Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ

Работа №57975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы174
Год сдачи2016
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 15
1.1 Психолого-педагогический анализ ключевых понятий исследования -
«компетенции», «коммуникативные компетенции» 15
1.2 Особенности развития подростков, воспитывающихся в детских
домах 27
1.3 Принципы развития коммуникативной компетенции у подростков,
воспитывающихся в детских домах 41
Выводы по главе 1 51
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 55
2.1 Организация и методики исследования 55
2.2 Изучение исходного уровня развития коммуникативной компетенции у
подростков, воспитывающихся в детских домах 59
2.3 Научно-практическое обоснование педагогических условий развития
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 66
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских
домах 95
Выводы по главе 2 110
Заключение 113
Список литературы 118
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, с необходимостью актуализирует внимание и к проблемам социального сиротства. Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти дегуманизирующие факторы повлекли за собой рост числа родителей, лишенных родительских прав, а соответственно и детей, вынужденных воспитываться в детских домах.
Традиционная политика воспитания в интернатных учреждениях является малопродуктивной: в них царит антагонизм детей, взаимное неприятие, повышенная тревожность, конфликтность. Повсеместное декларирование духовного и нравственного возрождения, утверждения подлинно демократических и гуманистических ценностей национального и общечеловеческого значения не стали основой для утверждения в воспитательной работе в детском доме отношений, предписывающих воспитанникам роль активных субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределения [12].
Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое
количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми,
перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т.д.
Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для них психологического благополучия переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащей в основе формирования личности; а во-вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. В связи с этим остро встает вопрос о развитии коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах [7].
Степень разработанности проблемы. Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетенции была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетенции, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетенции личности не поднималась и не решалась в практическом психологическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетенции, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетенции разных людей, а не только лекторского мастерства.
В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [26], А.Г. Ковалев [34], Л.И. Новикова [44], Л.А. Петровская [48] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетенции не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения и многое другое [12].
По мнению Ю.Н. Емельянова коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание [26].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [57]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [26]), как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1; 67], Я. Яноушек [67]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: А.В. Мудрик [42], Б.И. Хасан [62], А.В. Хуторской [63] и др.; на профессиональные компетенции: А.О. Бударина [14], А.Г. Ковалев [34] и др.
Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан- Калик [31], Е.А. Климов [32], А.Н. Леонтьев [37], А.К. Маркова [40], В.А. Мудрик [42] и др.).
Актуальность проблемы изучения особенностей развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских
домах, выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для педагогики и психологии.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления развитием коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [6], К.Р. Роджерсом [55] и др.
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [11; 12], А.В. Хуторского [63] и др.
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется И.А. Зимней [29], А.В. Хуторским [63] и др.
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [1], Ю.Н. Емельяновым [26], Л.А. Петровской [48] и др.;
- социальные, психологические и педагогические характеристики детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, проанализированы и описаны в работах Б.С. Братуся [13], И.В. Дубровиной [24; 25], М.И. Лисиной [25], Л.М. Щипициной [65] и др.;
- трудности вхождения детей-сирот в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения выявлены в исследованиях И.В. Дубровиной [24; 25], B.C. Мухиной [43], A.M. Прихожана [50], Н.Н. Толстых [50] и др.
Однако, не смотря на довольно широкий интерес ученых к проблемам сиротства и развития коммуникативной компетенции, до сих пор вопрос развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, остается малоизученным, не выявлены педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, нет программ, которые способствовали бы эффективному развитию коммуникативной компетенции у детей-сирот.
Необходимость развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, очевидна, современные интернатные учреждения должны помочь каждому подростку почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость выявления и обоснования педагогических условий повышения эффективности воспитательной работы (внутри детского дома) по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [4], а недооценка уровня развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей друг с другом и окружающими.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и не разработанностью педагогического обеспечения процесса развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы,
недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Развитие
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах?
Объект исследования - процесс развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Предмет исследования - педагогические условия развития
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Цель исследования - выявить и экспериментальной доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на характеристики ключевых понятий исследования «компетенции», «коммуникативные компетенции»;
- учитывать особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах;
- выявить системообразующие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, которые легли в основу программы «Эффективные коммуникации».
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ ключевых понятий исследования - «компетенции», «коммуникативные компетенции».
2. Выявить особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах.
3. Раскрыть основные принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [26], А.Г. Ковалев [34], Л.И. Новикова [44], Л.А. Петровская [48] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [42], Б.И. Хасан [62], А.В. Хуторской [63] и др.), психологопедагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [9], А.Н. Леонтьев [37], Л.Д. Столяренко [57]); сопровождения развития личности детей-сирот в условиях интернатного учреждения (Б.С. Братусь [13], И.В. Дубровина [24; 25], М.И. Лисиной [25], B.C. Мухина [43], A.M. Прихожан [50], Н.Н. Толстых [50], Л.М. Щипицина [65] и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили подростки из коррекционной школы-интерната № 11 пос. Дербышки г.Казани, в количестве 24 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ ключевых понятий исследования - «компетенции», «коммуникативные компетенции»; выявлены особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах; раскрыты основные принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах; определялись педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2014 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов
исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Конкретизировано понятие «коммуникативная компетенция» как интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой- либо деятельности.
2. Выявлены и раскрыты системообразубщие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах: принцип активности и самостоятельности, принцип ориентации на личностный рост каждого ребенка, принцип творческой активности, принцип демократизации.
3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
4. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Эффективные коммуникации», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, социализации и адаптации воспитанников социальных учреждений. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции социализации и адаптации детей-сирот, формирования эффективных установок на развитие коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы с детьми- сиротами.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих развить коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах. Разработана и апробирована программа «Эффективные коммуникации», позволяющая развить коммуникативные компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки специалистов по работе с детьми-сиротами.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Коммуникативная компетенция» как интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов
деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
2. Системообразубщие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах: принцип активности и самостоятельности, принцип ориентации на личностный рост каждого ребенка, принцип творческой активности, принцип демократизации.
3. Педагогические условия, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытноэкспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытноэкспериментальной работы в школе-интернате № 11 пос. Дербышки г. Казани, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2014, 2015, 2016 г.г.).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях студентов и аспирантов КФУ (Казань, 2015, 2016 г.г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития коммуникативной компетенции нашла отражение у исследователей.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко,
A. В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
Социальные, психологические и педагогические характеристики детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, проанализированы и описаны в работах Б.С. Братуся, Н.В. Гайдаренко, Е.М. Ельницкого, Д.Р. Исаевой, С.А. Расчетиной, Л.М. Щипициной и др.;
Трудности вхождения детей-сирот в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения выявлены в исследованиях И.В. Дубровиной,
B. C. Мухиной, A.M. Прихожана, Н.Н. Толстых и др.;
Подходы, связанные с путями решения проблемы сиротства определены в работах О.В. Адалатовой, А.И. Ковалева, Д.В. Склярова, В.Н. Ослон и др.
Однако, не достаточно изучены вопросы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой- либо деятельности.
4. Психологические исследования (А.В. Быков, А.И. Захаров,
Л.Я.Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.А. Шилова, Т.И. Шульги и др.) свидетельствуют, что общее физическое и психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд негативных особенностей: у детей ниже уровень
интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Они по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе развития ребенка. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего поколения.
5. По данным В.С. Мухиной ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированности коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практикоориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
8. После проведения формирующего эксперимента в группе испытуемых высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%).
В группе подростков в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%).
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В группе подростков, воспитывающихся в детских домах, после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности
Высокий уровень развития коммуникативной компетенции в группе подростков, воспитывающихся в детских домах, после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
9. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, будет эффективным, если опираться на характеристики ключевых понятий исследования «компетенции», «коммуникативные компетенции»; учитывать особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах; выявить системообразующие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах; выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, которые легли в основу программы «Эффективные коммуникации». Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента и G-критерием знаков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «Эффективные коммуникации», основанная на педагогических условиях, является эффективной в развитии коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: АСТ, 1999. - 256 с.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Тротттихина. Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова, Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина. - СПБ: Речь, 2001. - 216 с.
3. Анисимова И.В., Махкамова З.Р. Некоторые особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / И.В. Анисимова, З.Р. Махкамова // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. - М., 1992. - Вып. 2. - С.61-65
4. Анн Л. Психологический тренинг с подросткам / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
5. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме / И.А. Арямов // Детский дом. - 1998. - № 1. - С. 35-39.
6. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Варгус, 2010. - 342 с.
7. Атаманова Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения / Р.И.Атаманова. - М.: Речь, 2003. - 178 с.
8. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению / Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Общение и деятельность. - Прага: Верга, 1991. - 248 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1993. - 366 с.
10. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 123 с.
11. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17
- 24
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.
- 301 с.
14. Бударина А.О. LinguistusUniversalis: методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов: монография / А.О. Бударина. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 273 с.
15. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - М.: Знание, 2003. - 318 с.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В.Петровского. - М: Академия, 2001. - С.121-130
17. Воспитание и развитие детей в дет.доме /Ред.-сост. Н.П. Иванова. - М.: ТОО «Транссервис», 1996. - 109 с.
18. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - т. 3. - 342 с.
19. Галогузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галогузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - C.17-25
20. Гербеев Ю.В., Виноградова А.А. Система воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей / Ю.В. Гербеев, А.А. Виноградова. - М.: Просвещение, 2000. - 140 с.
21. Горянина В.А. Психология общения / В.А.Горянина. - М.: Наука,
2002. - 416 с.
22. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003. - 181 с.
23. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум / Т.Г. Григорьева. - Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1997. - 267 с.
24. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
25. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Владос, 2003. - 236 с.
26. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
27. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции / Ю.М. Жуков // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - С. 64-74
28.Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П.Захаров. - Л.: ЛГТУ, 1990. - 179 с.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2011. - 384 с.
30. Игры - обучение, тренинг, досуг... // Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 321 с.
31. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
32. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 189 с.
34. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии / А.Г. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010. - 234 с.
35. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 256 с.
36. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / В.В. Коротаева. - М.: КСП, 1997. - 206 с.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 73-235 с.
38. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис... канд. пед. наук / М.В. Мазо. - Саратов, 2000. - 13 с.
39. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. - М.: Речь, 1998. - 218 с.
40. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
41. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М.: Академия, 2007. - 196 с.
42. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 456 с.
43. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / В.С. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - 1996. - 210 с.
44. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. ...докт. пед. наук / Л.И. Новикова. - Л., 1977. - 48 с.
45.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1996. - 374с.
46.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Издво Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
47. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.
48. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: Флинт, 2009. - 216с.
49. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г. Почепцов. - М.: Сфера, 2002. - 352 с.
50. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
51. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
52. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
53. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Просвещение, 1994. - 267 с.
55. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 478 с.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов / на Дону: Феникс, 2010. - 534 с.
58. Фарукшина Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза (на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»): Дис... канд. психол. наук / Н.Т. Фарукшина. - Казань, 2007. - 221 с.
59. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Просвещение, 1996. - 389 с.
60. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К. Фопель. - М.: Интерпракс, 2004. - 235 с.
61. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Варгус, 2007. - 467 с.
62. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и возрастные притязания / Б.И.Хасан // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно- практ. конф. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. - С. 23-32
63. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научнометодическое пособие. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
64. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 218 с.
65. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицина. - СПб.: Речь, 2009. - 628 с.
66. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань.: Татарское кн. изд-во, 1991. - 192 с.
67. Яноушек Я., Андреева Г.М. Общение и деятельность / Я. Яноушек, Г.М. Андреева. - Прага: изд-во Пражского уни-та, 1974. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ