Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных на рынке труда г. Пермь
|
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы совершенствования
профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан 6
1.1 Понятие профессиональной подготовки и переподготовки безработных
граждан, его сущность и значение для рынка труда 6
1.2 Особенности профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан 26
2. Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" .... 30
2.1 Краткая характеристика ГКУ "Центр занятости населения города Пермь "30
2.2 Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 34
2.3. Выявление недостатков и перспектив развития по совершенствованию
организация профессиональной подготовки и переподготовки 46
3. Совершенствование организации профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 78
1. Теоретические и методологические основы совершенствования
профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан 6
1.1 Понятие профессиональной подготовки и переподготовки безработных
граждан, его сущность и значение для рынка труда 6
1.2 Особенности профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан 26
2. Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" .... 30
2.1 Краткая характеристика ГКУ "Центр занятости населения города Пермь "30
2.2 Анализ организации профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан 34
2.3. Выявление недостатков и перспектив развития по совершенствованию
организация профессиональной подготовки и переподготовки 46
3. Совершенствование организации профессиональной подготовки и
переподготовки безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 78
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что состояние современного рынка труда характеризуется наличием ряда проблем, основная из которых - несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей лиц, претендующих на работу. Сгладить существующие противоречия между спросом и предложением рабочей силы - одна из основных задач службы занятости. Решает эту проблему такая форма активной политики занятости населения как профессиональное обучение, включающая в себя переобучение и повышение квалификации безработных граждан.
Профессиональное обучение безработных граждан является актуальным в системе государственных мер по противодействию быстро растущей безработице. Оно выполняет важную функцию социально - профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения и осуществляется Центрами занятости населения.
Вопросы профессионального обучения безработных граждан сегодня по праву относятся к числу наиболее актуальных как с экономической, так и социальной точек зрения. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных целесообразно рассматривать в контексте непрерывного образования. Например, с точки зрения Р. Даве, непрерывное образование представляет собой процесс «совершенствования личного общественного и профессионального развития в течение всего жизненного цикла индивида с целью повышения качества жизни как индивидов, так и коллективов».
Такое образование может служить для подготовки безработных к первой работе или к новой работе, оно может способствовать поддержанию его знаний об инновациях в его должностных обязанностях или профессии. В логике непрерывного образования профессиональная карьера не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника неоднократно на протяжении профессиональной жизни менять сферы деятельности, а соответственно, и профессии.
Оценка результатов программ профессионального обучения безработных граждан также весьма противоречива. Так, данные исследований Л.В. Санковой и А.В. Косаревой свидетельствуют о высокой эффективности таких программ в России и подкрепляются соответствующими показателями, отражающими процент трудоустроенных после завершения обучения.
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка и переподготовка безработных на рынке труда.
Предметом исследования является рынок труда г. Перми.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ существующей организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных на рынке труда города Пермь.
Гипотеза исследования сформирована исходя из исследовательской цели и предмета, — эффективность профессионального обучения безработных граждан на рынке труда будет обеспечена, если: устранить недостатки подготовки и переподготовки безработных граждан. Разработанные рекомендации по организации профессиональной подготовки и переподготовки позволят решить недочеты в работе ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" занятости.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические основы
совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан;
2. Проанализировать профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь";
3. Разработать основные направления по совершенствованию организации профессионального обучения безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Значительный вклад в развитие теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости на федеральном, региональном и местных уровнях внесли такие исследователи как: Н.Т.Вишневская, А.В. Непочатая, Ф.Т. Прокопов, они анализируют развитие институтов трудовых отношений, исследуют проектирование деятельности региональных институтов занятости, выявляют институциональные и правовые основы регулирования социально-трудовых отношений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты в области регулирования трудовых ресурсов, рынка труда и занятости.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические материалы Федеральной службы по труду и занятости, исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, данные Главного государственного управления социального развития Пермского края, отчеты государственного учреждения - центра занятости населения г. Пермь.
Объем и структура работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации и обобщении теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости.
Практическая значимость исследования выражена в практическом применении в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Профессиональное обучение безработных граждан является актуальным в системе государственных мер по противодействию быстро растущей безработице. Оно выполняет важную функцию социально - профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения и осуществляется Центрами занятости населения.
Вопросы профессионального обучения безработных граждан сегодня по праву относятся к числу наиболее актуальных как с экономической, так и социальной точек зрения. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных целесообразно рассматривать в контексте непрерывного образования. Например, с точки зрения Р. Даве, непрерывное образование представляет собой процесс «совершенствования личного общественного и профессионального развития в течение всего жизненного цикла индивида с целью повышения качества жизни как индивидов, так и коллективов».
Такое образование может служить для подготовки безработных к первой работе или к новой работе, оно может способствовать поддержанию его знаний об инновациях в его должностных обязанностях или профессии. В логике непрерывного образования профессиональная карьера не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника неоднократно на протяжении профессиональной жизни менять сферы деятельности, а соответственно, и профессии.
Оценка результатов программ профессионального обучения безработных граждан также весьма противоречива. Так, данные исследований Л.В. Санковой и А.В. Косаревой свидетельствуют о высокой эффективности таких программ в России и подкрепляются соответствующими показателями, отражающими процент трудоустроенных после завершения обучения.
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка и переподготовка безработных на рынке труда.
Предметом исследования является рынок труда г. Перми.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ существующей организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных на рынке труда города Пермь.
Гипотеза исследования сформирована исходя из исследовательской цели и предмета, — эффективность профессионального обучения безработных граждан на рынке труда будет обеспечена, если: устранить недостатки подготовки и переподготовки безработных граждан. Разработанные рекомендации по организации профессиональной подготовки и переподготовки позволят решить недочеты в работе ГКУ "Центр занятости населения города Пермь" занятости.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические основы
совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан;
2. Проанализировать профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь";
3. Разработать основные направления по совершенствованию организации профессионального обучения безработных граждан в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Значительный вклад в развитие теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости на федеральном, региональном и местных уровнях внесли такие исследователи как: Н.Т.Вишневская, А.В. Непочатая, Ф.Т. Прокопов, они анализируют развитие институтов трудовых отношений, исследуют проектирование деятельности региональных институтов занятости, выявляют институциональные и правовые основы регулирования социально-трудовых отношений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты в области регулирования трудовых ресурсов, рынка труда и занятости.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические материалы Федеральной службы по труду и занятости, исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, данные Главного государственного управления социального развития Пермского края, отчеты государственного учреждения - центра занятости населения г. Пермь.
Объем и структура работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Теоретическая значимость исследования выражена в систематизации и обобщении теоретических и методологических аспектов в сфере рынка труда и проблем занятости.
Практическая значимость исследования выражена в практическом применении в ГКУ "Центр занятости населения города Пермь".
Профессиональное обучение безработных граждан является актуальным в системе государственных мер по противодействию быстро растущей безработице. Оно выполняет важную функцию социально- профессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию, содержание и технологию профессионального обучения и осуществляется Центрами занятости населения.
Обучение и переподготовка граждан, признанных в установленном порядке безработными в Центрах занятости населения, осуществляется на основании ст. 23 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов) в случаях, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.
Исследование проводилось на базе ГКУ «Центр занятости населения города Пермь», которое обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции.
В ходе проведенного анализа, выявлены факторы риска возникновения повторных обращений граждан в службу занятости. Особенно большая вероятность длительной безработицы у женщин, молодежи, в возрасте от 16 до 29 лет, жителей сельских районов, инвалидов, длительно не работающих, освобожденных из мест лишения свободы. Данным категориям граждан особенно важно оказывать государственной услуги в области содействия занятости, в том числе оказания услуг по подготовке, переподготовке и повышения квалификации. В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества, эффективности обучения, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда возможны как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.
В первую очередь, это возрастание роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство. Совместное планирование работодателей, центра занятости и образовательных учреждений
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая обучение в другой местности безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Технология организации и проведения профилирования безработных граждан предусматривает ряд этапов, включающих анализ документов, анкетирование, анализ полученных результатов, уточняющую беседу и отнесение безработного гражданина к группе профилирования в соответствии с уровнем конкурентоспособности, собеседование для изучения результатов поиска работы и уточнения стратегии работы с гражданином.
В мероприятиях по профилированию принимают участие все граждане, регистрируемые в центрах занятости населения в качестве безработных.
Процедура профилирования позволяет комплексно подойти к проблеме трудоустройства безработных граждан.
Перед направлением безработных граждан на профессиональное обучение проводится профориентационная работа. Граждане, направленные на обучение, получают также консультации в целях содействия трудоустройству, корректировке резюме и подготовки к собеседованию с работодателем.
Отбор и направление на профессиональное обучение безработных граждан центрами занятости населения осуществляется на основе анализа профессионально - квалификационного состава граждан, обратившихся в службу занятости в поиске работы, с учетом требований рынка труда, наличия вакансий, а также ориентации безработных граждан на предпринимательскую деятельность.
Анализ вакансий, поступающих из предприятий и организаций, позволяет объективно оценить потребность в квалифицированных кадрах, проанализировать возможность заполнения существующих вакансий гражданами, состоящими на учете в центрах занятости при условии прохождения ими переподготовки или повышения квалификации. Одновременно при направлении безработных на профобучение учитывается их профессиональный опыт, желание обучаться по конкретной профессии, рекомендации профконсультанта.
Количество профессий (специальностей), предоставляемых Пермской службой занятости безработным на профессиональное обучение, зависит от востребованностей профессий (специальностей) изучаемых на рынках труда.
Второй недостаток заключается в том, что не все граждане после обучения трудоустраиваются.
Главной проблемой программ профессионального обучения является то, что они, как и вся политика занятости, нацелены главным образом на снятие социальной напряженности в обществе [14]. Этому способствует оценка реализации программ, которая проводится не по фактам реального 69
трудоустройства, а по снятию безработных с учета и отсутствию повторного обращения в ЦЗ. Такой подход к результативности программы не создает персоналу Центров должных стимулов для содействия трудоустройству через обучение и переподготовку.
Однако проанализировав причины заметим, что перед тем как начать обучение граждан Центр занятости проводит конкурсный отбор либо создает котировочную заявку на право заключения государственных контрактов на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации) безработных граждан.
Для сокращения численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости и снятия напряжения на рынке труда, необходимо создание новых рабочих мест, обязательное участие в общественных работах всех безработных.
Обучение и переподготовка граждан, признанных в установленном порядке безработными в Центрах занятости населения, осуществляется на основании ст. 23 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов) в случаях, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.
Исследование проводилось на базе ГКУ «Центр занятости населения города Пермь», которое обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции.
В ходе проведенного анализа, выявлены факторы риска возникновения повторных обращений граждан в службу занятости. Особенно большая вероятность длительной безработицы у женщин, молодежи, в возрасте от 16 до 29 лет, жителей сельских районов, инвалидов, длительно не работающих, освобожденных из мест лишения свободы. Данным категориям граждан особенно важно оказывать государственной услуги в области содействия занятости, в том числе оказания услуг по подготовке, переподготовке и повышения квалификации. В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества, эффективности обучения, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда возможны как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.
В первую очередь, это возрастание роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство. Совместное планирование работодателей, центра занятости и образовательных учреждений
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая обучение в другой местности безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Технология организации и проведения профилирования безработных граждан предусматривает ряд этапов, включающих анализ документов, анкетирование, анализ полученных результатов, уточняющую беседу и отнесение безработного гражданина к группе профилирования в соответствии с уровнем конкурентоспособности, собеседование для изучения результатов поиска работы и уточнения стратегии работы с гражданином.
В мероприятиях по профилированию принимают участие все граждане, регистрируемые в центрах занятости населения в качестве безработных.
Процедура профилирования позволяет комплексно подойти к проблеме трудоустройства безработных граждан.
Перед направлением безработных граждан на профессиональное обучение проводится профориентационная работа. Граждане, направленные на обучение, получают также консультации в целях содействия трудоустройству, корректировке резюме и подготовки к собеседованию с работодателем.
Отбор и направление на профессиональное обучение безработных граждан центрами занятости населения осуществляется на основе анализа профессионально - квалификационного состава граждан, обратившихся в службу занятости в поиске работы, с учетом требований рынка труда, наличия вакансий, а также ориентации безработных граждан на предпринимательскую деятельность.
Анализ вакансий, поступающих из предприятий и организаций, позволяет объективно оценить потребность в квалифицированных кадрах, проанализировать возможность заполнения существующих вакансий гражданами, состоящими на учете в центрах занятости при условии прохождения ими переподготовки или повышения квалификации. Одновременно при направлении безработных на профобучение учитывается их профессиональный опыт, желание обучаться по конкретной профессии, рекомендации профконсультанта.
Количество профессий (специальностей), предоставляемых Пермской службой занятости безработным на профессиональное обучение, зависит от востребованностей профессий (специальностей) изучаемых на рынках труда.
Второй недостаток заключается в том, что не все граждане после обучения трудоустраиваются.
Главной проблемой программ профессионального обучения является то, что они, как и вся политика занятости, нацелены главным образом на снятие социальной напряженности в обществе [14]. Этому способствует оценка реализации программ, которая проводится не по фактам реального 69
трудоустройства, а по снятию безработных с учета и отсутствию повторного обращения в ЦЗ. Такой подход к результативности программы не создает персоналу Центров должных стимулов для содействия трудоустройству через обучение и переподготовку.
Однако проанализировав причины заметим, что перед тем как начать обучение граждан Центр занятости проводит конкурсный отбор либо создает котировочную заявку на право заключения государственных контрактов на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации) безработных граждан.
Для сокращения численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости и снятия напряжения на рынке труда, необходимо создание новых рабочих мест, обязательное участие в общественных работах всех безработных.
Подобные работы
- Предложение на рынке труда в современной России (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - Региональная политика занятости (на примере субъекта РФ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика занятости (на примере субъекта РФ)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



