Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФРАНЦУЗСКАЯ «НОВАЯ ВОЛНА» КАК ФЕНОМЕН КИНОКУЛЬТУРЫ (ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ)

Работа №57790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Кинокультура Франции 1950-х - 1960-х годов 8
1.1. Особенности развития французской кинокультуры 8
1.2. Предпосылки и причины возникновения направления «новая волна» ...15
1.3. Инновационные практики и индивидуальный стиль режиссеров «новой
волны» 22
1.4. Влияние французской «новой волны» на развитие кинематографа 26
Глава 2. Киноведческий анализ фильмов французской «новой волны» 37
2.1. Анализ фильма «Четыреста ударов» реж. Ф. Трюффо 37
2.2. Анализ фильма «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л. Годара 40
2.3. Анализ фильма «Хиросима, любовь моя» реж. А. Рене 44
Глава 3. Киноклуб как форма внеучебной деятельности учащихся старшей школы 47
3.1. Внеучебная деятельность учащихся: понятие, виды и формы, функции.47
3.2. Психолого-физиологические особенности учащихся старшего школьного
возраста 53
3.3. Особенности киноклуба как кружка для учащихся старшей школы 58
3.4. Разработка киноклуба по теме «французская «новая волна» как феномен
кинокультуры» 59
Заключение 66
Список литературы

Актуальность исследования определяется плодотворными изысканиями режиссеров «новой волны» (Клода Шаброля, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Жака Риветта, Эрика Ромера и др.) в области создания нового киноязыка и эстетики послевоенного экранного искусства. Отголоски творческого метода данного направления киноискусства можно обнаружить и в сегодняшнее время, в первую очередь, в картинах современных участников, а ныне - признанных лидеров французского авторского кино (Франсуа Озон, Ксавье Долан, Филипп Гаррель и др.). Выразительные приемы, введенные в кинематографический обиход «новой волной», широко использовались выдающимися режиссёрами других стран - например, Фрэнсисом Фордом Копполой, Стивеном Спилбергом и некоторыми другими. а
Творческое наследие французской «новой волны» вызывает неизменный интерес деятелей кино, особенно на Западе. В этом смысле актуальность настоящей работы обусловлена не только собственно значимостью ее предмета, но и тем обстоятельством, что искусств оведческая и критическая литература, посвященная французской «новой волне» освещает ее художественную деятельность далеко не полностью. Отсутствие комплексных теоретических исследований феномена «новой волны», на наш взгляд, может характеризовать современное состояние западной
искусствоведческой литературы - большинство научных трудов изданы во времена появления и формирования направления «новой волны», и поэтому, как мы считаем, они анализируют лишь начальный этап. Более поздние работы в основном посвящены уточнению списков участников «новой волны» и оценке индивидуального своеобразия их творчества.
Степень разработанности проблемы.
В изучении истории и специфики французской «новой волны» значительную роль сыграли научные труды К. Разлогова, Н. Баландиной, Е. Белова, В. Божовича, В. Виноградова, К. Медведева, Ж.-П. Жанкола и др. Так научная работа «Феномен «новой волны»» Е. Белова посвящена раскрытию своеобразия технических и режиссерских особенностей съемки.
Основы киноанализа и кинопоэтика рассмотрены в трудах зарубежных (Ж. Делёз, Э. Вильярехо и др.) и отечественных исследователей (К. Разлогов, С. Фрейлих, Н. Хренов, Н. Кириллова и др.). К примеру, научная монография «Фильм. Теория и практика» профессора кафедры «актерского мастерства и медиаискусств» в Корнельском Университете Соединенных Штатов Америки Эми Вильярехо посвящена проблемам киноанализа.
Киноклуб как форма внеучебной деятельности учащихся старшей школы раскрывается в трудах А. Федорова, Д. Григорьева, П. Степанова, И. Исаевой. Так в монографии А. Федорова «Медиаобразование будущих медиаобразовательных курсов в педагогических вузах.
Гипотеза исследования: индивидуальный стиль режиссеров
направления французской «новой волны» стал основой для реформирования традиционного кинопроцесса и выработал нигилистическое отношение к последнему.
Объектом исследования является кинокультура Франции 1950-х - 1960-х годов.
Предметом исследования выступают кинофильмы направления «новая волна» («Четыреста ударов» реж Ф. Трюффо, «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л. Годара, «Хиросима, любовь моя» реж А. Рене).
Цель исследования состоит в изучении «новой волны» как направления французского кинематографа 1950-х - 1960-х годов с построением киноведческого анализа и разработкой киноклуба.
Исходя из цели, определяются задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития французской кинокультуры;
2. Выяснить предпосылки и причины возникновения направления «новая волна»;
3. Исследовать инновационные практики и индивидуальный стиль режиссеров данного направления;
4. Раскрыть влияние французской «новой волны» на развитие кинематографа;
5. Провести киноведческий анализ фильмов «Четыреста ударов» реж. Ф.
Трюффо, «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л. Годара, «Хиросима,
любовь моя» реж. А. Рене;
6. Разработать модель киноклуба по теме «французская «новая волна» как феномен кинокультуры».
Источники исследования: кинофильмы «Четыреста ударов» реж Ф. Трюффо, «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л. Годара, «Хиросима, любовь моя» реж А. Рене.
Методологические основания работы. В качестве стратегического подхода к теме использованы комплексный и системный, позволяющие рассматривать исследуемую проблему в целостности. При анализе кинотекстов применен киноведческий метод. Также использованы общенаучные методы: анализ, синтез, метод индукции, дедукции, сравнение и др.
Научная новизна дипломного исследования заключается в следующем:
1. Выявлены основные причины и предпосылки возникновения направления «новая волна».
2. Исследованы инновационные практики и индивидуальный стиль режиссеров «новой волны».
3. Проведен киноведческий анализ фильмов «Четыреста ударов» реж.
Ф. Трюффо, «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л. Годара,
«Хиросима, любовь моя» реж. А. Рене .
4. Разработана модель киноклуба.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования феномена «новой волны». Результаты исследования могут быть использованы и в смежных науках - педагогике, психологии, искусствоведении.
Материалы диплома могут быть использованы в педагогической деятельности учебного и внеучебного характера в средних общеобразовательных учреждениях, а также применены для разработки курсов, написания учебных пособий по дисциплинам «История кино», «История медиакультуры» и «История визуальных искусств».
Апробация работы. Исследование апробировано на конференциях - XIV и XV Межрегиональном научном форуме «Человек, общество, культура: Современное и историческое измерения» 2016, 2017 гг. (г. Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет).
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 44 наименований и приложения. Объем работы составляет 71 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Мы пришли к следующим выводам, которые раскрываются в следующих пунктах.
1. На протяжении 1950-х - 1960-х гг. в кинокультуре параллельно развивались несколько разных тенденций: оперность, «система веритэ» и др. Все они по-своему вписывались в поиски новых возможностей искусства экрана как с точки зрения его отношения к реальности, так и в плане разработки специфических выразительных средств.
2. Целью творчества представителей французской «новой волны» было создание индивидуальной стилистики, поэтому они искали новые стили, новых героев, новую тематику для своих фильмов.
3. Подача материала (небрежная съемка фильма) соответствовала небрежному отношению героев-бунтарей по отношению к обществу. Режиссеры «Новой волны» такие как Ф. Трюффо, Ж. Годар и А. Рене вывели новые типажи героев, которые были известные литературе, но не кино.
4. К инновационным практикам «новой волны» мы можем отнести:
• стремление отражать на экране «живую жизнь»;
• новая концепция личности и новый тип героя (утверждая самоценность индивидуального бытия человека, «новая волна» вывела на экран героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы для максимальной самореализации; характер персонажа, как в экзистенциализме, означает сложившегося, а не становящегося человека);
• импровизационность при съемках, т.е. утверждение новой природы предкамерной реальности (в противовес традиции поэтического реализма) через натуру, естественные интерьеры.
• отсутствие жесткой привязанности траектории движения съемочной камеры к герою (она иногда «упускает его из виду», провоцируя асимметричность внутрикадровых композиций);
• нетрадиционная организация художественного материала на основе базовой концепции «камера-перо», т.е. разработка таких выразительных средств кинорассказа, которые приближаются к письменной речи по богатству нюансов и передаче невидимого.
5. Стремления французских режиссеров «Новой волны» отражать жизнь «такой, какая она есть», отказаться от эстетизации и зрелищности в кино позволили показать публике индивидуальное бытие человека, который противостоял социальным нормам. Поэтому идейной особенностью являлось не просто показ рутинной повседневности, а противостояние бунтующего человека против этой самой повседневности.


1. Годар, Ж.-Л. Страсть: между черным и белым / Ж.-Л. Годар // Ж.-Л. Годар. - Сост. и пер. Михаил Венеаминович Ямпольский; Ред. Валери Познер. - М.: Прогресс, 1999. - 153 с.
2. Годар, Ж.-Л. Годар о Годаре. Составление, комментарии и перевод / Ж.- Л. Годар // Искусство кино. - 1991. - № 2. - С. 20-25.
3. Трюффо, Ф. Интервью Пьеру Бийяру [Интервью] / Ф. Трюффо. - Париж, 1964. - 10 с.
4. На последнем дыхании (кинофильм) / фр. A bout de souffle // реж. Ж.-Л. Годар. - Франция: Imperia Films, Societe Nouvelle de Cinema, 1960. - 89 минут.
5. Хиросима, любовь моя (кинофильм) / фр. Hiroshima mon amour // реж. А. Рене. - Франция, Япония: Argos Films, 1959. - 88 минут.
6. Четыреста ударов (кинофильм) / фр. Les Quatre cents coups // реж. Ф. Трюффо. - Франция: Les Films du Carrosse, 1959. - 99 минут.
II. Литература
7. Рене, А. Сборник / А. Рене. - М.: Искусство, 1982. - 146 с.
8. Артюх, А.А. Голливуд: новое начало. Поколение, режиссеры, фильмы: смена ценностей и приоритетов / А.А. Артюх // Искусство кино. - №8. - С. 106 - 116.
9. Барокко в авангарде - авангард в барокко: сб. тезисов и материалов конференции. - М.,1993. - 56 с.
10. Базен, А. Что такое кино? / А. Базен. - М.: Искусство, 1972. - 44 с.
11. Баландина, Н.П. Город и дом в отечественном и французском кино 1960¬х. / Н.П. Баландина. - М.: Государственный институт искусствознания ,
2014. - 256 с.
12. Белов, Е. А. Феномен «новой волны» / Е. А. Белов // Социум. Культура. Личность. Досуг : сб. материалов II Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием) (г. Тюмень, 21-22 апреля 2011 г.) / науч. ред. Е.М. Акулич. - Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2011. - С. 144-147.
13. Божович, В.О. Современные западные кинорежиссеры / В. О. Божович. - М.: Искусство, 1972. — 247 с.
14. Божович, В. О «Новой волне» во французском кино / В.О. Божович // Вопросы киноискусства. - Т. 8. - М., 1964. - 70 с.
15. Божович, Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность
ребенка (экспериментально теоретическое исследование) / Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. - N 1-3. - 2006. - URL:
http://psihdocs.ru/l-i-bojovich-kuleturno-istoricheskaya-psihologiya-1-2006.html
16. Борьба на два фронта Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов.1968-1972:: сб.статей / сост. и пер. К. Медведев, К. Адибеков; Б. Нелепо, С. Дорошенко. - М.: Свободное марксистское издательство, 2010. - 310 с.
17. Вильярехо, Э. Фильм. Теория и практика / Э. Вильярехо. - Харьков: Гуманитарный центр, 2015. - 228 с.
18. Виноградов, В. Стилевые направления французского кинематографа [Текст] / В. В. Виноградов. - Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 383 с.
19. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
20. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение
/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Владос, 2011. - 79 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 433 с.
21. Делез, Ж. Кино / Ж. Делез. - M: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
22. Жанкола, Ж.-П. Кино Франции: Пятая республика (1958-1978) [Текст] / Жан-Пьер Жанкола. - Москва: Радуга, 1984. - 405 с.
23. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика / И.Ю. Исаева. - М.: Флинта, 2010. - 200 с.
24. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2006. - 448 с.
25. Крючкова, В.А. Живопись театр - кино. О взаимодействии художественных форм в искусстве XX века / В.А. Крючкова // Художественные модели мироздания. - М.: Наука, 1999. - 139 с.
26. Лепроон, П. Современные французские режиссеры / П. Лепроон. - М.: Иностранная литература, 1960. - 844 с.
27. Медведев, К. Борьба на два фронта: Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов 1968 - 1972. - М.: Свободное марксистское издательство, 2010. - 310 с.
28. Муссинак, Л. Рождение кино / Л. Муссиник. — Л: Academia, 1966. - 278 с.
29. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет
— М.: Искусство, 1991. - 588 с.
30. Тенейшвили, Отар Будни французского коммерческого кино / О. Тенейшвили. - М.:Искусство, 1972. - 214 с.
31. Потемкин, C.B. Эстетика видео, телевидения и язык кино / С.В. Потемкин // Экранная культура в XXI веке, М.: ИПК работников ТВ и радиовещания, 2010. -С. 235-305.
32. Разлогов, К. Э. Контркультура и новый консерватизм / К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1981. - 264 с.
33. Разлогов, К.Э. Мировое кино. История искусства экрана / К.Э. Разлогов.
- М.: Эксмо, 2011. - 688 с.
34. Проблема героя в кинематографе французской Новой волны // Методологические проблемы анализа кинопроцесса на современном этапе: тезисы в сборнике по материалам теоретической конференции аспирантов - М.: ВГИК, 1988. С. - 25-32.
35. Соболев, Р. Абрис Жана-Люка Годара / Р. Соболев // О современной буржуазной эстетике. - М.: Искусство, 1974. - 274 с.
36. Ребелло, С. Хичкок. Ужас, порожденный «Психо» / С. Ребелло — М.: Эксмо, 2013. - 210 с.
37. Сокольская, А. Марсель Карне / А. Сокольская. - М: Искусство, 1972. - 160 с.
38. Федоров, А.В. Медиаобразование будущих педагогов / А.В. Фелоров. - Таганрог: из-во Кучма, 2005. - 314 с.
39. Фрейлих, С.И. Теория кино / С.И. Фрейлих. - М.: Академический проект,
2015. - 512 с.
40. Хренов, Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов / Н.А. Хренов. - М.: Государственный институт искусствознания, 2008. - 536 с.
41. Уиттакер, Э. О чем думают французы? 1236 фактов от багета до братьев Люмьер / Э. Уиттакер. - М.: Рипол-Классик, 2016. - 520 с.
42. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
43. Ямпольский, М.Б. Проблема взаимодействия искусств и
неосуществленный мультфильм Фернана Леже «Чарли-кубист» / М.Б. Ямпольский // Проблема синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985. - 99 с.
44. Ямпольский, М. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии / М. Ямпольский. - М: Музей кино, 1993. - 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ