ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «саморегуляция»
1.2. Особенности эмоциональной регуляции младших школьников 10
1.3. Эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся
1.4. Роль эмоций и чувств в изменении мотивационно-потребностной сферы личности младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов
и регуляторов их поведения
2.2. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика
3 класса Владислава Н
2.3. Развитие навыков саморегуляции поведения обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Проблема саморегуляции личности и деятельности получила особое развитие в последние годы. Это связано с развитием свободы личности в демократическом обществе. Такие учёные как О.А. Коношей, Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, М.И. Боришевский, Е.Л. Дубко, А.И. Титаренко и другие занимаются разработкой данной проблемы, обосновывая необходимость воспитания личности, способной к самоопределению и самоорганизации, к самодисциплине и саморегуляции. Именно такая личность, не ждущая инструкций, а способная к самостоятельности, творческой деятельности нужна в современном обществе.
В развитии саморегуляции личности школьников велика роль нравственного воспитания, которое достигает своей цели лишь в том случае, когда в его процессе объективно существующие нравственные ценности общества постепенно становятся для воспитанника личностно-значимыми и, как внутренняя личностная потребность, начинают выступать в качестве одного из ведущих психологических механизмов саморегуляции поведения. Благодаря этому повышается уровень нравственной надёжности личности, возрастает её способность самостоятельно принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях.
Развивать основы саморегуляции необходимо с раннего детства. Но в научных исследованиях проблема рассматривается лишь с общетеоретических позиций или в расчёте на старшую возрастную группу учащихся. В лучшем случае учёные ограничиваются исследованием возможностей развития самооценки или самостоятельности у младших школьников.
Недостаточная разработанность проблемы воспитания основ саморегуляции у младших школьников в научной литературе, а также непонимание учителями всей важности её постановки уже в начальной школе и побудило избрать темой нашего исследования «Развитие основ саморегуляции личности младшего школьника» и сформулировать проблему.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития основ саморегуляции обучающихся начальных классов.
Объектом нашего исследования является целостный педагогический процесс.
Предметом - часть педагогического процесса, связанная с формированием основ саморегуляции личности младших школьников.
Ещё на первой активной педагогической практике мы обратили внимание на повышенную эмоциональность младших школьников, на их способность изменять своё поведение и некоторое время самостоятельно контролировать его, если достаточно глубоко задеты их чувства.
Поэтому мы решили более подробно изучить данный механизм, в связи с чем целью своей работы определили выявление и обоснование зависимости между развитием у младших школьников позитивных эмоций, высших нравственных чувств и развитием основ саморегуляции их личности и деятельности.
Задачами исследования являются:
1) изучение психолого-педагогической литературы по избранной теме;
2) обоснование роли эмоций и нравственных чувств в саморегуляции поведения школьников;
3) изучение мотивационно-потребностной сферы личности ученика и разработка системы работы по развитию основ его саморегуляции путём воспитания его позитивных эмоций и нравственных чувств;
4) воспитание у ученика базовых для становления процесса саморегуляции нравственных качеств личности, таких как самостоятельность, организованность.
Для осуществления поставленных задач мы использовали следующие методы научно-педагогического исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- педагогический эксперимент.
Методологической базой исследования являются: на общенаучном уровне труды А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и др. (деятельностный подход); на конкретно-научном уровне: теории персонализации и развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.); работы о произвольной регуляции в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова); работы А.К. Осницкого о личностной саморегуляции и саморегуляции деятельности.
Источники и база исследования: исследование проводилось в течение двух лет. Экспериментальной базой являлась МОБУ СОШ №6 г. Шахты, 3 В класс.
Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и теоретические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы квалификационной работы, раскрываются проблема, цель, предмет, объект, задачи исследования, даны источники и база исследования, раскрывается практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы саморегуляции младших школьников» рассматривается сущность понятия «саморегуляция» (1.1.); особенности эмоциональной регуляции младших школьников (1.2.); эмоции и чувства как регуляторы поведения обучающихся (1.3), анализируется их роль в изменении мотивационно- потребностной сферы личности младших школьников (1.4).
Во второй главе анализируется роль личности учителя в развитии эмоций и чувств младших школьников как мотивов и регуляторов их поведения и обобщается опыт работы учителя по развитию навыков саморегуляции поведения обучающихся.
В заключении изложены общие результаты исследования и сформулированы основные выводы по данной теме.
Список используемой литературы составлен в полном соответствии с действующим ГОСТом и включает 32 источника.
В приложениях представлены анкеты, игры и примеры бесед на предложенные темы.
На основании изученной нами литературы и проведённой опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что эффективному развитию саморегуляции и внутренней дисциплины младших школьников способствует осознание учителем данной проблемы, его демократический стиль общения с учащимися, доверительные взаимоотношения с ними, а также любовь детей к учителю, так как это чувство может стать сильнейшим мотивом и регулятором их поведения.
Также для эффективного развития основ саморегуляции у младших школьников, учителю необходимо побуждать и стимулировать их активность, формировать нравственные и социальные установки, учить обдуманному поведению, предвидению и оценке его результатов. Этому способствует использование таких методов воспитательной работы, как игра, опора на внешний знак, убеждение, косвенное требование, беседа, доброжелательное внушение и использование таких методов самовоспитания у детей, как самоконтроль, самооценка, самоанализ.
Но успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального состояния учащихся и умения педагога вызывать у них положительные эмоции и чувства, так как именно они способны регулировать и мотивировать нравственное поведение младших школьников, тогда как отрицательные чувства и эмоции чаще всего рождают в ребёнке протест, апатию, агрессию.
Для того, чтобы у учеников формировалось устойчивое нравственное поведение, педагогу необходимо изначально развивать у них нравственные чувства: ответственность, справедливость, сопереживание, отзывчивость, любовь ко всему окружающему.
Наша опытная работа доказала, что через развитие нравственных чувств, эмоциональной сферы учащихся может формироваться дружный детский коллектив, развиваться внутренняя дисциплина и саморегуляция младших школьников, что играет огромную роль в формировании самобытной, творческой личности. Эмоции становятся чувствами благодаря осознанности и выполняют функцию регулирования человеческих взаимоотношений.
Формирование нравственных ориентаций является первым шагом к развитию способности ребёнка к принятию самостоятельных решений, свободному моральному выбору, самоконтролю, самооценке, самоанализу, а в конечном итоге - саморегуляции личности.
В ходе исследования поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
1. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций. [Текст] / Состав.: Ю. Б.Гиппенрейтер, В. К. Вилюнас / П.К. Анохин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -288 с.
2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]: Пособие для учителя / О.С. Богданова. - М.: Педагогика,2014. - 98 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /. Л. И. Божович. -СПб: Питер, 2008. - 398 с.
4. Боришевский, М.И. Воспитание самоконтроля в поведении учеников начальных классов [Текст] / М.И. Боришевский. -Киев: Радянска школа, 1980. - 215 с.
5. Боришевский, М.И. Саморегуляция поведения школьников [Текст] / М.И. Боришевский. // Педагогика. - 1999. - №3. - С.17
6. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации [Текст] /В. К.Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978.
8. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 140 с.
9. Изард, К. Эмоции человека[Текст]: пер. с англ. / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.114.
10. Ковалев, С.М. Воспитание и самовоспитание[Текст] / С.М. Ковалев. - М.: Мысль, 1996, 185 с.
11. Кондратьева, С.Б. Самоопределение личности как связующее звено между самопознанием и самореализацией [Текст] / С.Б. Кондратьева //Социогуманитарные науки: XXI век: сборник научных трудов. Выпуск I. - М.: Спутник+, 2009. С.83-86.
12. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5-13.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность и общение [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1979. - 116 с.
14. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения [Текст] // Начальная школа. - 2015. - №5. - С.22. - 25.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте[Текст] /А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2009. - 217 с.
17. Меньшикова Е А. Эмоциональное отношение к учебе младших школьников [Текст] //Начальная школа. - №2. - 2014. - С. 17-20.
18. Мир детства. Младший школьник [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова 3-е издание, доп. - М.: Педагогика, 2008.
19.Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А. Е. Ольшанникова. - М.: Знание, 1983. - 80 с.
20.Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности [Текст] / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
21. Рахматшаева, В.А. Психология взаимоотношений [Текст]: Кн. для учителя / В. А. Рахматшаева. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 2006. - 268 с.
22. Рациональное и эмоциональное в морали [Текст] / под ред. А.И. Титаренко, Е.Л. Дубко. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
23. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в конфликте/ М. М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2001. - 220 с.
24. Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] // Начальная школа. -
2016. - №8. - С.29-33.
25. Ситаров, В.А.; Моралов, В.Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога [Текст] / В.А. Ситаров, В.Г. Моралов. - М.: Академия,1997.
26. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2018. - 519 с.
28.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Междунар. пед. академия, 2008. - 224 с.
29. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь. Психологический очерк. [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1996.
30. Бехтерев, В. М. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928.
С. 529-537 [Электронный ресурс] / В.М. Бехтерев - Режим доступа: http://elib. gnpbu.ru/text/behterev obschie-osnovy-refleksologii 1928/. - Дата обращения: 20.11.2019.
31. Гипенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ,
Астрель, 2008. [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гипенрейтер. - Режим
доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio book/?art= 130203.-Дата
обращения: 20.11.2019.
32. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, от «6» октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс].