Введение 3
1. Теоретические и методологические основы совершенствования
профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан 6
1.1 Понятие профессиональной подготовки и переподготовки безработных
граждан, его сущность и значение для рынка труда 6
1.2 Особенности профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан 26
2. Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" .... 30
2.1 Краткая характеристика ГКУ "Центр занятости населения города Пермь "30
2.2 Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 34
2.3. Выявление недостатков и перспектив развития по совершенствованию
организация профессиональной подготовки и переподготовки 46
3. Совершенствование организации профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 78
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что состояние современного рынка труда характеризуется наличием ряда проблем, основная из которых - несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей лиц, претендующих на работу. Сгладить существующие противоречия между спросом и предложением рабочей силы - одна из основных задач службы занятости. Решает эту проблему такая форма активной политики занятости населения как профессиональное обучение, включающая в себя переобучение и повышение квалификации безработных граждан.
Профессиональное обучение безработных граждан является актуальным в системе государственных мер по противодействию быстро растущей безработице. Оно выполняет важную функцию социально - профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения и осуществляется Центрами занятости населения.
Вопросы профессионального обучения безработных граждан сегодня по праву относятся к числу наиболее актуальных как с экономической, так и социальной точек зрения. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных целесообразно рассматривать в контексте непрерывного образования. Например, с точки зрения Р. Даве, непрерывное образование представляет собой процесс «совершенствования личного общественного и профессионального развития в течение всего жизненного цикла индивида с целью повышения качества жизни как индивидов, так и коллективов».
Такое образование может служить для подготовки безработных к первой работе или к новой работе, оно может способствовать поддержанию его знаний об инновациях в его должностных обязанностях или профессии. В логике непрерывного образования профессиональная карьера не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника неоднократно на протяжении профессиональной жизни менять сферы деятельности, а соответственно, и профессии.
Оценка результатов программ профессионального обучения безработных граждан также весьма противоречива. Так, данные исследований Л.В. Санковой и А.В. Косаревой свидетельствуют о высокой эффективности таких программ в России и подкрепляются соответствующими показателями, отражающими процент трудоустроенных после завершения обучения.
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка и переподготовка безработных на рынке труда.
Предметом исследования является рынок труда г. Перми.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ существующей организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных на рынке труда города Пермь.
Гипотеза исследования сформирована исходя из исследовательской цели и предмета, — эффективность профессионального обучения безработных граждан на рынке труда будет обеспечена, если: устранить недостатки подготовки и переподготовки безработных граждан. Разработанные рекомендации по организации профессиональной подготовки и переподготовки позволят решить недочеты в работе ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" занятости.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические основы
совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан;
2. Проанализировать профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь";
3. Разработать основные направления по совершенствованию организации профессионального обучения безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Значительный вклад в развитие теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости на федеральном, региональном и местных уровнях внесли такие исследователи как: Н.Т.Вишневская, А.В. Непочатая, Ф.Т. Прокопов, они анализируют развитие институтов трудовых отношений, исследуют проектирование деятельности региональных институтов занятости, выявляют институциональные и правовые основы регулирования социально-трудовых отношений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты в области регулирования трудовых ресурсов, рынка труда и занятости.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические материалы Федеральной службы по труду и занятости, исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, данные Главного государственного управления социального развития Пермского края, отчеты государственного учреждения - центра занятости населения г. Пермь.
Объем и структура работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации и обобщении теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости.
Практическая значимость исследования выражена в практическом применении в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Профессиональное обучение безработных граждан является актуальным в системе государственных мер по противодействию быстро растущей безработице. Оно выполняет важную функцию социально- профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения и осуществляется Центрами занятости населения.
Обучение и переподготовка граждан, признанных в установленном порядке безработными в Центрах занятости населения, осуществляется на основании ст. 23 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов) в случаях, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.
Исследование проводилось на базе ГКУ «Центр занятости населения города Пермь», которое обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции.
В ходе проведенного анализа, выявлены факторы риска возникновения повторных обращений граждан в службу занятости. Особенно большая вероятность длительной безработицы у женщин, молодежи, в возрасте от 16 до 29 лет, жителей сельских районов, инвалидов, длительно не работающих, освобожденных из мест лишения свободы. Данным категориям граждан особенно важно оказывать государственной услуги в области содействия занятости, в том числе оказания услуг по подготовке, переподготовке и повышения квалификации. В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества, эффективности обучения, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда возможны как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.
В первую очередь, это возрастание роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство. Совместное планирование работодателей, центра занятости и образовательных учреждений
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая обучение в другой местности безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Технология организации и проведения профилирования безработных граждан предусматривает ряд этапов, включающих анализ документов, анкетирование, анализ полученных результатов, уточняющую беседу и отнесение безработного гражданина к группе профилирования в соответствии с уровнем конкурентоспособности, собеседование для изучения результатов поиска работы и уточнения стратегии работы с гражданином.
В мероприятиях по профилированию принимают участие все граждане, регистрируемые в центрах занятости населения в качестве безработных.
Процедура профилирования позволяет комплексно подойти к проблеме трудоустройства безработных граждан.
Перед направлением безработных граждан на профессиональное обучение проводится профориентационная работа. Граждане, направленные на обучение, получают также консультации в целях содействия трудоустройству, корректировке резюме и подготовки к собеседованию с работодателем.
Отбор и направление на профессиональное обучение безработных граждан центрами занятости населения осуществляется на основе анализа профессионально - квалификационного состава граждан, обратившихся в службу занятости в поиске работы, с учетом требований рынка труда, наличия вакансий, а также ориентации безработных граждан на предпринимательскую деятельность.
Анализ вакансий, поступающих из предприятий и организаций, позволяет объективно оценить потребность в квалифицированных кадрах, проанализировать возможность заполнения существующих вакансий гражданами, состоящими на учете в центрах занятости при условии прохождения ими переподготовки или повышения квалификации. Одновременно при направлении безработных на профобучение учитывается их профессиональный опыт, желание обучаться по конкретной профессии, рекомендации профконсультанта.
Количество профессий (специальностей), предоставляемых Пермской службой занятости безработным на профессиональное обучение, зависит от востребованностей профессий (специальностей) изучаемых на рынках труда.
Второй недостаток заключается в том, что не все граждане после обучения трудоустраиваются.
Главной проблемой программ профессионального обучения является то, что они, как и вся политика занятости, нацелены главным образом на снятие социальной напряженности в обществе [14]. Этому способствует оценка реализации программ, которая проводится не по фактам реального 69
трудоустройства, а по снятию безработных с учета и отсутствию повторного обращения в ЦЗ. Такой подход к результативности программы не создает персоналу Центров должных стимулов для содействия трудоустройству через обучение и переподготовку.
Однако проанализировав причины заметим, что перед тем как начать обучение граждан Центр занятости проводит конкурсный отбор либо создает котировочную заявку на право заключения государственных контрактов на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации) безработных граждан.
Для сокращения численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости и снятия напряжения на рынке труда, необходимо создание новых рабочих мест, обязательное участие в общественных работах всех безработных.
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]:
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения:
14.02.18)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: http://www.gk-rf.ru/statia209(дата обращения: 14.02.18)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ.-2002.-№ 1 (ч. 1).- Ст. 3.
4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]: http://base.garant
.ru/10164333/1/ (дата обращения: 14.02.18)
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2018 № 324 «Об
утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (ред. от 19.06.2012) // СЗ РФ.-2018.- № 28.- Ст. 2901.
6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1089 (ред. от 07.11.2016) «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») СЗ РФ.-2016.- № 2.- Ст. 266.
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1064 «Об
утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»// СЗ РФ.- 2012.- №1.- Ст. 109.
8. Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1307 «О
предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.-2012.-№ 52.- Ст. 7481.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012. № 415н «Об
утверждении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения». [Электронный ресурс]:
http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/orders/1302(дата обращения: 14.02.18)
10. Постановление Администрации Пермского края от 29.06.2014 N№ 279 (ред. от 07.07.2017) «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Пермском крае»// Комсомольская правда.- 2014.- № 164.-10.08.
11. Постановление Администрации Пермского края от 11.04.2012 № 178 (ред. от 12.02.2013) «Об утверждении положений, определяющих порядок и условия реализации отдельных мероприятий в области содействия занятости населения». [Электронный ресурс]:http://base.consuttant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW351;n=38776 (дата обращения: 14.02.18)
12. Постановление Администрации города Перми от 23.11.2012 № 3101 «Об утверждении ведомственной целевой программы «О содействии занятости населения в муниципальном образовании «Город Пермь» на 2013 год»// Пермские новости.- 2012.- № 89.-28.11.
13. Постановление Администрации города Перми от 29.11.2012 № 3147 «Об утверждении «Порядка предоставления субсидий из бюджета города Перми на финансирование мероприятий, включенных в ведомственную целевую программу «О содействии занятости населения в муниципальном образовании «Город Пермь» на 2013 год»// Пермские новости.- 2012.- № 90.-30.11.
14. Положение о Государственном комитете Пермского края по труду и
занятости населения (в ред. постановлений Администрации Пермского края от 16.03.2012 № 122, от 12.12.2012 № 635). [Электронный ресурс]:
http://trud.pskov.ru/polojenie (дата обращения: 18.05.13)
15. Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Пермского края на 2017 - 2018 годы». [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/924022436(дата обращения: 14.02.18)
16. Устав ГКУ ПО «ЦЗН г. Великих Лук», утвержденным приказом Государственного комитета Пермского края по труду и занятости населения №74 от 08.06.2017. [Электронный ресурс]: http://trud.pskov.ru/content/gku-po- tszn-goroda-velikie-luki(дата обращения: 21.02.18)
17. Отчет об осуществлении государственным комитетом Пермского
края по труду и занятости населения переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2012 году. [Электронный ресурс]: http://trud.pskov.ru/content/rezultaty-deyatelnosti-
komiteta (дата обращения: 04.04.16)
18. Алебастрова, И.А.Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки / И.А. Алебастров // Конституционное и муниципальное право.- 2016.- № 20 - С. 2-11.
19. Андриченко, Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Под ред. Зорькина В.Д. 2-е изд., М.: Норма, Инфра - М, 2014. -1008 с.
20. Бабошкин, А. Нестандартная занятость: российские особенности / А. Бабошкин // Человек и труд. - 2016. - № 7- С. 29-34.
21. Бакун, Л. А. Группы в политике (К истории развития американских теорий) / Л. А. Бакун // Полис. - 2015.- №1. - С. 162-167.
22. Бугров, Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве/ Л.Ю. Бугров // Государство и право.-2012.- №
4. - С. 36-42.
23. Васильев, Я. Т. Совершенстование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда. [Электронный ресурс]: http://diss/rsl/ru/diss/03/0385/03038504.pgf(дата обращения: 03.01.18)
24. Вишневская, Н.Т. Институт минимальной заработной платы в странах ОЭСР. [Электронный ресурс]: https://www.hse.ru/data/2017/05/04/1216408503/ WP3_2012_03.pdf (дата обращения: 28.01.18).
25. Горный, М.Б.Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть I. Муниципальная политика Учебное пособие - СПб. Издательство «ЮТАС», 2015.- 184 с.
26. Григорьева, И.А. Социальная политика: основные понятия. Журнал исследований социальной политики. [Электронный ресурс]: http://www.
jsps.ru/upload/iblock/837/grigorieva_socialnaya_politika_osnovnye_ponyatiya.pdf (дата обращения: 08.02.18)
27. Заславская, Т.И. Методологический проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. -Изд. Наука, Сибирское Отд., 2016. - 316с.
28. Институт проблем предпринимательства. [Электронный ресурс]: http://www.ippnou.ru/print/000873/ (дата обращения: 14.01.18)
29. Карпушкина, А. В. Проектирование деятельности региональных институтов занятости: методические подходы к оценке эффективности. [Электронный ресурс]:http://www.uecs.ru/marketing/item/393-2018-04-25-08-10-55 (дата обращения: 14.01.2018)
30. Коновалова, М.Е., Балашова, О.Ю. Теоретические подходы в исследовании категории «занятость населения». [Электронный ресурс]: http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/11-4/30695.pdf(обращения: 16.02.18)
31. Конституционное право России. Социальное государство.
[Электронный ресурс]: http://bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/27.htm
(дата обращения: 04.01.18)
32. Коровкин, А.Г. Динамика занятости и рынок труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. - М., 2015. - 320с.
33. Котляр, А.Э. О повышении эффективности занятости /А.Э. Котляр // Человек и труд. - 2015. - № 4. - С.26.
34. Кудрявцева, Ю.В. Комментарий к Конституции Российской
Федерации. - М., 1996. -720 с. [Электронный ресурс]:
http://podelise.ru/docs/34751 /index-7396-1.html (дата обращения:10.02.18)
35. Львов, Д.С. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и
перспективы российской экономики. [Электронный ресурс]:
http://www.leadnet.ru/lvov/lvov17.htm (дата обращения: 01.02.2017)
36. Маврин, С.П., Пашков, А.С. Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) - М., 2001. - 426 с.
37. Мохов, В. Институциональные и социальные факторы регионализации элит в России. [Электронный ресурс]: http://ecsocman.hse.ru /data/916/681/1219/010.MOKHOV.pdf (дата обращения: 28.01.18)
38. Непочатая, И.В. Меры по поддержанию трудовой занятости в условиях финансово-экономического кризиса (организационно-правовые вопросы) / И.В. Непочатая // Российский юридический журнал.- 2016. - № 5.- С. 203-205.
39. Павроз, А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия. [Электронный ресурс]:
http://www.politex.info/ content/view/138/30/ (дата обращения: 12.012.17)
40. Прокопов, Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике. [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/diss/03/0269/030269007.pdf(дата обращения: 17.03.17)
41. Комсомольская правда. Величина прожиточного минимума в Пермском крае. [Электронный ресурс]:http://pravdapskov.ru/news/6088 (дата обращения: 17.05.17)
42. Сафиуллин, А.Р. Экономика благосостояния. Теория и практика. [Электронный ресурс]: http:ZZwindow.edu.ru/resource/188/65188/filesZ113.pdf (дата обращения: 08.05.17)
43. Сергеева, Е.А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е.А.Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 4. - С. 35-46.
44. Симонова, Т.М. Теоретические аспекты изучения социальных проблем,И-8.[Электронный ресурс]:http://ecsocman.hse.ru/data/008/415/1224/Simonova.pdf (дата обращения: 04.02.16)
45. Смирнова, О.В. Трудовое право России.- М., 2017. - 513 с.
46. Социальная политика. [Электронный ресурс]:
http://www.bibliotekar.ru /economicheskaya-teoriyaZ68.htm (дата обращения: 02.01.18)
47. Трумэн, Д.Б. Процесс государственного управления: политические интересы и общественное мнение. / Д.Трумэн// Теория и практика демократии: избр. тексты / под ред. В.Л. Иноземцева.- М.: Ладомир, 2016. -
С. 309-316.
48. Туронок, С. Г. Политический анализ: курс лекций : учебное пособие для управленческих специальностей вузов / С. Г. Туронок, Моск.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ), и др.- М. : Дело, 2015 . - 360 с.
49. Умалатков, К.А. Социальная эффективность государственной политики занятости населения в регионах. [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/download/38796212.pdf(дата обращения: 14.02.18)
50. Унагаева, И.И. Направления и инструменты политики занятости региона. [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/diss/03/0252/030252017.pdf(дата обращения: 09.02.18)
51. Чирикова, А.Е. Региональная социальная политика: акторы и
мотивация. [Электронный ресурс]: http://www.civisbook.ru/files/File/
Chirikova_Mir_Rossii.pdf (дата обращения: 18.02.18)
52. Шайхатдинов, В.Ш. Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова.- Пермь: Изд. Уральского университета, 2013. - 176с.
53. Шмиттер, Ф. Увязка интересов и управляемость политических режимов в современной Западной Европе и Северной Америке» / Ф.Шмиттер // Теория и практика демократии: избр. тексты / под ред. В.Л. Иноземцева.- М.: Ладомир, 2016. - С. 341-348.
54. Янг Э., Куинн Л. Как написать действенный аналитический документ в сфере государственной политики. Практическое пособие для советников по государственной политике Центральной и Восточной Европе / Перевод Ю.Д. Полянский. Научный ред. А.И. Килиевич. Изд-во К.И.С., 2013.- 124с.