Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Значение северного морского пути: сравнительный анализ российских и зарубежных исследований

Работа №57862

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

муниципальное право

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Северный морской путь: опыт освоения и перспективы развития 6
1.1. История и этапы освоения Северного морского пути 6
1.2. Геополитическое значение Северного морского пути 10
Глава 2. Сравнительный анализ российских и зарубежных исследований 24
2.1. Северный морской путь в отечественной литературе 24
2.2. Северный морской путь в зарубежной литературе 27
2.3. Сравнительный анализ российских и зарубежных исследований 32
Заключение 40
Список использованной литературы

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время Северный морской путь является главным и кратчайшим морским путем, проходящим между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком, и представляет собой интерес, как с экономической точки зрения, так и с международной.
Еще с 2012 года на парламентских слушаньях, проведенных 24 мая 2012 года, было рассмотрено и утверждено положение Северного морского пути (далее СМП) а также рассмотрен повышенный интерес к Арктике со стороны Китая и стран юго-восточной Азии, стран Европы. 8 июня 2015 г. Правительство России утвердило комплексный проект его развития, которая позволит обеспечить безопасность мореплавания, деятельности кораблей и судов, защиту морской среды от загрязнения, повысит надежность транзитных перевозок и т.д.
Именно на тех парламентских слушаньях и было отмечено, что вопрос о СМП не достаточно разработан, что необходимо проводить массу изменений и улучшений, как законодательной базы, так и хозяйственной базы: «Требуется незамедлительно решить проблемы модернизации системы гидрометеорологического, гидрографического, навигационного обеспечения безопасности мореплавания, обновления картографического материала, расширения объемов площадного обследования сложных в навигационном отношении участков трассы Северного морского пути, обеспечения возможных новых маршрутов».
Научная значимость состоит в анализе российского и зарубежного опыта поддержки морских путей, выявлении особенностей механизмов поддержки СМП, а также в определении тенденции нынешнего развития.
Цель исследования: Проследить историю создания Северного морского пути, а также выявить пути совершенствование механизмов поддержки Северного морского пути. Цель вытекает из названия работы и ее предмета.
Объектом исследования является Северный морской путь как транспортная магистраль.
Предметом исследования - оценки зарубежных и отечественных специалистов по данному вопросу.
Задачи:
1. Изучить историю и выделить основные этапы в освоении Северного морского пути;
2. Определить геополитическую значимость Северного пути для России;
3. Проанализировать отечественную и зарубежную оценку Северного морского пути;
4. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам Северного морского пути
Практическая значимость - в возможности изменения действующей системы поддержки транспортной системы Российской Федерации с учётом созданных предложений и рекомендаций на основе полученных исследований.
План исследования основан на решении каждой из поставленных задач в соответствующей части работы. Так первая глава будет посвящена общим вопросам, касающимся терминологии морского права, транспортных путей, теоретическим и методологическими основам. Вторая глава представит собой анализ методов и механизмов поддержки морских путей, транспортных систем в Российской Федерации, в частности Северного морского пути, и опыта зарубежных странах.
Теоретической основой исследования стали научные работы, посвящённые: Л.Н.Анисимов, Ю.Я. Баскин, К.А. Бекяшев, С.А.Глотов, Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосов, Э.С.Кривчикова, С.Б.Крылов В.И. Кузнецов, Д.Б.Левин, И.И.Лукашук, Г.И.Морозов, О.И.Тиунов, Б.Н. Топорнин, Г.И.Тункин, Д.И.Фельдман, Г.В.Черниченко, М.Л.Энтин и др. Среди зарубежных авторов необходимо выделить Т.К.Хартли, Д.Анцилотти, Я.Броунли.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введение обоснована актуальность выбранной темы, определены цели и задачи исследования, объект и предмет, методы исследования и теоретическая база.
В первой главе дана история исследования и развития Северного морского пути, а также дана оценка геополитической значимости исследуемой транспортной магистрали.
Вторая глава посвящена изучению оценок отечественных и зарубежных специалистов по вопросам Северного морского пути.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, приведены выводы по каждой из поставленной исследовательской задаче

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В качестве итогов проведённого исследования значения Северного морского пути в современном мире мы можем сделать несколько общих выводов:
1. Российская Федерация сохраняет за собой право, которое подкреплено историческими правооснованиями, осуществлять регулирование всех видов судоходства на протяжении всего Северного морского пути. Установленный государственной властью Российской Федерации законодательно-правовой режим Северного морского пути в полном объёме сохраняет своё действие, несмотря на различные коллизии, возникающие в международных отношениях с её зарубежными «партнёрами».
В 2011 году на Международном Арктическом форуме, который был организован Русским географическим обществом в Архангельске были определены задачи развития северной транспортной артерии. Северный морской путь рассматривается как главный торговый маршрут глобального значения и масштаба. Северный морской путь (СМП) способен составить конкуренцию традиционным морским линиям по стоимости услуг, по безопасности и качеству. Через Арктику проходит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, без сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды. Развитие Северного морского пути на основе принципов устойчивого развития, возрастания объемов транспортировки грузов и интеграции его в мировую транспортную систему имеет значительные преимущества перед существующими маршрутами через Суэцкий канал и Индийский океан. СМП сокращает путь из Гамбурга в Шанхай более чем на четыре тысячи морских миль, экономит неделю пути и около 650 тысяч долларов расходов на топливо для каждого судна при отсутствии пиратских рисков.
2. Основные геополитические угрозы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне в свете процессов складывания нового мироустройства носят нарастающий характер. В основном они исходят от военно-политических блоков и государств, чьи интересы находятся в противоречии или в будущем могут войти в противоречия с государственными интересами Российской Федерации. Для их нивелирования предпринимаются дополнительные меры по укреплению и развитию данного страны.
На протяжении многих лет хозяйственные системы Севера являются важными факторами обеспечения национальной экономической безопасности, имеющие исключительно главное военно-стратегическое значение для России и ее северных территорий. Поэтому следует отметить, что СМП является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике, оборудованная усилиями нашего государства [3,4]. Арктика - физико-географический район Земли, центром которого является Северный географический полюс, а окраина с южной стороны - Северный полярный круг. Стратегическое значение Арктики для перспективного развития России и мира многогранно и общепризнано. Кроме того, тема Арктики находится в центре общественного внимания. Можно отметить, что непосредственное отношение к Арктике имеют двадцать стран, но при этом пять государств имеют арктическую границу. К таким странам относятся: Россия, США, Норвегия, Канада и Дания. В Арктическом регионе возрастает роль европейских стран. Среди государств Арктического совета - Россия, Исландия, Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция. Среди стран наблюдателей Арктического совета - Польша, Испания, Италия, Франция, Великобритания, ФРГ и Нидерланды. Следует подчеркнуть значительное повышение активности освоения Арктики азиатских стран - Япония, Китай, Индия, Сингапур и Республика Корея. Высокая заинтересованность проявляется в проведении арктических научных исследований, в создании судов готовых работать в сложной ледовой обстановке, в разработке технологий добычи углеводородов.
3. В настоящее время в отечественной науке наличествует достаточно большой объём исследований, посвящённых многоразличным аспектам развития и эксплуатации Северного морского пути и связанных с ним полярных регионов планеты. Это свидетельствует не только о его возрастающем значении в геополитическом плане, но и о растущем к нему интересе со стороны мирового научного и экономического сообщества.
4. Работы и исследования зарубежных учёных и специалистов позволяют сделать вывод о том, что интерес к Северному морскому пути и российскому сектору Арктики по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. При этом необходимо отметить, что исторический вклад России в освоение Северного морского пути и районов Крайнего Севера, зарубежными авторами зачастую ставится под сомнение.
5. В настоящее время в качестве приоритетных направлений проведения Российской Федерации политики в отношении арктического макрорегиона можно считать укрепление международного сотрудничества с различными странами в области морских транзитных грузоперевозок, а также привлечение современных достижений зарубежной науки в морской сфере.
В последние годы приняты документы, которыми установлены главные цели и задачи, стратегические приоритеты и механизмы для реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике. Перспективное планирование с принятием эффективных мер по стимулированию инвестиций в инновационные технологии приобретает актуальность, для обеспечения экономического роста, охраны окружающей среды и здоровья людей.
Северный морской путь создавался как транспортная артерия по доставке грузов для нужд региона. Большие богатства Ямала, «Норильский Никель» - все это стало возможным благодаря работе Северного морского пути. Освоение новых природных ресурсов, развитие региона и обеспечение высокого уровня жизни населению могут обеспечить только стабильно работающий Северный морской путь. Всё это делает неизбежным его возрождение.



1. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. // Официальный сайт
ООН [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата
обращения 14.02.2018).
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) // Российская газета. - 2009. - 27 марта. - № 4877.
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 366 от 21 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (с изм. на 31 августа 2017 г.) // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/29164/(дата обращения 08.02.2018).
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (утв. Президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232) // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/info/18360/(дата обращения 11.02.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 287). // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377(дата обращения 14.02.2018).
Литература
6. Armstrong T. In search of a Sea Route to Siberia, 1553-1619 // Arctic. - Calgary, 1984. - Vol.37, № 4. - P.429-440.
7. Armstrong, Т. The Northern Sea Route: Soviet exploitation of the North East Passage. Cambridge University Press, 1952.- 186 p.
8. Butler, W.E. Northeast Arctic Passage. Alphen aan den Rijn: Sijthoff & Noordhoff International Publishers, 1978. Vol. 1. P. 48-62.
9. Davenport-Hines, R.P.T. British business in Asia since 1860. Cambridge University Press, 1989. P. 76-77; 255-258.
10. Into the Ise: The History Norway and the Polar Regions. - Oslo, 2006.¬84 p.
11. Kinloch, A. History of the Kara Sea trade route to Siberia. London: Army and Navy Cooperative Society, 1898.- 95 p.
12. Krypton, C. The Northern Sea Route and the economy of the Soviet Union. New York: Methuen, 1956.- 219 p.
13. Krypton, C. The Northern Sea Route: its place in Russian economic history before 1917. New York: Methuen, 1953.- 194 p.
14. Mason, К. Notes on the Northern Sea Route // The Geographical Journal. 1940. Vol. 96, №. 1. P. 27-28.
15. Stone, I.R. Joseph Wiggins (1832-1905) // Arctic. 1994. Vol. 47, № 3. P. 405-410.
16. Stone, I.R. Sir Robert Morier and the sea route to Siberia // Polar Record. 1995. №. 30. P. 343-346.
17. Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование
сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. - 2016. - № 9. - С. 138-145.
18. Авхадеев В.Р. Многосторонние международные соглашения, регулирующие правовой режим Арктики // Журнал российского права. - 2016. - № 2. - С. 135-143.
19. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады // Вестник МГУ. - 2011. - № 2. - С. 92-128.
20. Бакланов П.Я. Географические и геополитические факторы и направления долгосрочного развития Арктической зоны России // Вестник Дальневосточного отделения РАН. - 2015. - № 2. - С. 15-24.
21. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Об уникальности геополитического положения Тихоокеанской России // Проблемы Дальнего Востока. - 2013. - №6. - С. 29-38.
22. Беляев, Д. П. Атомный ледокольный флот как фактор освоения Арктики ; // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 182-186.
23. Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013.
24. Богачёв В. Ф., Савельев А.Н., Евграфова Л.Е. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге: перспективы развития // Геополитика и безопасность. - 2014. - № 2. - С. 115-118.
25. Веретенников Н.П. Северный морской путь: история, экономика, геополитика, безопасность // Геополитика и безопасность. - 2015. - № 2. - C. 88-94.
26. Визе В.Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. - Т. II. - М.: Paulsen, 2016.- 340 с.: ил.
27. Воробьёв В.М., Никитин В.С. Атомные ледоколы и освоение арктического шельфа // Арктика. Экология и экономика. - 2016. - № 1. - C. 76¬81.
28. Головатый И.Н. Нормативное правовое регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации // Межотраслевая информационная служба. - 2016. - № 4. - С. 23-30.
29. Д. Дараган. Памяти Бориса Андреевича Вилькицкого. // Морские Записки 1961. № 3/4 (55)
30. Елисеев Д.О. Глобальные тенденции развития Арктики: риски для России // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 4. - С. 62-71.
31. Елисеев Д.О. Северный морской путь в условиях климатических изменений: риски и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 10. - С. 18-26.
32. Жаров В.С. Управление территориальными социально-экономическими системами Арктики в масштабе глобального развития. // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика-2015». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2015. - С. 102-104.
33. Жудро И.С. О модернизации международно-правовой концепции обоснования внешних границ континентального шельфа Российской Федерации в Арктике // Международное публичное и частное право. - 2015. - № 6. - С. 10¬14.
34. Козьменко С.Ю., Селин В.С. Современное оборонно-экономическое позиционирование России в арктических акваториях // Морской сборник. - 2016. - № 7. - C. 38-43.
35. Кокин С.В. Инфраструктурные проекты как точки роста опорных зон российской Арктики. / С.В. Кокин, В.Ю. Андрусенко. //Государственный аудит. Право. Экономика. - 2017.- № 1. - С. 58.
36. Коновалов А.М. Арктика: национальные интересы в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 48. - С. 20-28.
37. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? - М.: Изд-во РИСИ, 2011. - 191 с.
38. Котляр В.С. Арктика - регион мирного развития или противоречий? // Международная жизнь. - 2016. - № 5. - С. 105-117.
39. Макаров И.А., Степанов И.А. Экологический фактор экономического развития Российской Арктики // ЭКО. - 2015. - № 11. - С.120-138.
40. Матияк Л.А. Арктические стратагемы Пекина // Власть. - 2016. - №8. - С. 189-194.
41. Морской путь в Сибирь: (Доклад начальника Военно-Обской экспедиции подполковника Д.Ф. Котельникова министру торговли) // Освобождение России. - 1919. - 3 апр. (№ 77). - С. 2-3; ранее опубликован в омском «Сибирском вестнике» (Орган Временного Сибирского правительства) (1918. 22 окт. № 49) под названием «Доклад министру торговли и промышленности Сибирского Правительства, начальника Обской экспедиции, корпуса гидрографов подполковника Котельникова «О мерах, обеспечивающих мореплавание и речное судоходство до бухты «Находка».
42. Ристе У. История внешней политики Норвегии / пер. с англ. М. Коробочкина. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003.- 416 с.
43. Рукша В.В. Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы // Арктика. Экология и экономика. - 2015. - № 4. - C. 104-110.
44. Савельев А.Н., Селин В.С., Щеголькова А.А. Геоэкономические обстоятельства и политические тенденции регионального присутствия России в Арктике // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. - С. 205-209.
45. Селин В.С. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России // Регион: Экономика и Социология. - 2010. - № 3. - С. 23-39.
46. Селин В.С. Национальные интересы и экономическая безопасность в Российской Арктике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 31. - С. 2-10.
47. Сильвестров Л.К. Арктика и антироссийские санкции: что дальше? // Энергия: экономика, техника, экология. - 2016. - № 3. - С.10-13.
48. Слипенчук М.В. Национальный арктический транспортный коридор: проблемы и перспективы // Арктическое обозрение. Официальное издание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике. - 2016. - № 2. - С.10-15.
49. Слипенчук М.В. Панарктическое международное партнерство: актуальный форсайтинг // Экономические стратегии. - 2016. - № 6. - С.84-99.
50. Харлампьева Н.К. Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2015. - № 1. - C. 125-139.
51. Шнайдер А.Г. Северный морской путь - стратегический проект Российской Федерации в Арктике // Экономист. - 2015. - № 10. - C. 64-68.
52. Янг О.Р. Арктика в будущем: арена конфликтов или «зона мира»? // Вестник МГУ. - 2011. - № 2. - С.244-255 Арктическая энциклопедия: в 2-х томах — дополненное и переработанное издание «Северной энциклопедии» / отв. ред. Ю.Ф. Лукин. - М.: Издательство «Паулсен», 2017. Т.1. С. 426-427.
Интернет-ресурсы
53. Гаврилов Ю. Арктику прикроют «Бастионы» // Российская газета. -
2015. - 2 июня. - С.2. [Электронный ресурс] URL:
https://rg.ru/2015/06/01/arktika-site.html(дата обращения 16.02.2018).
54. Забродина Е. Как поделить арктический пирог. Комиссия ООН по шельфу начала рассматривать заявку РФ // Российская газета. - 2016. - 11 августа. - С.4. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2016/08/10/komissiia-
oon-nachala-rassmatrivat-zaiavku-rf-na-shelf-v-okeane.html (дата обращения
15.02.2018).
55. Информационное агентство СЕВЕРПРЕСС http://sever-
press.ru/obshchestvo/item/6094-u-istokov-izucheniya-arktiki(дата обращения 20.01.2018г.)
56. Комраков А. США охладели к Арктике. // Независимая газета. -
2016. - 22 ноября. - С.4. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ng.ru/economics/2016-11-22/4_6865_arctic.html?print=Y (дата
обращения 14.02.2018).
57. Мухин В. Вашингтон и Москва готовятся к битве за Арктику // Независимая газета. - 2016. - 16 октября [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/politics/2016-10-26/1_6844_arctic.html?print=Y(дата обращения 07.03.2018).
58. Мухин В. Минобороны берёт Арктику под особый контроль // Независимая газета. - 2015. - 19 января [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/armies/2015-01-19/1_arctic.html(дата обращения 07.03.2018).
59. Широкорад А.Б. Пора пресечь покушения на русскую Арктику // Независимая газета. - 2017. - 13 января [Электронный ресурс] URL: http://nvo.ng.ru/realty/2017-01-13/10_932_arctic.html? print=Y (дата обращения 07.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ