, но только до тех пор, пока оно не мешает в деле церкви (т.е. в этих самых религиозных функциях, спасении души и пр.).
Дав полное обоснование нашего видения церкви, её положения, функций, структуры, мы проанализировали внешнюю политику РПЦ в странах бывшего Советского Союза. По результатам анализа литературы, организации РПЦ, сфер ответственности и мероприятий, мы пришли к следующим выводам:
1. Региональная специфика деятельности церкви представлена тремя группами стран: преимущественно мусульманские (Средняя Азия и Азербайджан); преимущественно христианские с православием РПЦ МП как не доминирующей религией (в свою очередь, данная группа разделена на Прибалтику - Армения и Грузия); преимущественно православные со значительным весом приверженцев РПЦ МП (Украина, Беларусь, Молдова). Для первой группы характерна политика сотрудничества с исламом и официальной властью в деле борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а также содействие в «окормлении» оставшегося этнически русского населения. Для второй группы - доверительный диалог между местными православными церквями и государством (Армения, Грузия); самоустранение или конфликт между государством или местными церквями (как было продемонстрировано - минимальное влияние в Латвии и Литве, но конфликтное положение в Эстонии). Для третьей группы - тесное и плодотворное сотрудничество с официальной властью (для всех трёх стран), но одновременно с этим проблемное положение в Украине (как отражение сложной внутренней обстановки на протяжении всего периода).
2. В основном перед РПЦ на протяжении исследуемого периода стояли проблемы инфраструктуры, собственности и управленческие вопросы в постсоветских странах. То есть в первую очередь церкви требовалось определить статус приходов, юридические основания для получения помещений храмов и других учреждений, наладить структуру. Уже в более поздний период, приблизительно в конце 1990-х годов, МП смог сосредоточится на проблемах социальной политики, защиты интересов православных, заботы о прихожанах и другой деятельности.
3. В большинстве случаев, деятельность РПЦ на постсоветском пространстве укрепляет позиции России, однако, на основании полученной и рассмотренной информации, говорить о единой внешней политике государства и церкви невозможно. Будучи промежуточным политическим институтом, церковь сосредоточена в рассмотренных регионах больше на своих собственных проблемах. Во внутренней политике России стоило бы, возможно, говорить о некоем сотрудничестве и «симфонии», однако во внешней работе РПЦ скорее является сопутствующим фактором для официальной государственной позиции по ряду вопросов. Об этом свидетельствует поведение МП в Молдове, Беларуси, Украине, Грузии, Казахстане и других странах. В итоге, по крайне мере для выбранного нами периода, мы полагаем, что РПЦ имела положительный эффект для российской внешней политики, но это скорее была параллельная деятельность, нежели единая.
Считаем, что насколько это было возможно, цели, поставленные в начале, выполнены. Для актуальной на сегодняшний день проблемы религии и института церкви данная работа будет крайне полезна, особенно в контексте расширения или продвижения РПЦ в других странах. В период антиглобализма, подъёма традиционализма и сопротивления неким «враждебным», противоположным принципам и ценностям, архаичная и консервативная структура, коей является РПЦ, может оказать существенную поддержку для обеспечения как стабильности в обществе, так и для формирования новой концепции государства, национальной идеи и национальной идентичности. От степени разработанности проблемы религии и конкретно информации по Московскому Патриархату зависит будущее восприятие и, возможно, способность предсказать и более трезво оценить политическую систему России в целом.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Проблема формирования политики мягкой силы в России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Роль религии в современной России
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЗИРЕЛИГИОЗНЫХ КОНСТРУКТОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПРИНЦИПЫ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИХ ОЦЕНКА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РПЦ
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020 - Геополитические интересы Грузии
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019



