Введение
1. Методы и подходы к разработке процесса стратегического планирования
1.1. Методы и модели формирования и разработки стратегического планирования
1.2. Управление стратегическими изменениями при внедрении процедуры стратегического планирования
1.3. Приведение потенциала организации в соответствии с волатильностью среды
2. Анализ стратегического развития ПАО «Казанский вертолетный завод»
2.1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности ПАО
«Казанский вертолетный завод»
2.2. Прогнозирование и планирование на ПАО «Казанский вертолетный завод»
3. Мероприятия по оптимизации долгосрочного планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод»
3.1. Модель разработки процесса стратегического планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод»
3.2. Оценка эффективности мероприятий по оптимизации
долгосрочного планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод»
Заключение
Список использованных источников
Основные направления развития экономики промышленного предприятия - создание новых производств, обновление или техническое перевооружение действующих производств, выход на зарубежные рынки - должны осуществляться в рамках разработанных стратегий. Стратегии носят долгосрочный характер и создаются в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование как особый вид деятельности является инструментом решения сложных проблем повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, которые обострились в настоящее время в результате роста нестабильности его рыночного окружения (внешней среды).
По мнению некоторых ученых, планирование стратегии - чрезвычайно сложный процесс. Поскольку планирование стратегии представляет собой «сложный» и зачастую «бессознательный» процесс, то он должен быть в какой- то степени личностным процессом, отражающим индивидуальные характеристики стратега, в том числе его творческие способности, а также субъективное понимание роли и места стратегии в процессе управления предприятием. Отсюда и многообразие мнений относительно того, что есть стратегия.
Процессы становления современных рыночных отношений в России существенно изменили характеристики и условия предпринимательской деятельности, особенно это выражается в усилении нестабильности внешней среды. В 90-е годы в нашей стране с ростом нестабильности внешней среды задача высшего руководства состояла в приспособляемости предприятия к специфическим особенностям изменения экономической конъюнктуры, условиям научно-технического прогресса, ресурсно-сырьевой и кредитно-финансовой ситуациям, новым требованиям к труду и т.п. С точки зрения управления большое значение имеет сам факт осознания необходимости приспособления промышленного предприятия как «открытой» системы к более динамичным, неопределенным внешним (рыночным) воздействиям. Таким
образом, большинство промышленных предприятий в России столкнулось с необходимостью поиска новых концепций, методов, подходов к управлению в современных условиях и, в частности, к планированию деятельности. В этой ситуации к планированию предъявляются новые требования, существенно иные, чем во времена плановой экономики.
Одной из таких новых подходов к планированию рассматривается стратегическое планирование, теоретическое обоснование которого в странах с развитой рыночной экономикой началось в 70-е годы прошлого столетия.
Переход к новой «стратегической» методологии формирования и реализации планирования на предприятиях требует творческого подхода, широкого поиска, научных исследований, разработок и т.п. Немаловажная роль в этом процессе должна отводиться изучению зарубежной теории и практического опыта, поскольку серьезным научным исследованием стратегического планирования в нашей стране начали заниматься только с 90-х годов. Надо сказать, что и в советский период издавались монографии советских ученых, посвященные стратегическому управлению, а также монографии зарубежных авторов, тем не менее интерес к стратегическому планированию возрос именно с развитием рыночных отношений.
Проводимые исследования в этой области приводят к выводу о том, что законченной и целостной системы научной теории, раскрывающей основы стратегического планирования, не существует. Имеются только лишь разрозненные концепции, взгляды, подходы. Разнообразие взглядов на стратегию приводит и к различному пониманию процесса стратегического планирования. В этой связи актуальной задачей стратегического планирования как научной дисциплины является выработка целостной теории и методологии, раскрывающей сущность и содержание стратегического планирования на промышленном предприятии.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение разработки процесса стратегического планирования на промышленном предприятии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методы и модели формирования и разработки стратегического планирования.
2. Рассмотреть управление стратегическими изменениями при внедрении процедуры стратегического планирования.
3. Изучить теоретические основы приведения потенциала организации в соответствии с волотильностью среды.
4. Провести анализ хозяйственно-экономической деятельности ПАО «Казанский вертолетный завод».
5. Рассмотреть и проанализировать прогнозирование и планирование на ПАО «Казанский вертолетный завод».
6. Выбрать необходимые мероприятия по оптимизации долгосрочного планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод».
7. Произвести оценку эффективности мероприятий по оптимизации долгосрочного планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод».
В данной выпускной квалификационной работе объектом исследования является ПАО «Казанский вертолетный завод». Предметом исследования является разработка процесса стратегического планирования на данном предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего более 40 наименований. Выпускная квалификационная работа изложена на 76 страницах машинописного текста.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещен уровень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе - «Методы и подходы к разработке процесса стратегического планирования» - изучены методы и модели формирования и разработки стратегического планирования, рассмотрен процесс управления стратегическими изменениями при внедрении процедуры стратегического планирования, изучены теоретические основы приведения потенциала организации в соответствии с волотильностью среды.
Во второй главе - «Анализ стратегического развития ПАО «Казанский вертолетный завод» - проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности ПАО «Казанский вертолетный завод», рассмотрено и проанализировано прогнозирование и планирование на предприятии.
В третьей главе - «Внедрение процедуры стратегического планирования» - выбраны необходимые мероприятия по оптимизации долгосрочного планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод» и произведена оценка их эффективности.
В результате выполненного исследования получены следующие результаты, являющиеся предметом защиты.
Сопоставляя подходы разных авторов к определению содержательной стороны стратегического управления можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов Игоря Ансоффа и Г енри Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического управления как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем: управление стратегическими
возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия», оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения, или «реализуемая стратегия».
Особенность процесса управления реализацией стратегии состоит в том, что он создает базу для достижения организацией поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда организации оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Можно выделить два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез - это организационная структура, второй - организационная культура. Организационная структура каждого предприятия имеет свои характерные особенности и отражает мнение руководства о наилучшей системе соподчинения, политику назначения на должность и повышения по службе, распределения заданий между подразделениями и т.д. Организационная культура - это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих. Культура определяет нормы, устанавливающие правила поведения персонала на всех уровнях управления, и оказывает влияние на способность организации к смене стратегического курса.
Рассмотрев два типичных противоположных поведенческих стиля - приростный и предпринимательский - и проанализировав все многообразие современных организаций, можно сделать вывод, что проявления предпринимательского поведения имеют место в относительном меньшинстве организаций; доминирующим остается приростный образ действий. Возможно, именно по этой причине предпринимательскому поведению уделялось мало внимания теоретиками, занимающимися вопросами организации, а некоторые исследователи организации доказывали наличие только приростного образа действий, настаивая на необходимости для всех организаций сознательного и преднамеренного следования именно ему.
ПАО «Казанский вертолетный завод» - самое большое в мире авиастроительное предприятие по производству вертолетов среднего класса. Завод специализируется на производстве вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, а также является сертифицированным разработчиком гражданских вертолетов. Вертолеты производства ПАО «Казанский вертолетный завод» эксплуатируются в 100 странах мира.
В рамках модернизации производства, согласно долгосрочному стратегическому плану технического перевооружения ПАО «казанский вертолетный завод», продолжается его оснащение новейшим высокопроизводительным оборудованием, внедряются унифицированные процессы и процедуры. Развитие производственной базы направлено на сокращение издержек и, соответственно, снижение себестоимости изделий, наращивание объемов выпускаемой продукции.
Устойчивость развития предприятия в современных условиях хозяйствования почти полностью будет зависеть от того, выберут ли покупатели его продукцию или отдадут предпочтение конкурентам. Решение этой задачи требует фундаментального анализа не только рыночной среды, но и возможностей самого предприятия. Необходимо знать, каков контингент покупателей его продукции, почему покупателю необходима продукция данного ассортимента, и в каком количестве он готов ее купить, какова емкость рынка. Важна информация и о возможностях конкурентов.
В качестве фундаментального элемента, позволяющего решить поставленные задачи, необходимо рассматривать процесс построения модели устойчивого развития предприятия, предложенную О.В. Сухаревым, в основе которого должен выполняться этап формирования инновационной модели управления деятельностью предприятия. Использование данной модели способно обеспечить устойчивость функционирования фирмы.
На базе инновационной модели управления стратегическим развитием предприятия О.В. Сухарева нами предложена модель разработки процесса стратегического планирования на ПАО «Казанский вертолетный завод». Эффективность реализуемой инновационной стратегии оценивается путем расчета показателей и резервов их улучшения через разработку и внедрение долгосрочной инвестиционной программы технического перевооружения с целью внедрения инновации.
Рассчитав показатели NPV, PI, IRR, можно сделать вывод, что модернизация ПАО «Казанский вертолетный завод» в рамках долгосрочной инвестиционной программы технического перевооружения эффективна. На каждые 6042500 тыс. руб. предприятие получит доход в размере 3,26%. Так как NPV положительный, это еще раз доказывает, что проект принесет прибыль.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с. англ. под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Васильцова В., Васильцов В, Вайс Т. Планирование на предприятии. -
М.: КноРус медиа, 2015. - 337 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Г ардарика, 2002. - 296 с.
5. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа. - М.: Инфра-М, 2015. - 222 с.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2010. - 464 с.
7. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.
- 296 с.
8. Долгов А.И., Прокопенко Е.А. Стратегический менеджмент. - М.: Флинта, 2011.
9. Какаева А.Е., Дуненкова Е.Н. Инновационный бизнес. Стратегическое управление развитием. - М.: Дело, 2010. - 176 с.
10. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 144 с.
11. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию.
- СПб.: Питер, 2003. - 320 с.
12. Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н., Лачинина Т. Стратегическое развитие организации. - электронный ресурс, 2015. - 285с.
13. Лахметкина Н. Инвестиционная стратегия предприятия. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 232 с.
14. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: уч. пос. - М.: ПРИОР, 2008
15. Минцберг Г., Лампель Ж., Альстранд Б. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. - М.: Альпина Диджитал,
2013.
16. Моисеев А., Хазанович Э. Инвестиционная стратегия. - М.: КноРус медиа, 2015. - 273 с.
17. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
18. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н.: уч. пос. - СПб.: Знание, 2003
19. Расиел И. М. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач. - М.: Альпина Диджитал, 2012.
20. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
21. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Стратегическое планирование на промышленном предприятии: учебник. Екатеринбург: УрФУ, 2011. - 298 с.
22. Сухарев О.С. Тратегия и тактика управления фирмой: учебное пособие /
О.С. Сухарев. — М. : Издательство «Палеотип», 2006. — 216 с.
23. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 512 с.
24. Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л.А. Трофимовой. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
25. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Бином. Лаборатория знаний,
2015. - 456 с.
26. Базовые модели стратегического планирования // режим доступа // http://mypresentation.ru/presentation/bazovye modeli strategicheskogo planirovani ya
27. Бойко А. А. Методы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных производственных фондов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, - 2011 // режим доступа // http: //cyberleninka.ru/article/n/metodv- strategicheskogo-planirovaniva-innovatsionnogo-vosproizvodstva-osnovnvh- proizvodstvennyh-fondov
28. Гайдук В. И. Такахо Э. Е. Методы и инструменты стратегического
планирования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, - 2014. // режим доступа // http://cvberleninka.ru/article/n/metodv-i-instrumentv-strategicheskogo-
planirovaniva
29. Колбина О. В. Принципы стратегического планирования на предприятии // Вестник Удмуртского университета, - 2013 // режим доступа // http://cvberleninka.ru/article/n/printsipv-strategicheskogo-planirovaniva-na- predprivatii-1
30. Магданов П. В. Система стратегического планирования в корпорации //
Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, - 2014 // режим доступа // http://cvberleninka.ru/article/n/sistema-strategicheskogo-planirovaniva-v-
korporatsii
31. Магданов П. В. Процесс стратегического планирования в корпорации // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, - 2012 // режим доступа // http://cvberleninka.rU/article/n/protsess-strategicheskogo-planirovaniva-v-korporatsii
32. Магданов П. В. Современный подход к стратегическому планированию //
Журнал ARS ADMINISTRANDI, - 2011 // режим доступа //
http://cvberleninka.ru/article/n/sovremennvv-podhod-k-strategicheskomu- planirovanivu
33. Серпилин А. Наумов В. Стратегическое планирование на предприятии // режим доступа // http://old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=306
34. Стратегическое управление и планирование // Управление реализацией
стратегических изменений // режим доступа //
http: //www.stplan.ru/articles/theory/strizm. htm
35. Вертолеты России, Казанский вертолетный завод // режим доступа // http: //www.russianhelicopters .aero/ru/kvz/
36. Казанский вертолетный завод // режим доступа //
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%B2%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0%B E%D0%BB%D 1 %91 %D 1 %82%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9 %D0%B7%D0%B0 %D0%B2%D0%BE%D0%B4
37. Казанский вертолетный завод // режим доступа //
http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%B2%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0%BE% D0%BB%D 1 %91 %D 1 %82%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9 %D0%B7%D0%B0%D0 %B2%D0%BE%D0%B4
38. Пресс-релиз вертолета «Ансат» // режим доступа //
http://rostec.ru/content/files/press-rel/press-release RH Ansat.pdf
39. Интервью генерального директора ПАО «КВЗ» Вадима Лигая // режим доступа // http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/publications/8776.html
40. Холдинг "ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ" усиливает производственные мощности, объединяя предприятия в Казани и Кумертау // режим доступа // http://www.aviaport.ru/digest/2015/11/02/366511 .html
41. Центр раскрытия корпоративной информации // бухгалтерская отчетность
КВЗ // режим доступа // https://www.e-
disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3919&type=3
42. Центр раскрытия корпоративной информации // годовая отчетность КВЗ // режим доступа // https: //www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=3 919&type=2
43. ПАО КВЗ Общая справка 2016