Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегия развития образовательного учреждения по основам и принципам устойчивого развития

Работа №58025

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы41
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль вуза в устойчивом развитии 4
1.1. Концепция устойчивого развития: основные понятия, современное состояние. 4
1.2. Роль образования в устойчивом развитии 5
1.3. Анализ деятельности вузов современной модели 7
1.4. Роль вузов современного образца в развитии территорий 9
Глава 2. Устойчивое развитие вуза 12
2.1. Суть понятия «устойчивое развитие вуза» 12
2.2. Принципы устойчивого развития вуза 13
2.3. Переход вуза к устойчивому развитию и функционированию 13
2.4. Экологическая составляющая устойчивого развития вуза 15
2.5. Внедрение элементов экологической составляющей устойчивого развития вуза на
примере Санкт-Петербургского государственного университета 17
2.6. Индикаторы устойчивого развития вуза 24
Выводы 27
Список использованной литературы 27
Приложение 1 29

В настоящее время на территории большинства стран можно наблюдать глобальный экологический, экономический, управленческий и социальный кризис, который можно определить, как обще-цивилизационный. Решить стоящие перед Человечеством глобальные проблемы призвана Концепция устойчивого развития, официально принятая в 1992 году главами государств-членов ООН. Территории испытывают острую нехватку квалифицированных кадров и экспертов, способных решить возникающие трудности и проблемы. Для перехода к устойчивому развитию требуются комплексные решения, внедряемые параллельно на территориях разного масштаба, которые объединяли бы в себе инновационные технологические решения, экспертную поддержку. Ведущая роль в поиске таких решений отводится научно-образовательным центрам, в роли которых выступают ведущие высшие учебные заведения мира. Университеты являются не только «кузницей кадров», но и носителями социо-культурной среды.
Однако, наравне с обще-цивилизационным кризисом, система образования также переживает трудности. Университеты не справляются с возрастающими запросами общества, они требуют структурных изменений. Одним из способов положительных изменений является интеграция принципов устойчивого развития в модель функционирования вуза. В такой ситуации на первый план выходит поиск способов внедрения принципов концепции устойчивого развития в стратегию развития и функционирования вуза.
Возможным вариантом решения данной задачи является создание в университете комфортной среды, которая стимулирует всех участников университетского сообществу к созидательной творческой активности. Таким образом, появляется необходимость поиска инструментов трансформации исключительно образовательной среды в среду экономического, социального и духовного роста. То есть университет, изменяющийся в соответствии с принципами концепции устойчивого развития должен фокусировать свое внимание не только в частности на образе мышления и модели взаимодействия участников университетского сообщества.
Однако, наиболее оптимальным способом перехода вуза к модели устойчивого развития и функционирование является внедрение методов и практик экологического аспекта устойчивого развития.
В данной работе автором рассматривается последовательный переход от вузов современного образца к устойчивому развитию вуза, способствующего переходу к модели «вуз устойчивого развития». Таким образом устойчивое развитие вуза рассматривается одновременно и как цель и как инструмент.
Объект исследования: образовательное учреждение
Предмет: стратегия развития образовательного учреждения в рамках принципов устойчивого развития
Целью работы стала: разработка модели функционирования университетского сообщества в соответствии с концепцией устойчивого развития
Достижению поставленной цели способствовала реализация следующих задач:
• анализ основных стратегий развития вузов, выявление ключевых тенденций
• адаптация стратегий развития вуза в соответствии с концепцией устойчивого развития (на примере СПБГУ)
• разработка инструментов, способствующих переходу вуза к устойчивому развитию и функционированию
• внедрение инструментов УР и элементов системы экологического менеджмента в стратегию развития вуза на примере СПбГУ
• адаптация индикаторов эффективности внедрения элементов устойчивого развития


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, устойчивое развитие образовательного учреждения можно одновременно рассматривать и как цель, и как инструмент. На первом этапе вуз стремится к переходу от социально-экономического развития к устойчивому, а после достижения внутренней стабильности такой устойчивый вуз может продолжить распространение принципов устойчивого развития и начинает использовать свой потенциал для развития территории.
По опыту СПбГУ можно сказать, что комбинирование механизмов Местной Повестки и экологического менеджмента способствуют плавному переходу вуза к устойчивому развитию и функционированию. Суть их объединения заключается в том, что при помощи МП происходит активизация студенческого сообщества, определяются потребности и возможности учащихся. В то же время происходит знакомство активистов с принципами устойчивого развития и параллельное вовлечение в деятельность студентов не профильных направлений. В процессе разработки и реализации проектов, направленных на создание в учебном заведении эко-ориенированой среды, участники сообщества раскрывают свой творческий потенциал, а также глубже знакомятся с идеями устойчивого развития, транслируют их своему окружению. Повышается экологическая культура и вовлеченность студентов. Происходит установление контактов и налаживание связей внутри университета, образуются междисциплинарные рабочие группы, участники которых внутренне замотивированы к созидательным действиям на площадке университета и за ее пределами.
Внедрение элементов системы экологического менеджмента и просвещения способствует созданию нормативно-правовых предпосылок для проведения структурных изменений.
Таким образом, инструмент «студенческое экологическое движение» является удачным решением и однозначно способствует переходу вуза к устойчивому развитию и функционированию. В дальнейшем рабочие группы по основным направлениям деятельности движения могут трансформироваться в настоящие экспертные команды, взаимодействующие с администрацией. В то время как модель «Green Campus» является дорожной картой для перехода вуза к устойчивому развитию и функционированию.
Однако, полноценный переход к устойчивому развитию вуза возможен только в том случае, когда одновременно происходит как изменение механизмов функционирования образовательного учреждения, так и изменение образа мышления университетского сообщества на более эколого-ориентированное и соответствующее идеям концепции устойчивого развития. Соответственно, необходима также разработка комплекса мер для воспитания в участниках университетского сообщества мировоззрения устойчивого развития.



1. Афанасьев К.С. «Зеленый университет»: от здоровьесберегающих технологий к энергоэффективной образовательной среде.// Царскосельские чтения. № XVIII. том 2. 2014.
- С. 160-165.
2. Громыко В.В. Организационно-управленческая модель университета в свете концепции устойчивого развития в условиях предела.// Экономика образования. №3. 2014. -С. 53-58..
3. Екшикеев Т.К. Конкурентные стратегии вуза // Проблемы современной экономики. - 2009.- № 03. - С. 450-454
4. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ВУЗа. // Проблемы современной экономики. №4. 2009. - С. 392-396.
5. Ермаков Д.С., Черникова С.А., Славинский Д.А. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития: монография.- СПб.: ВВМ, 2008. - 218 с.
6. Катала А.Ю. Разработка экологических и социальных механизмов реализации концепции устойчивого развития сельских территорий для Устьянского района Архангельской области: магистерская диссертация/ Катала А.Ю. [Место защиты и хранения СПБГУ] - СПБ. 2013.
93 с.
7. Катровский А. П. Территориальная организация высшей школы России. — Смоленск: Ойкумена, 2003. — 200 с.
8. Киченко Л.П., Пестерникова М.В. Устойчивое развитие пермского государственного национального исследовательского университета: перспективы внедрения.//Вестник пермского университета: экономика. №1 (20) 2014. - С. 140-148.
9. Концепция развития Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) «Технологический институт - университет инноваций». Утверждено на Заседании ученого совета, протокол №9 от 23 октября 2012 года. - СПб. 2012. 7с.
11. Модельный план по устойчивому развитию университетов.// Глобальный Хаб Программы ООН «Академическое влияние» по устойчивому развитию// AUF. 2014. Алмааты. 2014. - 19 с.
12. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы Рос- сии. Москва: Изд-во КМК. 2002. - 444 стр.
13. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования - «национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» на 2013-2020 гг. (2 этап - 2015-2016 гг.): утверждено 24.06.2015. Москва 2015. - 73 с.
14. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» на 2010 - 2019 годы. - Пермский государственный университет. 2010. - 24 с.
15. Русанова М.В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в региональных образовательных бизнес-структурах.// Региональные исследования. №1 (31). 2011. - С. 112-117
16. Славинский Д.А. Устойчивое развитие в университетах: наука и образование для практики//Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». №69. 2014. - С.58-69.
17. Славинский Д.А. Образования для устойчивого развития в университетах: практическая деятельность.// Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». № 70.2014. - С.53¬67.
18. Социальная экология и развитие экологического сознания в России и Китае. (Сборник статей) / Под ред. Н.Г. Скворцова, Хэ Цзэнке. — СПб.: Астерион, 2013. — 112 с.
19. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы/ Под науч. ред. Н.Л. Титовой [Текст] - М. : МАКС Пресс, 2008. - 668 с.
20. Томских А. А. Симметрия и асимметрия высшего образования в условиях глобализации // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. — 2012. — № 1. — С.124-132.
21. Томских А.А.. Стратегия территориальной организации высшего образования Китая.// География и природные ресурсы 2013 № 1. - С. 174-181.
22. Harvard university sustainability plan. Fiscal year 2015-2020. - Harvard office for sustainability Cambridge. 2015. - 40 p.
23. Wissema J.G. Towards the third generation university. Managing the university in transition. Massachusetts. 2009. - 272 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ