Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 15
1.1 Психолого-педагогический анализ ключевых понятий исследования -
«компетенции», «коммуникативные компетенции» 15
1.2 Особенности развития подростков, воспитывающихся в детских
домах 27
1.3 Принципы развития коммуникативной компетенции у подростков,
воспитывающихся в детских домах 41
Выводы по главе 1 51
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 55
2.1 Организация и методики исследования 55
2.2 Изучение исходного уровня развития коммуникативной компетенции у
подростков, воспитывающихся в детских домах 59
2.3 Научно-практическое обоснование педагогических условий развития
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах 66
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских
домах 95
Выводы по главе 2 110
Заключение 113
Список литературы 118
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, с необходимостью актуализирует внимание и к проблемам социального сиротства. Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти дегуманизирующие факторы повлекли за собой рост числа родителей, лишенных родительских прав, а соответственно и детей, вынужденных воспитываться в детских домах.
Традиционная политика воспитания в интернатных учреждениях является малопродуктивной: в них царит антагонизм детей, взаимное неприятие, повышенная тревожность, конфликтность. Повсеместное декларирование духовного и нравственного возрождения, утверждения подлинно демократических и гуманистических ценностей национального и общечеловеческого значения не стали основой для утверждения в воспитательной работе в детском доме отношений, предписывающих воспитанникам роль активных субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределения [12].
Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое
количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми,
перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т.д.
Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для них психологического благополучия переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащей в основе формирования личности; а во-вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. В связи с этим остро встает вопрос о развитии коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах [7].
Степень разработанности проблемы. Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетенции была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетенции, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетенции личности не поднималась и не решалась в практическом психологическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетенции, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетенции разных людей, а не только лекторского мастерства.
В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [26], А.Г. Ковалев [34], Л.И. Новикова [44], Л.А. Петровская [48] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетенции не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения и многое другое [12].
По мнению Ю.Н. Емельянова коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание [26].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [57]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [26]), как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1; 67], Я. Яноушек [67]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: А.В. Мудрик [42], Б.И. Хасан [62], А.В. Хуторской [63] и др.; на профессиональные компетенции: А.О. Бударина [14], А.Г. Ковалев [34] и др.
Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан- Калик [31], Е.А. Климов [32], А.Н. Леонтьев [37], А.К. Маркова [40], В.А. Мудрик [42] и др.).
Актуальность проблемы изучения особенностей развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских
домах, выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для педагогики и психологии.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления развитием коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [6], К.Р. Роджерсом [55] и др.
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [11; 12], А.В. Хуторского [63] и др.
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется И.А. Зимней [29], А.В. Хуторским [63] и др.
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [1], Ю.Н. Емельяновым [26], Л.А. Петровской [48] и др.;
- социальные, психологические и педагогические характеристики детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, проанализированы и описаны в работах Б.С. Братуся [13], И.В. Дубровиной [24; 25], М.И. Лисиной [25], Л.М. Щипициной [65] и др.;
- трудности вхождения детей-сирот в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения выявлены в исследованиях И.В. Дубровиной [24; 25], B.C. Мухиной [43], A.M. Прихожана [50], Н.Н. Толстых [50] и др.
Однако, не смотря на довольно широкий интерес ученых к проблемам сиротства и развития коммуникативной компетенции, до сих пор вопрос развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, остается малоизученным, не выявлены педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, нет программ, которые способствовали бы эффективному развитию коммуникативной компетенции у детей-сирот.
Необходимость развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, очевидна, современные интернатные учреждения должны помочь каждому подростку почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость выявления и обоснования педагогических условий повышения эффективности воспитательной работы (внутри детского дома) по развитию коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [4], а недооценка уровня развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей друг с другом и окружающими.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и не разработанностью педагогического обеспечения процесса развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы,
недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Развитие
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах?
Объект исследования - процесс развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Предмет исследования - педагогические условия развития
коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Цель исследования - выявить и экспериментальной доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной
компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на характеристики ключевых понятий исследования «компетенции», «коммуникативные компетенции»;
- учитывать особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах;
- выявить системообразующие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, которые легли в основу программы «Эффективные коммуникации».
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ ключевых понятий исследования - «компетенции», «коммуникативные компетенции».
2. Выявить особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах.
3. Раскрыть основные принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [26], А.Г. Ковалев [34], Л.И. Новикова [44], Л.А. Петровская [48] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [42], Б.И. Хасан [62], А.В. Хуторской [63] и др.), психологопедагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [9], А.Н. Леонтьев [37], Л.Д. Столяренко [57]); сопровождения развития личности детей-сирот в условиях интернатного учреждения (Б.С. Братусь [13], И.В. Дубровина [24; 25], М.И. Лисиной [25], B.C. Мухина [43], A.M. Прихожан [50], Н.Н. Толстых [50], Л.М. Щипицина [65] и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили подростки из коррекционной школы-интерната № 11 пос. Дербышки г.Казани, в количестве 24 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ ключевых понятий исследования - «компетенции», «коммуникативные компетенции»; выявлены особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах; раскрыты основные принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах; определялись педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2014 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов
исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Конкретизировано понятие «коммуникативная компетенция» как интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой- либо деятельности.
2. Выявлены и раскрыты системообразубщие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах: принцип активности и самостоятельности, принцип ориентации на личностный рост каждого ребенка, принцип творческой активности, принцип демократизации.
3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
4. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Эффективные коммуникации», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, социализации и адаптации воспитанников социальных учреждений. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции социализации и адаптации детей-сирот, формирования эффективных установок на развитие коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы с детьми- сиротами.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих развить коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах. Разработана и апробирована программа «Эффективные коммуникации», позволяющая развить коммуникативные компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки специалистов по работе с детьми-сиротами.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Коммуникативная компетенция» как интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов
деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
2. Системообразубщие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах: принцип активности и самостоятельности, принцип ориентации на личностный рост каждого ребенка, принцип творческой активности, принцип демократизации.
3. Педагогические условия, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытноэкспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытноэкспериментальной работы в школе-интернате № 11 пос. Дербышки г. Казани, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2014, 2015, 2016 г.г.).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях студентов и аспирантов КФУ (Казань, 2015, 2016 г.г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития коммуникативной компетенции нашла отражение у исследователей.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко,
A. В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
Социальные, психологические и педагогические характеристики детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, проанализированы и описаны в работах Б.С. Братуся, Н.В. Гайдаренко, Е.М. Ельницкого, Д.Р. Исаевой, С.А. Расчетиной, Л.М. Щипициной и др.;
Трудности вхождения детей-сирот в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения выявлены в исследованиях И.В. Дубровиной,
B. C. Мухиной, A.M. Прихожана, Н.Н. Толстых и др.;
Подходы, связанные с путями решения проблемы сиротства определены в работах О.В. Адалатовой, А.И. Ковалева, Д.В. Склярова, В.Н. Ослон и др.
Однако, не достаточно изучены вопросы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой- либо деятельности.
4. Психологические исследования (А.В. Быков, А.И. Захаров,
Л.Я.Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.А. Шилова, Т.И. Шульги и др.) свидетельствуют, что общее физическое и психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд негативных особенностей: у детей ниже уровень
интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Они по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе развития ребенка. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего поколения.
5. По данным В.С. Мухиной ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны, он домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированности коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у подростков, воспитывающихся в детских домах: погружение подростков в практикоориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития, разработка и внедрение форм и методов развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
8. После проведения формирующего эксперимента в группе испытуемых высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%).
В группе подростков в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%).
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В группе подростков, воспитывающихся в детских домах, после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности
Высокий уровень развития коммуникативной компетенции в группе подростков, воспитывающихся в детских домах, после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
9. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, будет эффективным, если опираться на характеристики ключевых понятий исследования «компетенции», «коммуникативные компетенции»; учитывать особенности развития подростков, воспитывающихся в детских домах; выявить системообразующие принципы развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах; выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах, которые легли в основу программы «Эффективные коммуникации». Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента и G-критерием знаков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «Эффективные коммуникации», основанная на педагогических условиях, является эффективной в развитии коммуникативной компетенции у подростков, воспитывающихся в детских домах.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: АСТ, 1999. - 256 с.
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Тротттихина. Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова, Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина. - СПБ: Речь, 2001. - 216 с.
3. Анисимова И.В., Махкамова З.Р. Некоторые особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / И.В. Анисимова, З.Р. Махкамова // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. - М., 1992. - Вып. 2. - С.61-65
4. Анн Л. Психологический тренинг с подросткам / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
5. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме / И.А. Арямов // Детский дом. - 1998. - № 1. - С. 35-39.
6. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Варгус, 2010. - 342 с.
7. Атаманова Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения / Р.И.Атаманова. - М.: Речь, 2003. - 178 с.
8. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению / Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Общение и деятельность. - Прага: Верга, 1991. - 248 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1993. - 366 с.
10. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 123 с.
11. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17
- 24
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.
- 301 с.
14. Бударина А.О. LinguistusUniversalis: методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов: монография / А.О. Бударина. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 273 с.
15. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - М.: Знание, 2003. - 318 с.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В.Петровского. - М: Академия, 2001. - С.121-130
17. Воспитание и развитие детей в дет.доме /Ред.-сост. Н.П. Иванова. - М.: ТОО «Транссервис», 1996. - 109 с.
18. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - т. 3. - 342 с.
19. Галогузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галогузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - C.17-25
20. Гербеев Ю.В., Виноградова А.А. Система воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей / Ю.В. Гербеев, А.А. Виноградова. - М.: Просвещение, 2000. - 140 с.
21. Горянина В.А. Психология общения / В.А.Горянина. - М.: Наука,
2002. - 416 с.
22. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003. - 181 с.
23. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум / Т.Г. Григорьева. - Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1997. - 267 с.
24. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
25. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Владос, 2003. - 236 с.
26. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
27. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции / Ю.М. Жуков // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - С. 64-74
28.Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П.Захаров. - Л.: ЛГТУ, 1990. - 179 с.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2011. - 384 с.
30. Игры - обучение, тренинг, досуг... // Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 321 с.
31. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
32. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 189 с.
34. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии / А.Г. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010. - 234 с.
35. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 256 с.
36. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / В.В. Коротаева. - М.: КСП, 1997. - 206 с.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 73-235 с.
38. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис... канд. пед. наук / М.В. Мазо. - Саратов, 2000. - 13 с.
39. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. - М.: Речь, 1998. - 218 с.
40. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
41. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М.: Академия, 2007. - 196 с.
42. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 456 с.
43. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / В.С. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - 1996. - 210 с.
44. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. ...докт. пед. наук / Л.И. Новикова. - Л., 1977. - 48 с.
45.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1996. - 374с.
46.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Издво Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
47. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.
48. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: Флинт, 2009. - 216с.
49. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г. Почепцов. - М.: Сфера, 2002. - 352 с.
50. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
51. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
52. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
53. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Просвещение, 1994. - 267 с.
55. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 478 с.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов / на Дону: Феникс, 2010. - 534 с.
58. Фарукшина Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза (на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»): Дис... канд. психол. наук / Н.Т. Фарукшина. - Казань, 2007. - 221 с.
59. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Просвещение, 1996. - 389 с.
60. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К. Фопель. - М.: Интерпракс, 2004. - 235 с.
61. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Варгус, 2007. - 467 с.
62. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и возрастные притязания / Б.И.Хасан // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно- практ. конф. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. - С. 23-32
63. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научнометодическое пособие. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
64. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 218 с.
65. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицина. - СПб.: Речь, 2009. - 628 с.
66. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань.: Татарское кн. изд-во, 1991. - 192 с.
67. Яноушек Я., Андреева Г.М. Общение и деятельность / Я. Яноушек, Г.М. Андреева. - Прага: изд-во Пражского уни-та, 1974. - 256 с.