РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования лидерских качеств у студентов - будущих педагогов-психологов
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятий «лидерство»,
«лидер», «лидерские качества» 8
1.2. Особенности развития лидерских качеств у студентов 20
1.3. Формы и методы развития лидерских качеств у студентов -
будущих педагогов-психологов 28
Выводы по I главе 34
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития лидерских качеств у будущих педагогов- психологов
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств и его основных составляющих у будущих педагогов-психологов (констатирующий этап
эксперимента) 37
2.2. Реализация программы развития лидерских качеств у будущих
педагогов-психологов ( формирующий этап эксперимента) 45
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный этап эксперимента) 57
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты исследования лидерских качеств у студентов - будущих педагогов-психологов
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятий «лидерство»,
«лидер», «лидерские качества» 8
1.2. Особенности развития лидерских качеств у студентов 20
1.3. Формы и методы развития лидерских качеств у студентов -
будущих педагогов-психологов 28
Выводы по I главе 34
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития лидерских качеств у будущих педагогов- психологов
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств и его основных составляющих у будущих педагогов-психологов (констатирующий этап
эксперимента) 37
2.2. Реализация программы развития лидерских качеств у будущих
педагогов-психологов ( формирующий этап эксперимента) 45
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный этап эксперимента) 57
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
Актуальность исследования. В современном обществе очень остро стоит вопрос о недостаточной подготовке психолого-педагогических кадров. В связи с этим проводится большая работа по поиску новых путей развития профессиональных качеств у будущих педагогов - психологов и новых форм и методов их обучения. Одним из важных составляющих набора профессиональных качеств подготовленного кадра является умение вести за собой, управлять и направлять, умение быть лидером. Современный ритм жизни, постоянная конкуренция и мобильность общества требует от каждого человека наличия лидерских качеств и грамотного их использования. Лидер должен уметь распознавать и управлять эмоциями, настроением, желаниями и мотивацией своей и других людей. На наш взгляд, это и есть огромный фундаментальный пласт педагога, на который в дальнейшем наслаиваются другие необходимые профессиональные качества. И чем крепче и выше этот фундамент, тем круче и результативней будет работа педагога-психолога. Именно поэтому мы считаем, что для решения проблемы с недостатком достойных психолого-педагогических кадров нужно начинать работать с основы- с формирования лидерских качеств у студентов психолого-педагогических вузов.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Подробнее развитие лидерских качеств у студентов, особенности данного процесса, эффективные форма и методы рассматривали в своих трудах такие авторы, как И.Г. Вахрушева [10], А.Х.
Гильмутдинов [10], Т.Е. Вежевич [11], А.Н. Лутошкин [29], В.Ю. Саляхов [48]. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Д. Гоулман [17], Э. Макки [17], Котс де Врис [24], Дж. Максвелл [31] и другие.
Анализ данной проблемы по педагогической литературе позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом современного общества на подготовку компетентного и высокопрофессионального специалиста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития таких качеств у будущих педагогов-психологов. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Объект: процесс развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Предмет: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у будущих педагогов - психологов может повыситься, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»;
-изучить особенности развития лидерских качеств у студентов;
-организовать развивающие мероприятия на основе специальной программы «Лидируй», включающей эффективные формы и методы развития лидерских качеств.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой и, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность и содержание понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества».
2. Изучить особенности развития лидерских качеств у студентов.
3. Раскрыть основные формы и методы развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов-психологов.
4. Разработать и апробировать программу развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов «Лидируй».
5. В опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность разработанной программы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов.
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Р.Л. Кричевский [26], Дж. Максвелл [31], В.Н. Куницына [27], И.П. Волков [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Х. Вайсбах [9], У. Дакс [9], И.Н. Андреева [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Э. Макки [17], Д. Гоулман [16;17], Кот де Врис [24]).
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
математическая и статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой стала группа студентов первого курса института психологии и образования Казанского федерального университета города Казани Республики Татарстан. Выборку группа студентов первого курса в возрасте 18-19 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты дипломной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций и форума:
1. Чатурова Д.В. Исследование лидерских качеств у студентов педагогов - психологов/Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат, тезисы, опубликованные в сборнике).
2. Чатурова Д.В. Исследование лидерских качеств у студентов педагогов - психологов К вопросу о формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников во внеурочной деятельности / XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2017 г., заочная, сертификат).
3. Чатурова Д.В. Развитие лидерских качеств у будущих педагогов - психологов/ III Международный форум по педагогическому образованию (г. Казань, 23.05.2017, очная, сертификат, статья - Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию : часть 2. - Казань: Отечество, 2017. - С.282 - 286).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по нашей теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития эмоциональной сферы и как следствие повышение уровня лидерских качеств.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Составлены и апробированы на практике содержание, формы и методы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов, которые в совокупности нашли свое отражение в программе «Лидируй».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа «Лидируй» может использоваться на практике в образовательных учреждениях любого типа, СУЗах, ВУЗах.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Подробнее развитие лидерских качеств у студентов, особенности данного процесса, эффективные форма и методы рассматривали в своих трудах такие авторы, как И.Г. Вахрушева [10], А.Х.
Гильмутдинов [10], Т.Е. Вежевич [11], А.Н. Лутошкин [29], В.Ю. Саляхов [48]. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Д. Гоулман [17], Э. Макки [17], Котс де Врис [24], Дж. Максвелл [31] и другие.
Анализ данной проблемы по педагогической литературе позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом современного общества на подготовку компетентного и высокопрофессионального специалиста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития таких качеств у будущих педагогов-психологов. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Объект: процесс развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Предмет: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов - психологов.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у будущих педагогов - психологов может повыситься, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»;
-изучить особенности развития лидерских качеств у студентов;
-организовать развивающие мероприятия на основе специальной программы «Лидируй», включающей эффективные формы и методы развития лидерских качеств.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой и, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность и содержание понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества».
2. Изучить особенности развития лидерских качеств у студентов.
3. Раскрыть основные формы и методы развития лидерских качеств у студентов - будущих педагогов-психологов.
4. Разработать и апробировать программу развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов «Лидируй».
5. В опытно-экспериментальной работе проверить
эффективность разработанной программы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов.
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Р.Л. Кричевский [26], Дж. Максвелл [31], В.Н. Куницына [27], И.П. Волков [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Х. Вайсбах [9], У. Дакс [9], И.Н. Андреева [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Э. Макки [17], Д. Гоулман [16;17], Кот де Врис [24]).
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
математическая и статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой стала группа студентов первого курса института психологии и образования Казанского федерального университета города Казани Республики Татарстан. Выборку группа студентов первого курса в возрасте 18-19 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты дипломной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций и форума:
1. Чатурова Д.В. Исследование лидерских качеств у студентов педагогов - психологов/Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат, тезисы, опубликованные в сборнике).
2. Чатурова Д.В. Исследование лидерских качеств у студентов педагогов - психологов К вопросу о формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников во внеурочной деятельности / XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2017 г., заочная, сертификат).
3. Чатурова Д.В. Развитие лидерских качеств у будущих педагогов - психологов/ III Международный форум по педагогическому образованию (г. Казань, 23.05.2017, очная, сертификат, статья - Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию : часть 2. - Казань: Отечество, 2017. - С.282 - 286).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по нашей теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития эмоциональной сферы и как следствие повышение уровня лидерских качеств.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Составлены и апробированы на практике содержание, формы и методы развития лидерских качеств у будущих педагогов-психологов, которые в совокупности нашли свое отражение в программе «Лидируй».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа «Лидируй» может использоваться на практике в образовательных учреждениях любого типа, СУЗах, ВУЗах.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Изучив и проанализировав материалы по данной теме, мы раскрыли сущность и содержание понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества», изучили особенности развития лидерских качеств у студентов, раскрыли основные формы и методы развития лидерских качеств у студентов, разработали развивающую программу и в опытно - экспериментальной работе проверили ее эффективность.
1. И.П. Волков определяет понятие «Лидерство» как процесс внутренней социально-психической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий». Г.М. Андреева понимает под понятием лидерство чисто психологическую характеристику поведения человека в определенной группе. Что касается зарубежных авторов, Дж. Максвел определяет лидерство как продвижение своей команды, считая его главной целью изменения и развитие. Для выполнения всех вышеперечисленных функций лидер должен быть наделен определенным набором лидерских качеств. Для успешного выполнения поставленных перед группой задач и эффективного взаимодействия с окружающими лидер должен иметь определенные набор качеств. Педагог В.Н. Кодин определяет этот набор лидерских качеств как совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения человеком лидерских функций. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и рассмотрев различные теории лидерства, нами были выделены три самых главных лидерских качества, на наш взгляд, без которых лидер немыслим и которые составляют основу успешного лидерства - это развитый эмоциональный интеллект, коммуникативные и организаторские способности. Они позволяют лидеру грамотно выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать свою работу, ставить перед коллективом цели и задачи и добиваться их.
2. Развитие лидерских качеств — процесс развития мотивации и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия. Основная идея развития лидерских качеств у студентов - создание специально организованных условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского потенциала. Развитие лидерских качеств у студентов происходит через самопознание и коррекцию их в процессе педагогической диагностики профессионально¬личностного развития, формирование у студентов положительного лидерского опыта путем применения на занятиях методов социально¬психологического тренинга, закрепления лидерского поведения в моделируемых ситуациях группового взаимодействия и профессиональной деятельности. Главная особенность процесса формирование лидерских качеств студентов - этапный характер, соответствующий логике развития рассматриваемого динамического образования личности.
3. Основной формой реализации лидерского потенциала студентов является активное включение его в общественно полезную деятельность. В высшем учебном заведении студенты могут попробовать себя в общественно-полезной деятельности, например, через волонтерские движения, студенческие отряды, развить лидерские начала через игру. Еще одна очень эффективная и часто применяемая форма работы по развитию лидерских качеств у студентов - социально-психологический тренинг. На наш взгляд, наибольшего эффекта по развитию лидерских качеств студентов можно добиться при сочетании сразу нескольких форм и методов работы. Таких как, например, психологический тренинг с моделированными ситуациями и ролевыми играми, или общественно полезная деятельность с периодичными мозговыми штурмами и командным взаимодействием.
4. Нами была разработана программа по развитию лидерских качеств у будущих педагогов - психологов, состоящая из 16 этапов. На каждом из этапов, совместно со студентами прорабатывался один из аспектов, составляющих психологический портрет успешного лидера. В программу были включены такие темы, как самооценка, принятие и понимание себя, ценности и целеполагание, ораторское искусство, тайм - менеджмент, разбор конфликтов и многое другое. Основной упор делался на развитии тех трех основных элементов, которые мы выделили для себя в самом начале исследования: коммуникативные, организаторские способности и эмоциональный потенциал. Основу программы составил социально-психологический тренинг, были включены такие формы работы как игры и моделирование различных развивающих ситуаций, дискуссии, мозговой штурм.
5. Наша исследовательская работа проводилась на базе института
психологии и образования Казанского федерального университета Выборку составила группа студентов первого курса в возрасте 18-19 лет. Использовался следующий диагностический инструментарий: Опросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, В.А.Федорошин (КОС), Методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий, Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н.Холл. На констатирующем эксперименте мы произвели изначальные замеры уровня развития трех важных показателей, влияющих на уровень развития лидерских качеств: коммуникативные,
организаторские способности и эмоциональный интеллект. Данные по методикам показали низкие результаты. После реализации разработанной программы нами снова были собраны данные по ранее заявленным трем методикам. Результаты испытуемых отличались от первоначальных данных до проведения этапов программы - они были выше, и 65 % из числа учащихся имели средние, а не низкие показатели по всем шкалам. Позже мы проверили свою гипотезу методом математической статистически: t- критерий Стьюдента для зависимых выборок. Во всех случаях, кроме одного, t эмп было больше t кр при уровне значимости меньше 0,05, что говорит о наличии различий между показателями констатирующего и контрольного. Разработанная программа по развитию лидерских качеств у студентов показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
1. И.П. Волков определяет понятие «Лидерство» как процесс внутренней социально-психической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий». Г.М. Андреева понимает под понятием лидерство чисто психологическую характеристику поведения человека в определенной группе. Что касается зарубежных авторов, Дж. Максвел определяет лидерство как продвижение своей команды, считая его главной целью изменения и развитие. Для выполнения всех вышеперечисленных функций лидер должен быть наделен определенным набором лидерских качеств. Для успешного выполнения поставленных перед группой задач и эффективного взаимодействия с окружающими лидер должен иметь определенные набор качеств. Педагог В.Н. Кодин определяет этот набор лидерских качеств как совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения человеком лидерских функций. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и рассмотрев различные теории лидерства, нами были выделены три самых главных лидерских качества, на наш взгляд, без которых лидер немыслим и которые составляют основу успешного лидерства - это развитый эмоциональный интеллект, коммуникативные и организаторские способности. Они позволяют лидеру грамотно выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать свою работу, ставить перед коллективом цели и задачи и добиваться их.
2. Развитие лидерских качеств — процесс развития мотивации и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия. Основная идея развития лидерских качеств у студентов - создание специально организованных условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского потенциала. Развитие лидерских качеств у студентов происходит через самопознание и коррекцию их в процессе педагогической диагностики профессионально¬личностного развития, формирование у студентов положительного лидерского опыта путем применения на занятиях методов социально¬психологического тренинга, закрепления лидерского поведения в моделируемых ситуациях группового взаимодействия и профессиональной деятельности. Главная особенность процесса формирование лидерских качеств студентов - этапный характер, соответствующий логике развития рассматриваемого динамического образования личности.
3. Основной формой реализации лидерского потенциала студентов является активное включение его в общественно полезную деятельность. В высшем учебном заведении студенты могут попробовать себя в общественно-полезной деятельности, например, через волонтерские движения, студенческие отряды, развить лидерские начала через игру. Еще одна очень эффективная и часто применяемая форма работы по развитию лидерских качеств у студентов - социально-психологический тренинг. На наш взгляд, наибольшего эффекта по развитию лидерских качеств студентов можно добиться при сочетании сразу нескольких форм и методов работы. Таких как, например, психологический тренинг с моделированными ситуациями и ролевыми играми, или общественно полезная деятельность с периодичными мозговыми штурмами и командным взаимодействием.
4. Нами была разработана программа по развитию лидерских качеств у будущих педагогов - психологов, состоящая из 16 этапов. На каждом из этапов, совместно со студентами прорабатывался один из аспектов, составляющих психологический портрет успешного лидера. В программу были включены такие темы, как самооценка, принятие и понимание себя, ценности и целеполагание, ораторское искусство, тайм - менеджмент, разбор конфликтов и многое другое. Основной упор делался на развитии тех трех основных элементов, которые мы выделили для себя в самом начале исследования: коммуникативные, организаторские способности и эмоциональный потенциал. Основу программы составил социально-психологический тренинг, были включены такие формы работы как игры и моделирование различных развивающих ситуаций, дискуссии, мозговой штурм.
5. Наша исследовательская работа проводилась на базе института
психологии и образования Казанского федерального университета Выборку составила группа студентов первого курса в возрасте 18-19 лет. Использовался следующий диагностический инструментарий: Опросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, В.А.Федорошин (КОС), Методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий, Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н.Холл. На констатирующем эксперименте мы произвели изначальные замеры уровня развития трех важных показателей, влияющих на уровень развития лидерских качеств: коммуникативные,
организаторские способности и эмоциональный интеллект. Данные по методикам показали низкие результаты. После реализации разработанной программы нами снова были собраны данные по ранее заявленным трем методикам. Результаты испытуемых отличались от первоначальных данных до проведения этапов программы - они были выше, и 65 % из числа учащихся имели средние, а не низкие показатели по всем шкалам. Позже мы проверили свою гипотезу методом математической статистически: t- критерий Стьюдента для зависимых выборок. Во всех случаях, кроме одного, t эмп было больше t кр при уровне значимости меньше 0,05, что говорит о наличии различий между показателями констатирующего и контрольного. Разработанная программа по развитию лидерских качеств у студентов показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И
ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении (Методика профессионального обучения (Вариант №30), Пензенский государственный технологический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019



