Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
1.1. Общая характеристика средств и методов нравственного
воспитания 7
1.2. Особенности младших школьников с нарушением
интеллекта 16
1.3. Роль игры в процессе нравственного воспитания младших
школьников с нарушением интеллекта 22
Выводы 26
Глава 2. Практическая работа по воспитанию нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта посредством игровой деятельности
2.1. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников с
нарушением интеллекта на констатирующем этапе 27
2.2. Формирование нравственных качеств младших школьников с
нарушением интеллекта посредством игровой деятельности 36
2.3. Анализ результатов практической работы 45
Выводы 51
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Современное общество выдвигает новый идеал личности - это человек деятельный и компетентный, обладающий высоким уровнем нравственной воспитанности. Отсюда, именно на школу возлагается огромная роль в решении проблем нравственного воспитания, развития у детей положительных моральных качеств.
Особое внимание уделяется решению проблем, связанных с нравственным воспитанием младших школьников с нарушением интеллекта. Эти обучающиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с умственными недостатками было нетерпимым. Впервые мысль о том, что дети с нарушением развития нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Г енрих Песталоцци.
Исследования современных ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к нарушению интеллекта только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением коры головного мозга.
Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта внесли отечественные исследователи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, P.M. Боскис, И.А. Соколянский, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, БД. Корсунская, М.С. Певзнер, А.И. Дьячков, С.А. Зыков и другие. Именно эти ученые первыми раскрыли теоретические основы данной проблемы.
школьников с нарушением интеллекта, также, изучали А.В. Рожков, К.С. Белянин, Н.А. Высотская. Они выявили, что нравственное воспитание включает в себя внешние педагогические воздействия, деятельность школьника и внутренние факторы развития личности.
И.Н. Ягодина, В.Н. Серов отмечали, что нравственное воспитание младших школьников носит ярко выраженный обучающий характер. Оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом, опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником.
У школьников с нарушением интеллекта, процесс усвоения нравственных норм и формирование личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют общаться и использовать накопленный обществом опыт. У них преобладает значимость индивидуалистических ценностей с эгоистической направленностью. Притупляются такие чувства как дружба, товарищество, взаимопомощь, коллективизм. Все это отрицательно сказывается на развитии личности в целом.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому, этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются главные принципы нравственности. Усвоение нравственного поведения детей с нарушением интеллекта лучше всего происходит в процессе игровой деятельности, где у детей постепенно и естественно формируется и закрепляется опыт нравственного поведения, нравственных отношений.
Всё вышесказанное определило актуальность проблемы, ее практическое значение и обусловило выбор темы исследования.
Тема исследования «Игра как средство воспитания нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта».
Предмет исследования: игра как средство воспитания нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель работы: теоретически обосновать и практически доказать эффективность игровой деятельности в воспитании нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза: можно предположить, что использование игровой деятельности повысит эффективность нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей и уровня нравственной воспитанности детей.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Раскрыть роль игры в процессе нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
4. Провести практическую работу по воспитанию нравственных качеств посредством игровой деятельности и определить ее эффективность.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ педагогической литературы;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, обобщение опыта работы.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии основных понятий нравственного воспитания, изучении истории проблемы, систематизации материала по проблеме нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные игры, направленные на воспитание нравственных качеств младших школьников, могут быть использованы в деятельности учителя, работающего с детьми с нарушением интеллекта.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении рассматривается актуальность проблемы на современном этапе развития общества, выделены объект, предмет, сформулированы цель, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятий нравственного воспитания, рассмотрены труды ученых и педагогов по данной теме, выделены основные методы и средства воспитания нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта. Дана характеристика детей с нарушением интеллекта. Раскрыта роль игры в процессе нравственного воспитания.
Во второй главе описана работа по воспитанию нравственных качеств младших школьников, представлен комплекс игр, направленных на воспитание нравственных качеств.
В заключении подведены итоги проделанной работы.
Приложение состоит из разработок комплекса игр, направленных на воспитание нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта.
Базой для проведения опытно-практической работы послужила МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» в Кишертском районе.
Проблема нравственного воспитания младших школьников является одной из наиболее актуальных в современной школе. Нравственное воспитание - это процесс сложный и длительный. Он осуществляется в учебной, внеучебной, игровой, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Анализ научной и методической литературы по проблеме доказывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для решения задач нравственного воспитания
Нравственное воспитание младших школьников с нарушением интеллекта имеет свои особенности. Они связаны со спецификой развития детей данной категории.
Система средств и методов, с помощью которых возможно решение задач нравственного воспитания этих детей, чрезвычайно обширна. Важно выбрать такие из них, которые оставляли бы след и в сознании детей, и в их повседневном поведении и деятельности. К числу наиболее эффективных средств нравственного воспитания относится игровая деятельность.
Результаты опытно-практической работы показывают, что использование игры в процессе нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта повышает его эффективность. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / Педагогика. - 2008.
2. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика. 2009. - 374 с.
3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2005 - №2 - С 67-68.
4. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова. - М.: Педагогика, 2007. - 310 с.
5. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы
в начальных классах (второе издание) — М.: Просвещение, 2013.
6. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учеб. пособие для студ. пед вузов - 2-е изд. - Москва.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 352 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2008. - 104 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) - М.: Педагогика, 2006. - 507 с.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Педагогика, 2001.
10. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. — М.: Школа-Пресс, 2004.
11. Выготский Л.С Педагогическая психология. Издательство: АСТ, Астрель, 2008. - 671 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, изд- во Эксмо, 2004.—512 с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г.
14. Григорьева Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
15. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - 114 с.
16. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 46 - 50.
17. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника - Москва, 2008. - 241 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
19. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.
20. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения // Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.
21. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2010
22. Макаренко А.С. О воспитании / сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
23. Марьенко И. С. Нравственное становление личности - Москва, 2005.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Из-во центр «Академия», 2000. - 165 с.
25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений // Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
26. Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.
27. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Пидкасистый П. И. и др. / под ред. П. И. Пидкасистого.— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 408 с.
28. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Академия, 2004. - 160 с.
29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Просвещение, 2002.
30. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2006
31. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие/ Составитель Калмыкова Е.А. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
32. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
33. Селевко Г.К. Игры в школе. М., 2011.
34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. . - М.: Школа-пресс, 2002.
35. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
36. Строганова Л.В. Формируем нравственную культуру младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С. 181.
37. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1990.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений // К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т. 2.
39. Фридман Л.М. «Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей» (переиздание 1997 г.) - М.: 2007. - 45 с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2008.
41. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. - М.:
Педагогическое общество России, 2004.