Введение 3
1. Теоретические основы развития детей, оставшихся без попечения
родителей 8
1.1. Особенности среды развития детей, воспитывающихся в условиях
интерната 8
1.2. Проблемы в развитии детей, воспитывающихся в условиях интерната 12
1.3. Психологические особенности детей из интерната вследствие
депривации развития 17
Выводы по 1 главе 23
2. Исследование взаимодействия социальной адаптации и психологических
особенностей детей, воспитывающихся в интернате 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Диагностика психологических особенностей и социальной адаптации
детей, воспитывающихся в условиях интерната 35
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы 53
Приложения
Актуальность исследования. В кодексе законов Российской Федерации (ст. 54 Семейного Кодекса РФ) закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье [1]. Воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для физического и нравственного становления человека. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители помогают ему стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и развитие.
Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. Но ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей в случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Согласно статистике, численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в 2015 г. составляет 87 300 детей. В 2014 г. в России был выявлен 61 621 ребенок, оставшийся без попечения родителей [48]. Дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются на воспитание в государственное автономное учреждения социального обслуживания населения - дом ребенка, детский дом, интернат. В России организовано более 300 школ-интернатов для детей-сирот и более 300 школ-интернатов общего типа, где дети живут, воспитываются и получают образование [49].
Развитие детей, воспитывающихся в интернате, обусловлено психофизическими особенностями и сопряжено с рядом трудностей. Каждый воспитанник интерната имеет собственный семейный опыт с различной степенью его дефицитарности и деструктивности. В условиях интерната ребенок пребывает вне семьи, следствием чего является депривация: ребенок в интернате долгое время лишен материнской любви и внимания,
индивидуальной заботы, общения со взрослыми, он становится изолированным
3
от нормально развивающихся сверстников, от общества в целом. Специалисты отмечают, что такие дети имеют все формы депривации: сенсорную, когнитивную, эмоциональную, депривацию идентичности [25, с. 54]. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Состояние психологического развития ребенка, воспитывающегося в интернате - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
На протяжении многих лет отмечается, что воспитание детей в условиях интернатов строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие. Эти наблюдения отражены в целом ряде научных трудов отечественных исследований: Л.И. Божович [8], И.В.
Дубровина [17], М.И. Лисина [28], В.С. Мухина [34], A.M. Прихожан [37], Н.Н. Толстых [42], Л.М. Шипицина [45, Т.И. Шульга [46] и др., которые изучали особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания. К сожалению, в отечественной психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития детей в закрытых детских учреждениях.
Крупные сравнительные исследования по оценке масштабов распространенности институционального сиротства в Европе проводятся с 2003 года. Вопросы дезадаптации воспитанников сиротских учреждений изучали такие чехословацкие ученые как Й. Лангмейер и З. Матейчек [25]. Они ввели понятие психических лишений или психической депривации, являющейся фундаментальной причиной психологического отставания в развитии детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Б. Джонсон [9] в 2006 году провел сравнительный анализ 27 исследовательских работ по проблемам развития детей, воспитывающихся в институциональной среде и оценке поведенческих проблем и проблем социальной адаптации, подтвердившие наличие таковых. Публикации У. Гольдфарба освещают ряд эмоциональных, поведенческих и интеллектуальных проблем, возникающих у воспитанников детских домов и других учреждений [37, с. 28]. Известны исследования в области социализации личности Э.Дюркгейма и Т.Парсонса, рассматривающие адаптацию человека к условиям внешней среды. Психологические аспекты работы по проблемам формирования личности детей в условиях интернатных учреждений [14, с. 70], а также последствий депривации исследовали также зарубежные ученые: А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Пиклер, Р.А. Шпиц и др. [39, с. 28].
Вместе с тем, анализируя уже существующие научные исследования, можно констатировать, что разработка проблематики развития детей из интерната на современном этапе в основном, ведется в рамках педагогических наук. Тогда как острая необходимость социализации детей, воспитывающихся в интернате, требует изучения специфики их развития с точки зрения психологии.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что в последнее время увеличивается количество детей, воспитывающихся в интернатах в связи с расширением социального сиротства, когда родители детей живы, но по разным причинам не в состоянии воспитывать своих детей. Исследование психологических особенностей развития детей из интерната обусловлено необходимостью воспитания социально здоровой личности, способной предельно реализоваться и самоутвердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества, оставаясь личностью свободной и независимой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут применяться в психологической и педагогической практике: консультирования педагогов с различным стажем профессиональной деятельности об особенностях среды развития детей, воспитывающихся в условиях интерната, о возникающих в связи с этим проблемах в психическом развитии детей, об их социальной адаптации. Результаты данного исследования могут применяться в педагогической психологии, социальной психологии и организационном консультировании.
Объект исследования: особенности социальной адаптации детей, воспитывающихся в условиях интерната.
Предмет исследования: взаимосвязь психологических особенностей детей, воспитывающихся в интернате, и особенностей их социальной адаптации.
Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей детей, воспитывающихся в интернате, и их уровня социальной адаптации.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что у детей, воспитывающихся в условиях интерната, наблюдаются специфические психологические особенности, проявляющиеся в нарушении социальной адаптации.
Задачи исследования:
1. Определить организационные и методологические аспекты исследования.
2. Изучить психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях интерната.
3. Изучить особенности социальной адаптации детей, воспитывающихся в интернате.
4. Выявить характер и степень взаимосвязи психологических особенностей детей, воспитывающихся в интернате, и их социальной адаптации.
5. Провести анализ и осуществить интерпретацию результатов исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ актуальной
психологической и научно-практической литературы по проблеме исследования;
2. Тест на определение аффективной сферы личности, ее потребностей «Дом - Дерево - Человек» Дж.Бука.
3. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева.
4. Тест фрустрационных реакций С.Розенцвейга для детей (в адаптации Н.В. Тарабриной).
Выборка: Общее количество испытуемых 30 человек - воспитанники интерната «Гаврош», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. К.Тинчурина, 3Б. Выборку составили 17 мальчиков и 13 девочек в возрасте 10-11 лет.
Область применения: педагогическая психология, психология развития, социальная психология, организационное консультирование. Результаты исследования могут представлять интерес для совершенствования подходов в обучении и воспитании в интернатах для детей.
Ежегодно в России увеличивается число детей, определяемых на проживание и воспитание в государственные учреждения социального обслуживания населения - дома ребенка, детские дома, интернаты; наблюдается феномен социального сиротства - у детей есть родители, но по разным причинам они не в состоянии их воспитывать.
Условия, определяемые закрытым типом учреждения, в том числе интернатом, характеризуются рядом специфических особенностей, дети не могут получить достаточного внимания к себе, не удовлетворяются их социальные потребности, сужаются источники накопления опыта и знаний, впечатлений для детей, обедняются источники формирования межличностных отношений, взаимодействия со взрослыми, а так же педагогических воздействий. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией и специфические условия жизни и воспитания детей в интернате оказывают существенное влияние на формирование и развитие их психики, мышления, эмоциональной сферы, поведения, принципов построения взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Состояние психологического развития ребенка, воспитывающегося в интернате - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Исследование психологических особенностей развития детей из интерната обусловлено необходимостью воспитания социально здоровой личности, способной предельно реализоваться и самоутвердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества, оставаясь личностью свободной и независимой.
Целью работы явилось исследование взаимосвязи психологических особенностей детей, воспитывающихся в интернате и их уровня социальной адаптации. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что у детей, воспитывающихся в условиях интерната, наблюдаются специфические психологические особенности, проявляющиеся в нарушении социальной адаптации.
Для реализации цели и проверки гипотезы были использованы следующие методики: 1) Тест на определение аффективной сферы личности, ее потребностей «Дом - Дерево - Человек» Дж.Бука; 2) Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева; 3) Тест фрустрационных реакций С.Розенцвейга для детей (в адаптации Н.В. Тарабриной).
Исследование проводилось в период с 2 по 14 октября 2015 г. на базе интерната «Гаврош», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. К.Тинчурина, 3Б.
Общее количество испытуемых составили 30 человек: 17 мальчиков и 13 девочек в возрасте 10-11 лет.
В ходе проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. Детям, воспитывающимся в условиях интерната свойственно особое психологическое состояние, характеризующееся высоким уровнем враждебности, депрессивности, незащищенности и конфликтности. Для таких детей сильно выражены недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, тревожность. Это негативные тенденции в развитии эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в условиях интерната.
2. Дети, воспитывающиеся в интернате, характеризуются внутренним недифференцированным чувством «против» самого себя. У большинства детей наблюдается неуверенность в себе, неуверенность в собственном интересе для других, отдаленность от себя. У значительной части детей отсутствует дружеское отношение, чувство симпатии к себе, наблюдается недостаточное самопринятие, у них нет согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя с существующими недостатками. Дети из интерната склонны к самообвинению, к негативными эмоциями по отношению к себе. Они ожидают антипатичного отношения к себе со стороны окружающих. У них отсутствует интерес к собственным мыслям, чувствам.
Половина группы детей не способны эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя, у них плохая саморегуляция, размытый локус «Я», они малоспособны управлять собой и обладают низкой предсказуемостью собственного «Я».
3. У детей, воспитывающихся в интернате, однообразная реакция на фрустрацию. Различий в способах поведения средне- и высокоимпульсивных детей в ситуациях фрустраций не обнаружено. Для 83,4% детей характерны враждебность, обвинения, упреки по отношению к окружающим.
4. Низкоимпульсивные дети менее враждебны и агрессивны, чем их средне- и высокоимпульсивные сверстники. В то время как высокоимпульсивные дети гораздо больше склонны к открытому выражению упреков, порицаний в адрес партнеров по общению, среднеимпульсивные дети обращаются за помощью к окружающим и ждут от них решения проблемы. При этом рефлексивные (низкоимпульсивные) дети демонстрируют более нейтральные способы поведения, избегают обвинений в чей-либо адрес. Таким образом, средне- и высокоимпульсивные дети открыто выражают агрессивность, враждебность по отношению к окружающим людям, тогда как их низкоимпульсивные сверстники демонстрируют большую импунитивность.
5. Для детей, воспитывающихся в интернате, наиболее характерны экстрапунитивные реакции по самозащитному типу. Часто встречаются интропунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности.
6. Дети, воспитывающиеся в интернате, имеют низкую способность к адаптации к социальному окружению. Адаптивность к социуму у них характеризуется деструктивной направленностью, отражает конфликтность.
7. Особенности психического состояния детей, воспитывающихся в условиях интерната, имеют прямую достоверную связь с социальной адаптацией. Так, выявлена взаимосвязь между враждебностью, конфликтностью, чувством неполноценности, тревожностью и низкой социальной адаптивностью детей, воспитывающихся в условиях интерната и их высокой импульсивностью, что приводит к низкой социальной адаптации.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. В специфических условиях интерната воспитание детей строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, что неизбежно оказывает влияние на развитие психики детей.
2. Психологическое состояние детей, воспитывающихся в условиях интерната, характеризуется высоким уровнем враждебности, депрессивности, незащищенности и конфликтности. У детей сильно выражены недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, тревожность.
3. Самоотношение детей, воспитывающихся в интернате, характеризуется внутренним недифференцированным чувством «против» самого себя, у них отсутствует дружеское отношение, чувство симпатии к себе, наблюдается недостаточное самопринятие, у них нет согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя с существующими недостатками, они склонны к самообвинению, к негативными эмоциями по отношению к себе; они не уверенны в себе, не уверенны в собственном интересе для других, и отдалены от себя, у них отсутствует интерес к собственным мыслям, чувствам; они ожидают антипатичного отношения к себе со стороны окружающих. Половина детей не способны эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя, у них плохая саморегуляция, размытый локус «Я», они малоспособны управлять собой и обладают низкой предсказуемостью собственного «Я».
4. Преобладающая часть детей (83,4%) враждебны по отношению к окружающим, они склонны к обвинениям и упрекам по отношению к социуму. Им свойственна высокая и средняя импульсивность, вследствие чего дети открыто выражают агрессивность, враждебность по отношению к окружающим людям, обращаются за помощью к окружающим и ждут от них решения проблемы.
5. Для детей, воспитывающихся в интернате, наиболее характерны экстрапунитивные реакции по самозащитному типу. Часто встречаются
интропунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности.
6. Дети, воспитывающиеся в интернате, имеют низкую способность к адаптации к социальному окружению. Адаптивность к социуму у них характеризуется деструктивной направленностью, отражает конфликтность.
7. Причинами агрессии у детей являются: враждебность, конфликтность, чувство неполноценности, тревожность. Именно данные особенности психического состояния детей, воспитывающихся в интернате, являются причинами их низкой социальной адаптивности.
8. Особенности психического состояния детей, воспитывающихся в условиях интерната, имеют прямую достоверную связь с социальной адаптацией.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что у детей, воспитывающихся в условиях интерната, наблюдаются специфические психологические особенности, проявляющиеся в нарушении социальной адаптации.
1. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 21 апреля 2012 г. №223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Российская газета, 14.07.2015, выпуск №6656.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. - 224 с.
3. Анохина А.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект / А.Н. Анохина. - Тула, 2000. - 254 с.
4. Астоянц М.С. Анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения / М.С. Астоянц // Социологические исследования. - 2006. - № 3. - С. 38-40.
5. Байер Е. А. Дети вне семьи / Е.А. Байер // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 123-124.
6. Басюк B.C. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей сирот: воспитательный аспект / B.C. Басюк. - Иркутск, Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. - 36с.
7. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе / Л. Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 240 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
9. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи, 4-е изд. / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон.- СПб.: Питер, 2003 - 512 с.
10. Веракса Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 с.
11. Войтенко Т.П. Проблемы развития детей в детских домах и школах- интернатах / Т.П. Войтенко, М.Н. Миронова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 118-120.
12. Выготский Л.С. Психология развития личности / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2013. - 1136 с.
13. Голик А.Н. Социальная психология сиротства / А.Н. Голик. - М.: Феникс, 2004. - 192 с.
14. Гордеева О.В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 1) / О.В. Гордеева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. - № 1. - С. 70-87.
15. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
16. Дементьева И.Ф. Факторы риска современного детства / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2011. - №10. - С. 108-111.
17. Дементий Л.И. Фрустрация: понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: / Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2004. - 68 с.
18. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2009. - 312 с.
19. Дубровина И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / И.В. Дубровина // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып.4. - М.: ТОО «СИМС», 1995. - С. 5-8.
20. Козловская Г.В. Психическая депривация и ее психогенная роль в нарушения психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте / Г.В. Козловская // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. - М.: Московский городской психологопедагогический университет. - 2013. - С. 186-190.
21. Кольтинов В.В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.В. Кольтинов // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет. - 2013. - С. 140-143.
22. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
23. Кочетова А.П. Социальное воспитание детей с особыми потребностями / А.П. Кочетова // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С. 72-75.
24. Куценко М.Ю. Последствия депривации развития у детей-сирот / М.Ю. Куценко // // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С. 104-107.
25. Лангмейер Й., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / Й. Лангмейер, 3. Матейчик // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ун-тов и ин-тов / Ред. сост. В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 213 с.
26. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции / В.И. Лебедев. - М.: Юнити, 2002. - 406 с.
27. Лисина Л.И. Психическое развитие воспитанников детского дома / Л.И. Лисина. - Минск: Изд-во Университетское, 2000. - 254 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
29. Ловцова Н.И. Анализ практик фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Н.И. Ловцова // Социальная политика и социология. - 2006. - № 1. - С. 74-87.
30. Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста / Г.М. Лямина. - М.: Айрис- пресс, 2005. - 91 с.
31. Малкина-Пых И.Г., Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли: Учебное пособие / И.Г. Малкина-Пых , И.Г. Станиславская. - М.: Человек, 2014. - 323 с.
32. Мандель Б.Р. Психология социальной работы. Модульный курс в соответствии с ФГОС: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 302 с.
33. Маркова Э.В., Кузнецов В.Н., Сидоров П.И. Социальнопсихологические особенности детской популяции социального изолята / Э.В.
Маркова, В.Н. Кузнецов, П.И. Сидоров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2006. - № 1. - С. 23-26.
34. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 1992. - С. 113-122.
35. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 254 с.
36. Поливара З.В. Введение в специальную психологию: учебное пособие / З.В. Поливара. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 272 с.
37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
38. Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа / Г.В. Семья // Детский дом. - 2005. - № 4(17). - С. 2-7.
39. Солодова И.И. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот / Солодова И.И. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012. - 35 с.
40. Спесивцева О.И. Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации / О.И. Спесивцева // Вестник ЧелГу. Сер. 8. Экономика, Социология, Социальная работа. 2014. - № 1 (1). - С. 38-40.
41. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 319 с.
42. Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.
43. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. - Минск: Тесей, 1998. - 224 с.
44. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни / Пер. с фр. В. Большакова. - М.: Академический проект, 2006. - 478 с.
45. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие / Л.М. Шипицина. - СПб.: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.
46. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - М.: Изд-во МГОУ. - 2010. - №1. - С. 5-11.
47. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев, 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
48. http://statistika-usynovleniya-v-rossii-2015.kvantpress.ru - Статистика усыновления в России 2014-2015 г.
49. http://www.usynovite.ru/contacts/?region=56 - Портал «Усыновление в России».
50. http://psylist.net/praktikum/00111.htm - Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).