РАЗВИТИЕ ОСНОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «саморегуляция»
1.2. Особенности эмоциональной регуляции младших школьников 10
1.3. Эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся
1.4. Роль эмоций и чувств в изменении мотивационно-потребностной сферы личности младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов
и регуляторов их поведения
2.2. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика
3 класса Владислава Н
2.3. Развитие навыков саморегуляции поведения обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «саморегуляция»
1.2. Особенности эмоциональной регуляции младших школьников 10
1.3. Эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся
1.4. Роль эмоций и чувств в изменении мотивационно-потребностной сферы личности младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов
и регуляторов их поведения
2.2. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика
3 класса Владислава Н
2.3. Развитие навыков саморегуляции поведения обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Проблема саморегуляции личности и деятельности получила особое развитие в последние годы. Это связано с развитием свободы личности в демократическом обществе. Такие учёные как О.А. Коношей, Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, М.И. Боришевский, Е.Л. Дубко, А.И. Титаренко и другие занимаются разработкой данной проблемы, обосновывая необходимость воспитания личности, способной к самоопределению и самоорганизации, к самодисциплине и саморегуляции. Именно такая личность, не ждущая инструкций, а способная к самостоятельности, творческой деятельности нужна в современном обществе.
В развитии саморегуляции личности школьников велика роль нравственного воспитания, которое достигает своей цели лишь в том случае, когда в его процессе объективно существующие нравственные ценности общества постепенно становятся для воспитанника личностно-значимыми и, как внутренняя личностная потребность, начинают выступать в качестве одного из ведущих психологических механизмов саморегуляции поведения. Благодаря этому повышается уровень нравственной надёжности личности, возрастает её способность самостоятельно принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях.
Развивать основы саморегуляции необходимо с раннего детства. Но в научных исследованиях проблема рассматривается лишь с общетеоретических позиций или в расчёте на старшую возрастную группу учащихся. В лучшем случае учёные ограничиваются исследованием возможностей развития самооценки или самостоятельности у младших школьников.
Недостаточная разработанность проблемы воспитания основ саморегуляции у младших школьников в научной литературе, а также непонимание учителями всей важности её постановки уже в начальной школе и побудило избрать темой нашего исследования «Развитие основ саморегуляции личности младшего школьника» и сформулировать проблему.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития основ саморегуляции обучающихся начальных классов.
Объектом нашего исследования является целостный педагогический процесс.
Предметом - часть педагогического процесса, связанная с формированием основ саморегуляции личности младших школьников.
Ещё на первой активной педагогической практике мы обратили внимание на повышенную эмоциональность младших школьников, на их способность изменять своё поведение и некоторое время самостоятельно контролировать его, если достаточно глубоко задеты их чувства.
Поэтому мы решили более подробно изучить данный механизм, в связи с чем целью своей работы определили выявление и обоснование зависимости между развитием у младших школьников позитивных эмоций, высших нравственных чувств и развитием основ саморегуляции их личности и деятельности.
Задачами исследования являются:
1) изучение психолого-педагогической литературы по избранной теме;
2) обоснование роли эмоций и нравственных чувств в саморегуляции поведения школьников;
3) изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика и разработка системы работы по развитию основ его саморегуляции путём воспитания его позитивных эмоций и нравственных чувств;
4) воспитание у ученика базовых для становления процесса саморегуляции нравственных качеств личности, таких как самостоятельность, организованность.
Для осуществления поставленных задач мы использовали следующие методы научно-педагогического исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- педагогический эксперимент.
Методологической базой исследования являются: на общенаучном уровне труды А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и др. (деятельностный подход); на конкретно-научном уровне: теории персонализации и развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.); работы о произвольной регуляции в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова); работы А.К. Осницкого о личностной саморегуляции и саморегуляции деятельности.
Источники и база исследования: исследование проводилось в течение двух лет. Экспериментальной базой являлась МОБУ СОШ №6 г. Шахты, 3 В класс.
Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и теоретические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы квалификационной работы, раскрываются проблема, цель, предмет, объект, задачи исследования, даны источники и база исследования, раскрывается практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы саморегуляции младших школьников» рассматривается сущность понятия «саморегуляция» (1.1.); особенности эмоциональной регуляции младших школьников (1.2.); эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся (1.3), анализируется их роль в изменении мотивационно- потребностной сферы личности младших школьников (1.4).
Во второй главе анализируется роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов и регуляторов их поведения и обобщается опыт работы учителя по развитию навыков саморегуляции поведения обучающихся.
В заключении изложены общие результаты исследования и сформулированы основные выводы по данной теме.
Список используемой литературы составлен в полном соответствии с действующим ГОСТом и включает 32 источника.
В приложениях представлены анкеты, игры и примеры бесед на предложенные темы.
В развитии саморегуляции личности школьников велика роль нравственного воспитания, которое достигает своей цели лишь в том случае, когда в его процессе объективно существующие нравственные ценности общества постепенно становятся для воспитанника личностно-значимыми и, как внутренняя личностная потребность, начинают выступать в качестве одного из ведущих психологических механизмов саморегуляции поведения. Благодаря этому повышается уровень нравственной надёжности личности, возрастает её способность самостоятельно принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях.
Развивать основы саморегуляции необходимо с раннего детства. Но в научных исследованиях проблема рассматривается лишь с общетеоретических позиций или в расчёте на старшую возрастную группу учащихся. В лучшем случае учёные ограничиваются исследованием возможностей развития самооценки или самостоятельности у младших школьников.
Недостаточная разработанность проблемы воспитания основ саморегуляции у младших школьников в научной литературе, а также непонимание учителями всей важности её постановки уже в начальной школе и побудило избрать темой нашего исследования «Развитие основ саморегуляции личности младшего школьника» и сформулировать проблему.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития основ саморегуляции обучающихся начальных классов.
Объектом нашего исследования является целостный педагогический процесс.
Предметом - часть педагогического процесса, связанная с формированием основ саморегуляции личности младших школьников.
Ещё на первой активной педагогической практике мы обратили внимание на повышенную эмоциональность младших школьников, на их способность изменять своё поведение и некоторое время самостоятельно контролировать его, если достаточно глубоко задеты их чувства.
Поэтому мы решили более подробно изучить данный механизм, в связи с чем целью своей работы определили выявление и обоснование зависимости между развитием у младших школьников позитивных эмоций, высших нравственных чувств и развитием основ саморегуляции их личности и деятельности.
Задачами исследования являются:
1) изучение психолого-педагогической литературы по избранной теме;
2) обоснование роли эмоций и нравственных чувств в саморегуляции поведения школьников;
3) изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика и разработка системы работы по развитию основ его саморегуляции путём воспитания его позитивных эмоций и нравственных чувств;
4) воспитание у ученика базовых для становления процесса саморегуляции нравственных качеств личности, таких как самостоятельность, организованность.
Для осуществления поставленных задач мы использовали следующие методы научно-педагогического исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- педагогический эксперимент.
Методологической базой исследования являются: на общенаучном уровне труды А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и др. (деятельностный подход); на конкретно-научном уровне: теории персонализации и развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.); работы о произвольной регуляции в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова); работы А.К. Осницкого о личностной саморегуляции и саморегуляции деятельности.
Источники и база исследования: исследование проводилось в течение двух лет. Экспериментальной базой являлась МОБУ СОШ №6 г. Шахты, 3 В класс.
Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и теоретические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы квалификационной работы, раскрываются проблема, цель, предмет, объект, задачи исследования, даны источники и база исследования, раскрывается практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы саморегуляции младших школьников» рассматривается сущность понятия «саморегуляция» (1.1.); особенности эмоциональной регуляции младших школьников (1.2.); эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся (1.3), анализируется их роль в изменении мотивационно- потребностной сферы личности младших школьников (1.4).
Во второй главе анализируется роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов и регуляторов их поведения и обобщается опыт работы учителя по развитию навыков саморегуляции поведения обучающихся.
В заключении изложены общие результаты исследования и сформулированы основные выводы по данной теме.
Список используемой литературы составлен в полном соответствии с действующим ГОСТом и включает 32 источника.
В приложениях представлены анкеты, игры и примеры бесед на предложенные темы.
На основании изученной нами литературы и проведённой опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что эффективному развитию саморегуляции и внутренней дисциплины младших школьников способствует осознание учителем данной проблемы, его демократический стиль общения с учащимися, доверительные взаимоотношения с ними, а также любовь детей к учителю, так как это чувство может стать сильнейшим мотивом и регулятором их поведения.
Также для эффективного развития основ саморегуляции у младших школьников, учителю необходимо побуждать и стимулировать их активность, формировать нравственные и социальные установки, учить обдуманному поведению, предвидению и оценке его результатов. Этому способствует использование таких методов воспитательной работы, как игра, опора на внешний знак, убеждение, косвенное требование, беседа, доброжелательное внушение и использование таких методов самовоспитания у детей, как самоконтроль, самооценка, самоанализ.
Но успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального состояния учащихся и умения педагога вызывать у них положительные эмоции и чувства, так как именно они способны регулировать и мотивировать нравственное поведение младших школьников, тогда как отрицательные чувства и эмоции чаще всего рождают в ребёнке протест, апатию, агрессию.
Для того, чтобы у учеников формировалось устойчивое нравственное поведение, педагогу необходимо изначально развивать у них нравственные чувства: ответственность, справедливость, сопереживание, отзывчивость, любовь ко всему окружающему.
Наша опытная работа доказала, что через развитие нравственных чувств, эмоциональной сферы учащихся может формироваться дружный детский коллектив, развиваться внутренняя дисциплина и саморегуляция младших школьников, что играет огромную роль в формировании самобытной, творческой личности. Эмоции становятся чувствами благодаря осознанности и выполняют функцию регулирования человеческих взаимоотношений.
Формирование нравственных ориентаций является первым шагом к развитию способности ребёнка к принятию самостоятельных решений, свободному моральному выбору, самоконтролю, самооценке, самоанализу, а в конечном итоге - саморегуляции личности.
В ходе исследования поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
Также для эффективного развития основ саморегуляции у младших школьников, учителю необходимо побуждать и стимулировать их активность, формировать нравственные и социальные установки, учить обдуманному поведению, предвидению и оценке его результатов. Этому способствует использование таких методов воспитательной работы, как игра, опора на внешний знак, убеждение, косвенное требование, беседа, доброжелательное внушение и использование таких методов самовоспитания у детей, как самоконтроль, самооценка, самоанализ.
Но успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального состояния учащихся и умения педагога вызывать у них положительные эмоции и чувства, так как именно они способны регулировать и мотивировать нравственное поведение младших школьников, тогда как отрицательные чувства и эмоции чаще всего рождают в ребёнке протест, апатию, агрессию.
Для того, чтобы у учеников формировалось устойчивое нравственное поведение, педагогу необходимо изначально развивать у них нравственные чувства: ответственность, справедливость, сопереживание, отзывчивость, любовь ко всему окружающему.
Наша опытная работа доказала, что через развитие нравственных чувств, эмоциональной сферы учащихся может формироваться дружный детский коллектив, развиваться внутренняя дисциплина и саморегуляция младших школьников, что играет огромную роль в формировании самобытной, творческой личности. Эмоции становятся чувствами благодаря осознанности и выполняют функцию регулирования человеческих взаимоотношений.
Формирование нравственных ориентаций является первым шагом к развитию способности ребёнка к принятию самостоятельных решений, свободному моральному выбору, самоконтролю, самооценке, самоанализу, а в конечном итоге - саморегуляции личности.
В ходе исследования поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи особенностей развития познавательных
способностей младших школьников в различных системах обучения
начальной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Специфика применения техник нетрадиционного рисования для развития представлений о себе младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие произвольного внимания младших школьников посредством игровой деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социальной компетентности младших школьников через реализацию кружка “Помощники" (Народное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Особенности мышления гиперактивных детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017



