Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия
«самостоятельность» 8
1.2 Особенности процесса формирования самостоятельности у
подростков 19
1.3 Роль тренинга как средства формирования самостоятельности у
подростков 29
Выводы по I главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков
2.1 Исследование уровня развития самостоятельности у подростков
(констатирующий этап эксперимента) 38
2.2 Реализация тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков (формирующий этап
эксперимента) 50
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы 64
Выводы по II главе 71
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение
Актуальность исследования: Самостоятельность ребенка в наше время, все чаще становится объектом внимания родителей, педагогов, ученых и преподавателей. Многие мамы бьются над своим чадом стараясь привить ему это качество, обращаясь за советом к учителям и психологам. Интерес общества к данной теме связан с несколькими факторами, прежде всего - это необходимость решения подготовки детей и подростков к реальным условиям жизни в современном обществе, так же, что не маловажно, это реализация личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, и еще одним фактором является практико-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках личностно-ориентированного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить средства для достижения своих целей, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Но на практике мы не всегда достигаем этого результата в полной мере.
Самостоятельность является одним из системообразующих и составляющих качеств личности, определяется как один из ведущих принципов обучения и принадлежит к волевым сферам личности, учитывая все это, мы можем сказать, что самостоятельность как качество человека имеет особый вес в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации. Развитие этого качества приводит к развитию личности человека в целом.
Потребность общества в нестандартных и умеющих творчески мыслить людях, диктует необходимость формирования и развития самостоятельности. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно детям и подросткам. Это внутренняя потребность, которую необходимо поддерживать и развивать.
В отечественной психологии в понимании «самостоятельности» мнения ученых значительно расходятся. Не определен вопрос о месте самостоятельности в структуре личности. Л. С. Выготский [11] рассматривал самостоятельность как свойство личности, С. Л. Рубинштейн [27] как ее качество, А. К. Осницкий [13] определял как продуктивную активность и субъектный опыт, А. Ребер [25] как модель поведения, К. К. Платонов [26] как определенные виды способностей.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку самостоятельного, готового к реальным условиям жизни выпускника школы, который способен ставить и достигать собственные цели и недостаточно активным использованием тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования. каков потенциал тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков?
Тема исследования: «Тренинг как средство формирования
самостоятельности у подростков».
Цель исследования разработать и экспериментально проверить тренинговую программу как средство формирования самостоятельности у подростков.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у подростков.
Предмет исследования: тренинговая программа как средство
формирования самостоятельности у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования самостоятельности у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «самостоятельности»;
- раскрыть особенности процесса формирования самостоятельности у подростков;
-разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования самостоятельности у подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики самостоятельности.
2. Рассмотреть особенности процесса формирования самостоятельности у подростков.
3. Раскрыть роль тренинга как средства активного формирования самостоятельности у подростков.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования самостоятельности у подростков
Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические положения активности и субъектности личности, личностно-деятельностный и контекстный подходы к профессиональному становлению, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева [35],А.Г. Асмолова [36], С.Л. Рубинштейна [27], К.А. Абульхановой-Славской [29],
В.Н. Дружинина [27], А.Н. Леонтьева [19], А.А. Вербицкого [17], А.К. Осницкого [19], Г.С. Абрамовой [2], Л.М. Божович [6], Д.А.Циринг [32], Е.П.Ильин [17].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
Опытно-экспериментальной базой стал Центр детского развития детей и взрослых «Радуга», где в исследовании приняли участие 21 подростков.
Результаты исследования были апробированы на научно
образовательной конференции студентов Казанского федерального университета, всероссийском конкурсе «Моя страна-моя Россия»,
международной научно-практической конференции "Социально
культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив", а так же были опубликованы статьи «Тренинг как педагогический потенциал социально-культурной деятельности детей и подростков» и «Тренинг как средство формирования самостоятельности у подростков».
Этапы исследования.
Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировался тренинг как средство психологического взаимодействия с подростками с целью формирования у них самостоятельности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Разработана и апробирована на практике тренинговая программа формирования самостоятельности у подростков.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений как средство формирования самостоятельности у подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке тренинговой программы как средства формирования самостоятельности у подростков.
В первой задаче на основе анализа психолого-педагогической литературы нужно было раскрыть сущность и содержание понятия «самостоятельность». Решая первую задачу, мы выяснили:
1)Самостоятельность личности - это черта характера, позволяющая человеку строить свое поведение относительно независимо от группового давления, принятых в обществе когнитивных, оценочных и культурных стереотипов. Самостоятельность проявляется в саморегуляции, восприятии и интерпретации событий, принятии решения, целеполагании, определении и выработке способов достижения цели, построении взаимоотношений с другими людьми.
Мы решили дополнить существующее определение и отразить то, что самостоятельность как системообразующая характеристика личности представлена мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами, которые имеют значимые взаимосвязи в структуре данной комплексной характеристики личности.
Решая вторую задачу, нам нужно было рассмотреть особенности процесса формирования самостоятельности у подростков. Мы выяснили, что на формирование личности подростка влияет характер взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми. В переходном возрасте подросток стремится осознать и развить свою уникальность, а сделать он это может через общение со сверстниками и через идентификацию себя со сверстниками, с одной стороны и проявлять свою индивидуальность, а так же уметь брать на себя ответственность с другой. Пубертатный период это время, когда подросток стремиться быть самостоятельным, но у него не всегда получается быть ответственным за
свои действия и поступки. Для этого возраста характерно преувеличение, а так же частая смена настроения, следовательно нашей задачей было показать, научить участников не воспринимать все в одном свете, а рассматривать различные пути выхода из каких-либо ситуаций. И что не мало важно, подросткам в этом возрасте нужно быть причастным к какой- либо группе, деятельности. При самостоятельном выполнении большинства действий, а так же принятия самостоятельных решений личность подростка развивается и в последующей жизни он станет человеком, который сможет успешно и эффективно реализовать себя в любой деятельности.
Третья задача звучала так: раскрыть роль тренинга ка средства формирования самостоятельности у подростков. Анализируя литературу мы пришли к выводу, что тренинг является наиболее эффективным средством обучения и формирования для этого возраста. Так как тренинг это групповая работа, где участники не только получают необходимые знания, но так же и отрабатывают их, вводят в свою жизнь. Психологически комфортная атмосфера в группе помогает подросткам раскрыться и проявить себя с одной стороны, и научиться взаимодействовать в социуме, малой группе с другой.
Решая, последнюю задачу мы опытно-экспериментальным путем проверили эффективность тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков.
И пришли к выводу, что именно тренинг является наиболее эффективным и интересным для этого возраста средством формирования самостоятельности.
Исходя из результатов исследования, можем сделать вывод,что гипотеза исследования подтверждается. Мы предполагали, чтоэффективность процесса формирования самостоятельности у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «самостоятельности»;
- раскрыть особенности процесса формирования самостоятельности у подростков;
- разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования самостоятельности у подростков.
Мы разработали тренинговую программу с опорой насущностные характеристики самостоятельности и учитывая особенности формирования самостоятельности у подростков и с помощью эмпирического эксперимента выявили и доказали эффективность тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков.
После проведения тренинговой программы мы заметили значительные изменения по каждому из компонентов. Высокий уровень знаний при ответах на вопросы анкеты «Что такое самостоятельность?», до формирующего эксперимента смогли показать только 9,5% подростков, после количество увеличилось до 38,1%.
Анализируя мотивационный компонент, мы заметили, что до формирующего эксперимента «Надежда на успех» была характерна только 9,5%, а после количество подростков возросло до 47,6%
При рассмотрении деятельностного компонента, дети показали снижение преобладающих проблем мешающих им организовывать собственную деятельность. Так шкала «Планомерность» снизилась с 71% до 33,3%, шкала «Целеустремленность» с 52% до 23,8%, «Настойчивость» с 57% до 28,6%, «Самоорганизация» с 85,7% до 42,8%, «Фиксация» с 28,5% до14,2% и лишь шкала «Ориентация на настоящее» осталась без изменений 14,2%.
Мы произвели проверку полученных данных с помощью метода математической статистики Т-критерия Стьюдента, произведя необходимые вычисления, мы можем утверждать что произошедшие изменения не только количественного, но и качественного характера.
Результаты математической статистики подтвердились по анкете «Что такое самостоятельность?» (1:Эмп =10,6, р=0,01), «Опроснику А.А.Реана» (Ъмп =10,7, р=0,01), а так же по «Тесту-опроснику самоорганизации деятельности» по шкалам планомерность (1Эмп =13,4 р=0,01),
целеустремленность (1:Эмп =15,6, р=0,01), настойчивость (1:Эмп =12,3, р=0,01), самоорганизация (1Эмп = 7,3, р=0,01), фиксация (1Эмп =5,2, р=0,01) и ориентация на настоящее (1:Эмп = 12,7, р=0,01).
В дальнейшем планируем продолжать наше исследование и провести более углубленный анализ компонентов самостоятельности.