ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДВЕРЖЕННОСТИ СТРЕССУ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Теоретический анализ феномена «психическая напряженность» 7
1.2. Ситуации, вызывающие психическую напряженность, стресс 17
1.3. Изучение педагогического стресса 22
ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДВЕРЖЕННОСТИ СТРЕССУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СО СТАЖЕМ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Анализ результатов исследования подверженности стрессу молодых специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования
50
2.3. Анализ соотношения подверженности стрессу 54
ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность проблемы. Состояние здоровья молодежи определяет основные тенденции развития общества, его трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал, обороноспособность и экономическое благополучие государства.
Профессия педагога наиболее подвержена стрессам, пожалуй, даже больше, чем профессия врача — ведь педагогам ежедневно по несколько часов приходится иметь дело с детьми и подростками, а это, по большей части, еще не сформировавшиеся личности, следственно - люди довольно неуравновешенные. Разболтанность нервной системы педагога может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Если срыв произойдет дома или где-нибудь еще, это еще полбеды. Если же под горячую руку попадут и дети, ставши невольными свидетелями слабости педагога, это будет крайне тяжело потом поправить.
У педагога должны быть железные нервы! Но педагог прежде всего человек, и потому зачастую его профессия становится причиной невроза.
Эмоциональный стресс, которому часто подвержены педагоги, существенно нарушает работу вегетативной и центральной нервной системы. А это грозит не только соматическими болезнями, но и изменением психоэмоционального фона.
Стресс у педагогов в наши дни вызван не только огромным потоком информации, но и особенностями воспитания детей в семьях и их взаимоотношениями между собой. Все эти факторы провоцируют невроз у педагогов — пожалуй, один из самых частых видов невротического расстройства, выражающийся в форме неврастении или истерии.
Стресс — есть нервно-психологическое напряжение человека, вызываемое неблагоприятными экстремальными воздействиями (стрессорами). Для работы педагога характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом
3
темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Поскольку труд педагога в силу его ответственности отличается высокой степенью напряженности, проблема стресса очень актуальна. Специалисты считают, что педагога надо готовить к экстремальным ситуациям разного рода, учить его проигрывать вероятностные решения; чем больше запас таких решений, тем мобильнее будет поведение педагога в конкретной ситуации, тем выше жизнестойкость специалиста.
Результаты исследований психологов позволяют утверждать, что самостоятельно снять эмоциональное напряжение помогают следующие способы: получение дополнительной информации, устраняющей
неопределённость профессиональной ситуации; разработка запасной отступной стратегии достижение цели на случай неудачи; откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при имеющихся знаниях, средствах; физическая разрядка; запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей стресс, эмоциональное напряжение.
С данной проблемой связаны труды Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазаруса, Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаевой-Смык, Ф. Е. Василюка и др.
Таким образом, проблема управления стрессом в профессиональной деятельности педагога является актуальной в нашем обществе, а овладение методиками управления стрессом - важный фактор улучшения здоровья, работоспособности, повышения качества жизни педагога. При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения хронические стрессы на работе вызывают у педагога комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности учреждения образования в целом.
4
Становится ясно, что изучение стрессов и совладающего поведения на рабочем месте педагога является актуальным, важным и практикоориентированным. Практическая значимость и актуальность заключается в привнесении нового материала для специалистов, которые трудятся над созданием программ помощи в стрессовых ситуациях, возникающих в деятельности педагогов.
Цель выявить особенности подверженности стрессу молодых специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования.
Объект исследования: стресс молодых специалистов.
Предмет исследования: подверженность стрессу молодых
специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих основных задач:
5. Провести теоретический анализ феномена «психическая напряженность»;
6. Рассмотреть ситуации, вызывающие психическую напряженность, стресс;
7. Изучить особенности проявления педагогического стресса в системе ДОУ.
8. Эмпирически исследовать подверженность стрессу молодых специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования.
Гипотеза исследования: молодые специалисты в большей степени подвержены стрессу в профессиональной деятельности в системе дошкольного образования, чем специалисты со стажем
Методики исследования:
5. Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным.
6. Методика выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель Е.А. Тарасов
7. Шкала психологического стресса RSM-25. Лемур—Тесье— Филлион (Lemyr—Tessier—Fillion)
8. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера («Coping Inventory for Stressful Situations») (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях).
Теоретическая значимость исследования: проанализированы и
изучены теоретические подходы к данной проблеме, раскрыта сущность и специфика понятия стресс и обозначены специфические особенности профессионального стресса, в том числе в деятельности педагогов- воспитателей.
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации педагогам дошкольного образовательного учреждения по профилактике и коррекции профессионально стресса.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, где представлены актуальность проблемы, предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, практическая значимость проводимого исследования; теоретической главы, где рассматриваются основные подходы к изучению подверженности стрессу молодых специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования, анализируются механизмы возникновения; собственно экспериментального исследования, где представлены описание выборки, методов, процедуры проводимого исследования, анализа и обсуждения полученных результатов; выводов; заключения; списка литературы; приложения.
Выборка: в исследовании принимали участие молодые педагоги системы дошкольного образования в количестве 20 респондентов не имеющие стажа работы и педагоги со стажем более 3 лет в количестве 20 респондентов.
В заключение нашего исследования, хотелось бы еще раз отметить, что состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, её мотивацией и т.д.
Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они "запускают" разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.
Стресс на рабочем месте грозит нарушениями в здоровье и жизненном стиле (lifestyle) в целом. Установлено, что для работы педагога характерны такие проявления стресса, как фрустрация, тревожность, утомление. В качестве причин или специфических для его деятельности стрессоров, приводящих к подобным состояниям, выделяют трудности или неспособность управлять деструктивным поведением учащихся, слабую взаимосвязь между учителем и учениками, равнодушие администрации и недостаточную поддержку при решении дисциплинарных проблем, бюрократическую некомпетентность и отсутствие права голоса при принятии организационных решений.
Кроме того, в настоящее время в России труд педагога не престижен и мало оплачиваем.
Эмпирическое исследование в группах молодых педагогов и педагогов со стажем позволяет говорить об отличие в ППН и СПС, по фактору НПН отличия не значительные. Так ППН - Шкала психологического стресса RSM-25. Лемур—Тесье—Филлион (Lemyr—Tessier—Fillion) в большей степени выражена в группе педагогов со стажем. Следовательно, педагоги со стажем имеют большую психическую напряженность. (СПС) группа молодых педагогов имеет более высокие показатели, т.е. они более подвержены стрессам, чем педагоги со стажем. Респонденты, похоже, живут как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Необходимо поменять образ жизни. Стрессы, которым респонденты весьма подвержены, угрожают здоровью, всему вашему будущему. Возможно, испытуемым уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.
В большей степени группы отличаются по ПОК и КОИ. Это говорит о том, что в группе молодых педагогов данные копинги выражены более ярко. ПОК - проблемно-ориентированный копинг. Это означает, что респонденты предпочитают изменить ситуацию, планировать решение проблемы, искать социальную поддержку и проводить рациональный анализ по решению выхода из стрессовой ситуации, в которой они оказались. КОИ - Копинг, ориентированный на избегание. Эта стратегия направленная на совладения со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне.
Можно говорить о достоверности различия между двумя совокупностями данных в группах по показателям ПОК и КОИ отклонение в сторону группы молодых педагогов. Следовательно, достоверно можно говорить об отличие, так группа молодых педагогов в сравнении с группой педагогов со стажем имеют данные копинги - выражены наиболее ярко. ПОК - проблемно-ориентированный копинг. Это означает, что респонденты предпочитают изменить ситуацию, планировать решение проблемы, искать социальную поддержку и проводить рациональный анализ по решению выхода из стрессовой ситуации, в которой они оказались. КОИ - Копинг, ориентированный на избегание. Эта стратегия направленная на совладения со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне.
По остальным шкалам сравнения подверженности стрессу группы не имеют достоверных отличий. Действительно разница в группах достаточно невелика.
Таким образом, цель нашего исследования рассмотреть подверженность стрессу молодых специалистов и специалистов со стажем в системе дошкольного образования полностью выполнена. Гипотеза исследования: молодые специалисты в большей степени подвергаются стрессу в профессиональной деятельности в системе дошкольного образования, чем специалисты со стажем считаем частично доказанной.
По результатам полученным в рамках данной работы была разработана Программа профилактики стресса воспитателей дошкольной образовательной организации. Целью предлагаемых занятий является предупреждение и преодоление возможных последствий стресса,
психологического напряжения и поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Снижение негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, и трансформация их в эмоционально нейтральные эмоциональные состояния.
2. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
3. Формирование потребности в управлении своим эмоциональным состоянием, в выработке личной модели конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности.
В основу программы положены различные методы, направленные на выявление и осознание факторов стресса; способы управления эмоциональным состоянием; приёмы, обеспечивающие условия для выработки педагогом личной оптимальной стратегии компетентного поведения в эмоционально напряжённых ситуациях.
Цикл практических занятий рассчитан на 8 занятий. Оптимальное число участников 10-12 человек (содержание занятий может быть использовано и в индивидуальной работе с педагогом). Продолжительность занятий 1-1,5 часа. Режим проведения - один раз в неделю, один раз в месяц или каждый день в течение двух недель (Приложение 7).
1. Антилогова, Л.Н. Этико-психологические аспекты труда педагога / Л.Н. Антилогова. - Омск, 1992. - 38 с.
2. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С. 32-38
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 289 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 526 с.
5. Борисова, М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Борисова. - Ярославль, 2003. - 190 с.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
7. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.
8. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлёв. - М.: Российское педагогическое общество, 1995. - 184 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2005. - 480 с.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.
11. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса / В.Н. Карандашев. - СПб.: Российск. пед. институт им. А.И. Герцена, 1993. - 112 с.
12. Картрайт, С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К. Купер. - М.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. - 236 с.
13. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток, Изд- во ДВГУ, 1990.
14. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.
15. Коновальчук, А.Н. Влияние семейного положения и наличия собственных детей на уровень «эмоционального выгорания» педагогов / А.Н. Коновальчук // Психология психических состояний: материалы Первой Всероссийской науч.-практ. конф. / Казанский государственный университет. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. - С. 464 - 468.
16. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2010. - 61 с.
17. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: науч. моногр. / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 476 с.
18. Купер, К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / К.Л. Купер, Ф.Дж. Дейв, М.П. Драйсколл. - М.: Гуманитарный центр, 2007. - 336 с.
19. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., "Просвещение", 1964.
20. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., Изд-во МГУ, 1981.
21. Маркова, А.К. Психология труда педагога / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
22. Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности. // Психологический журнал. Т. 12. - 1991, # 1. - С. 66 - 75.
23. Митина, Л.М. Психология профессионального развития педагога / Л.М. Митина. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
24. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость педагога: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 192 с.
25. Морозова, Н.А. Личностные особенности эмоционального выгорания специалистов различных социономических профессий / Н.А. Морозова, Ю.Э. Ма-каревская, Л.Н. Ожигова // Психология психических состояний: материалы Первой Всероссийской науч.-практ. конф. / Казанский государственный университет. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. - С. 40
- 43.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб.для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
27. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
- 112 с.
28. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1983. - 167 с.
29. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
30. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 589 с.
31. Психические состояния (сборник). Л., Изд-во ЛГУ, 1981.
32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: БАХРАХ, 1999.
33. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости педагогов / А.А. Реан, А.А. Бра- нов // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45 - 54.
34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
35. Сенкевич, Л.В. Состояние «эмоционального выгорания» у педагогов
средней школы / Л.В. Сенкевич, А.С. Корчагин // Психология психических состояний: материалы Первой Всероссийской науч. -практ. конф. /
Казанский государственный университет. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. - С. 271 - 275.
36. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.
37. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький,1975.