Введение 3
Глава 1. Проблемы понимания и интерпретации виртуального дискурса 6
1.1. Виртуальный дискурс как один из типов институционального дискурса. 6
1.2. Стратегии и тактики виртуального дискурса 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Конфликты в виртуальном дискурсе 17
2.1. Коммуникативные стратегии и тактики виртуального дискурса в
конфликтной ситуации 17
2.2. Стратегии и тактики, реализуемые в англоязычном и русскоязычном
виртуальном дискурсе в конфликтных ситуациях общения 28
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список литературы
Темп современной жизни постоянно ускоряется, и без помощи компьютерных средств человек уже не успевает ему соответствовать [17, с. 17]. Интернет сегодня является неотъемлемой частью жизни современного человека, поэтому виртуальный дискурс представляет интерес для изучения. Пользователи Интернета используют его как в профессиональной, так и в частной жизни, постоянно обсуждая что-либо, решая назревшие проблемы или вопросы, поэтому, конфликты в виртуальном дискурсе не редки.
Конфликт является средством решения разногласий между людьми, отражением столкновения сторон. В связи с этим, конфликт в виртуальном дискурсе является важной и новой проблемой, которую стоит исследовать для лучшего ее понимания и способов решения.
Развитие коммуникации через Интернет начало своё существование не так давно, поэтому виртуальный дискурс исследован еще недостаточно глубоко. Конфликты в виртуальном дискурсе уже обсуждались (О.Ю. Усачева «Конфликтный диалог в Интернете (на материале политических форумов)»; И.В. Тубалова и Ю.А. Эмер «Конфликтный текст в устной и виртуальной повседневной коммуникации»), но мало. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Объектом данной работы является конфликтный виртуальный дискурс.
Предмет исследования - коммуникативные стратегии и тактики, реализуемые пользователями сети Интернет в конфликтных ситуациях в виртуальном дискурсе.
Целью работы является сравнение стратегий и тактик, реализуемых в англоязычном и русскоязычном виртуальном дискурсе в конфликтных ситуациях общения.
Объект, предмет и цель позволили определить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «дискурс»;
2) рассмотреть виртуальный дискурс как тип институционального дискурса;
3) проанализировать стратегии и тактики виртуального дискурса;
4) выявить специфику конфликтов в виртуальном пространстве;
5) проанализировать существующие в литературе стратегии и тактики конфликтного дискурса;
6) провести сравнительный анализ стратегий и тактик в русскоязычном и англоязычном виртуальном дискурсе в конфликтных ситуациях общения.
Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач. В ходе выполнения курсовой работы были использованы: теоретический анализ лингвистической литературы, описательный метод, включающий приемы наблюдения, анализа, интерпретации, систематизации, обобщения; сравнительный метод.
Материалы работы составляют транскрипты диалогов из англоязычных и русскоязычных социальных сайтов сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о виртуальном общении.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы могут использоваться при разработке лекционных курсов по лингвистике, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут послужить основой дальнейших разработок по изучению виртуального дискурса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются объект, предмет, цель, задачи исследования, методы, а также теоретическая и практическая значимость.
Первая глава содержит обзор проблем понимания виртуального дискурса как одного из типов институционального дискурса, а также его стратегии и тактики.
Во второй главе рассматриваются стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации виртуального дискурса, и производится сравнительный анализ транскриптов диалогов англоязычных и русскоязычных социальных сайтов.
В заключении отражены результаты проведенной работы, изложены перспективы исследования.
Работа изложена на 48 страницах компьютерного набора и сопровождается 3 таблицами.
Список литературы содержит 36 наименований.
Виртуальный дискурс уже стал неотъемлемой частью жизни многих людей современного общества. В связи с тем, что данный вид дискурса является одним из главных средств общения между людьми, конфликты также становятся нередким явлением в данном виде дискурса. Поэтому исследование виртуальных конфликтов является актуальным.
Целью данной квалификационной работы являлось создать классификацию стратегий и тактик виртуального дискурса на основе их анализа в конфликтной ситуации общения. Для достижения поставленной цели мы изучили понятия дискурса, выявили специфику виртуального дискурса, рассмотрели его цели и стратегии.
Также были проанализированы понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» и «конфликтность». Мы выяснили, что основными формами конфликта в виртуальном дискурсе являются троллинг и кибермоббинг, а также выявили специфику конфликтов в виртуальном пространстве, которая проявляется в наличии физической дистанции между оппонентами и возможности контролировать скорость общения.
Проанализировав различные стратегии и тактики виртуального дискурса в конфликтных ситуациях, было выяснено, что эти стратегии могут быть как деструктивными, так и конструктивными с точки зрения разрешения конфликтов. К конструктивным стратегиям мы отнесли организующую, поисковую, оценивающую, объясняющую и содействующую. К деструктивным стратегиям относятся позиционирующая, дискредитирующая и оценивающая.
В ходе исследования нам удалось решить все поставленные задачи, что, в свою очередь, помогло рассмотреть виртуальный дискурс в условиях конфликта. Главный смысл исследования заключался в определении конструктивных, деструктивных и нейтральных стратегий конфликтного виртуального дискурса по принципу направленности на собеседника. В связи с проделанной работой, дальнейшее исследование может включать такие задачи, как анализ стратегий и тактик конфликтного виртуального дискурса в зависимости от тематики форума, сайта или темы обсуждения.
Результаты проведенного исследования конфликтов в виртуальном дискурсе могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по лингвистике, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
Новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что было определено, какие из стратегий виртуального дискурса относятся к конструктивным или деструктивным стратегиям виртуального конфликтного дискурса.
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2¬е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006.
4. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 136-137.
5. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. -Челябинск.: 2005. - 265 с.
6. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах. // Вестник Удмуртского Университета. - 2012.-№1. - С. 48-51.
7. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.
8. Гриценко Л. М. Особенности виртуального дискурса / Л. М. Гриценко // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 17-20.
9. ГришинаН.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М: Едиториал УРСС, 2002. - 284с.
11. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. — С.5-20.
12. Карасик, В.И. Структура институционального дискурса / В.И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Изд-во СГУ, 2000. - (с. 25-33).
13. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 264 с.
15. Козер Л. Функции социального конфликта. -М.: Идея-Пресс, 2002. С. 34-111, 147-167.
16. Корнелиус Х., Фейер Ш. Выиграть может каждый. - М.: АО Стрингер, 1992;
17. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики
виртуального дискурса. Монография. - Волгоград: Перемена, 2009. - 476 с.
18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДКГ Гнозис, 2003. — 252 с.
19. Нелюбин Л.Л. Толковый переводческий словарь. -М., 2003. - С 47-48.
20. Носов, Н.А. Виртуальная психология. / Н.А. Носов / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.
21. Певнева И.В. Коммуникативные стратегии и тактики в конфиктных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогического дискурсов русской и американской лингвокультур: автореф. диссерт. на соиск. ученой степени канд. фил. наук, 2008
22. Прошанов С.Л. Межличностный конфликт в сфере социального взаимодействия военного руководителя //Сборник научных статей -М.: ГАВС, 1994.
23. Сейранян М. Ю. Конфликтный дискурс: социолингвистический и прагмалингвистический аспекты: - М.: Изд-во «Прометей», 2012. - 96 с.
24. Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их
разрешения: Дис. канд. психол. Наук. - М.:МКЦ,1997.
25. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев:
Внешторгиздат, 1991;
26. Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр,
речевая стратегия, речевая тактика / И.В. Труфанова //
Филологические науки. 2001. №3. - С. 56-65.
27. Формановская Н.И. Речевое общение: комумникативно-прагатический подход. -М.: Русский язык, 2002. - 216 с.
28. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. - М.: Наука, 1992).
29. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис. канд. психол. наук. - М., 1993
30. K.W. Thomas, R.H. Killman Thomas-Kilman conflict mode instrument, 1990
31. Willard N.E. From Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress, 2007, Champaign, IL: Research Press, рр.1-2
32. Алистратова Е.Ю. Проактивная агрессия в Интернете: причины,
последствия и возможные пути профилактики. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/psp/article 11636.html (Дата обращения:
13.12.2015)
33. Ван Дейк, Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс] URL: http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandij k2. htm(Дата Обращения 05.11.2015)
34. Черенков Д.А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины,
формы, следствие [Электронный ресурс] URL: http://nauka-
rastudent.ru/19/2843/(Дата обращения: 05.01.2016)
35. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL:http://tapemark.narod.ru/les/136g.html(Дата обращения 02.11.2015)
36. Conflictmanagement.ru [Электронный ресурс] URL:
http: //conflictmanagement.ru/virtualnye-konflikty(Дата обращения: 13.12.2015)