Повышение конкурентоспособности предприятия на основе использования инфокоммуникационных технологий
|
Введение 3
1. Инфокоммуникационные технологии в управлении предприятием 6
1.1. Понятие и сущность инфокоммуникационных технологий 6
1.2. Классификация инфокоммуникационных технологий 10
1.3. Инфокоммуникационные технологии в системе управления
деятельностью компании 16
2. Использование инфокоммуникационных технологий как фактор
повышения конкурентоспособности компании 21
2.1. Понятие и основные способы повышения конкурентоспособности
компании 21
2.2. Роль инфокоммуникационных технологий в повышении
конкурентоспособности компании 26
2.3. Особенности внедрения инфокоммуникационных систем в деятельность компании 31
3. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе
использования инфокоммуникационных технологий на примере МУП «ПАТП-2» 42
3.1. Характеристика деятельности предприятия МУП «ПАТП-2» 42
3.2. Анализ используемых инфокоммуникационных систем в МУП «ПАТП-
2» 59
3.3. Оценка эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий
на предприятии МУП «ПАТП-2» 69
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложения
1. Инфокоммуникационные технологии в управлении предприятием 6
1.1. Понятие и сущность инфокоммуникационных технологий 6
1.2. Классификация инфокоммуникационных технологий 10
1.3. Инфокоммуникационные технологии в системе управления
деятельностью компании 16
2. Использование инфокоммуникационных технологий как фактор
повышения конкурентоспособности компании 21
2.1. Понятие и основные способы повышения конкурентоспособности
компании 21
2.2. Роль инфокоммуникационных технологий в повышении
конкурентоспособности компании 26
2.3. Особенности внедрения инфокоммуникационных систем в деятельность компании 31
3. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе
использования инфокоммуникационных технологий на примере МУП «ПАТП-2» 42
3.1. Характеристика деятельности предприятия МУП «ПАТП-2» 42
3.2. Анализ используемых инфокоммуникационных систем в МУП «ПАТП-
2» 59
3.3. Оценка эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий
на предприятии МУП «ПАТП-2» 69
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложения
Конечная цель любого коммерческого предприятия - максимизация прибыли и победа в конкурентной борьбе. Основой для этого служит получение конкурентных преимуществ различными способами.
Среди известных и широко используемых на сегодняшний день способов повышения конкурентоспособности компании особое внимание стоит уделить использованию в деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Актуальность вопросов использования инфокоммуникационных технологий для повышения конкурентоспособности компании обусловлена бурным развитием отрасли ИКТ, как на микроуровне - в рамках компаний, так и на макроуровне - в пределах страны или мирового сообщества.
В условиях глобализации экономики, преодоления территориально - национальных барьеров, а также в интересах интенсификации производства за счет новых источников конкурентных преимуществ, ценность доступа к информационным ресурсам и использования их на предприятии значительно увеличивается. Современные технологии стали важным фактором высокой конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления компанией в целом.
Информационно-коммуникационные технологии на предприятии
представляют собой большой комплекс составляющих, включающий в себя:
-программно-технические средства сбора и обработки информации;
-телефонную и радиосвязь, документальную электросвязь;
-программы комплексной или частичной автоматизации производства;
-средства проектирования и администрирования бизнес-процессов;
-организационно-методическое обеспечение;
-техническое обслуживание инфокоммуникационной системы.
Согласно результатам опросов руководителей крупнейших компаний мира,
представленных на пресс-конференции в Давосе в рамках ежегодного
3
Всемирного экономического форума, более 77% опрошенных полагают, что развитие технологий изменит требования к бизнесу в течение ближайших пяти лет. Не раскрытый в полной мере потенциал использования
инфокоммуникационных технологий и аналитики на уровне государства, а также в компаниях обуславливают дальнейшее изучение отрасли. Таким образом, проводимые исследования сферы ИКТ отечественными
специалистами и зарубежными коллегами актуальны на сегодняшний день и вносят большой вклад в развитие экономик стран и международного сотрудничества.
В работе даются определения инфокоммуникационных технологий, раскрываются основные аспекты использования их на предприятии, определяется влияние ИКТ на конкурентоспособность организации.
Цель исследования состоит в анализе теоретических аспектов влияния инфокоммуникационных технологий на конкурентоспособность организации, а также применении полученных знаний на практике.
Задачи, необходимые для успешного выполнения работы, включают следующие пункты:
1) Раскрыть теоретические основы понятия информационно-коммуникационных технологий и конкурентоспособности;
2) Изучить существующие классификации инфокоммуникационных технологий;
3) Определить роль ИКТ в управлении предприятием;
4) Рассмотреть основные способы повышения конкурентоспособности предприятия;
5) Выявить значение информационно-коммуникационных технологий в повышении конкурентоспособности компании;
6) Исследовать процесс внедрения инфокоммуникационных технологий в деятельность компании;
7) Изучить и проанализировать деятельность предприятия МУП «ПАТП-
8) Проанализировать и оценить эффективность внедрения инфокоммуникационных технологий в МУП «ПАТП-2»;
9) Предложить пути повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в МУП «ПАТП-2».
Объектом для исследования выбрано предприятие МУП «ПАТП-2».
Предметом исследования является определение влияния инфокоммуникационных технологий на конкурентоспособность компании.
Работа состоит из 3 глав по 3 параграфа в каждом. В качестве источников информации для написания работы были использованы книжные и Интернет-ресурсы, авторские статьи, а также данные статистик и отчетов компаний.
Среди известных и широко используемых на сегодняшний день способов повышения конкурентоспособности компании особое внимание стоит уделить использованию в деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Актуальность вопросов использования инфокоммуникационных технологий для повышения конкурентоспособности компании обусловлена бурным развитием отрасли ИКТ, как на микроуровне - в рамках компаний, так и на макроуровне - в пределах страны или мирового сообщества.
В условиях глобализации экономики, преодоления территориально - национальных барьеров, а также в интересах интенсификации производства за счет новых источников конкурентных преимуществ, ценность доступа к информационным ресурсам и использования их на предприятии значительно увеличивается. Современные технологии стали важным фактором высокой конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления компанией в целом.
Информационно-коммуникационные технологии на предприятии
представляют собой большой комплекс составляющих, включающий в себя:
-программно-технические средства сбора и обработки информации;
-телефонную и радиосвязь, документальную электросвязь;
-программы комплексной или частичной автоматизации производства;
-средства проектирования и администрирования бизнес-процессов;
-организационно-методическое обеспечение;
-техническое обслуживание инфокоммуникационной системы.
Согласно результатам опросов руководителей крупнейших компаний мира,
представленных на пресс-конференции в Давосе в рамках ежегодного
3
Всемирного экономического форума, более 77% опрошенных полагают, что развитие технологий изменит требования к бизнесу в течение ближайших пяти лет. Не раскрытый в полной мере потенциал использования
инфокоммуникационных технологий и аналитики на уровне государства, а также в компаниях обуславливают дальнейшее изучение отрасли. Таким образом, проводимые исследования сферы ИКТ отечественными
специалистами и зарубежными коллегами актуальны на сегодняшний день и вносят большой вклад в развитие экономик стран и международного сотрудничества.
В работе даются определения инфокоммуникационных технологий, раскрываются основные аспекты использования их на предприятии, определяется влияние ИКТ на конкурентоспособность организации.
Цель исследования состоит в анализе теоретических аспектов влияния инфокоммуникационных технологий на конкурентоспособность организации, а также применении полученных знаний на практике.
Задачи, необходимые для успешного выполнения работы, включают следующие пункты:
1) Раскрыть теоретические основы понятия информационно-коммуникационных технологий и конкурентоспособности;
2) Изучить существующие классификации инфокоммуникационных технологий;
3) Определить роль ИКТ в управлении предприятием;
4) Рассмотреть основные способы повышения конкурентоспособности предприятия;
5) Выявить значение информационно-коммуникационных технологий в повышении конкурентоспособности компании;
6) Исследовать процесс внедрения инфокоммуникационных технологий в деятельность компании;
7) Изучить и проанализировать деятельность предприятия МУП «ПАТП-
8) Проанализировать и оценить эффективность внедрения инфокоммуникационных технологий в МУП «ПАТП-2»;
9) Предложить пути повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в МУП «ПАТП-2».
Объектом для исследования выбрано предприятие МУП «ПАТП-2».
Предметом исследования является определение влияния инфокоммуникационных технологий на конкурентоспособность компании.
Работа состоит из 3 глав по 3 параграфа в каждом. В качестве источников информации для написания работы были использованы книжные и Интернет-ресурсы, авторские статьи, а также данные статистик и отчетов компаний.
Использование информационно-коммуникационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет:
- повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единой базы данных,
- снизить расходы предприятия за счет автоматизации трудоемких процессов обработки информации,
- обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления
- анализировать деятельность подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
Автоматизация дает гораздо больший эффект при комплексном подходе. Чаще всего, частичная автоматизация целесообразна при узком круге решаемых на предприятии задач и при малой возможности финансовых инвестиций. Однако стоит учитывать, что внедрение информационных систем в данном случае может дать обратно пропорциональный эффект: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на выполнение операций, не устраняется несогласованность работы подразделений, увеличиваются затраты на персонал. При всей своей революционности, информационно-коммуникационные технологии не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления - фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать, необходимость решения слабоструктурированных задач осталась. Таким образом, можно
сказать, что произошла лишь интенсификация всех процессов, изменился инструментарий ведения бизнеса.
В дипломной работе была рассмотрена структурная единица рыночной экономики - муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие №2», главная цель которой состоит в обеспечении бесперебойного движения общественного транспорта и повышении удобства использования транспорта пассажирами.
Г ородской общественный транспорт, наряду со многими другими социальными структурами и институтами, является стратегическим объектом государственного и муниципального управления. И речь идет не только об экономической ценности таких организаций. Г осударство всячески поддерживает предпринимательство и проекты в области транспорта и пассажирских перевозок, ведь они призваны, в первую очередь, улучшить жизнь и экономическое благосостояние населения, сделать инфраструктуру города легкодоступной, позаботиться о быстром, недорогом и комфортном способе перемещения граждан. Эффективность функционирования таких организаций в условиях жесткой конкуренции зависит во многом от оперативности и точности учета доходов и расходов, от своевременного получения информации об изменяющемся рынке, а также скорости реакции на какие-либо изменения. При этом условия конкуренция требуют снижения сроков принятия управленческих решений при постоянно возрастающем объеме анализируемых информационных потоков.
В этих условиях повышение конкурентоспособности предприятий может быть обеспечено только при использовании современных информационно - коммуникационных технологий. На сегодняшний день ИКТ на транспорте представлены такими понятиями, как «транспортная телематика», «координатно-временные и навигационные технологии», «геоинформационные системы». В современном понимании системы общественного транспорта общеупотребимыми стали понятия GPS-технологий - через отслеживание транспорта в мобильных приложениях, понятия электронной системы оплаты
проезда - с помощью транспортных карт, и понятия систем электронного информирования пассажиров - посредством установки электронных информационных табло на остановках.
С целью повышения эффективности деятельности предприятия в 2008 г. в МУП «ПАТП-2» были внедрены системы комплексной автоматизации ERP- Галактика и система спутниковой навигации «АСУ-Т».
На основе предоставленных данных и произведенных расчетов, был определен результат внедрения корпоративной информационной системы «Галактика» на предприятии в виде получаемого годового экономического эффекта в размере 1,5 млн. руб.
В практической части работы была определена конкурентная позиция МУП «ПАТП-2» на современном этапе, проведен анализ финансовых результатов, определена роль инфокоммуникационных технологий в повышении конкурентоспособности компании, а также предложены перспективные мероприятия по внедрению новых средств ИКТ на предприятии. Изучен опыт зарубежных стран в затрагиваемых вопросах.
Внедренные в МУП «ПАТП-2» инфокоммуникационные системы внесли огромный вклад в развитие предприятия. Они позволили обеспечить не только эффективный учет и повышение экономических показателей предприятия, но и создать комфортные условия для перевозки пассажиров.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии - мощный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Однако не стоит забывать о том, что параметры и особенности внедрения информационных и телекоммуникационных систем индивидуальны для каждого предприятия и подбираются в соответствии со структурой предприятия, существующими правилами ведения документооборота, особенностями технологических процессов, а также исходя из наличия временных, финансовых или технических ограничений на предприятии.
- повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единой базы данных,
- снизить расходы предприятия за счет автоматизации трудоемких процессов обработки информации,
- обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления
- анализировать деятельность подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
Автоматизация дает гораздо больший эффект при комплексном подходе. Чаще всего, частичная автоматизация целесообразна при узком круге решаемых на предприятии задач и при малой возможности финансовых инвестиций. Однако стоит учитывать, что внедрение информационных систем в данном случае может дать обратно пропорциональный эффект: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на выполнение операций, не устраняется несогласованность работы подразделений, увеличиваются затраты на персонал. При всей своей революционности, информационно-коммуникационные технологии не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Объект управления - фирма не перестала существовать, даже если она стала виртуальной, внешнее окружение продолжает существовать, необходимость решения слабоструктурированных задач осталась. Таким образом, можно
сказать, что произошла лишь интенсификация всех процессов, изменился инструментарий ведения бизнеса.
В дипломной работе была рассмотрена структурная единица рыночной экономики - муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие №2», главная цель которой состоит в обеспечении бесперебойного движения общественного транспорта и повышении удобства использования транспорта пассажирами.
Г ородской общественный транспорт, наряду со многими другими социальными структурами и институтами, является стратегическим объектом государственного и муниципального управления. И речь идет не только об экономической ценности таких организаций. Г осударство всячески поддерживает предпринимательство и проекты в области транспорта и пассажирских перевозок, ведь они призваны, в первую очередь, улучшить жизнь и экономическое благосостояние населения, сделать инфраструктуру города легкодоступной, позаботиться о быстром, недорогом и комфортном способе перемещения граждан. Эффективность функционирования таких организаций в условиях жесткой конкуренции зависит во многом от оперативности и точности учета доходов и расходов, от своевременного получения информации об изменяющемся рынке, а также скорости реакции на какие-либо изменения. При этом условия конкуренция требуют снижения сроков принятия управленческих решений при постоянно возрастающем объеме анализируемых информационных потоков.
В этих условиях повышение конкурентоспособности предприятий может быть обеспечено только при использовании современных информационно - коммуникационных технологий. На сегодняшний день ИКТ на транспорте представлены такими понятиями, как «транспортная телематика», «координатно-временные и навигационные технологии», «геоинформационные системы». В современном понимании системы общественного транспорта общеупотребимыми стали понятия GPS-технологий - через отслеживание транспорта в мобильных приложениях, понятия электронной системы оплаты
проезда - с помощью транспортных карт, и понятия систем электронного информирования пассажиров - посредством установки электронных информационных табло на остановках.
С целью повышения эффективности деятельности предприятия в 2008 г. в МУП «ПАТП-2» были внедрены системы комплексной автоматизации ERP- Галактика и система спутниковой навигации «АСУ-Т».
На основе предоставленных данных и произведенных расчетов, был определен результат внедрения корпоративной информационной системы «Галактика» на предприятии в виде получаемого годового экономического эффекта в размере 1,5 млн. руб.
В практической части работы была определена конкурентная позиция МУП «ПАТП-2» на современном этапе, проведен анализ финансовых результатов, определена роль инфокоммуникационных технологий в повышении конкурентоспособности компании, а также предложены перспективные мероприятия по внедрению новых средств ИКТ на предприятии. Изучен опыт зарубежных стран в затрагиваемых вопросах.
Внедренные в МУП «ПАТП-2» инфокоммуникационные системы внесли огромный вклад в развитие предприятия. Они позволили обеспечить не только эффективный учет и повышение экономических показателей предприятия, но и создать комфортные условия для перевозки пассажиров.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии - мощный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Однако не стоит забывать о том, что параметры и особенности внедрения информационных и телекоммуникационных систем индивидуальны для каждого предприятия и подбираются в соответствии со структурой предприятия, существующими правилами ведения документооборота, особенностями технологических процессов, а также исходя из наличия временных, финансовых или технических ограничений на предприятии.
Подобные работы
- ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
(на примере ООО «Русофкомпани»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ OTIS)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК НОВОГО ВИДА
УСЛУГИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Использование современных коммуникационных технологий в процессах управления конкурентоспособностью компании
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация бизнес - процессов металлургических предприятий
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование потенциала конкурентоспособности в отношении оказания
услуг (на примере ООО «Сибирские сети»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Использование информационных систем в управлении предприятием
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ системы финансирования космической отрасли и разработка предложений по её совершенствованию
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2013



